Монтаж установка холодильных машин
Монтаж холодильной машины проводится в определенном порядке. 1. Распаковка холодильного агрегата и составление акта технического осмотра. 2. Ознакомление с настоящей инструкцией. 3. Установка холодильного агрегата. 4. Электромонтаж. 5. Монтаж трубопроводов. 6. Подготовка машины к пуску: а) заполнение системы фреоном; б) проверка системы на утечку фреона; в) удаление воздуха из трубопроводов; г) продувка фреоном трубопроводов. 7. Запуск машины на автоматическую работу и ее проверка. 8. Сдача холодильной установки в эксплуатацию. 9. Составление акта монтажа и сдачи холодильной установки в эксплуатацию. Распаковка агрегата производится согласно надписи на ящике осторожно. Затем агрегат проходит технический осмотр. Проверя-ются комплектность по упаковочной ведомости, отсутствие повреж-дений, возникших от неосторожной транспортировки, наличие и со-хранность заводских пломб. Осторожно, чтобы не нарушить пломб, удаляется антикоррозионная смазка. После этого агрегат взвешивается. Снижение его веса более чем на 500 г против веса, указанного в паспорте, свидетельствует об утечке фреона и требует принятия мер к ее устранению. В этом случае составляется акт осмотра агрегата с указанием места утечки и способа проверки ее. Акт осмотра направляется заводу. Снятие пломб с агрегата разрешается только после проверки его герметичности. При снятых пломбах завод претензий на утечку фреона из заряженного заводом агрегата не принимает. Установка холодильного агрегата производится на подготовленное для него место, к которому обеспечен подвод свежего воздуха для охлаждения агрегата. Электромонтаж выполняется специалистом-электриком в соот-ветствии с электрической схемой (7), соблюдением действующих электротехнических правил и норм, а также правил техники безопасности. Обмотки электродвигателя включаются по схеме «звезда». Магнитный пускатель, рубильник, предохранители устанавли-ваются вблизи агрегата. Монтаж пускателя должен производиться на ровной вертикальной плоскости. Допускается отклонение от вертикали на ±5°. К пускателю подводится трехфазный ток нап-ряжением 380 е. Катушка подключается на линейное напряжение.
КОРПУС ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И МАГНИТНОГО ПУСКАТЕЛЯ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ЗАЗЕМЛИТЬ ИЛИ ЗАНУЛИТЬ. Электрические соединения между электродвигателем и магнитным пускателем выполняются гибким медным проводом сечением не менее 1,5 мм2. Зачищенные от изоляции концы проводов облудить. Присоединение проводов к контактам переключателя «тумблер» выполнить горячей пайкой. При лужении и пайке применяется бескислотный флюс. Перед пуском в эксплуатацию холодильного агрегата необходимо: а) убедиться, что в тепловом реле ТРН-8 (ТРН-8А) установлены нагреватели на ток 2 а
б) сверить номинальное напряжение катушки с напряжением, подаваемым на катушку; в) убедиться, что все электрические соединения выполнены по схеме и проверить их надежность. Монтаж трубопроводов выполняется после окончательной уста-новки всего холодильного оборудования. Расположение трубок должно обеспечить свободный доступ ко всем частям агрегата и особенно к вентилям, маховику и электро-двигателю (для смены или натяжения ремня). Трубка d 12 мм сое-диняет выходной штуцер испарителя со всасывающим вентилем компрессора, трубка d 8 мм — штуцер терморегулирующего вентиля с фильтром на ресивере. Монтаж следует вести от испарителей, прокладывая сначала трубку большего диаметра (12 мм) с незначительным уклоном в сторону компрессора, а по ней — трубку d 8 мм. Излишек длины трубок используют для. устройства петель, поглощающих их вибрацию. Петли располагают только в горизон-тальной плоскости, чтобы в них не скоплялось Масло. Изгибы трубок следует выполнять по радиусу 8—15 см, но не менее 3 см. Трубки при этом должны сохранять свое круглое сечение. Чтобы они не сплющивались, рекомендуется для их гибки использовать специальную спираль. Обжатые концы трубок необходимо обрезать и зачистить так, чтобы торцы трубок были перпендикулярны оси, имели правильную окружность и чистую поверхность. Развальцовку концов следует выполнять с помощью специального приспособления. Перед развальцовкой на трубку надеваются накидные гайки. Для монтажа агрегата требуется один переходящий комплект накидных гаек (2 шт М 14 X 1,5 и 2 шт М22 X 1). Накидные гайки, снятые при монтаже с компрессора и испарителя, идут в переходя-щий комплект. Развальцованные концы трубок должны иметь чистую поверх-ность (без рисок, вмятин и пр.). Внутренняя поверхность трубок также должна быть совершенно чистой. Концы трубок и штуцера перед сборкой промываются чистым бензином или ацетоном до полного обезжиривания. В накидные гайки, обмерзающие при эксплуатации, поверх трубки вводится технический вазелин для предохранения от попа-дания влаги. Затяжка, а также отвинчивание накидных гаек и заглушек на штуцерах всех ниппельных соединений должны производиться с помощью двух ключей. Одним ключом необходимо придерживать штуцер, вентиль и т. п., а вторым — отвинчивать заглушку или за-тягивать накидную гайку. Чувствительный патрон вентиля необходимо крепить на прямой участок всасывающей монтажной трубки у испарителя. Места крепления патрона на трубе очистить от краски до чистого металла и плотно притянуть чувствительный патрон к трубке скобочкой. Слабое крепление приводит к нарушению нормальной работы установки. Капиллярная трубка ТРВ разматывается по мере надобности, а остающаяся спираль помещается так, чтобы участок капиллярной трубки имел наклон от спирали к патрону. ВНИМАНИЕ! Влага является врагом автоматической холо-лодилыюй установки, поэтому не допускайте попадания влаги в систему: а) не продувайте ртом трубок и деталей с целью удаления опилок и пыли; б) не оставляйте трубки в открытом виде или с неплотно завер-нутыми заглушками; в) не открывайте трубки или узлы установки, внесенные с холода в помещение, раньше, чем они нагреются до комнатной температуры; г) не допускайте, чтобы влага, грязь, пыль при монтаже попадали внутрь системы. Подготовка машины к пуску. Перед пуском тщательно прове-рить герметичность всех соединений и удалить из трубопроводов воздух, всегда содержащий влагу, присутствие которой в системе совершенно недопустимо. Заполнение системы фреоном. На тройнике всасывающего вен-тиля компрессора устанавливается мановакуумметр. Пломбы с вентиля ресивера и нагнетательного вентиля снимаются. Колпачок с нагнетательного вентиля снимают и, вращая шпиндель по часовой стрелке, проверяют, закрыт ли вентиль. То же самое проделывают со всасывающим вентилем. Поворачивают шпиндель всаеывающего вентиля на пол-оборота против часовой стрелки, открывая тем самым проход к испарителю и к мановакуумметру, и наблюдают за показаниями последнего. Если стрелка покажет повышение давления, то это значит, что компрессор находится под избыточным давлением. На некоторое время приоткрывают вентиль ресивера и впускают фреон в систему, создавая давление 1 — 1,2 ати (исключая кон-денсатор-ресивер). Проверка системы на утечку фреона производится галоидной горелкой и основана на свойстве фреона менять цвет пламени эти-лового спирта, горящего в присутствии меди. Горелка заправляется этиловым спиртом, который, сгорая, на-гревает медную насадку. Воздух для горения поступает в основном через резиновую трубку, свободный конец которой помещают возле мест предполагаемой утечки. Пары фреона, попадая с воздухом к пламени, меняют цвет его на светло-зеленый и даже голубой. При незначительных утечках фреона горелка малочувствительна. В таких случаях следует проверять места соединений при помощи мыльной пены. Мыльный раствор должен легко пениться 21
при взбивании кисточкой и наноситься на места возможных утечек. В месте утечки фреона появляется мыльный пузырь. В местах, труд-нодоступных для осмотра, следует пользоваться небольшим зерка-лом. Пузырьки в местах утечки не всегда появляются сразу, поэтому сомнительные места смазываются вторично. Имеется еще один надежный способ определения мест утечки фреона — по масляным пятнам, основанный на свойстве фреона и масла взаимно растворяться. Проверяемое место, с которого бен-зином тщательно удаляется смазка, обматывается чистой белой бу-магой и .обвязывается ниткой. Появление на бумаге пятен свиде-тельствует об утечке. Особо тщательно следует проверять ниппельные соединения у терморегулирующего вентиля, испарителя, ресивера и всасывающего вентиля компрессора. Удаление воздуха (вакуумирование). После проверки герме-тичности с тройника нагнетательного вентиля снимают одну накид-ную гайку и на него надевают резиновую трубку, опуская второй ее конец в чистую сухую банку для сбора масла. Нагнетательный вентиль компрессора и вентиль ресивера должны быть закрыты, а всасывающий вентиль открыт в линию и ма-новакуумметр. Отключают регулятор давления от сети, чтобы не прерывался процесс вакуумирования, для чего необходимо перекрыть всасы-вающий вентиль на тройник, отсоединить трубку прессостата. Освободившийся конец тройника заглушить, или присоединить к нему мановакуумметр, после чего открыть проход к тройнику, ввернув шпиндель вентиля на 1,5—2 оборота. Включив электродвигатель, запускают компрессор и производят отсасывание воздуха (вакуумирование) до 700—720 мм рт. ст. по мановакуумметру. Если вместо мановаккумметра пользуются манометрами, то отсос воздуха ведут до нуля и затем еще в течение 10—15 минут. С помощью мыльной пены, нанесенной на отверстие тройника нагнетательного вентиля (при снятой резиновой трубке), можно оп-ределить окончание вакуумирования. Если в течение 10 минут не появится мыльный пузырь, процесс вакуумирования можно-считать законченным. При значительном (более 200 г) выбросе масла необходимо добавить масло в компрессор (см. стр. 27). Продувка фреоном трубопроводов. Компрессор останавливают и на тройник нагнетательного вентиля вместо резиновой трубки ус-танавливают манометр. Накидную гайку умышленно не затягивают, чтобы дать выход фреону во время продувки. На 1—2 секунды приоткрывают вентиль ресивера и выпускают часть фреона, который, заполняя систему, вытесняет оставшийся в ней воздух. Пары фреона с остатком воздуха выходят с шипением 22
из-под слабо затянутой гайки манометра; в конце процесса по-являются брызги фреона. Необходимо немедленно плотно притянуть накидную гайку, чтобы не допустить потери фреона.
Для комплектации СКВ с центральными и местными кондиционерами выпускаются холодильные водоохлаждающие машины, полностью готовые к монтажу.
ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ — холодильные агенты для выработки. ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. — комплекс холодильных машин, в к-рых используют.
Источник
Монтаж установка холодильных машин
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Монтаж торгового холодильного оборудования должен выполняться в соответствии с проектно-сметной документацией и требованиями изготовителя оборудования.
Холодильное оборудование в складских помещениях и иных технологических помещениях располагается в соответствии с требованиями технической документации на оборудование. Расстановка торгового холодильного оборудования в торговых залах должна обеспечивать покупателям удобство выбора товаров. Ширина проходов между торгово-технологическим оборудованием в торговом зале принимается по таблице 1.
Между параллельно расположенными островными горками
Стационарное торговое холодильное оборудование должно устанавливаться на фундамент и надежно крепиться анкерными болтами. Торгово-технологическое оборудование, являющееся источником вибрации, должно монтироваться на специальных фундаментах, основаниях и виброизолирующих устройствах, обеспечивающих допускаемый уровень вибрации. Конструкция торгового холодильного оборудования должна включать устройства (средства) для обеспечения электробезопасности (ограждение, заземление, изоляция токоведущих частей, защитное отключение и др.). Части холодильного оборудования (в том числе предохранительные клапаны, кабели и др.), механическое повреждение которых может вызвать возникновение опасности, должны быть защищены ограждениями.
Перед запуском торгового холодильного оборудования, ограждения и приспособления, снятые с места для удобства монтажа, должны быть установлены на штатные места, прочно и правильно закреплены. Защитные ограждения и подобные устройства не должны сниматься без применения инструмента.
Компрессор всегда должен устанавливаться на горизонтальное основание. Трубопроводы линии всасывания должны иметь небольшой уклон в сторону компрессора; линии нагнетания должны иметь небольшой уклон в сторону от компрессора. Если в комплект поставки компрессора входят гасители вибрации (демпферы), их тоже необходимо установить, тогда на всасывающем и нагнетательном трубопроводах также должны быть гасители вибрации. На вертикальных всасывающих трубопроводах через каждые 3,5 м должны быть установлены масловозвращающие петли.
Параллельно соединенные компрессоры должны иметь систему выравнивания уровня масла в картерах, которая может быть организована с помощью уравнительной трубы, соединяющей картеры обоих компрессоров.
В системах с одной уравнительной трубой, труба должна соединять оба масляных картера и иметь такой диаметр, чтобы масло и пары хладагента могли идти через нее беспрепятственно. В системах с двумя уравнительными трубами, одна труба соединяет масляные части картеров компрессоров, а другая — их паровые камеры. При монтаже системы выравнивания уровня масла в любом из этих вариантов компрессоры необходимо устанавливать в одной горизонтальной плоскости. Уровень масла можно также выравнивать с помощью регуляторов уровня масла.
В этом случае компрессоры можно устанавливать на разных уровнях, но при этом в систему должно быть установлено следующее оборудование:
вентиль выравнивания давления;
регуляторы уровня масла.
Каждый компрессор должен иметь защиту в виде реле высокого давления, которое настраивается с использованием баллона со сжатым газом. Для чего вначале следует задать давление замыкания, затем задать дифференциал на шкале и проверить давление размыкания. Оно должно быть равно давлению замыкания минус рабочий диапазон. (Деления на шкалах носят ориентировочный характер. Если компрессор, конденсатор и ресивер установлены снаружи помещения — давление замыкания для магистрали низкого давления должно быть ниже минимально возможного давления в зимнее время (при температуре воздуха окружающей среды). В этом случае давление в магистрали всасывания после длительной остановки зависит от давления в ресивере).
Элементы холодильных машин и установок, использующих в качестве рабочего тела жидкость или газ, соединяются трубами.
Технология разрезания труб не должна :
нарушать форму их поперечного сечения;
допускать вмятины, попадание стружки вовнутрь трубы.
Для этого следует использовать дисковые отрезные устройства — труборезы. Трубы малого диаметра 2. 4 мм, в том числе капиллярные трубки, необходимо разрезать труборезными и капиллярными ножницами, возникшие задиры необходимо удалять риммером.
Технология гибки для мягких и твердых труб различна и зависит от их диаметра. Ручная гибка с помощью пружин применяется для мягких труб диаметром до 19 мм. Радиус гибки ручным способом составляет 6. 8 наружных диаметров трубы. При необходимости получить радиус гибки меньших размеров и для труб диаметром более 19 мм — необходимо использовать трубогибы. Трубогибы могут быть с ручным, пневматическим, гидравлическим и электрическим приводом.
Трубы между собой или с элементами холодильного контура соединяются с помощью резьбовых (вальцовочных), фланцевых соединений или пайкой.
Конусное расширение (вальцовка), которое делается под углом 90°, заходит в наконечник штуцера и прижимается гайкой. Для создания конусного расширения используются вальцовки с конусным пуансоном. При вальцовке труб пуансон необходимо смазывать компрессорным маслом. Зажимать трубку в пуансоне необходимо так, чтобы труба выступала над плоскостью губок на 1 /3 высоты конуса губок. Конусный раструб должен быть симметричным с ровным торцом.
При пайке, трубы, для механической прочности, соединяются с помощью прямых цилиндрических раструбов, которые выполняются специальным инструментом — сегментным расширителем. Внутренний диаметр цилиндрического раструба должен быть таким, чтобы между соединяемыми трубами был капиллярный зазор (0,025. 0,15 мм), который обеспечивает всасывание жидкого припоя в пространство между трубами за счет капиллярного эффекта. Подобное соединение можно паять в произвольном положении трубопровода, если зазор будет больше — капиллярный эффект не возникает. Соединять трубы можно также с помощью фитингов (трубки, повороты, тройники, кресты и т.п.).
Трубы должны паяться с помощью твердого припоя при температуре 460. 560 °С. Тип припоя определяется соотношением меди и других металлов в его составе. При наличии в составе припоя серебра его называют серебряным. Чем больше содержание серебра, тем ниже температура плавления припоя, тем лучше смачиваемость припоя и его обтекание места пайки. Хорошее качество пайки получается при применении медно-фосфорных припоев, но температура плавления их выше, а смачиваемость хуже серебряных. При пайке соединений медь-медь медно-фосфорным припоем флюс не применяется. Для пайки соединений медь-латунь, медь-бронза применяется флюс.
Капиллярный зазор при использовании серебряных припоев должен быть 0,05. 0,15 мм, при использовании медно-фосфорных — 0,025. 0,15 мм. Трехкомпонентные медно-фосфорные припои с содержанием серебра до 15 % предназначены для высокотемпературной пайки в холодильной промышленности. Припои этого класса широко используются при монтаже холодильного оборудования для соединений, испытывающих незначительные вибрационные и ударные нагрузки. При пайке нетермостойких элементов арматуры (ТРВ, вентили, смотровые стекла) требуется их охлаждение для предотвращения недопустимого перегрева. Четырехкомпонентные серебряные припои используют при пайке соединений, испытывающих значительные вибрационные нагрузки (например, при пайке трубопроводов к компрессору).
Для пайки применяются нагреватели (горелки), работающие на смеси газов:
Используются также резистивные электрические нагреватели. Для уменьшения потерь тепла, особенно при использовании пропановой горелки, применяют отражатели. При пайке необходимо создать внутри трубы среду нейтрального газа (азота), что исключит образование окалины внутри трубы.
При прокладке хладоновых магистралей необходимо выполнять следующие требования:
Изгибы трубопроводов должны быть плавными. Стенки трубок на изгибах не должны собираться в гофры, на изгибах сломы не допускаются .
Фреоновые трубопроводы должны быть теплоизолированы по всей длине.
Каждая труба должна иметь отдельную теплоизоляцию. Объединять трубы в одну теплоизоляцию не допускается . Теплоизоляция незащищенных от механических воздействий фреоновых трубопроводов должна быть покрыта армированным влагостойким скотчем или лентой ПВС, чтобы избежать атмосферных воздействий. Механическая изоляция может быть общей для трубопроводов, электрических проводов и дренажной трубы.
Фреоновые трубопроводы в штробах должны быть закреплены через каждые 0,6 м. Крепление в штробах на поворотах обязательно. Ширина и глубина штроба должна быть достаточной для того, чтобы после укладки коммуникаций осталась возможность перекрыть их штукатурным раствором на глубину не менее 20 мм. Закладка в штробы трубопроводов с паяными стыками, как правило, не допускается .
При прохождении фреоновыми трубопроводами ограждающих конструкций (стен, межэтажных перекрытий) обязательна установка стальных или пластмассовых гильз. После установки гильза заделывается теплоизоляцией и цементным раствором.
Пустоты в гильзе должны быть на всю глубину заполнены вспенивающейся теплоизоляцией.
В случае прокладки фреоновых трубопроводов за подвесным потолком допускается прокладка без защиты от механических воздействий. Трубопроводы подвешиваются на специальные кронштейны или перфорированную подвеску. Крепление фреоновых трубопроводов к уже существующим прочим коммуникациям не допускается .
Превышение длины хладоновых трубопроводов относительно предельно допустимой длины для данного типа холодильного агрегата не допускается .
На горизонтальных участках для возврата масла на всасывающем трубопроводе необходимо делать уклон, равный 2 %, в сторону компрессора. На выходе испарителя, расположенного выше компрессора, необходимо делать U-образную маслоподъемную петлю, после чего всасывающий трубопровод следует поднять выше компрессора, чтобы не допустить стекания жидкого хладагента в компрессор . В случае если испаритель расположен ниже компрессора, то на выходе испарителя также необходимо установить маслоподъемную петлю. Та часть трубопровода, которая имеет наклон в сторону компрессора, должна начинаться обратным сифоном, расположенным в самой верхней точке труопровода таким образом, чтобы препятствовать попаданию масла в испаритель. Для холодильных установок с регулируемой производительностью восходящие участки всасывающих трубопроводов выполняются из двух параллельных труб. Диаметр этих трубопроводов определяется таким образом, чтобы в сумме оба они обеспечивали возврат масла в компрессор при полной нагрузке. При частичной нагрузке труба большего диаметра оказывается закупоренной масляной пробкой, образованной в маслоподъемной петле, в результате чего скорость газового потока в трубе меньшего диаметра возрастет, обеспечивая возврат масла. Диаметр этой трубы должен определяться исходя из условий обеспечения возврата масла при работе установки с минимальной производительностью.
Если конденсатор располагается выше компрессора, возникает опасность, что во время остановки компрессора масло, выброшенное в нагнетательную магистраль, будет стекать назад в клапанную группу. Поэтому если разность по высоте между конденсатором и компрессором составляет более 3 м, необходимо предусмотреть в начале восходящего участка маслоподъемную петлю. Если разность уровней еще больше, то маслоподъемные петли нужно устанавливать через каждые 3,5 м. Кроме того, на выходе компрессора нужно устанавливать маслоотделитель. Для установок с регулируемой производительностью необходимо устанавливать две параллельные линии, аналогично линии всасывания.
Жидкостный трубопровод должен иметь наклон в сторону регулятора потока. Нельзя создавать перевернутые U-образные участки трубопроводов, в которых может сосредоточиваться газ. Для восходящих жидкостных трубопроводов длиной более 5 м рекомендуется увеличить диаметр жидкостной трубы. После первого запуска установки необходимо добавить масло в контур до необходимого уровня в компрессоре.
При монтаже терморегулирующих вентилей необходимо выполнять следующие требования.
Корпус ТРВ устанавливается в горизонтальном положении как можно ближе к испарителю. Термосифон ТРВ должен находиться сверху.
Корпус ТРВ должен располагаться в таком месте, где его температура всегда будет выше температуры термобаллона.
Размещать термобаллон на трубе в зависимости от диаметра трубопровода всасывания, ориентируясь на такие показания часовой стрелки при диаметре трубопровода:
меньше 5 /8» (15,88 мм) — 12. 13 ч;
от 3 /4» (18 мм) до 7 /8» (22 мм) — 14 ч;
от 1″ (25,4 мм) до 1 3 /8» (35 мм) — 15 ч;
более 1 3 /8» (35 мм) — 16 ч.
Нельзя устанавливать термобаллон внизу трубы или на маслоподъемной петле, так как находящееся там масло искажает реальную температуру газа.
Термобаллон должен устанавливаться как можно ближе к выходу испарителя на горизонтальном участке.
Если нет возможности установить термобаллон на горизонтальной трубе, то, как исключение, термобаллон может быть установлен так, чтобы поток хладагента был направлен сверху вниз.
Капиллярная трубка должна подходить к термобаллону сверху, а термобаллон должен быть направлен вниз.
Термобаллон нельзя располагать на месте пайки трубопровода .
Термобаллон должен быть тщательно теплоизолирован, чтобы наружный воздух не влиял на работу ТРВ.
Уравнивающая труба ТРВ должна подходить к трубопроводу сверху и устанавливаться на расстоянии 100 мм от термобаллона.
Расстояние от уравнивающей трубки до маслоподъемной петли должно быть не менее 100 мм.
Дренажный трубопровод выполняется из пластмассовых труб диаметром 16. 25 мм. На поворотах можно использовать гибкие шланги. Трубопровод, в котором конденсат стекает самотеком, должен иметь уклон не менее 100 : 1 (снижение уровня на 1 см на каждый 1 м длины трубы). Если отвод конденсата самотеком обеспечить невозможно, устанавливаются конденсатные насосы.
Допускается прокладка дренажного трубопровода совместно с хладоновой магистралью и электрическим кабелем. Изгибы дренажных трубопроводов, выполненные гибким шлангом, должны быть плавными с радиусом не менее восьми диаметров.
Отвод конденсата в канализацию необходимо выполнять только с устройством водяного затвора.
Контроль герметичности холодильного контура производят путем подачи в контур избыточного давления, превышающего рабочее давление в 1,5 раза (опрессовка). При наличии в холодильном контуре элементов, чувствительных к такому давлению (например, предохранительные клапаны), их необходимо снять, а на их место поставить заглушки. После испытаний снятые элементы устанавливаются на место. Опрессовку холодильной установки следует производить сухим азотом.
ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
После изучения плана, проверки трассы, разметки и подбора комплектации приступают к монтажу проводов.
При разработке плана проводки или определения трассы по месту необходимо учитывать следующие требования.
Разветвительные коробки, розетки и выключатели должны располагаться в доступных для обслуживания местах, а токоведущие части должны быть закрыты.
Розетки должны устанавливаться в местах предполагаемой установки электрического оборудования на высоте 50. 80 см от уровня пола и не ближе чем в 50 см от заземленных металлических устройств (водопроводные трубы и трубы отопления, батареи и др.).
Провода прокладываются только по вертикальным и горизонтальным линиям, а их расположение должно быть точно известно, чтобы избежать повреждения при сверлении отверстий, забивании дюбелей, гвоздей или других крепежных изделий. Горизонтальная прокладка проводов производится на расстоянии 50. 100 мм от карниза и балок, 150 мм от потолка и 150. 200 мм от плинтуса. Вертикально проложенные участки проводов должны быть удалены от углов помещения, оконных и дверных проемов не менее чем на 100 мм. Провода не должны соприкасаться с металлоконструкциями здания . Провода вблизи труб газопровода или газовых счетчиков прокладываются параллельно им на расстоянии не менее 1 м. При наличии горячих трубопроводов (отопление и горячая вода) проводка должна быть защищена от воздействия высокой температуры теплоизоляционными прокладками.
Запрещается прокладывать провода под штукатуркой пучками, а также, если расстояние между ними менее 3 мм .
Запрещаются соединения жил проводов методом скрутки .
Категорически запрещается соединение жил алюминиевых проводов с медными .
Источник