Монтаж лотков железобетонных и элементов коллекторных систем
Современное промышленное и гражданское строительство в настоящее время невозможно осуществить без прокладки и обустройства целого ряда подземных коммуникаций. На основе железобетонных сборных конструкций происходит организация укладка систем водоотведения, электроснабжения и прочих инженерных сооружений.. Коллекторы и водоотводные системы являются частью инфраструктуры, обеспечивая комфортную эксплуатацию промышленных и жилых помещений, позволяя упростить их обслуживание и продлить срок службы. С помощью типовых коллекторных систем упрощается процесс строительства.
К стандартным железобетонным элементам коллекторов относят доборные и коллекторные балки, лотки, стеновые блоки коллекторов и панелей, тепловые камеры, днища коллекторов, плиты и трубы. Коллекторные системы также широко используют при обустройстве элементов транспортной инфраструктуры.
Разновидности лотков из бетона и специфика их применения
Производство бетонных лотков осуществляется с использованием технологии вибропрессования и вибролитья исходного материала. В качестве последнего задействуются цементы марки М500 и выше. Благодаря этому удается достичь высокой плотности раствора, исключить воздушные прослойки и пустоты, уменьшающие прочность, надежность и долговечность конструктивных изделий. В ряде случаев с целью повышения значения механической прочности используется технология армирования. В связи с этим железобетонные водоотводные лотки выделяются повышенной стоимостью и находят применение исключительно в тех ситуациях и обстоятельствах, когда востребованными являются их свойства и качества.
Лотки, используемые для обустройства ливневой канализации, разделяются в зависимости от класса нагрузки:
- С250 – находят активное применение для обустройства территорий парковок для стоянки легковых автомобилей, автодорог со средней и малой интенсивностью движения;
- D400 – используются для строительства дренажных и канализационных систем в небольших промзонах, на автозаправочных станциях, а также при обустройстве автодорог с высокой проходимостью;
- Е600 – задействуют для устройства водоотводных систем в комплексе строительства и обустройства железных дорог, автомагистралей, применяются на крупных промышленных объектах;
- F900 – бетон с наибольшим показателем прочности, который актуален для сооружения коллекторных и отводных систем с территорий портов, аэровокзалов, логистических центров, электростанций, прочих объектов с высоким уровнем ответственности.
Для бытовых целей в частном загородном домостроении, а также при оборудовании улиц и тротуаров находят применение лотки класса С250.
Качество и форму железобетонных водоотводных лотков регламентируется нормативными отраслевыми документами, основным из которых является ГОСТ-21509-76. В соответствии с ним изделия дифференцируются на следующие типы:
- ЛР – лотки, устанавливаемые на сваях;
- ЛРГ – изделия, монтаж которых производится на грунт.
По конструкции и форме различают прямоугольный (П-образные), трапециевидные, треугольные и параболические железобетонные лотковые изделия, используемые при конструировании коллекторных систем.
Особенности монтажа коллекторных систем
Для качественной и надежной установки водоотводных каналов, защитных тоннелей, а также канализационных систем, реализуется комплекс работ, включающий в себя ряд этапов. Среди которых:
- выбор марки и размеров железобетонных изделий, подходящих по назначению, исполнению и габаритам;
- проведение подготовительных мероприятий;
- выполнение основных работ.
Для монтажа выбирают одну из разработанных схем установки лотков, которые могут размещаться:
- на асфальтовом покрытии. По данной технологии могут размещать лотки типа С250, которые устанавливаются на бетонную стяжку толщиной не менее 150 мм с толщиной примыкающего шва 100 мм;
- в бетонной поверхности. Для этой цели используются лотки класса С250 и D400. Размеры минимальной бетонной стяжки при этом составляют не менее 100 мм снизу и 80 мм по краям для С250 и 100 мм снизу и по краям для установки изделий типа D400;
- для установки лотков марки Е600 и F900 в асфальтовое покрытие толщина слоя стяжки должна насчитывать не менее 200 мм, а ширина боковой стяжки – 150 мм.
К числу подготовительных мероприятий относят следующие виды работ:
- разработка проекта укладки лотков и установки коллекторных систем с учетом расположения всех действующих элементов водовода;
- разбивка местности в соответствии с проектной документацией с обозначением расположения каналов, труб, колодцев, клапанов, различного основного и вспомогательного оборудования;
- подготовка и транспортировка железобетонных изделий необходимой марки к месту предстоящего монтажа;
- техническое обеспечение процесса: аренда необходимых погрузчиков, экскаваторов, тракторов, грузового транспорта и т. д.
В ряде случаев коллекторные системы могут представлять собой сложные сборные гидротехнические сооружения с различными по конфигурации и назначению элементами.
После проведения этапа подготовительных мероприятий реализуется этап земляных работ, в ходе которого производится выемка грунта. Размер траншеи определяется исходя из габаритов используемого железобетонного лотка. Имеющийся грунт в донной части котлована уплотняется за счет использования песка и щебня. Устройство дренажной «подушки» предусматривает уплотнение грунта с применением щебня и песка с толщиной слоя не менее 100 мм. Впоследствии сверху на подготовленный слой укладывается строительный раствор в виде сырого бетона. Установку ЖБИ производят в центральную часть подготовленной траншеи. Для подъема и перемещения изделий задействуют специальные механизмы. Использование подложки из бетона позволит сформировать основание, которое не допустит смещения и проседания лотков в ходе их последующей эксплуатации. В боковой части с обеих сторон элементы коллекторных систем закрепляются посредством формирования бетонных подушек, которые плотно прилегают к изделию и окружающему грунту или другому основанию. В ряде случаев при наличии плотного грунтам лотки могут размещаться на сформированную подушку из гравия и песка. Между собой соединение железобетонных лотков реализуется за счет конструктивных пазовых креплений. Чтобы обеспечить дополнительную герметизацию стыков, может задействоваться акриловый герметик. В верхней части лоток закрывается специальной железобетонной крышкой или ливневой решеткой, которая позволяет обеспечить сбор воды, предотвращая загрязнения вследствие попадания внутрь канала мусора. Как правило, установка лотков может производиться бригадой рабочих в составе трех человек.
Для обустройства транспортной инфраструктуры и строительства водосборных сточных и коллекторных систем находят применение дренажные лотки двух видов:
- МПЛ – междупутевые или междупутные железобетонные изделия с глубиной от 850 мм до 1350 мм;
- МШЛ – лотки междушпальные, глубина которых варьируется от 450 мм до 800 мм.
При их производстве используется технология армирования, где для упрочнения конструкций задействую арматурные или сварные сетки. В качестве материала для лотков применяется тяжелый бетон В22,5. Их установка производится под автомобильными и железными дорогами. Места установки определяются наличием природных факторов скопления талых, подземных, ливневых вод, рельефом местности или необходимостью обустройства и нормального функционирования переездов, подхода к стрелкам, перронов и т. д.
При укладке и монтаже железобетонных лотков необходимо формировать небольшой уклон в сторону направления движения жидкости внутри канала, чтобы обеспечить движение потока и предотвратить застой воды внутри. Угол уклона определяется индивидуально для каждого случая, исходя из гарантии обеспечения самопроизвольного оттока воды.
Сооружаемые на основе железобетонных лотков гидротехниские системы условно подразделяют на два типа:
- каналы – сооружения, высота которых составляет менее 1500 мм;
- тоннели – коммуникации, выполненные из лотковых элементов с высотой 1800 мм и более.
При этом в ходе монтажа необходимо учитывать маркировку изделий:
- КЛ – каналы, которые накрываются плитами;
- КЛп – коммуникации, опирающиеся на плиты;
- КЛс — сооружения из ЖБИ с опиранием на торцы боковых стенок друг друга.
Помимо лотков при монтаже могут находить применение такие конструктивы, как:
- ЛКО – лотковые элементы с технологическим отверстием;
- ПТО – плиты с отверстием;
- ПДУ — угловые плиты днищ;
- ПТУ – угловые перекрывающие плиты.
В отдельных случаях допускается установка лотков без нижнего и верхнего перекрытия в цеховых промышленных каналах при заглублении до 500 мм и вне зданий со стенками высотой до 600 мм.
В том случае, когда прокладка гидросооружений осуществляется на территориях с наличием высокого уровня грунтовых вод, устанавливается дренаж. Если его применение является технически невозможным, находят применение различные методы защиты канальных и туннельных конструкций от влаги. Для реализации гидроизоляции формируются следующие виды покрытий:
- оклеечное покрытие, выполненное на основе битума;
- композитных материалов, изготовленных из петролатума, кислот, битумной мастики.
Помимо этого может использоваться горячая и холодная изоляция из асфальта. Выбор материала для обеспечения герметичности канала производят исходя из условий среды, необходимой водо- и морозостойкости с учетом климатических особенностей региона монтажа коллекторных систем. При невысоких нагрузках в качестве заполнителей для стыков между изделиями может использоваться как сам бетонный раствор, так и такие материалы, как жидкое стекло, так и эластичные уплотнители с синтетическими компонентами,
После проведения комплекса монтажных работ производится засыпка проложенных коммуникаций грунтом с равномерным распределением слоев толщиной 200-300 мм в соответствии с правилами регламентированными СНиП III-8-76.
Укладка на лотков на склона и откосах
В том случае, если строительство коллекторных или водосборных гидротехнических сооружений осуществляется на склонах или откосах используют телескопические лотки. Устройство канала при этом определяется необходимой пропускной способностью, а также рельефом местности и наличием дорог, строений и прочих коммуникаций, в соответствии с которыми выбирается глубина закладки канала, габариты и марка лотковых элементов. При этом необходимо учитывать нагрузку от грунта на выбранном участке. Различают следующую классификацию изделий:
- прикромочные лотки – находят применение при обустройстве различных водных сооружений, сборной конструкции на автомобильных дорогах;
- телескопические – используются для отвода сточных, грунтовых, ливневых вод при возведении мостов, различных зданий и сооружений, дорог, обустройстве придорожных территорий, как в промышленном, так и гражданском строительстве.
При укладке телескопические лотки размещаются последовательно друг за другом, так, чтобы сужающаяся часть одного изделия попадала в паз предыдущего.
Источник
Монтаж сборных железобетонных лотков
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО МОНТАЖУ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЛОТКОВ ПОД КОНТРОЛЬНЫЕ И СИЛОВЫЕ КАБЕЛИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) — комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по монтажу сборных железобетонных лотков под контрольные и силовые кабели.
1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу железобетонных лотков рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.
1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК — описание решений по организации и технологии производства работ по монтажу железобетонных лотков с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов по устройству кабельных каналов. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности по монтажу железобетонных лотков решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.
1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по монтажу железобетонных лотков, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по монтажу железобетонных лотков.
2.2. Работы по монтажу железобетонных лотков выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
час,
где 0,828 — коэффициент использования механизмов по времени в течение смены (время связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО — 15 мин перерывы связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машиниста — 10 мин через каждый час работы).
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при монтаже железобетонных лотков, входят:
— геодезическая разбивка местоположения лоткового канала;
— подготовка основания под монтаж лотков;
— монтаж железобетонных лотков;
— монтаж плит перекрытия каналов;
— гидроизоляция бетонных поверхностей;
— обратная засыпка пазух котлована.
2.4. Лоток кабельный железобетонный представляет собой открытую конструкцию с дном и бортами, в которую укладываются кабели и провода. Он изготавливается в соответствии с требованиями ГОСТ 23009-78, серии 3.407.1-157, 3.006.1-8, строительными нормами и правилами, техническими условиями и рабочей документацией и предназначен для электрических подстанций напряжением от 35 до 500 кВ. В настоящей технологической карте используются сборные железобетонные лотки марки Л 075 (см. рис.1) размером 1500х850х700 мм, массой 0,85 т, объемом 0,67 м .
Рис.1. Лоток сборный элементов каналов Л 075
2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном с использованием Автомобильного крана КС-4561А (смотри рис.2 и рис.3) грузоподъёмностью т.
Рис.2. Общий вид автомобильного крана КС-4561А
Рис.3. Высотные и грузовые характеристики крана КС-4561А
2.6. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;
Источник