Монтаж опор контактной сети троллейбуса

Монтаж опор контактной сети троллейбуса

Монтаж контактной сети трамваев и троллейбусов

Работы по сооружению контактной сети можно разделить на строительные и монтажные. Сооружение линий начинают с установки опорных конструкций.

Установка опор контактной сети трамваев и троллейбусов

Размеры котлованов для бетонных фундаментов опор определяют в зависимости от типа опоры, категории (характеристики) грунта и уровня его промерзания в данной местности.

Перед началом земляных работ вызывают на место представителей организаций, имеющих подземные сооружения, и уточняют с ними место прохождения сооружений. В необходимых случаях по указанию представителей отрывают один или несколько шурфов для определения фактического местоположения сооружения. Шурфами называются небольшие раскопки в виде неширокой траншеи поперек линии коммуникаций на глубину ее залегания. При близком расположении сооружения к котловану согласовывают условия проведения работ, обеспечивающие сохранность сооружения и безопасность работы.

Горизонтальные расстояния (в свету) от фундамента до коммуникаций должны быть не менее указанных в табл. 19.

На заболоченных участках и местах со слабым грунтом (торфяной грунт, насыпи с крутыми откосами и т. д.) опоры закрепляют на свайных основаниях, конструкция которых разрабатывается применительно к каждому конкретному случаю. Разработку котлованов выполняют механизированным способом с применением экскаваторов или буровых машин. В городе часто встречаются близко расположенные к котловану подземные сооружения; над сооружениями и на расстоянии ближе 1 м от них нельзя применить землеройные машины и приходится переходить на разработку котлована вручную. При раскопках над кабелями применение ударного инструмента (ломов, кирок, отбойных молотков и т. д.) ограничивается глубиной, при которой до кабелей остается слой грунта не менее 0,4 м. Раскопки на большую глубину должны вестись только лопатой.

Сначала снимают дорожное покрытие: отдельно асфальт и бетонное основание. Снятый материал раздельно складывают в сторону, предохраняя от засорения, для дальнейшего пользования.

. Затем разрабатывают котлован. Вынимаемый грунт отбрасывают в другую сторону; он, как правило (кроме песчаного), подлежит вывозке в места складирования или отвалы.

Рытье котлована с вертикальными стенками без крепления в грунтах с естественной влажностью и при отсутствии грунтовых вод можно выполнять на глубину до 1 м в насыпном песчаном грунте, до 1,25 м в супесчаном грунте, до 1,5 м в суглинках и

глине, до 2 м в особо плотном грунте.

В слабых грунтах: песчаных, насыщенный водой, свеженасыпанных и др., где частицы слабо связаны между собой, во время рытья и после, до заполнения фундамента, могут происходить обвалы как самопроизвольно, так и, в особенности, вследствие колебания грунта от близко проходящего транспорта. При большой глубине котлована обрушение стенок может быть и в средних и даже плотных грунтах. Вероятность обвала тем больше, чем больше времени он останется незаполненным фундаментом.

Для предотвращения обвала вертикальные стенки котлованов в слабых грунтах и глубоких котлованов в средних и сильных

грунтах закрепляют щитами с распорами-крепями, опускаемыми в котлован по мере заглубления при раскопках. Крепи должны быть инвентарными. Для разовых раскопок могут быть применены деревянные щиты, изготовляемые на месте. Доски для щитов должны иметь толщину не менее 40 мм в грунтах нормальной влажности и 50 мм в грунтах повышенной влажности, а диаметр бревен для распоров — не менее, 130 мм. Работа по креплению щитов весьма ответственна и должна выполняться под руководством и наблюдением инженерно-технического персонала. В некоторых случаях при поступлении воды в котлован раскопку ведут с водоотливом, используя насосы. Срок рытья котлована согласовывают со сроком установления опоры так, чтобы время, в которое котлован остается не заполненным фундаментом, было наименьшим. Если опору будут устанавливать не в день открытия котлована, то место раскопки нужно оградить и закрыть щитом.

После установки опоры монолитный бетонный фундамент образуется путем заполнения котлована раствором.

Фундамент заводского изготовления устанавливают в готовый котлован, а образующиеся пазухи между стенками котлована и фундамента засыпают песком. Пустоты, образующиеся при устройстве ступенчатых (в том числе монолитных) фундаментов, также засыпают песком. Применение для засыпки рыхлого грунта, и в особенности мерзлого, недопустимо. Через некоторое время (при оттаивании) грунт теряет прочность, дает трещины, а опора теряет устойчивость, наклоняется в сторону нагрузки. Котлованы опор, устанавливаемых на лежнях, также должны заполняться песком.

Встречаются грунты, имеющие влагу с повышенным содержанием солей и кислот, которое вызывают ускоренное разрушение (коррозию) бетона и металла (в том числе и металла, находящегося в бетоне). Такие грунты являются агрессивными по отношению к бетону и металлу. Для предохранения от коррозии подземные части железобетонных и стальных опор, а также фундаменты опор покрывают битумом.

Свайные фундаменты погружают в грунт при помощи вибропогружателя или вибромолота. Строгая вертикальность обеспечивается предварительным образованием направляющих скважин сечением 30—50% от площади поперечного сечения сваи.

Перед установкой опоры осматривают, чтобы убедиться в соответствии марке опоры, предусмотренной по проекту, отсутствии дефектов, поломок и погнутости ствола.

Железобетонные опоры перевозят, соблюдая определенные требования, нарушение которых может вызвать порчу опоры: Образование трещин, сколов на теле опоры или в месте закрепления закладных деталей. Обладая большой массой, опора во время движения от толчков и ударов может получать чрезмерные перегрузки в точках опирания на подкладки при неправильном размещении последних. Полученные трещины могут закрыться (особенно у опор с предварительно напряженной арматурой) и остаться малозаметными, но после установки и загрузки опоры или даже при эксплуатации по прошествии некоторого времени могут появиться вновь.

Основными требованиями, обеспечивающими сохранность, являются перевозка опор специальным транспортом, плавное движение по пути следования (без рывков и резких торможений), объезд или аккуратный проезд неровностей дороги (ухабов). Уложенная на транспорт опора должна опираться на две подкладки, расположенные на расстоянии 0,2 длины от ее торцов.

Разгружают опоры грузоподъемными кранами с применением грузозахватных приспособлений и специальных строп. Строповку делают в двух местах, располагаемых на расстоянии 0,3 длины опоры от ее центра тяжести. Подъем, разворот и опускание опоры должны выполняться плавно, без рывков и ударов. Железобетонные опоры укладывают при разгрузке так, чтоб^г они опирались в двух точках, расположенных от торцов на расстоянии 0,2 длины опоры. Запрещается при разгрузке сбрасывать опоры на. землю, так как при этом опоры могут получить явные или скрытые повреждения: железобетонные — трещины и сколы, а металлические — искривление, разрушение швов и др.

Для полного использования транспорта опоры можно перевозить, загружая их в несколько рядов. При этом центрифугированные опоры должны укладываться на платформу, трайлер, лесовоз по пять штук в ряд. Вершины опор одного ряда укладывают в одном направлении, а следующего — в другом. Между рядами опор укладывают по две деревянные прокладки сечением не менее 40X150 .мм, располагая верхние точно над прокладками нижнего ряда.

Установка опоры на улице города при движении пешеходов и транспорта является одной из наиболее ответственных работ и требует хорошей организации. Подъем опоры и установка ее в котловане длятся недолго, но представляют определенную опасность для пешеходов и транспорта. На это время из зоны работ должны быть удалены все посторонние люди и транспорт. Зоной работ считается пространство, на котором поднимается, перемещается и устанавливается опора, т. е. площадь, где возможно ее падение.

На этот период зона ограждается сигнальным шнуром (веревкой) с цветными флажками и выставляются люди, в обязанности которых входит предупреждать прохожих об опасности и не допускать их за ограждение в зону работ.

Устанавливают опоры передвижными кранами общего назначения грузоподъемностью 5—7 т и более или специальными кранами. Грузоподъемность кранов зависит от вылета его стрелы, т. е. отклонения ее в сторону. Трудно определить заранее, с каким вылетом придется выполнять погрузку, разгрузку и установку

опор, поэтому следует брать кран, грузоподъемность которого на больших вылетах стрелы соответствует массе предназначенных к установке опор.

Для установки опору укладывают около котлована так, чтобы ее центр тяжести совпал примерно с осью котлована. Опору устанавливают в следующей последовательности:

подъезжает автокран к месту установки, устанавливают его на выносные опоры и приводят стрелу крана из транспортного положения в рабочее;

стропуют опору несколько выше ее центра тяжести (0,5—1 м) и закрепляют на крюке крана;

поднимают опору в вертикальное положение механизмом подъема автокрана и стрелой, изменяя ее вылет;

поднимают опору вверх на высоту, обеспечивающую свободное перемещение ее над тротуаром и проезжей частью улицы при повороте стрелы (зазор между ними и стрелой должен быть не менее 100—200 мм);

поворачивают стрелу крана до совпадения опоры с центром котлована;

медленно опускают опору в котлован, сохраняя положение над центром котлована;

разворачивают опору с целью правильного ориентирования закладных деталей и отверстий по отношению к ее загрузке и подходящим линиям питания, освещения;

выверяют положение опоры и перемещают ее автокраном для соблюдения установленного расстояния от оси пути или борта тротуара;

регулируют поворотом стрелы вертикальное положение опоры и предусмотренные для нее наклон или створ с другими опорами, в ряду которых она ставится;

фиксируют положение опоры распорками или специальными приспособлениями;

устраивают бетонный фундамент или закладывают лежни в соответствии с требованием проекта;

снимают стропы с опоры и освобождают от них крюк крана; поворачивают стрелу крана и укладывают ее в транспортное положение, снимают кран с выносных опор.

Вращение опоры в котловане выполняют с помощью одного из приспособлений, показанных на рис. 53. Вертикальность положения опоры проверяют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях уровнями большого размера или отвесом с шаблоном. На улицах и площадях, где опоры используют как элемент архитектурного оформления (проспекты, магистрали), вертикальность положения опор проверяют геодезическими инструментами (теодолит, нивелир). Для предварительной проверки вертикальности опоры можно воспользоваться соседними зданиями. Отойдя в сторону на 10—15 м, нужно глазомером совместить профиль опоры с обрезом стены или угла здания. В створе легко заметить отклонение опоры от вертикали. При этом нужно учитывать конусность бетонных опор. Этот способ обычно применяют при профилактических осмотрах опор.

Рис. 53. Приспособление для поворота опоры:
а— из втулочно-роликовой цепи; б — тросовое


Рис. 54. Строп с замком:
1— опора; 2— тросовый строп; 3— пружинный замок; 4— тросик замка

Строго вертикально устанавливают центральные опоры, опоры с кронштейнами, закрепляемые в конструкциях искусственных сооружений, и малонагруженные боковые опоры. Боковые опоры, имеющие нагрузку, близкую к номинальной, устанавливают с небольшим наклоном вертикальной оси в сторону, противоположную действию основной нагрузки. После загрузки опора займет сразу или со временем близкое к вертикальному положение. Во все время устройства фундамента (заполнения котлована) следует следить за сохранностью заданного положения опоры, поправляя его всякий раз после случайных смещений.

Закрепляют опору на крюке крана посредством стропа с замком-застежкой (карабином) (рис. 54), позволяющим снять строп после установки опоры с земли, не залезая на опору.

На фундаментах заводского изготовления и при установке на фланцах опору страхуют от падения, поддерживая краном до полного закрепления на анкерных болтах.

Монолитные фундаменты образуются заполнением котлована бетоном заводского приготовления. Для фундаментов опор применяют тяжелый (обычный) бетон марки 100 или 150. Марка бетона показывает предел прочности при сжатии после отвердения в течение 28 сут. В нашем случае прочность будет соответственно 10 и 15 МПа. После приготовления прочность бетона растет особенно быстро в течение первых 7—14 сут и продолжается очень длительное время. Поэтому после установки опору можно загружать по прошествии не менее 7 сут. При настоятельной необходимости ускорения работ употребляют быстротвердеющий бетон из глиноземистого цемента. При твердении выделяется тепло, что полезно при зимнем бетонировании. Применение такого бетона ограничиваете^ высокой стоимостью, превышающей стоимость обычного бетона в несколько раз. При укладке бетон необходимо уплотнять трамбованием, чтобы избежать образования пустот в теле фундамента. Уплотнение следует выполнять одновременно с заполнением котлована, так как бетонный раствор со временем начинает терять подвижность и трамбование его становится бесполезным. Заполнение котлована ведут слоями, толщина которых зависит от. способа трамбования.

Временные опоры закрепляют в грунте нижним и верхним лежнями. Длина лежней и глубина заделки определяются в зависимости от категории грунта и типа опоры, ее загрузки. Размеры котлована и их установка должны обеспечивать плотное прилегание лежней к опоре и стенкам неразработанного грунта. Котлован засыпают песком, твердым грунтом сбоями в 20—25 см. Каждый слой уплотняют трамбовкой с поливом водой. Деревянные опоры заделывают в грунт, закрепляя лежнями, глубина заделки 1,8— 2,5 м.

Верхний уровень фундамента в местах с асфальтовым покрытием выводится на уровень верха подосновы для асфальта. После установки вокруг опоры восстанавливают асфальт. На открытом грунте в зеленых насаждениях, во дворах и других местах, не имеющих асфальтового покрытия, фундамент выводят на уровень грунта, а через 3—4 дня после установки, когда бетон осядет, внизу опоры выводят цоколь высотой 100—150 мм для отвода воды от основания опоры.

Верх опоры, не занятый осветительной арматурой наружного освещения, должен быть закрыт декоративным оголовком, а верх деревянной опоры затесан на два ската для предохранения от скопления воды и снега.

Поверхность металлической опоры и закладные детали железобетонных опор должны быть загрунтованы при изготовлении и окрашены два раза атмосферостойкой краской. Второй раз опору целесообразно покрасить после ее установки.

На высоте 2—2,5 м опоры наносят по трафарету масляной краской номер, год установки, тип. Внешний вид надписи и сторону расположения ее на опоре следует предварительно согласовать с Архитектурно-планировочным управлением (главным архитектором) города.

Для пассажирских линий устанавливают самонесущие опоры, которые воспринимают полную нагрузку без разгрузочных (анкерных) оттяжек. На грузовых и служебных линиях, территориях

депо, на загородных линиях и других местах, где опоры не служат элементом архитектурного оформления улиц, в виде исключения допускается усиление опор анкерными оттяжками. В эксплуатации анкерные оттяжки применяют при наклоне опоры в сторону из-за недостаточной прочности грунта или лежней, при необходимости дополнительной загрузки опор, при ликвидации повреждений сети и в ряде других случаев, когда необходимо обеспечить сохранность опоры и ее несущей способности.

На опору с анкерной оттяжкой допускается увеличение нагрузки против номинальной: на 25% для железобетонной и на 50% для стальной опоры. Анкерные оттяжки закрепляют либо на стене здания, либо к анкеру в виде железобетонной плиты или балки, заглубленной в землю (рис. 55). Для временной анкеровки можно использовать отрезок бревна или шпалы длиной 1 —1,5 м. В землю анкер заглубляют на 1,5—2 м в зависимости от уровня промерзания и категории грунта. Внизу котлована устраивают нишу так, чтобы анкер 1 упирался на неразрыхленный грунт. Для пропуска скрепленной с анкером штанги 2 прорывают узкую канавку с наклоном, соответствующим наклону оттяжки 3. Засыпку котлована ведут послойно с трамбовкой. Штангу и стальной канат оттяжки выбирают по растягивающему усилию.

Оттяжка должна опускаться с опоры под углом не менее 30° к вертикали и располагаться по направлению результирующей нагрузки. При отклонении на угол более 10° устраивают две оттяжки — по обе стороны от направления усилия на опору. Высота оттяжки над местом, где возможно движение транспорта и пешеходов, должна быть не менее 5 м над проезжей частью улицы и не менее 3 м над тротуаром или пешеходной дорожкой. Чтобы выдержать такую высоту, иногда приходится ставить дополнительную опору как промежуточную между опорой и анкером в землю или для непосредственной анкеровки на нее.

Для регулирования натяжения на каждую оттяжку включают натяжное устройство (натяжную муфту), а в Оттяжку опоры с питающим проводом, кроме того, — натяжной изолятор на расстоянии 1,5—2 м от опоры, но не ниже 4 м от земли. Анкерную оттяжку на стену здания выполняют в виде поперечины из стального каната соответствующей прочности, закрепляемого на спаренных крюках.

На планах контактной сети высоту закрепления хомутов и стенных крюков указывают относительно уровня дородного покрытия для троллейбусов и головки рельсов для трамваев. Точку отсчета на опоре или здании получают переносом уровня с помощью визирных реек. Две рейки одинаковой высоты устанавливают на крайних рельсах или под проводами обоих направлений троллейбуса и визуально провешивают линию верха; реек на стену или опору, где чертой фиксируют уровень рейки (рис. 56). На криволинейных участках трамвая рейки ставят на осях путей. Для удобства подсчеты высоты рейки берут длиной 1 или 1,5 м. Вычитая высоту рейки из высоты, указанной на плане, получают высоту закрепления крюка или хомута, которую нужно отмерить от черты на стене или опоре.

Источник

Читайте также:  Монтаж плинтуса полиуретанового напольного мастер