Монтаж различных типов изоляторов крепление проводов

Монтаж различных типов изоляторов крепление проводов

На опорах со штыревыми изоляторами подвешивают сравнительно легкие провода, а пролеты между опорами как анкерными, так и промежуточными имеют небольшую протяженность, поэтому монтаж проводов значительно проще, чем на опорах с подвесными изоляторами.

Провода раскатывают автомашинами, тракторами или лебедками. Для установки барабанов используют раскаточные тележки или специальные приспособления, так называемые «рамы», которые устанавливают в кузов, автомобиля или на сани. Обычно такие приспособления позволяют раскатывать одновременно два или три барабана с проводом. Кроме того, часто применяют неподвижные винтовые домкраты. При раскатке однопроволочных проводов, поставляемых заводами в бухтах, используют вертушки. Технология раскатки, соединения и ремонта проводов на опорах со штыревыми изоляторами в основном такая же, как и на опорах с подвесными изоляторами. Провод раскатывают по земле или по траверсам (если они деревянные). При металлических траверсах примейяют раскаточные ролики, которые устанавливают на крюках или траверсах. На опоры провод поднимают при помощи «удочки», блоков, шестов и других приспособлений. При сооружении BJI 6—10 кВ на железобетонных опорах используют приспособление для подъема проводов на промежуточные опоры, изготовляемое из дюралюминиевых труб, которое вручную вешают за крюк 2 на траверсу опоры; провод закладывают в зацеп 5 на канате 4 и поднимают на траверсу, а после этого перекладывают в раскаточный ролик или оставляют на траверсе.

Читайте также:  Оформление передачи материалов для монтажа

Для комплексной механизации раскатки и подвески проводов В Л 0,4—10 кВ разработаны раскаточно-наве-шивающие машины на базе трактора ДТ-75, которые позволяют одновременно раскатывать три барабана с проводом и поднимать провода на траверсы и крюки опор ВЛ 0,4—10 кВ.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Натягивают провода на участке линии, ограниченном опорами анкерного типа. При этом первую (по ходу) анкерную опору, которая при натяжке будет испытывать одностороннее тяжение, укрепляют временными растяжками, Растяжки прикрепляют к стойке опоры под нижнюю траверсу (или нижний крюк) и располагают по оси линии со стороны, противоположной тяжению проводов. На концевых опорах оттяжки не устанавливают. До начала натягивания проводов необходимо проверить исправность раскаточных роликов, а также отсутствие перекрещивания проводов в пролетах.

Рис. 1. Крепление провода на угловых и анкерных опорах ВЛ 6—10 кВ:
а — на штыревых изоляторах одинарное, б — то же, двойное, в — на подвесных изоляторах; 1 — траверса, 2 и 5 — штыревой и подвесной изоляторы, 3 и 6 — плашечный и клиновой зажимы, 4 — Провод, 7 — планка, 8 — петля, 9 — подставной крюк с иаолятором

Если на опорах подвешивают провода разных сечений, провод с наименьшей стрелой провеса должен находиться сверху. После вытяжки закрепляют провода сначала на анкерных опорах, а затем на промежуточных. На анкерных опорах со штыревыми изоляторами провод закрепляют сразу после визирования, не опуская на землю. Для этого провод оборачивают вокруг шейки изолятора и закрепляют плашечными или клиновыми зажимами.

Тип крепления проводов на штыревых изоляторах определяется условиями трассы ВЛ (населенная или ненаселенная местность, пересечение с сооружениями и др.) и расчетным тяжением проводов. Если механическая прочность штыревого изолятора не превышает нагрузку на него проводов, выполняют одинарное крепление. При повышенных нагрузках и в населенной местности провода на опорах крепят двойным креплением. При нагрузках, превышающих механическую прочность штыревых изоляторов, провода на анкерных опорах крепят на подвесных изоляторах, для крепления которых на траверсах устанавливают специальные узлы, а к оголовнику приваривают планку с отверстиями, за которые зацепляют скобы с серьгами. Для крепления петли (шлейфа) провода на верхушке опоры устанавливают подставной крюк со штыревым изолятором. Провод к подвесным изоляторам крепят натяжными зажимами, как на ВЛ с подвесными изоляторами.

Читайте также:  Монтаж пластиковых труб 100 мм

После крепления проводов на анкерных опорах выполняют перекладку проводов из раскаточных роликов на штыревые изоляторы. На промежуточных опорах работу ведут с гидроподъемников, телескопических вышек, а чаще с самих опор. Провод к изоляторам крепят как головной, так и боковой проволочной вязкой. На промежуточных опорах ВЛ, расположенных в районах с сильными ветрами, а также на всех угловых опорах выполняют боковую вязку проводов на шейке изоляторов, а в остальных случаях — головную.

Вязальная проволока должна быть из того же металла, что и провод. Для вязки алюминиевых и сталеалюминиевых проводов используют алюминиевую проволоку диаметром 3,5 мм, а стальных — мягкую стальную оцинкованную диаметром 2,0—2,7 мм. Длина проволоки для вязки должна быть не менее 300 мм.

Рис. 2. Крепление проводов на штыревых изоляторах промежуточных опор:
а и б — проволочной вязкой — головное и боковое, в — зажимом ЗАК -10-1; 1 — изолятор, 2 — вязальная проволока, 3— провод, 4 — прокладка, 5 — зажим ЗАК -Ю-1

Головную вязку выполняют при помощи двух вязальных ггроволок, которые сначала закрепляют на шейке изолятора, скручивая между собой, а затем концы одной из них — вокруг провода с обеих сторон изолятора, плотно притягивая провод к изолятору. Концы другой проволоки, более длинные, накладывают на головку изолятора накрест через провод и тоже закручивают вокруг провода четыре-пять раз.

Боковую вязку выполняют при помощи одного куска вязальной проволоки, которую кладут серединой на шейку изолятора и оборачивают вокруг шейки и провода так, чтобы один ее конец прошел над проводом сверху вниз, а второй — снизу вверх. Оба конца проволоки выводят вперед и снова оборачивают их вокруг шейки изолятора с проводом, поменяв местами относительно провода. После этого провод плотно притягивают к шейке изолятора и обматывают концы проволоки вокруг провода с обеих сторон изолятора шесть — восемь раз. Иногда под провод устанавливают прокладку.

Для двойного крепления проводов на промежуточных опорах устанавливают дополнительные изоляторы и крепят на них проволочной вязкой куски провода, концы которых плашечными зажимами крепят к основному проводу. На угловых промежуточных опорах выполняют, как правило, двойное крепление проводов.

Вязку проводов выполняют вручную монтерскими пассатижами, которыми также аккуратно уплотняют вязку, обращая особое внимание на плотность прилегания вязальной проволоки к проводу. Концы вязальной проволоки не должны торчать. Изгибать провод на изоляторе сильным натяжением вязальной проволоки не разрешается.

Взамен проволочной вязки можно применять зажимы новой конструкции типа ЗАК -10-1, которые позволяют крепить алюминиевые и сталеалюминиевые провода сечением до 70 мм2 на шейках штыревых изоляторов ШС-10 и ШФ-10 на промежуточных опорах ВЛ 10 кВ и значительно сокращают трудозатраты.

Штыревые изоляторы крепят к опорам на стальных крюках или штырях. Крюки ввертывают непосредственно в деревянные опоры, а штыри устанавливают на металлических, железобетонных или деревянных траверсах. Маркируют штыри и крюки буквами (К — крюк, Ш — штырь, Н — низковольтный, В — высоковольтный, У — усиленный, С — для стальных и Д — для деревянных траверс) и числами, обозначающими диаметр их верхушки (например, крюк КН-18, КВ-25, или штырь С-16, Д-14, ШУ-22).

Рис. 3. Двойное крепление проводов на промежуточных опорах:
1 — провод, 2 — плашечный или клиновой зажим, 3 — изолятор, 4 и 5 — дополнительные провод и изолятор

Изоляторы крепят на крюках и штырях при помощи переходных полиэтиленовых колпачков или подмоткой каболки. Наиболее целесообразно крепление с помощью переходных колпачков, которые изготовляют в виде стаканов с гладкими внутренними стенками и резьбой по наружной поверхности. Колпачок плотно надвигают на штырь до упора, после чего на него навертывают изолятор. Использование колпачков значительно снижает трудоемкость, крепления изоляторов и повышает надежность линии электропередачи.

Рис. 4. Крюки и штыри для крепления штыревых изоляторов:
а — крюк КВ-25 для изоляторов ВЛ 6-10 кВ, б —крюк КН-18 для изоляторов ВЛ до 1 кВ, в — штырь Д-16 для изоляторов ВЛ до 1 кВ

Рис. 5. Полиэтиленовые переходные колпачки для крепления штыревых изоляторов на штырях и крюках:
а — типа К для изоляторов ШФ-10Г, б — типа ПКН для изоляторов ТФ-20

Источник

Изоляторы

Для изоляции и крепления проводов ВЛ применяются стеклянные линейные штыревые изоляторы типа НС.

Допускается установка фарфоровых изоляторов типа РФО-16, ТФ-20 и ТФ-16. Технические характеристики изоляторов приведены в табл. 24.

Таблица 24. Технические данные штыревых изоляторов.

На одном изоляторе может крепиться несколько проводов – отпайки от линии, ответвления к вводам и т. д.

Штыревые изоляторы должны быть прочно навернуты на крюки при помощи пластмассовых колпачков типа ПКН (табл. 25).

Таблица 25. Колпачки для крепления изоляторов. . Таблица 26. Крюки для изоляторов.

Примечание. Крюки КН и КР выпускаются также в исполнении с резьбой под изолятор.

Таблица 27. Штыри для изоляторов на траверсах.

В обозначении штырей: С – стальная траверса; Д – деревянная траверса; П – для промежуточных опор; числа 16, 14, 12 – диаметр верхнего конца штыря, мм.

Допускается крепление штыревых изоляторов с помощью пакли, пропитанной суриком и олифой.

На дно изоляторов, навертываемых на крюки и штыри, нужно закладывать войлочный кружок. Изоляторы должны быть расположены вертикально, головкой вверх. Наклон до 45° к вертикали допускается только при креплении обводного провода. Перед установкой изолятор необходимо очистить от грязи ветошью, смоченной в керосине.

Изоляторы на опорах крепятся с помощью стальных крюков и штырей. Типы крюков и штырей, применяемых для различных изоляторов, приведены в табл. 26, 27.

Основное исполнение крюков – с тремя рядами выступающих ершей или насечек в верхней части штыревого конца крюка. Изготавливают также крюки, у которых вместо ершей или насечек накатана резьба под изолятор.

Для прочного закрепления крюков в опоре отверстия под них нужно сверлить по внутреннему диаметру резьбы. Глубина отверстия должна быть на 15–20 мм меньше нарезанной части крюка. Крюк обязательно ввертывать в тело опоры всей нарезанной частью плюс 10–15 мм.

При установке штырей на деревянных траверсах следует с обеих сторон траверсы ставить шайбы толщиной 4 мм и диаметром 75 мм. Затес под шайбы должен быть минимальным.

Для предохранения древесины от загнивания затесы и места сверления под штыри обрабатываются креозотом или пастой. К стальным траверсам штыри разрешается крепить сваркой.

Источник

Монтаж изоляторов

Монтаж изоляторов

На трассе перед монтажом изоляторы должны быть осмотрены и отбракованы. Сопротивление фарфоровых изоляторов проверяется мегаомметром на напряжение 2500 В. Электрические испытания стеклянных изоляторов не проводятся.

На ВЛ со штыревыми изоляторами установку траверс, кронштейнов и изоляторов рекомендуется проводить до подъема опоры. Их штыревая часть должна быть строго вертикальна. Установка штыревых изоляторов с наклоном до 45° к вертикали допускается при креплении спусков к аппаратам и шлейфам опор. Крючья и штыри для предохранения от ржавчины должны иметь защитное покрытие (например, асфальтовым лаком). Крюки применяют для деревянных опор без траверс. В опоре высверливают отверстия, в которые ввертывают крюки с помощью специального ключа. Штыри устанавливают на траверсе при помощи гаек и шайб.

Рисунок. Линейная арматура: а – крюк для монтажа штыревых изоляторов на деревянных опорах ВЛ 0,4 кВ; б – штыри для монтажа изоляторов на траверсе.

Изоляторы на крюки и штыри насаживают несколькими способами.

Способ 1. Изоляторы закрепляют на крюках и штырях с применением уплотнительных полиэтиленовых колпачков, которые насаживаются на крюки и штыри. На поверхность колпачков нанесена резьба для фиксации изолятора.

Рисунок. Колпачки: а – конструктивные размеры; б – общий вид.

Выпускают различные колпачки (серия колпачков КП-12, …, КП-22, а также серия колпачков К4, …, К10), размеры некоторых типов приведены в таблице ниже.

Таблица. Типоразмеры колпачков.

Для различных типов изоляторов, штырей и крюков применяются соответствующие им колпачки. Так, например, колпачки К5 предназначены для крепления штыревых изоляторов ТФ 20 на крюках воздушных линий электропередач напряжением до 1 кВ, а колпачки марок К6-К10 – для крепления штыревых изоляторов на штырях воздушных линий электропередач напряжением до 10 кВ.

Таблица. Область применения колпачков.

Диаметр штыря/крюка, мм

ШФ-20Г, ШФ-10Г, ШС-10Д, ШС-10Е

ШФ-20Г, ШФ-10Г, ШС-10Д, ШС-10Е

ШФ-20Г, ШФ-10Г, ШС-10Д, ШС-10Е

Перед насадкой колпачок рекомендуется погрузить на 5-7 мин в воду, нагретую до 80-90 °С. Нагретый колпачок насаживают на крюк (штырь) легкими ударами деревянного молотка на полную глубину колпачка. Далее на насаженный колпачок вручную до упора навертывается штыревой изолятор. После закручивания на колпачке, изолятор требуется отвернуть на четверть оборота, чтобы снять возникшие напряжения при закручивании.

Данный способ монтажа штыревых изоляторов получил в настоящее время наиболее широкое распространение. Это связано с удобством, быстротой и простотой процесса монтажа.

Если крюки и штыри изготавливают из подручных материалов (уголков, прутков, строительной арматуры и т. п.), имеют нестандартную конструкцию и соответственно монтаж колпачков на такие штыри невозможен, то применяют следующие способы крепления изоляторов.

Способ 2. Изоляторы закрепляют на крюках и штырях при помощи пеньки или пакли, навиваемой на конец крюка или штыря. Пеньку или паклю предварительно пропитывают суриком, смешанным с олифой.

Способ 3. С помощью армирования раствором из 40% портландцемента марки не ниже 400-500 и 60% речного тщательно промытого песка или свинцового глета. Данный способ крепления изоляторов чаще всего применяется при возможности осуществления монтажа в мастерских электро-монтажных заготовок.

Способ 4. Некоторые типы изоляторов монтируются с помощью специального хомута, входящего в конструкцию изолятора. Монтаж осуществляется надеванием металлической трубы изолятора на штырь и затягивания винта стягивающего хомута.

Рисунок. Штыревые изоляторы, монтируемые с помощью стягивающего хомута: а – стеклянный ШТИЗ-10-Б; б – полимерный типа ШПУ-10.

Монтаж гирлянд подвесных изоляторов, как правило, проводится на установленной опоре непосредственно с траверсы опоры или с применением телескопической вышки. Поднимают гирлянду на опору с помощью бесконечного троса (каната).+

В западных электросетевых компаниях при монтаже гирлянд изоляторов применяются вертолеты.

Монтаж проводов ВЛ

Работы по монтажу проводов ВЛ включают:

    раскатку, соединение, подъем, регулирование стрелы провеса, крепление проводов.

Раскатка проводов. Провод к месту раскатки подвозят в бухтах или барабанах. В зависимости от условий монтажа раскатку проводов проводят или с неподвижных раскаточных устройств, установленных в начале монтируемого участка ВЛ или с помощью специальных раскаточных тележек, транспортеров.

При первом способе барабаны с проводом устанавливают неподвижно на раскаточных устройствах. Раскатку провода производят с помощью тягового механизма (обычно трактор), движущегося вдоль трассы.

Рисунок. Схема раскатки проводов с неподвижных раскаточных устройств: 1 – барабан с проводом; 2 – раскаточный станок или козлы; 3 – провод; 4 – блок; 5 – такелажный трос; 6 – натяжная гирлянда.

После прохода за промежуточную опору на расстояние 40-60 м раскатку останавливают. Провода поднимают на опору и укладывают в монтажные ролики. Затем провода раскатывают к следующей опоре и т. д.

Рисунок. Монтажные ролики для раскатки проводов.

При данном способе, во время перемещения тягового механизма возможно касание провода земли (обычно это происходит в середине пролета), что может привести к его повреждению. Поэтому первый способ раскатки применяют при монтаже коротких линий, а также на участках где повреждение проводов при касании земли маловероятны (при хорошем снежном или травяном покрове).

При втором способе один конец провода закрепляется в начале трассы, а барабан устанавливают на тяговую размоточную машину. Тяговый механизм перемещает тележку с барабаном по трассе, и провод плавно сходит с барабана, не волочась по грунту.

Рисунок. Схемы раскатки проводов с помощью специальных раскаточных тележек; 1 – барабан с проводом; 2 – раскаточный станок или козлы; 3 – провод; 4 – блок; 5 – такелажный трос; 6 – натяжная гирлянда; 7 – раскаточные сани.

Раскатывая провод, следят за тем, чтобы в нем не образовались петли. Одновременно его осматривают для выявления дефектов: обрывов отдельных жил, больших вмятин и т. д. Если длина раскатанного провода недостаточна, к нему присоединяют провод аналогичной марки, конструкции и сечения.

Кроме описанных методов, в последнее время у нас начинают применять метод раскатки проводов «под тяжением». При раскатке под тяжением, на опоры поднимают вспомогательный легкий канат (трос-лидер) и затем с его помощью раскатывают по роликам провода в натянутом состоянии, не опуская их на землю. Этим обеспечивается сохранность проводов.

Рисунок. Механизмы применяемые при раскатке проводов под тяжением.

Соединение проводов. Способ соединения проводов выбирают в зависимости от конструкции провода (одножильный, многожильный), требований, предъявляемых к механической прочности соединения, надежности электрического контакта, создаваемого в соединении, и т. д.

Соединение голых проводов производят следующими способами.

    Опрессовкой с помощью зажимов типа САС. [Более подробно о соединении проводов ВЛ методом опрессовки в зажимах типа САС написано в разделе «Практикум»] Скруткой в овальном соединителе типа СОАС. Опрессовкой в овальном соединителе и сваркой в петле (1 — соединяемый провод; 2 — овальный соединитель; 3 — место сварки).

    Опрессовкой с шунтом в овальном соединишунт; 2 — соединяемый провод; 3 — место сварки; 4 — овальный соединитель).

    Опрессовкой внахлестку в овальном соединисоединяемый провод; 2 — овальный соединитель).

    С использованием болтового зажима (1 — соединяемый провод; 2 — болтовой зажим).

    Сварка с применением термитного патрона.

Рисунок. Термитная сварка: а – термитный патрон типа ПАС; б – термитные спички.

Патрон состоит из кокиля (сплошная или с продольной щелью стальная трубка) и термитной массы (спрессованная механическая смесь железной окалины, алюминиевого порошка и мелких частиц железа называемая – муфель), которая нанесена на кокиль. При сварке провода выправляют, отторцовывают и зачищают стальной щеткой из кардоленты, далее провода заводятся в кокиль и закрепляются в специальных клещах. Термитную массу поджигают и происходит сварка. Для того чтобы воспользоваться термитными патронами необходимы специальные термитные спички. После того как сварка окончена (муфель термитного патрона потемнеет), удаляют со сварного соединения муфель термитного патрона и кокиль.

Согласно ПУЭ (2.4.14-2.4.16), соединение проводов на ВЛ до 1 кВ должно производиться при помощи соединительных зажимов или сваркой (в том числе термитной). Сварка встык однопроволочных проводов не допускается. Однопроволочные провода допускается соединять путем скрутки с последующей пайкой. Соединения, подверженные тяжению, должны иметь механическую прочность не менее 90 % предела прочности провода. Соединения проводов из разных металлов или разного сечения должны выполняться только на опорах с применением переходных зажимов. Переходные зажимы и участки проводов, на которых установлены такие зажимы, не должны испытывать механических усилий от тяжения проводов.

Регулирование стрелы провеса. Стрелой провеса называется расстояние по вертикали f от низшей точки провисания провода в пролете до прямой линии между точками крепления провода на опорах.

Рисунок. Принцип визирования стрелы провеса проводов.

При вертикальном расположении проводов на опорах стрелу провеса начинают регулировать с верхнего провода, а при горизонтальном – со среднего.

Стрела провеса проводников анкерного пролета должна иметь одну величину. Величина стрелы провеса провода ВЛ зависит от длины пролета, сечения и материала провода, расстояний между проводами, а также от температуры воздуха в момент их натяжки. При подвесе проводов разных сечений величину стрелы принимают по проводу, имеющему наибольшее сечение.

Рисунок. Монтажные кривые стрелы провеса проводов.

Крепление проводов. Стальные провода крепят к изоляторам мягкой стальной оцинкованной проволокой диаметром 1,5 — 2 мм, алюминиевые и сталеалюминиевые — алюминиевой проволокой диаметром 2,5 — 3,0 мм (можно использовать проволоки многопроволочных проводов), самонесущие изолированные провода (СИП) крепят специально изготовленными вязками из оцинкованной пружинной проволоки с полимерным покрытием.

На прямых участках трассы провода крепят на головке изолятора (головная вязка) или на его шейке (боковая вязка), а на угловых опорах — только на шейке. При креплении провода на шейке изолятор, установленный на угловой опоре, должен находиться внутри угла, образуемого проводами линии.

Рисунок. Крепление проводов к изоляторам: а – вязальная проволока для крепления СИП к изоляторам; б – головная вязка проводов; в – боковая вязка проводов.

Головную вязку обычно применяют при больших сечениях проводов ВЛ (свыше 50 мм2).

На анкерных опорах и в местах перехода ВЛ через различные препятствия (линии связи, шоссейные дороги, железнодорожные пути и др.) для обеспечения необходимой прочности применяют одинарное или двойное крепление проводов.

Рисунок. Одинарное анкерное крепление провода с помощью зажима ПА или ПАБ (а), или обжимного овального соединителя (б), или «вязкой» (в): 1 – изолятор; 2 – провод; 3 – зажим или соединитель.

Рисунок. Двойное крепление проводов к изоляторам промежуточной опоры.

На ВЛ 6-10кВ применяются кроме перечисленных выше также следующие способы крепления проводов:

    одинарное усиленное анкерное крепление;

Рисунок. Схема одинарного усиленного анкерного крепления: 1 — болтовой зажим или овальный соединитель; 2 – термитная сварка.

    полуторное анкерное крепление;

Рисунок. Полуторное анкерное крепление

    двойное анкерное концевое крепление провода;

Рисунок. Схема двойного анкерного концевого крепления провода

    двойное анкерное крепление;

Рисунок. Двойное анкерное крепление

    одинарное усиленное угловое крепление;

Рисунок. Одинарное усиленное угловое крепление

    двойное усиленное угловое крепление.

Рисунок. Двойное усиленное угловое крепление

Опрессовка линейной арматуры с помощью энергии взрыва

В настоящее время при строительстве ЛЭП, особенно в западных электросетевых компаниях, часто применяется технология опрессовки линейной арматуры с помощью энергии взрыва.

Этот метод применяется для опрессования соединительных, шлейфовых, натяжных, ответвительных и ремонтных зажимов при соединении сталеалюминиевых проводов АС 240 – АС 500.

Производство работ по опрессовке проводов с использованием энергии взрыва следует проводить в соответствии с ВСН 34.71.1-83

Комплекс работ по опрессовке соединительных и натяжных зажимов на проводах ВЛ методом взрыва разделяется на 2 этапа:

1. подготовительные работы по обработке типовых соединительных, натяжных и шлейфовых зажимов, выполняемые в механических мастерских строительно-монтажных организаций, а также работы по сборке зарядов;

2. работы по опрессовке зажимов непосредственно на трассе воздушной линии электропередачи.

Для опрессовки методом взрыва применяют стандартные зажимы, например натяжные зажимы типа НАС или соединительные зажимы типа САС которые предварительно дорабатывают путем механической обработки (обрезают, обтачиваю, растачивают и т. п.). Заряд взрывчатого вещества располагается на корпусе зажима. Для предохранения поверхности соединителя от воздействия продуктов детонации между зажимом и зарядом размещается защитный слой из полиэтиленовой пленки, намотанной в два-три слоя, или резины. По защитному слою на соединитель наматываются два слоя детонируюшего шнура

Рисунок. Схема намотки детонирующего шнура на корпус соединительного зажима

Для выполнения опрессовки выполняют разделку соединяемых проводов. Выпрямляют концы соединяемых проводов, накладывают на них проволочный бандаж и ровно обрезают. Если концы проводов увлажнены – их просушивают. На расстоянии 75-80 мм от концов проводов накладывают бандаж и отпиливаю по краю бандажа алюминиевые проволоки внешних повивов. Для предотвращения повреждения стального сердечника, алюминиевые проволоки внутреннего повива отпиливают наполовину, а затем отламывают. На провод также наносят контрольные метки для определения правильности монтажа зажима.

Рисунок. Разделка провода под опрессовку в зажиме

Соединительный зажим устанавливается на провода так, чтобы стык соединяемых проводов находился в середине зажима, и закрепляется.

Рисунок. Схема монтажа соединительного зажима

Работы по опрессовке проводов с использованием энергии взрыва выполняет специалист-взрывник. После установки и закрепления соединительных зажимов на проводах взрывник проверяет отсутствие людей в опасной зоне и подает первый предупредительный сигнал. После этого он устанавливает электродетонатор, отходит на безопасное расстояние, подает второй сигнал и осуществляет взрыв.

Рисунок. Опрессовка линейной арматуры энергией взрыва

    Заряд опрессовывает за один взрыв сразу стальную и алюминиевую части провода. Выполнение соединений проводов взрывом может производиться в любое время года и не требует применения механизмов и наличия подъездных дорог. Качество опрессовки зажимов лучше, чем при использовании прессового оборудования.

Рисунок. Вид в разрезе опрессованного соединительного зажима: слева – опрессовка с помощью пресса; справа – опрессовка энергией взрыва.+

    Применение соединений проводов взрывом позволяет снизить трудозатраты до 50 %. Соединение взрывом может выполняться на высоте.

Защитное заземление

Согласно ПУЭ на опорах ВЛ должны быть выполнены заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления, защиты от грозовых перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ. Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 30 Ом. Металлические опоры, металлические конструкции и арматура железобетонных элементов опор должны быть присоединены к РЕN-проводнику. На железобетонных опорах РЕN-проводник следует присоединять к арматуре железобетонных стоек и подкосов опор. Крюки и штыри деревянных опор ВЛ, а также металлических и железобетонных опор при подвеске на них СИП с изолированным несущим проводником заземлению не подлежат, за исключением крюков и штырей на опорах, где выполнены повторные заземления и заземления для защиты от атмосферных перенапряжений.

Рисунок. Защитное заземление: 1 – места сварки; 2 – заземлитель; 3 – заземляющий проводник.

Для заземления крючьев и штырей на опоре вдоль установки изоляторов прокладывают стальную проволоку диаметром не менее 6 мм имеющую антикоррозионное покрытие, которую затем спускают вниз и соединяют с заземляющим устройством. У железобетонных опор в качестве заземляющего спуска используют металлическую арматуру. Соединение заземляющих проводников между собой, присоединение их к верхним заземляющим выпускам стоек железобетонных опор, к крюкам и кронштейнам, а также к заземляемым металлоконструкциям и к заземляемому электрооборудованию, установленному на опорах ВЛ, должны выполняться сваркой или болтовыми соединениями.

Нанесение условных обозначений, знаков, плакатов на опорах воздушных линий

В Республике Казахстан правила нанесения обозначений, знаков и плакатов регламентируются– правилами устройства электроустановок– ПУЭ. Данные правила отличаются друг от друга, но эти отличия не носят принципиального характера.+

После сооружения воздушной линии до 1 кВ, на опорах на высоте не менее 1,5 м от земли эксплуатирующая организация устанавливает (наносит):+

    номер линии – на первой от подстанции опоре; порядковый номер опоры – на всех опорах; год установки опоры – на концевых и ответвительных опорах; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи – на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.

На опорах при размещении на них соединительных муфт оптического кабеля на высоте 2-2,5 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки:+

? условное обозначение волоконно оптической линии связи (ВОЛС);

? номер соединительной муфты. На опорах ВЛ выше 1 кВ наносят следующие знаки:

? порядковый номер опоры, номер ВЛ или ее условное обозначение – на всех опорах; на двухцепных и многоцепных опорах ВЛ, кроме того, должна быть обозначена соответствующая цепь;

? на опорах при размещении на них соединительных муфт оптического кабеля наносят условное обозначение ВОЛС и номер соединительной муфты;

? расцветка фаз — на ВЛ 35 кВ и выше на концевых опорах, опорах, смежных с транспозиционными, и на первых опорах ответвлений от ВЛ;

? предупреждающие плакаты — на всех опорах ВЛ в населенной местности;

? плакаты с указанием расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи — на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.

По распоряжению организации, эксплуатирующей ВЛ, на опорах допускается размещение дополнительной необходимой информации. Указанную выше информацию допускается совмещать на одном знаке. Надписи на опоры наносят на высоте 1,5-1,8 м, а информационные таблички размещают на высоте 2-2,5 м. Плакаты и знаки размещают с боку опоры поочередно с правой и с левой стороны, а на переходах через дороги плакаты размещают со стороны дороги.+

На ВЛ 110 кВ и выше, обслуживание которых будет осуществляться с использованием вертолетов, в верхней части каждой пятой опоры устанавливаются номерные знаки, видимые с вертолета. При этом для ВЛ 750 кВ знаки должны быть эмалированными размером 400?500 мм

Источник