Монтаж электрических машин небольшой мощности

Монтаж электрически машин небольшой мощности

Подготовительные работы

Общие сведения

1) Перед установкой электрической машины необходимо убедиться в том, что ее исполнение соответствует условиям среды.

2) Электрические машины и аппараты необходимо монтировать так, чтобы они были доступны для осмотра и ремонта на месте.

3) Вращающиеся части и места сопряжения (муфты, шкивы и т.д.) закрывают от человека ограждениями.

4) Корпуса электрических машин и аппаратов заземляют.

5) Аппараты управления располагают по возможности ближе к электрическим машинам в местах, удобных для обслуживания.

Электрические машины в зависимости от веса и габаритов к месту монтажа поставляют в собранном или разобранном виде. Разгрузку с транспортных средств, как правило, производят механизмами. В исключительных случаях разрешается разгружать по каткам.

Электрические машины хранят в сухих помещениях. Части электрических машин, подверженные коррозии при хранении консервируют.

При приемке электрических машин проверяют их целостность, соответствие заводских характеристик и комплектность.

Помещение под монтаж принимают в пригодном для ведения работ состоянии с готовыми фундаментами для машин. Закладные трубы должны быть уложены до бетонирования пола или стен.

Размеры помещений, основные размеры фундамента, размещение колодцев под анкерные болты, осей фундамента проверяют по чертежам.

Каждую электрическую машину перед установкой подвергают ревизии. При этом осматривают и проверяют:

1) крепление обмоток;

2) состояние выводов обмоток;

3) наличие доски с выводными зажимами;

4) исправность активной стали;

5) отсутствие вмятин, задиров, коррозии;

6) качество коллектора и щеток;

7) состояние контактных колец;

8) состояние шеек валов, правильность соединения обмоток;

9) величину зазора;

10) сопротивление изоляции обмоток;

11) состояние подшипников.

У электрических аппаратов проверяют одновременность включения контактов, раствор контактов, работу механизмов зацепления и срабатывания.

Монтаж электрических аппаратов выполняют в две стадии: на первой стадии производят разметку, пробивку гнезд для установки опорных конструкций; на второй стадии – монтаж аппарата.

монтаж производят на второй стадии, когда произведены подготовительные работы. У электродвигателей с подшипниками скольжения промывают и заливают новым маслом. В подшипниках качения смазку не меняют, а добавляют при необходимости.

На монтажной площадке производят установку и сопряжение с рабочими механизмами. После этого подключают к сети через ПРА.

Электродвигатели могут устанавливаться на полу, на фундаменте, на металлических конструкциях. При сопряжении с рабочим механизмом через ременную передачу их устанавливают на салазках. Это дает возможность изменить расстояние между валами электродвигателя и рабочего механизма, регулировать натяжение ремня. На месте установки двигателя выверяют соединения с приводом рабочего механизма. Соединения осуществляют соединительными муфтами, зубчатыми передачами, (редукторами), ременными передачами, фрикционными и др. При всех способах сопряжение положение электродвигателя проверяют по уровню и отвесу.

При ременном и зубчатом сопряжении должно быть соблюдено условие строгой параллельности валов. При сопряжении муфтами ось рабочего механизма должна быть продолжением оси двигателя. Для правильной установки используют специальные скобы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Монтаж машин малой и средней мощности

Машины небольшой мощности соединяются с приводным механизмом с помощью муфт различного типа и зубчатых, ременных или фрикционных передач.

При соединении с помощью муфт на концы валов соединяе­мых машин насаживают полумуфты, предварительно проверив ци-линдричность и соответствие наружного диаметра конца вала ма­шины и внутреннего диаметра полумуфты с помощью измери­тельных скоб (рисунок 5)

При установке валы сочленяемых машин могут иметь радиаль­ное и угловое смещение , что повлечет за собой соот­ветствующее смещение полумуфт (рис. 3.18). При работе агрегата это приведет к повышенным вибрациям и, следовательно, к бы­строму износу подшипников, муфт и болтовых соединений. По­этому сочленяемые машины должны быть установлены таким об­разом, чтобы торцевые поверхности полумуфт были параллель­ны, а оси валов соединяемой машины и механизма находились на одной линии.

Для этого проводят центровку валов с помощью центровочных скоб. Контроль точности центровки осуществляется по вели­чине радиальных а и осевых b зазоров в четырех точках, равномерно расположенных по окружности муфты, при совместном повороте соединяемых валов на угол 0, 90, 180 и 270 °. После получения удов­летворительных отклонений (каждый тип муфт имеет свои допустимые отклонения)

Рисунок 5 –Центровка валов.

1,6-внутренняя и наружная скобы, 2, 3-полумуфты; 4, 7-болты; 5-хомут.

окончательно закрепляют машину на фундаменте и после повторной проверки центровки валов соединяют полумуфты между собой.

При использовании цепной или ременной передачи необходи­мо совместить средние линии звездочек или шкивов, установленных на ведомом и ведущем валах, и обеспечить натяжение цепи или ремня. Средние линии звездочек и шкивов, как правило, совме­щают с помощью натянутой параллельно им струны с использо­ванием обычного измерительного инструмента. Для обеспечения требуемого натяжения машина должна иметь возможность пере­мещаться в плоскости, образованной осями вращения соединяе­мых машин. В ряде случаев для со­здания натяжения используются спе­циальные натяжные ролики.

Рисунок 6- Выверка установки электродвигателя при ременнной и клиноре-менной передачах и одинаковой ширине шкивов:

а—с помощью выверочной линейки; б —с помощью скоб и струны; в —с по­мощью шнурка

При использовании цилиндри­ческой зубчатой передачи необхо­димо обеспечить параллельность валов соединяемых машин и оди­наковый зазор между зубьями со­прягаемых шестерен по всей длине зуба.

Монтаж машин большой мощности.Особенность монтажа круп­ных электрических машин, поступающих в собранном состоянии, состоит в том, что он начинается с установки отдельной фунда­ментной плиты, на которую устанавливают машину, после чего проводят центровку валов. Ряд машин имеет на конце вала фла­нец, через который она соединяется с механизмом. Кроме того, при большой длине L ротора под действием его веса Р происхо­дит прогиб вала в вертикальной плоскости (рисунок 7 ). Поэтому при горизонтальном положении соединяемых машин плоскости полумуфт (или фланцев) оказываются расположены под углом друг к другу, как показано на рисунке 8, а.

Центровка валов в этом случае заключается в такой установке соединяемых валов, при которой их общая линия представляет в вертикальной плоскости плавную кривую (рисунок 8, б), а в гори­зонтальной — прямую линию. При центровке торцы сопрягаемых полумуфт (или фланцев) устанавливаются параллельно, а осевые линии валов должны быть продолжением одна другой и совпадать у сопрягаемых полумуфт (фланцев). Для этого путем установки прокладок под лапы корпуса добиваются равенства углов наклона шеек вала к горизонтальной линии. Угол наклона проверяется по уровню. выход­ном конце вала.

Рисунок 7-. Схема измерения уклонов шеек вала

Рисунок 9-Схема ввода ротора в статор с использованием удлинителя — начало ввода; б — установка ротора на шпалы; в — закрепление стропа на удлинителе): 7 — статор; 2 — удлинитель вала; 3 — ротор

Если крупная электрическая машина поступает на сборку в ра­зобранном состоянии (статор и ротор отдельно), то ее собирают в такой последовательности. Сначала на монтажной площадке разме­щают и осматривают все узлы машины, затем подготавливают фун­дамент (разметка, колодцы под фундаментные болты и пр.), уста­навливают и выверяют фундаментную плиту, монтируют стояковые подшипники, устанавливают статор. Затем в него вводится ротор (см. рисунок 9 ), а шейки ротора устанавливаются на подшипники.

Центровка валов осуществляется так же, как и в предыдущем случае, но прокладки устанавливаются под корпуса подшипни­ков. После центровки закрепляют корпуса машины и подшипни­ков, пригоняют вкладыши подшипников скольжения и их уплот­нения, выверяют зазоры в подшипниках и между статором и ротором электрической машины. Устанавливают дополнительное обо­рудование, необходимое для работы машины (системы охлажде­ния, смазки подшипников и т.д.), производят монтаж и регулиров­ку токосъемных механизмов, соединение электрических цепей, за­земляют корпус машины

Рисунок 10- Схема ввода ротора в статор с применением удлинителя и специального приспособления: 1-стойка; 2-балка; 3-удлинитель; 4-грузовой ролик; 5-статор; 6-ротор; 7-накладка.

Бесподкладочный способ установки и выверки фунда­ментных плит.

Бесподкладочный способ установки и выверки фунда­ментных плит. При этом способе зазор между поверхно­стью бетонного фундамента и основанием плиты оставля­ют 50—60 мм . Площадки под установку домкратов выверяют в горизонтальной плоскости по уровню. Домкра­ты устанавливают у фундаментных болтов и в местах со­средоточенных нагрузок. Суммарная грузоподъемность домкратов должна быть не менее 1,5-кратной монтажной массы оборудования. После окончательной выверки пли­ты, установленной на домкратах, производят подливку плиты, за исключением мест установки домкратов, которые выгораживают временной опалубкой. Подливку произво­дит строительная организация вибрационным способом. Наблюдение за тщательностью подливки ведут ответствен­ные представители электромонтажной организации. После затвердевания подливки снимают домкраты и временную опалубку в местах установки домкратов и производят окон­чательную подливку фундаментной плиты в этих местах. Подливка принимается по акту, в котором должны быть указаны: состав бетонной смеси, количество пластифици­рующих добавок, температура бетонной смеси и воздуха во время подливки и вибрирования.

Рисунок 1 — Установка электрической машины на приклеенных опорных узлах:

/ — электрическая машина; 2 — фундаментная плита; 3 — слой бетонной подлив­ки; 4 — фундамент; 5 — слой клея;6 — установочное приспособление; 7 — опорный —

Источник

Монтаж электрических машин

Подготовка к монтажу.

Перед началом монтажа электрических машин, проверяют:
соответствие машины ее проектной документации; комплектность машины и сохранность крепежных деталей; наличие возможных повреждений за время транспортировки и хранения (предварительный осмотр после расконсервации);
состояние подшипников, коробки выводов, коллектора, контактных колец, щеточного механизма и др,;
сопротивление изоляции обмоток, подшипников и щеточных траверс;
зазоры в подшипниках скольжения и уплотнения валов; воздушный зазор между статором и ротором; отсутствие задевания ротора о статор (ротор должен свободно вращаться в подшипниках).

Пластинчатые щупы:

с — раздвижной; б — соименными пластинами; 1 — калиброванные пластины; 2 — штифт; 3 — винт; 4 — накладка-прижим; 5 — ручка; б — пробка

Выявленные в процессе осмотра неисправности следует устранить до начала монтажа. Если нет уверенности в том что во время хранения и транспортирования машина осталась неповрежденной, проводят ее полную разборку с ревизией отдельных узлов. При необходимости заменяют смазку в подшипниках и затягивают болтовые соединения.
Если сопротивление изоляции обмоток меньше минимально допустимого, проводят сушку обмоток. Проверка воздушного зазора между статором и ротором, а также зазоров в подшипниках скольжения осуществляется с помощью пластинчатых и клиновых щупов. Проверка воздушного зазора возможна лишь для машин открытого и защищенного исполнения, поскольку она проводится без разбор ют машины. Ротор машины должен свободно вращаться в подшипниках при его повороте рукой (при мощности 10. 15 кВт) или рычагом (для машин большей мощности).

Клиновой щуп: 1 — клин; 2 — движок; 3 — указатель; 4 — стержень

В зависимости от мощности и конструктивного исполнения электрические машины могут поступать на место монтажа в собранном или разобранном виде. В первом случае по известным установочным размерам машины заранее изготовляют крепежные детали и конструкции. Машины устанавливаются на металлических рамах или фундаментах (общих с приводным двигателем или с приводом или отдельных от них). Поскольку установочные размеры имеют допуски, указанные в чертежах, перед монтажом следует заготовить комплект прокладок, перекрывающий поле допусков.

Монтаж машин малой и средней мощности.

Машины небольшой мощности соединяются с приводным механизмом с помощью муфт различного типа и зубчатых, ременных или фрикционных передач. На рис. показаны наиболее часто встречающиеся типы муфт.
При соединении с помощью муфт на концы валов соединяемых машин предварительно насаживают полумуфты, проверив перед этим цилиндричность и соответствие наружного диаметра конца вала машины и внутреннего диаметра полумуфты с помощью измерительных скоб и нутромеров. Величина натяга при посадке указывается на чертеже, а сама посадка осуществляется в горячем состоянии.
При установке валы сочленяемых машин могут иметь радиальное и угловое смещение, как показано на рис, что приводит к соответствующему смещению полумуфт.


Соединение валов с помощью муфт:

а — жесткой поперечно-свертной; б — зубчатой; в — полужесткой зубчато-пружинной: г — упругой втулочно-пальцевой; 1 и 2 — полумуфты; 3 — точеный болт; 4— шпонка; 5 и 7— ступицы; 6 — зубчатый венец; 8 — ленточная пружиня; 9 — зубья; 10— кожух; 11 — палец- болт; 12 — кожаная шайба; 13 — разрезное
кольцо


Скоба с отсчетным устройством (я) и определение посадочных размеров конца вала (б):
I и 5 — подвижная и переставная пятки; 2 — отсчетное устройство; 3 — корпус; 4 — теплоизоляционная накладка; 6 — места измерений

Микрометрический нутромер (о) и определение им внутреннего диаметра полумуфты (б).
1 — измерительный наконечник: 2— удлинитель; 3 — трубка; 4 — микрометрическая головка; 5 — полумуфта; 6 — нутромер

Смещение валов: а — боковое (радиальное); б — угловое (осевое); / и 2 — валы


Взаимное положение валов машин, соединяемых с помощью полумуфт:
1 — валы расположены на одной прямой и их оси совпадают; /1 — оси валов параллельны; Ш — центры валов совпадают, а их оси расположены пол углом; /К— центры валов сдвинуты, а их оси расположены под углом

Центровка валов с помощью радиально-осевых скоб:

1 и 6 — внутренняя и наружная скобы; 2 и 3 — полумуфты; 4 и 7— болты;
5 — хомут

Если соединить полумуфты при таком взаимном положении то при работе агрегата возникнут повышенные вибрации, которые могут привести к быстрому износу подшипников, муфт и болтовых соединений. Поэтому сочленяемые машины должны быть установлены таким образом, чтобы торцевые поверхности полумуфт были параллельны, а оси валов соединяемой машины и механизма находились на одной линии.
Для этого проводят центровку валов с помощью центровочных скоб различной конструкции. Некоторые из них показаны на рис. Контроль точности центровки осуществляется по величине радиальных а и осевых b зазоров в четырех точках, равномерно расположенных по окружности муфты, при совместном повороте соединяемых валов на угол 0. 90, 180 и 270е. При удовлетворительных отклонениях (каждый тип муфт имеет свои допустимые отклонения в радиальных и осевых зазорах), окончательно закрепляют машину на фундаменте и после повторной проверки центровки валов соединяют полумуфты между собой.

Приспособления для центровки валов:
а — с ленточным прижимом; б — с электромагнитным прижимом: 1 и 6 — пол у муфты; 2 и 3 — индикаторы; 4 — держатель; 5 — измерительный стержень: 7— натяжное устройство; 8 — стальная лента; 9 — электромагнит


Центровка валов cпособом «обхода одной точкой»:

При использовании цепной или ременной передачи необходимо совместить средние линии звездочек или шкивов, установленных на ведомом и ведущем валах, и обеспечить натяжение цепи или ремня.
Средние линии звездочек и шкивов обычно совмещают с помощью натянутой параллельно им струны с использованием обычного измерительного инструмента. Для обеспечения требуемого натяжения машина должна иметь возможность перемещения в плоскости. образованной осями вращения соединяемых машин. В некоторых случаях для создания натяжения используются специальные натяжные ролики.
При использовании цилиндрической зубчатой передачи необходимо обеспечить параллельность валов соединяемых машин и одинаковый зазор между зубьями сопрягаемых шестерен по всей длине зуба. Допуск на несоосность валов в этом случае обычно не превышает 0,5е. Контроль несоосности проводится с помощью индикаторов. После закрепления электрической машины на фундаменте ее корпус заземляется.

Монтаж машин большой мощности.

Особенность монтажа крупных электрических машин, поступающих в собранном состоянии, состоит в том, что он начинается с установки отдельной фундаментной плиты, на которую устанавливают машину и проводят центровку валов. Ряд машин имеет на конце вала фланец, через который она соединяется с механизмом. Кроме того, при большой длине ротора под действием его веса Р происходит прогиб вала в вертикальной плоскости. Поэтому при горизонтальном положении соединяемых машин плоскости полумуфт (или фланцев) оказываются расположены под углом друг к другу, как показано на рис. а.


Прогиб вала: 1 и 2 — подшипники; 3 — уровень

Положение валов, соединяемых с помощью полумуфт:

а — до выверки; б — после выверки линии вала; 1. 4 — подшипники; 5 — уровень

Центровка валов в этом случае заключается в такой установке соединяемых валов, при которой их общая линия представляет в вертикальной плоскости плавную кривую, а в горизонтальной — прямую линию. При центровке торцы сопрягаемых полумуфт (или фланцев) устанавливаются параллельно, а осевые линии валов должны быть продолжением одна другой и совпадать у сопрягаемых полумуфт (фланцев). Для этого путем установки прокладок под лапы корпуса добиваются равенства углов наклона шеек вала к горизонтальной линии. Угол наклона проверяют по уровню, показанному на рис. и установленному на выходном конце вала.
Если крупная электрическая машина поступает на сборку в разобранном состоянии (статор и ротор отдельно), то предварительно собирают саму машину в следующей последовательности. Сначала на монтажной площадке размещают и осматривают все узлы машины, затем подготавливают фундамент (разметка, колодцы под фундаментные болты и пр.), устанавливают и выверяют фундаментную плиту, монтируют стояковые подшипники н устанавливают статор. Затем в него заводится ротор, а шейки ротора устанавливаются на подшипники. Схема заведения ротора приведена на рис.

Центровка валов осуществляется, как и в предыдущем случае, но прокладки устанавливаются и под корпус подшипников. После центровки закрепляют корпусы машины и подшипников, пригоняют вкладыши подшипников скольжения и их уплотнения, выверяют зазоры в подшипниках и между статором и ротором электрической машины.
Устанавливают дополнительное оборудование, необходимое для работы машины (система охлаждения, смазки подшипников и т.д.), Производят монтаж и регулировку токосъемных механизмов, соединение электрических цепей и заземляют корпус машины.

Схема ввода ротора в статор с использованием удлинителя:
а — начало ввода, б — установка ротора на шпалы; в — закрепление стропа на удлинителе; 1 — статор; 2 — удлинитель вала; 3 — ротор

Схема ввода ротора в статор при отсутствии грузоподъемных механизмов:
1 — стойка; 2 — балка; 3 — удлинитель; 4 — грузовой ролик; 5 — статор; 6 — ротор; 7 — накладка
При отсутствии грузоподъемных механизмов в помещении сборки электрической машины для заведения ротора в статор можно использовать деревянные стойки У, на которых установлена балка 2, как показано на рис.

Источник

Читайте также:  Com кабель для прошивки эбу