Разработка урока технологии в 8 классе по теме «Электрические провода. Монтаж электрической цепи».
методическая разработка по технологии (8 класс)
Методическая разработка урока «Электрические провода. Монтаж электрической цепи» может быть использована учителя технологии при проведении уроков в 8 классах, а также во внеурочной и кружковой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tehnologii_v_8_klasse_elektricheskie_provoda._montazh_elektricheskoy_tsepi_.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Электрические провода. Монтаж электрической цепи»
Образовательные: ознакомить учащихся с видами и марками проводов применяемых в быту. Сформировать умения оконцовывать и подсоединять провода к бытовой электроарматуре.
Развивающая: развивать техническое мышление школьников.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при проведении электротехнических работах.
Профориентационная: познакомить с профессией электрика
Тип урока:к омбинированный
Методы: практико- ориентированные
Оснащение занятия: Учебник технологии за 8 класс, плакаты «Марки проводов», «Виды соединения и подсоединения проводов к электроарматуре»; папки с лабораторно-практическими работами, электромонтажные инструменты; ламповые патроны, штепсельные вилки, розетки, выключатели, провода марки ШБПВГ
2.Вводный инструктаж и повторение пройденного материала.
Устный опрос по пройденному материалу: два, три ученика представляют свои плакаты по ТБ на уроках электротехники
3.Сообщение темы «Монтаж Электрической цепи» и цели урока «Научится оконцовывать и подсоединять провода к бытовой электроарматуре».
4.Учащимся предлагается, используя материал параграфа №36 учебника технологии за 8 класс и плакаты «Марки проводов», заполнить выданную учителем таблицу и дописать слова или словосочетания в предложениях.
Сечение жилы и их количество
1.Участок провода, по которому проходит электрический ток, называется ———-(токоведущей жилой)
2.Жилы бывают ———————(однопроволочными и многопроволочными) .
3. Жилы делают из ———————-(меди и алюминия- металлов), обладающих хорошей электропроводностью.
4 .К электроизоляционным материалам относятся ——————(сухая древесина, стекло, пластмассы, фарфор, бумага, резина).
5. При выполнении электротехнических работ для изоляции мест соединения проводов друг с другом и их оголённых участков используют —————-(изоляционную ленту и изолирующие трубки-кембрики) .
Материал, используемый учащимися для заполнения таблицы и ответов на вопросы.
Большое преимущество электрической энергии – возможность передачи её от источника к потребителям на большие расстояния. Эта передача осуществляется с помощью проводов.
Электрические провода бывают без изоляции (голые) и с изоляционным покрытием.
Участок провода, по которому проходит электрический ток, называется токоведущей жилой. Жилы бывают однопроволочными и многопроволочными (рис. 64). Их делают из меди и алюминия – металлов, обладающих хорошей электропроводностью. Для изготовления особо прочных проводов применяют стальную проволоку.
Наряду с проводами в электротехнике находят широкое применение всевозможные электроизоляционные материалы. К ним относятся сухая древесина, стекло, пластмассы, фарфор, бумага, картон, сухая ткань, резина, дистиллированная вода, воздух, минеральное масло, краски, лаки, окислы металлов и др.
Изоляторы в электротехнике нужны так же, как и проводники, поскольку нельзя использовать электрический ток без надёжной изоляции. Изоляторы ограждают человека от действия электрического тока при случайном прикосновении к оголённым проводам и другим токоведущим элементам электрической цепи. Кроме того, они защищают провода от коррозии и предотвращают соприкосновение токоведущих жил разных проводов, ведущее к короткому замыканию. При коротком замыкании электрический ток в цепи идёт по короткому пути – от клеммы к клемме источника, в обход потребителя. В этом случае в цепи возникает ток большой силы, что может вывести из строя соединительные провода и источник. Например, батарейка карманного фонарика быстро разрядится, а провод может сгореть. Вот почему так важно изолировать электрические провода.
При выполнении электротехнических работ для изоляции мест соединения проводов друг с другом и их оголённых участков используют изоляционную ленту и изолирующие трубки – кембрики.
Провода имеют самое разное назначение и устройство, поэтому каждому из них присвоена своя марка. Для выбора нужного провода пользуются специальными справочниками, в которых даётся расшифровка марки и область её применения.
Марки проводов имеют буквенно-цифровое обозначение, указывающее на основное назначение провода, конструктивное исполнение, материал исполнения и размер сечения жилы.
Буквенные обозначения расшифровываются следующим образом: Ш – шнур, П – провод, Б – бытовой, Р – резиновая изоляция, В – изоляция полихлорвиниловая, Г – гибкий, Д – двойной, О – изоляционные жилы заключены в общую оплётку из хлопчатобумажной нити или оболочку. Буква А в начале марки означает, что жила алюминиевая. Отсутствие буквы А указывает на то, что жила – медная.
Шнуром называется провод с особо гибкими изолированными жилами, заключёнными в хлопчатобумажную или лавсановую оплётку.
Число жил, площадь их поперечного сечения указываются цифрами после буквенного обозначения марки провода. Например, ПР 2 х 1,5, где цифра 2 обозначает число жил, а 1,5 – площадь поперечного сечения жилы в квадратных миллиметрах.
По назначению провода разделяют на установочные, монтажные и обмоточные.
Установочные провода используют для выполнения различных электропроводок. Например, для выполнения проводки по потолку и стенам здания открытым способом или под штукатуркой – скрытой проводки. Установочные провода имеют разную конструкцию и площадь поперечного сечения жил, чаще всего от 1 до 4 изолированных друг от друга медных или алюминиевых жил площадью поперечного сечения от 0,5 до 500 мм2. В качестве изоляции для проводов используют резину, полиэтилен, полихлорвинил, шёлк, лак и другие материалы.
Для бытовых нужд выпускают шнуры с двумя или тремя медными жилами в полихлоридной изоляции.
Шнур марки ШБПВ используют для присоединения к электрической сети светильников, радиоаппаратуры, холодильников и других электроприборов, не потребляющих электроэнергию большой мощности.
В электронагревательных приборах использую шнуры марки ШБРО, ШБВВП с прочной оболочкой из резины или полихлорвинила. Шнуры для утюгов имеют тканевую оплётку, которая предотвращает оплавление изоляции проводов при соприкосновении с нагретой частью (ШР).
Монтажные провода применяют для внутреннего монтажа электрических приборов и аппаратов. Жила таких проводов должна обладать повышенной гибкостью, так как при выполнении монтажных работ провода приходится сильно изгибать. По этой причине жилы монтажных проводов выполняются из мягкой медной проволоки площадью поперечного сечения от 0,05 до 6 мм2. Количество жил в монтажном проводе обычно не более трёх. Эти жилы легко паяются.
В качестве изоляции в монтажных проводах применяют капроновые, лавсановые, стекловолоконные нити, которые покрывают полиэтиленовой или поливинилхлоридной оболочкой.
Обмоточные провода применяются для изготовления компактных обмоток электрических машин, аппаратов, электроприборов и поэтому имеют малую толщину изоляционного слоя.
Жилы таких проводов делают из меди, алюминия и материалов с большим удельным сопротивлением, таких как манганин, константан, нихром.
При создании электрических цепей важно правильно выбрать соединительные провода. В бытовых условиях нельзя использовать первый попавшийся провод, так как его электрическое сопротивление может оказаться чрезмерно большим. Изоляция каждого провода должна соответствовать напряжению, под которым будет находиться провод, а сечение жилы провода должно соответствовать проходящему по ней току. Все необходимые данные можно найти в электротехнических справочниках. В таблице 11 приведены значения допустимых токов нагрузки для нескольких широко применяемых марок установочных изолированных проводов.
Таблица 11. Величина допустимого тока для проводов разного сечения
Источник
Урок в 8 классе «Монтаж электрической цепи»
Тема урока «Монтаж электрической цепи» для учащихся 8 класса. Раздел «Электротехнические работы». Тип урока: получение новых знаний. Цели: образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводников и сборке электрической цепи с использованием устанавочной электроарматуры; развивающая: способствовать безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;,воспитательная: прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело,, стремление к самосовершенствованию. Методы проведения занятия: беседа, рассказ, тестирование, демонстрация, практическая работа. Межпредметные связи: физика, химия, русский язык. Материально-техническое оснащение: верстак, наборы электромонтажных инструментов, набор проводников, арматура, карточки, тесты.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе «Монтаж электрической цепи» »
МБОУ «Воронокская СОШ»
Разработал и провел: Сивенок М.В.,
2013-2014 уч. год
Раздел: Электротехнические работы
Тема урока: Монтаж электрической цепи.
образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводников и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры;
развивающая: способствовать развитию безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;
воспитательная: Прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело, стремление к самосовершенствованию.
Методы проведения занятия:
Рассказ, беседа, тестирование, демонстрация, практическая работа
Разветвлённая электрическая цепь
Физика, химия, русский язык
Верстак, наборы электромонтажных инструментов, набор проводников, электроустановочная арматура, карточки – тесты, инструкционные карты, плакат «Монтаж электрической цепи»
Литература для учителя:
Учебник В.Д.Симоненко Технология 8 класс.
Организационная часть (3 мин)
Приветствие учащихся и проверка посещаемости
Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
Объявление темы урока: Монтаж электрической цепи (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).
Объявление цели урока: Научиться выполнять оконцевание и присоединение проводников к электроарматуре, собирать разветвлённую электрическую цепь.
2. Повторение пройденного материала (7 мин)
Работа по карточкам тестам.
Объяснение нового материала (10 мин)
Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцевания проводов и присоединения их к электроарматуре (зарядка электроарматуры).
Чтобы подсоединить провода к электроарматуре, их предварительно нужно зачистить и оконцевать.
Оконцевание проводов — это освобождение их от изоляционной оболочки и оформление петелькой (кольцом) или прямым концом (тычком),в зависимости от конструкции электроарматуры (рис. 72).
При монтаже электроцепи,оконцованный в форме кольца (рис. 72, а] провод прижимается винтом к контакту арматуры. Если монтаж предусматривает втыкание провода в отверстие контакта и прижатие его сбоку винтом (рис. 72, б), применяют оконцеваниетычком. Однако первый способ получил большее распространение. В инструкционной карте № 3 подробно описан ход этих операций.
При подсоединении проводов к деталям на винт / (рис. 73) последовательно надевают пружинную шайбу 2,плоскую шайбу 3, потом колечко провода4.Затем винт вставляют в резьбовоеотверстие и закручивают отверткой. Надо обратить внимание на то, чтобы направление закрутки колечка совпадало с направлением вращения винта. Это предотвратит выдавливание провода из-под винта. Пружинная шайба необходима для поддержания постоянного давления в месте контакта провода с изделием (рис. 73, а).
Некоторые винтовые зажимы имеют скобы (рис. 73, б), которые предотвращают выбрасывание провода при закручивании винта. Такая конструкция позволяет не делать колечка на конце провода и упрощает крепление его в зажиме.
Надо помнить, что все винтовые зажимы требуют периодического контроля плотности затяжки винтов, которая со временем ослабевает.
На практическом занятии вам предстоит самостоятельно выполнить оконцевание и подсоединение проводов к электроарматуре, наиболее предпочтительным способом. Работа будет проводиться по инструкционным картам.
3.4. Закрепление нового материала.
Вопросы к группе:
При оконцевании и сращивании проводов после снятия изоляции, жилы зачищают до блеска. Зачем?
Какие операции называются электромонтажными?
В каком случае провода оконцовывают петелькой ? тычком?
Вводный инструктаж (2 мин)
Правила безопасной работы
Работать только исправным инструментом.
Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом.
Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выполнять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя.
Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними.
Изоляцию проводов выполнять надежно.
Соединительные винты затягивать туго.
Не работать отверткой на весу.
Не производить подключение электроарматуры на весу.
Включение цепи после сборки производить только с разрешения учителя — в сеть с напряжением не более 42 В.
Демонстрация приёмов работы:
Безопасный способ снятия изоляции.
Технология оконцевания проводов тычком и петелькой.
Самостоятельная работа учащихся (15 мин)
Инструменты и материалы: комплект электромонтажных инструментов, подкладная доска, изоляционная лента, отрезки одно и многожильных изолированных монтажных проводов,электропатрон, выключатель, штепсельная вилка, инструкционные карты № 1,2, 3,4 (смотри приложение)
Задание. Выполнить оконцевание проводов и зарядку электроарматуры (электропатрона, штепсельной вилки, выключателя).
Изучите правила безопасной работы с электромонтажными инструментами.
Пользуясь принципиальной электрической схемой, найдите на монтажной схеме «ламповой патрон, штепсельную вилку, выключатель».
Определите места подключения проводников, что бы получилась замкнутая цепь.
Изучите инструкционную карту №1 «Оконцевание проводов»
Подготовьте необходимые провода и инструменты.
Выполните оконцевание проводов и произведите зарядку лампового патрона «Инструкционная карта №2»
. Изучите инструкционную карту № 3 «Зарядка штепсельной вилки» и выполните подсоединение проводников согласно схемы.
Изучите инструкционную карту № 4«Присоединение проводов к выключателю»и выполните подсоединение проводников согласно схемы.
С разрешения учителя произведите испытание электрической цепи.
Текущий инструктаж учащихся — в процессе целевых обходов.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций (оконцевание, подсоединение)
Третий обход: проверить правильность сборки электрической цепи и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.
6. Заключительный инструктаж (5 мин)
6.1. Подведение итогов работы
6.2. Анализ характерных ошибок и их причин.
Источник