Монтаж номеров монтаж аттракционов монтаж эпизодов
Библиографическая ссылка на статью:
Федорова Н.И. Понятие о монтаже, как о способе создания театрализованного представления или праздника // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/07/84068 (дата обращения: 28.01.2022).
Взаимодействие различных видов искусств в наше время приобретает многозначный характер, и динамика нарушений их границ все нарастает. Сегодня классификация видов и жанров становится делом чрезвычайно сложным, ибо виды и жанры настолько связаны друг с другом, причудливо переплетены, что обозначение их границ зачастую довольно условно. Вместе с тем, есть многое, что роднит виды искусств, давая им общность ощущения времени, эпохи и задач, поставленных временем.
В 20-е годы в молодом советском искусстве возникло новое понятие – «монтаж».
Само слово «монтаж» тоже было новым определением, пришедшим в искусство из современной техники.
Первым провозвестником современной монтажной структуры в театре стала «Мистерия-буфф», определившая новый путь создания современного театрального действа – монтажный. В данном случае идёт разговор о художественной целостности, рождаемой множеством разнородных элементов, крепко соединенных монтажной структурой.
Сведение этих элементов воедино в театральном искусстве волновало умы тысячелетия назад. Ещё Аристотель обратил внимание на синтетический вид искусства, где сливаются различные компоненты. Через века Аристотелю словно вторит Роден, неустанно ищущий синтез всех искусств. Он утверждает, что «живопись, скульптура, литература, музыка гораздо ближе друг к другу, чем обычно думают. Они выражают все чувства человеческой души перед природой».
Можно утверждать, что ростки монтажного соединения разнородных компонентов берут начало в народных площадных увеселениях – и в спектаклях шекспировского театра, и в карнавальном блеске Commedia dell’ arte, и в массовых мистериальных действах, в скоморошьих представлениях, в спектаклях массового агиттеатра и т.д. здесь налицо народные истоки будущего «монтажа» аттракционов.
Естественно, каждая эпоха по-своему осваивала проблемы монтажного соединения в различных видах искусства. В 20-е годы 20 века путь монтажной методики нащупывался на разных этапах во взаимосвязи законов расчленения, соединения, сцепки, совмещения. Так осмысливался новый метод, получивший глубинную значимость. Благодаря логически оправданному сопоставлению разноязычного и разноречивого.
Искусство, построенное по методу монтажа, верно и точно отображало жизнь. Противоположные явления, резко и неожиданно сопоставленные, давали новый смысл.
С. Эйзенштейн на примере отрывков из «Руслана и Людмилы» и «Полтавы» доказывал, что еще Пушкин писал монтажно (вспомним название одной из глав эйзенштейновского исследования «Монтаж» – «Пушкин-монтажер»).
Существование монтажного метода он находил и в поэзии У. Уитмена (на примере «Песни о топоре»), у Ги де Мопассана, у А. Н. Островского и даже в литературных опусах Леонардо да Винчи.
Использование приема монтажа мы находим в произведениях Н.В.Гоголя. вспомним «Мертвые души», эпизод отъезда Чичикова из города N. А также у Л.Н.Толстого, Маяковского и т.д.
Действенность монтажного метода присутствует и в других видах искусств, например, архитектура, живопись, изобразительное искусство и т.д.
Итак, монтаж – это волевое выделение смысла, заложенного в произведении. Поэтому метод монтажа находится в прямой связи с гражданской позицией автора, его идейно-художественными устремлениями.
Монтаж драматургичен в своей основе и конфликтен.
Искусство монтажа в том, что его первый этап – расчленение на самостоятельные элементы – подводит нас к части второй – соединению этих частей, рождающему качественно новое целое. В этом – диалектичность монтажа.
Монтаж – искусство расчленения, слом непрерывного действия, поиск нового драматургического принципа прерванного, рожденного монтажной структурой действия.
В монтажной конструкции произведение дробится как бы на множество кристаллов, где каждый, являясь составной частью целого, подчинен единой воле художника, единой мысли, идущей сквозным действием через все самостоятельно существующие, законченные эпизоды-номера, объединенные ритмически-смысловым, стремительным движением к конечной цели – сверхзадаче данного произведения.
Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественно целое, коим является сценарий театрализованного представления. (С.К.Борисов)
Монтаж – сборка, соединение. Подбор и соединение отдельных художественных частей чего-либо (на основе их сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства. В наиболее чистом виде монтаж существует в кинематографе. Метод монтажа стал одним из главных в практике театрализованных праздничных форм работы. Сама природа праздника (отсутствие явного деления на сцену и на зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс и т.д.) требует соединения очень далеких друг от друга в эстетическом плане явлений. (Шилов)
Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия. Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя произведения искусства как «заготовки». Но взаимоотношение выразительных средств не сводиться в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария. В сценарии театрализованного представления «формы жизни» и «формы искусства» должны быть выстроены в ряд, в котором между ними бы возникали определенные взаимоотношения. Создать идейно-драматургическую основу целого из разных по содержанию материалов возможно тогда, когда добьешься их смыслового единства.
А чтобы выстроить единый пластический образ – спектакль – значит создать конструкцию, где каждый самостоятельно существующий действенный элемент находится в полном соответствии и взаимодействии с другими элементами и, следовательно, с динамической конструкцией в целом, определяющей место и функцию каждого элемента в отдельности.
«Монтаж эпизодов», «монтаж номеров», т.е. принцип прерванного действия, придал современному концертному представлению (эстрадному спектаклю, массовому действу) качества, которые способствуют эмоциональному воздействию на зрителя, дают возможность глубокому раскрытию темы.
Режиссер – драматург, пользуясь монтажным методом, применяя «монтаж номеров», «монтаж эпизодов», « монтаж аттракционов» т.е. три формы «сборки» спектакля массового действа или эстрадного спектакля, конструирует из разноязычного и разножанрового материала логически стройное музыкально-сценическое произведение.
Режиссеру-драматургу необходимо создать из огромного материала – политического, общественного, событийного, художественного – стройную композицию, с выявлением внутренней архитектоникой, точно и логично построенную. Режиссер соединяет разрозненные куски при помощи смыслового «хода», не только сопоставляющего эти куски, но и связывающего их в единое целое.
Поэтому монтажная структура спектакля – это не просто эмоциональное соединение игровых кусков; в основе этой структуры лежит идейно-смысловое начало, определяющее ход и направление «сборки».
В массовом действе и эстрадном представлении необходимо не искать плавности, а наоборот, идти на резкое обострение действия. Режиссер-драматург должен не сглаживать видовое и жанровое противоборство, не затушать различие компонентов, сведенных воедино в монтажной структуре а, напротив, обнажить их, заострять, сталкивать в контрастном сопоставлении.
Существуют основные виды монтажа:
1. Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого.
2. Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие.
3. Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся смысловые ряды («неразделимо», но «неслиянно»).
4. Ассоциативный. Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты.
5. Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.
Функции монтажа:
1.Анализ, синтез и конфликт фактов жизни и фактов искусства
2.Средство воплощения сюжета
3.Средство выражающее авторскую позицию
4.Драматургический метод организации материала
5.Средство художественной выразительности.
6.Формы организации зрительского восприятия
7.Различная организация эпизодов
8.Способ изменения жанра.
Приёмы монтажа.
Приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы сценария, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы.
Контрастность – сближение противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и номера, и части эпизодов. Монтаж по контрасту – один из самых сильных и наиболее распространенных приемов подлинно конфликтного отражения противоречивой действительности в тп. Чаще всего конфликт выступает в сценарии как внутренняя контрастность тем, как определенное построение и сочетание эпизодов и номеров, создающих в целый органический сплав. Именно органический сплав форм и художественно-выразительных средств отражает важные, существенные моменты развивающейся, меняющейся действительности.
Параллелизм – параллельно развиваются два сюжета, две линии, две судьбы, как будто внешне не связанные, но имеющие внутренний контакт.
Одновременность – действие одновременно происходит на нескольких площадках.
Лейтмотив (напоминание) – подчёркивание основной мысли (музыкой, голосом, светом, мизансценой). Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают участие все средства художественной выразительности.
Последовательность – один из основных монтажных приемов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованного представления. Этот монтажный прием предполагает формирование материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, природно-обусловлено, логически-поступательно.
Мы назвали и охарактеризовали лишь несколько из наиболее распространенных приемов художественного монтажа. Практически их гораздо больше, а точнее сказать, количеству их нет предела, как нет, и не может быть предела творческим поискам и открытиям.
Библиографический список
- Горюнова, И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений [Электронный ресурс]: лекции и сценарии / И.Э.Горюнова.- СПб.: Композитор, 2009.- 208 с.: 24 л. ил.- (ЭБС «Лань»).
- Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, т.3. 1989.
- Чечётин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений [Электронный ресурс]: учебник / А.И.Чечётин.- 2-е изд., стер.- СПб.: Лань, 2013.- 288 с.- (Учебники для вузов. Специальная литература).- (ЭБС «Лань).
- Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М. : Просвещение, 1992.
- Эйзенштейн Сергей. Режиссура. Избр. произв. В 6 т. М.: Искусство. 1966. Т.4.
Количество просмотров публикации: Please wait
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация
© 2022. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».
Источник
МОНТАЖ, КАК ТВОРЧЕСКИЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ СЦЕНАРИСТА — РЕЖИССЕРА
О монтаже
Сегодня одним из самых действенных методов композиционного построения эпизодов является так называемый «прием монтажа».
В кинематографическом искусстве монтаж — это смысловое соединение кадров, выявляющее их взаимную связь по содержанию, изобразительному решению, ритму и т.д., создающее единство эпизода и фильма в целом и служащее раскрытию идейно-художественного содержания произведения.
А разве при решении композиции эпизода, т.е. при монтаже эпизода, театрализованного тематического концерта режиссер не ставит перед собой такую же цель? Ведь он тоже стремится создать в эпизоде такую связь номеров и всех его фрагментов изобразительного решения, которая будет раскрывать и его содержание, и идейно-художественное содержание всего концерта.
Как и в киног монтаж номеров в театрализованном тематическом концерте не есть их механическое соединение, а своеобразный сплав,рождающий качественно новое художественное произведение. «Два каких-либо куска, поставленные рядом, — писал величайший мастер киномонтажа, выдающийся советский кинорежиссер СМ. г )йзешитсйн, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из ног о сопоставления как новое качество» 1 .
Построение, порядок номеров при монтаже определяется цсмн.ю, которую ставит перед собой художник (режиссер, сценарист). При пом огромное значение имеют его индивидуальные творческие качества, характер его ассоциативного мышления, его гражданская и художественная позиция. Поэтому вариантов монтажа может быть великое множество. И все же все многообразие монтажных приемов можно снести к трем типам.
Последовательный, когда в$е фрагменты эпизода, в том числе и номера, выстроены в определенном логическом порядке, продолжая одиндругой. Чаще всего в его основе лежит временная или хронологическая последовательность. Вот как, например, был смонтирован один из эпизодов уже упомянутого театрализованного концерта «Вечерняя Москва».
. Под звуки оркестра раскрывался занавес, и перед зрителями представала празднично освещенная вечерняя Москва со спешащими по улицам прохожими. Это был сложный ритмический танец-пантомима (режиссер пантомимы -А. Бойко), который, как и весь эпизод, назывался «Ритм Москвы»
Начинался он с того, что в глубине сцены на верхней специальной площадке центральной лестницы одна за другой появлялись «живые буквы» (танцевальная группа), из которых складывались слова «Вечерняя Москва».
Возникший заголовок газеты как бы вызывал к жизни на сцене так хорошо знакомую всем, кто хоть раз побывал в столице, картину вечерних часов Москвы.
По освещенным проспектам, переходам, лестницам нескончаемым потоком, справа, слева, сверху вниз, снизу вверх, навстречу друг другу шли москвичи. Даже внезапно хлынувший дождь не прекращал их движения. Он лишь убыстрил ритм танца да расцветил улицу мгновенно раскрывшимися зонтиками. Танец еще продолжался, а на порталах, сквозь пелену дождя, начинали проступать, одетые в строительные леса, дома. Рядом с ниш появлялись «подъемные краны». Лучи прожекторов разрывали дождевую завесу. И тогда на двух расположенных по краям сцены «помостьях» зрители замечали строителей. Слева — четырех девушек-крановщиц, справа — четырех парней-монтажников. Это были вокальные квартеты «Улыбка» и «Четыре Ю».
Держа в руках большие скатанные рулоны чертежей, парни исполняла песню-интермедию «Мы сидим на монтаже»:
Мы этаж за этажом, Дом возводим монтажом, Чтобы жил в нем человек Весь век.
Особенно «кипела работа» у парней во время припева:
Чтобы было интересней, Мы споем сначала песню, А потом по чертежу Приступаем к монтажу.
Девушки-крановщицы не оставались в долгу. Исполняя песенку «Краны-иеликаны», они постепенно поднимались по лесам. «Закончив работу», девушки усаживались рядышком на одном из переходных мостиков и пели последний куплет песни:
Город наш поднявшие
Положив под головы
Новенькие крыши. 1
На сцене начинало темнеть. Девушки спускались к уже ожидающим их внизу монтажникам. Взявшись за руки, они потихоньку скрывались в глубине сцены. Из своих газетных киосков выходили Д. Миров и М. Новицкий (киоскеры), которые оыли не только главными действующими персонажами, но и ведущими концерта. Встретившись в центре сцены, они начинали играть первую интермедию — «Московские ритмы». Во время ее исполнения по радио, в зависимости от того, о чем шпа речь, — то звучало тиканье часов в кабине космонавта, то раздавались удары копра, забивающего сваи на новостройке, то возникал шум московских вокзалов, ю слышно было, как стучит сердце человека. Заканчивалась интермедия разговором о «Влюбленных сердцах», который органично переводил действие концерта в следующий номер эпизода.
Все затихало. В оркестре начинала звучать мелодия песни «Под часами». На всех лестницах тут и там появлялись «городские часы». Это были юноши — слуги просцениума. Подняв над головой круги-циферблаты, они застывали в разных местах сцены. А сверху по центральной лестнице, исполняя первый куплет песни, медленно спускался певец Иосиф Кобзон. С началом второго куплета все юноши опускали круги-циферблаты, которые теперь уже превращались в маятники, отсчитывающие минуты ожидания. Во время третьего куплета на лестницах появлялись девушки. Они подходили к юношам. Ведь московские часы — традиционное место встречи влюбленных. Мелодия песни постепенно затихала, словно растворялась в необъятном просторе звездного неба. Начинался следующий эпизод концерта.
Нетрудно понять, что все номера только что рассказанного эпизода были связаны временем: от конца рабочего дня до позднего вечера, ночи, т.е. по принципу последовательного монтажа.
Второй тип монтажа — параллельный,
В нем действие происходит одновременно, дополняя и обогащая друг друга, по принципу прямой или контрастной параллели.
Например, в театрализованном концерте-представлении «Увенчанные славой», посвященном 150-летию Бородинскою сражения, по пому принципу был смонтирован эпизод «Бой».
. В самом начале эпизода залитую красным светом сцену окутывал дым взрывов. Одновременно возникал шум боя (фонограмма). С криком «Ура!»; с ружьями наперевес, мимо расположившегося на первом плане сцены на невысоком холме Кутузова со своим штабом, пересекая сцену по диагонали, перебегали шеренги гренадеров. В это же время на огромном экране-заднике с двух синхронно работающих кинопроекторов шли кинокадры боя, которые проецировались не только на киноэкран, но и на клубы черного дыма, что создавало неожиданный для зрителей ошеломляющий эффект. Мчались навстречу друг другу конницы русских и французов. Крупным планом проносились фигуры всадников, как бы сшибаясь друг с другом, мелькали храпящие конские головы, ноги скачущих лошадей. А на фоне этих кинокадров по переднему плану сцены слева, один за другим, мчались к холму, на котором стоял Кутузов, его адъютанты с донесениями с поля боя. Сдерживая коней, перекрывая шум сражения, они докладывали фельдмаршалу о ходе битвы. Получив от него новое приказание, туг же, подняв коня «свечой», разворачивались и мчались опять в невидимую для нас гущу боя.
Таким образом, в этом эпизоде действие шло параллельно и на сцене, и на экране. В данном случае, для создания на сцене картины огромного сражения, нетрудно понять, что режиссура применила прием прямого параллельного монтажа.
Кстати, при параллельном монтаже часто используются полиэкраны. Это когда одновременно одно действие идет на сцене, а другие в это же время идут на двух (трех, четырех, пяти) экранах. • во-вторых, создавать из родственных по темам номеров или музыки, или по другим признакам, своеобразные сюиты. Естественно, что создание таких «сюит» требует специальных репетиций, которые постановщик проводит совместно с музыкальным руководителем и балетмейстером концерта.
Соединение разножанровых номеров по «сюитам» имеет еще одно достоинство. Оно дает режиссеру возможность создавать внутри концерта интересные, выразительные, динамические сюжетно-тематические сценки, которые очень хорошо принимаются зрителями. И это не случайно. Ведь соединение номеров в сюжетно-тематические сценки и есть обогащение их (номеров) элементами театрализации.
Говоря о композиции театрализованного тематического концерта, необходимо подчеркнуть, что все сказанное не есть догма. В конечном счете, композицию концерта, прежде всего, определяет его замысел.
В театрализованных концертах принципы сочетания номеров могут быть и другими. С точки зрения догматиков, «неграмотными». Важно, чтобы сочетание номеров было оправдано художественно-образным решением концерта.
МОНТАЖ, КАК ТВОРЧЕСКИЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ СЦЕНАРИСТА — РЕЖИССЕРА
Связать материал в сценарии помогает монтаж
Слово «МОНТАЖ» — французского происхождения, синоним таких слов, как «сборка», «соединение». С появлением русского кинематографа в это слово с сохранением его основного значения стал вкладываться более широкий смысл. В конечном счете, это слово стало выражением понятия «творческая сборка», «творческий синтез».
МОНТАЖ – композиционный прием, основанный на соединении, «стыковке» различных по содержанию (теме) или стилистической окраске фрагментов литературного произведения.
Сценарий – это не только результат своеобразного синтеза в каждом эпизоде задуманного нами театрализованного представления или концерта драматургической основы и сценарно — режиссерского видения, но и органическое сплетение номеров различных жанров с ритуальными, документальными и другими его компонентами. (Рубб 105). Именно в монтаже, в синтезе номеров различных жанров формируется каждый эпизод, который в свою очередь, подчиняясь закону сквозного действия, становится частью построения всего сценария.
Если вдуматься, нетрудно обнаружить, что такое понимание роли монтажа исходит из теории С.М. Эйзенштейна «О монтаже аттракционов». «Два каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из этого сопоставления, как новое качество». (пример: песня+ танец = другой номер с песней и танцем, более выразительный чем первые два).
Монтажная структура эпизода позволяет сценаристу, сконцентрировав, выведя на первый план тот или другой номер, фрагмент, усилить смысловое значение эпизода. Весьма примечательно и то, что сценарист в поисках наиболее яркого выражения конфликта довольно часто в одном эпизоде сталкивает в монтажном соединении разнородные жанры. В данном случае, конфликт возникает не из-за столкновения действия и контрдействия, а в результате определенного монтажа.
Суть монтажного метода в том, что два или несколько номеров, фрагментов непосредственно спаяны друг с другом. Именно этот принцип соединения и рождает новое, нужное сценаристу качество, поскольку монтаж номеров, эпизодов в театрализованном представлении или концерте предполагает, прежде всего, построение действия, основанного на резких, контрастных столкновениях, сопоставлениях противоположностей.
Существуют три формы сборки.
1. Монтаж аттракционов. Аттракцион – молекула сценария, некий агрессивный элемент, которой должен воздействовать на чувственное восприятие зрителей. Аттракцион не является трюком, т.к. он не несет в себе законченность. Границу между ними очень трудно делать ,т.е. изобразительные куски, связанные сюжетной интригой, сознательно вырванный суть для данной целевой установки.
2. Монтаж номеров. Номер – законченный, имеющий точную форму сценической элемент определенного жанра. В монтажной конструкции номера как кристаллы, где каждый является составной частью целого, подчинен единой воле художника, единой мысли, идущей сквозным действием через все самостоятельно существующее к конечной цели – сверхзадача произведение.
3. Монтаж эпизодов. Эпизод крупный элемент сценария. Он вбирает в себя несколько номеров его продолжительность 12-15 минут. Эпизод представляет собой сюжетную систему представления, взаимодействие в которых рождается конечный смысл представление.
Аттракцион, номер и эпизод – выразительные средства.
Функции монтажа
1. Изобразительная функция. Помогает конкретнее выявить главную мысль.
2. Образно – смысловая функция. Сопоставление, соединение отдаленных друг от друга явлений, приводит к возникновению новой мысли (рождение третий мысли). Кроме того может выступать как:
a) анализ фактов жизни и фактов искусства;
b) синтез фактов жизни и фактов искусства;
c)конфликт фактов жизни и фактов искусства
d) средство воплощение сюжета;
e) средство выражение авторской концепции;
f) драматургический метод организации материала;
g)средство художественной выразительности;
h) форма организации зрительского восприятия;
i) ритмическая организация эпизодов;
j) способ изменения жанра;
k) форма изменения сценического времени.
Виды монтажа
1. Параллельный монтаж. Чередование элементов эпилога до полного сюжетного и смыслового завершения, позволяет показать действие через сопоставления двух параллельных линий.
2. Последовательный монтаж. Простейшая форма плавного, удобного для нормального восприятия перехода от одного составного элемента эпизода к другому.
3. Монтаж с деформацией времени. (Ретроспекция – возврат в прошлое или перенос действия в будущее, которая сопоставляется с настоящим) Такой монтаж служит для усиления драматического напряжения и обострение действия.
4. Контрастный монтаж. Противопоставление элементов, из которой состоит эпизод. Таким монтажом подчеркивают главную мысль и подготавливают зрителя к определенным выводам.
5. Ассоциативно – образный. Сложная форма монтажа, когда связь между элементами носит лишь условный характер. Он многогранен и ее в свою очередь можно разделить на несколько разновидностей, выступающих как отдельные монтажные подвиды.
а) Ассоциативный монтаж. Сопоставление двух различных факторов и преобразующие новый смысл, приводящий к возникновению мысли о взаимозависимости этих факторов.
б) Метафорический монтаж. Сопоставление элементов фактов, дающих возможность сделать смысловой вывод не в прямом , а в переносном смысле.
в) Поэтический монтаж. Сопоставление элементов, вызывающие укрупнение события, поэтически приподнято его звучание.
6. Монтаж рефрен – лейтмотив, периодическое повторение определенного элемента.
7. Субъективный монтаж – сопоставление действия ведущего с происходящим событием, где ведущий выступает от лица, непосредственного участника события.
8. Интеллектуальный монтаж – сопоставление факта события со знаком, который становится символом.
Основные приемы монтажа
Контрастность — сближение, столкновение противоположных, резко не схожих между собой явлений и элементов сценария. Прием помогает ярче выявить конфликт, как основу драматургии.
Параллельный — эпизоды действий, различных по своему идейному содержанию, монтируют один за другим.
Хронологического изложения — рассказываем в хронологическом порядке.
Ретроспективный показ событий – начинаем рассказывать с конца, уходим в прошлое, анализируем и возвращаемся в сегодняшний день.
Прием повтора – эмоционально усиливает значимость содержания композиции, подчеркивает идею произведения.
Прием пространственного построения – куда – то отправляемся, что-то изучаем.
Дедуктивный – заявляем образ («щит и меч») и в процессе рассказываем, какое значение имеет щит и меч.
Индуктивный – есть деталь – дополняем смыслов в процессе и в конце.
Реминисценции (воспоминание) – исполнение определенного эпизода, прерывается другим эпизодом, повествующим о событиях прошлого.
Монтаж действует как одно из наиболее последовательных и закономерных средств раскрытия содержания. Важнейший принцип творческого монтажа заключается не в составлении целого из частей, а в организации определенной системы мышления, через соединение монтажных единиц в завершенную действенную структуру. Так же необходимо, чтобы элементы работали на замысел, а каждый из эпизодов был закончен по мысли, и затем выстроен композиционно, имел свою логику развития: начало, ход и результат борьбы.
Таким образом, в процессе создания сценария, для того чтобы найти интересные решения избранной темы, сценаристу и режиссеру необходим творческий подход к использованию монтажа.
Источник