Монтаж карнизного свеса металлочерепицы

Как установить карнизную планку под металлочерепицу

Обустройство крыши не обходится без карнизной планки для металлочерепицы. Элемент относится к доборным деталям и отвечает за сохранность конструкции, стыкуя отдельные участки кровли. Для самостоятельной установки свеса рекомендуется ознакомиться с технологией монтажа.

Актуальность карнизной планки для металлочерепицы

Карнизная планка — доборный элемент, защищающий конструкцию кровли от действия внешних факторов

От правильной установки планки зависит прочность и срок эксплуатации кровельного покрытия.

Свес также выполняет декоративную функцию, создавая законченный образ конструкции – крыша приобретает эстетичный вид. Карнизы выбирают в едином цвете с металлочерепицей, но нередко дизайнеры предлагают контрастные решения.

Отличие планки от капельника

При монтаже кровельных элементов своими руками часто возникают ошибки с определением доборных частей. Зачастую планку путают с капельником. Установка этого элемента вместо карниза снижает эксплуатационный срок кровельной конструкции.

Принципиальное различие между деталями заключается в месте монтажа и назначении. Капельник необходим для отвода конденсата, скопившегося на гидроизоляционной плёнке. Он также защищает древесину от воздействия влаги. Капельник монтируется на систему стропил за пароизоляцию.

Существует очерёдность установки этих деталей. Карнизная планка крепится на металлочерепицу. Капельник на неподготовленный кровельный пирог напрямую к стропилам. При этом он не примыкает к брусу, а немного свешивается и выводится под жёлоб стока воды.

Читайте также:  Волоконно оптический кабель по английски

Плюсы и минусы карнизного свеса

Покупательский спрос на карнизную планку для профнастила и металлочерепицы обусловлен достоинствами материала и техническим отсутствием недостатков. К явным преимуществам свесов относится:

  • Защита перекрытий и чердака от воздействия внешней среды.
  • Герметичные кровельные соединения стен, труб и шахт.
  • Защита пиломатериалов, используемых в конструкции крыши, что позволяет нивелировать риск распространения пожара. В целом использование карнизных доборов соответствует стандартам пожарной безопасности.
  • Широкая ассортиментная линейка цветов позволяет подобрать свес к любому оттенку металлочерепицы.
  • Правильная установка планок при возведении кровли и соблюдение особенностей монтажа обеспечивает стильный внешний вид дома, а также продлевает срок службы кровли.

Минусом использования планок является стоимость материала и затраты по времени на монтаж. Работы требуют наличия навыков у специалиста и наличия оборудования.

Разновидности карнизных планок для металлочерепицы

Для эффективного удаления влаги и паров применяются два типа карнизной планки. Удобной в работе и качественной является продукция финской марки RANILA. На российском рынке представлены простые варианты свесов с высоким сроком службы, например, карнизы для металлочерепицы от завода Полидин.

С внутренним отведением влаги

Карнизная планка для профлиста с внутренним отведением влаги – элемент, необходимый для пароизоляции кровельной системы. Монтаж осуществляется методом обрезки по центру вылета стропильных балок. На данном участке не укладывается утеплитель для металлочерепицы, поэтому конденсат почти не скапливается. Влага прокапывает сквозь обшивку планки. Во избежание обледенения этой части, кровлю необходимо подбить деревянными рейками.

Классический вариант

Классические модели чаще всего применяются при установке крыши, в т. ч. вальмовой кровли. Данный вариант имеет загиб в 120°, со сторонами 110-120 мм и 60-80 мм. Свес актуален для регионов с умеренным климатом, где отсутствуют сильные ветра и высокая влажность. Удаление конденсата выполняется за счёт воздушных потоков, циркулирующих в торцах карниза.

Конструкция карниза

Кровельщики называют карнизом также концевую планку. Под термином понимается нижняя часть листа на скате, выходящая за пределы стен сооружения. Свес металлочерепицы, это не только 50 мм, свешивающихся с доски. Его схема состоит из следующих элементов:

  • нижняя кромка;
  • ветровая доска ската;
  • капельник;
  • планка.

Конструкция карнизного свеса – комплект гидроизоляционного слоя, обрешётки пароизоляции и металлочерепицы.

Часть пароизоляционного материала выводится и монтируется на капельник. Между покрытием крыши и каркасом формируются вентиляционные каналы для притока воздушных масс. Сверху приёмного окна необходимо установить карнизную планку. Завершаются кровельные работы монтажом водостока, закреплённого на специальные крюки.

К устройству свеса также относятся желоба, софиты и защитная сетка.

Размерный ряд карнизного добора для металлочерепицы

Планки для защиты кровельной конструкции из металлочерепицы производят из оцинкованного стального профиля. В процессе изготовления используют тонкие листы, размеры которых составляют 0,4-0,5 мм. Допускается покрытие несколькими вариантами – полимеры, полиэстер, пластизол и другие.

Если используются композитные составы для карнизного добора, поверхность обрабатывается базальтовой крошкой. Длина свеса находится в пределах 50-60 см. Ввиду того что добор устанавливается на крышу, для его монтажа используются отдельные части нужного размера.

Технология торцевой планки идентична производству листов металлической черепицы. Крепление осуществляется с торцов скатов для защиты обрешётки от влажности и снижения ветровой нагрузки на конструкцию. По этой причине элемент часто называют ветровыми добором.

Установка карнизной планки

Время на установку карнизного свеса приравнивается к трудозатратам на монтаж металлочерепицы. Данный процесс требует строительных навыков и наличия чертежа кровельной системы. Правильно проведённые работы и аккуратная установка доборов влияет на конечный вид и герметичность крыши. Карнизная планка относится к среднему ценовому сегменту, однако за её счёт можно качественно защитить сооружение.

Инструменты

Перед установкой доборного элемента следует рассчитать угол наклона и необходимые размеры. Перед работой подготовьте инструменты для монтажа:

  • карнизный свес;
  • молоток;
  • рулетка;
  • саморезы с плоской головкой – на погонный метр приходится от 8 до 10 шт.

Невзирая на защиту крыши металлическими элементами, предварительно рекомендуется обработать деревянные элементы пропитками или ЛКМ.

Технология

Простым и надёжным методом монтажа кровельной планки считается вариант установки от финского производителя RANILA. Однако данная технология подходит для суровых климатических зон с низкими температурными показателями. Для средних широт рекомендуется использовать классический вариант монтажа.

Для установки карнизных планок потребуется подготовленное оборудование. Монтаж проходит в пять этапов:

  1. Свес необходимо загнуть со стороны торца здания. На длинном крае отступите 20 мм. В верхней части сделайте надрез для линии сгиба. Уберите получившийся прямоугольник.
  2. По тем же размерам отрежьте прямоугольник на участке фланца. Сформированную боковину загните под 90°. Таким образом, повышается прочность крепежей.
  3. Поместите уголок на обрешётку или опорный элемент, совместив место сгиба с наружным краем рейки.
  4. По верхнему краю фасонной детали проведите две линии – первую расположите от карниза на удалении 1/3, вторую – 2/3.
  5. Приступайте к монтажу карнизного свеса к металлочерепице. Для этого возьмите гвозди или саморезы с плоской головой. Первый элемент следует крепить на линии №1 с расстоянием от края торца в 20 мм. Последующие саморезы устанавливайте на удаление от предыдущего в 30 см. На линии №2 гвозди вбивайте в шахматном порядке по отношению к ряду №1. Первый саморез необходимо забивать на расстоянии в 17 см от торцевого края.

Не допускается формирование зазоров при установке карнизных планок. Поэтому их укладка осуществляется внахлёст до 1 см. В местах соединений вбивают дополнительный гвоздь для повышения надёжности конструкции. Последний свес торцевой стороны загибается и скрепляется саморезом, отступив от края 2 см.

Если угол наклона крыши превышает 45°, участок установки подконьковой доски и вариант крепления конька могут отличаться. Метод монтажа зависит от величины наклона ската.

Рекомендации

Основные нарушения технологического процесса происходят на этапе монтажа пароизоляционного полотна и капельника. Как правило, плёнку пытаются не завести за планку, а уложить на уровне металлической накладки карниза. В такой ситуации капельная система всегда остаётся сухой, но конденсат будет уходить под кровельные листы, формируя лужи. Обусловлено это тем, что влага не сможет преодолеть подъём через брус.

Ещё одной популярной ошибкой является монтаж пароизоляционной плёнки без клеевой ленты. По этой причине полотно будет съезжать к нижней части стропильной системы или проседать, оголяя утеплитель. В такой ситуации теплоизолятор быстро придёт в негодность из-за воздействия влажности.

При отсутствии ленты допускается использование водостойкого герметика или клея. При этом полотно следует укладывать на деревянные рейки, оставляя с каждой стороны запас по 50 см. Таким образом, происходит компенсация на естественную деформацию материала.

Источник

Монтаж карнизной части кровли из металлочерепицы

Сырость под металлической крышей возникает при любой толщине утеплителя и в любое время года. Это результат конденсации воздуха на обратной стороне кровельного покрытия. Необходимо предусмотреть надёжную гидроизоляцию и вентиляцию подкровельного пространства.

Устройство карнизного свеса на крыше из металлочерепицы

Не одни лишь просчёты в устройстве теплоизоляционного слоя приводят к его намоканию. Дело в том, что влага под металлической крышей образуется при любой толщине утеплителя и в любое время года. Она является результатом конденсации воздуха на обратной стороне любого металлического кровельного покрытия.

Металл за счёт своей высокой теплопроводности нагревается и остывает намного быстрее, чем воздух под крышей. Возникает эффект «точки росы», который можно наблюдать при запотевании стекол в автомобиле или зеркал в ванной комнате. Сделать с этим решительно ничего нельзя — физика есть физика. Поэтому гидроизоляционные мембраны или плёнки при устройстве утеплённой кровли попросту необходимы.

Гидроизоляция и вентиляция металлической кровли

Слой такой гидроизоляции должен быть сплошным. Совсем не обязательно его проклеивать, как пароизоляцию — просто гидроизоляционный материал нужно укладывать с необходимым перехлёстом, чтобы с верхнего полотна влага стекала на нижнее и далее, а не подтекала под него.

Кстати, именно поэтому в утеплённой кровле не рекомендуется использовать гидроизоляционные плёнки с микроперфорацией — намокая, они перестают выполнять свои функции и влага может попасть в утеплитель в любом месте.

Другой важный момент в том, что конденсировавшаяся под крышей влага должна быть оттуда удалена, для чего между кровельным металлом и слоем подкровельной гидроизоляции оставляют некоторый зазор под вентиляцию.

Такой вентиляционный зазор должен быть непрерывным по длине всего ската начиная с карниза вплоть до конька, иначе в нём попросту не будет смысла.

На карнизе должен быть обеспечен вход воздуха в подкровельное пространство для его эффективной вентиляции.

Наличие вентилируемого канала обеспечивается контробрешёткой, которая монтируется поверх гидроизоляции, на стропильные ноги. Она же служит основанием для обрешётки. Для защиты стропил от влаги, проникающей через места крепления контробрешётки, закреплённой поверх гидроизоляционной мембраны, рекомендуется использовать уплотнительную самоклеящуюся ленту из вспененного полиэтилена.

Требование вентиляции подкровельного пространства проще соблюсти при наличии простой двухскатной крыши. В этом случае поток воздуха, попадающий туда, естественным образом проходит между соседними брусками контробрешётки снизу вверх.

Куда сложнее продумать и воплотить условия для качественной вентиляции подкровельного зазора на замысловатых крышах, характерных для большинства утеплённых мансард. Да ещё при наличии мансардных окон и других конструкций, проходящих сквозь кровельный пирог и полностью блокирующих вентзазор.

В подобных ситуациях монтаж контробрешётки осуществляют с разрывами. Воздушный поток идёт по более замысловатой траектории (змейкой). Однако при этом сохраняется возможность удалять из подкровельного пространства максимальное количество влаги.

Ещё один важный момент — монтаж лобовой доски. Порой её крепят под самый срез кровельного покрытия, закрывая вентиляционный зазор, образуемый контробрешёткой. Лобовая доска должна крепиться на торце по уровню среза стропил, но не выше.

Стоит также добавить, что различные дополнительные компоненты кровельной системы, элементы кровельной вентиляции (аэраторы, защитные ленты, вентиляционные выходы) — вовсе не модные аксессуары, а необходимые для её правильного функционирования изделия.

Карнизный свес как отправная точка крыши

Карниз отводит воду от стен дома и является важным архитектурным элементом здания. Кроме того, устройство карнизного свеса крайне важно с точки зрения обеспечения хорошей вентиляции подкровельного пространства. Можно сказать, что качество и долговечность утеплённой крыши в целом закладываются конструкцией карниза.

Что делать с гидроизоляционной мембраной на карнизной части крыши? Чуть ли не у каждого доморощенного мастера свои «решения», которых не найдешь ни в какой инструкции. И с большой долей вероятности этот узел, выполненный такими «универсальными» специалистами, будет обустроен неправильно.

Однако непродуманная конструкция карниза может привести к плачевному результату. Если вентиляционный зазор будет перекрыт скоплением снега или льда, крыша наверняка будет испытывать проблемы даже в том случае, когда остальные элементы окажутся выполнены безупречно.

Если постараться, то можно найти целый спектр возможных вариантов (над стеной, у лобовой доски, на лобовой доске, в водосточном желобе, где-то в карнизной подшивке). Однако стоит озадачиться вопросом, для чего это нужно — и всё встаёт на свои места.

Некоторые технические руководства рекомендуют заводить гидроизоляцию в водосточный жёлоб. Мало того, что эта попросту недостижима. Ведь жёлоб устанавливают с уклоном в 3 мм на погонный метр, то есть его положение по отношению к лобовой доске, над которой выпущена гидроизоляция, непостоянно.

Заправить полотно мембраны в водосток достаточно проблематично, а на начальном его отрезке и вовсе невозможно. Там жёлоб расположен выше уровня мембраны. В самой нижней своей точке водосток находится порой значительно ниже выхода мембраны. Придётся частично заправить мембрану в жёлоб где возможно, а где невозможно — просто обрезать по торцу лобовой доски?

Но и это ещё не всё. Такой вывод гидроизоляции попросту создаёт «ступеньку», которая уже сама по себе препятствует стоку конденсата, а самое главное — практически перекрывает вентиляционный зазор между утеплителем и кровельным покрытием.

Кроме того, водосток зимой вполне естественно забит снегом, а значит и вентзазор тоже будет перекрыт сугробом. К чему может привести такое закупоривание? Стекать конденсату будет некуда — на карнизе снег. Вскоре образуется ледяная пробка. И подкровельная вентиляция не работает, и до повреждения гидроизоляционной мембраны недалеко.

На самом деле оптимальное техническое решение следующее: необходим специальный металлический элемент — капельник конденсата на торце лобовой доски, на который и будет отводиться конденсат и талая вода с гидроизоляционной мембраны.

Однако здесь порой и начинается путаница, когда капельником называют карнизную планку, которая подытоживает укладку кровельного покрытия и обеспечивает сток воды в жёлоб. Главное же отличие и предназначение капельника в том, что на нём заканчивается гидроизоляция. Точнее, она к нему приклеивается герметизирующей лентой.

Правильная конструкция карниза с карнизной планкой и капельником представлена на схеме.

Невооруженным глазом видно, что данное решение обеспечивает беспрепятственный заход воздуха в вентилируемый зазор подкровельного пространства и оптимальным образом организует отвод талой воды, осадков и конденсата. Для защиты от птиц и насекомых его рекомендуется закрыть карнизной вентиляционной лентой.

Нельзя не упомянуть и про другой, «скандинавский» вариант устройства вывода гидроизоляции, когда подкровельная мембрана не доводится до карниза и обрывается где-то в области вентилируемой подшивки на расстоянии 200 мм от края стены. Капельник в этом случае не используется. Такой вариант внешне выглядит более эстетично и также хорошо обеспечит вентиляцию крыши.

При этом подшивка в данном случае должна обеспечивать свободный доступ воздуха и выполняться только обрезной доской с достаточным (не менее 10 мм) зазором между досками. А конденсат может капать из щелей и образовывать не особо эстетичного вида сосульки и из-под подшивной доски.

Конечно, капель или сосульки на капельнике также периодически наблюдаются — это показатель того, что конденсат из подкровельного пространства удаляется. Но при этом вода гарантированно отводится не только от стен дома, но и от подшивки карнизных свесов, а это не одно и тоже, что капель или сосулька на подшивке карниза.

Таким образом, именно схему с капельником можно уверенно назвать наиболее практичной и оправданной в нашем климате. При этом карнизная планка, которая крепится только под листом кровельного материала, обуславливает прямой вывод непосредственно в жёлоб только осадков и талой воды.

Она должна заходить в жёлоб в верхней точке примерно на одну треть. Для чего это нужно? Во-первых, вода с крыши будет течь в жёлоб даже при боковом ветре, а в зимнее время планка будет защищать вентиляционный зазор от снега. Само собой разумеется, что в нижней точке жёлоба карнизная планка может оказаться выше его края. Тогда под неё можно проложить полосу из того же металла. Видно её не будет, а польза несомненна.

Многие из перечисленных неприятностей могут быть исключены в случае использования готовых кровельных систем, которые разработаны специалистами и учитывают все детали технологии и особенности конструкции кровли из металлочерепицы.

При наличии всего необходимого знание задачи способствует интуитивному пониманию того, что и куда «цеплять», даже если отсутствовало изначальное представление о функциях того или иного элемента.

Источник