Монтаж плит перекрытия лотков

Современная теплотрасса: материалы и способы прокладки

Как строятся теплотрассы? Зачем используют железобетонные плиты перекрытия лотков? Это важный вопрос, и его не стоит оставлять без ответа.

Теплотрасса – сооружение, имеющее особую важность для большинства людей планеты. С её помощью мы получаем не только отопление, но и горячую воду. Процесс подготовки к прокладке теплотрассы занимает довольно много времени и сил: следует проверить почву, коммуникации, выбрать наиболее подходящий метод прокладки труб, способы утепления. Интересная статья о полнотелых канальных плитах.

Теплотрассы можно разделить на несколько категорий. Они могут различаться по виду теплоносителя (вода, пар) и способу строительства (подземные и надземные).

К подземной относится бесканальная прокладка, то есть укладка системы труб в грунт. Для данного способа подходят трубы в особой изоляции:

  • пенополиуретаном (ППУ) в оболочке из полиэтилена;
  • пенополимерминералом (ППМ) без оболочки.

Виды прокладки теплосетей

Укладку тепловых сетей можно разделить на два типа:

В большинстве городов и поселений применяют двухтрубную систему водоснабжения. Причина этого в том, что по одной из труб проводят тепло, а с помощью второй отводится теплоноситель, отработавший свое.

Теплотрассы: способы строительства

Есть несколько способов строительства:

  • канальный (монолитный и лотковый канал);
  • бесканальный (укладка теплотрассы в траншею);
  • горизонтальное направленное бурение (бестраншейный способ).
Читайте также:  Монтаж каркаса деревянной перегородки

Способ монолитного канала состоит в укладке теплотрассы методом заливки основания и армирования канала. С помощью лоткового канала прокладка осуществляется с применением готового лотка.

Во время прокладки современных теплотрасс применяют различные материалы, такие как кирпич (полезный материал про кирпичный фундамент ленточного типа), шлакоблок, ЖБ блок и другие.

ЖБИ плиты перекрытия состоят из тяжелого бетона класса В15 — В20 и стальной арматуры типа Вр-I, A-I и A-III. Это дает гарантию защиты от повреждений каналов теплотрасс и инженерных сетей.

Плиты покрытия теплотрасс могут быть как конструктивным элементом в паре с лотками, так и отдельной деталью покрытия теплотрассы, выложенной, например, из шлакоблоков или кирпича. Их размеры строятся в зависимости от размеров лотков. Так как стандартная длина бетонного лотка составляет 3 метра, плиты зачастую имеют размер 1/1,5/3 метра. Из-за большого веса трехметровые плиты являются наименее удобными в процессе сборки.

Плиты перекрытия канала теплотрассы используют в перекрытии каналов под трубопроводы различного назначения. При агрессивной среде эксплуатации лотки, равно как и плиты теплотрасс, вдобавок покрывают защитным веществом.

Плиты перекрытия каналов и лотков – это плоские железобетонные конструкции, которые производят в соответствии с габаритами лотков.

Плиты покрытия класса «П» – одна из важнейших частей конструкции теплотрассы или трубопровода, которая сооружается из лотков типа «Л». Ширина данной прямоугольной плиты по стандарту равняется ширине перекрываемого лотка. Стандартная длина подобных плит составляет 2990 мм. Элементы «д» имеют длину 740 мм.

Производятся плиты покрытия из бетона, который способен противостоять разрушающему воздействию грунтовых вод, чрезмерному давлению почвы, скачкам температур и различной степени интенсивности нагрузки. Также будет интересно почитать про технологию устройства финской фундаментной плиты.

Важно: зачем использовать плиты?

Плита перекрытия теплотрассы помогает решить целый спектр проблем и задач:

  • сохранить герметичность подземных каналов;
  • защитить кабели от проседания грунта, притока подземных вод и нарушения теплоизоляции;
  • гарантировать повышенную теплоизоляцию;
  • сохранить воздух внутри коммуникационного канала.

Железобетонные лотки для теплотрасс укладывают в обычных грунтовых условиях. Основные параметры бетонных лотков – прочность и устойчивость, поэтому изготавливаются они из тяжелого сорта бетона с включениями стали категории А1 и Вр1. Буква «Л» служит для обозначения железобетонных лотков, применяемых для создания каналов теплотрасс и укладки системы труб различного назначения: как подземных, так и полуподземных каналов. Последние могут выступать над грунтом на расстояние от 200 до 400 мм.

Для чего применяют бетонные лотки?

Список применения бетонных лотков:

  • закладка теплотрассы;
  • строительство инженерной сети;
  • защита трубопровода от воздействия грунтовых вод;
  • сохранность воздуха внутри инженерной сети для лучшей термоизоляции.

Железобетонные лотки можно примерно разделить на несколько категорий. Разделение зависит от конструкции, особенностей монтажа и функций:

  1. Железобетонные прикромочные лотки. С их помощью возможна обустройка конструкций для водоотвода на автотрассах. Они устанавливаются по кромке трассы и накапливают воду, отводя ее к откосам дороги.
  2. Железобетонные телескопические лотки. Они применяются при установке мостовой системы водоотвода, строительстве гражданских объектов, дорог и трасс. Принцип установки таков: каждый ЖБИ лоток вставляется в предыдущий, укрепляя всю конструкцию.

Особенности установки железобетонных лотков

Бетонные лотки для теплотрасс могут основательно упростить процесс установки. Их можно устанавливать с помощью маломощных автоматических подъемных кранов, что экономит время на проведение работ. Незаменимую помощь в соединении отдельных частей окажет цементно-песчаная смесь. А в этой статье вы узнаете о пустотных плитах перекрытия.

Использование железобетонных лотков может существенно облегчить техническое обслуживание магистралей. Чем больше изделие, тем легче открыть доступ к различным участкам теплотрассы.

Подведем итоги

Плиты покрытия теплотрасс и железобетонные лотки делают процесс прокладки теплотрассы проще и быстрее. Строительство теплотрасс способом лоткового канала гарантирует качество работы на выходе и уменьшает риск возникновения проблем с только что проложенной теплотрассой. Все это вдобавок к правильно подобранным материалам позволит обеспечить профессиональный уровень работ.

Источник

Все о бетонных плитах перекрытия ПНО и других для теплотрасс и лотков

Использование в промышленных целях плитных изделий и лотков, относящихся к перекрытиям для теплотрасс, обеспечивает надежную защиту трубопроводов и всех видов коммуникаций в сейсмически неблагополучных регионах, областях с суровой зимой, а также с рыхлыми грунтами.

Защита труб и инженерных систем от осадков, грызунов, грунтовых вод, механических, ландшафтных и климатических факторов возможна, благодаря особой форме плит, сделанных, в виде буквы «П» из самых крепких и прочных марок бетона.

А также укладке на них горизонтальных ровных прямоугольных ЖБ-изделий, в совокупности образующих надежную конструкцию.

Каковы требования к плитам, прошедшим испытания на водонепроницаемость, каркасную целостность, качество и надежность, разновидности изделий, особенности монтажа и средние цены, читайте подробнее в представленной статье.

Общее описание и назначение

Плиты перекрытий для лотков и теплотрасс выполнены из высококачественных крепких марок бетона (чаще от М500), залитого по каркасу, заранее сваренному из армированной сетки или прутьев в производственных условиях.

Перекрытие имеет вид равнобедренного прямоугольного углубления в земле, с уложенной крышкой – верхней плитой, прикрепленной к боковым стенкам.

Сам лоток включает в себя горизонтальную внутреннюю поверхность и 2 боковых плиточных ребра.

Их высота может составлять от 400 (мм) до 150 (см), что позволяет людям работать внутри установленной конструкции-перекрытия в полный рост.

Важно. Внутрь установленного плиточного лотка закладываются трубы и различные инженерные коммуникации, которые обязательно гидроизолируются и утепляются.

Сверху на лоток, после монтажа коммуникаций укладываются прямоугольные ЖБ-плиты, выполняющие роль крышки. Лотковые и прямоугольные железобетонные изделия имеют на своих основаниях полукруглые крючки и захваты из качественных марок стали, с помощью которых их можно зацепить и соединить друг с другом при монтаже, с дальнейшим закреплением сваркой.

Перекрытия для теплотрасс и лотков, благодаря железобетону:

  • выдерживают большие внешние и внутренние нагрузки;
  • сохраняют прочность всей конструкции;
  • монтируются без сложностей;
  • укладываются в любых труднодоступных местах;
  • доступны по стоимости;
  • обладают водонепроницаемыми качествами.

Плиточные конструкции имеют сероватый цвет, гладкую или рыхловатую (слегка пористую) поверхность, в зависимости от входящих в состав бетона компонентов, и имеют разный объем.

На рынке стройматериалов предлагают разные размеры плит для лотков и теплотрасс, габариты которых примерно следующие:

  1. Длина – 740-2 990 (мм), но не более 4 (м).
  2. Ширина – 400-2 460 (мм).
  3. Толщина – 50-160 (мм).

Вес одной плиты составляет от 100 до 2 940 (кг). Любая конструкция для защиты коммуникаций сохраняет тепло внутри самого лотка, а также препятствует контакту с химическими реагентами.

Также она продлевает эксплуатационные способности труб и исключает взаимодействие с водой, в том числе, и с образующимся при перепадах температур конденсатом.

Особая укладка при монтаже на ПГС-подушку с присыпкой и трамбовкой грунта по бокам, в заранее подготовленном углублении (канаве) обеспечивает надежное закрепление всей конструкции.

Важно! Дополнительная защита вырытых каналов под лотки от атмосферных осадков обеспечивается ливневыми стоками или водоотводящими бороздками.

Основные требования

В процессе изготовления плит перекрытия для теплотрасс и лотков обязательно используют нормативы, в которых детально прописаны рекомендуемые испытания для материала, касающиеся:

  1. Прочности, надежности, однородности и сопротивляемости бетона при низких температурах.
  2. Водонепроницаемости и сжатия.
  3. Соответствия заявленного количества и качества арматуры для изготовленного каркаса.
  4. Толщины бетонного блока и габаритов по проекту.
  5. Образования или отсутствия микротрещин, имеющих место при усадке конструкции.

Если выпущенные изделия не проходят испытания, проходящие в производственных условиях, их отправляют на производственную доработку. К нормативам, регулирующим выпуск перекрытий, относятся:

  • ГОСТ 12730.4-78;
  • ТУ 5859-001-86780364-2008 (таблица лотков);
  • Серия 3.006.1-8 (особенности каналов и тоннелей из элементов лотков) и т.д.

Основные характеристики, регламентированные для плит теплотрасс и лотков должны соответствовать следующим показателям:

  1. Водонепроницаемость – больше W4.
  2. Прочность сжатия бетонного материала – 22,5В и выше.
  3. Морозостойкость –
  4. Показатели каркасной стали – класс А-I, A-III, включая также Вр-I.

К заводским ЖБ-изделиям обязательны требования к наличию маркировки (буквы + цифры), которая наносится на каждую плиту. Маркированные обозначения указывают на основные характеристики и параметры (размеры, вес), а также выдерживаемую нагрузку на 1м 2 (прочность). Дополнительно указывается дата выпуска, компания (фирма), а также отметка о прохождении технического контроля.

Важно! Особые требования предъявляются к расположению арматуры в каркасе изделий, которые обязательно должны содержаться в номенклатуре. Также по проекту рассчитывают давление и будущие нагрузки.

Разновидности

Плиты для теплотрасс и лотков различаются между собой по форме, размерам, маркировке и назначению. Они бывают прямыми, П-образными и угловыми. Например, прямые и П-образные лоточные изделия, с общей высотой не больше 1,68 (м) обозначаются буквой «Л», и по длине делятся на:

  1. Доборные (от 0,42 до 0,72 м).
  2. Стандартные (от 0,72 до 1,5 м).
  3. Канальные (от 1,5 до 1,8 м).
  4. Туннельные (от 1,8 до 4 м).

Каждый тип плит регулируется собственной серией, в которой указываются маркировка и габариты. Например, прямые лотки теплотрасс Л (от Л-4 до Л-23) представлены маркировкой – 50, 60, 70. Другая серия обозначается от ЛК-300-90-45 до ЛК-300-240-120. При этом рассматриваются не только ширина и высота лотков, но и их внутренняя и наружная толщина.

Угловые лотки стыкуют детали в особо уязвимых местах, где по проекту должны быть расположены сгибы и повороты трубопровода.

Углы надежно фиксируют и закрепляют любые сложные элементы трубной конструкции. Маркировка угловых изделий обозначается производителями, как «ЛУ».

Дополнительно, к данной маркировке может быть добавлена буква «н» (для тех случаев, когда лоток изготовлен с зеркальным вырезом).

ПНО (160)

Тип относится к облегченным плитам перекрытий, толщина которого в разрезе составляет 160 (мм). Изделие имеет монтажные петли, с помощью который значительно упрощается транспортировка, монтаж и соединение сваркой. Нагрузка, которую может принять плита, составляет 300 (кгс/м 2 ). Внутри изделий имеются полые округлые отверстия, куда можно закладывать армировку и раствор.

ПТ (12 и 3)

Данный тип ЖБ-плит предназначен для коллекторов и подпольных каналов, и имеет разнообразную маркировку. Эти изделия подойдут в качестве технических конструкций, построенных под любым зданием, для прокладки самых сложных систем водопроводов. Также их можно использовать на открытой местности под автотрассами.

Плиты имеют правильную прямоугольную форму, с общей толщиной 80 (мм). На верхней части у них приделаны армированные 4 петли для сборки. Общие коэффициент нагрузки у них составляет до 12 (тс/м 2 ).

Справка. Некоторые типы серии, как ПТ3, особо востребованы потому, что с ними легко работать, просто снимая крышку с лотка, если есть необходимость в ремонте коммуникации. При этом не нужно будет из траншеи вынимать весь лоток.

ВП (19-6 и 16-6)

Представленный вид относится к перекрытиям камер, которые относятся к основным элементам коллекторов. Плиты перекрытия камер можно использовать в густо заселенных пунктах для подземных коммуникаций, обустраивать под промышленными объектами (полотном жд-дороги, автомагистралями).

Сами изделия способны выдержать большую нагрузку (давление) на грунт, и изготовлены таким образом, что способны обеспечить прочность водопроводных и канализационных каналов. Одновременно, они также выполняют экологическую функцию, так как предотвращают попадание грязных стоков в грунт.

Канальные плиты больше всего подходят для конструирования их под автодорогами. Они имеют большую длину и толщину, способны выдержать самые большие нагрузки и сильную механическую вибрацию.

Данный тип перекрытий используется для создания лотков, но также их можно применять для строительства любых конструкций.

Изделие данной серии имеет прямоугольную форму и небольшой вес (870 кг).

За счет этого с ними быстро проводится монтаж или ремонт поврежденной теплотрассы, а также системы водоснабжения.

Высокие эксплуатационные характеристики П 8-8 и П 8.8. позволяют их использовать в самых сейсмически неблагополучных районах.

Плиты достигают длины 2 990 (мм) и используются для строительства любых каналов, так как их ширина равна 1 160 (мм), а толщина – 100 (мм). Особо востребованы они для прокладки теплотрасс и тоннелей, так как максимально надежно защищают любые инженерные коммуникации в любых направлениях. При монтаже плиты этой серии кладут сразу на лотковые ребра и заваривают сваркой.

Важно! Каждый тип представленной серии делится на большое количество подтипов, маркировка которых находится в нормативах ГОСТов.

Самые распространенные разновидности перекрытий для лотков и теплотрасс по габаритам можно объединить примерно в такую таблицу:

№ п/п Марка изделия Длина (мм) Ширина (мм) Высота (мм) Вес (кг)
1. ЛК-300-90-45 2990 880 430 900
2. ПНО 160 6280 990 160 1500
3. ПТ 12-12 2990 1480 160 1800
4. П 8-8 2990 1160 100 3750
5. ВП 19-6 1910 600 160 430
6. ПТО 150.240.14-6 2380 1480 140 1233

Особенности монтажа для каналов тепловых сетей

Укладка плит перекрытий для лотков и теплотрасс включает в себя подготовительные инженерные и земельные работы, а затем и сам процесс монтажа с помощью грузового строительного транспорта. Инженер проводит расчеты и составляет проект, согласно которому проводится разметка, чистка территории и земельные работы.

Шаги укладки, после выкапывания траншеи, включают в себя:

  1. Формирование песчаной или ПГС-подушки для лотка.
  2. Установку плит и укрепление их по бокам с помощью сварки, засыпки и трамбовки грунта по бокам.
  3. Закрепление инженерной коммуникации внутри конструкции.
  4. Гидроизоляционные и утепляющие действия для инженерной системы, с оставлением зазора для вентиляции.
  5. Закрывание лотка крышкой (прямоугольной плитой), сварные и отделочные работы, с тщательной заделкой всех зазоров.
  6. Обмазывание плиты по стыками битумной мастикой (дополнительная гидроизоляционная защита) – формирование изоляции, согласно проекту.
  7. Зарывание траншеи с лотком или теплотрассой, в которой находится инженерная сеть.

При выполнении монтажа учитывается глубина залегания лотков. Так, например, она составляет для:

  1. Автомобильных трасс (вдоль или под ними) – 0,5-6 (м).
  2. Железнодорожного полотна – 1-4 (м).
  3. Трубопровода – 0,5-6 (м).
  4. Промышленных предприятий – не больше 0,3 (м).

Большое значение при укладке имеет учет грунта, климатические, ландшафтные особенности, густонаселенность района, близкие коммуникации, объекты инфраструктуры, а также близость грунтовой воды. Перед началом работ обязательно потребуется формирование хорошего водоотвода.

При работе с угловыми лотками равномерно засыпают его стыки. Это необходимо для того, чтобы не было перекоса всей конструкции.

Скорость и быстрота монтажных работ зависит от профессионализма рабочих, хорошей техники, инженерного правильного расчета, плана и качественно продуманного проекта.

Поэтому лучше всего для формирования перекрытий в виде лотков, желательно обращаться в строительную компанию с хорошей репутацией.

Важно! При необходимости, конструкции лотков можно изолировать металлическими листами. Или тщательно штукатурить места стыков разрешенными инженером строительными материалами.

Как правильно подбирать?

Чтобы не ошибиться с подбором плит перекрытий для теплотрасс и лотков, необходимо ознакомиться со всей информацией и требованиями к коммуникациям, для которых будет строиться конструкция, а также детально ознакомиться с характеристиками самой плиты. При выборе также имеют значение:

  1. Маркировка и нагрузки изделия.
  2. Качество производства и соблюдение нормативных правил.
  3. Диаметр труб.
  4. Требуемая толщина будущего изоляционного слоя.
  5. Необходимость в тепло- и гидроизоляционных работах.
  6. Уязвимые узлы теплотрассы или системы канализации.
  7. Предполагаемая нагрузка, в зависимости от места монтажа.
  8. Габаритные размеры и вес изделия.

Особое внимание уделяется также качеству состава бетона и используемым маркам стали для армированного каркаса. Приобретаемые изделия должны приобретаться только по сопровождающим документам (гарантия, сертификаты качества, инструкция по хранению и использованию).

При заказе работ строительная компания может предложить изделия от прямых проверенных производителей, у которых закупается по оптовым ценам. Это выйдет гораздо дешевле, чем самим покупать материал на рынке в розницу.

Средние цены

Стоимость плит перекрытий для лотков и теплотрасс зависит от региона РФ. Так, в северных областях, МО и СПб она всегда будет выше. На цену влияет также тип серии с указанной нагрузкой. Чем она выше – тем дороже будет изделия, так как в заводских условиях улучшаются его технические характеристики.

В среднем, наиболее часто используемые типы плит по ценам в РФ выглядят таким образом:

№ п/п Марка изделия Стоимость (в руб.)

от…

1. ЛК-300-90-45 2990
2. ПНО 160 2 452
3. ПТ 12-12 1 600
4. П 8-8 2990
5. ВП 19-6 3 500
6. ПТО 150.240.14-6 2380

Также на цену влияет качество использованного материала, место изготовления, бренд и место производства.

Видео по теме

Плиты перекрытия ПНО, ПК и ПБ — За и Против:

Заключение

Плиты перекрытия для теплотрасс и лотков относятся к важным инженерным коммуникациям, широко применяющимся в строительстве промышленных и гражданских объектов. Изделия надежно защищают системы труб от механических повреждений. Одновременно плиты обеспечивают гидроизоляцию и термоизоляцию любых инженерных систем.

Выбирать изделия необходимо с учетом климатических и почвенных особенностей своей местности. При монтаже лотки нужно укладывать только на ПГС-подушку, тщательно герметизируя стыки, и проверяя целостность всей конструкции.

Источник