- Металлокаркас для дома (ЛСТК) своими руками
- Достоинства и недостатки ЛСТК
- Достоинства металлического каркаса
- Недостатки тонкостенных стальных конструкций
- Виды профилей для тонкостенных конструкций
- Использование С-образного профиля
- П-образный стальной профиль
- Шляпный (ПШ) или омега-профиль
- Z- и сигма-профиль для металлокаркаса
- Термопрофили – в чем их особенность
- Профильная труба или стальной профиль – что лучше
- Строительство дома из металлокаркаса
- Основные соединительные узлы ЛСТК
- Чем соединять детали металлокаркаса
- Видео: полный цикл сборки каркаса
- Монтаж стального каркаса производственных зданий
Металлокаркас для дома (ЛСТК) своими руками
Каркас быстровозводимого дома можно “поднять” не только из традиционных деревянных брусьев, но и из металлических профилей. Благодаря современным технологиям, для соединения отдельных деталей даже не нужно использовать сварочный аппарат. С помощью крепежей из них можно возвести ЛСТК – легкую стальную тонкостенную конструкцию.
Достоинства и недостатки ЛСТК
ЛСТК – это профили и листы из оцинкованной стали, которые изготавливают прокатным способом на заводском оборудовании. Их толщина может достигать 4 мм, что позволяет построить надежный, долговечный дом.
Достоинства металлического каркаса
Нельзя однозначно ответить, какой каркас лучше, металлические и деревянные конструкции – вечные конкуренты. Выбор зависит от условий строительства, проектных особенностей дома. Однако достоинства тонкостенных конструкций из стали весомы:
- Высокая скорость возведения каркаса. Комплектующие поступают с завода уже нарезанные в соответствии с проектом, промаркированные. Это позволяет сэкономить время и привлечь меньшее количество рабочих.
- Сниженная нагрузка на фундамент. Из-за малого веса стальные тонкостенные конструкции не оказывают значительного давления на основание дома. Если структура грунта позволяет, вы также можете сэкономить, заложив мелкозаглубленный фундамент.
- Устойчивость к воздействию влаги. Каркас из оцинкованной стали можно собирать в любое время года, не боясь его деформации или гниения, как в случае с древесиной.
- Высокие показатели прочности.
- Длительный срок службы, который может достигать 120 лет. Он напрямую зависит от качества металлических профилей, профессионализма сборщиков.
Помимо достоинств ЛСТК, связанных с монтажом и последующей эксплуатацией, есть еще одно – ее комплектующие удобно транспортировать.
Недостатки тонкостенных стальных конструкций
Недостатки у стальных профилей для каркасного строительства есть, но они не абсолютные.
- Стоимость готовой ЛСТК может в два раза превышать стоимость деревянного “скелета” дома. Но следует вспомнить, что вам не придется обрезать стойки, утилизировать остатки и бояться, что вы что-то соедините не так.
- Стальные конструкции отличаются гулкостью. Да, такой недостаток имеет место, но он сводится на “нет” после укладки утеплителя и обшивки металлического каркаса гипсокартоном.
- С использованием стальных профилей трудно своими силами реализовать сложный проект. Это не так, если он будет проработан опытными специалистами.
- Отсутствует прочное основание для крепления в интерьере полок, установки габаритной мебели. Собранный каркас отличается высокой пространственной жесткостью, а по отдельности каждый профиль недостаточно прочен. Решить проблему поможет подробный дизайн-проект жилых помещений.
Таким образом, недостатки металлокаркаса можно достаточно легко нивелировать.
Виды профилей для тонкостенных конструкций
Для возведения каркаса используют несколько видов металлических профилей. Каждый из них имеет определенное назначение и несет соответствующую нагрузку. Те, в основе сечения которых лежит буква “П”, называют швеллерами.
Использование С-образного профиля
С-образный профиль называют стоечным, так как чаще всего его используют в качестве вертикальных стоек при возведении наружных стен. Также он находит применение при монтаже кровли, внутренних перегородок и перекрытий.
С-образный элемент несет на себе большую продольную нагрузку, поэтому имеет два ребра жесткости – загибы на боковых стенках.
Средние размеры профиля:
- высота – 50-80 мм;
- ширина – 150-300 мм;
- толщина – 1-4 мм.
Исходная заготовка – сплошная балка из стали. Однако в ней могут быть выполнены технологические отверстия, например, для прокладки коммуникаций.
П-образный стальной профиль
П-образный профиль, соответствующую форму которому придают на станке, называют направляющим или стартовым. Именно к нему крепят вертикальные стойки наружных стен.
Его также используют при:
- монтаже стропильной системы;
- установке внутренних перегородок;
- усилении стеновых прогонов;
- сборке рамных элементов;
- устройстве подоконных перемычек.
Ширина швеллера колеблется в диапазоне 70-300 мм, толщина – 0,7-4 мм. Высота боковых полок обычно составляет 50-65 мм.
П-образный элемент металлокаркаса для дома также может быть сплошным или перфорированным, с отверстиями для коммуникаций.
Шляпный (ПШ) или омега-профиль
Шляпный профиль широко применяют при монтаже вентилируемых фасадов, устройстве обрешетки под кровельное покрытие и облицовку наружных, внутренних стен. Крепление выполняют непосредственно к стойкам каркаса.
Обычно толщина шляпного профиля меньше, чем у несущих элементов ЛСТК, и составляет 0,7-1,5 мм. Однако этого достаточно, чтобы выдержать вес черепицы, профнастила и других облицовочных материалов. А вот высота колеблется в пределах 28-61 мм.
Обратите внимание, что перфорация может быть нанесена только на боковые полки профиля.
Z- и сигма-профиль для металлокаркаса
Z-профиль играет немаловажную роль в железном каркасе жилого дома. Его используют в качестве несущих прогонов при устройстве кровли, направляющего в вентилируемом фасаде и при сборке стенового “пирога” с утеплителем.
При строительстве кровли Z-профиль с успехом заменяет сдвоенную С-образную балку. Он обеспечивает высокую несущую способность этой части строения даже с учетом снеговой нагрузки.
Ширина основной полки составляет 100-300 мм, высота боковых полок – 40-80 мм, а величина их загиба – 10-20 мм.
Сигма-профиль при возведении каркасного дома используют в качестве ригеля и колонны. Благодаря своей форме, он обладает повышенным сопротивлением на изгиб. Рассчитан на высокие нагрузки, подходит для сооружения больших пролетов.
Ширина балки колеблется в пределах 80-300 мм, высота боковых полок составляет 40-80 мм, а их загиб 10-20 мм.
Термопрофили – в чем их особенность
Термопрофили – это перфорированные балки из оцинкованной стали. Перфорацию выполняют в виде сквозных прямоугольных отверстий, расположенных вдоль них в шахматном порядке. Толщина таких балок обычно не превышает 2 мм.
Наличие отверстий усложняет путь теплового потока, сводит к минимуму число “мостиков холода”. При использовании термопрофилей теплопроводность металла снижается до 80-90%. Утепленные минеральной ватой и обшитые гипсокартонным листом наружные стены металлокаркасных зданий демонстрируют отличные тепло- и шумоизоляционные качества.
Профильная труба или стальной профиль – что лучше
Что выбрать для дома на металлокаркасе: профильную трубу или стальной швеллер? Этот вопрос неизменно встает перед большинством строителей, особенно, неопытных. И при ответе на него важно понимать принципиальную разницу между этими двумя деталями.
Для возведения ЛСТК обычно используют трубу с квадратным (100х100 мм) или прямоугольным (80х40 мм) сечением. Благодаря замкнутому контуру, она удобна в работе, но при этом имеет несколько существенных недостатков.
- Если открытые торцы трубы ничем не защищены, внутри она быстро поддается воздействию влаги, ржавеет.
- Для соединения труб понадобятся крепежные элементы большой длины. Это повлечет дополнительные денежные расходы.
- Показатель жесткости труб на изгиб меньше, чем у швеллеров.
Таким образом, использование профильных труб в качестве основного элемента каркаса жилого дома представляется спорным. Однако они прекрасно выполняют функцию стоек при возведении малогабаритных строений – ангаров, гаражей и др.
Строительство дома из металлокаркаса
Возведение металлокаркасных домов в качестве индивидуального жилья, почти ничем не отличается от аналогичных работ по сборке зданий из бруса. Отличаются узловые соединения профилей и используемые крепежи.
Основные соединительные узлы ЛСТК
Стальной каркас состоит из множества узловых соединений, но из них выделяют основные, где качественное крепление особенно важно.
- Соединение стоек с фундаментом. Выполняют через опорный элемент с помощью анкерных болтов.
- Стропильная ферма, где для сборки комплектующих используют листовые накладки, узловые фасонки, крепежи.
- Соединение стропильной фермы и вертикальной стойки каркаса. Для выполнения необходимы все те же крепежи, узловая фасонка и раскос.
- Карниз между стеной и кровлей. Сложность здесь заключается в грамотном стыке двух “пирогов” с гидро- и теплоизоляцией.
При работе с древесиной слово “крепеж” стойко ассоциируется с саморезом или гвоздем. Ситуация с металлокаркасом немного иная.
Чем соединять детали металлокаркаса
Один из вариантов соединения двух стальных элементов каркаса – использование самонарезающих винтов со специальной резьбой. Их вставляют в заранее сделанные отверстия и завинчивают.
Обратите внимание: винтовые соединения больше подходят для неразборных конструкций.
Недостатки применения винтов заключаются в отсутствие четкой регламентации работ с ними и обеспечении низкой несущей способности каркаса. Болты нормальной точности в этом отношении выигрывают.
Также для возведения дома из металлокаркаса можно использовать сварку. Однако это трудоемкий процесс, требующий определенного мастерства. Тонкостенные элементы легко повредить в процессе соединения таким способом.
Итак, металлокаркас – достойная альтернатива традиционному брусу. Стальная конструкция не только не уступает деревянной, но и по некоторым параметрам превосходит ее. Многие виды работ также можно выполнить своими руками. Но чем сложнее проект, тем больше специалистов придется привлечь.
Видео: полный цикл сборки каркаса
Источник
Монтаж стального каркаса производственных зданий
Методическая документация в строительстве
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
МОНТАЖ СТАЛЬНОГО КАРКАСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
В документе приведена типовая технологическая карта на монтаж стального каркаса производственных зданий.
В соответствии со структурой и содержанием технологической карты по МДС 12-29.2006 приводятся решения по организации и технологии монтажных работ, правила и приемы выполнения технологических операций, нормы и процедуры оценки качества работ, потребность в средствах механизации.
Типовая технологическая карта может быть использована непосредственно или послужить основой для составления индивидуальных технологических карт на монтаж стального каркаса производственных зданий с учетом местных условий.
Документ предназначен для проектных организаций, разрабатывающих технологические карты производства работ, и строительно-монтажных организаций, выполняющих работы по монтажу стальных конструкций.
Разработана сотрудниками »Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института организации, механизации и технической помощи строительству» (Отв. исполнитель — ).
Технологическая карта наряду с проектом производства работ является основным организационно-технологическим документом в производстве строительных работ.
Технологическая карта на монтаж стального каркаса производственных зданий, типовыми элементами которого служат колонны, балки и прогоны (фермы), содержит комплекс мероприятий по организации труда с наиболее эффективным использованием средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений. В технологическую карту включены наиболее прогрессивные и рациональные способы монтажа, обеспечивающие безопасность для работающих и окружающей среды, способствующие сокращению сроков и улучшению качества работ, снижению их себестоимости.
Наличие технологической карты и использование ее при выполнении монтажных работ подтверждает готовностьстроительной организации к выполнению этих работ, во многом предопределяет конкурентоспособность строительнойорганизации.
Технологическая карта может быть использована при лицензировании строительной организации, при сертификации системы качества и строительной продукции — в качестве стандарта предприятия.
Настоящий документ разработан с учетом рекомендаций МДС 12-29.2006 по составлению технологических карт: по составу и содержанию их разделов, а также по изложению и оформлению.
После корректировки типовая технологическая карта может быть использована непосредственно или послужить основой для составления индивидуальной карты, с учетом местных условий.
В документе учтены результаты работ ЦНИИОМТП и других институтов в отрасли в области монтажа стальных конструкций.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая карта предназначена для выполнения работ по монтажу стального каркаса производственных зданий.
Типовая технологическая карта может быть применена при новом строительстве, а также при реконструкции или ремонте существующих производственных зданий.
Типовая технологическая карта может быть использована непосредственно, а также послужить основой для составления индивидуальной технологической карты для конкретного здания, с учетом местных условий.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая типовая технологическая карта составлена на монтаж типового стального каркаса производственных зданий, состоящего из колонн, балок и прогонов (ферм).
По настоящей технологической карте возводится здание с габаритными размерами 64х29 м. Здание — двухэтажное с антресолью и подземным этажом под частью здания. Общая площадь здания — 4 тыс. м, строительный объем — 22 тыс. м
, в том числе подземного этажа — 3 тыс. м
. Верхняя отметка кровли относительно уровня земли — 8 м.
Каркас здания — из стального проката, двутавра с параллельными гранями полок: колонны из двутавров N 25 и N 35, балки из двутавров N 60, N 55, N 35 и N 20. Перекрытия — монолитный железобетон по металлическим прогонам.
По настоящей технологической карте монтаж стального каркаса осуществляется с применением ручной дуговой сварки. Сварные швы выполняются электродуговой сваркой, электродами Э42А, Э50А, Э55А.
Технологическую карту следует использовать вместе с рабочими чертежами на стальной каркас здания.
При разработке технологической карты использованы следующие нормативно — технические документы.
Несущие и ограждающие конструкции.
Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.
ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности.
ССБТ. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия.
Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.
Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производствастроительно-монтажных работ. Технические условия.
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты.
Монтажная оснастка для временного закрепления сборных элементов возводимых и разбираемых зданий. М, ОАО «ЦПП», 2008.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА СТАЛЬНОГО КАРКАСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
3.1 До начала монтажа стальных конструкций должны быть выполнены подготовительные работы, а также работы «нулевого цикла».
3.2 Детали стального каркаса — колонны, балки и прогоны должны быть изготовлены по рабочей документации, утвержденной разработчиком и принятой к производству предприятием-изготовителем.
Работы по укрупнению стальных конструкций и подготовке их к монтажу произвести на специально оборудованной площадке для складирования и укрупнительной сборки, с использованием стрелового автомобильного крана типа КС-3577-3 «Ивановец». Работы по подготовке конструкций к монтажу осуществляет звено в составе трех монтажников, электросварщика и подсобного рабочего.
3.3 Монтаж стального каркаса ведется звеном из пяти рабочих в составе: три монтажника, электросварщик и подсобный рабочий. При этом используется монтажный кран типа КС-55729 с телескопической стрелой длиной до 30,1 м.
Монтируемые колонны, балки и прогоны (фермы) должны быть размещены заранее в зоне действия крана.
Горизонтальная привязка монтажного крана к строящемуся зданию показана на схеме, фрагмент которой приведен на рис.1.
Рис.1. Схема горизонтальной привязки монтажного крана (фрагмент)
На схеме показана организация и оборудование участка монтажных работ. Участок имеет временное ограждение, препятствующее появлению посторонних в зоне работ. По периметру возводимого здания проложена временная дорога для перемещения монтажного крана по часовой стрелке от стоянки Ст.1 до стоянки Ст.7. Зоны действия крана на этих семи стоянках обеспечивают монтаж стального каркаса здания.
На участке работ линиями обозначены опасные зоны: от перемещения груза монтажным краном — на расстоянии 4,0 м от крюка и от возможного падения предметов с высоты здания — на расстоянии 3 м от стены здания.
На участке согласно схеме предусмотрены: место хранения съемных грузозахватных приспособлений, место хранения контрольного груза, стенд со схемами строповки и таблицей масс грузов, светильники-прожекторы для освещения рабочих мест и пункт мойки колес крана.
Имеющиеся на площадке работ зеленые насаждения должны быть перенесены или защищены от повреждений машинами и механизмами, отходами демонтажа сооружений. Кусты должны быть защищены деревянными укрытиями, а стволы деревьев укрыты футлярами-приспособлениями из досок толщиной не менее 25 м.
Схема вертикальной привязки монтажного крана к строящемуся зданию показана в сечении N-N (рис.1) на стоянке Ст.2 (рис.2). Расстояние от оси крана до стены здания 4 м составляет не меньше наибольшего радиуса поворотной части крана
и нормативного габарита приближения 1 м. Минимальные расстояния от стрелы до металлоконструкций здания и до сигнального ограждения при этом соответствуют нормативным — 0,5 м. Опасная зона от перемещения подвижных частей крана принята на расстоянии 5 м.
Рис.2. Вертикальная привязка монтажного крана
3.4 Монтаж каркаса начинают после сдачи-приемки фундаментов-опор для колонн здания, при наличии акта на скрытые работы. В процессе сдачи-приемки должна быть выполнена инструментальная проверка качества ранее выполненных бетонных работ. При сдаче-приемке должно быть проверено положение поперечных и продольных осей фундаментов-опор в плане и высотные отметки опорных поверхностей фундаментов.
3.5 Монтаж каркаса состоит из следующих операций:
— подготовка мест установки и крепления колонн и балок;
— строповка колонн и балок;
— подъем, наводка и установка их на место крепления;
— выверка и временное закрепление (если требуется);
— расстроповка колонн и балок.
Отдельным потоком, используя смонтированный каркас, произвести монтаж прогонов (ферм) и встроенных стальных конструкций.
3.6 Монтаж колонны выполнить по схеме, показанной на рисунке 3.
Рис.3. Монтаж колонны
Перед монтажом колонну укладывают на деревянные подкладки (1). Колонну переводят монтажным краном из горизонтального (2) в вертикальное (3), а затем и в проектное положение (4).
Наводку колонны в проектное положение производить с минимальной скоростью.
Положение колонны выверить относительно разбивочных осей, проверить ее вертикальность и высотную отметку. Основные допуски на монтаж колонны приведены в разделе 4.
Временное закрепление установленной колонны произвести с помощью монтажной оснастки (подкосов, связей, кондукторов и т. п.), типоразмер которой зависит от размеров и конструкции монтируемой колонны. Временное закрепление колонны расчалками показано на рис.4. Инвентарная расчалка с натяжным устройством (1) прикреплена к колонне (2) и к инвентарному железобетонному блоку (3) (или к ранее смонтированному элементу каркаса).
Рис.4. Временное крепление колонны
Постоянное закрепление колонн, балок и прогонов произвести сваркой согласно проекту.
Стропы могут быть сняты с колонны, балки, прогона после их временного закрепления. Монтажную оснастку снять после постоянного закрепления деталей каркаса по проекту.
3.7 Монтаж балки производят на опорные площадки, подготовленные на колоннах согласно проекту.
К колоннам приставляют инвентарные средства подмащивания с площадками (монтажные лестницы, передвижные подмости, вышки и т. п.). С помощью оттяжек производится подъем балки и наведение ее в положение, близкое к проектному. После этого монтажники поднимаются на площадки средств подмащивания и устанавливают балку в проектное положение. Строп балки при этом может быть приспущен на 5-10 см. Производится сварка конструкций согласно проекту, после чего осуществляют расстроповку балки.
3.8 Установку балок и колонн в проектное положение произвести с первого раза. Строповку осуществлять стропами с замыкающими устройствами на крюках. Неиспользуемые ветви стропа следует навешивать на соединительное звено. Угол между ветвями стропа не должен превышать 90°. Крюки стропа должны быть направлены от центра тяжести балок и колонн. При строповке балок использовать инвентарные прокладки, предотвращающие перетирание каната.
Схемы строповки приведены на рис.5.
Рис.5. Строповка колонн и балок
Строповку колонны (1) производить стропом (2) типа 1СК-4,0/2000 по ГОСТ 25573-82 и клещевым захватом с дистанционным управлением расстроповкой — КЗ-3.2 (рис.5.1).
Строповку балки (1) производить стропом (2) типа 4СК1-2/2000 ГОСТ 25573-82 (рис.5.2).
При строповке использовать съемные грузозахватные приспособления, типоразмеры которых применить с учетом конструкции и масс колонн и балок.
Захваты для колонн и балок показаны на рис.6.
Рис.6. Захваты для колонн и балок
Для колонн, кроме клещевого захвата (рис.5.1), применять фрикционные (рис.3 и рис.6.1), пальцевые со строповочным отверстием в колонне (рис.6.2) и эксцентриковые захваты.
Для балок, кроме петлевого захвата (рис.5.2), применять рычажные (рис.6.3) или штырьевые (рис.6.4) захваты.
Схемы строповки должны быть помещены на стенд, место расположения которого на участке работ указано нарис.1.
3.9 При строповке колонн и балок следует руководствоваться сведениями об их массе, о схемах строповки и о соответствующих съемных грузозахватных приспособлениях. Эти сведения применительно к данному проекту здания приведены в таблице 1.
Массы грузов, схемы строповки и грузозахватные приспособления
Наименование и обозначение грузов
Массы грузов, кг, не более
Схемы строповки нарис.5
Съемное грузозахватное приспособление
Колонна К1, двутавр N 25
Строп 1СК-4,0/2000 ГОСТ 25573-82
Захват КР-3.2
Колонна К2, двутавр N 35
Балка Б1, двутавр N 60
Строп 4СК1-2/2000 ГОСТ 25573-82
Балка Б2, двутавр N 55
Балка Б3, двутавр N 35
Балка Б4, двутавр N 20
Таблица масс грузов, схемы строповки и данные о съемных грузозахватных приспособлениях должны быть помещены на упомянутый выше стенд.
Место хранения съемных грузозахватных приспособлений показано на схеме горизонтальной привязке крана (рис.1).
Перед началом монтажных работ крановщик и стропальщики должны быть ознакомлены под роспись со схемами строповки, с таблицей масс грузов и съемными грузозахватными приспособлениями.
3.10 Монтаж стального каркаса производить способом «снизу-вверх», по захваткам, методом «на кран».
Последовательность монтажа должна обеспечить устойчивость и геометрическую неизменяемость конструкций. Разбивка на захватки и последовательность монтажа колонн и балок указаны на плане разбивки на отметках 0,0; +4,0: +8,0; +10,0 на листах формата А3 (весь план разбивки на разных отметках здесь не приводится). Фрагмент плана разбивки в осях А-Д и 1-5 на захватки и последовательность монтажа на отметке +4,0 м показан на рис.7.
Рис.7. Последовательность монтажа колонн и балок на отметке 4 м (фрагмент)
Монтаж на первой захватке производится в осях А-В и 1-5, на второй — в осях В-Д и 1-5. На сетке конструкций в плане последовательность монтажа типоразмеров колонн (К1, К2, К3 и т. д.) и балок (Б1, Б2, Б3 и т. д.) обозначена цифрами. Последовательность монтажа на первой захватке первых семи колонн и балок следующая: К1-1, К1-2, Б4-3 (в осях В и 1-2), К1-4, Б2-5 (в осях 1 и Б-В), К1-6, Б3-7 (в осях В и 2-3). Таким же способом устанавливается последовательность монтажа на второй и других захватках.
3.11 Сварочные работы выполняют после проверки правильности монтажа конструкций.
Сварка производится — ручная дуговая, покрытыми электродами типа Э-42А, Э-50А и Э-55А. Размеры швов и кромок — согласно рабочим чертежам на сварочные соединения, валиками сечением не менее 20-35 мм. Следует зачищать места сварки: кромки свариваемых деталей в местах расположения швов и прилегающие к ним поверхности шириной не менее 20 мм необходимо зачищать с удалением ржавчины, жиров, краски, грязи и влаги. Сварку производить при устойчивом режиме: отклонения от заданных значений сварочного тока и напряжения на дуге не должны превышать 5-7%.
Электроды подвергнуть сушке (прокаливанию) в сушильных печах. Число прокаеённых электродов на рабочем месте сварщика не должно превышать теёх-четыеехчасовой потребности. Электроды следует предохранить от увлажнения — хранить в герметичных пеналах.
При двусторонней сварке стыковых, тавровых и угловых соединений с полным проплавлением необходимо перед выполнением шва с обратной стороны удалить его корень до чистого металла.
Применение начальных и выводных планок следует предусматривать по рабочим чертежам сварных соединений. Не допускается возбуждать дугу и выводить кратер на основной металл за пределы шва.
Каждый последующий слой многослойного шва следует выполнять после очистки предыдущего слоя от шлака и брызг металла. Участок шва с трещинами следует исправлять до наложения последующего слоя.
Поверхности сварных швов после окончания сварки очистить от шлака, брызг, наплывов и натеков металла.
Приваренные монтажные приспособления удалить (газовой резкой с припуском) без повреждения основного металла и ударных воздействий. Места их приварки зачистить механическим способом заподлицо с основным металлом.
Сварочные работы производить при температуре наружного воздуха не ниже -20 °С. Силу сварочного тока необходимо при этом повышать пропорционально понижению температуры: при понижении от 0 до -10 °С — на 10%, при понижении от -10 до -20 °С — еще на 10%.
При отрицательной температуре сварочные работы выполнить с соблюдением следующих правил:
— особо тщательно заварить замыкающие участки швов;
— удалить влагу и снег на расстоянии не менее 1 м от места сварки;
— просушить зону сварки, например, с помощью пламени горелки.
Около шва сварного соединения, на расстоянии 40 мм от границы шва должен быть проставлен номер клейма сварщика.
4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЁМКА РАБОТ
4.1 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МОНТАЖНЫХ РАБОТ
4.1.1 Для контроля качества монтажных работ выполнить:
— входной контроль конструкций и изделий согласно рабочей документации;
— контроль технологических операций;
4.1.2 При входном контроле предусмотреть проверку наличия и полноты рабочей проектной и технологической документации, соответствие конструкций и изделий этой документации.
Для контроля должны быть представлены рабочие чертежи, проект организации строительства, проект производства работ, технические паспорта, сертификаты на металлические изделия и конструкции и другие документы, указанные в рабочих чертежах.
4.1.3 Контроль технологических операций осуществлять в процессе их выполнения, следует предусмотреть своевременное измерение параметров, выявление их отклонений (дефектов) и меры по их устранению и предупреждению.
Предельные отклонения параметров смонтированного стального каркаса приведены в таблице 2.
Предельные отклонения параметров стального каркаса
Предельные отклонения параметров, мм
Отклонения (от проектных) отметок опорных поверхностей колонн
Нивелир НЗ, НЗК, 2Н-10КЛ, 2Н-3Л
Разность отметок опорных поверхностей колонн
Смещение осей колонн относительно разбивочных осей в опорном сечении,
Теодолит 2Т5К, 2Т30
то же — в верхнем сечении
Складной метр типа МСМ-82, МСД-1
0,0013 расстояния между точками крепления, но не более 15
Прогибомер типа 6-ПАО
Нивелир НЗ, НЗК, 2Н-10КЛ, 2Н-3Л
Отметки опорных поверхностей балок, прогонов, ригелей
Смещение балок с осей
Теодолит 2Т5К, 2Т30;
Метр складной МСМ-82; МСД-1
Расстояния между осями балок, ригелей
Рулетка типа РЗ-10, РЗ-20
4.1.4 При приемочном контроле выполнить измерение и оценку предельных величин отклонений параметров и характеристик стального каркаса, приведенных в рабочей документации.
Величины отклонений линейных размеров и диагоналей, определяющих точность монтажа несущей металлической конструкции, измеряются геодезическими приборами и рулетками типа РЗ-2, РЗ-10, РЗ-20. Предельные величины этих отклонений не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.
Предельные отклонения размеров стального каркаса
Интервалы номинальных размеров конструкций, м
Предельные отклонения линейных размеров, ± мм
Источник