Подкрановые балки в промышленных зданиях
Новый сервис — Строительные калькуляторы online
Здания промышленного строительства для перемещения внутри них сырья, полуфабрикатов или готовой продукции оборудуют подъемно-транспортными средствами – мостовыми кранами.
Подкрановые балки изготавливаются стальными и железобетоннми.
Монтаж подкрановых балок чаще всего ведут самостоятельным потоком непосредственно с транспортных средств.
Установку балок в проектное положение производят по осевым рискам на балках и консолях колонн.
Расположение отверстий в верхних поясах балок для крепления крановых рельсов на планках
Стальные подкрановые балки
Стальные подкрановые балкиприменяются при стальных колоннах для кранов любой грузоподъемности, при железобетонных колоннах с шагом > 12м.
По сечению подкрановые балки подразделяют на сплошные и решетчатые.
Стальная сплошная подкрановая балка представляет собой сварной двутавр с развитым верхним поясом или с поясами одинаковой ширины.
Решетчатые подкрановые балки – в виде шпренгельных систем имеют экономическое преимущество.
Целесообразно применять :
— при шаге колонн 12м, Q кр. > 50т — двутавры с поясами одинаковой ширины. В плоскости верхнего пояса они усилены тормозными конструкциями в виде ферм или балок;
— при шаге колонн 6м и Q кр.
По конструкции подкрановые балки бывают :
— разрезные постоянного сечения, стыкуемые на опорах;
Высота унифицированных балок на опоре :
— для шага колонн 6м: при грузоподъемности крана Qкр
— для шага колонн 12м: при грузоподъемности крана Qкр
при грузоподъемности крана Qкр = 30т; Qкр = 50т — 1600м.
Для обеспечения устойчивости стенка балки снабжена поперечными ребрами жесткости с интервалом 1,5м.
Ребра обрываются на высоте 60 мм от нижней полки.
Площадь сечения ребер — 90х6 мм при высоте балки до 1,1м., 120х8 мм при высоте > 1,1 м.
Разрезные подкрановые балки опираются на консоли рядовых колонн строганной нижней кромкой рядовых опорных рёбер.
Одно из ребер усилено планкой толщиной 6 мм примерно на 2/3 высоты, в пределах которой расположены соединительные болты.
Конструкция крепления верхнего пояса балок к колоннам гибкая.
В неразрезных балках это крепление жесткое на сварке.
Крепление нижнего пояса к консолям колонн выполняется на болтах, к консолям связевых колонн – на болтах и монтажной сварке.
Стальные разрезные рядовые подкрановые балки для шага колонн 6 м под мостовые краны г.п. до 50т
Концевая балка (устанавливается у торцов температурного отсека)
Крепление стальной подкрановой балки к стальной колонне:
1 — опорное ребро; 2 — крепежная планка; 3 — тормозная балка; 4 — шайбы 60х16; 5 – болт М20; 6 – упорная планка толщиной 16мм
Крепление стальной подкрановой балки высотой 800 мм к железобетонной колонне:
1 — стальная опорная фасонка толщина 10мм; 2 – крепежная гибкая планка 80х60; 3 — упорный уголок (подставка, компенсирующая разность высоты унифицированных стальных и железобетонных балок); 4 – подливка цементным раствором марки 200; 5 – болт М20; 6 – [ №22; 7 – крепление ∟125х80х7
Крепление стальной подкрановой балки высотой 1100 мм к железобетонной колонне:
1 — стальная опорная фасонка толщина 10мм; 2 – крановый рельс; 3 — упорный уголок (подставка, компенсирующая разность высоты унифицированных стальных и железобетонных балок); 4 – подливка цементным раствором марки 200; 5 – упорная планка 80х16; 6 – Болт М20; 7 — ∟75х50х5; 8 – подкрановая балка; 9 – шайбы 60х14
Железобетонные подкрановые балки
Железобетонные подкрановые балкиприменяют при железобетонных колоннах с шагом 6 и 12м для кранов грузоподъемностью 20 — 32т включительно.
Балки могут иметь тавровое или двутавровое сечение (первые предусматривают при шаге колонн 6м; вторые – при шаге 12м).
Железобетонные подкрановые балки при шаге колонн 6 м:
1 – опорный стальной лист 160х12х500 мм
Железобетонные подкрановые балки при шаге колонн 12 м
Крепление кранового рельса к балке:
1 – стальная лапка; 2 – болт; 3, 4 – упругие прокладки толщиной 8мм;
Развитая по ширине полка балки служит для усиления сжатой зоны.
Она воспринимает поперечные горизонтальные крановые нагрузки, а также упрощает крепление крановых рельсов.
Балки имеют утолщенную на опорах вертикальную стенку.
Высота балок – 800, 1000, 1400 мм; ширина полок 550, 600, 650 мм.
Балки подразделяются по месторасположению в здании :
— торцовые (у торцовых стен);
— температурные (у деформационных швов).
Они отличаются наличием и расположением закладных элементов.
Крепление подкрановой балки к консоли колонны производится на анкерных болтах, пропущенных сквозь опорный лист, предварительно приваренный к нижней закладной пластине.
Для предотвращения возможного тарана краном торцовой стены на торцовых балках устанавливаются стальные концевые упоры, страхующие здание в случае отказа автоматических тормозных устройств.
Крепление железобетонных подкрановых балок к железобетонным колоннам:
1 – Опорный стальной лист 160х12х500 мм (опора подкрановой балки); 2 – анкерный болт; 3 – Стальная пластинка 100х12мм (упор подкрановой балки); 4, 5 – закладные элементы колонны
Новый сервис — Строительные калькуляторы online
Источник
Монтаж кран-балки подвесной
На многих производствах и складах имеется необходимость перемещения различных грузов. Для этой цели отлично подходят грузоподъёмные краны опорного типа. Монтаж кран-балки сложен, занимает много времени и может потребовать привлечения специалистов.
Подготовительный этап
Установка кран-балки зависит от конструкции – опорной или подвесной. Плюсы выбора опорной кран-балки:
- высокая надежность и грузоподъемность;
- отсутствует нагрузка на стены здания.
Основными недостатками ГПМ такого типа являются дополнительные траты на специальные опоры – колонны, из-за этого они имеют ограниченное рабочее пространство без подхода крюка к стенам и углам.
Преимущества подвесной кран-балки:
- не скрадывает высоту помещения;
- имеет подход к стенам и углам.
Обычно подвесная кран-балка крепится к потолку или перекрытию здания, поэтому имеет меньшую грузоподъемность из-за ограничения прочности несущих конструкций. Основным недостатком является постоянное обслуживание и ремонт из-за нагрузки, идущей на нижнюю часть подкранового пути.
Прежде чем приступить к монтажу агрегата необходимо разработать проект установки ГПМ, а так же удостовериться в соответствии длины пролета и моста. Расстояние от верхней части крана до потолка должно быть не менее 100 мм; от торцов до боковых поверхностей (стен, колонн или проходных галерей) не менее 60 мм. Еще нужно проверить состояние стен — они должны выдерживать вес крана с грузом. Обеспечить безопасность на месте сборки и монтажа кран-балки.
Все части крана раскладываются и осматриваются на наличие дефектов, проверяется прочность болтовых и сварных соединений. Найденные неисправности и неточности узлов устраняются.
Важно помнить, что сварка при температуре ниже -20° C запрещена.
После чего устанавливаются опоры и монтируются подкрановые пути с обеспечением минимальных отклонений по горизонтали и вертикали.
Для дальнейшей сборки не обойтись без составления акта на установленные подкрановые пути. Он может быть оформлен на часть пути или на весь участок.
Технология монтажа
Порядок монтажа зависит от способа установки крана мостового типа:
- Цельный – все части собираются на земле и кран устанавливается за один раз. Такой способ подходит для кран-балок с пролетом менее 16,5 м и требует привлечения дополнительной грузоподъемной техники. На несущую балку крепятся электрооборудование и таль, проверяются крепления. После чего она устанавливается в рабочее положение. По окончанию монтажа ставятся опоры для предотвращения схода кран-балки.
- По частям – собираются отдельные узлы крана и крепятся поочередно. Этот метод удобен при отсутствии возможности использования дополнительных ГПМ, но увеличивает сроки монтажа. Так же используется после ремонта частей кран-балки.
При монтаже подвесной кран-балки используют двутавр – балка с профилем в виде буквы «Н». На него устанавливаются таль с помощью струбцин, электропривод, и монтируют на подкрановые пути. Затем устанавливают опоры для предотвращения схода крана.
После установки ГПМ, согласно ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», проводится полное техническое освидетельствование, которое включает в себя испытания оборудования и проверку качества. Производятся пуско-наладочные работы и составляется акт введения кранового оборудования в эксплуатацию.
ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
Кран-балки грузоподъемностью до 10 т не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора.
Процесс демонтажа
Основными причинами демонтажа кранов мостового типа является замена вышедшего агрегата из строя или его транспортировка на новое место. Основными факторами поломки агрегата выделяют прогибы пролетных балок, трещины и коррозию.
Алгоритм работы при демонтаже кран-балки:
- определить каким способом и с помощью какого вспомогательного оборудования будет проведен разбор;
- определить и расчистить место для хранения оборудования до транспортировки;
- оградить место и обеспечить безопасность при проведении работ;
- установить тормозные колодки под колесами крана;
- отключить ГПМ от электропитания;
- снять таль и электрооборудование;
- снять мост;
- снять концевые балки (для опорных кран-балок).
Дальнейшие действия зависят от причины демонтажа. Для отправки на новое место разобранные узлы упаковываются, маркируются и транспортируются до пункта назначения. В случае замены крупные элементы разрезаются и отправляются в пункт сдачи металлолома, так как ремонт кран-балки экономически не выгоден.
Обслуживание кран-балок
Для того, чтобы продлить срок службы грузоподъемного крана и обеспечить безопасность людей, работающих с ней, необходимо соблюдать ряд правил:
- ежедневно осматривать грузоподъемное оборудование перед началом работы;
- раз в месяц проводить проверку на соответствие пожарной безопасности;
- регулярно производить плановый технический осмотр для раннего выявления и профилактики неисправностей;
- для работы с ГПМ допускать работников, прошедших обучение и инструктаж, а также прошедших медкомиссию.
Плановый технический осмотр и обслуживание включают в себя:
- осмотр всех конструкций и деталей на целостность и работоспособность;
- оценка состояния узлов, соединений, крепежей и швов;
- проверка электрооборудования и тормозных систем;
- поиск и замена изношенных или неисправных деталей и механизмов.
Ремонт кран-балки «удовольствие» дорогое, а монтаж и демонтаж ресурсозатратны, и целесообразней проводить плановые осмотры и профилактические работы по устранению неполадок вовремя.
Источник