Меры безопасности при монтаже технологического оборудования кранами

VI. Требования охраны труда при монтаже технологического оборудования

VI. Требования охраны труда при монтаже

51. Перед началом проведения работ по монтажу технологического оборудования, в случае применения подъемных сооружений, должны быть разработаны проекты производства работ, технологические карты, а также определены места временного размещения оборудования, проезда транспортных средств, перемещения монтажной техники и прохода работников, установлены границы опасных зон и необходимые ограждения, вывешены знаки безопасности и предупредительные надписи.

В темное время суток проезды, проходы и рабочие места в зоне производства монтажных работ должны быть освещены.

52. Монтажные проемы для монтируемого технологического оборудования, каналы, траншеи, рвы, фундаментные колодцы необходимо закрывать (перекрывать) съемными щитами. При необходимости должны быть установлены перила или ограждения.

53. Во избежание падения работников монтажные проемы в технологические подвалы и глубокие приямки в фундаментах должны быть ограждены инвентарными защитными оградительными устройствами или закрыты сплошным настилом.

54. Узлы и детали технологического оборудования в процессе монтажа должны быть закреплены соответствующими приспособлениями, зажимами, распорками.

Узлы и детали, временно размещаемые в зоне монтажа, необходимо хранить на подставках высотой не менее 0,1 м или на специальных стеллажах.

55. Установка тяжеловесного технологического оборудования в проектное положение с помощью одного или двух грузоподъемных кранов должна производиться под непосредственным контролем руководителя работ по наряду.

56. Стационарное технологическое оборудование должно устанавливаться на прочные, предварительно проверенные основания или фундаменты.

При сооружении фундаментов и подготовке фундаментных болтов необходимо руководствоваться требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

57. Запрещается выполнять какие-либо работы на технологическом оборудовании (или под ним), если оно находится в приподнятом положении и поддерживается лебедками, домкратами и другими подъемными механизмами.

58. При выполнении высотных монтажно-сборочных операций те части технологического оборудования, которые будут монтироваться на высоте, перед подъемом должны быть очищены от грязи, снега или наледи и посторонних предметов. Монтажные стыки и стыковые элементы должны быть очищены от ржавчины, масел, заусениц.

Системы крепления отдельных узлов и деталей должны быть проверены с целью предотвращения падения узлов и деталей.

59. Если монтаж технологического оборудования выполняется на территории эксплуатируемого производственного подразделения, то руководитель монтажных работ должен разработать и согласовать с руководством производственного подразделения мероприятия по безопасному выполнению работ по наряду.

60. Монтаж технологического оборудования в производственных подразделениях, где существует возможность выделения взрывоопасных газов, необходимо производить с использованием искробезопасного инструмента, покрытого медью, выполненного из цветных металлов, либо из других искробезопасных материалов. При монтаже технологического оборудования в таких условиях запрещается:

1) применять открытый огонь для отогревания различных узлов и деталей в холодное время года (отогревать узлы и детали в холодное время года допускается только теплой водой или паром);

2) использовать инструмент, механизмы и приспособления, способные вызвать искрообразование, а также бросать на поверхность монтируемого технологического оборудования инструмент, металлические детали и иные искрообразующие предметы;

3) оставлять на рабочих местах после завершения работ промасленную ветошь, прочий обтирочный материал (необходимо убирать в закрываемый крышкой ящик, установленный в специально отведенном месте, где отсутствует вероятность выделения взрывоопасных газов);

4) использовать специальную обувь, имеющую искрообразующие металлические накладки, подбитую металлическими подковками либо металлическими гвоздями.

61. При выполнении монтажа кислородных установок запрещается пользоваться промасленными ветошью и прокладками. Инструмент, применяемый при монтаже кислородных установок, должен быть обезжирен.

62. Технологическое оборудование, являющееся источником повышенной вибрации, следует устанавливать на виброизоляторы или виброгасящие опоры в отдельном помещении, на вибропоглощающие основания (виброизолирующие прокладки) или на отдельных массивных фундаментах, изолированных от соседних строительных конструкций.

63. При монтаже технологического оборудования, являющегося источником повышенного уровня шума, следует предусматривать установку глушителей на воздуховодах и воздухозаборных камерах, всасывающем патрубке компрессора, изоляцию всасывающих труб и воздуховодов, а также мягкие вставки и мягкие прокладки на воздуховоды.

Наиболее шумообразующее оборудование (компрессоры, воздуходувки, насосы, вентиляторы) должно размещаться в изолированных помещениях.

64. Вспомогательное оборудование газовых компрессоров и вакуум-насосов необходимо устанавливать не ниже нулевой отметки. Газовые компрессоры должны располагаться в один ряд.

Расположение компрессоров должно обеспечивать свободный доступ для чистки и замены трубок концевых и промежуточных холодильников.

65. Насосы должны устанавливаться так, чтобы обеспечить минимальную протяженность всасывающих коммуникаций.

Расположение насосов должно обеспечивать возможность сбора и отвода жидкости от сальников в процессе эксплуатации, а также при ремонтах и промывках насосов.

В случаях охлаждения сальниковых уплотнений водой отвод воды должен быть предусмотрен от всех видов технологического оборудования.

Обвязка насосов при их установке должна осуществляться так, чтобы обеспечить свободный доступ для набивки сальников и проведения ремонтных работ.

66. Насосы для перекачки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей при обслуживании производственного потока допускается располагать в общем производственном помещении, а при перекачке жидкостей со склада в производственный цех или на отправку из цеха — в отдельных изолированных помещениях, с учетом норм и требований по пожарной безопасности.

67. Несущие конструкции крепления воздуховодов вентиляционных систем должны быть надежными, выполненными из несгораемых материалов, не вызывать и не передавать вибрации.

Местные отсосы должны крепиться к невибрирующим или наименее вибрирующим элементам технологического оборудования.

68. Технологическое оборудование, обслуживаемое с помощью грузоподъемных механизмов, следует устанавливать в зоне приближения крюка механизма. В этой же зоне должны быть предусмотрены площадки для установки транспортируемых деталей оборудования.

69. При монтаже стационарных конвейеров в производственных и складских зданиях, галереях, тоннелях, на эстакадах вдоль их трассы по обе стороны должны предусматриваться проходы для безопасного обслуживания и ремонта, а также места для проведения механизированной уборки просыпи или упавшего груза.

Требования данного пункта не распространяются на рабочие места при осуществлении добычи подземным способом (угольных шахт).

70. Нагревательные печи следует устанавливать таким образом, чтобы обслуживающие их работники не подвергались воздействию теплового потока от загрузочных окон одновременно от двух и более печей и исключалась необходимость передачи нагретого металла к деформирующему технологическому оборудованию по проходам и проездам.

Печи-ванны не следует располагать под световыми фонарями во избежание попадания в продукцию капель воды, конденсирующейся на фонарях.

71. Технологическое оборудование, трубопроводы, воздуховоды и арматура, не используемые при осуществлении производственных процессов в результате изменения технологической схемы или по другим причинам, должны быть демонтированы.

72. После завершения проведения монтажных работ необходимо проверить наличие и исправность всех входящих в конструкцию технологического оборудования оградительных и предохранительных устройств и систем сигнализации.

Источник

Портал газовиков

Всё для безаварийной работы

Всё для безаварийной работы

Эксплуатация подъемных сооружений

Требования безопасности при производстве работ по перемещению грузов кранами

Меры безопасности при погрузке (разгрузке) транспортных средств

Разгрузка и погрузка полувагонов

Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами должна производиться по технологии, утвержденной владельцем крана, с указанием необходимых мер для безопасного производства работ и под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. В местах постоянной погрузки (выгрузки) полувагонов должны быть устроены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Для подъема (спуска) в полувагон предусматриваются приставные лестницы.

Схема загрузки полувагона краном КС-557Кр

Нахождение людей в полувагонах при разгрузке и загрузке их кранами не допускается.

Укладка груза в полувагоны, на платформы должна производиться в соответствии с нормами МПС России по согласованию с грузополучателем. Погрузка груза должна производиться с учетом возможности удобной и безопасной строповки при разгрузке.

Основными причинами несчастных случаев при разгрузке (погрузке) полувагонов являются:

  • отсутствие средств подъема в полувагон;
  • нахождение стропальщиков в полувагоне в момент перемещения груза;
  • машинист крана начинает перемещение грузового крюка со съемными грузозахватными приспособлениями, не подняв их из полувагона. Нередко при этом происходит зацепление стропов за груз или борта полувагона, что может привести к падению груза и даже к опрокидыванию крана;
  • неправильная погрузка груза, что может привести к травмированию стропальщиков при выгрузке.

Для повышения безопасности и удобства производства работ в местах постоянной нагрузки и разгрузки полувагонов и автотранспортных средств устраивают эстакады с настилом, расположенным на уровне (или немного ниже) борта транспортного средства. Доступ с него в полувагоны обеспечивается с помощью инвентарных лестниц. Стропальщик во время подъема, перемещения и опускания груза находится на эстакаде, в безопасном месте. Для безопасной работы стропальщиков могут применять навесные люльки и лестницы или, приставные вышки.

Работы следует производить в соответствии с «Правилами техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте»

На рис. показан пример установки автомобильного крана для погрузки (разгрузки) из полувагона сортового металлопроката. Сортовой металл в полувагоне уложен в один штабель по длине полувагона, по три пачки по ширине, в два яруса по высоте на подкладки и прокладки. Каждая пачка металла увязана поперечными обвязками из проволоки в две нити в трех местах. При весе пачек металла больше грузоподъемности крана необходимо пачки развязать и выгрузку производить по частям. Массу пачек определяют по бирке прикрепленной на пачке металла. При отсутствии бирки массу груза определяет лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

Последовательность технологических операций.

1. Стропальщики С1 и С2 по приставной вышке поднимаются в полувагон. Стропальщик С1 дает крановщику сигнал подать в полувагон крюк крана.

2. Стропальщики С1 и С2 стропят пакет в соответствии со схемой строповки, используя для протаскивания универсального стропа между пачками вспомогательные приспособления (багорики, крючья, проволоку).

3. По сигналу С1 машинист крана поднимает пакет металла на высоту 0,2 м. Убедившись, что груз закреплен надежно и правильно, стропальщик С1 дает крановщику сигнал на дальнейший подъем груза и перемещение его к месту складирования.

4. Крановщик поднимает груз на высоту не менее 0,5 м выше бортов полувагона и перемещает его к месту складирования.

5. Над местом складирования крановщик опускает груз на высоту 0,5 м от поверхности складирования или верха кассет.

6. Стропальщики С3 и С4 из безопасной зоны подходят к грузу и с помощью багров производят установку груза на предназначенное место складирования.

7. По команде стропальщика С3 крановщик опускает груз на место складирования.

Разгрузка и погрузка автотранспорта

Площадки, постоянно используемые для выгрузки (погрузки) автомашин, должны быть оборудованы эстакадами для стропальщиков. Площадки, временно используемые для выгрузки (погрузки) автотранспортных средств, должны обеспечиваться приставными лестницами.

Запрещается влезать в кузов через борта автомашины или прыгать из кузова на землю.

Груз при погрузке должен быть размещен, а при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:

  • не подвергал опасности водителя и окружающих;
  • не ограничивал водителю обзорности;
  • не нарушал устойчивости транспортного средства;
  • обеспечивал удобную и безопасную строповку при разгрузке;
  • не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки.

Для обеспечения безопасности рабочих при погрузке (разгрузки) автотранспортных средств работ следует вести с соблюдением следующих правил:

а) во всех случаях не допускается нахождение людей в кузове автомашин во время подъема или опускания груза;

б) после зацепки груза в кузове машины стропальщики после проверки правильности и надежности строповки, должны выйти из кузова на эстакаду (спуститься по лестнице на землю) и выйти из опасной зоны;

в) груз следует поднять на высоту не менее 0,5 м выше кузова и перемещать в зону складирования с дальнейшим подъемом и опусканием на ранее подготовленную площадку.

г) погрузка автомашины производиться в обратном порядке.

Запрещается погрузка или разгрузка автомашин при нахождении в её кабине людей, подъем груза неизвестной массы, подъем и перемещение груза при неисправных приборах безопасности и тормозах крана.

Меры безопасности при монтаже технологического оборудования

Монтаж технологического оборудования (аппаратов, станков, трубопроводов и т.п.) с применением кранов должен производиться в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами.

В зависимости от массы и формы технологического оборудования применяют различные способы его строповки и перемещения кранами. Для подъема вертикального оборудования цилиндрической формы применяют плоскостные или пространственные траверсы.

Подъем крупногабаритного оборудования большой массы в ряде случаев осуществляют двумя кранами с использованием специальных траверс.

При оснащении груза рымами цапфами, петлями и другими устройствами для застроповки следует использовать стропы.

Снижение производственного травматизма при производстве монтажных работ может быть достигнуто: при строгом соблюдении требований ППР или технологических карт; применением устройств для дистанционной или автоматической расстроповки грузозахватных приспособлений; обеспечением рабочих мест и стропальщиков средствами коллективной и индивидуальной защиты (лесами, ограждениями, предохранительными поясами и т.д.); применением укрупненной сборки конструкций и оборудования на земле; поддержанием рабочего места на высоте в надлежащем виде (отсутствие льда, мусора, посторонних деталей и пр.).

Порядок производства погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами

К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, отходы производственной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ текущий инструктаж следует проводить перед началом работы. В программу инструктажа должны быть включены сведения о свойствах опасных грузов, правила работы с ними, меры оказания первой до врачебной помощи пострадавшим.

Погрузку, разгрузку и перемещение опасных грузов следует производить в соответствии с требованиями безопасности, содержащимися в документации на эти вещества (грузы).

Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов должны производиться по наряду-допуску в специально отведенных местах.

Не допускается выполнять работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям безопасности труда, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.

Опасный груз должен снабжаться информационной карточкой и таблицей. Информационные таблицы устанавливают на транспортное средство спереди и сзади. Они содержат информацию о виде опасного груза, способах тушения при его возгорании, способах защиты рабочих.

Места производства работ, средства их транспортирования, грузоподъемное оборудование и т.п., загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, должны быть подвергнуты тщательной очистке, мойке и обезвреживанию.

Меры безопасности при погрузке (выгрузке) леса и пиломатериалов

Безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ лесоматериалов регламентируется технологическими картами, правилами техники безопасности, производственной санитарии и другими нормативными документами.

Бревна и пиломатериалы стропят различными грузозахватными приспособлениями. Самыми простыми и надежными считаются универсальные стропы. Недостаток этого способа заключается в длительности зацепки и расстроповки груза.

Для строповки бревен и пиломатериалов можно использовать строп со свободным крюком, легко передвигающимся по канату в зависимости от размера поднимаемого груза. После опускания и укладки груза петля стропа быстро снимается с подвижного крюка и легко вытаскивается из-под груза.

При погрузке и выгрузке бревен пакетами целесообразно применять специальный захват-траверсу (см. приложение) с двумя длинными облегченными стропами.

Поштучную транспортировку бревен большого диаметра выполняют с помощью клещевых захватов.

Для перегрузки короткомерного леса применяют специальные траверсы, контейнеры и специальные полужесткие стропы (рис.9.2).

При погрузке (выгрузке) леса и пиломатериалов необходимо выполнять следующие правила безопасности:

  • при подъеме пакетов пиломатериалов отходить к стороне, противоположной его перемещению, на расстояние не менее 3 м;
  • направлять пакет с помощью крючков, рукоятка которых не менее 1 м;
  • вытаскивать вручную из-под пакета стропы, чтобы не развалить его;
  • не становиться на край штабеля или на концы прокладок;
  • не производить одновременно погрузочные и разгрузочные работы с одним штабелем;
  • перед выгрузкой (погрузкой) обледенелого леса и пиломатериала он должен быть очищен ото льда и снега в местах застроповки;
  • застроповка круглого леса должна производиться не ближе 0,5 м от конца бревен;
  • для подъема на штабель стропальщики должны использовать переносные лестницы

Площадки для складирования лесоматериалов должны быть очищены от сухой травы, коры, бурьяна и покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см.

Грузоподъемные и транспортные работы должны производиться с соблюдением требований пожарной безопасности путем:

а) исключения пролива топлива и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

б) исключения открытого выделения паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в) исключения искрообразования, источников возгорания.

Источник

Читайте также:  Розетки с крышкой для скрытого монтажа под рамку