Правила монтажа металлоконструкций
Монтаж, или сборка металлоконструкций является сложным производственным процессом. От того, насколько грамотно выполнена данная работа, зависит прочность и качество будущего строения. Это обеспечивает безопасность людей, которые его будут использовать. Сложность монтажа определяется видом конструкции, ее размером и назначением.
В большинстве случаев подобной работой занимаются специально обученные люди. Они владеют как теоретическими знаниями, помогающими учесть все требования и правила, так и практическими навыками, благодаря которым монтаж металлоконструкций производится быстро и качественно.
Металлические конструкции разного типа используют в строительстве повсеместно. С их помощью возводят склады, торговые центры, спортивные объекты, жилые дома и т.д. Выбор конструкции определяется назначением строения, его размером, климатической зоной и другими факторами.
В связи с этим необходима четкая классификация, которая бы помогала быстрее и правильнее подбирать соответствующую металлоконструкцию. Один из критериев разделения — способ сборки и применяемые технологии. В соответствии с ним выделяют следующие виды:
Если говорить о способе использования металлоконструкций, то в данном случае они разделяются на:
Сборно-разборные — собирается на объекте, а при необходимости разбирается и перевозится в другое место для повторной сборки.
Стационарные (цельнолитые) — создаются для длительной разовой эксплуатации. Их можно демонтировать только на лом.
Трансформируемые — используются многократно, как сборно-разборные. При этом из одной конструкции можно собрать разные виды объектов.
Это лишь основные виды. Существует и множество других, причем каждый со своими особенностями. Знать их нужно для того, чтобы произвести монтаж металлоконструкции правильно.
В принципе, есть свод Строительных норм и правил (СНиП), разработанный органами власти для строительства. Любые объекты должны строиться в соответствии со СНиПом. Однако обеспечить соответствие строящегося здания этим нормам не так просто, если нет опыта и достаточного объема знаний. Поэтому лучше перепоручить монтаж строительной компании. Это позволяет избежать лишних трат и выполнить работу в кратчайшие сроки с соблюдением всех правил.
Подготовка
Проделать колоссальную работу придется еще до монтажа. Необходимо провести к месту сборки электроснабжение, привезти кран, установить передвижные склады, рельсы и многое другое. Если работы будут происходить на высоте более 5 метров, то наверху организуют перила, люльки и временные площадки.
Все это нужно для безопасности рабочих и тех людей, которые будут находиться в зоне стройки или неподалеку. После проведения подготовительных работ монтаж будет производиться быстрее и без простоев.
На следующем этапе необходимо провести строповку, то есть поднять металлоконструкции и установить их в правильном положении согласно проекту. Подобные работы выполняет человек по профессии стропальщик. Это достаточно травмоопасный труд, который может привести к тяжелым травмам и гибели, если им занимается непрофессионал.
Параллельно осуществляется наземная подготовка. Монтаж металлоконструкций начинается только после приемки фундамента. От того, насколько он уложен правильно, зависит точность возведения постройки и ее ровность.
Поверхность может иметь некоторые погрешности. Они называются допустимыми отклонениями. Но в любом случае вычисления и замеры осуществляются с помощью геодезического оборудования. Полученные данные должны соответствовать СНиП.
Общие указания
Порядок монтажа металлоконструкций подчиняется строгим нормативам и должен осуществляться с утвержденным проектом. Каждый этап работ курирует соответствующий исполнитель, имеющий право проводить строительство.
Для сборки конструкций применяется как ручная сила, так и механические средства. Техника и оборудования должны быть подобраны с учетом особенностей климатической зоны. Монтаж может быть проведен и в зимнее время при минусовых температурах. Однако не каждая машина способна выдерживать морозы. Этот фактор необходимо учесть, чтобы не пришлось сворачивать работу посередине, дожидаясь потепления.
Каждый этап фиксируется в рабочем журнале с отметкой об объемах работ, стоимости и ответственных лицах. Благодаря этому снижается риск ошибок.
Монтаж колонн
Их обычно размещают на сплошном фундаменте из бетона. Закрепляют их анкерами, фундаментной поверхностью или опорными листами. Если колонна небольшая (до 10 м) и имеет широкие башмаки, достаточно одних болтов. Иначе потребуется расчалка — тонкий трос, который оттягивается в сторону и закрепляется, удерживая конструкцию в нужном положении. Нужно придерживаться следующих правил:
Расчалки крепятся вверху до поднятия колонны.
Второй конец троса соединяется с фундаментом (или якорем).
Стропы снимаются только после полного затягивания расчалок.
Тросы убираются после окончательной фиксации.
Монтаж с выверкой очень трудоемкий и отнимает много времени. Расчеты выполняет геодезист. Однако можно провести и безвыверочную сборку, которая позволяет сделать все быстрее, не жертвуя качеством. В данном случае помогут эти технологические приемы:
Изготовление отдельно башмака и опорной плиты.
Обработка фрезером торцов колонн.
Строгание опорных плит.
Использование 4 планок с отверстиями для болтов (планки привариваются к плите).
Нанесение осевых рисок на ветвях колонн.
Безвыверочный монтаж предполагает применение плит из стали в качестве опор. Но фундамент изначально должен быть ниже примерно на 50-60 мм. Опора крепится регулировочными болтами, а осевые риски на ветвях колонны совмещаются с отметками на плите. Это позволяет все сделать точно без выверки. После можно закрепить колонну анкерами.
Монтаж ферм
Основная проблема при установке ферм — их высокая гибкость. Из-за этого конструкция становится более подвижной, а потому и уязвимой при подъеме и закреплении. Данный элемент состоит из тонких стержней. Чтобы снизить их подвижность и деформацию, производят усиление стержнями. После этого стропы крепятся в 2-х или 4-х точках верхнего пояса. Добавочные элементы будут воспринимать вес конструкции от точек закрепления. Взяться стропами просто за опорные части без усиления невозможно.
Сначала устанавливаются колонны, затем — фермы. Первую из них крепят расчалками, а последующие — пространственными связями с предыдущей. Железобетонные плиты укладываются поперек. Благодаря этому формируется жесткий диск по верху ферм и их итоговая фиксация.
Монтаж подкрановых балок
Подкрановая балка, устанавливаемая по осевым рискам, оснащена рельсом и опирается на колонны. Она необходима для безопасного перемещения крана. Установка проводится после монтажа двух колонн. Чтобы удержать балку в нужном положении, на нее с двух сторон надеваются оттяжки. За них тянут стропальщики, регулируя горизонтальное положение элемента. Чтобы временно закрепить конструкцию, применяют анкеры.
Балки поднимаются медленно и осторожно. Недопустимо их раскачивание и касание колонн. Прием осуществляется строителями на высоте. Выверка не требуется — достаточно осевых рисок.
На самом деле, нюансов, которые нужно знать монтажнику при установке крановой балки, очень много. Так, отверстия для болтов должны быть чуть больше по диаметру, чем болты. Этот дает возможность впоследствии рихтовать положение балки.
Монтаж настила
Промышленные строения, как правило, обшиваются стальным профилированным настилом. Он очень легкий, что помогает снизить общий вес здания. К тому же он может быть с утеплителем, благодаря чему удается сэкономить энергию, которая пошла бы на обогрев. Это особенно актуально для северных районов страны. Москва и Московская область к ним не относятся, но зимы здесь бывают холодными, поэтому настил потребуется с утеплением.
Для обшивки нужны листы из нержавеющей стали с дополнительным антикоррозийным покрытием. Длина может составлять от 3 до 12 м (обычно кратная 3), ширина — 0,85-0,86 м, толщина — 0,8-1 мм.
Перед тем как установить листы, их нужно собрать в карты, так как монтировать их отдельно долго и сложно (все-таки работы проводятся на высоте). Соединение листов друг с другом осуществляется заклепками или сваркой. Если выбираете первый вариант, то просверлите отверстия вручную заранее на расстоянии 50-60 мм диаметром 5,4 мм. Это должно быть прописано в проекте.
Далее настил укладывают на несущие балки (прогоны) или блоки перекрытия. Первые размещают на узлах стержневой системы (фермах) либо на их верхних поясах, если они делаются из прямоугольных профилей. Размещение карт выполняется на основе рисок в местах укладки.
Чтобы прикрепить листы к прогонам потребуется специальное оборудование. С его помощью можно все соединить быстро дюбелями или заклепками. На высоте это делать намного проще. К тому же уйдет намного меньше времени. Обычно используют гайковерт для затягивания винтов диаметром 6 мм.
Основные правила работы с настилом при монтаже:
Доставка листов на стройку осуществляется в пакетах. Каждая упаковка весит порядка 10 т.
Листы после извлечения из пакетов закрываются водоотталкивающим материалом.
Перед установкой настил очищается от технологической смазки.
Обшивка производится после установки и покраски конструкции.
Укладка выполняется от одного края к центру и к другому краю.
Вариант закрепления должен быть прописан в проекте (встык или внахлестку).
Листы можно резать, чтобы получить элемент нужной длины.
Важно соблюдать технику безопасности, особенно в ветреную и дождливую погоду. Листы достаточно тяжелые, но их легко может оторвать или сдуть даже с частично закрепленного места. Все крайние листы должны быть с временным ограждением.
Сварка
При монтаже металлоконструкции применяются разные технологии. Большое значение имеет сварка. Сварные соединения прочные, но при этом дешевые. Нужно лишь оплатить работу сварщика, а не покупать огромное количество болтов и заклепок.
Но важно понимать, что в ряде случаев сварка не подходит, например в строениях, которые будут испытывать большую вибрацию. Она приведет к разрушению сварки и болтов, но не сможет вывести из строя заклепки.
Качество шва проверяется путем внешнего осмотра. Он должен быть ровным и гладким, иногда — в мелких чешуйках. Толщина измеряется и сравнивается с соответствующими параметрами в нормативных документах.
Если говорить о болтах, то они должны быть смазаны. Резьба проверяется гайками. Чтобы не повредить детали во время подгонки, на них надеваются защитные стальные колпачки.
Монтаж металлоконструкций в Москве и Московской области
От соблюдения правил при монтаже металлоконструкций зависит долговечность и функциональность строения. Эти факторы обусловливают безопасность, комфорт и прибыль. Но даже самые простые конструкции требуют значительных временных затрат и профессионализма. Доделывать или переделывать работу, которую уже начали выполнять вручную «на глазок», намного сложнее и дороже, чем начинать с нуля.
Мы проводим быстрый и качественный монтаж металлоконструкций в Московской области и Москве. Наша компания гарантирует быструю и качественную работу, которая будет выполняться в соответствии с нормами и вашими пожеланиями. Сотрудничая с опытным строительством, вы минимизируете расходы и возможные риски, в том числе связанные со срывом сроков.
Источник
Монтаж металлоконструкций
Доброго времени суток данная статья будет полезна для коллег строителей, которые первый раз собираются делать монтаж металлоконструкций. Такая ситуация была у меня не давно, не знал с чего начинать и каких результатов ждать.
Никогда ранее не приходилось мне заниматься монтажом металлоконструкций. На данном объекте узнал, что это такое, с какими трудностями приходиться сталкиваться.
О металлоконструкциях я знал только по теории из учебы в институте много, что подзабыл.
Как правильно производить монтаж, какие последствия могут быть, если металлоконструкции не делают выверки, я узнал, когда столкнулся с последствиями принятых нами решений.
Сначала я коротко опишу правила монтажа, а потом опишу, как мы производили монтаж и что у нас получалось.
Правила монтажа металлоконструкций
В строительстве все работы ведутся согласно СНиПу (строительные нормы и правила) изготовление, монтаж и прием металлоконструкций производятся согласно СНиП III – В,5 – 62 * (Металлические конструкции правила изготовления монтаж и приемка).
Строения из металлических конструкций это одна или несколько пролетных рам закрепленных на фундаменте. Конструкция рамы это колона, ферма или балка. Располагаются относительно друг друга на расстоянии, заложенном в проекте. Каркас жестко фиксируется поперечными и продольными связями. На бетонные фундаменты рамы (колонны) закрепляются с помощью анкерных болтов или путем сварки на закладные детали.
Детали металлоконструкций колонны, фермы, балки, стеновые ригеля, связи состоят из заводских элементов сваренных воедино. При монтаже деталей каркаса используют метизы: болты класса прочности 5.8 по ГОСТ 7798-70, шайбы, гайки, пружинные шайбы (для предотвращения расслабления соединения). Так же кроме метизов в соединение конструкций используют сварку.
Как производить монтаж металлоконструкций согласно СНиПу
1.91. Монтаж конструкций следует производить по утвержденному проекту производства монтажных работ.
1.92. Производство последующих строительно-монтажных работ разрешается начинать только после полного окончания всех работ по сборке, сварке, клепке, постановке болтов на данной секции.
1.93. Монтаж стальных конструкций должен осуществляться с комплексной механизацией как основных, так и вспомогательных процессов транспортирования, складирования, укрупнительной сборки и установки конструкций.
Для работы при низких температурах должно применяться монтажное и сварочное оборудование, приспособленное к эксплуатации в этих условиях.
1.94. Руководство монтажными работами должно осуществляться лицами, имеющими право на производство этих работ.
1.95. Основным методом производства монтажных работ должен быть монтаж крупными блоками (в том числе конвейерный метод), включающими кроме собственно стальных конструкций также и другие части здания или сооружения.
1.96. Все работы на монтаже по резке, правке, гибке, укрупнительной сборке, сварке, образованию отверстий и клепке должны производиться в соответствии с требованиями пп.1.11 — 1.80.
1.97. При производстве работ следует вести журналы монтажных и сварочных работ, а также работ по постановке высокопрочных болтов.
Подготовительные работы и требования к фундаментам
1.98. Необходимые для монтажа конструкций подготовительные работы (возведение временных зданий и сооружений, прокладка железнодорожных путей, устройство автомобильных дорог, оснований для монтажных кранов, подводка энергетических сетей, подготовка и планировка монтажной площадки) должны выполняться до начала монтажа в соответствии с требованиями главы СНиП по организации строительства.
До монтажа конструкции должны быть собраны и сданы в эксплуатацию монтажные механизмы.
1.99. К производству монтажных работ следует приступать только после готовности фундаментов и других мест опирания стальных конструкций всего сооружения или отдельных его частей, указанных в проекте производства монтажных работ.
1.100. Разбивочные оси, необходимые для монтажа стальных конструкций, наносятся на металлические детали, расположенные на поверхности фундаментов вне контура опоры конструкций.
Расположение разбивочных осей и реперов должно отвечать требованиям главы СНиП по геодезическим работам в строительстве.
1.101. Допускаемые отклонения от проектных размеров положения разбивочных осей оснований, фундаментов и других мест опирания конструкций приведены в табл. 10.
1.102. Закладные детали и анкерные болты для крепления конструкций и их монтажа должны быть, как правило, установлены и забетонированы одновременно с возведением фундаментов.
1.103. Опирание колонн на фундаменты должно осуществляться:
а) на заранее установленные, выверенные и подлитые цементным раствором стальные опорные плиты с верхней строганой поверхностью (для колонн с фрезерованными опорными торцами);
б) непосредственно на поверхность фундаментов, возведенных до проектной отметки подошвы колонн, без последующей подливки цементным раствором (для колонн с фрезерованными подошвами башмаков);
в) на заранее установленные и выверенные опорные детали, заделанные в фундаменты, с последующей подливкой колонн цементным раствором.
1.104. Отклонения поверхности фундаментов, опорных плит, специальных опорных устройств под стальные конструкции и положения анкерных болтов не должны превышать величин, указанных в табл. 11 настоящей главы.
1.105. Резьба анкерных болтов должна быть во время монтажа предохранена от повреждений и от коррозии (колпачками, войлоком, смазкой).
1.106. Работы по подливке пространства между поверхностью фундамента и опорной частью конструкции следует выполнять после получения письменного разрешения монтажной организации.
Это по снипу, как надо делать правильно.
Как мы делали монтаж металлоконструкций
Мое знакомство с металлоконструкциями началось с передачи раздела КМ на завод. Через месяц на строительную площадку пришли первые конструкции здание КПП (контрольно-пропускной пункт), с чертежами КМД (конструкции металлические деталировочные), в которых указаны название деталей и их положение в здание. КМД делают согласно проектным чертежам КМ (конструкции металлические).
КМД схема расположения колонн
Для чего я описываю, какие чертежи существуют, будьте внимательны в начале монтажа металлоконструкций, надо КМД сравнивать с КМ. Я не сравнил данные чертежи, конструкции были смонтированы согласно КМД. Позже выяснилось, что была опечатка в буквенных осях. Получилось так, что проемы под большие окна установили в туалете. Я подумал приятно наверно будет охраннику сидеть в туалете и наблюдать что твориться за окном.
Здание КПП не больших размеров 6,2х6,3 метра не трудно было разобраться по чертежам КМД, где какая конструкция устанавливается и крепиться. При установке колонн оказалось, что закладные детали в фундаменте стоят не в осях. Плохое выставление закладных деталей привело к лишней работе по навариванию металлических пластин к ним.
На КПП закладные детали были в виде металлических пластин, на других зданиях анкерные болты. Смещение анкерных болтов по осям привело к тому, что надо было увеличивать отверстия под анкера в пятках колон. Если вы принимаете фундаменты под монтаж металлоконструкций, то проверяйте установку закладных деталей, анкерных болтов в расположение по осям и высоте.
Монтаж металлоконструкций и геометрические размеры если кажется, что стоит все ровно, то это не значит, что работа закончена. Что получилось на кпп? Смонтировав конструкции выяснилось, что диагонали по углам крайних колон не бьются, выровнять не получилось.
Я думал, что разница диагоналей нигде не вылезет, но при устройстве кровельных сэндвич панелей получилось, что одна сторона крыши короче другой. Кроме этого делая кирпичную перегородку внутри здания между колоннами оказалось, что колонны стоят не параллельно относительно друг друга.
В здание локомотивное депо не делалась выверка колонн по вертикале, в итоге подкрановые балки стоят в разбежку. Так же часть колон было утоплено, а часть наоборот выступало из кирпичной стены расположенной между колоннами.
Причина не качественной работы это спешка, надо за короткое время быстро все построить. Еще не были установлены колонны, уже требовали чтоб цоколь выкладывали, колонны поставили не сделали выверки прилетает указание чтоб бетонировали базу колонн. Итог всего этого не качественная работа и увеличение сроков строительства из-за переделок.
смещение колонн по вертикали
В статье «Моя стройка 3» я рассказывал, что технадзор потребовал металлоконструкции отправить на завод для покраски в заводских условиях, так как краска отслаивалась. Часть уже было смонтировано, пришлось разобрать и отправить.
После покраски изделия приходили не подписанные, было не понятно от какого объекта и какая деталь пришла. Мы потратили много времени на разборку и замерку металлоконструкций для определения к какому зданию они принадлежат, прежде чем могли их монтировать. Вывод прием изделий, входной контроль, от завода изготовителя такая же важная работа.
Вот такой у меня появился опыт монтажа металлоконструкций, если вы собираетесь делать эту работу, то теперь знаете на, что надо обращать внимание и какие могут быть последствия. Следующим этапом после металлоконструкций идет монтаж сэндвич панелей.
Как заполнять журнал монтажных работ по металлоконструкциям читаем здесь.
Источник