Монтаж захлестов трубопроводов что это такое

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Захлест

Захлест — соединение двух участков трубопроводов, в месте технологического разрыва. [1]

Захлестом называют такое положение двух концов трубопровода в траншее, когда один из них заходит за другой. [2]

Монтаж захлестов в траншее выполняется при помощи двух трубоукладчиков с применением приспособления для сборки ( центровки) стыков — наружного центратора. Этим приспособлением концы двух труб охватываются двумя сжимающимися полукольцами и приводятся в концентричное состояние по наружным диаметрам, в это же время создается нужный зазор. [4]

Сварку захлестов и вставку катушек ведут непосредственно в траншее. При этом не исключена возможность обрушения вертикальных стенок траншеи. Чтобы обеспечить безопасность, в местах врезки устраивают котлованы с местным уширением траншеи и приданием откосам безопасной крутизны с учетом угла естественного откоса грунта. Вынутый грунт располагают на расстоянии не менее 0 5 м от бровки котлована. [5]

Сварка захлестов опущенного в траншею трубопровода производится в день его укладки. [7]

Подгонка захлестов , или вставка катушек должна производиться в наиболее холодное время суток летом и в наиболее теплое — зимой. Категорически запрещается подгонять эти стыки путем ловли концов при удлинении трубы. [9]

Монтаж захлестов и катушек необходимо выполнять только в присутствии прораба или мастера с последующим составлением акта. [10]

Подгонка захлестов , или вставка катушек должна производиться в наиболее холодное время суток летом и в наиболее теплое — зимой. Категорически запрещается подгонять эти стыки путем ловли концов при удлинении трубы. [12]

Читайте также:  Voopoo прошивка неоригинальным кабелем

Стыки захлестов и катушек собирают с помощью центраторов. Резаные кромки труб обрабатывают шлифовальными машинами с образованием притупления 2 — — 5 мм. [14]

Приямки под технологические захлесты и трубную арматуру разрабатывают одновременно с рытьем траншеи, если позволяет устойчивость грунтов. [15]

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Монтаж — захлест

Монтаж захлестов и катушек необходимо выполнять только в присутствии прораба или мастера с последующим составлением акта. [1]

Монтаж захлестов в траншее выполняется при помощи двух трубоукладчиков с применением приспособления для сборки ( центровки) стыков — наружного центратора. Этим приспособлением концы двух труб охватываются двумя сжимающимися полукольцами и приводятся в концентричное состояние по наружным диаметрам, в это же время создается нужный зазор. [3]

Сборка разнотолщинных труб при монтаже захлестов не допускается. [4]

В местах, где выполняются работы по монтажу захлестов вблизи пересечений с действующими газо -, нефте — и нефте-продуктопроводами, необходимо организовать постоянный контроль за состоянием воздушной среды в траншее. [5]

В местах, где выполняются работы по монтажу захлестов вблизи пересечений с действующими газо -, нефте — и нефтепродукто-проводами, необходимо организовать постоянный контроль за состоянием воздушной среды в траншее. [6]

По окончании сварочно-монтажных и изоляционно-укладочных работ на переходе и после монтажа захлестов с обеих сторон перехода производят работы по установке сальников к защитному кожуху и по монтажу свечи для газопровода или отводного колодца для нефтепровода. [8]

Самоходные многопостовые установки широко применяют при строительстве трубопроводов в труднопроходимых местностях, при монтаже захлестов и переходов. [10]

Работы по ликвидации технологических разрывов допускается проводить при температуре окружающего воздуха не ниже-30 С. Монтажом захлестов и врезкой катушек должен руководить производитель работ в присутствии работника контрольных служб. При этом должен быть составлен акт на производство работ с оценкой качества выполненных операций. [12]

При подогреве кромок перед сваркой применяются внутренние подогреватели. Использование наружных подогревателей допускается при вварке катушек и монтаже захлестов . [13]

Чрезвычайное значение имеет правильное и своевременное оформление исполнительной документации на сварочно-монтаж-ные работы. Операции, выполняемые в обычном порядке — поворотная и неповоротная сварка труб, монтаж захлестов и катушек, вварка арматурных узлов — оформляются соответствующими записями в журналах установленной формы. [14]

Работы по ликвидации технологических разрывов следует выполнять, как правило, в светлое время дня при минимальной среднесуточной температуре. Монтаж захлесточных стыков следует выполнять в присутствии инженерно-технических работников. На проведенные работы составляется акт установленной формы. Сварка разнотолщинных труб при монтаже захлестов не допускается. Контроль стыков захлестов необходимо осуществлять радиографическим ( 100 %) и ультразвуковым ( 100 %) методами. [15]

Источник

Введение

Ти п о в а я технологическая карта на ликвидац ию технологически х разрывов при строительстве магистральных трубопроводов входит в комплекс типовых технологических карт на строительство ли н ейной части магистр а льных труб о проводов д и а м етрами 1 020 — 1420 мм в нормальных условиях.

Карт а разработана в соответствии с требованиями СН 47-7 4 и Руководством по разработке типовых технологических карт в стр о ител ь ств е.

Квалиф и кация исполнителе й и тари фи кация выполняемых ими работ приняты в соответствии с Тар и фно- к ва лифик а ци онным спра в очником, утвержденным Государственным Комитетом Совета Ми н истров СССР п о вопросам труда и заработной платы.

Калькуляции трудовых затрат сос т ав л е ны в соответствии с Ведомственными нормами и расценками на строительные, мо н та жны е и ремонтно-строительные работы [7].

П ри разработке к ар ты использована основ н ая нормативная и тех ни ческая литература [1 — 12 ].

I . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1 . 1. Типова я технологическая карта разработана на ликвидацию тех н олог ич еских разр ы вов при строительстве магистральных трубопроводов диаметрами 1 020 — 1 420 м м.

1 .2. При разра б отке типовой технологической карты при н яты с л е дующи е исходны е положения:

т олщина стенок труб ди аметром 1 020 мм — 1 2 и 1 4 м м;

то же 1 220 мм — 1 2 и 1 6 мм;

— » — 1 420 мм — 1 8 и 20,5 мм.

Трубы изг о товлены из спо к ойных и п ол у спокой ны х низколегированных с талей с предел о м прочн о сти до 55 кг с/ мм 2 .

Монтаж, сварку и изоляцию техноло г ичес к их захлесто в и врезку кату ш ек производят в тра нш ее.

Вид и конструкция и з оляционного п ок рыт и я — дв у слойное из липких полимерных лен т.

1.3. В состав раб о т, рассматриваемых картой , в ходя т:

м онта ж и сварка трубопровода на за хл ес т ах;

врезка и сварка к ат уш ек;

изоляция катушек и захлестов в траншее вручную.

1 .4. Работы в ы полняются в летний период (в условиях равнин о й местности и грунтах естественной влажности) и ведутся в од н у смену пр о дол жи тельнос т ью 6, 8 2 ч.

1 .5. Привязка типово й технологической карты к конкретным условиям строительст в а долж н а включать:

учет сезо н а прои з водства работ;

определе н ие производительности труда при условии изменен ия сменности работ;

расчет кал ь куляци и трудовых затрат с использ о ванием поп р авочных коэффиц и ентов для в ып ол н е ния раб о т в услож н енных условиях с применением технологии и о рга ни зации, пр е ду см отренной картой на нормаль н ые у с ловия;

учет объемов работ, средств механизации и р а схода мат ери а л ов при изменен и и конструкти вны х параметров трубы (толщина стенки, марка стали, разделка кр ом ок ), тип и м арки элек т родов, а при и с пользов ан ии д о пол н ительных м еханиз м ов увел и чение в связи с этим состава звена (бригады ).

II . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

2. 1 . До начала ра бо т по ликвидации технологических разр ы вов (зах л естов и катушек) необходимо:

оста в ить не зас ып а н н ым и в местах тех н ологических разры в ов ко н цы уложе нн ого трубо п ровода длиной до 80 — 1 00 м в зав и симости от диаметра трубопровода;

вырыть приямки заблаговременно в м е с тах зах л еста или врезки катушки;

доставить к месту врезки катушки трубу необходи м ой длины;

перебаз и ровать к месту ведения раб о т механизмы, инструмент и необходимые материалы (трубы, пол им ер н ые ле н ты, э лектроды ).

2.2. Монтаж трубопровода при ликвидации тех н ологического захлеста производят в сл е дую щ ей т ехн о логической последователь н ости (рис. 1):

определить место реза под стык технологического захлеста (стык должен быть расположен на расстоянии не менее одного диа м етра от соседнего стыка );

приподнять по с ле снятия инвентарных заглу ш ек плеть, п о длежащую обр е зу , т рубоу к ладч и ко м вверх и о тве сти в сторону на 20 — 25 см из в е рхней образу ющей пле т и, лежащ е й на дне тр анше и;

очистить от изоляции ко нц ы труб и произвести разметку линии реза с таким расчетом, чтоб ы зазор в стыке не прев ыш а л допустимо й велич и ны для данного диаметра и толщ и ны стенок труб;

обрезать под фаску ко н ец верхней трубы м аши нк ой для р езки труб «Орб и та — 2 » .

Рис. 1. Схема организации р а бот при ликвидации технологического зах л еста:

1 — трубоукладчик; 2 — с варочна я установка; 3 — аппаратура для резки; 4 — центратор нару ж ный; 5 — ма ш ина для обрезки труб.

П осле резки п оверхность кромок т руб дол жна быть ров н ой без в ы ступов и выр ы во в . Кромк и тщател ь но обрабатыв аю т шлифовальной маш и нкой с внутренней и наружной стороны. Угол скоса д ол жен быть 30 — 35°, приту п ление 1 ,5 — 2 мм. Косину стыка (не перпе ндик улярность торца трубы к ее образующей) проверяют при помощи специаль ны х шаблонов.

2.3. Трубоукладчиком верхнюю плеть опускают на дно тра н шеи, собирают и центруют ее с помощью наружного це н тратора типа ЦЗ . Зазор в стыке перед сваркой должен соответствовать 3, 0 — 3 ,5 мм. Ц ентровку стыка выполняют без натя ж ки си лов ыми м е ханизмам и .

2.4. По окончании сборки и подгонки прихватывают и сваривают стык.

2.5. Монта ж стыка пр и врезке катушек осуществляют в сле д ующей технологической после д овательности (рис. 2 ):

очи щ ают от изоляции концы п летей, зате м кро м ки катуш к и и плети зачищают шлифовальной машинкой с вн у тренней и наружной сторон ы до металлического блеска на ширину не менее 1 0 мм;

приподнимают трубоукладчиком конец одно й из плетей, лежащих на дне тран ш еи;

прист ы ковыва ю т вторы м трубоукладчиком кату ш ку к приподн я той плети и удерживают ее в этом поло ж ении до окончания сборки и сварк и стыка с помо щ ью нару ж ного центратора типа ЦЗ.

Монта ж второго стыка при врезке катушки прои з в о дят аналог и чно мо н та ж у сты к а п ри ликвидац и и технологического зах л еста.

Рис. 2. Схе м а организации работ при в р е з к е кату шк и:

1 — трубоукладчик; 2 — свароч н ая установка; 3 — а пп аратура для резки; 4 — центратор нару ж ный; 5 — газ о режущая маш ин к а.

2.6. Сварку с т ы ков п ри монтаже зах л есто в и катушек следует производить по тех н ологии, у с тановленной в технологических картах на сборку и сварку с екций в нитку при строительстве магистральн ы х трубопроводов диаметрами 1020, 1 220, 1 420 мм.

Источник

Монтаж захлестов трубопроводов что это такое

Сварка захлестов

В зависимости от условий выполнения работ, сварка захлесточных стыков при ликвидации технологических разрывов может производиться по трем схемам:

– схема 1 – оба конца трубопровода свободны (не засыпаны землей), находятся в траншее (или на её бровке) и имеют свободу перемещения, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях;

– схема 2 – конец одного из стыкуемых участков трубопровода свободно перемещается в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а другой защемлен (подходит к крановому узлу, засыпан и т.п.);

– схема 3 – оба конца соединяемых участков трубопровода засыпаны (защемлены), но оси соединяемых участков находятся в пределах, соответствующих условиям сборки.

В соответствии с первыми двумя схемами соединение участков трубопровода может осуществляться сваркой одного кольцевого захлесточного стыка или вваркой катушки с выполнением двух кольцевых стыков. В соответствии с третьей схемой ликвидацию технологического разрыва производят исключительно путем вварки катушки с выполнением двух кольцевых стыков (или трех стыков – для варианта составной катушки).

До начала монтажных работ необходимо:

– произвести откачку воды (при необходимости) в летнее время, а в зимнее время очистить котлован (приямок) от снега;

– очистить наружную поверхность трубопровода на 2 м от торца, а также внутреннюю полость трубы от возможных загрязнений (снег, лёд, грунт и др.);

– произвести визуальный осмотр. Не допускается любой ремонт стыкуемых труб и катушек без согласования с Заказчиком.

При монтаже захлеста подготовительно-сборочные и сварочные операции осуществляются в следующей последовательности:

– подготовить под сварку один из концов трубопровода, уложить его на опоры высотой не менее 500 мм (по оси трубопровода), либо выкопать приямок необходимой величины. При необходимости освободить не защемленную плеть от грунта на длину не менее 100м.

– вывесить трубоукладчиком вторую плеть рядом с первой и сделать разметку места реза. Разметка места реза должна быть выполнена с помощью шаблона, чтобы обеспечить перпендикулярность плоскости реза оси трубопровода;

– обрезать конец трубы газовой резкой с последующей подготовкой фасок специализированным станком для обработки кромок;

– состыковать трубы путем подъема обрезанной плети трубоукладчиками с помощью мягких полотенец на высоту не более 1,5 м на расстоянии 40-50 м от конца трубы так, чтобы обрезанный конец трубы провисал за счет упругих деформаций, что позволит совместить один конец трубопровода с другим;

– осуществить регулировку зазора в стыке изменением высоты подъема трубопровода трубоукладчиками, установить страховочную опору и наружный центратор, выполнить прихватку для фиксации сборочного зазора;

– произвести предварительный подогрев стыка и приступить к сварке корневого слоя шва. В процессе сварки корневого слоя прихватки полностью удаляются. После сварки не менее 60% длины корневого слоя шва центратор может быть снят. Затем следует доварить корневой слой и выполнить заполняющие и облицовочный слои шва.

При выполнении захлесточного стыка путем установки катушки необходимо изготовить катушку из труб того же диаметра, той же толщины и марки стали, что и соединяемые участки трубопровода, и уложить ее на деревянные или инвентарные опоры (лежки) рядом с траншеей. Длина катушки должна быть не менее одного диаметра трубы.

Подготовка труб к сборке и сварке при врезке катушек (схема 2) осуществляется в приведенной ниже последовательности:

– на торцах труб соединяемых плетей произвести замер (с точностью 1 мм) их периметров по внутренней и наружной поверхностям. На основании полученных результатов произвести выбор трубы аналогичного размера и класса прочности для изготовления катушки;

– подготовить катушку длиной не менее одного диаметра трубы с разделкой кромок, соответствующей разделке соединяемых труб. Длина катушки должна составлять не менее одного диаметра трубы;

при необходимости освободить от грунта не защемленный участок трубопровода на длине не менее 100м, необходимой для манипулирования плетью при сборке стыка захлеста;

– подготовить под сварку защемленную плеть трубопровода, выкопав приямок, размеры которого достаточны для безопасного проведения работ по сварке и контролю;

– приподнять трубоукладчиками не защемленную плеть, установить опору и пристыковать катушку к трубопроводу;

– произвести предварительный подогрев;

– выполнить сборку с применением наружного центратора, выполнить прихватку, зафиксировав необходимый зазор;

– приступить к сварке корневого слоя шва. В процессе сварки корневого слоя прихватки полностью удаляются. После сварки не менее 60% длины корневого слоя шва центратор может быть снят. Затем следует завершить сварку корневого слоя и выполнить заполняющие и облицовочный слои шва;

– вывесить трубоукладчиком не защемленную плеть с приваренной катушкой и разметить на катушке место реза. Разметка линии реза должна быть выполнена с помощью шаблона, чтобы избежать образования «косого стыка»;

– установить страховочную опору и осуществить газовую резку с последующей подготовкой фасок специализированным станком для обработки кромок;

– поднять трубоукладчиком не защемленную плеть на высоту, необходимую для совмещения с торцом защемленной плети трубопровода. В некоторых случаях вблизи зоны сварки на поднятом конце трубопровода используется второй трубоукладчик;

– выполнить предварительный подогрев, сборку и сварку второго стыка.

При монтаже и сварке захлесточного стыка по схеме 3, когда оба конца соединяемых плетей защемлены, не свободны, работы следует проводить в следующей последовательности:

– произвести проверку соосности соединяемых участков трубопровода;

– выкопать приямок, размеры которого достаточны для безопасного проведения работ по сварке и контролю;

– на торцах труб соединяемых плетей произвести замер (с точностью 1 мм) их периметров по внутренней и наружной поверхностям. На основании полученных результатов произвести выбор трубы аналогичного размера и класса прочности для изготовления катушки;

– изготовить катушку длиной не менее одного диаметра трубы. Катушка должна быть той же толщины, того же диаметра и класса прочности, что и соединяемые (основные) трубы, а также с разделкой кромок (по возможности);

– с помощью трубоукладчика прицентровать катушку к соединяемым торцам технологического разрыва. Установить страховочную опору;

– выполнить предварительный подогрев, сборку и сварку в соответствии с регламентациями настоящего раздела. Сварка обоих стыков выполняется одновременно.

Для сборки стыков захлестов используют наружные центраторы (преимущественно гидравлического типа).

Для повышения качества сборки стык следует собирать с зазором на 0,5-1 мм меньше рекомендуемого с последующим сквозным калиброванным пропилом зазора абразивным кругом толщиной 2,5-3,0 мм.

В процессе монтажа захлесточного стыка запрещается для установки требуемого зазора или обеспечения соосности труб натягивать или изгибать трубы силовыми механизмами, а также нагревать за пределами зоны сварного стыка.

В процессе сварки захлесточного стыка запрещается производить изменения параметров монтажной схемы, зафиксированной к моменту завершения сборки. Опуск приподнятого при монтаже участка (участков) трубопровода разрешается только после окончания сварки стыка(ов).

Сварку захлесточных стыков следует выполнять без перерывов. Не допускается оставлять незаконченными сварные соединения захлестов.

Не допускается выполнение захлестов на соединении труба + кривая гнутья.

Работы по ликвидации технологических разрывов следует выполнять в светлое время дня при минимальной среднесуточной температуре (но не ниже минус 40°С).

После окончания сварки захлесточный стык следует накрыть термоизолирующим поясом до полного остывания.

Режимы сварки приведены в таблице 5.9

Таблица 5.9 Параметры режимов сварки захлестных стыков

варочные слои Диаметр, мм Полярность Сварочный ток, А
Корневой 2,6

3,2

прямая/обратная 70 – 90

80 – 120

Заполняющие

в 2 слоя

3,2

4,0

обратная 90 – 120

130 – 170

Облицовочный

в 1 прохода

3,2

4,0

обратная 90 – 120

130 – 160

Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) по установленным нормам.

Источник