Монтаж контактных сетей ржд

Монтаж контактной сети железных дорог

Монтаж контактной сети и воздушных линий на ЖД и прочих объектах — один из видов услуг, оказываемых нашими специалистами. Монтаж контактной сети — второй этап сооружения контактных сетей (КС). Ему предшествует строительство контактной сети железных дорог — установка фундаментов, опор и ригелей жёстких поперечин. Мы же, вследствие специфики деятельности компании, рассмотрим именно вопросы по монтажу контактной сети ЖД.

Комплексный монтаж контактной сети железных дорог состоит из следующих видов работ:

  • армировка опор,
  • раскатка проводов цепной подвески и их регулировка,
  • монтаж КС в искусственных сооружениях,
  • секционирование КС,
  • монтаж фидеров,
  • монтаж линий обратного тока,
  • монтаж передающих электросетей — для нетяговых потребителей,
  • монтаж РЦ — приваривание рельсовых соединителей, установка тяговых джемперов.

Непосредственный объём работ по монтажу контактной сети и воздушных линий определяется конкретным типовым проектом, рабочими чертежами и сметой на электрификацию определённой железнодорожной линии, с учётом сроков начала электромонтажных работ и ввода объекта в эксплуатацию.

Подробно освещать все тонкости и вопросы по монтажу контактной сети не имеет смысла, т. к. специалисты и так в курсе, ну а неспециалисты, если и занимаются подобными проблемами, то как раз через профильные специализированные учреждения, например, обращаясь к нам. Потому вкратце разберём 2 основных момента при монтаже КС.

Монтаж консолей на опорах КС

  1. Расположение консолей полукомпенсированных контактных подвесок:
    • перпендикулярное — на прямых участках пути,
    • радиально к оси пути — на кривых участках.

Смещение конца консоли вдоль пути регламентируется монтажными таблицами и не должно превышать 50 мм.

  • Положение несущего элемента горизонтальных консолей с нагруженными наклонными тягами — горизонтальное. Допустимое отклонение от горизонтали конца стрелы у консолей до 5 метров длиной — до 100 мм, свыше 5 м — до 200 мм.
  • Допустимое отклонение между точками крепежа пяты и тяги консоли на опоре от проектного: ±100 мм.
  • Подкосы монтируются на консолях до раскатки провода.
  • Недопустимо стыкование несущих поперечных тросов гибких поперечин. Длина струн гибкой поперечины — не менее 500 мм.
  • Монтаж фиксаторных кронштейнов на опорах осуществляется горизонтально.
  • Монтаж консолей выполняется при помощи машин с шарнирной стрелой, монтажных площадок дрезин или автомотрис. Допустимо применение переносных лебёдок и полиспастов.
  • Консоли армируются подвесными изоляторами на месте проведения работ. Армирование стержневыми изоляторами осуществляется на специальных пунктах с помощью динамометрических ключей. При этом укладывать предназначенные для транспортировки изолированные консоли следует на специальные стеллажи транспортного средства так, чтобы изоляторы ни с чем не соприкасались и не повредились при перевозке.
  • Раскатка и монтаж проводов КС

    Перед раскаткой проводов на раскаточную платформу устанавливаются барабаны с несущим тросом и контактным проводом. При раскатке “поверху” раскатываемый провод должен сходить с верхней части барабана.

    Порядок монтажа “поверху”:

    1) Монтаж деталей анкеровки проводов на анкерные опоры.
    2) Подвешивание раскаточных роликов или крючьев на бутель консолей.
    3) Раскатка несущего троса с одновременной укладкой его в раскаточные ролики/крючья.
    4) Вытягивание и анкеровка несущего троса по монтажным таблицам.
    5) Перевод троса из роликов/крючьев в сёдла. Для средних анкеровок и при необходимости — подвешивание вспомогательного троса на сопряжениях анкерных участков.
    6) Монтаж струн и электрических соединений на несущем тросе.
    7) Раскатка и анкеровка контактного провода с подвешиванием на струны несущего троса.
    8) Регулировка контактной подвески:

    • монтаж средней анкеровки,
    • установка на контактных проводах струновых зажимов,
    • регулировка по высоте в соответствии с монтажными таблицами контактного провода на струнах со сдвижкой струн,
    • правка выгибов, при необходимости — исправление положения фаски контактного провода,
    • монтаж фиксаторов и установка зигзагов,
    • монтаж электрических соединителей.

    Источник

    [Энергету] Монтаж контактной сети. Состав и организация монтажных работ.Техническая документация и нормативные документы. Трассировка контактной сети

    Процесс сооружения контактной сети включает в себя комплекс строительных работ (устройство фундаментов, установка опор и т. д.) и комплекс монтажных работ, излагаемых в настоящей главе.

    Монтажные работы состоят из армировки опор, раскатки и регулировки проводов цепной подвески, монтажа контактной сети в искусственных сооружениях, секционирования контактной сети, монтажа проводов питающих и отсасывающих линий (фидеров), линий обратного тока, линий электропередачи для питания нетяговых потребителей (линии сооружаются в основном на опорах контактной сети), а также монтажа рельсовых цепей (приварки рельсовых соединителей, установки тяговых джемперов). Эти работы выполняются преимущественно силами организаций службы пути.

    На вновь электрифицируемых железнодорожных линиях монтаж контактной сети производится специализированными электромонтажными поездами, имеющими в своем составе несколько прорабских пунктов, головные мастерские, гараж, склад и другие подразделения. Прорабский пункт по монтажу контактной сети, оснащенный соответствующими машинами, механизмами, подвижными единицами, технологическими и жилыми вагонами, дислоцируется на одной из станций электрифицируемой линии и осуществляет в течение года работы на участке 150—200 км развернутой длины контактной сети.

    Прорабский пункт имеет 7—10 бригад, состоящих, как правило, из пяти электромонтеров каждая и возглавляемых неосвобожденными бригадирами. Иногда для производства отдельных видов работ количество людей в бригаде временно увеличивается. Работы, которые требуют меньшего количества людей, бригада выполняет звеньями в составе 2—3 чел. Во всех случаях должен быть назначен ответственный за производство работ и соблюдение правил техники безопасности.

    Для ограждения места работ бригаде придается необходимое количество сигналистов. Механизмы прорабского пункта обслуживаются штатом машинистов локомотивов и их помощников, шоферами автомашины, автокрана и т. п. Передовые механизаторы совмещают профессии шофера автомашины и автокрана, помощника водителя локомотива и машиниста вагона-вышки и т. п. При наличии вагона-мастерской имеется небольшая бригада слесарей-электромонтеров.

    Прорабский пункт возглавляется прорабом и одним или двумя мастерами. Эксплуатационное обслуживание машин и механизмов организует линейный механик.

    Формы и методы организации монтажных работ должны преследовать цель производства их с наименьшей затратой людских и материальных ресурсов и наименьшим ущербом для движения поездов и эксплуатационной работы железной дороги при полном обеспечении безопасности работающих людей и движения поездов.

    Конкретный объем работ, поручаемых электромонтажному поезду, определяется на основании технического проекта, рабочих чертежей и сметы на электрификацию данной железнодорожной линии с учетом установленных сроков ввода в эксплуатацию и возможного времени начала электромонтажных работ.

    Возглавляющей весь комплекс работ организацией—генеральным подрядчиком (с участием специализированных организаций) — составляется график производства работ. Графиком определяются с учетом конкретных условий (продолжительность предоставляемых «окон» в движении поездов, возможность производства работ «с поля» без перерыва в движении поездов и т. п.) сроки и последовательность отдельных видов и этапов работы (путевое переустройство, установка опор, работы по СЦБ, связи и т. п.). В соответствии с этим графиком на основе норм выработки составляется календарный график монтажа контактной сети, предусматривающий сроки выполнения работ по элементам на каждом перегоне и станции и определяющий потребное количество рабочей силы, машин и механизмов. Одновременно составляется план и порядок снабжения материалами и оборудованием. В процессе производства работ в зависимости от сложившихся условий график корректируется с тем, чтобы электрифицируемый участок был введен в эксплуатацию в установленный срок.

    Техническая документация и нормативные документы. Монтаж контактной сети выполняется по утвержденному техническому проекту и рабочим чертежам, подписанным заказчиком к производству работ. Рабочце чертежи состоят в основном из планов контактной сети станций и перегонов (рис. 1 и 2), планов питающих, отсасывающих и других проводов, проходящих по отдельным трассам, схемы секционирования контактной сети.

    Монтаж отдельных элементов контактной сети и изготовление конструкций, (армировка опор, крапление проводов к поддерживающим конструкциям, анкеровка проводов, изготовление консолей и т. п.) производятся по чертежам типовых альбомов с применением типовых деталей. На узлы и конструкции, не охватываемые типовыми альбомами, выдаются отдельные рабочие чертежи.

    При работах необходимо руководствоваться действующими директивными документами, основными из которых являются Правила технической эксплуатации железных дорог, Технические условия проектирования электрификации железных дорог нормальной колеи на постоянном токе 3 ООО в, Технические условия на проектирование электрификации железных дорог, Технические условия производства и приемки строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройства энергоснабжения), Правила содержания контактной сети электрифицированных железных дорог.

    Все работы должны выполняться с соблюдением Правил техники безопасности при производстве работ по монтажу контактной сети, Инструкции по движению поездов и Инструкции по сигнализации на железных дорогах, а также с полным обеспечением безопасности людей и движения поездов.

    Трассировка контактной сети. До начала работ и перед приемкой опор под монтаж контактной сети следует тщательно рассмотреть рабочие чертежи разбивки опор и размещения на них проводов и конструкций, обратив особое внимание на следующие положения.

    С целью снижения стоимости строительства (или в связи со стесненностью территории, особенно на станциях) на опорах контактной сети, кроме проводов цепной подвески, как правило, подвешиваются провода и других линий: продольных линий электропередачи для питания нетяговых потребителей, освещения, дистанционного управления разъединителями контактной сети, а также питающих и отсасывающих фидеров, линий обратного тока и т. п. На опорах контактной сети размещаются секционные разъединители, иногда светофоры автоблокировки и другие конструкции. Подвеска проводов различного назначения и размещение конструкций на опорах нередко предусматриваются разными чертежами, сравнением которых необходимо убедиться, что все провода, кронштейны, консоли и другие конструкции размещаются с соблюдением допустимых между ними габаритов.

    Переходные опоры смежных путей устанавливаются с учетом возможности эксплуатационного обслуживания контактной сети одного пути при наличии напряжения на другом (расстояния между находящимися под напряжением частями контактной сети соседних путей должны быть не менее 0,8 м при постоянном токе и 1,5 ж при переменном) и возможности поворота на 90° консоли одного пути, не задевая смежную консоль. Для обеспечения этих условий при консолях с фиксаторными стойками переходные опоры соседних путей устанавливаются не в створе, а со смещением относительно друг друга на 2—3 м. У переездов опоры располагаются так, чтобы расстояние от края проезжей части до опоры, ее подкоса или оттяжки было не менее 5 м..

    Провода линий, пересекающих контактную сеть, располагаются возможно ближе к середине пролета между опорами контактной сети. Не следует допускать установки опор под проводами пересекающих линий, подлежащих переустройству вследствие своей негабаритное™, так как это препятствует установке опор до переустройства перехода.

    Высота надземной части опор и высота расположения пяты консоли должны обеспечить требуемые габариты контактной сети, в том числе и в случае последующей подъемки пути во время его капитального ремонта. Эти данные указываются на плане контактной сети или берутся у дорожных организаций.

    На станциях направление анкерных участков должно по возможности совпадать с направлением централизованных маршрутов. Каждый анкерный участок должен охватывать возможно меньшее количество стрелок. Следует избегать пересечения одним анкерным участком обеих горловин станции, пересечение же при этом и главных путей является крайне нежелательным. Кроме осложнения монтажа, в случае обрыва проводов в эксплуатации это вызовет увеличение размеров повреждения и затяжку сроков его ликвидации. По этим же причинам пересечение главных путей нерабочими отходами проводов станционных путей следует допускать лишь в исключительных случаях; анкерные участки главных путей желательно предусматривать самостоятельными, без электрификации ими станционных путей. Отдельно стоящие опоры для размещения других проводов, кроме цепной подвески, должны применяться лишь в случае невозможности использования для этой цели опор контактной сети.

    При пересечении гибкими поперечинами значительного количества путей, требующих установки опор в междупутье, следует стремиться к установке их в створе с крайними опорами (трехопорные и четырехопорные гибкие поперечины) вместо перекрытия электрифицируемых путей несколькими отдельными гибкими поперечинами. Это сократит количество потребных дорогостоящих опор и фундаментов и, кроме того, при значительных повреждениях контактной сети, связанных с повреждением опор, облегчит ее рос-становление. В ряде случаев, применяя временные оттяжки на крайних опорах, удается восстановить движение без установки в междупутье опор взамен поврежденных, а при необходимости установки новых опор для восстановления контактной сети уменьшить их количество.

    Изменения, которые целесообразно внести в рабочие чертежи, согласовываются с проектной организацией или заказчиком.

    Источник

    Монтаж контактных сетей ржд

    КОНТАКТНЫЕ СЕТИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА

    Overhead contact lines of electrified transport

    ____________________________________________________________________
    Текст Сравнения СП 85.13330.2016 со СНиП III-41-76 см. по ссылке.
    — Примечание изготовителя базы данных.
    ____________________________________________________________________

    Дата введения 2017-06-17

    Предисловие

    Сведения о своде правил

    1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — ОАО «Научно-исследовательский институт транспортного строительства О(АО ЦНИИС)»

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

    3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

    5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 85.13330.2011 «СНиП III-41-76 Контактные сети электрифицированного транспорта»

    В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет (www.gost.ru)

    Введение

    Настоящий свод правил разработан с учетом обязательных требований, установленных в Федеральных законах от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и содержит требования к производству строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и обновлении контактной сети электрифицированного транспорта.

    Работа выполнена авторским коллективом ОАО ЦНИИС (д-р техн. наук А.А.Цернант; канд. техн. наук В.С.Кузнецов, канд. техн. наук A.И.Шелест, канд. экон. наук И.А.Бегун).

    1 Область применения

    Настоящий свод правил распространяется на все виды строительных и монтажных работ, выполняемых при сооружении контактной сети электрифицированного транспорта, включая капитальный ремонт и реконструкцию.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:

    ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия

    ГОСТ 8829-94 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости

    ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

    ГОСТ 12393-2013 Арматура контактной сети железной дороги линейная. Общие технические условия

    ГОСТ 19330-2013 Стойки для опор контактной сети железных дорог. Технические условия

    ГОСТ 31946-2012 Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия

    ГОСТ 32209-2013 Фундаменты для опор контактной сети железных дорог. Технические условия

    ГОСТ 32623-2014 Компенсаторы контактной подвески железной дороги. Общие технические условия

    ГОСТ 32679-2014 Контактная сеть железной дороги. Технические требования и методы контроля

    ГОСТ 32697-2014 Тросы контактной сети железной дороги несущие. Технические условия

    ГОСТ 32895-2014 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

    ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

    ГОСТ Р 52034-2003 Изоляторы керамические опорные на напряжение свыше 1000 В. Общие технические условия

    ГОСТ Р 52082-2003 Изоляторы полимерные опорные наружной установки на напряжение 6-220 кВ. Общие технические условия

    ГОСТ Р 52643-2006 Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия

    ГОСТ Р 54271-2010 Анкеры для контактной сети железных дорог. Технические условия

    ГОСТ Р 55167-2012 Ограничители перенапряжений нелинейные для тяговой сети железных дорог. Общие технические условия

    ГОСТ Р 55186-2012 Ригели жестких поперечин для контактной сети железнодорожного транспорта. Общие технические условия

    ГОСТ Р 55647-2013 Провода контактные из меди и ее сплавов для электрифицированных железных дорог. Технические условия

    ГОСТ Р 55648-2013 Изоляторы для контактной сети железных дорог. Общие технические условия

    ГОСТ Р 55883-2013 Разъединители для тяговой сети железных дорог и приводы к ним. Общие технические условия

    СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений»

    СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах»

    СП 28.13330.2012 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» (с изменением N 1)

    СП 63.13330.2012 «СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (с изменениями N 1, N 2)

    СП 98.13330.2012 «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии»

    СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменением N 2)

    СП 68.13330.2011 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов»

    Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

    3 Термины и определения

    В настоящем своде правил приведены термины с соответствующими определениями по ГОСТ 32895 и СП 98.13330.

    4 Общие положения

    4.1 Объектом нормирования является контактная сеть электрифицированного транспорта, в которую входят: воздушная контактная подвеска, опорные и поддерживающие конструкции, узлы крепления и арматура, компенсирующие устройства, изоляторы и электрооборудование.

    Предмет нормирования — принципы строительства и контроля (входного контроля конструкций и приемки в эксплуатацию) контактной сети и ее элементов.

    Основная функция контактной сети — удержание контактного провода в заданном положении по всей протяженности линий электрифицированного транспорта.

    4.2 Требования настоящего свода правил следует соблюдать при выполнении и приемке работ по сооружению контактной сети электрифицируемых железных дорог общего пользования и железных дорог промышленного транспорта размером колеи 1520 мм, а также дорог наземного электрифицированного городского транспорта (трамваев и троллейбусов).

    4.3 Вынос воздушных и кабельных линий связи (ВОЛС, ВОК, волновод), линий электропередачи (ЛЭП ПЭ, ЛЭП АБ, освещения, видеонаблюдения и т.п.) и других сооружений, препятствующих производству строительных работ по сооружению контактной сети, а также переустройство путевого развития следует выполнять до начала строительства контактной сети на данном участке (перегоне, станции).

    4.4 Технологические операции:

    — разработка котлованов для установки железобетонных стоек, фундаментов или анкеров;

    — устройство свайных фундаментов;

    — устройство фундаментов (анкерно-блочных и цилиндрических);

    — сооружение монолитных фундаментов;

    — устройство буронабивных свай;

    — перевозка и установка опорных (фундаменты и стойки, ростверки и балки) и поддерживающих (блоки и ригели жестких поперечин, оголовки и опорные столики) конструкций контактной сети железных дорог следует выполнять комплектом машин и механизмов, работающих преимущественно с железнодорожного пути или, при возможности подъезда, «с поля».

    Разработку котлованов на железнодорожных станциях, в стесненных условиях и в условиях городской застройки при наличии подземных коммуникаций (кабелей, трубопроводов) допускается выполнять вручную.

    Объемы работ, выполняемых «с поля», должны составлять, как правило, не менее одной сменной нормы комплекта механизмов на участке длиной не более 3 км с одной стороны пути.

    4.5 Сооружение опор контактной сети «с пути» на перегонах и станциях следует производить во время перерывов в движении поездов — в «окна». Правила технической эксплуатации железных дорог приведены в [1]. В «окно», как правило, должны работать одновременно не менее двух комплектов машин на двух перегонах.

    Для производства работ на перегонах, главных путях станций, а также на стрелочных горловинах, примыкающих к главным путям, следует предоставлять «окна» продолжительностью не менее 2 ч (по каждому пути раздельно со смещением во времени в светлое время суток). Для производства работ на станционных путях (кроме главных) следует предоставлять «окна» продолжительностью не менее 4 ч с учетом необходимости пропуска транзитных поездов.

    4.6 До начала работ строительная организация согласовывает с заказчиком график выполнения работ, в котором должны быть указаны их очередность, порядок и продолжительность занятия отдельных путей.

    4.7 Качество стоек, фундаментов, анкеров, ригелей жестких поперечин, консолей, фиксаторов, проводов, изоляторов и других элементов контактной сети, отгружаемых с завода-изготовителя, должно соответствовать проектам и действующим нормативным документам.

    При приемке конструкций и изделий, прибывающих на комплектовочные базы, следует проверять наличие документов о качестве, в которых должны быть указаны: изготовитель, перечень продукции (марки и обозначения конструкторской документации), нормативный документ, в котором приведены требования к продукции.

    4.8 Руководители работ и работники, непосредственно осуществляющие строительство и монтаж контактной сети на действующих железных дорогах, а также руководители и работники, осуществляющие строительство и монтаж контактной сети электрифицированного городского транспорта, должны иметь удостоверение о проверке их знаний в установленном объеме в области технической эксплуатации железных дорог и городского электротранспорта и техники безопасности при монтаже контактной сети.

    4.9 Строительно-монтажные работы должны выполняться при обеспечении мероприятий по охране труда и техники безопасности производства работ. Правила по охране труда и технике безопасности при монтаже и эксплуатации контактной сети на железных дорогах приведены в [9]-[13].

    Требования по монтажу контактных сетей промышленного и городского электротранспорта и правила техники безопасности на городском электротранспорте изложены в СП 98.13330. Правила техники безопасности на городском электротранспорте приведены в [14]*.

    * Поз. [14] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

    4.10 Сооружение контактной сети трамваев и троллейбусов в городских условиях необходимо осуществлять с учетом интенсивности уличного движения, а также наличия пересечений и сближений с другими воздушными и подземными коммуникациями и сооружениями.

    Источник

    Читайте также:  Монтаж штор пластиковые окна