Монтаж кнопок управления магнитных пускателей

Как подключить магнитный пускатель

Для подачи питания на двигатели или любые другие устройства используют контакторы или магнитные пускатели. Устройства, предназначенные для частого включения и выключения питания. Схема подключения магнитного пускателя для однофазной и трехфазной сети и будет рассмотрена дальше.

Контакторы и пускатели — в чем разница

И контакторы и пускатели предназначены для замыкания/размыкания контактов в электрических цепях, обычно — силовых. Оба устройства собраны на основе электромагнита, работать могут в цепях постоянного и переменного тока разной мощности — от 10 В до 440 В постоянного тока и до 600 В переменного. Имеют:

  • некоторое количество рабочих (силовых) контактов, через которые подается напряжение на подключаемую нагрузку;
  • некоторое количество вспомогательных контактов — для организации сигнальных цепей.

Так в чем разница? Чем отличаются контакторы и пускатели. В первую очередь они отличаются степенью защиты. Контакторы имеют мощные дугогасительные камеры. Отсюда следуют два других отличия: из-за наличия дугогасителей контакторы имеют большой размер и вес, а также используются в цепях с большими токами. На малые токи — до 10 А — выпускают исключительно пускатели. Они, кстати, на большие токи не выпускаются.

Внешний вид не всегда так сильно отличается, но бывает и так

Читайте также:  Звуки сдвига для монтажа

Есть еще одна конструктивная особенность: пускатели выпускаются в пластиковом корпусе, у них наружу выведены только контактные площадки. Контакторы, в большинстве случаев, корпуса не имеют, потому должны устанавливаться в защитных корпусах или боксах, которые защитят от случайного прикосновения к токоведущим частям, а также от дождя и пыли.

Кроме того, есть некоторое отличие в назначении. Пускатели предназначены для запуска асинхронных трехфазных двигателей. Потому они имеют три пары силовых контактов — для подключения трех фаз, и одну вспомогательную, через которую продолжает поступать питание для работы двигателя после того, как кнопка «пуск» отпущена. Но так как подобный алгоритм работы подходит для многих устройств, то подключают через них самые разнообразные устройства — цепи освещения, различные устройства и приборы.

Видимо потому что «начинка» и функции обоих устройств почти не отличаются, во многих прайсах пускатели называются «малогабаритными контакторами».

Устройство и принцип работы

Чтобы лучше понимать схемы подключения магнитного пускателя, необходимо разобраться в его устройстве и принципе работы.

Основа пускателя — магнитопровод и катушка индуктивности. Магнитопровод состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Выполнены они в виде букв «Ш» установленные «ногами» друг к другу.

Нижняя часть закреплена на корпусе и является неподвижной, верхняя подпружинена и может свободно двигаться. В прорези нижней части магнитопровода устанавливается катушка. В зависимости от того, как намотана катушка, меняется номинал контактора. Есть катушки на 12 В, 24 В, 110 В, 220 В и 380 В. На верхней части магнитопровода есть две группы контактов — подвижные и неподвижные.

Устройство магнитного пускателя

При отсутствии питания пружины отжимают верхнюю часть магнитопровода, контакты находятся в исходном состоянии. При появлении напряжения (нажали кнопку пуск, например) катушка генерирует электромагнитное поле, которое притягивает верхнюю часть сердечника. При этом контакты меняют свое положение (на фото картинка справа).

При пропадании напряжения электромагнитное поле тоже исчезает, пружины отжимают подвижную часть магнитопровода вверх, контакты возвращаются в исходное состояние. В этом и состоит принцип работы эклектромагнитного пускателя: при подаче напряжения контакты замыкаются, при пропадании — размыкаются. Подавать на контакты и подключать к ним можно любое напряжение — хоть постоянное, хоть переменное. Важно чтобы его параметры не были больше заявленных производителем.

Так выглядит в разобранном виде

Есть еще один нюанс: контакты пускателя могут быть двух типов: нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Из названий следует их принцип работы. Нормально замкнутые контакты при срабатывании отключаются, нормально разомкнутые — замыкаются. Для подачи питания используется второй тип, он и есть наиболее распространенным.

Схемы подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В

Перед тем, как перейдем к схемам, разберемся с чем и как можно подключать эти устройства. Чаще всего, требуются две кнопки — «пуск» и «стоп». Они могут быть выполнены в отдельных корпусах, а может быть единый корпус. Это так называемый кнопочный пост.

Кнопки могут быть в одном корпусе или в разных

С отдельными кнопками все понятно — у них есть по два контакта. На один подается питание, со второго оно уходит. В посте есть две группы контактов — по два на каждую кнопку: два на пуск, два на стоп, каждая группа со своей стороны. Также обычно имеется клемма для подключения заземления. Тоже ничего сложного.

Подключение пускателя с катушкой 220 В к сети

Собственно, вариантов подключения контакторов много, опишем несколько. Схема подключения магнитного пускателя к однофазной сети более простая, потому начнем с нее — будет проще разобраться дальше.

Питание, в данном случае 220 В, полается на выводы катушки, которые обозначены А1 и А2. Оба эти контакта находятся в верхней части корпуса (смотрите фото).

Сюда можно подать питание для катушки

Если к этим контактам подключить шнур с вилкой (как на фото), устройство будет находится в работе после того, как вилку вставите в розетку. К силовым контактам L1, L2, L3 можно при этом подавать любое напряжение, а снимать его можно будет при срабатывании пускателя с контактов T1, T2 и T3 соответственно. Например, на входы L1 и L2 можно подать постоянное напряжение от аккумулятора, которое будет питать какое-то устройство, которое подключить надо будет к выходам T1 и T2.

При подключении однофазного питания к катушке неважно на какой вывод подавать ноль, а на какой — фазу. Можно провода перекинуть. Даже чаще всего на А2 подают фазу, так как для удобства этот контакт выведен еще на нижней стороне корпуса. И в некоторых случаях удобнее задействовать его, а «ноль» подключить к А1.

Но, как вы понимаете, такая схема подключения магнитного пускателя не особо удобна — можно и напрямую проводники от источника питания подать, встроив обычный рубильник. Но есть гораздо более интересные варианты. Например, подавать питание на катушку можно через реле времени или датчик освещенности, а к контактам подключить линию питания уличного освещения. В этом случае фаза заводится на контакт L1, а ноль можно взять, подключившись к соответствующему разъему выхода катушки (на фото выше это A2).

Схема с кнопками «пуск» и «стоп»

Магнитные пускатели чаще всего ставят для включения электродвигателя. Работать в таком режиме удобнее при наличии кнопок «пуск» и «стоп». Их последовательно включают в цепь подачи фазы на выход магнитной катушки. В этом случае схема выглядит как на рисунке ниже. Обратите внимание, что

Схема включения магнитного пускателя с кнопками

Но при таком способе включения пускатель будет в работе только то время, пока будет удерживаться кнопка «пуск», а это не то, что требуется для длительной работы двигателя. Потому в схему добавляют так называемую цепь самоподхвата. Ее реализуют при помощи вспомогательных контактов на пускателе NO 13 и NO 14, которые подключаются параллельно с пусковой кнопкой.

Схема подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В и цепью самоподхвата

В этом случае после возвращения кнопки ПУСК в исходное состояние, питание продолжает поступать через эти замкнутые контакты, так как магнит уже притянут. И питание поступает до тех пор, пока цепь не будет разорвана нажатием клавиши «стоп» или срабатыванием теплового реле, если такое есть в схеме.

Питание для двигателя или любой другой нагрузки (фаза от 220 В) подается на любой из контактов, обозначенных буквой L, а снимается с расположенного под ним контакта с маркировкой T.

Подробно показано в какой последовательности лучше подключать провода в следующем видео. Вся разница в том, что использованы не две отдельные кнопки, а кнопочный пост или кнопочная станция. Вместо вольтметра можно будет подключить двигатель, насос, освещение, любой прибор, который работает от сети 220 В.

Подключение асинхронного двигателя на 380 В через пускатель с катушкой на 220 В

Эта схема отличается только тем, что в ней подключаются к контактам L1, L2, L3 три фазы и также три фазы идут на нагрузку. На катушку пускателя — контакты A1 или A2 — заводится одна из фаз. На рисунке это фаза B, но чаще всего это фаза С как менее нагруженная. Второй контакт подсоединяется к нулевому проводу. Также устанавливается перемычка для поддержания электропитания катушки после отпускания кнопки ПУСК.

Схема подключения трехфазного двигателя через пускатель на 220 В

Как видите, схема практически не изменилась. Только в ней добавилось тепловое реле, которое защитит двигатель от перегрева. Порядок сборки — в следующем видео. Отличается только сборка контактной группы — подключаются все три фазы.

Реверсивная схема подключения электродвигателя через пускатели

В некоторых случаях необходимо обеспечить вращение двигателя в обе стороны. Например, для работы лебедки, в некоторых других случаях. Изменение направления вращения происходят за счет переброса фаз — при подключении одного из пускателей две фазы надо поменять местами (например, фазы B и C). Схема состоит из двух одинаковых пускателей и кнопочного блока, который включает общую кнопку «Стоп» и две кнопки «Назад» и «Вперед».

Реверсивная схема подключения трехфазного двигателя через магнитные пускатели

Для повышения безопасности добавлено тепловое реле, через которое проходят две фазы, третья подается напрямую, так как защиты по двум более чем достаточно.

Пускатели могут быть с катушкой на 380 В или на 220 В (указано в характеристиках на крышке). В случае если это 220 В, на контакты катушки подается одна из фаз (любая), а на второй подается «ноль» со щитка. Если катушка на 380 В, на нее подаются две любые фазы.

Также обратите внимание, что провод от кнопки включения (вправо или влево) подается не сразу на катушку, а через постоянно замкнутые контакты другого пускателя. Рядом с катушкой пускателей изображены контакты KM1 и KM2. Таким образом реализуется электрическая блокировка, которая не дает одновременно подать питание на два контактора.

Магнитный пускатель с установленной на нем контактной приставкой

Так как нормально замкнутые контакты есть не во всех пускателях, можно их взять, установив дополнительный блок с контактами, который называют еще контактной приставкой. Эта приставка защелкивается в специальные держатели, ее контактные группы работают вместе с группами основного корпуса.

На следующем видео реализована схема подключения магнитного пускателя с реверсом на старом стенде с использованием старого оборудования, но общий порядок действий понятен.

Источник

Открытый урок по теме «Монтаж кнопок управления, магнитных пускателей»
план-конспект занятия

Скачать:

Вложение Размер
Монтаж кнопок управления, магнитных пускателей 349.48 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Рассмотрено на заседании предметной ( цикловой) комиссии общепрофессионального и профессионального циклов по специальностям

18.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Протокол №5 от 30.08.2018 г.

Председатель комиссии _______ Юденич Л.М.

по учебной работе

___________ Рослякова О.Н.

урока учебной практики по профессии 13.01.10

« Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования( по отраслям) »

по теме: « Монтаж кнопок управления, магнитных пускателей»

Составитель: Пудов Сергей Михайлович

Рославль 2018 г.

Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии« Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Проблема начального этапа обучения заключается в сложностипонимания переноса работы электрической схемы с листа на стенд. Обучающиеся еще не научились в полной мере читать электрические схемы и не понимают принципа работы элементов схем.

Им еще трудно понять связь между тем ,что изображено на схеме и тем что смонтировано на стенде. В связи с этим увеличивается время на процесс понимания работы электрических схем.

В методической разработке представлен урок учебной практики, задачей которого является ускорить процесс понимания работы элементов электрических схем обучающимися.

Данная методическая разработка может быть полезна мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования, осуществляющим подготовку специалистов по профессии

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

2.Методическое обоснование темы урока

3.Методические рекомендации к проведению урока

5.Приложение (электрическая схема)

Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии« Электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Цель данной методической разработки – оказать методическую помощь мастеру производственного обучения по проведению урока учебной практики по темам ,связанным с работой пускорегулирующих аппаратов
и кнопок управления.. Обучающиеся, в основной массе, не могут долго научиться читать электрические схемы.

Вопрос заключается в том, что для того чтобы обучающиеся смогли быстрее перейти к пониманию работы элементов электрических схем необходимо как можно более доходчиво донести до них эти моменты.

Чтобы обучающиеся смогли быстрее перейти к пониманию работы элементов электрических схем мною разработаны и предложены электрические схемы, позволяющие более быстро понять и усвоить эти вопросы.

Сборка разработанных мною данных электрических схем позволяет обучающимся не только быстрее понять принципы работы элементов электрических схем но и в дальнейшем помогает легче и быстрее понимать и читать сложные электрические схемы, быстрее переходить на новый уровень обучения.

Методическое обоснование темы

В начале уроков учебной практики обучающимся бывает сложно разобраться с принципом работы нормально замкнутых
и нормально разомкнутых контактов магнитного пускателя. На первых порах обучающимся трудно перенести контакты изображенные на схемах
на монтажный стенд. У большинства обучающихся это вызывает сложности.

Для ускорения понимания принципа работы контактов магнитного пускателя мною разработаны электросхемы, позволяющие ускорить обучение и понимание принципа работы контактов магнитного пускателя.

Эти схемы активизируют работу обучаюшихся на уроках учебной практики.

В процессе сборки электросхем создаются условия для развития познавательной активности, умения самостоятельно находить решения создавшийся проблемы.

Методические рекомендации по проведению урока

Планируя урок, я исхожу из того ,что определенные знания о работе магнитного пускателя у обучающихся уже есть. Ведение урока и сборка электрических схем позволяет обучающимся сформировать умения и навыки в работе с электрическими схемами, понятия о принципе работы контактов магнитного пускателя, кнопок управления.Также обучающиесясовершенствуют умения по осуществлению контроля монтажа электросхем с кнопками управления и магнитными пускателями.

У обучающихсяформируется умение применять имеющиеся знания на практике, решать проблемные ситуации, контролировать свои действия в процессе выполнения работы.

Воспитывается умение работать в коллективе. Формируется ответственность за результаты качественного выполнению учебного задания.

Проведение урока требует современного электротехнического оборудования. На стендах, где обучающиеся собирают схемы смонтировано современное электротехническое оборудование, которое применяется в настоящее время в действующем электрооборудовании .

В представленном уроке производственного обучения осуществляется сборка электросхемы с нормально разомкнутыми контактами. Также в этой схеме предусмотрен лишний контакт. Это сделано с целью, чтобы обучающиеся могли сами указать на этот момент. В дальнейшем, для полного понятия работы всех контактов и при условии ,что обучающиеся уже усвоили данный урок, перехожу к сборке обучающимися схем с разомкнутыми и замкнутыми контактами.

урока производственного обучения

Проводит мастер п/о Пудов С.М.

Профессия : « Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования( по отраслям) »

Среднее профессиональноеобразование, срок обучения 2г 10 мес., группа

Тема № 4 урок № 4.1

Тема раздела: Технология монтажа и ремонта пускорегулирующей аппаратуры и распределительных устройств.

Тема урока : Монтаж кнопок управлении, магнитных пускателей

Цель урока : Систематизировать навыки по сборке схемы с кнопками управления и магнитными пускателями.

Обучающая: Формирование трудовых приемов и действий обучающихся по по сборке электросхем с кнопками управления и магнитными пускателями.

Формирование умения и навыков в чтении электрических схем, понятия о принципе работы контактов магнитного пускателя, кнопок управления.Совершенствование умений по осуществлению контроля монтажа электросхемс кнопками управления и магнитными пускателями.

Развивающая: Развивать у обучающихся умение применять имеющиеся знания на практике, решать проблемные ситуации, контролировать свои действия в процессе выполнения работы

Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе.Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнению учебного задания.

Тип урока: Урок по мониторингу знаний и трудовых приемов.

Метод проведения: Наглядный практический. . Показ трудовых приемов, самостоятельная работа

МДК 01.02«Организация работ по сборке ,монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций» Тема №2; «Электротехника»Тема №2

Учебно-методическое оснащение урока:

1. Оборудование мастерской (стенды с электрооборудованием)

2.Инструмент (отвертки -10 шт., бокорезы- 3 пары, инструмент для зачистки проводов- 4 пары, указатели напряжения-1 шт., индикаторные отвертки- 5шт..

3.Плакаты по электротехнике

4.Схемы с магнитными пускателями и кнопками управления.

5.Стенды для демонстрации работысхемы включения магнитного пускателя кнопками управления.

Элементы структуры урока

Деятельность мастера производственного обучения

Примечания по методике

1.Вводный инструк-таж 1.1Организа-ционный момент

2. Проверка явки

3.Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют2.Готовятся к уроку

1.2 Целевая установка

1.Сообщает тему урока.

2.Совместно с обучающимися формулирует цель урока

1.Воспринимают и записывают тему

2.Участвуют в формулировке целей

1.3Актуали-зация опорных знаний и опыта обучающих-ся

1. Опрашивает обучающихся

2.Актуализирует знания и опыт по теме:

1.Назначение магнитного пускателя?

(Замыкать и размыкать электрическую цепь).

2.Для чего служит катушка?

( Для включения пускателя).

3.Сопротивление катушки какого пускателя больше:на 36В или на 220В?

( Сопротивление катушки на 220В).

4.Сколько разомкнутых контактов на пускателе?(4 контакта)

5. Сколько замкнутых контактов на пускателе?(4 контакта)

6.Из чего набираются пакеты сердечников?

(Из отделбныхлистов электротехнической стали ,изолированных друг от друга)

7.Сопротивление катушки какого пускателя больше на 36В или на 24В

8. Назовите основные детали магнитного пускателя.

(Корпус, состоящий из 2-х частей, катушка, возвратная пружина,

нижний сердечник, верхний сердечник с закрепленными на нем замыкающими контактами)

Отвечают на вопросы

1.4. Инструкти-рование обучающихся по ключевым вопросам темы

Последовательно излагает материал выполнения практического задания по следующему плану:

ознакомление обучающихся со схемой включения электротельфера.

3.1 Ознакомление обучающихся с электрооборудованием стенда .

Электрооборудование включает в себя:

— электромагнитный пускатель с замыкающими контактами.

— вставку на пускатель с размыкающими контактами.

-электролампочки, напряжением на 36В.

Слушают и запоминают

3.2. Ознакомление обучающихся с

электрооборудованием схемы включения пускателя с сигнальными лампами и кнопками управления.

Электрооборудование включает в себя:

— кнопки «Пуск» (замыкающие кнопки),

— кнопки «Стоп» (размыкающие кнопки),,

— размыкающие контакты на вставках,

— катушки магнитных пускателей,

3.3 Ознакомление обучающихся с принципом работы схемы включения магнитных пускателей кнопками управления.

— Для подачи питания к электросхеме необходимо включить автоматический выключатель.

При нажатии на первую кнопку пускSВ1катушка магнитного пускателя КМ1 окажется под напряжением, сигнальная лампа загорится. При отпускании кнопкиSВ1произойдет разрыв в цепи катушка магнитного пускателя КМ1окажется без напряжения и сигнальная лампа потухнет. При нажатии на вторую кнопкуSВ2 катушка магнитного пускателя КМ2 окажется под напряжением, пускатель КМ2 сработает, сигнальная лампа второго пускателя загорится ,его разомкнутые контакты замкнутся, ток через замыкающий контакт магнитного пускателя КМ2:1 попадет на пускатель КМ1 и сигнальную лампочку первого пускателя .Пускатель КМ1сработает и его сигнальная лампа загорится. При отпускании кнопкиSВ2 произойдет разрыв в цепи катушка магнитного пускателя КМ2 окажется без напряжения и его сигнальная лампа потухнет, также без напряжения окажется пускатель КМ1 и его сигнальная лампа потухнет.

При нажатии на третью кнопку «Пуск» SВ3 катушка магнитного пускателя КМ3 окажется под напряжением, контакты магнитного пускателя замкнутся. Ток через замыкающий контактпускателя КМ3:2 попадет на катушку пускателя КМ2.Контакт пускателя КМ2:1 замкнутся. Ток через замыкающий контактпускателя КМ2 попадет на катушку пускателя КМ1.Все три пускателя сработают и контрольные лампы загорятся.

Источник