Монтаж железобетонных пролетных строений
Тема 8.4. Строительство железобетонных мостов.
Тип крана и способ монтажа выбирают в зависимости от массы и габарита .монтируемых элементов, .ширины, глубины и режима реки, условий судоходства, рельефа местности, времени года, заданных сроков строительства и от производственных возможностей строительной организации.
Низовая сборка стреловыми самоходными кранами удобна при постройке путепроводов, эстакад, малых мостов на суходолах. Для этой цели обычно используют общестроительные краны на гусеничном или пневмоколесном ходу, а также прицепные краны. Грунт на участке перемещения кранов планируют и уплотняют, например, обкаткой колесами или гусеницами ненагруженного крана. Несущая способность грунта должна быть в зоне работы кранов пневмоколесных не ниже 0,5 МПа, а гусеничных — 0,2 МПа. При недостаточной несущей способности грунта, например на заболоченных поймах и в русле реки, монтаж значительно затрудняется. Приходится устраивать рабочий мост для передвижения монтажного крана и транспортных средств с элементами сборных пролетных строений, что замедляет темпы работ.
Стреловыми кранами при монтаже с земли обычно устанавливают балки до 21 м и массой не более 30—35 т. Застропованную траверсой (рис. 24.8, 0) балку поднимают и вводят в пролет поворотом стрелы крана (рис. 24.8, а), а затем грузовым полиспастом опускают на опорные части (рис. 24.8, б), освобождая стропы. При этом кран последовательно устанавливает балки, перемещаясь поперек оси моста. При четкой организации работ можно монтировать конструкции «с колес» без предварительной разгрузки и складирования.
Если грузоподъемность одного крана недостаточна, то применяют два спаренных крана. При этом балку стропуют по ее концам, поднимают грузовыми полиспастами на наименьшем вылете стрел и затем, увеличивая их вылет в пределах допустимой грузоподъемности кранов, вводят в пролет.
При монтаже балок пролетных строений на путепроводах через железную дорогу применяют железнодорожные краны.
Верховая сборка стреловым краном (рис. 24.9) целесообразна при установке пролетных строений на мостах через постоянные водотоки. Такая сборка удобна и наиболее экономична, но ограничена сравнительно небольшой грузоподъемностью стреловых кранов. Кран СКГ-63А, например, может устанавливать впереди себя балки автодорожного моста длиной 18 м, массой 14,3 т при допустимом вылете стрелы крана 14 м. Особенность верхового монтажа состоит в том, что до начала установки балок возводят насыпь. Для обеспечения устойчивости ранее установленных балок до перемещения по ним крана и транспортных средств предварительно омоноличивают продольные стыки плит балок. Укладывают согласно расчету настил из деревянных лежней, обеспечивающий распределение давления на несколько балок и предохраняющий железобетонную плиту от недопустимых нагрузок.
При достаточной ширине проезжей части моста балки подают непосредственно к крану на автомобилях с прицепами или трайлерах. При узких мостах возможна подача балок на узкоколейных вагонетках по рельсовым путям с предварительной перегрузкой балок на подходах.
Козловыми кранами, перемещаемыми по земле или по временным эстакадам, обычно монтируют многопролетные сборные железобетонные мосты, длинномерные и тяжелые балки сборных пролетных строений. Для этой цели используют краны, собираемые в условиях строительной площадки из элементов УИКМ (рис. 24.10) или выпускаемые промышленностью.
При надвижке балок в пролет по подмостям (рис. 24.11) эстакаду устраивают узкой, а верх располагают обычно на уровне ригелей опор. Балки пролетного строения устанавливают на тележки и перемещают вдоль моста в пролет при помощи лебедок или других средств. Затем поперечной передвижкой их устанавливают в проектное положение. При этом балки передвигают на других тележках или салазках по рельсам, уложенным на ригелях смежных опор или по вспомогательным подмостям вдоль опоры. Для подъема балок при перестановке их с тележек на опорные части используют гидравлические домкраты. По условиям техники безопасности домкраты испытывают на двойное давление, а в процессе их работы между головкой домкрата и корпусом цилиндра укладывают страховочные металлические полукольца.
Шлюзовой кран ГП-2ХЗО (рис. 24.12) обеспечивает монтаж балок пролетом до 33 м при массе с учетом строповочных устройств не более 60 т. Состоит он из продольной фермы треугольного сечения и трех опор. Задняя и средняя опоры крана оснащены колесными тележками для продольного перемещения по рельсовому пути. Ширина колеи подкранового пути 5,6 м. Самоходные тележки средней опоры оборудованы электроприводом. Передняя опора крана оборудована винтовыми устройствами, обеспечивающими ликвидацию возможного прогиба и перекоса консоли и плотное опирание на подферменную площадку. При продольном перемещении в очередной пролет кран работает по консольной системе, а при монтаже пролетных строений является двухпролетной неразрезной системой. Грузоподъемность тележки средней опоры при передвижении самого крана составляет 48,5 т, при шлюзовании балки массой 60 т по оси крана — 66 т, при поперечном перемещении балки в крайнее положение — 90 т. Поэтому в местах опирания колес ходовой тележки вместо шпал под рельсы укладывают металлические распределительные балки. Для придания крану устойчивости при передвижке из пролета в пролет устанавливают противовес из железобетонных балок.
Монтаж пролетного строения начинают с установки крана в рабочее положение. Кран, собранный на подходе, своим ходом передвигается по рельсовым путям в пролет. На складе, расположенном на подходе, балку грузят на вагонетки двумя стреловыми или портальными кранами и подают под шлюзовой кран. Ближайший к крану конец балки закрепляют на полиспасте первой грузовой тележки и снимают с вагонетки. Балку с подвешенным передним и опертым на транспортную тележку задним концом передвигают (шлюзуют) в пролет до тех пор, пока задний конец ее не окажется под второй грузовой тележкой, к полиспасту которой его прикрепляют.
Далее балку продолжают перемещать грузовыми тележками в пролет, г затем по траверсам перемещают в поперечном направлении и полиспастами опускают на опорные части.
Коксольно-шлюзовой мобильный кран КШМ-35 (рис. 24.13) предназначен для установки пролетных строений длиной до 22,16 м и массой до 35 т.с учетом строповочных устройств. Конструкция этого крана в отличие от других шлюзовых кранов позволяет транспортировать его во автомобильным дорогам без демонтажа главной балки и полиспастов, что резко сокращает затраты времени и труда на приведение крана в рабочее или транспортное положение. Кран состоит из тягача КрАЗ-258 с противовесом, главной балки, передней и задней опор с тележками для поперечного перемещения, двух пневматических и двух грузовых тележек с траверсами, двух тяговых и двух грузовых лебедок, путей поперечного перемещения крана. Передняя опора — шарнирная, задняя — жесткая. Перед надвижкой крана в пролет переднюю тележку с турникетом смещают в пролет. Затем кран опирают на поперечные рельсы катания и он готов к шлюзованию балок.
В настоящее время создан аналогичный кран КШМ-40 для монтажа балок длиной 24 м.
Железобетонные пролетные строения больших мостов можно монтировать способом навесной сборки, продольной надвижкой или установкой на плаву. Способы монтажа выбирают технико-экономическим сравнением вариантов организации работ.
Наиболее распространена в отечественном мостостроении навесная сборка из готовых блоков, последовательно устанавливаемых без подмостей в направлении от опоры в обе стороны одновременно так, чтобы консоли уравновешивали друг друга. Соединяют блоки на клеевых швах. При этом следят, чтобы стыкуемые поверхности устанавливаемых блоков хорошо прилегали друг к другу. Это достигается, например, бетонированием блоков на плаву через один с последующим бетонированием промежуточных блоков, опалубкой которым служат торцы готовых блоков. Для предотвращения сцепления торцы смазывают известковым молоком. Перед монтажом и склеиванием блоков известковую пленку счищают или смывают слабым раствором соляной кислоты. Монтажные блоки имеют фиксаторы в виде уступов в стенках блоков или металлических закладных деталей. Фиксаторы облегчают наводку и выверку блока при монтаже.
В пределах поймы блоки можно монтировать козловыми кранами, перемещающимися по грунту или эстакадам (рис. 24.14, а), а в пределах русла плавучими или монтажными агрегатами, перемещающимися по смонтированной части пролетного строения. Из кранов-агрегатов наиболее соответствует технологии навесного монтажа шлюзовой кран ГП-2Х50 или кран-агрегат СПК-65 (рис. 24.14, б).
Продольную надвижку с конвейерно-тыловой -сборкой (рис. 24.15) применяют для балочно-неразрезных предварительно напряженных пролетных строений, способных выдерживать знакопеременные усилия. Для этого пролетное строение напрягают в два этапа: на монтажные усилия в процессе иадвижки специальными пучками арматуры и на эксплуатационные усилия, переставляя эти пучки с верхнего пояса в нижний в серединах пролетов и с нижнего пояса в верхний в надопорных участках.
Привозимые конструкции устанавливают на насыпи на специальном стапеле с концевым упором. Козловыми кранами монтируют балку с аванбеком на конце. По мере сборки конструкцию наддирают в пролет давлением закрепленных в горизонтальном положении гидравлических домкратов. Балки надвигают ступенями по 1 м, временно используя вставки до образования зазора, равного длине монтажного блока. В образовавшийся зазор вставляют новый блок и объединяют его с предыдущей частью. Далее процесс повторяется. В пределах стапеля балки пролетного строения перемещают на стальных салазках по рельсам, смазанным смесью солидола с графитом, а на опорах моста — по фторопласто-вой или нафтленовой пластине, уложенной в стальную обойму. Под низ пролетного строения подкладывают отшлифованный и отполированный стальной хромированный лист толщиной 12 мм. Фторопласт имеет коэффициент трения скольжения от 0,01 до 0,05 и допускает давление 25—40 МПа.
По мере надвижки пролетное строение приходится периодически поддомкрачивать на 1—2 см, вытаскивать и перекладывать лист в исходное положение, опускать пролетное строение и снова надвигать на длину листа.
Применение непрерывной антифрикционной ленты из ткани нафтлена позволяет надвигать пролетное строение без поддомкрачивания и периодической передвижки стального листа.
Установку пролетных строений на плаву применяют при постройке мостов через судоходные реки, озера, водохранилища. Для этого пролетные строения крупными блоками или целиком собирают на берегу. Причем работы могут вестить параллельно с постройкой опор. С помощью плавучих опор балки доставляют в пролет. Плавучие опоры представляют собой плашкоуты из понтонов КС-3. Надпалубную обстройку монтируют обычно из элементов У И КМ.
Омоноличиван нем сборных пролетных строений объединяют составляющие его балки между собой. От качества омоноличивания зависит совместная работа балок под нагрузкой. Балки объединяют обычно с помощью закладных частей или выпусков арматуры, которые сваривают электросваркой электродами с качественной обмазкой. После сварки места соединения и зазоры в стыках заполняют цементным раствором или бетоном.
Технология объединения балок предварительным напряжением аналогична технологии укрупнительной сборки элементов с напрягаемой арматурой.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Стреловыми кранами
Монтаж железобетонных пролётных строений. 1-я группа способов
Инвентарные конструкции более подробно рассмотрены в СТП 136-99 Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Нормы и правила проектирования
Инвентарные конструкции и вспомогательные обустройства для монтажа.
Мостостроительные организации закомплектованы целым рядом инвентарных конструкций для устройства вспомогательных обустройств – рабочих мостиков, подкрановых эстакад, сплошных подмостей, пирсов, временных опор, плавучих опор и т.д.
Низководные рабочие мостики, эстакады, подмости, временные опоры устраиваются на свайных, ряжевых основаниях или на шпальных клетках, плитах ПДН. Высокие временные сооружения устанавливаются на свайные, ряжевые, лежневые основания, а так же на монолитные и сборные фундаменты.
Для этих целей применяют следующие инвентарные конструкции: МИК-С, МИК-П, ИПРС, КИП-82, КС-3, КС-63.
При отсутствии такого инвентаря могут применяться конструкции индивидуального проектирования.
(показать фото)
Вопрос 4
Работы по монтажу способами 1-й группы состоят из установки на постоянные и временные опоры доставленных на строительную площадку отдельных цельноперевозимых блоков длиной равной длине пролёта с последующим омоноличиванием их между собой по плите проезжей части.
Монтаж пролётных строений способами «снизу» и «сверху»
Способ установки балок «снизу» предполагает расположение крана внизу на поверхности земли, на рабочем мостике, на плавсредствах или со льда.
Способ установки балок «сверху» предполагает расположение крана наверху на насыпи подхода или на смонтированных пролётных строениях.
Низовая сборка пролётного строения краном с поверхности земли обычно выполняется стреловыми самоходными кранами и удобна при постройке путепроводов, эстакад, малых мостов на суходолах. Для этой цели обычно используют общестроительные краны на гусеничном, пневмоколёсном ходу или на спецшасси. Грунтовое основание на участке перемещения крана должно быть спланировано, уплотнено и должно допускать давление 0.4…0.5 МПа для пневмоколёсных и автокранов и 0.2…0.3 МПа для гусеничных кранов. Если прочность основания недостаточна, его усиляют лежневыми настилами, ж/б плитами, толстыми стальными листами или замораживанием грунта. На заболоченных участках, на местности покрытой небольшой толщей воды для перемещения крана и транспортных средств могут быть отсыпаны или намыты грунтовые насыпи высотой до 3 м. Эти работы необходимо выполнять без стеснения русла с последующей рекультивацией.
Русловые пролёты могут быть смонтированы кранами с рабочих мостиков-эстакад, кранами установленными на плавсредства или плавучими кранами. В случае работы со льда необходимо убедиться в достаточной его прочности. При необходимости усилить путём вмораживания брёвен или георешётки.
При монтаже способом «снизу» балку поднимают застропованную траверсой и вводят в пролёт поворотом стрелы крана, а затем грузовым полиспастом опускают на опорные части, освобождая стропы. При этом кран последовательно устанавливает балки, перемещаясь поперёк оси моста. Балки можно монтировать «с колёс» без предварительной разгрузки и складирования.
Если кран работает на пределе грузоподъёмности, то число стоянок равно числу устанавливаемых балок. Если кран имеет резерв грузоподъёмности, то с одной стоянки может быть установлено несколько балок. Так работают при установке балок кранами с рабочих мостиков.
Если вылета стрелы не хватает, то балку можно опустить на опору, а затем сдвигать на нужное место установки. В случае, когда кран имеет запас двойной грузоподъёмности, то допускается его перемещение с грузом на крюке, при этом основание должно быть ровным.
Если одного крана не достаточно, то для монтажа используют 2 крана. Балку стропуют по её концам, поднимают грузовыми полиспастами. Стоянки крана должны быть определены исходя из синхронной одновременной работы обоих кранов, работающих на допустимых вылетах при постоянной вертикальности грузовых полиспастов (см. рис.).
При монтаже балок пролётных строений путепроводов через железную дорогу применяют железнодорожные краны.
Сборка способом «сверху» целесообразна при установке пролётных строений над водой. Такая сборка удобна и наиболее экономична, но ограничена сравнительно небольшой грузоподъёмностью стреловых кранов. Грузоподъёмность крана должна иметь запас в 2…3 раза превышающий массу балки, так как кран должен работать на вылете большем чем ½ длины пролёта. Обычно этим способом устанавливают балки длиной до 15 м.
Особенность верхового монтажа состоит в том, что до начала установки балок возводят насыпь. Для обеспечения устойчивости ранее установленных балок пролётного строения на котором будет размещаться кран предварительно омоноличивают продольные стыки по плите. Для проезда крана укладывают по плите настил из деревянных лежней, обеспечивающий распределение давления на несколько балок и предохраняющий плиту от недопустимых нагрузок.
Источник