Монтаж п образной опоры

Технологическая карта на сборку и монтаж опор при сооружении воздушных линий электропередач (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Укрупнительную сборку опор болтового типа выполняют на нижнюю грань и методом параллельных граней.

В первом случае нижние поясные уголки нижней секции шарнирами крепят к двум подножникам со стороны выкладки опоры. На верхних и нижних концах поясных уголков устанавливают поперечные диафрагмы, к которым, в свою очередь, крепят два других поясных уголка. После этого между поясными уголками устанавливают и прибалчивают раскосы решетки сначала в боковых, а затем в нижних и верхних гранях секции. Поясные уголки следующей секции крепят к верхним элементам первой секции, а затем заполняют решетку в той же последовательности. Так же собирают остальные секции ствола, наращивая опору снизу вверх — от фундамента к вершине.

Этот метод обеспечивает точность сборки нижних секций по отношению к фундаментам и исключает последующие трудоемкие операции по установке опор на шарниры.

Во втором случае поясные уголки нижней секции попарно выкладывают на подкладках в горизонтальной плоскости. Затем из элементов решетки на каждой паре уголков собирают боковые грани секции, раскантовывают их кранами и устанавливают вертикально, после чего собирают верхние и нижние грани, прибалчивая соответствующие элементы решетки к поясным уголкам. Пяты нижней секции устанавливают в шарниры на двух подножках. Так же собирают другие секции.

Общая сборка. Порядок общей сборки определяется в основу ном конструкцией опоры и готовностью фундамента. Технология общей сборки такая же, как укрупнительной.

Общая сборка одностоечных опор заключается в сборке ствола из секций и присоединении к нему траверс и тросостойки. Сначала нижнюю секцию ствола закрепляют на шарнирах на двух подножниках фундамента и крепят к ней среднюю секцию, для чего захватывают ее краном и сближают с нижней, совмещают стыки и соединяют секции временными монтажными болтами. Затем рассверливают отверстия до проектных размеров и устанавливают расчетные болты. Некоторые опоры сразу собирают на расчетных болтах.

Читайте также:  Спокойной бит для монтажа

Таким же способом соединяют в ствол следующие секции и тросостойку. После сборки ствола к нему прикрепляют траверсы: сначала нижние, затем средние и, наконец, верхние. Собранную опору выверяют по чертежам, исправляют дефекты отдельных элементов и восстанавливают поврежденную окраску.

При общей сборке опор портального типа сначала закрепляют пяты обоих стволов в шарнирах на подножниках фундамента, собирают стволы, присоединяют к ним траверсу, устанавливают подкос и тросостойки и выверяют размеры.

В труднодоступных местах или стесненных условиях опоры можно собирать вертикальным наращиванием элементов снизу вверх с помощью монтажных мачт.

При сборке металлических опор широко применяют механизированный (электрические или пневматические гайковерты, сверлилки, кернеры) и ручной инструмент, а также различные приспособления.

Данные о сборке и выверке опор заносят в журнал, который подписывают прораб (или мастер) и бригадир сборщиков.

Сборка деревянных опор

Деревянные опоры собирают из заранее заготовленных заводских антисептированных деталей — стоек, траверс, раскосов затесами, врубками и просверленными — отверстиями. Однако вследствие различной кривизны и сбега бревен, а также отклонения размеров заводские детали могут не вполне точно подходить друг к другу и поэтому при сборке на трассе требуют дополнительной подгонки. Иногда деревянные опоры собираю из столбов.

Заготовка, обработка и сопряжение стоек и приставок. Эти операции выполняют на горизонтальных помостах или подкладках из бревен с помощью механизированного инструмента, а также различных такелажных средств и приспособлений. При этом заготовка и обработка деталей необходимы только при изготовлении опор из столбов.

Заготовку стоек начинают с обработки верхушки на конус или клин. Верхнюю часть деревянной приставки делают наклонной.

Для плотного сопряжения приставку и часть стойки на длину припасовки затесывают топором. При использовании двойных деревянных приставок 2 (рис.23) стойку 1 затесывают с обеих сторон. Стык стойки с приставкой должен быть плотным, без просветов. Если стойка или приставка имеет кривизну, припасовку выполняют так, чтобы кривизна их была направлена вдоль оси ВЛ.

Рис.23. Подготовка стойки и двойных деревянных приставок к сопряжению:

3. 4 — врубки для прохода проволочного бандажа и стяжных болтов.

5 — проволочный бандаж

Затем на стойках и приставках размечают места расположения проволочных бандажей 5 или припасовочных хомутов и вырубают небольшие выемки для прохода бандажных проволок и стяжных болтов (при креплении проволочными бандажами). Проволочным бандажом или припасовочным хомутом можно стягивать не более двух деталей (стойку и приставку). Стягивать общим бандажом двойные приставки и стойку запрещается.

Крепление приставок к стойкам (припасовку) выполняют на монтажных площадках в том случае, когда имеется возможность вывезти на трассу длинномерные элементы опор. На небольших линиях припасовку выполняют непосредственно на месте сборки опор.

Для припасовки деревянных приставок стойку; разворачивают на подкладках затесанной плоскостью вверх, накладывают приставку и временно скрепляют ее со стойкой струбциной или строительными скобами так, чтобы врубки для прохода бандажных болтов совпадали. Под комель приставки кладут подкладку. Перед припасовкой все места, подвергавшиеся обработке, покрывают антисептиком, нагретым до °С.

При установке проволочных бандажей один конец заготовленной бандажной проволоки загибают и забивают молотком на 20-25 мм в стойку. Проволоку плотно наматывают рядами вокруг стойки и приставки, подбивая и выравнивая молотком витки бандажа, и обрубают. Свободный конец проволоки просовывают под уложенные витки и загибают. Затем весь бандаж натягивают ломом, проверяют правильность его укладки и рихтуют молотком, а конец проволоки забивают в приставку.

После этого середину бандажа с обеих сторон стойки раздвигают ломом и в образовавшееся отверстие между витками и ранее вырубленное отверстие 4 (см. рис.4) продевают стяжной болт с надетой на него бандажной шайбой. С противоположной стороны на болт надевают вторую бандажную шайбу, навертывают гайку и затягивают бандаж. Между бандажными шайбами и стойкой с приставкой оставляют зазор 15-20 мм для последующей подтяжки бандажа при эксплуатации.

Так же монтируют второй бандаж, а затем снимают струбцины.

Для ВЛ до 10 кВ допускается припасовка стоек с приставками проволочными бандажами без стяжных болтов. В этом случае витки проволочного бандажа скручивают ломом с обеих сторон стойки.

Железобетонные приставки сопрягают со стойками как припасовочными хомутами, так и бандажами. Приставки укладывают на стойки не сверху, а сбоку так, чтобы плоскость сопряжения была вертикальной, охватывают их припасовочными хомутами, накладывают шайбы и затягивают гайки. При сопряжении стоек с двойными приставками вначале закрепляют одну приставку, затем прикладывают вторую и закрепляют ее.

При сопряжении стоек А — и АП — образных деревянных опор заготовленные стойки укладывают верхушками (без разделки) одна на другую, а их комли разводят на проектное расстояние. При этом приставки устанавливают с внешней стороны угла, образованного стойками.

Вершины стоек затесывают по линии их пересечения, прикладывают одну к другой затесанными плоскостями, временно скрепляют строительными скобами и размечают места установки болтов. Затем стойки разъединяют, затесывают верхушки и просверливают отверстий для болтов. Глубина врубки не должна отличаться от проектной более чем на 5 мм. Зарубы, затесы и отколы древесины допускаются на глубину не более 10% диаметра бревна.

Подогнанные стойки маркируют попарно. Остальные операции по сборке А — и АП — образных опор выполняют на трассе ВЛ.

Заготовка и обработка траверс, подтраверсников, поперечин, раскосов и ригелей. При отсутствии заводских деталей траверсы, подтраверсники, поперечины, раскосы и ригели нарезают из бревен. Заготовки размечают по шаблону, затем просверливают в них отверстия и делают необходимые затесы. Отверстия под штыри и узлы крепления гирлянд сверлят точно по их диаметру. Места затесов и опилов антисептируют, ненужные отверстия забивают Пробками.

Подготовленные траверсы оснащают штырями и подкосами или узлами крепления гирлянд.

Под головки и гайки болтов подкладывают шайбы (не менее 60х60х5 мм). Под головки штырей шайбы не устанавливают древесину под шайбами тщательно подтесывают.

Сборка опор ВЛ до 35 кВ с креплением изоляторов на штырях или крюках. Сборка этих опор проста, не требует применения кранов и состоит в последовательной выкладке элементов, припасовке приставки к стойке, ввертывании крюков и закреплении изоляторов. При наличии прицепов для вывоза на трассу длинномерных грузов сборку организуют на монтажных площадках.

При сборке промежуточных одностоечных опор с штыревыми изоляторами соединяют приставки со стойкой и устанавливают оголовок и траверсу. Траверсы поступают на трассу полностью подготовленными с затесами, отверстиями, установленными штырями, в комплекте с раскосами и крепежными изделиями.

При сборке А — образных опор их верхушки собирают с помощью металлических оголовков 3 и стяжных болтов 4, соединяют стойки поперечиной и устанавливают на приставках ригели. Траверсы анкерных опор закрепляют на подтраверсниках, предварительно приподняв домкратом верхушку опоры. Иногда анкерные опоры собирают только с подтраверсниками, а траверсу крепят при установке опоры.

Подкосы опор ВЛ до 1 кВ и трехногих опор ВЛ 6-35 кВ собирают отдельно и соединяют со стойкой или А — образной фермой при установке опоры. Изоляторы навертывают на крюки или штыри при сборке опор.

Сборка П-образных опор. Сборку П-образных опор ВЛ 35-110 кВ с приставками начинают с замера деталей и проверки их соответствия рабочим чертежам. Затем выкладывают краном или вручную приставки и стойки вдоль оси линии, параллельно друг другу, и соединяют их. При сборке опор из пропитанных столбов стойки и приставки предварительно обрабатывают.

Соединенные с приставками стойки выкладывают по обе стороны от оси ВЛ на одинаковом от нее расстоянии так, чтобы приставки были развернуты на внешнюю сторону опоры. Затем к стойкам присоединяют седла для крепления траверс. Отверстия в седлах и стойках должны совпадать, а расстояния от середины седла до верхушки и комля стойки у обеих стоек должны быть одинаковыми. Шипы седла забивают в стойку кувалдой так, чтобы опорная пластина седла плотно прилегала к стойке.

Размечают на траверсе положение осей стоек и вкладывают траверсу в седла так, чтобы метки пришлись посередине седел затем просверливают в траверсе отверстия, крепят ее к стойкам сквозными болтами и устанавливают детали крепления подвесных гирлянд.

Отверстия в стойках для крепления раскосов заранее просверливают на заводах или монтажных площадках. Раскосы обрабатывают только со стороны комля. Подгонку и обработку раскосов со стороны отруба выполняют при сборке опоры. В стойки и раскосы в местах соединения забивают контактные полосы, затем раскосы накладывают на стойки: один раскос — поверх обеих стоек, а второй — так, чтобы его комель лежал под одной из стоек, а отруб находился над второй стойкой. После этого, если надо, просверливают отверстия и вставляют сквозные болты. В месте пересечения раскосов также сверлят отверстия и устанавливают стягивающий болт. Наконец, крепят к приставкам ригели и укрепляют на верхушках стоек защитные крышки.

Сборка П-образных опор с цельными стойками, с грозозащитными тросами и со сваями-приставками, а также опор ВЛ 220 кВ имеет ряд особенностей, связанных с их конструкцией.

П — образные опоры с цельными стойками собирают значительно быстрее, чем с приставками, так как не надо выполнять припасовку приставок к стойкам.

На П — образных опорах с грозозащитным тросом траверсу устанавливают на расстоянии 2,35 м от верхушки стойки. Для крепления троса монтируют специальные поковки, а по одной из стоек прокладывают заземляющие спуски.

Сборку П — образной опоры на деревянных сваях-приставках начинают с погружения сваи в грунт. Плоскость сопряжения свай со стойками должна быть ориентирована вдоль оси ВЛ и обращена к центру опоры. Стойки выкладывают вдоль линии с внутренней стороны свай-приставок и закрепляют на них траверсы. При этом расстояния между центрами седел и центрами отрубов свай-приставок должны совпадать, так как при несоответствии этих размеров траверсы будут стоять наклонно. В каждой стойке и свае-приставке просверливают отверстия диаметром 22 мм для установки шарнирных болтов, вокруг которых вращают стойки опоры при установке. Нижнюю часть стоек поднимают вдоль свай-приставок домкратами или краном так, чтобы эти отверстия совпали, затем пропускают через стойки и сваи шарнирные болты и навертывают гайки. После установки опоры стойку со сваями соединяют постоянными бандажами.

При сборке П-образных опор ВЛ 220 кВ диаметры двойных приставок одной стойки не должны отличаться больше чем на 2-3 см, так как иначе более тонкая приставка при эксплуатации может сломаться. Стойки опоры сначала соединяют с нижней половиной траверсы, а затем на сквозные болты устанавливают верхние седла и верхнюю половину траверсы.

Сборка АП — образных опор. До начала сборки бригада электролинейщиков из 5-6 человек выкладывает краном детали опоры на сборочной площадке в соответствии со схемой, показанной на рис.24, а, после чего приступает непосредственно к сборке опоры.

Вначале стойки 6 соединяют с приставками 11 встык деревянными накладками 9 и болтами. Стык должен быть плотным, без просветов, а стойка и приставка должны образовывать прямую линию. Заготовленные стойки собирают в А — образные фермы так же, как А — образные опоры со штыревыми изоляторами. Нижние ригели 1 устанавливают при сборке, а верхние крепят после установки опоры и частичной засыпки котлована. Приставки каждой фермы соединяют временной монтажной распоркой 13 для увеличения жесткости и прочности опоры при монтаже.

Затем приступают к установке А — образных ферм на ребро, располагая их так, чтобы стойки, вокруг которых их будут кантовать, находились по оси котлованов или параллельно биссектрисе угла поворота трассы (рис.24, б). Кантуют фермы краном или трактором с помощью вспомогательной стрелы высотой 3,5-4 м, закрепляют по обе стороны расчалками и приступают к монтажу траверс.

Предварительно размеченную траверсу 4 заводят внутрь угла, образованного стойками А — образных ферм, и укладывают на нижние стойки. К стойкам и траверсе примеряют и подгоняют подтраверсные брусья 5. Сначала устанавливают нижние брусья подтраверсников и крепят их к стойкам болтами. Затем крепят к ним траверсу, к которой, в свою очередь, крепят верхние брусья и, наконец, крепят верхние брусья к стойкам.

На стойках и подтраверсных брусьях устанавливают металлические детали 10 крепления раскоса верхнего яруса, а на траверсе — узлы крепления натяжных гирлянд изоляторов. Затем устанавливают краном раскосы 3 и поперечины 2 нижнего и верхнего ярусов плоскости Я, для чего их предварительно оснащают деталями сопряжения со стойкой. Для работы на высоте при установке раскосов и поперечин используют переносные лестницы.

В правильно собранной опоре А-образные фермы образуют с траверсой прямые углы, а комли стоек находится в вершинах прямоугольника. Отклонения габаритных размеров не должны превышать 1 см на 1 м длины. На тросовых АП — образных опорах монтируют дополнительную тросовую траверсу и металлические тяги, усиливающие жесткость верхнего яруса, и прокладывают заземляющие спуски.

Порядок сборки АП — образных опор ВЛ 220 кВ аналогичен описанному, только два бревна, составляющих траверсу, крепят не внутри угла, образованного стойками А — образных ферм, а снаружи, причем комли бревен должны быть направлены в противоположные стороны.

Рис.24. Выкладка деталей (а) и сборка А — образных ферм (б) АП — образных опор:

2, 8 — поперечины плоскостей П и А.

3 — раскосы плоскости П,

9- накладки дли соединения стоики с приставкой,

10 — детали крепления раскосой,

13 — монтажная распорка

Иногда сборку АП — образных опор начинают с П-образных ферм. Сначала собирают все элементы нижней П — образной фермы, причем затес верхушек стоек должен быть обращен вверх. Затем на стойки нижней фермы накладывают верхние стойки, предварительно соединенные с приставками (затес верхушек должен быть обращен вниз). Верхние стойки временно соединяют в верхушке с нижними накладками и крайними от вершины болтами и собирают поперечины и раскосы верхней П — образной фермы. После этого к верхним стойкам присоединяют поперечины А — образных плоскостей, при этом свободные концы поперечины временно укладывают вдоль стоек. Поперечины не затягивают болтами, чтобы при подъема верхней фермы они могли спуститься под действием собственной массы. Затем поднимают краном верхнюю П — образную ферму, вращая ее вокруг скрепленных верхушек, пока расстояние между комлями приставок не достигнет проектного. Наконец, производят окончательную сборку верхушек, крепление поперечин плоскости А, установку подтраверсников и траверс.

Работы по сборке деревянных опор всех типов заканчивают прокладкой заземляющего спуска (если это указано в проекте) и крепления его скобами.

Общие требования по сборке опор. Сопряжения всех частей собранной опоры должны быть плотно пригнаны, а болты — надежно затянуты. Резьба болтов не должна выступать за гайку на длину более 10 мм, под гайкой должен быть достаточный запас резьбы для последующей подтяжки стыка при усыхании древесины. Выступающая часть болтов, находящихся на высоте до 3 м от земли, должна быть расчеканена.

Места обработки пропитанных деталей опоры необходимо промазать горячим антисептиком, а места поврежденной окраски металлических, деталей — покрыть битумным лаком.

Окончив работу, заполняют журнал сборки опор, в котором отмечают марку и тип собранной опоры, отклонения ее габаритных размеров от проекта, диаметры основных элементов и примененных болтов. Журнал подписывает мастер по сборке опор и проверяют производитель работ и инспектор технадзора заказчика. После устранения недоделок в нем делают отметку о приемке опоры и разрешении на ее установку.

Устройство котлованов под опоры

Разбивка котлованов. Основными данными для разбивки котлованов на местности являются: геометрические размеры и тип фундаментов, характеристика грунта и способ его разработки, глубина котлована. Исходной точкой для разбивки котлована является центровой знак.

При разработке котлованов для одностоечных деревянных и железобетонных опор буровыми машинами разбивка не требуется: центр бурового механизма просто совмещают с центровым знаком. Однако для точного определения положения опоры и ее элементов необходимо разбить поперечную ось ВЛ (рис.25). При отсутствии теодолита это выполняют так. От пикетного знака (точка Л) по продольной оси ВЛ откладывают стальной мерной лентой отрезок длиной 4 м (точка В) и проводят из точек А и В дуги соответственно радиусами 3 и 5 м. Затем по обе стороны продольной оси ВЛ в точках С, и С пересечения этих дуг, а также на расстоянии примерно 15 м от них в точках D и D устанавливают разбивочные колышки, обозначающие поперечную ось ВЛ. Колышки позволяют легко определить положение опоры и разметить центры цилиндрических или прямоугольных котлованов для А — и П — образных опор.

Рис.25. Разбивка поперечной оси ВЛ

Разбивку котлованов при рытье их экскаваторами выполняют по чертежу или схеме с помощью теодолита и стальной мерной ленты или рулетки. Для обозначения осей котлованов забивают колья длиной 0,5-0,7 м, а для разметки их контуров на поверхности земли — деревянные колышки или металлические шпильки. Размеры котлованов сверху должны быть больше, чем внизу; при этом учитывают крутизну откосов, допускаемую грунтом. Угол, или крутизна, откоса (рис.26) зависит от отношения его высоты Л к основанию 1. Угол, при котором не происходит оползание грунта, называется естественным откосом. Для песчаных грунтов естественный откос лежит в пределах от 1 : 0,5 до 1 : 1, а для глинистых — от 1 : 0,25 до 1 : 0,85. Так как при крутизне откосов котлованов больше естественного может происходить обвал грунта, их стенки необходимо крепить.

Рис.26. Крутизна откоса котлована

Разбивку котлованов под фундаменты стальной промежуточной опоры (рис.27, а) выполняют в таком порядке. Сначала устанавливают теодолит над центровым знаком и разбивают ось ВЛ и перпендикуляр к ней, для чего наводят визирную трубку теодолита на центры предыдущей и последующей опор и обозначают колышками продольную ось линии А-А. Затем поворачивают визирную трубку на 90° и разбивают поперечную ось Б-Б.

Колышки для обозначения осей забивают на расстоянии не менее 10 м от границ будущего котлована и сохраняют до окончания всех работ по монтажу опоры, включая выверку. Поэтому оси А-А и Б-Б часто называют «сторожкой».- По оси А-А с обеих сторон центрового знака в точках II и III на расстоянии а/2 (где а — расстояние между центрами подножников) устанавливают колышки. Из точек II и III разбивают оси В-В и Г-Г (параллельно оси Б-Б), также обозначая их колышками. На осях В-В и Г-Г сначала разбивают центры подножников — на расстоянии b/2, равном половине расстояния между центрами подножников поперек оси трассы. Затем с учетом допустимой крутизны откосов и глубины котлована размечают его контуры.

Рис.27. Разбивка котлованов под фундаменты стальных промежуточной (а) и угловой (б) опор

Разбивку котлованов под фундаменты стальной угловой опоры (рис.27, б) выполняют по вспомогательным осям — биссектрисе угла поворота и перпендикуляру к ней. Для этого теодолит устанавливают над центровым знаком, наводят визирную трубку на центры предыдущей и последующей опор и уточняют угол поворота ВЛ. Затем устанавливают визирную трубку по биссектрисе угла поворота ВЛ, разбивают и обозначают ось Л — А. Повернув визирную трубку на 90° по отношению к оси А-А, разбивают и обозначают ось Б-Б. После этого на осях В-В и Г-Г разбивают контуры котлованов (с учетом допустимой крутизны откосов).

Некоторые типы угловых опор имеют с внешней стороны угла поворота ВЛ большие подножники, чем с внутренней, поэтому размеры котлованов для фундаментов таких опор не одинаковы. Кроме того, некоторые типы угловых портальных опор устанавливают со смещением их центра внутрь угла поворота трассы.

Для свайных фундаментов определяют положение центров погружаемых свай. Четыре сваи фундамента под одностоечную опору обычно располагают по углам прямоугольника или квадрата. Для разметки центров свай применяют металлические или деревянные шаблоны, представляющие собой жесткую раму с отверстиями, через которые забивают колышки. После снятия шаблона колышки остаются в грунте, обозначая центры. Для ориентирования шаблона по центру опоры и оси трассы применяют теодолит.

Разработка котлованов. При разработке котлованов буровыми машинами буровой механизм устанавливают над центром котлована и выверяют его направление. Для разработки вертикальных котлованов буровой механизм устанавливают вертикально, а котлованов под А — образные опоры — под необходимым углом к горизонту.

Шнековые буровые машины (типа МРК) разрабатывают котлован за один проход (погружение) рабочего органа в грунт. Выброс разработанного грунта происходит непрерывно по мере заглубления шнека. Буровые машины (типа БМ) с лопастными рабочими органами разрабатывают котлованы за несколько проходов глубиной по 0,3-0,5 м. При этом машинист периодически поднимает буровую головку с грунтом из котлована (без вращения) и сбрасывает грунт с лопастей при увеличенных оборотах штанги. Разбросанный грунт с краев котлована отодвигают вручную лопатами при поднятой и заторможенной штанге.

При разработке глинистых грунтов, налипающих на лопасти, буровую головку очищают только после остановки. Находиться под бурильной штангой при ее опускании нельзя.

Глубину котлованов определяют деревянной рейкой с делениями. Некоторые буровые машины имеют штанги с насечками, по которым можно ориентировочно определить заглубление бура.

При разработке котлованов ковшовыми экскаваторами вынутый грунт укладывают на расстоянии 0,5- 0,8 м от бровки котлована так, чтобы он не мешал последующему монтажу подножников. Нижние слои грунта недобирают на 1мм, чтобы не нарушить его естественную структуру. Недобранный слой снимают вручную непосредственно перед установкой подножников. При случайном заглублении против проекта одного из котлованов (для фундамента с четырьмя подножниками) остальные котлованы выравнивают по первому (с перебранным грунтом).

Дно котлованов выравнивают по уровню, срезая грунт. Небольшие неровности до 50 мм допускается засыпать песком и тщательно утрамбовывать. Дно котлованов под анкерные плиты для крепления оттяжек выравнивают по шаблону в соответствии с проектным уклоном.

При разработке котлованов в увлажненных грунтах грунтовые воды откачивают насосами. Если приток воды угрожает размывом откосов, котлован ограждают шпунтовыми стенками из деревянных досок. Возможно также уменьшение глубины котлованов с установкой подножников выше горизонта грунтовых вод. В этом случае после установки фундаментов делают дополнительную присыпку сверху — банкетку.

Разработку котлованов в зимний период выполняют буровыми машинами, оборудованными зубками из твердых сплавов, или отбойными молотками. При температуре воздуха ниже — 5 °С рытье котлованов производят не раньше, чем за 1-2 сут до установки фундаментов. Если разработку ведут заранее, грунт недобирают на 0,2-0,5 м. Оставшийся слой грунта предохраняют от промерзания листьями или хвоей и срезают непосредственно перед установкой подножников.

Разработку котлованов ковшовыми экскаваторами выполняют для сборных и монолитных фундаментов и сложных деревянных опор с ригелями, а также при отсутствии буровых машин.

Ручную разработку котлованов выполняют на участках с подземными коммуникациями, а также в местах, занятых садовыми и другими ценными насаждениями. Котлованы приходится отрывать вручную там, где невозможно обеспечить подъезд землеройных машин к месту работ (на склонах, в болотистых местах) и при небольших объемах работ. При ручной разработке используют ломы, штыковые и совковые лопаты, а иногда механизированный инструмент (пневматические отбойные молотки, электробетоноломы, электромолотки). Для уменьшения объема земляных работ, а также для облегчения установки опоры стенкам котлована придают ступенчатую форму (рис.28).

Рис.28. Котлован ступенчатой формы

При разработке небольшого количества котлованов в грунтах 1-й и 2-й категорий иногда используют ручной бур. При вращении бура ножи срезают слой грунта и направляют его через прорези во внутреннюю полость крышки. После заполнения кольца бур вынимают из котлована и освобождают от грунта. По мере заглубления бура трубу 3 наращивают. Ручной бур позволяет за 20-30 мин вырыть (пробурить) в мягких грунтах котлован глубиной до 2 м и диаметром до 400 мм. Чаще ручной бур применяют для подчистки ранее отрытых котлованов, так как обычно их разработка опережает установку опор и бригаде, занятой этой работой, приходится очищать ранее пробуренные котлованы от осыпавшегося грунта. В этом случае при наличии крана используют ручной бур несколько иной конструкции. Размеры бура выбирают соответственно диаметру и глубине очищаемых котлованов. Бур навешивают на крюк 8 крана, вращают вручную и после заполнения всех витков спирали грунтом плавно поднимают из котлована краном.

При разработке котлованов в скальных грунтах используют взрывной способ. По контуру и площади котлована через 0,5-0,7 м высверливают шпуры, в которые закладывают взрывчатку. Глубина заложения шпуров зависит от крепости породы и глубины котлована. Силу взрыва рассчитывают из условия рыхления скалы без выброса. Разрушенную породу разрабатывают экскаватором, а дно котлована зачищают отбойными молотками. Взрывные работы разрешается выполнять только в дневное время специально обученным и имеющим разрешение лицам в присутствии прораба или мастера.

В населенной местности в целях безопасности котлован огораживают, устанавливая в ночное время на ограждении освещение.

Сооружение фундаментов. Заземление опор

Сооружение фундаментов. Сборные железобетонные фундаменты устанавливают с помощью автомобильных или тракторных кранов. Дно котлованов предварительно зачищают и выверяют по нивелиру. При наличии нескольких котлованов расхождения в отметках их оснований не должны превышать 10 мм.

Котлованы, заполненные водой, перед монтажом подножников осушают, зачищая их основания до плотного грунта. При отклонении от проектной отметки подсыпают основания гравийно-песчаной смесью, которую тщательно уплотняют. При установке подножников на слабый грунт делают бетонную или гравийную подушку. Гидроизоляцию подножников, как правило, выполняют на заводах. При монтаже обычно восстанавливают гидроизоляцию на поврежденных при перевозке местах.

Установленные подножники выравнивают и разворачивают в котловане по шаблону так, чтобы анкерные болты вошли в проемы шаблона. Средние метки шаблона должны быть расположены точно по шнурам, натянутым между кольями сторожки через центр опоры. Шаблон закрепляют гайками на анкерных болтах подножника. Затем выверяют по отвесу правильность установки подножников по вертикали, закрепляют на них ригели, укладывают заземлители (если они предусмотрены проектом) и начинают засыпку котлована.

Засыпают котлованы обычно бульдозерами. Грунт тщательно уплотняют слоями по 25-30 см. Засыпка котлована мерзлым грунтом допускается в количестве не более 15% общего объема. Поэтому зимой принимают меры против смерзания вынутого из котлована грунта, используемого для засыпки. Высоту засыпки принимают (с учетом возможной усадки грунта) обычно на 0,2-0,3 м выше планировочной отметки.

Шаблоны снимают с подножников после засыпки котлована не менее чем на половину глубины.

Фундамент принимают под установку опор, если расстояния между осями подножников отличаются не более чем на 20 мм от проектных, разность между верхними отметками подножников не превышает 20 мм, а отклонение верха подножника от вертикали вдоль и поперек линии не превышает 50 мм.

Данные об устройстве фундаментов заносят в журнал, в котором указывают характеристику грунта, уровень грунтовых вод, тип фундамента и номер его паспорта, отклонения в установочных размерах, наличие и размер подсыпки, а также способ гидроизоляции. Журнал подписывается прорабом и мастером и проверяется представителем технадзора заказчика.

Сварные фундаменты сооружают с помощью сваебойных и вибровдавливающих агрегатов. Процесс погружения сваи состоит из следующих операций: подъема сваи в направляющие агрегата и закрепления ее в наголовнике, установки агрегата на домкраты, ориентировки сваи над точкой погружения и собственно погружения.

В плотные грунты сваи погружают, предварительно пробурив направляющие (лидерные) скважины, которые по диаметру и глубине должны соответствовать размерам свай. Так, для свай сечением 300х300 мм и длиной 6 м диаметр лидерной скважины принимают 200 мм, а глубину -5,3 м. Увеличение размеров скважин или устройств дополнительной скважины рядом с основной облегчает погружение свай, однако уменьшает их несущую способность. Чтобы облегчить погружение свай, лидерные скважины разрешается заполнять водой — вымачивать в течение 1-2 ч.

Работы по погружению свай оформляют в специальном журнале. Расстояние в плане между центрами свай не должно отличаться от проектного более чем на 20 мм, а разность между верхними отметками анкерных болтов не должна превышать 20 мм.

Монолитные фундаменты обычно выполняют на месте установки опор, приготовляя бетон на бетоносмесительном узле или непосредственно у места укладки — на передвижной бетономешалке.

Для монолитных фундаментов устраивают опалубку из досок, в которую устанавливают арматуру и закладные детали. Анкерные болты подвешивают к установленным на опалубке шаблонам, выверяют по отвесу и смазывают солидолом. Бетон укладывают в опалубку по возможности без перерывов, уплотняя его вибратором. Уложенный бетон зимой защищают от замерзания, а летом от воздействия прямых солнечных лучей.

При бетонировании периодически проверяют положение шаблона с анкерными болтами и закладных деталей. Шаблоны разрешается снимать не раньше чем через сутки после окончания бетонирования. Распалубку фундаментов выполняют в зависимости от температуры наружного воздуха через 7-15 сут. Все дефектные места и раковины зачищают и заделывают цементным раствором, после чего на подземную часть фундамента наносят гидроизоляцию.

В журнал производства работ заносят дату укладки бетона и объем бетонирования, марку, состав и результаты испытаний контрольных образцов бетона, температуру наружного воздуха и бетона при укладке, дату распалубки.

При приемке монолитного фундамента под монтаж проверяют его геометрические размеры, отметки установки, расположение анкерных болтов. Отклонение от проектных размеров между осями болтов допускается до ±10 мм, а разность между верхними отметками — до 20 мм.

Фундаменты, устанавливаемые в грунты, агрессивные по отношению к бетону, изготовляют из специального сульфатостойкого цемента и покрывают защитными покрытиями.

В монолитных скальных породах с ненарушенной структурой фундаменты под опоры не устанавливают. В скале высверливают скважины, которые после закладки анкерных болтов заливают цементным раствором. Иногда применяют специальные анкерные болты с расклинивающейся нижней частью. После отверждения цементного раствора сооружают наземную часть фундамента из монолитного бетона или металла. Скважины бурят перфораторами, работающими от передвижных компрессоров. Если прочность скалы недостаточна, устанавливают фундаменты.

Заземление опор. Для прокладки заземляющих проводников и лучевых заземлителей роют траншеи глубиной 0,5 м. В каменистых и скалистых грунтах траншеи глубиной не менее 0,1 м разрабатывают взрывным способом. После прокладки лучевых заземлителей или заземляющих проводников и забивки электродов заземления все элементы соединяют электросваркой внахлест. Длина сварного шва должна быть не менее шести диаметров (при круглом сечении) или двойной ширины (при прямоугольном сечении) заземляющего проводника. Затем траншею засыпают землей и утрамбовывают. Иногда заземляющие проводники укладывают на дно котлована под фундаменты.

В местах с большим удельным сопротивлением грунта устраивают выносные (если вблизи опоры имеются места с более низким удельным сопротивлением грунта) или глубинные (если на большей глубине сопротивление грунта снижается) заземлители. Для снижения удельного сопротивления грунта его обрабатывают поваренной солью или содой. При этом заземлители укладывают на глубину, несколько большую глубины промерзания грунта.

Источник