Монтаж правила по соколову

10 Правил монтажа соколов

10 принципов монтажа Соколова

Монтаж по крупности.

Этот принцип определяет допустимые и недопустимые изменения масштаба съемки одного и того же объекта в соседних кадрах, следующих друг за другом в окончательном монтаже.

Монтаж по ориентации в пространстве.

Съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия.

Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре.

запрещается изменять направление вектора движения объекта, с правого на левое по отношению к вертикальной линии на стыке кадров.

Монтаж по фазе движущихся объектов в кадре.

Все, что движется циклично и снимается несколькими последовательными планами, должно быть смонтировано с соблюдением фаз цикличности, создавая впечатление непрерывности хода движения и действия.

Монтаж по темпу движущихся объектов.

Существуют два варианта, в которых могут проявиться различия в темпе движения объектов в соседних кадрах: первый, когда оба кадра снимаются статично и скорость объекта проявляется в движении по отношению к рамкам кадров, и, второй, когда оба кадра снимаются движущимся аппаратом. Этот вариант предусматривает, как съемку панорамой со статичной точки, так и съемку с движущейся точки, панораму с движения. Во втором случае условной системой координат для измерения скорости перемещения объекта будет фон, на котором виден объект в момент движения в кадре.

Монтаж по композиции кадров (по смещению центра внимания).

Общия закономерность принципа монтажа двух кадров по композиции состоит в ограничении перемещения центра внимания двух стыкующихся кадров относительно друг друга.

Заметим сразу: при соединении кадров обязательно должно происходить смещение центра внимания! Но насколько? На какую часть горизонтали кадра?

Практика монтажа показала и подтвердила, что такой перескок центра внимания по горизонтали для сохранения плавности перехода от кадра к кадру не должен превышать одной трети ширины экрана.

Монтаж по свету.

Если снимается какая-то единая сцена с непрерывным ходом развития событий, то характер и схема освещения должны быть сохранены от первого до последнего кадра

Монтаж по цвету.

В общей трактовке плавности перехода при изменении цветовых пятен от кадра к кадру существует одно простое правило:

в предшествующем плане должно присутствовать пятно, которое занимает около одной трети площади в рамке кадра.

Это послужит логичным и естественным оправданием для зрителя заполнения цветом всей площади следующего кадра.

Монтаж по смещению осей съемки.

никогда не снимай следующий кадр, находясь на оси объектива предыдущего кадра! Сделай перед съемкой шага два в сторону, измени крупность с помощью трансфокатора и дави на кнопку «пуск» сколько хочется. Но если отойти чуть влево или вправо, да еще немного приподнять или опустить камеру, то будет достигнуто особое изящество в композиционном решении каждого следующего кадра! Только не забывайте сохранять направление взгляда или движения в кадре при смене точек съемки.

Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре.

Что такое — «движущаяся масса» в кадре?

Самый простой пример. Снят статичный кадр: на фоне леса идет человек. В контурах его фигуры все видимые нами элементы перемещаются по экрану со скоростью его движения. Не отдельно голова, брюки, пиджак, ботинки и кисти рук, а именно все одновременно. А человеческое и зрительское восприятие устроено так, что наши глаза в первую очередь и обязательно направляются на движущийся объект, стараются ухватить и разглядеть его. И при этом наш взгляд почти безотрывно сопровождает этот предмет. Так вот — голова, пиджак, брюки, ботинки и кисти рук представляют собой некую движущуюся массу, которая в данном случае занимает небольшую часть экрана.

Для создания видео, которое будет приятно смотреть, видео ряд должен быть правильно смонтирован. В статье пойдёт речь о 10 принципах комфортного монтажа по А. Соколову.

10 Принципов комфортного монтажа

1. Монтаж по крупности

Человек хорошо воспринимает видео ряд, когда соединяются разные по крупности и композиции кадры. Разница в крупности кадров не должна быть резкой, например дальний план и деталь. Наилучшим вариантом, является стыковка через план:

  • общий — 1-й средний — деталь;
  • дальний — 2-й средний — крупный.

2. Монтаж по ориентации в пространстве.

Съемка двух взаимодействующих объектов, обязательно должна производится с одной стороны от линии взаимодействия. Правильное расположение камер, показано на рисунке под номерами 13Б и 14.

При нарушении данного правила, персонажи будут смотреть в разные стороны, а зритель потеряет ось взаимодействия, и возникают ощущения появления третьего персонажа.

Если есть необходимость пересечь линию взаимодействия, в кадре это должно быть показано. В этом случае, может быть движение одного из героев пересекающего ось, или же камера должна двигаться, на другую сторону от оси.

3. Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре

При стыке двух кадров, не должно быть резкого изменения направления движения объекта, в двух противоположных направлениях (с лево на право). Любое изменение движения должно быть показано в промежуточном кадре. Также при соблюдении третьего принципа, обязательно должен учитываться первый принцип по крупности планов.

4. Монтаж по фазе движущихся объектов в кадре

В данный принцип заключается в сохранении фазы движущегося объекта на стыке соседних кадров. К примеру: если герой начинает поднимать телефон к голове, то следующий кадр буде, как он его подносит к уху.

Как показано на рисунке ниже, общий план не должен быть передержан, иначе произойдет выпад объекта из кадра (имеется веду объект внимания кабина). Это означает, что если нужно показать, когда нужная кабина выходит на самый верх крупным планом, то общий план должен закончится раньше. Лучший вариант сохранение фазы движения ¼ круга.

5. Монтаж по темпу движущихся объектов

При смене крупности плана движущегося объекта в кадре, нужно сохранить его темп движения. То есть если просто изменить крупность плана за счёт зума камеры, при этом не меняя точки съемки, тогда изменится темп движения, так как изменится перспектива. Для сохранения нужного темпа, должна быть изменена точка и угол съемки.

6. Монтаж по композиции кадров

При изменении композиции кадра, есть ограничения по изменению центра внимания. Центр внимания не должен изменяться более чем на одну треть кадра. Иначе получится скачёк, и зритель потеряет объект. Внизу на рисунке показан

7. Монтаж по свету

При стыковке двух кадров, направление потока и количества света, а соответственно положение теней, должны совпадать. Любые резкие изменения должны быть оправданы сюжетом.

8. Монтаж по цвету

Суть монтажа по цвету заключается в следующем: если кадр практически заполнен одним цветом, то в предыдущем кадре этот цвет должен иметь примерно одну треть площади.

9. Монтаж по смещению осей съёмки

При съемке одного объекта, необходимо менять не только крупность планов, но и ось съемки, и центр внимания. Это позволит избежать скачка, и склейка получится более комфортной для восприятия.

10. Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадр

Основная движущаяся масса в кадре должна совпадать по направлению движения. Как изображено на рисунке, это поезд и фон. Если камерой выполнить панораму за поездом (сохраняя темп движения), то вагоны будут выглядеть как бы статично, а фон будет двигаться на встречу. Если после этого, камера перемещается на героя находящегося возле окна в вагоне, то направление сохранится, так как фон буден продолжать двигаться на встречу.

Но если происходит смена кадров или медленное движение, то движущаяся маса в кадре должна занимать мене одной трети кадра.

Заключение.

Как правило принципы монтажа используются не по отдельности, а в связках. Как и любые правила они могут нарушаться, но это должно быть обосновано сюжетной линией.

Источник материала книга: А.Г. Соколов, «Монтаж: телевидение, кино, видео», Москва 2005 г.

C уважением Автор блога vzest.ru

Понравилась статья? Прими участие в развитии Блога, сделай репост, поделись с друзьями.

Добрый день Пикабу!
Сегодня мы много немного закопаемся в теорию монтажа. Ничего захватывающего не будет, но через это нужно пройти.

Если вы читали «Азбука кинорежиссуры» Льва Кулешова или «Монтаж: телевидение, кино, видео» Алексея Соколова — вы и так знаете все, что написано ниже. Остальным — советую почитать данные книги — там более широко расписана теория видеомонтажа. Да, техника и практика монтажа ушла далеко вперед, но теория, приемы — остались действенными. А кто собирается еще и самому снимать видео — им читать просто обязательно.

Для начала немного про терминологию.

Приведу только несколько терминов, а остальные будем рассматривать в процессе.

Кадр или план – так обычно называют кусок пленки (в нашем случае цифровой файл), на котором зафиксировано изображение, снятое в результате одного пуска камеры. Включили запись – начался план, работает камера – увеличивается длительность плана, выключили запись – закончился план.

У слова «план» есть также второе значение – оно связано с обозначением масштаба съемки, с выбором крупности съемки объекта («крупный план», «общий план» и т.д.). Крупность определяется по тому, что видит зритель на экране, какая часть объекта или пространства отображена в рамке кадра по отношению к единому масштабу крупности.

У слова «кадр» тоже есть второе значение – кусок пространства, который оператор видит в видоискателе, и все, что в нем находится. (например когда актера просят «войти в кадр»).

Post Production (постпродакшн или монтажно-тонировочный период) – стадия производства фильма/клипа после окончания процесса съемки. Включает в себя обработку материала, его монтаж, аудио оформление, озвучивание, цветокоррекцию и т.д.

Материал – все что снято камерой и еще не смонтировано.

Стык или склейка – место соединения двух кадров, двух планов, где конец первого соединяется с началом второго.

Переход – эффект, применяющийся на стыке двух планов (наплыв, вытеснение и пр.)

Перебивка – отдельный кадр, который не содержит в себе объектов, запечатленных в соседних кадрах, — в предыдущем и следующем за ней – при монтаже непрерывно развивающейся сцены. Это способ как бы отвлечь внимание зрителя на другой объект, чтобы герой за это время успел в данной сцене перейти к другому действию.

Самое основное для нас — общие принципы монтажа кадров.

Строгое соблюдение принципов обеспечивает комфортность восприятия и простейшее понимание логики событий на экране. Эти принципы можно и нужно нарушать, но (!) нужно делать это осознанно. Нарушение или отступление от принципов комфортности при переходи с кадра на кадр дает эффект акцента.

1. Монтаж по крупности.

Давайте сразу разберемся какие бывают крупности кадра (согласно книге А.Г. Соколова):

1. Деталь – глаз человека с бровью и частью носа.

2. Крупный план – лицо человека во весь экран по вертикали. Над головой и под подбородком остаются небольшие зазоры между лицом и рамкой кадра. За головой просматриваются плечи.

3. Первый средний план – часть фигуры человека, взятая чуть выше пояса.

4. Второй средний план – фигура человека по колени.

5. Общий план – человек снятый так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство.

6. Дальний план – фигура человека чрезвычайно мала, примерно 1/7 – 1/10 часть высоты кадра или меньше.

Лев Кулешов также выделял «глубинный кадр» – кадр взятый «в глубину» — перспективно как бы состоящий из крупного или среднего на первом плане действия и среднего или общего на втором плане действия.

Рекомендуется при съемке детей, животных, вещей и природы определять названия планов измерительным эталоном взрослого человека. Иначе говоря, представьте себе в центре кадра (в том месте, на которое наводит фокус оператор) взрослого человека – по нему и определяйте крупность.

На данной картинке мы видим, что Кулешов называл планы несколько по-другому, но смысл и крупность от этого не меняются.

Возвращаясь к монтажу по крупности — необходимо менять крупность «через план». Исключения составляют стыки детали и крупного плана, а также дальнего и общего плана.

Монтаж планов будет плавным и незаметным только тогда, когда их крупность и композиция будут ощутимо отличатся, но не принудят зрителя дополнительно напрягать сознание и искать подтверждения, что в соседних кадрах снят один и тот же объект.

2. Монтаж по ориентации в пространстве.

Съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производится строго с одной стороны от линии их взаимодействия. Линия взаимодействия – это линия которую можно провести через 2 (или более) объекта, которые взаимодействуют друг с другом. Это не статичная линия, а линия, перемещающаяся вместе с взаимодействующими объектами.

Камера 13 расположена неверно, так как она пересекает линию взаимодействия.

Этот принцип помогает нам не запутаться в пространстве сцены, всегда понимать кто к кому обращается и кто с кем взаимодействует. Если нарушить это правило, то мы увидим как герои вместо разговора друг с другом — смотрят в одну сторону.

3. Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре.

На стыке кадров запрещается изменение вектора направления движения объекта на противоположное по отношению к центральной вертикали кадра.

Комфортность восприятия стыка соседних кадров с движущимся объектом можно обеспечить, если выполнить съемку с изменением направления движения в пределах 90 градусов, но обязательно по одну сторону от центральной вертикали кадра.

4. Монтаж по фазе движущихся объектов в кадре.

Все, что движется циклично и снимается несколькими последовательными планами, должно быть смонтировано с соблюдением фаз цикличности, создавая впечатление непрерывности хода движения и действия. Обычно съемка таких кадров происходит с захлестом – часть действия на которое приходится склейка снимается и в первом и втором плане.

5. Монтаж по темпу движущихся объектов.

При монтаже необходимо обращать внимание на темп кадра.

Выразителем темпа является не только частота совершения каких-либо циклических движений, но, и скорость перемещения объекта относительно фона, и скорость его перемещения в пределах рамок кадра.

Например, когда актер бежит – он должен бежать с одинаковым темпом и одной скоростью во всех планах. Стык кадров с движением в разном темпе будет не только означать продолжение действия, но еще станет выражать (именно выражать) перемену в ходе событий на экране.

6. Монтаж по композиции кадров.

Общее правило монтажа по композиции состоит в ограничении перемещения центра внимания в композиции двух стыкующихся кадров относительно друг друга. Перескок центра внимания по горизонтали не должен превышать одной трети кадра. Однако центры внимания в двух соседних кадрах не должны полностью совпадать по горизонтали и вертикали.

7. Монтаж по свету.

Нельзя ставить стык в стык темные кадры со светлыми. Чтобы сохранить «мягкость» перехода с кадра на кадр, чтобы зритель не стал вдруг щурится от неожиданного появления ярко освещенного кадра после восприятия затемненного, нужно в одном из планов, а лучше в обоих, дать связующие детали фона и сохранить схему освещения на лице и фигуре персонажа. Нельзя при монтаже необоснованно соединять темные кадры со светлыми, кадры резко освещенные, с освещенными мягко, рассеянным светом и т.д. Разные по свету, цвету кадры дадут резкий скачок при соединении и воспримутся зрителем или как акцент, или как неестественная, неправдивая передача действия.

8. Монтаж по цвету.

В соседних кадрах не должно быть резкой перемены цвета. При изменении цветовых пятен от кадра к кадру существует правило: в первом плане должно присутствовать пятно, которое занимает около одной трети площади кадра, что послужит оправданием наполнения этим цветом всей площади второго плана.

9. Монтаж по смещению осей съемки.

Никогда не снимайте следующий кадр, находясь на оси съемки предыдущего кадра – такие кадры не будут монтироваться. Сделайте шаг-два в сторону и измените крупность.

10. Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре.

Движущийся объект может занимать в кадре любую часть его площади, и даже весь кадр целиком. Все, что находится в пределах силуэта этого объекта, и в первое мгновение движется по экрану – представляет собой для зрителя движущуюся массу.

Нельзя монтировать два кадра с противоположными направлениями движения основной движущейся массы в кадре. Также нельзя монтировать наполненный движением кадр с кадром, в котором отсутствует движение.

Для комфортности соединения планов с движением необходимо выполнить несколько простых условий:

а) нужно чтобы направления движущихся масс в соседних кадрах совпадали или имели близкие векторные значения;

б) нужно чтобы при монтаже кадра с полностью статичным изображением, с кадром, в котором имеется движущаяся масса, эта масса занимала менее одной трети или даже четверти площади всего изображения;

в) нужно чтобы скорость движения масс в смежных кадрах полностью совпадала или была достаточно близкой, т.е. темп движущейся части первого кадра не отличался от темпа движения в следующем.

Еще немного теории: генеральное направление, параллельный, аналитический и ритмический монтаж.

Генеральное съемочное направление – направление в которое направлена камеры с точки, с которой сцена будет выглядеть максимально эффективно при съемке общим планом. Изменить точку зрения аппарата по отношению к установленному направлению съемки можно тогда, когда новая точка зрения будет оправдана и понятна зрителю, когда она не запутывает мизансцену, а разъясняет ее. Когда перемена генерального направления в съемке оправдана, то необходимо как можно дольше вести съемку по новому направлению, чтобы не утомлять зрителя частыми переменами съемочных точек.

При монтаже желательно объединять монтажно в группы планы по одному и тому генеральному направлению, чтобы не утомлять внимание зрителя. Перемену направления съемок лучше всего осуществлять на соединении монтажных фраз.

Параллельным монтажом можно показывать, что делается одновременно в одном и другом (и третьем) месте действия. А также что делается в разных местах и в разное время. Параллельным монтажом также можно показать, с чем ассоциируется данное действие и на что оно похоже, чему оно может быть уподоблено.

Аналитический монтаж – последовательность кадров, содержащих детали или элементы какой-то сцены, или события без показа этой сцены общим планом в одном кадре. Такая последовательность создается для того, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что он увидел эту сцену целиком, чтобы в его сознании родилась общая картина происходящего. Помогает растянуть время протекания сцены на экране за счет того, что действия, происходящие одновременно, снимаются отдельными кусками, а монтируются последовательно

Ритмический монтаж. Если взять за единицу отсчета, скажем, одну секунду, то время пребывания на экране ритмически смонтированных кадров в одной сцене могли быть представлены как последовательность чередования длительности этих кадров, выраженная цифрами: 1-1-1-3-1-1-1-3 или 2-2-4-2-2-4-2-2-4.

Несколько важных советов:

— Не перебарщивайте с переходами. Запомните – нет ничего лучше прямой склейки!

— Не следует повторять одинаковые кадры. Это допустимо только при осознанном замысле.

— Если делаете постановочный фильм – следует снимать кадры с захлестами действий, а также снимать кадры «в запас» и разные варианты одного и того-же кадра.

Это далеко не вся теория. Вы можете самостоятельно изучить работы Кулешова, Эйзенштейна, Соколова и пр., чтобы углубить свои знания по данной тематике.

В следующей части мы перейдем непосредственно к программе Adobe Premiere Pro CC 2014.

Все вопросы пишите в комментарии, отвечу в меру своих знаний.

А если вы считаете что я написал какой-то бред — милости прошу с адекватной критикой в обсуждение, я всегда рад поучится чему-то новому.

Всем добра и хорошего материала на монтаже!

Источник

Читайте также:  Элементы для монтажа потолочных панелей