- Монтаж — основной творческий метод режиссера театрализованных представлений и праздников
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры ЗАТО Звёздный» (МБУК «ДК ЗАТО Звёздный»)
- Монтаж — основной творческий метод сценариста и режиссёра. Виды монтажа.
- Вопрос: Монтаж как творческий метод сценариста»
Монтаж — основной творческий метод режиссера театрализованных представлений и праздников
Монтаж – это художественный метод соединения разножанрового материала. При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные ощущения. В культурно-досуговых программах соединяются песни, стихи, проза, видеокадры и т.д. Режиссеры должны уметь соединять из этого разнообразного материала монтажные фразы, из них – эпизоды, а из эпизодов, блоки и саму КДП.
Режиссер должен оперативно и на высоком идейном художественном уровне откликаться на те конкретные вопросы, которые в настоящий момент волнуют аудиторию.
6.
Особенности режиссуры художественно-спортивных представленийГлавной особенностью художественно-спортивных представлений на стадионе является синтез искусства и спорта. Художественно-спортивное представление на стадионе—этоформа театра под открытым небом, своеобразие которого диктуется своеобразием сценической площадки — стадион. Стадионное пространство трехмерно, обзор здесь 3/4 или круговой, трибуны расположены амфитеатром, масштаб сценической площадки равен масштабу поля стадиона.
Основными героями спортивно-художественного представления на стадионе являются не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей: спортсмены — непосредственные участники массовых гимнастических выступлений, различные художественные коллективы, групповые и сольные номера представителей спорта и искусства, участники художественного фона (до нескольких тысяч), масса участников-зрителей на трибунах стадиона, имеющих непосредственное отношение к событию, которому посвящено представление.
Главное в специфике спортивно-художественного представления на стадионе — его спортивная основа. Ведущим выразительным средством является масса участников с их выходами, уходами, выполнением массовых гимнастических упражнений, построений и перестроений. Что бы масса участников воспринималась как единое целое, нужна синхронность, согласованность в движениях и чёткий рисунок. Только хореография может быть представлена в качестве самостоятельного массового выступления. Попытки построить спортивно-художественного представления на стадионе по принципу концерта, т.е. сменяемости отдельных готовых номеров артистов и коллективов разных жанров с массовыми спортивными выступлениями является нецелесообразным. Какими бы профессиональными признаками не обладали номера, они проигрывают перед массовыми действиями. Основной структурной единицей спортивно-художественного представления на стадионе является не отдельное гимнастическое выступление, а эпизод. В нем первична не организационная, а творческая сторона. Рождение эпизода, его тематика, содержание, образное решение тесно связаны с общим сценарно-режиссерским замыслом представления. Композиция эпизода: I) начало (экспозиция) 2) главные и второстепенные действия эпизода (развитие действие): массовые номера и вставные номера спорта и искусства, 3) финал (кульминация), 4) уход.
Масштабность сценической площадки требует размаха в решении наиболее важных эпизодов спортивно-художественного представления на стадионе. С этой целью в действие вводится группа участников (600-1500 человек, в основном девушки), которые в практике получило название «фонирующей группы». Фонирующая группа выполняет роль массы, вводится несколько раз, причем по необходимости в новом качестве (др. костюмы, др. предметы для выполнения упражнений). Функции фонирующей группы — укрупнение действия, создание яркого, масштабного, образного действия, а также средством монтажа пластически связывать один эпизод с другим в единое действие. К этому приему прибегают режиссеры в тех случаях, если основное действие недостаточно массовое и не соответствует масштабу массового представления. Фонирующая группа была впервые введена в массовое спортивно- художественное представление в 1979г. на празднике открытия VII Спартакиады народов СССР (главный режиссёр Б. Н. Петров).
В отличие от театра, стадион не имеет специальных технических средств монтажа. Поэтому технический монтаж имеет такое же значение, как и смысловой. В практике постановки спортивно-художественного представления на стадионе сложились два вида монтажа: открытый и
закрытый монтаж. Если сценарно-режиссерский монтаж направлен на раскрытие идеи представления, поиск рисунков построения, в которых происходит действие, то технический монтаж обеспечивает непрерывность действия — на перестроения, т. е. поиск логических переходов из одного рисунка в другой. Задача художника спортивно-художественного представления на стадионе состоит в том, чтобы с первого до последнего выступления, провести цветовую гамму так, чтобы не возникло цветовой дисгармонии и в костюмах, и в декорациях. Для активизации аудитории зрителям раздаются флажки, платочки, кепочки, цветы, фонарики, чтобы весь стадион включался в жизнь цвета на празднике.
Неотразимое впечатление производит художественный фон — специфическое средство режиссуры спортивно-массового представления; живой экран, созданный из массы участников (от 3-х тысяч человек и больше) на одной из трибун стадиона, на котором создаются различные картины. Впервые в России он был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе «Динамо».Но самое главное – создание эмоционального впечатления. Эффект неожиданности (трансформация предметов и костюмов; плачущий Мишка, воплощающий грусть расставания, а не радость, как все привыкли).
Соотношение понятий «Иллюстрация» и «Театрализация». Образность как эстетическая основа режиссерской театрализации празднества
Иллюстрирования и театрализация — это способы художественного решения темы, с их помощью ТП организуется, драматургически выстраивается. Эти приемыпозволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.). Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия. Задача приема иллюстрирования — усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств (документальный материал, поэзию, прозу, музыку и т. д.).
Прием иллюстрирования довольно давно известен практике. Задача всех используемых в структуре ТП выразительных средств состоит в том, чтобы усилить его воздействие на зрителя, превратить информацию о том или ином, явлении или событии — в «эстетическую информацию», то есть такую, которая вызывает особое чувство переживания, радости, наслаждения. Иллюстрирование всегда статично по своему характеру, рассчитано прежде всего на усиление восприятия содержательного материала, театрализация же действенна,ибо ее природа — это природа игры. Игра представляет собой мощное начало объединения людей. Являясь «зерном» театрализации, игра делает этот прием «возможным и применимым в работе среди взрослых», и не только. Выбор организатором приема иллюстрирования или театрализации драматургического материала зависит, и весьма ощутимо, от правильно найденной гармонической взаимосвязи между содержанием и формой проводимого мероприятия. Иллюстрирование и театрализация как приемы драматургической организации материала, имея различную природу и специфические особенности, едины в одном — они призваны добиться активизации зрителя в большей или меньшей степени, создать необходимые условия для его участия в мероприятии.
Источник
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Дворец культуры ЗАТО Звёздный»
(МБУК «ДК ЗАТО Звёздный»)
Монтаж — основной творческий метод сценариста и режиссёра. Виды монтажа.
Основным инструментом, который находится в распоряжении режиссера при написания сценария, является художественный монтаж. Монтаж (от фр. подборка, сборка) — соединение в одно целое (по тематическому или сюжетному принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них, а также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров.
Монтаж сценария называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться “сочетания элементов в целое”, подчиненного идее, без которой не может быть программы. Творческое использование методики художественного монтажа при наличии замысла включает совокупность действий, имеющих определенный стимул. Стимул – это побудительная причина действия.
Материалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Они, как в калейдоскопе, позволяют создавать спроецированное действие, адекватно отвечающее той идеальной структуре, которая могла быть рассчитана разумом.
Раскрывая принципы художественного монтажа сценария, следует помнить, что именно резкие грани, резкие ритмические различия подводят к богатству красок и соединяют в новое, цельное произведение, где грани каждого элемента несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу.
Теоретики и практики режиссуры кино и театрализованных представлений находят следующие приёмы монтажа: последовательный, параллельный, метод контраста, тематический или лейтмотивный, интеллектуальный, ассоциативный, психологический.
Последовательным монтажом называют способ изложения содержания, при котором действия фильма, передачи или представления продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени. Этот вид монтажа самый простой и самый распространённый. Его используют при съёмке игровых фильмов, документальных передач или учебных программ; при постановке театрализованных представлений, например, посвящённых 9ому мая или юбилейных праздников. Эпизоды, при таком виде монтажа, монтируются во временной хронологической последовательности, подчёркивая целостность темы, достоверность фактов и событий.
Параллельным или одновременным монтажом называют приём поочерёдного показа двух или более событий, происходящих одновременно, но в разных местах, или в одном месте, но в разное время. В современных театрализованных представлениях действие часто происходит одновременно на сценической площадке и на экране, или на нескольких экранах сразу, или в разных частях сцены и зрительного зала и т.д. В структуре театрализованных массовых представлений этот приём является важнейшим.
Контрастность – приём монтажа, который основан на сближении противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения, придающий ощущение жизненности и правдивости.
В сценарии театрализованного представления можно сопоставлять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды части номеров, как бы заставляя зрителей беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.
Лейтмотив – один из основных монтажных приёмов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованных представлений, тематических концертов, литературно-музыкальных композиций.
Лейтмотивом в театрализованном представлении может быть не только музыкальная тема, но и действие, видеокадры, повторяющийся звуковой ряд. В искусстве кинематографии – это может быть, например, многократный повтор одной темы, сюжета или кадра.
Интеллектуальный монтаж, чаще всего использующийся в кинематографе и являющийся отображением мыслей, воспоминаний, снов, устремлений, человека. В фильмах используется наплыв кадров, полупрозрачное изображение на подложке, выделение изображения черно-белым цветом или сепией, замедление кадров, имитация старой хроники и др. В режиссуре же театрализованных представлений, мечты, мысли можно показать с помощью особого света на сцене, музыкального сопровождения либо видеоряда.
Ассоциативный монтаж – наиболее творчески значимый в режиссуре театрализованных представлений вид монтажа. По выражению В.Яхонтова – «Монтаж взрыва». Это образная обработка художественного материала, когда события в эпизод, сталкиваясь между собой, рождают через вызванную у зрителей ассоциацию новый художественный образ.
Ассоциация – острое авторское оружие. Наиболее интересный сценический образ рождается с помощью ассоциаций не поверхностных, а глубоко индивидуальных и неповторимых. Богатство ассоциативных связей рождает интересные, неожиданные метафоры. Гиперболы, аллегории, символы. Использование этих средств иносказания помогает режиссёру поэтически осмыслить реальный жизненный материал и создать на его основе образный строй сценического действия.
Следует так же выделить ещё один вид монтажа – Психологический монтаж. Такой вид монтажа очень часто используется в рекламных роликах, для воздействие на подсознание покупателя. Например — эффект 25-ого кадра. А так же различные виды вирусной рекламы, рекламных акций, политические акции. Последние, часто используют театрализованное представление, как инструмент агитации населения, подкупа и навязывания своей программы, либо выборного лица путём непрерывного повтора представления, речи, лозунгов. Таким образом происходит навязывание и возбуждение положительных ассоциаций у населения.
Материал подготовила режиссер массовых представлений Фазлыева Юлия Николаевна
Источник
Вопрос: Монтаж как творческий метод сценариста»
Монтаж- сборка, соединение. Подбор и соединение отдельных художественных частей чего-либо (на основе их сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства. В наиболее чистом виде монтаж существует в кинематографе. Метод монтажа стал одним из главных в практике театрализованных праздничных форм работы. Сама природа праздника (отсутствие явного деления на сцену и на зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс и т.д.) требует соединения очень далеких друг от друга в эстетическом плане явлений. (Шилов)
С.М. Эйзенштейн: «монтаж не сугубо кинематографическое обстоятельство, а явление, встречающееся неизбежно во всех случаях, когда мы имеем дело с сопоставлением двух фактов, явлений, предметов». Применительно к средствам выражения монтаж известен литературе, театру, музыке, живописи. Монтажный принцип в этом смысле является непременным свойством художественного сознания вообще. На нем основаны выразительные возможности всех искусств.
Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия. Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя произведения искусства как «заготовки». Но взаимоотношение выразительных средств не сводиться в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария. В сценарии ТП «формы жизни» (документальный материал) и «формы искусства» (литературный материал) должны быть выстроены в ряд, в котором между ними бы возникали определенные взаимоотношения. Создать идейно-драматургическую основу целого из разных по содержанию материалов возможно тогда, когда добьешься их смыслового единства, обусловленного целью художественно-педагогического воздействия. такое единство достигается лишь в результате столкновения разных по смыслу «фактов жизни» и «фактов искусства». Например: человек+чемодан=пассажир, т.е. человек, отправившийся в дорогу. Прочитывая «неизображенное содержание» (пассажир) зритель приходит к этому выводу в результате самостоятельной деятельности
Существуют основные виды монтажа:
1. Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого. Чаще всего используется логика хронологической последовательности, но могут быть иные внутренние логические «связки»
2. Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие.
3. Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся смысловые ряды («неразделимо», но «неслиянно»). Действие развивается параллельно в нескольких плоскостях. Часто используются полиэкраны- одно действие идет на сцене, другие разворачиваются на нескольких экранах одновременно
4. Ассоциативный. Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты. такой монтаж активизирует зрителя, заставляет его думать, сопоставлять, делает его соучастником творческого процесса, а не только зрителем. Он иногда труден для неподготовленного зрителя, но интересен. Яхонтов называл его «монтаж взрыва», т.к. при столкновении событий рождается новое качество ,новый художественный образ ( А.Д. Силин «Театр выходит на площадь»)
5. Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.
1.Анализ синтез и конфликт фактов жизни и фактов искусства
2.Средство воплощения сюжета
3.Средство выражающее авторскую позицию
4.Драматургический метод организации материала
5.Средство художественной выразительности.
6.Формы организации зрительского восприятия
7.Различная организация эпизодов
8.Способ изменения жанра.
Приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы сценария, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы.
К наиболее распространенным приемам художественного монтажа относиться КОНТРАСТНОСТЬ – она основана на сближении противоположных, контрастных по смыслу элементов художественного произведения. В сценарии ТП можно сопоставлять отдельные номера, эпизоды, заставляя зрителя сравнивать 2 факта, 2 явления, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – еще один свойственный именно сценарной драматургии прием монтажа, где 2 тематически не связанных действия соединены вместе и идут параллельно.
ОДНОВРЕМЕННОСТЬ – монтажный прием, основанный на принципе действования на нескольких сценических площадках параллельно или одновременно.
ЛЕЙТМОТИВ – (напоминание) – одна из особенностей драматургии ТП. Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают участие все средства художественной выразительности.
На заключительном этапе создания сценария сценарист, приступая к монтажу, должен учитывать все предыдущие позиции, включающие сверхзадачу, замысел, сюжет, сценарный ход.
В сценарии ТП мы можем отбрасывать все промежуточное, все незначительное и оставлять лишь яркие, ударные пункты. На этой возможности и строится сущность впечатляющей силы монтажа как основного приема при создании сценария ТП.
О.И. Марков «Сценарно- режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба»
Монтаж так же: подбор и соединение отдельных частей чего-либо ( на основе их сравнения, сопоставления) с помощью различных приемов для создания единства, законченного произведения . Например, литературный монтаж, литературно-музыкальная композиция- драматургическое произведение эстрадного искусства (эстрадное представление), создаваемое на основе сочетания и синтеза поэтического слова, музыки,танца, пластики. В основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Может быть использован местный документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.в литературно-музыкальной композиции композиционное построение смыкается творческим монтажом. В.Яхонтов подчеркивал, что искусство композиции подразумевает метод мышления, что композиция- это тяготение элементов друг к другу по содержанию, а не по фактуре и форме. Композиции могут быть двух типов: монокомпозиции,создаваемые по произведениям одного автора (писателя,композитора) и тематические композиции, в которых единая тема рассматривается путем использования в низ музыкальных и литературных произведений нескольких авторов.
Монтаж в драматургии:
Метод конфликтной организации материала
Монтаж как метод «собирания образа»
В театрализованном представлении, массовом действе- сборка выразительных средств и документального материала в номер или игровой эпизод ( внутриномерной монтаж)подборка и сборка номеров и тематических игровых эпизодов в смысловое целое.
1. Всякий агрессивный момент зрелища, подвергающий аудиторию чувственному или психологическому воздействию, эмоциональному потрясению с целью более активного восприятия идейной стороны демонстрируемого- конечного идеологического вывода. Аттракцион (Эзенштейн), ничего общего не имеет с трюком. Он позволяет вместо иллюстративного отображения события, жизненного и сюжетного правдоподобия давать свободный монтаж произвольно выбранных композиций
Один из основных способов построения праздничного действия, театрализованного представления, увлекающий зрителя яркостью, неожиданностью, необычностью решения. Он выражается как в построении отдельных номеров, так и в их монтажном сцеплении в целое представление. Сцепка – сценическое действие, связывающее сценические номера и эпизоды театрализованного представления
Монтаж номеров – создание единой органичной композиции по принципу внутреннего контраста тем с определенным построением и сочетанием эпизодов и номеров, создающих в целом сплав форм и художественных выразительных средств. Монтаж номеров – сплав разножанровых номеров, документального материала, специально написанных текстов и т.д. в результате которого рождается новое качество, создается произведение совершенно нового синтетического комплексного жанра. Используются как правило, имеющиеся в наличии в данном конкретном месте номера (актеров профессионалов и самодеятельных, детей, спортсменов, артистов цирка). Номера подвергаются переделке, доработке, переработке. Их сокращают, подгоняют под темпо-ритм, используют фрагменты, усиливаются те или иные акценты, менять аранжировку или одежду исполнителей, световое решение, укрупнять масштабность номера путем ввода в него дополнительных коллективов или исполнителей. Может быть объединение нескольких номеров в один сводный. Принцип «сбивания» номеров состоит в том, что несколько номеров разных исполнителей с одной темой (или основанных на одной мелодии) при некотором сокращении кусков сбиваются в единую сценку (сюиту-номер). Этот принцип придает представлению яркую образную выразительность за счет обогащения номера элементами театрализации- сценическим действием с определенной сценической атмосферой. При этом должно сохраниться содержание номера, его замысел, «ход», «прием».
Источник