- Нюансы установки дорожных бордюров: пошаговая инструкция по разным видам
- Общие правила и принципы
- Перечень инструментов и оборудования
- Захваты-клещи
- Простой
- Захват-тандем
- Как правильно установить бортовые камни?
- Магистральные
- Гранитный
- Возможные сложности и ошибки
- Средние расценки на укладку профессионалами
- Заключение
- Пошаговая инструкция: как правильно установить бордюр своими руками
- Можно ли выполнить установку самостоятельно?
- Материалы, инструменты, оборудование
- Технология устройства: как класть бордюрный камень?
- Укладка по этапам
- Разметка
- Рытье и подготовка траншеи
- Основание для поребриков
- Резка элементов
- Монтаж
- Фиксация
- Заделка швов
- Возможные сложности и ошибки
- Плюсы и минусы самостоятельной работы
- Полезное видео
- Заключение
Нюансы установки дорожных бордюров: пошаговая инструкция по разным видам
Дорожный бордюр — это обязательный элемент магистральных городских и внутриквартальных дорог. Он выполняет несколько важных функций.
Прежде всего, защитную, сохраняя дорожное полотно и рядом расположенную зеленую зону от разрушения и обвалов, а также разграничивает дорожную инфраструктуру на самостоятельные зоны: тротуары, въезд, автостоянки, остановки, заправки и парковки.
Для того чтобы дорожное полотно функционировало свыше 20 лет, бордюрные камни должны устанавливаться с четко обозначенными нормативными производственными характеристиками и в соответствии с технологической картой монтажа.
Общие правила и принципы
Установка дорожных бордюрных камней производится по проекту строительства автомобильной дороги, в ходе которого определяется нужный тип камня и технология установки. Расчет производится согласно климатических и геологических характеристик местности и объемов работ.
Технология установки бордюрных камней должна обеспечить их надежность, чтобы выдержать внешнюю рабочую нагрузку, которая возникает на границы раздела тротуара и дорожного полотна за счет заклинки поверхностного слоя из асфальта или дорожной плитки.
Для этого бордюр укладывают на жесткое основание на дне траншеи из мелкозернистого бетона не менее В15 и М200, песка и щебенки.
Требования для использования стройматериалов под основания дорожного и магистрального бордюрного камня:
- щебень 20 — 40 мм, по дробимости не менее M600;
- бетон мелкозернистый не менее В15 и М200;
- песок I-го класса.
Установка дорожного бордюра должна быть произведена не позже чем за 72 часа до начала работ по устройству основного покрытия дороги, чтобы бетонная обойма и швы набрали требуемую прочность.
Общие принципы установки бордюрного камня для дорожного покрытия:
геодезическая разбивка канта дорожных бордюров;
- установка земляного ящика;
- устройство подстилающего слоя;
- установка бетонных или гранитных камней;
- герметизация межбордюрных швов цементным составом;
- заделка земляных пазух.
Земляной ящик шириной 0,6 м устраивают ручным способом при небольших объемах и автогрейдером при строительстве автодороги большой протяженности. Выравнивающий слой должен быть не менее 10 см. Его подвозят автосамосвалами, разгружают в 3-5 местах у траншеи и автогрейдером смещают песок в земляной ящик. Распределение основания по траншеи выполняют ручным способом.
Перед монтажными работами камни должны быть очищены от загрязнений, располагают их на основание по нанесенным отметкам. Вначале нивелиром/тахеометром ставят маячковые камни лицевой поверхностью, натягивают шнур по стальным кольям, забитых у маячных камней по верхней кромке, и только потом выставляют остальные элементы, проверяя их горизонтальность.
Перечень инструментов и оборудования
Монтаж бордюрных конструкций может устанавливаться как ручным способом, для элементов до 1 м, так и механизированным, поэтому список оборудования во втором случае будет существенно большим.
Для выполнения работ по устройству бордюров механическим способом потребуется:
- Аренда автотранспорта: автогрейдер, автокран, самосвал.
- Бетономешалка.
- Нивелир с нивелирными рейками и рулетка.
- Металлические штыри или деревянные колья, для натягивания разметочного шнура.
- Захваты-клещи для переноски бордюров.
- Мастерок, кельма и шпатель для раствора и герметизации межбордюрных швов.
- Молоток.
- Лом.
- Лопаты.
- Емкости на бетонного раствора.
- Защитная лента для ограждения.
- Сигнальные метки для ограждения рабочей зоны.
- Щебень М 600 до 40 мм.
- Бетон В15.
- Камни бортовые.
- Пиломатериал.
- Цементный раствор М 50.
Захваты-клещи
Эти приспособления обязательны при перемещении ограждения до 1 м, весом до 200 кг.
В этом случае захват одного бордюра выполняют несколько человек, а приспособление помогает не только распределить нагрузку между исполнителями, но и устанавливать камень ровно и точно по разметке.
Захваты-клещи помогают снизить трудозатраты на укладку дорожного камня и снизить травматизм на рабочем месте. Такое приспособление универсальное, может использоваться для переноски любого другого тяжелого штучного стройматериала.
Современные модификации захватов способны работать в тандеме с другой строительной техникой и оборудованием, что позволяет поднимать более тяжелые бордюры длинной свыше 1 м и весом свыше 200 кг, например, гранитные или ЖБ магистральные камни.
Ниже описаны популярные захваты-клещи которые можно использовать для укладки дорожных бордюров.
Простой
Даёт возможность ставить бордюрные элементы, а не переволакивать их. Захват не имеет кронштейнов, прижимание создаётся благодаря усилиям, созданными руками человека. Рычаги замыкаются вследствие поворота клещевых ручек. В этом случае, создается дуга захвата 40-45 см. При том, что само приспособление имеет вес примерно 5 кг, но бордюры может поднять до 200 кг.
Обладает наивысшей функциональностью. Может переносить тяжелый дорожный бордюр и другие дорожно-строительные материалы длинной до 1 м и весом более 150 кг, например, водоотводные лотки. Гидрозахват допускается применять с разнообразным оборудованием и транспортом в виде навесного оборудования. От их гидросистемы подается питание для захвата.
С гидрозахватом нужно обращаться осторожно, первоначально щипцы кладут на камень, после направляющие необходимо раздвинуть их по длине, при этом прижимы располагают симметрично, чтобы случайно не разломать бордюр. Ротатор подключают к оборудованию, которое создает давление крепко зажимая изделие в захвате, после чего погрузчик или другой грузоподъемный транспорт переносит камень в зону установки.
Захват-тандем
Педназначается для парного применения, функционирует по технологии продольного захвата. Клещи замыкаются на бордюре по торцам. Инструмент довольно тяжелый, его вес до 15 кг, но может монтировать бордюрные элементы до 200 кг. Благодаря альтернативному удержанию по торцам, защищается лицевая часть бордюра от случайного повреждения.
Наиболее популярный инструмент в дорожном строительстве и, предназначены для тяжеловесных конструкций, работает в блоке с грузоподъёмной автотехникой. Отличительная черта конструкции — наличие монтажного кольца. При подъеме щипцов, подъемные щёки захлопываются, создавая усилия в соответствии с весом бордюра.
Как правильно установить бортовые камни?
Для правильной установки бордюров нужно знать проектное расположение камня — в один уровень с тротуарным покрытием или выше. От этого будет зависеть глубина траншеи.
Для грунтов с сезонным пучением в обязательном порядке должна выполняться укладка выравнивающего слоя.
Базовые этапы в процессе укладки дорожного бордюра:
Прежде чем инсталлировать тротуарный бордюр, разбивают трассу колышками и шнуром и обозначают монтажную линию лицевой стороны бордюра, которая должна быть повернута к покрытию.
- Наносят на колышки отметку расположения грунта и бордюрного основания. По верхней линии расположения бордюра протягивается шнур. Уровень наклона выбирается в соответствии с геологическими особенностями грунта.
- Глубина траншеи под установку камней определяется проектом, обычно верхняя линия бордюра возвышается над покрытием на 3 см, что предотвращает попадание атмосферных вод из газона на тротуар.
- Для уплотнения основания можно использовать виброплиту, в этом случае предварительно ширину траншеи выполняют равной ширине виброплите.
- Выравнивающий слой выполняют из щебня 20 мм толщиной около 10 см. При трамбовке она уменьшится на 1/4, что надо учитывать до начала работ.
- Цементный раствор приготавливают из цемента М400 в соотношении Ц:П:Щ= 1:2:3.
- Его заливать необходимо не полностью, а по частям, по мере выравнивания бордюра и осаждение до проектного уровня, зафиксированного шнуром.
- Выравнивают верхнюю плоскость камня резиновым молоточком и деревянной киянкой, чтобы не повредить поверхность бордюра.
- Укладывают бетон с лицевой части внизу бордюра.
- Осуществляют обратную засыпку грунтом траншейных пазух и уплотняют грунт.
- Выполняют уплотнение швов между бордюрами с применением цементного раствора в 2 стадии: вначале обмазываются более плотным раствором М 400 в соотношении Ц:В=1:2 с консистенции сметаны, а в верхнее отверстие заливают более жидкий раствор Ц:В=1:4.
- Подготовленный стык укрывают полиэтиленом.
На практике существуют определенные технологические нюансы для разных вариантов дорожного покрытия и бордюров, изготовленных из разнообразных материалов, например, магистральных и гранитных камней.
Это объясняется, тем, что при больших объемах работ и значительном весе бордюров, потребуется применение грузоподъемной техники, поэтому при их установке нужно придерживаться определенных процедур. Разберем нюансы установки в зависимости от видов ограждений.
Магистральные
Такие бордюры, как правило, имеют монтажные петли, которые нужно после завершения работ отгибать книзу. Для того чтобы обеспечить на стыках бордюров одинаковые зазоры 5 мм, работают с фиксатором зазоров, Г-образным железным шаблоном, который накладывается на торец поставленного бордюра.
Следующий элемент размещают таким образом, чтобы торцевая поверхность его упиралась в торец с фиксатором уже установленного бордюра. Через 40 м выполняют компенсационный шов для расширения, в него вклинивается строганная доска 20 мм, соответствующая профилю бордюра.
Гранитный
При установке на участке от 40 м нужно окончательно выверить камни по длине и высоте. В необходимых случаях потребуется приподнять бордюр автокраном, выправить его положение и опустить, когда гранит займет проектное положение.
Не допускается проводить планировку основания под гранитным камнем, поднятым краном или другим подъемно-транспортным устройством.
В это время бордюр должен отводится от траншеи и зоны, в которой находятся люди. При установке камней, на стыке между ними не должно быть уступов.
Возможные сложности и ошибки
Несмотря не кажущуюся простоту, установка бордюрных камней довольно сложная работа, требующая точности выполнения нормативных процедур и наличие опыта исполнения работ у монтажников.
Ошибки и сложности при выполнении строительно-монтажных процедур начинаются у исполнителей, когда они приступают к работам без проекта и геодезических исследований.
Наиболее частые ошибки, которые допускаются исполнителями в процессе установки бордюрных камней:
- При разбивке трассы и установлении уклона в траншее не учтена геология участка.
- Недостаточный слой основания под укладку камня.
- Слабый цементный раствор под основание менее М200.
- Глубина траншеи не соответствует проектному показателю.
- Не производилось уплотнение основания.
- Не выполнено выравнивание верхней плоскости бордюрной конструкции.
- Не выполнено уплотнение и произведена некачественная засыпка пазух грунтом.
- Не выполнено уплотнение швов.
Средние расценки на укладку профессионалами
Для того чтобы установить полную стоимость укладки дорожных бордюров, необходимо учитывать стоимость единичного изделия, длину трассы и стоимость монтажных работ.
Стоимость бортовых камней зависит от размеров, материала и технологии производства, в среднем по регионам она составляет за 1 п.м.:
Вибропрессование, серый, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 420 руб.
- Вибропрессование, цветной, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 470 руб.
- Вибропрессование, серый, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 490 руб.
- Вибропрессование, цветной, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 550 руб.
- Бордюр железобетонный, Д= 3000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм,1260 руб.
- Бордюр железобетонный, Д= 6000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм,1530 руб.
- Бордюр гранитный, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 2380 руб.
Стоимость монтажных работ зависит от объемов укладки и типоразмера бордюра, в перечень операций входят, как подготовительные, так и основные работы, включая вывоз строительного мусора.
Средняя стоимость монтажных работ по установке дорожных бордюров за 1 п.м.:
- Вибропрессование, серый, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 520 руб.
- Вибропрессование, цветной, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 580 руб.
- Вибропрессование, серый, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 620 руб.
- Вибропрессование, цветной, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 670 руб.
- Бордюр железобетонный, Д 3000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 700 руб.
- Бордюр железобетонный, Д=6000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 1050 руб.
- Бордюр гранитный, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 1380 руб.
Заключение
Монтаж дорожных бордюров выполняют в ходе строительства или реконструкции магистральных, городских и внутриквартальных дорог для разграничения проезжей и тротуарной части транспортной инфраструктуры.
Процесс установки довольно сложный, поэтому лучше к этим работам привлекать квалифицированных монтажников, использовать грузоподъемную технику и оснастку, тогда работу можно выполнить качественно, а установленные бетонные бордюры прослужат не менее 20 лет, а гранитные и того более от 50 лет.
Источник
Пошаговая инструкция: как правильно установить бордюр своими руками
Мощение или дорожное покрытие подвергается сильным эксплуатационным нагрузкам.
Поэтому без надежного фиксирования оно быстро утратит свои важные характеристики. Для ограждения применяются бортовые камни — бетонный или каменный бордюр.
Монтаж производится согласно технологии. Правильно установленный камень предотвращает размывание и разрушение дорожек. Процесс можно выполнить своими руками, строго соблюдая технологические нюансы.
Можно ли выполнить установку самостоятельно?
Существует несколько способов положить бортовые камни. Чтобы выбрать оптимальный из них, лучше всего руководствоваться некоторыми критериями:
- размеры и вес камня;
- протяженность ограждения;
- назначение.
Есть несколько разновидностей бордюров:
Дорожный. Такой камень может понадобиться для укладки вокруг дома, чтобы разграничить дорожное полотно и частную территорию.
Для того, чтобы поставить бордюр, необходимо иметь автоматический укладчик, но это может занять много времени.
Если требуется уложить довольно большой отрезок бордюра, то целесообразно будет пригласить бригаду строителей с опытом работы. С помощью техники рабочие быстро и качественно проведут монтаж бордюра.
Подробно обо всех видах бордюров здесь.
Материалы, инструменты, оборудование
Для правильного монтажа бордюра понадобится приготовить инструменты в соответствии с технологией:
- Лопаты штыковую и совковую. Они нужны для копки траншеи, замешивания бетонной смеси, а также работы с раствором (при укладке камня на бетонное основание) и укладки щебеночного основания.
- Резиновая киянка. С помощью этого инструмента бортовые камни выравниваются по линии или радиусу, а также по высоте.
- Металлический молоток и кувалда при работе с каменными изделиями.
- Емкость для замешивания раствора, шпатель и мастерок — нужны при укладке ограждения на бетонное основание (разравнивание смеси) или для замазывания швов между бетонными бордюрами. Для больших объемов лучше приготовить бетономешалку.
- Клещи. Нужны при работе с бордюрами больших размеров и весом более 30-40 кг. С помощью клещей два человека могут перенести и установить элементы ограждения.
- Болгарка с алмазным кругом. Предназначена для резки бордюров.
Этот перечень инструментов понадобится для монтажа. До этого придется поработать с:
- рулеткой для измерений и разметки;
- колышками и веревкой;
- уровнем строительным (1,5-2,0 м);
- угольником;
- карандашом или маркером.
Также понадобятся материалы:
- песок (речной);
- щебень (фракция мелкая или средняя);
- цемент (марка 400 или 500);
- вода;
- бордюрный камень.
От качества перечисленных инструментов и материалов зависит конечный результат.
Технология устройства: как класть бордюрный камень?
Технологию укладки камня можно также назвать схемой. Она может быть разной из-за размеров камня и целей ограждения. В нее входит не только пошаговый процесс работы, но и вариант установки бордюра, список материалов и их количество.
Иными словами, следует точно определить высоту поребрика над уровнем дорожки, глубину его заложения, тип основания, конфигурацию и размер камня. В процессе составления схемы производится расчет количества материалов и последовательность их укладки.
Важными вопросами являются:
- Состав и толщина основания. Если она рассчитана неправильно, то со временем камень может сдвинуться. Это произойдет, когда прочность основания и вес поребрика несоизмеримы. Второй вариант — не стоит затрачивать лишние материалы и монтировать мощное основание для небольших камней. Еще один нюанс — состав грунта, его способность к смещению.
- Характеристики бордюра и способ его изготовления. От этого зависят показатели прочности, устойчивость к температурным колебаниям, морозоустойчивость. Размер — для длинного ограждения рекомендуется использовать камни не более 1 м. Это сэкономит время при установке.
- Вариант сочетания бордюрных камней и дорожного полотна — на одном уровне, вплотную, с заглублением.
- Глубина заложения изделий. Сильно выступающий бордюр испортит внешний вид и сделает эксплуатацию дорожки некомфортной. Если он будет погружен ниже требуемого уровня, то перестанет выполнять свои функции.
Укладка по этапам
Каждый вид камня требует соответственной технологии укладки. Но существует единая технология монтажа бордюра, которая подходит для самостоятельной установки ограждения. Она заключает несколько последовательных этапов.
Разметка
До начала установки следует разбить линию монтажа. Для этого используются колышки, шнур и рулетка.
На земле нужно отмерить длину ограждения и схематически нанести конфигурацию. По всей длине вбить колышки, на которых отметить расположение грунта и основания.
На заданной высоте верхнего края бордюра натянуть шнур или веревку. Верхняя часть поребрика может располагаться параллельно поверхности земли или под уклоном к ней в зависимости от геологических особенностей участка.
Рытье и подготовка траншеи
Глубина траншеи должна соответствовать расчетной согласно схеме монтажа. Для тротуарного ограждения она равно высоте бордюра + 15-20 см. Для дорожного обрамления — высоте камня.
Ширина траншеи для тротуарного элемента равна его ширине + 5-7 см, для дорожного не менее 30-40 см.
В процесс подготовки траншеи входит очистка основания (уборка мусора и корней), выравнивание и уплотнение. При трамбовке нужно смачивать слой водой, чтобы предотвратить последующую усадку.
Основание для поребриков
Есть два основных вида — щебеночное и цементно-песчаное. Для устройства первого варианта необходимо на дно траншеи насыпать слой песка толщиной 3-5 см, залить его водой и хорошо утрамбовать. Затем насыпать слой щебня мелкой фракции и снова утрамбовать. Основание готово для укладки камня.
Щебеночная основание — наиболее простой и бюджетный способ. Но, он подходит только для тротуарного и садового бордюра. Для устройства цементно-песчаной основы понадобится замесить раствор из песка, цемента (3:1) и воды. Затем залить на дно траншеи единым слоем 5-7 см, выровнять и утрамбовать. Есть еще один способ, который считается наиболее прочным и дорогим.
Это бетонная подушка — комбинация из двух вариантов. Вначале следует насыпать слой песка, увлажнить и утрамбовать. Затем слой щебня и полить его водой. Сверху залить слой бетона.
Резка элементов
При перепадах высот или обрамлении угла необходимо камни распилить. На бордюре отметить карандашом линию распила. С каждой стороны пропилить прорези глубиной 1,5-2,0 см.
Весь камень пропиливать нет необходимости. Затем подложить под большую часть кусок железа и отбить кусок бордюра кувалдой. При аккуратном пропиливании пазов дополнительная шлифовка не понадобится.
Монтаж
Камни нужно укладывать на подготовленное основание с обязательным контролем расположения. Контроль проводится по всем плоскостям — вертикаль, горизонталь.
При этом важно учитывать геометрию участка (уклоны). Этап требует особого внимания. Если он будет произведен неправильно, то может понадобиться демонтаж большого участка ограждения.
Фиксация
Выполняется после установки такой же бетонной смесью, которая использовалась для устройства основания. Параметры бетонного замка зависят от габаритов камня. Примерные значения — высота 8-10 см, толщина 5-7 см.
Заделка швов
Этот этап можно проводить после схватывания бетонной смеси. Используется жидкий бетонный раствор или смоченный песок.
Соблюдение технологии гарантирует высокую прочность и надежность ограждения. В некоторых случаях производится установка декоративного ограждения сразу на песчаное основание без укладки щебня. Это допустимо на твердых грунтах, но все равно приведет к снижению прочности.
Возможные сложности и ошибки
Технология укладки своими руками может вызвать некоторые сложности или привести к ошибкам:
- Отсутствие опыта не позволит сделать качественно каждый этап. При работе с бетоном требуются знания по замешиванию и применению смеси.
- Неправильно составленная схема монтажа. Эта ошибка приведет к снижению прочности и сроку эксплуатации ограждения.
- Неправильный выбор и устройство основания. В этом случае габаритный камень может просесть или изменить траекторию укладки.
После неграмотного или халатно выполненного монтажа потребуется разборка значительных участков бордюра.
Плюсы и минусы самостоятельной работы
Самостоятельная укладка элементов ограждения имеет свои преимущества и недостатки. Плюсами следует выделить:
Возможность использовать подручные материалы. Не обязательно покупать новые инструменты, цемент или песок.
Можно использовать материалы, оставшиеся от строительных работ на другом участке.
Минусами можно считать:
- Низкую производительность, особенно при отсутствии строительной техники и опыта работы.
- Сложность обеспечения проектной марки бетона при самостоятельном изготовлении изделий.
- Сложность монтажа на криволинейных участках и в местах перепадов высот.
Полезное видео
Об укладке бордюров своими руками наглядно в видео:
Заключение
Установка бордюра своими руками — это процесс ответственный. Ограждение имеет важные функции по защите дорожки или полотна. Важно строго соблюдать последовательность работ и рекомендации, а также использовать нужные инструменты. Это позволит обеспечить максимальную надежность и долговечность элементов.
Источник