Монтаж лампового усилителя особенности

Устройства на электронных лампах — правила монтажа

Для монтажа аппаратуры, а это как правило в настоящее время усилители звуковой частоты на электронных лампах, используется в основном проволочный монтаж, хотя иногда применяют и печатный монтаж. Монтаж ведется на металлическом шасси, сделанном из листа дюралюминия или стали.

Его форма и размеры устанавливаются при наличии всех радиодеталей, входящих в конструкцию, исходя из результатов макетирования компоновки деталей. Формы шасси бывают в основном коробчатого типа или в виде буквы «П».

После изготовления шасси производится механическая сборка радиоэлектронного устройства. Сборка начинается с установки узлов и деталей, крепящихся непосредственно к шасси.

Монтаж радиодеталей

Вначале устанавливают ламповые панельки, соединители (разъемы), переменные резисторы, переменные и электролитические конденсаторы, переключатели, трансформаторы, катушки индуктивности, монтажные планки и стойки и другие узлы. Ламповые панели при монтаже ориентируют таким образом, чтобы припаянные к их лепесткам радиодетали располагались наилучшим образом (рис. 1).

Очередность установки этих деталей и узлов должна быть такой, чтобы ранее установленные радиодетали не затрудняли выполнение операций по установке последующих деталей и узлов. Монтажные операции начинаются с распайки цепей накала ламп и цепей, подходящих к разъемам.

Рис. 1. Расположение ламповых панелей при монтаже.

Для высокочастотных каскадов в основном используется жесткий монтаж, с использованием медного гололуженного или посеребренного провода диаметром 1. 1,5 мм. На провод лучше надеть кембриковую трубку, так как полихлорвиниловая при пайке плавится и деформируется.

Читайте также:  Монтаж окон сэндвич панелей технология

Постоянные конденсаторы, резисторы и полупроводниковые диоды распаивают непосредственно на лепестках ламповых панелек и на выводах крупных деталей.

Если небольшие радиодетали нельзя укрепить, то для этого используют монтажные стойки. Не рекомендуется располагать близко и проводить параллельно провода цепей анода и управляющей сетки электронной лампы.

На неизолированные пересекающиеся провода, во избежание замыкания, следует надевать кембриковые трубки. Соединение выводов радиодеталей с шасси производится с помощью заземляющих лепестков различного типа (рис. 2).

Рис. 2. Конструкция заземляющих лепестков, использующихся при монтаже аппаратуры на электронных лампах.

Соединение проводов, подлежащих заземлению

В высокочастотных каскадах заземляющий провод надо рассматривать как часть колебательного контура. Неправильное его расположение может быть причиной нежелательной паразитной связи, которую бывает трудно обнаружить.

Для предотвращения такого явления все подлежащие заземлению провода, относящиеся к контуру и одному каскаду усиления, соединяют в одну точку у катода соответствующей лампы (рис. 3).

Рис. 3. Соединение проводов, подлежащих заземлению в одной точке в различных каскадах аппаратуры на электронных лампах: а — усилитель высокой частоты; б — преобразователь частоты; в — усилитель промежуточной частоты; г — диодный детектор; д — усилитель звуковой частоты.

Для низкой и высокой частот катод образует нулевую точку каждого усилительного каскада и всегда должен быть соединен с шасси непосредственно, если в цепи катода имеется резистор, то через конденсатор.

Соединение с шасси цепей каскадов, имеющих контура, которые настраиваются конденсаторами переменной емкости, лучше делать в точке соединения с шасси ротора конденсатора. К этой точке припаиваются желательно коротким и прямым путем концы катушек постоянных и подстроечных конденсаторов.

Соединение проводов при монтаже каскадов НЧ

Для низкочастотных цепей, цепей питания и выпрямительных устройств применяют мягкий монтаж, используя гибкий многожильный провод. При неудачном монтаже деталей усилителя звуковой частоты могут возникать помехи.

Поэтому соединения между деталями входного и последующего каскада должны выполняться кратчайшим путем. Общий провод схемы в ламповой аппаратуре — это «минус» делают медным проводом 01,5. 2 мм.

Этот провод нельзя заменить соединением деталей с шасси усилителя, его и отрицательные выводы электролитических конденсаторов необходимо изолировать от шасси. В каждом усилительном каскаде резисторы в цепи управляющей сетки, сеточного смещения, а также минусовые выводы конденсаторов в цепи катода и развязывающего фильтра соединяют в одной, «нулевой» точке (рис. 4).

Рис. 4. Соединение проводов при монтаже каскадов усиления звуковой частоты.

Нулевые точки всех каскадов отдельными проводами сводят в общую точку у выходного конденсатора фильтра выпрямителя, в этом же месте общую точку соединяют с шасси усилителя звуковой частоты.

Полезные советы по монтажу

Монтаж радиоэлектронной аппаратуры желательно вести проводами в изоляции разного цвета, условно подобрав расцветку для различных цепей. Это поможет при необходимости быстро находить нужные соединения (табл. 1).

Для обеспечения надежного электрического контакта и механической прочности пайки все монтажные провода и выводы навесных радиодеталей механически закрепляются на контактных лепестках. Если в лепестке нет отверстия, то провод загибают вокруг лепестка с помощью пинцета и монтажных плоскогубцев.

Таблица 1. Цвет изоляции проводов для различных цепей радиоэлектронной аппаратуры на лампах.

Наименование цепей Цвет изоляции провода
Основной Заменяющий
Плюс, анодные цепи и цепи экранирующих сеток Красный Розовый, оранжевый
Шасси, корпус, экран Голубой Синий, фиолетовый
Минус, цепи управляющих сеток ламп Белый Серый, натуральный
Локальные цепи ламп Зеленый Желтый

Излишки провода или вывода детали следует откусывать кусачками. К одному контактному лепестку рекомендуется подсоединять не более трех проводов. При монтаже натяжение проводов не допускается.

У монтажного провода должен быть запас по длине 20. 25 мм, чтобы в случае его обрыва можно было сделать повторное закрепление. При установке навесных деталей, сопротивлений, конденсаторов, полупроводников и т.д. расстояние от места закрепления до корпуса детали должно быть минимальным, но не менее 8. 10 мм.

Окончив монтаж всех деталей, производят очистку устройства от пыли и остатков монтажных материалов пылесосом. Проверяют монтаж и механическую прочность соединений. В заключение каждую качественную пайку закрашивают цветным прозрачным лаком, винтовые соединения — красной нитрокраской для предотвращения от саморазвинчивания.

Литература: В. М. Пестриков — Энциклопедия радиолюбителя.

  • PCBWay — всего $5 за 10 печатных плат, первый заказ для новых клиентов БЕСПЛАТЕН.
  • Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет.
  • Проекты с открытым исходным кодом — доступ к тысячам открытых проектов в сообществе PCBWay!

Уважаемый автор! С удовольствием почитал Вашу статью, почерпнул для себя много необходимого, спасибо. Но у меня возник вопрос и очень хочется что бы Вы мне разьяснили. Вы пишите: » Сборка начинается с установки узлов и деталей, крепящихся непосредственно к шасси. . переменные и электролитические конденсаторы и т. д. И далее ниже в статье. Общий провод схемы в ламповой аппаратуре — это «минус» делают медным проводом 01,5. 2 мм. Этот провод нельзя заменить соединением деталей с шасси усилителя, его и отрицательные выводы электролитических конденсаторов необходимо изолировать от шасси. Так как всё таки монтировать электролиты. Заранее благодарю.

Здравствуйте, Эдуард.
Автор в статье четко дал понять что:

отрицательные выводы электролитических конденсаторов необходимо изолировать от шасси.

Если конденсатор с металлическим корпусом должен крепиться к металлическому шасси, то нужно предусмотреть какие-то прокладки из диэлектрика для изоляции его корпуса от этого шасси.

Про конденсаторы и полупроводники написано, про резисторы ни слова.

Источник

О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе. Борьба с фоном, заземление

ГЕННАДИЙ СЕМЕНОВИЧ ГЕНДИН, «ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЛАМПОВЫЕ УСИЛИТЕЛИ ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЫ»

От правильности и грамотности монтажа зависят уровень интермодуляционных искажений и минимально достижимый уровень собственного фона и наводок, а следовательно, и реальный динамический диапазон всего усилителя, являющийся одним из важнейших его параметров.
Для того чтобы твердо уяснить общий для любых усилителей принцип грамотного монтажа, внимательно рассмотрим рисунки, иллюстрирующие соединение сеточной цепи лампы с входным разъемом, стоящим от лампы на некотором расстоянии.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Еще раз подчеркнем, что принцип этот общий для соединения любых двух участков схемы, один из которых является источником сигнала, а другой — приемником. Это могут быть микрофон и лампа усилителя микрофонного каскада, входное гнездо магнитофона и коммутатор рода работ или, как в нашем случае, первые два каскада УЗЧ и блок регуляторов тембра.

Теперь о самих экранированных проводах. Ни один из промышленно выпускаемых типов проводов в «чистом» виде нам не подходит. Все экранированные провода придется делать самостоятельно. Делается это несложно. Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то увидите, что внутри экранирующей оплетки помещены два провода: один обозначен тонкими линиями, другой — толстыми. Такое условное разделение соответствует фактическому. Действительно, все экранированные провода в нашем усилителе выполнены по принципу куклы-матрешки: внутри обычной металлической экранирующей оплетки помещены два провода разного диаметра — один тонкий (сигнальный) цветной многожильный в хлорвиниловой или фторопластовой изоляции сечением 0,2…0,35 мм, другой также многожильный, но сечением не менее 0,5 мм — нулевой, т.е. заземляемый. Оба эти провода вместе с экранирующей оплеткой помещены в изолирующий хлорвиниловый чулок.

Настоятельно рекомендуем взять за правило и присвоить различным цепям усилителя определенные цвета проводов. Выбор самих цветов может быть произвольным. Он, как правило, зависит от фактического ассортимента имеющихся проводов у радиолюбителя, но некоторых правил все же лучше придерживаться. Так, все нулевые провода, подлежащие заземлению, лучше делать черными и толстыми (сечением 0,5…0,75 мм), плюсовые провода выпрямителя — красными, а если выпрямителей несколько — то красными, розовыми и оранжевыми. Все сигнальные провода одного из стереоканалов — зелеными, а другого — синими (или голубыми). Цепи накала ламп — белыми или серыми. Для цепей вспомогательных устройств и систем можно выделить коричневые, желтые, сиреневые или тонкие черные. Такой порядок намного упростит процесс монтажа и исключит путаницу при распайке сдвоенных регуляторов громкости и тембра (какой из проводов от левого канала, какой — от правого).

Для самостоятельного изготовления экранированных соединительных кабелей нужно либо взять «чистую» металлическую оплетку, либо снять ее с промышленного одиночного экранированного провода, затем продеть в оплетку два изолированных провода (один тонкий — сигнальный, другой толстый — нулевой) и все это вместе с оплеткой протянуть внутрь хлорвинилового чулка соответствующего диаметра. Это можно делать двумя способами: изготавливать каждый отдельный конкретный провод заранее определенной длины или же сразу заготовить 10…15 м провода, а затем отрезать по мере необходимости куски нужной длины. Из практики можно сказать, что второй способ значительно экономит время.
Для монтажа накальных цепей и сетевых проводов внутрь одной оплетки помещают оба провода (можно одного цвета) и также изолируют оплетку хлорвиниловым чулком.

Теперь об упоминавшейся выше «нулевой» шине внутри экранированных блоков. Если в блоке размещается печатная плата с радиоэлементами, то роль шины может выполнять одна из печатных дорожек. Она должна быть как можно шире. Для уменьшения ее сопротивления дорожку надо залудить и напаять на нее сверху по всей длине отрезок голого медного, а еще лучше посеребренного провода. Если же монтаж внутри блока не печатный, а навесной (например, на коммутационном переключателе), то роль шины может выполнять такой же отрезок голого провода, закрепленный концами на «холостых» выводах переключателя или на специальных изоляционных опорных точках.

Учтите, что все сигнальные межкаскадные и входные цепи ламповых усилителей имеют входные и выходные сопротивления на порядок большие транзисторных и измеряются сотнями килоом и мегаомами. В связи с этим существенное влияние на частотную характеристику УЗЧ начинают оказывать собственные емкости экранированных проводов. Известно, что эта емкость прямо пропорциональна длине экранированного провода и обратно пропорциональна расстоянию от внутреннего провода (жилы) до оплетки. Поэтому не стремитесь использовать современные тонкие и сверхтонкие (диаметром 3, 2 и даже 1,5 мм) фирменные экранированные провода и по возможности делайте экранированные соединения покороче.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Стили монтажа лампового усилителя — английский, американский, японский

Изучая любопытные факты относительно Hi-Fi техники случайно наткнулся на интересную квалификацию, которую дали китайские инженеры монтажу ламповых усилителей — имеется ввиду стиль, как располагаются компоненты внутри. Многие знают, что ламповый усилитель может быть смонтирован двумя принципиальными технологиями — это методом навесного монтажа, то-есть текстолитовой платы вообще нет, и методом монтажа на печатной плате. Ничто не хуже и не лучше, просто разные подходы. Потенциально навесной монтаж может быть даже более надежен, а уменьшение влияние помех достигается правильной разводкой земли и свиванием силовых проводов. Но речь пойдет не об этих методах, а о том, как именно принято располагать детали внутри корпуса усилителя.

Итак, китайский инженер вероятно перебрал достаточно зарубежных изделий в целях перенятия опыта и копирования и разделил метод скажем так дизайна расположения электронных элементов по странам — японский стиль, английский стиль, американский стиль. В конце я покажу к какому стилю примкнули сами китайские разработчики, или придумали свой путь.

Итак этот список начинает английский метод расположения элементов.

АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ:

Как видим есть некая система расположения элементов, но тем не менее некая загроможденность явно просматривается. Посмотрим другой пример английского монтажа. Как видите приведена начинка старых и довольно вероятно известных английских моделей. Если кто-то знает, что это за модели — укажите в комментариях.

Обратите внимание — английский путь снова явно прослеживается. Посмотрим еще варианты английского монтажа:

И снова манера вполне узнаваема. Я думаю английскую манеру теперь вам нетрудно отличить.

Ну что же, перейдем к американской школе монтажа.

АМЕРИКАНСКИЙ СТИЛЬ:

Американская манера создает у меня ощущение какой то несанкционированной свалки — гора деталей просто навалена кучами. У меня к сожалению ограничено количество фото американского монтажа, но по мнению китайских инженеров — это именно американский стиль.

В мире Hi-Fi японские инженеры подарили миру очень много прекрасной аудиотехники, поэтому перейдем к японской манере монтажа.

ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ:

На мой взгляд японский аппарат по крайней мере визуально локаничен в монтаже и безупречен — совершенно завораживающая картинка.

В заключение я приведу и манеру монтажа китайских разработчиков, так как за время копирования изделий мирового уровня они не только научились выпускать хорошие аудиоустройства, но и пришли к определенной культуре монтажа. Поэтому встречаем…

КИТАЙСКИЙ СТИЛЬ:

На мой взгляд взяты какие то нотки от английского монтажа, и локаничность и красота монтажа японского. В целом похоже на японский, но непричесанный монтаж, с нотками Англии, но без безалаберности Америки.

Вы вероятно заметили, что я не показал особенности русского монтажа. Но промышленные ламповые изделия в СССР производились слишком давно, а современные изделия представлены лишь энтузиастами любителями, поэтому о серьезной производственной стандартной культуре монтажа наших изделий речи увы не идет — варианты бывают от гениального, до брутально-фатального. В целом же наши аппараты тяготеют к английскому стилю или американскому. Если вам есть, что возразить или дополнить, или я что-то упустил — высказывайтесь в комментариях, расскажите новые факты — всем будет интересно.

Вопрос — в какой стране сделан этот усилитель?

Источник