- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3
- I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
- III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
- IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
- V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА ОДНУ БАЛКУ ДЛИНОЙ 42 м
- Продольная надвижка металлических пролетных строений
- Продольная надвижка металлических пролетных строений
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для разработки проекта производства работ и организации труда при продольной надвижке железобетонных неразрезных пролетных строений по скользящим устройствам с применением фторопласта.
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Перед началом надвижки все пучки на пролетном строении должны быть натянуты в соответствии с рабочими чертежами. На промежуточных опорах моста должны быть установлены и выверены по проектным отметкам скользящие устройства.
Скользящее устройство (рис. 4) состоит из стальных листов, устанавливаемых на резино-металлические опорные части РОЧ-1 и стального полированного листа, поверх которого укладываются пластинки фторопласта. Полированный лист и фторопласт укладывается непосредственно перед надвижкой аванбека на опору. Пролетное строение надвигают с аванбеком батареей из двух горизонтально установленных домкратов ДГ-200/500, имеющих по два поршня длиной 800 и 600 мм. Усилие, развиваемое домкратами, соответственно составляет 200 и 500 т. Управление домкратами сосредоточено на одном пульте и осуществляется одним машинистом.
Надвижка производится циклами. Каждый цикл надвижки включает выход малых поршней, выход больших поршней, возврат малых поршней, установку малых трубчатых вставок длиной 700 мм, возврат больших поршней, замену вставок длиной 700 мм вставками длиной 1300 мм.
За один цикл балку надвигают на 1,3 — 1,4 м. Через каждые два цикла вместо трубчатых вставок устанавливается очередной блок секции, длина которого равна 2,5 м. После этого надвижку продолжают. Применение блоков в качестве вставок-переходников исключает перестановку толкающих домкратов через каждые 6 — 7 м (суммарная длина вставок-переходников — 6 м). Между блоками на период надвижки для предохранения торцов от скалывания закладываются деревянные доски толщиной 20 — 30 мм.
Рис. 4. Скользящие устройства:
1 — стальной лист 50 ´ 900 ´ 600 мм; 2 — стальной лист 50 ´ 900 ´ 320 мм; 3 — стальной лист 16 ´ 320 ´ 1300 мм (клин); 4 — полированный лист 2 ´ 300 ´ 1300 мм; 5 — пластинки фторопласта 3 ´ 240 ´ 240 мм; 6 — фанерный лист; 7 — резиновые опорные части РОЧ-1; 8 — подферменники
Для предохранения полированных листов и фторопласта от повреждения бетоном между фторопластом и балкой прокладываются полосы фанеры толщиной 3 мм, нарезанные волокнами поперек оси движения балки. Это исключает проскальзывание фторопласта по бетонной поверхности. В процессе надвижки перед установкой салазок на стапель их необходимо очистить и смазать солидолом. В пределах стапеля смазываются также рельсы.
III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Весь комплекс работ по надвижке пролетного строения выполняет бригада, численность которой возрастает по мере надвижки. Надвижку балки в первый пролет выполняет звено в составе 8 чел. (кроме машинистов домкратной установки и козлового крана). По мере надвижки пролетного строения добавляется по 4 чел. на каждую промежуточную опору.
Настоящая технологическая карта разработана на надвижку пролетного строения во второй пролет. Бригада состоит из 12 монтажников: 6 разр. — 1; 5 разр. — 3; 4 разр. — 4; 3 разр. — 4, кроме того, два машиниста 6 разр. В смене имеются дежурные электрик и слесарь.
Вся зона работ разделена на следующие посты: первый — у домкратной установки; второй — на береговом участке со стороны надвижки; третий — на промежуточных опорах.
Все члены бригады заранее распределяются по постам и инструктируются по производству работ, сигнализации и технике безопасности. Посты оборудуются системой сигнализации, позволяющей дублировать друг друга, кроме того, на каждой промежуточной опоре устанавливаются аварийные выключатели.
У поста № 1 устанавливается сирена, при включении которой загорается лампа. Здесь же вывешиваются флажки красного и белого цветов (запретительный и разрешающий). Такие же флажки и цветные лампочки (красные и зеленые) устанавливаются на всех остальных постах.
Надвижка выполняется под строгим контролем руководителя работ, подающего команды по мегафону.
Пост № 1 обслуживают 4 чел., которые устанавливают или снимают вставки-переходники, устанавливают блоки, в период движения балки следят за положением салазок и блоков.
Посты № 2 и № 3 обслуживают звенья по 4 чел. Они переставляют пластинки фторопласта, следят за проектным положением балки, устраняют отклонение балки от проектной оси моста, следят за положением скользящих устройств.
IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Примечание . Над линиями графика указано число рабочих в звене, под линиями графика — продолжительность работы в минутах.
V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА ОДНУ БАЛКУ ДЛИНОЙ 42 м
Источник
Продольная надвижка металлических пролетных строений
Продольная надвижка металлических пролетных строений
Сущность способа продольной надвижки заключается в следующем: пролетное строение (или его часть) собирают на насыпи подхода или подмостях, сооруженных по оси моста, а затем надвигают в пролет по специальным накаточным устройствам.
Продольная надвижка широко применяется в отечественном и зарубежном мостостроении. У нее есть определенные преимущества по сравнению с другими технологиями. Она позволяет сократить сроки строительства за счет одновременного ведения работ по монтажу пролетного строения и сооружению опор.
Особенности метода:
-надвижку производят на пониженном уровне (на уровне подферменников) до устройства шкафной стенки устоя (для минимальной величины опускания пролетного строения после надвижки); шкафную стенку бетонируют до конца после надвижки; затем насыпь подхода досыпают;
-необходимы тяговые устройства: лебедки, полиспасты или гидравлические домкраты, а также специальные накаточные устройства на подходе и на опорах.
Состав работ:
1.Сборка пролетного строения на подходе или подмостях по оси моста.
2.Изготовление тяговых и тормозных приспособлений, а также специальных устройств (аванбека, шпренгеля и др.); возведение временных опор (при необходимости).
3.Устройство накаточных устройств на постоянных и временных опорах.
4.Передвижка пролетного строения по оси моста.
5.Демонтаж технологических обустройств.
6.Опускание пролетного строения на опорные части.
Разновидности продольной надвижки пролетных строений:
-надвижка по капитальным опорам;
-с использованием специально сооруженных в пролете временных опор;
-с помощью перекаточных и плавучих опор;
-по сплошным подмостям (на перекаточных тележках, платформах и т. д.).
Независимо от разновидности надвижки работы должны производиться по утвержденному проекту производства работ, в светлое время суток, под руководством инженерно–технических работников.
Надвижка только по капитальным опорам применяется при больших глубинах воды в реке, интенсивном судоходстве, высоких опорах. Пролетное строение должно быть постоянной высоты и представлять собой конструкцию балочно–неразрезной системы (или временно приведенной к ней). Максимальная величина пролетов определяется прочностью и жесткостью надвигаемой конструкции.
При недостаточной прочности надвигаемого пролетного строения необходимо принять специальные меры для обеспечения восприятия монтажных усилий (M, Q), например, постановкой дополнительных элементов, таких как:
-аванбек (рис. 1) – специальная балочная конструкция, которая прикрепляется к передней части пролетного строения и отличающаяся меньшим, чем у него, погонным весом;
-шпренгель (рис. 2) – конструкция, надстраиваемая над пролетным строением.
Рис. 1 – Аванбек для надвижки по кареткам: 1 – автодорожное пролетное строение; 2 – аванбек; 3 – путь катания
Рис. 2 – Схема продольной надвижки пролетного строения с использованием верхнего напряженного шпренгеля: 1 – промежуточная опора; 2 – пути скольжения; 3 – пролетное строение; 4 – тросы; 5 – портальная рама; 6 – полиспаст; 7 – устой
Конец аванбека целесообразно выполнять с плавным подъемом кверху на величину прогиба консоли от собственного веса.
Применение аванбека позволяет уменьшить величины М и Q в сечениях пролетного строения и обеспечить его въезд на опору с выборкой прогиба конца консоли. Аванбек бывает «длинный», в половину длины пролета надвигаемого пролетного строения (рис 1), и «короткий», небольшой длины (рис. 3). Он обеспечивает въезд пролетного строения на опору, для чего снабжен домкратами для приподнимания конца консоли при подходе ее к опоре.
Рис. 3 – Стадии приема надвигаемого пролетного строения на устройства скольжения, размещенные на опоре: 1 – надвигаемое пролетное строение; 2 – консоль; 3 – штанга; 4 – опорная нога; 5 – накаточное устройство; 6 – путь скольжения; 7 – упор; 8 – салазки; 9 – короткий аванбек
Шпренгели бывают жесткие (из проката) и гибкие из тросов (рис. 2). Они также обеспечивают снижение усилий в основной конструкции во время надвижки и возможность выборки прогиба конца консоли.
При надвижке без аванбека и шпренгеля может возникнуть необходимость усиления стенок балочной конструкции для недопущения потери ими местной устойчивости (рис. 4).
Рис. 4 – Усиление вертикальной стенки главной балки сталежелезобетонного пролетного строения L = 3 х 63,0 м: 1 – опора; 2 – устройство скольжения; 3 – главная балка; 4, 5 – уголок на высокопрочных болтах
Надвижку по временным и капитальным опорам (рис. 5, а) целесообразно использовать для конструкций неразрезной и разрезной систем, если глубина воды в реке невелика, ледоход слабый и т. п., то есть когда временные опоры не очень дорого стоят.
Рис. 5 – Способы продольной надвижки металлического пролетного строения: a – по временным и постоянным опорам; б – с помощью катучих опор; в – с плавучей опорой
Количество вспомогательных опор в пролете при надвижке пролетных строений определяется несколькими факторами:
устойчивостью положения надвигаемого пролетного строения;
прочностью консоли надвигаемого пролетного строения;
допустимостью давления на временную опору. Имеется в виду прочность проезжей части и элементов решетки главных ферм пролетного строения, а также обеспечение местной устойчивости стенок сплошностенчатой конструкции.
Конструкция временной опоры должна обеспечивать прочность и устойчивость положения надвигаемого пролетного строения (должна иметь достаточную длину по фасаду моста и надежное основание).
Надвижка с помощью катучих опор (рис. 5, б) целесообразна на суходоле, когда устройство путей для перемещения опор экономически оправданно.
При достаточных глубинах реки, наличии судоходства разрезные и неразрезные пролетные строения можно надвигать по оси моста с помощью плавучих опор (рис. 5, в): Особенно удобна эта технология для однопролетных мостов на узких судоходных реках.
Состав работ при надвижке с помощью плавучих опор:
Передвижение по насыпи подхода (на пониженном уровне) пролетного строения вдоль оси моста для погрузки его переднего конца на плавучую опору.
Балластировка и заведение плавучей опоры под надвигаемую конструкцию.
Загружение временной (плавучей) опоры путем откачки водного балласта из понтонов плашкоута.
Продольная надвижка пролетного строения перемещением его и плавопоры с помощью лебедок и полиспастов до опирания на устой.
Освобождение плавучей опоры балластировкой.
Чтобы плашкоут с пролетным строением не сносило ветром и течением, его закрепляют земляными и адмиралтейскими якорями, установленными на берегу и в реке (рис. 5, в).
Плавучая опора соединяется с консолью пролетного строения тросовыми расчалками, снабженными винтовыми стяжками,
Плавсистема перемещается при одновременной работе лебедок, размещенных на плавучей опоре и на пролетном строении.
В процессе надвижки длина тросовых расчалок, соединяющих якоря и плавсистему, регулируется с помощью полиспастов и лебедок, расположенных на плашкоуте.
Пролетные строения со сквозными главными фермами чаще всего надвигают с помощью:
-вспомогательных временных опор;
-плавучих (катучих) опор.
Сплошностенчатые пролетные строения неразрезной системы с параллельными поясами обычно надвигают по постоянным опорам с использованием аванбеков или шпренгелей, а для конструкций с большими пролетами используют сочетание аванбека и шпренгеля. Продольную надвижку пролетного строения моста через левую протоку Северной Двины в Архангельске осуществляли, применив именно такое решение. Металлическое сплошностенчатое пролетное строение было выполнено по схеме 4 на 120 м.
Для уменьшения усилий в пролетном строении применяется метод встречной надвижки полупролетами с замыканием в пролете надвинутых частей пролетного строения. В этом случае предусматривается возможность горизонтального и вертикального перемещения надвинутых секций перед их замыканием, поскольку необходимо обеспечить горизонтальное положение консолей.
На оголовках постоянных и временных опор устраивают распределительные конструкции для восприятия и передачи возникающих при надвижке вертикальных и горизонтальных усилий, а также для укладки накаточных путей. Для применения накаточных устройств скольжения обстройку можно выполнить по схеме, изображенной на (рис. 6).
Рис. 6 – Обстройка опоры для надвижки пролетного строения по устройствам скольжения: 1 – лист скольжения из полированной стали; 2 – сварная коробка; 3 – ребра жесткости; 4 – деревянный брус; 5 – опора; 6 – анкер: 7 – костыль
Используют сборные фанерные салазки (каретки), которые подкладывают по мере надвижки на лист скольжения с антифрикционной тканью из нафтлена. Салазки собирают из листов фанеры толщиной 10 мм; их размеры в плане – примерно 600 на 280 мм, а высота – 40–100 мм. Снизу салазки обтянуты нафтленом (рис. 7, а). Комплект салазок различной высоты позволяет пропускать через устройство скольжения все неровности и уступы стальных листов и накладок нижнего пояса. Поверхность стыков с болтовыми соединениями выравнивается укладкой поверх головок болтов прокладок из фанеры или стали.
Рис.7 – Салазки для надвижки пролетных строений: a – сборные фанерные с антифрикционной тканью нафтлен; б – с металофторопластовой лентой; 1 – швеллер; 2 – металлофторопластовая лента; 3 – деревянная прокладка: 4 – путь скольжения
Салазки можно использовать также с антифрикционными прокладками из листов фторопласта–4, которые крепят к фанере потайными заклепками.
Для надвижки пролетных строений по путям скольжения из рельсов можно использовать салазки с металлофторопластовой лентой (рис. 7, б).
Источник