Маркировка кабеля контактной сети

Контактные провода

Глава 2. Основные элементы контактной сети

Контактные провода

Контактные провода являются одним из основных элементов кон­тактной сети. От правильного выбора их материалов, площади сече­ния и конструкции зависят технико-экономические показатели, сто­имость сооружения и эксплуатации контактной сети.

Материал для контактных проводов должен обладать высокой ме­ханической прочностью, износостойкостью (твердостью), электропро­водностью, нагревостойкостью (теплопроводностью). Высокая меха­ническая прочность проводов позволяет натягивать их с большими усилиями (натяжением), что повышает ветроустойчивость контактных подвесок, улучшает качество токосъема (особенно при высоких скоро­стях движения поездов), обеспечивает устойчивую работу цепной под­вески. Высокая электропроводность способствует снижению потерь электроэнергии в контактных подвесках. Термостойкий материал со­храняет при высоких температурах нагрева прочность и твердость.

Для электрифицированных железных дорог используют контакт­ные провода фасонного (рис. 2.1, а) и фасонного овального профиля (рис. 2.1, б) с двумя продольными желобками для захвата головки провода зажимами. Достоинством овальных проводов является их по­вышенный на 10 % допустимый длительный ток (ввиду большего пе­риметра профиля и, как следствие, лучшего охлаждения) и меньшее аэродинамическое сопротивление. Последнее очень важно, так как позволяет при проектировании новых линий увеличивать длину про­лета, а на эксплуатируемых линиях, где пролет уже выбран, иметь повышенную ветроустойчивость контактной сети.

Контактные провода изготовляют следующих марок: МФ — мед­ный фасонный, МФО — медный фасонный овальный, БрФ — бронзо

Рис. 2.1. Профиль фасонного (а) и фасонного овального (б) контактного провода

вый фасонный, БрФО — бронзовый фасонный овальный, НлФ— низ­колегированный фасонный. К марке провода добавляют его номиналь­ную площадь сечения в мм 2 . Тогда обозначение провода, например, низколегированного фасонного сечением 100 мм 2 будет НлФ-100.

Бронзовые контактные провода на верхней части сечения (головке) должны иметь одну отличительную канавку (рис. 2.2, а), а низколеги­рованные— две канавки, расположенные симметрично относительно вертикальной оси (рис. 2.2, 6). В обозначениях низколегированных и бронзовых контактных проводов на трафарете барабана после букв Нл и Бр указывают легирующий компонент и расчетный процент его содержания, например: НлОл 0,04Ф-100 — низколегированный с при­садкой олова (0,04 %), фа­сонный сечением 100 мм 2 , БрЦр 0,5Ф-100 — бронзо­вый с присадкой цирко­ния (0,5 %), фасонный се­чением 100 мм 2 .

В низколегированных контактных проводах, кро­ме олова Sn (0,03—0,06 %),

Рис. 2.2. Расположение отличительных

кана­вок на бронзовых (а) и низколегированных

(б) контактных проводах.

в качестве легирующих компонентов применяют также магний Mg (0,04—0,06 %), цирконий Zr (0,04—0,06 %), кремний Si (0,03— 0,06 %) и титан Ti (0,01—0,04 %); в бронзовых контактных проводах — маг­ний (0,15—0,3 %), кадмий Cd (0,08—1,1 %), цирконий (0,4—0,6 %), а также магний (0,1—0,2 %) вместе с цирконием (0,1—0,2 %). Бронзо­вые контактные провода по сравнению с медными и низколегирован­ными имеют более высокую износостойкость, прочность и термостой­кость, но меньшую проводимость, что вызывает увеличение потерь электроэнергии в контактной сети. Поэтому в качестве легирующих добавок к меди рекомендуется использовать недорогие и недефицит­ные металлы, которые, повышая износостойкость контактных про­водов, незначительно уменьшают их проводимость. Влияние легиру­ющих добавок (примесей) на электрическую проводимость проводов (проводимость чистой меди 100 %) показано на рис. 2.3.

Предприятия-изготовители поставляют бесстыковые медные, низ­колегированные (с легирующими компонентами в меди 0,01—0,08 %) и бронзовые (с легирующими компонентами в меди более 0,08 %) кон­тактные провода. Их изготовляют методом непрерывного литья с пос­ледующей прокаткой. Этот метод позволяет получить контактный провод бесстыковым, т.е. без мест соединения (пайкой, сваркой) на всей строительной длине провода.

На главных путях перегонов и станций применяют контактные провода сечением 100, 120 и 150 мм 2 , на станционных путях — сечением 85 мм 2 .

Номинальные сечения, размеры, допусти­мые отклонения и рас­четная масса контактных проводов соответствуют указанным на рис. 2.1 и в табл. 2.1. Отклоне­ние фактической пло­щади сечения провода от номинального не бо­лее + 2 . -1 %.

Механические ха­рактеристики медных и

Рис. 2.3. Кривые, характеризующие влияние примесей на проводимость меди

низколегированных контактных проводов соответствуют указан­ным в табл. 2.2, а бронзовых — в табл. 2.3.

Электрические сопротивления проводов постоянному току при температуре +20 °С должны быть не более указанных в табл. 2.4.

Источник

Машинисту о контактной сети — Провода и тросы контактной сети

Содержание материала

На контактной сети электрифицированных линий постоянного и переменного тока применяются различные провода и тросы. Это деление в некоторой степени условно. Однако можно считать, что к тросам контактной сети относятся провода, основная функция которых — воспринимать механические нагрузки, а собственно к проводам те, основная функция которых — обеспечивать необходимую электропроводность.

Наиболее широко применяемые одинарные цепные контактные подвески, о которых подробно рассказано ниже, состоят из закрепленного на поддерживающих устройствах несущего троса и подвешенного к нему на вертикальных странах контактного провода, с которого снимается ток токоприемниками э. п. с.
В качестве несущего троса пенной контактной подвески применяют неизолированные монометаллические, биметаллические и комбинированные многопроволочные провода. Монометаллические провода состоят из кровоток, выполненных из одного металла — меди, бронзы или стали. Каждая проволока биметаллического провода изготовлена из двух металлов — стальной сердцевины и медной или алюминиевой оболочки; такие провода называют соответственно сталемедными или сталеалюминиевыми. Комбинированные провода свиты, из проволок, изготовленных из разных металлов.
Изготовление проводов, используемых в качестве несущих тросов, из разных металлов продиктовано необходимостью, с одной стороны, монтировать тросы с большим натяжением (для этого целесообразно применение стали), а с другой стороны, обеспечивать некоторую электропроводность (для этого целесообразно применение меди или алюминия) и защищать нестойкую в коррозионном отношении сталь от воздействия окружающего воздуха Расширяющееся применение биметаллических и комбинированных проводов вместо медных обеспечило существенную экономию меди при электрификации железных дорог, что является решением важной народнохозяйственной задачи.

Условные обозначения используемых в качестве несущих тросов многопроволочных проводов состоят из буквенной и цифровой частей.

Рис. 15. Сечения многопроволочных проводов
а — медных (М), бронзовых (Бр), стальных (С); б — биметаллических сталемедных (ПБСМ) и сталеалюминиевых (ПБСА); в — комбинированных сталеалюминиевых (АС), г — комбинированных (АПБСЛ) из алюминиевых и биметаллических сталеалюминиевых проволок

Первая из них указывает материал и конструктивное исполнение провода: М — медный, Бр — бронзовый, С—стальной, ПБСМ—биметаллический сталемедный, ЦБСА— биметаллический сталеалюминиевый, АС — комбинированный сталеалюминиевый, АПБСА — комбинированный из алюминиевых и биметаллических сталеалюминиевых проволок. Цифры указывают площадь сечения провода в квадратных миллиметрах.
На электрифицированных линиях постоянного и переменного тока в качестве несущих тросов у нас в основном применяют медные провода М-95 и М-120, биметаллические сталемедные ПБСМ-70 и ПБСМ-95 и стальные С-70. Стальные многопроволочные и биметаллические провода используют также в качестве поперечных несущих и фиксирующих тросов гибких поперечин.
Контактный провод является единственным проводом контактной сети, подводящим электрическую энергию непосредственно к токоприемнику э.п.с. Первое требование к контактному проводу — иметь высокую электропроводность, т. е. малое сопротивление с тем, чтобы не вызывать больших потерь электроэнергии в контактной подвеске. Второе требование к нему — обладать высокой механической прочностью, позволяющей давать большое натяжение, что необходимо для обеспечения хорошего качества скользящего контакта и достаточной ветроустойчивости контактной подвески.
В процессе токосъема контактный провод изнашивается. Отсюда вытекает третье требование к нему — быть достаточно износостойким. Из-за износа контактный провод нельзя выполнять многопроволочным, как, например, провода, используемые в качестве несущих тросов.
Наша промышленность выпускает медные, бронзовые и выполненные из низколегированной стали контактные провода. Введение в медь легирующих добавок (примесей) позволило улучшить механические свойства контактных проводов по сравнению с медными — повысить механическую прочность и износостойкость.
Контактные провода выпускаются фасонного и фасонного овального профилей (рис. 16). Овальный провод допускает на 10% больший длительный ток, чем фасонный провод той же площади сечения, благодаря лучшим условиям охлаждения из-за увеличенного периметра профиля; он обладает также меньшим аэродинамическим сопротивлением боковому ветру, что позволяет при его применении допускать большие длины пролетов исходя из условий необходимой ветроустойчивости контактной сети. Условное обозначение провода состоит из буквенного обозначения марки провода (например, МФ — медный фасонный, МФО — медный фасонный овальный) и цифровой части, указывающей номинальную площадь сечения в квадратных миллиметрах.


Рис. 16. Профили фасонного контактного провода марок МФ, ПЛФ и БрФ
(а) и фасонного овального контактного провода марок МФО, НЛФО и БрФО (б) площадью сечения 100 мм2

Наибольшее распространение на линиях постоянного и переменного тока имеют медные фасонные контактные провода площадью сечения 100 мм2 (МФ-100). На боковых путях станций нередко применяется провод МФ-85. Сплошную замену провода МФ-100 производят при среднем износе его на анкерном участке более 30 мм2, провода МФ-85 — при износе более 22 мм2.
Усиливающие, питающие и отсасывающие линии выполняют обычно алюминиевыми многопроволочными проводами марок А и АКП площадью сечения 150 или 185 мм2. Провода марки АКП отличаются от проводов марки А тем, что межпроволочное пространство у них заполнено нейтральной смазкой повышенной термостойкости для защиты от агрессивной среды.
Воздушные линии электропередачи и групповые заземления выполнены сталеалюминиевым проводом марки АС, состоящим из одного или нескольких внутренних повивов стальных проволок и нескольких повивов алюминиевых. В обозначении провода в числителе указывается общая площадь сечения алюминиевых проводов, в знаменателе — стальных. В последнее время при электрификации линий групповые заземления, фиксирующие тросы гибких и жестких поперечин и несущие тросы тракционных путей выполняют проводом ПБСА.
Для электрических соединителей, расположенных между различными проводами цепной подвески и проводами разных подвесок (на неизолирующих сопряжениях анкерных участков), применяют медные гибкие многопроволочные провода марки МГ. Повышенная гибкость проводов МГ, которая необходима для того, чтобы исключить появление «жесткой точки» на контактном проводе в месте подключения к нему электрического соединителя, обеспечивается выполнением провода из проволок очень малого диаметра (0,68 мм).


“1 Для контактных проводов— высота сеченая.
*2 В числителе — для линий постоянною тока, в знаменателе — для линий переменного тока.
*3 Данные относятся к неизношенным контактным проводам.

Звеньевые струны цепных контактных подвесок и рессорные, провода рессорных струн изготовляют из сталемедной проволоки марки БСМ1 или БСМ2 диаметром соответственно 4 и 6 мм.
Разные провода допускают различные температуры нагрева (в частности, при протекании тока длительностью 20 мин и более для медного, низколегированного и бронзового контактных проводов — соответственно 95, 110 и 130°С, а длительностью млн — 140, 150 и 180°С). На основании этих температур определены значения допустимого тока для разных температур окружающего воздуха. Допустимые токи для самою тяжелого летнего режима для наиболее распространенных на контактной сети марок проводов и их некоторые механические характеристики приведены в табл. 1.
Здесь следует отметить, что в эксплуатации по мерс изнашивания контактного провода его натяжение уменьшают, снимая грузы компенсаторов; с тем чтобы в местах наибольшего износа растягивающее напряжение не превышало 12 кгс на 1 мм2 оставшейся площади сечения медного провода, 13 кгс — низколегированною и 14 кгс — бронзового.

Источник

Основные размеры и характеристики контактных проводов

Марка контактного провода Номинальная площадь сечения, мм 2 Размеры сечения провода, мм Электрическое сопротивление 3 км провода при 20 0 С, Ом, не более Временное сопротивление при растяжении, МПа (кгс/мм 2 ), не менее Масса 3 км провода, кг
H R
МФ-85 30,8±0,3 6,0 0,207 367,5 (37,5)
МФ-300 33,8±0,33 6,5 0,377 362,6 (37,0)
НЛОл 0,04Ф-300 33,8±0,33 6,5 0,385 377,3 (38,5)
БрФ-300 33,8±0,33 6,5 0,235 423,4 (43,0)
МФО-300 30,5±0,3 0,377 362,6 (37,0)
МФ-320 32,9±0,32 0,347 357,7 (36,5)
МФО-320 33,5±0,33 0,347 357,7 (36,5)
МФ-350 34,5±0,33 7,8 0,338 352,8 (36,0)
МФО-350 32,5±0,32 0,337 352,8 (36,0)

Условные обозначения проводов: М – медный; Ф – фасонный; О – овальный; НЛОл – низколегированный; 0,04 – присадка олова 0,04%; Бр – бронзовый

В табл.3.5. приведены основные размеры и характеристики медных контактных проводов. Удельное электрическое сопротивление медных контактных проводов составляет 0,038мкОм∙м, а бронзовых – 0,022 мкОм∙м.

В качестве несущих и вспомогательных тросов применяют и многопроволочные медные провода марок М (рис.3.30,б). Их технические данные приведены в табл.3.6.

Коллекторные пластины тяговых электродвигателей выполняются из марки ПКМС с присадкой серебра.

Медные гибкие провода

Марка провода Число и диаметр проволок, мм Расчетное сечение, мм 2 Расчетный диаметр провода, мм Электрическое сопротивление 3 км провода при +20 0 С, Ом Расчетная разрушающая нагрузка, кН Приблизительная масса 3 км провода, кг Строительная длина, км
М-35 7х2,53 34,6 7,5 0,524 32,23
М-50 7х2,97 48,5 8,9 0,390 37,0 2,0
М-70 39х2,34 68,3 30,7 0,280 24,0 3,5
М-95 39х2,49 92,5 32,5 0,200 33,5 3,2
М-320 39х2,80 337,0 34,0 0,358 43,06 3,0
М-350 39х3,35 348,0 35,8 0,323 52,0 0,8

Рис.3.10. Сечения контактного провода марки МФ (а) и многопроволочного провода марок М, С (ПС) и А (б).

Если медь подвергать отжигу, т.е. нагреву до нескольких сот градусов с последующим охлаждением, то получится мягкая (отожженная) медь (ММ), которая сравнительно пластична, имеет малую твердость и небольшую прочность, но весьма большое удлинение при разрыве. и более высокую удельную проводимость. Электропроводность меди марки ММ на 3-5% выше, чем у меди марки МТ. Отжиг меди производят в специальных печах без доступа воздуха, чтобы избежать окисления. Изменение механических свойств при отжиге оказывается значительно более резким, чем изменение удельного сопротивления. Отожженная медь служит электротехническим стандартом.

Мягкую медь применяют главным образом в качестве токопроводящих жил кабелей, монтажных и обмоточных проводов. Ленточная медь широко используется для экранирования кабелей связи, радиочастотных кабелей и электротехнических аппаратов. Если требуется защитить поверхность меди от окисления, то ее лудят или покрывают никелем, серебром, а иногда и золотом.

Сплавы меди. В тех случаях, когда проводник должен обладать повышенными механическими характеристиками и не предъявляются высокие требования к его электропроводности, помимо чистой меди в качестве проводникового материала применяются ее сплавы с оловом, кремнием, фосфором, бериллием, хромом, магнием, кадмием. Такие сплавы называют бронзами.

Маркируются бронзы буквами Бр, после которых идут буквы, указывающие легирующие элементы, и цифры, показывающие содержание этих элементов в целых процентах. Например, бериллиевая бронза БрБ2 содержит 2% Be, остальное Cu. Предел прочности на разрыв у бронз может быть 800 — 3200 МПа и более.

Бронзы широко применяют для изготовления токопроводящих пружин контактов и крепящих деталей контактной сети. Введение в медь кадмия при сравнительно малом снижении удельной проводимости дает значительное повышение механической прочности и твердости. Кадмиевую бронзу применяют для контактных проводов и коллекторных пластин особо ответственного назначения. Еще большей механической прочностью обладает бериллиевая бронза ( доходит до значения 3350 МПа). Она применяется для изготовления различных пружинных деталей, выполняющих одновременно и роль проводника тока, например, щеткодержателей, штепсельных разъемов и др.

Сплав меди с цинком –латунь- хорошо обрабатывается штамповкой, глубокой вытяжкой и т.п. В соответствии с этим латунь применяют в электротехнике для изготовления всевозможных токопроводящих деталей: винтов, гаек, шайб, шпилек и контактов штепсельных разъемов. Применяется латунь и для изготовления короткозамкнутых обмоток (беличьих клеток) роторов асинхронных двигателей. Максимальное содержание цинка в латуни 45%. Маркируют латуни буквой Л и цифрой, показывающей процентное содержание меди. Например, латунь марки Л63, имеющая максимальную пластичность, содержит 63% меди и 37% цинка.

Пример3.8. Какое напряжение нужно приложить к медному проводу длиной L=3км, чтобы по проводу протекал ток плотностью =30А/мм 2 ?

Решение. Как следует из закона Ома в дифференциальной форме:

Отсюда

Износ контактных проводов электрифицированных железных дорог.В процессе эксплуатации из-за трения контактного провода о полоз токоприемника электровоза происходит износ контактного провода, в результате чего уменьшается его сечение. Чтобы не допустить обрыва контактного провода, необходимо периодически контролировать его износ и по мере износа уменьшать его натяжение. На рис.3.30,а площадь износа контактного провода заштрихована. Средний предельный износ контактного провода марки МФ на анкерном участке допускается не более 30% от площади нового провода. Для провода марки МФ-300 этот износ соответствует площади 30мм 2 , а для провода МФ-85 площади 25мм 2 . При таком износе производят полную замену контактного провода.

Износ определяют измерением высоты h оставшегося сечения провода. У нового провода марки МФ-300 высота h должна быть равна 33,8±0,33мм. На основании местных замеров для каждого анкерного участка определяют среднее значение высоты h и по нему определяют среднюю площадь изношенной части провода.

Площадь износа контактного провода марки МФ (рис.3.30,а) можно определить по следующей формуле:

(3.23)

Например, для провода марки МФ-300 при средней высоте h=8,2мм средний износ составляет:

.

Следовательно, провода с высотой h, меньше или равной 8 мм должны быть заменены.

В табл.3.7 приведены значения износа по площади сечения и по высоте сечения h для медных проводов марки МФ. Высота сечения h не должна уменьшаться более чем на 30% по отношению к высоте сечения H нового провода. У фасонных овальных проводов значения h несколько отличаются от указанных в таблице. Следует отметить, что по мере износа электрическое сопротивление провода увеличивается. С учетом физического износа величина сопротивления определяется по формуле: . (3.24)

Здесь RИЗ и R – погонное сопротивление изношенного и нового провода,Ом/км;

S – площадь нового провода, мм 2 ; — площадь износа, мм 2 .

Нетрудно видеть, что сопротивление провода с предельным износом увеличивается в 3/0,7=3,43 раза. При отсутствии данных об износе его принимают в расчетах равным 35%. При таком износе сопротивление провода увеличивается в 3/0,85=3,38 раза.

Значения допустимого износа контактных проводов

Параметры износа Средний износ контактных проводов на анкерном участке, при котором производят сплошную замену контактного провода номинального сечения, мм 2
Сечение ,мм 2
Высота сечения h, не менее, мм 7,53 8,20 9,0 30,05

Средний годовой износ контактного провода на железных дорогах, электрифицированных на переменном токе, составляет около 0,5мм 2 в год. На основании проводимых измерений износа контактного провода можно прогнозировать остающийся срок службы контактного провода. Остающийся срок службы определяют по формуле:

(3.25)

Здесь: -нормативное значение среднего износа провода, при котором осуществляется его замена (например, для провода МФ-300 нормативный износ равен 300мм 2 ),

— средний износ при последнем измерении,

— средний износ при предпоследнем измерении,

— календарный год, в котором выполнено последнее измерение износа провода,

— календарный год, в котором выполнено предпоследнее измерение износа провода,

— общее число проходов электроподвижного состава по пути перегона (станции) за период между двумя последними измерениями износа

— планируемое число проходов электроподвижного состава по пути перегона (станции) после последнего измерения износа провода.

Отметим, что один из наиболее часто встречающихся серьезных видов повреждений контактной сети — это пережоги контактных проводов, вызывающие большие сбои в движении поездов. Подавляющее число пережогов контактных проводов происходит при их взаимодействии с токоприемниками ЭПС, в частности во время коротких замыканий в высоковольтных цепях ЭПС. Рассмотрим процессы повышения температуры контактного провода на примере.

Пример 3.9.Через какое время tтемпература медного контактного провода марки МФ-300 достигнет предельно допустимой температуры ТПР=200 0 С, если при коротком замыкании в электровозе переменного тока на стоянке ток короткого замыкания IКЗбудет равен 5кА, а переходное сопротивление RП«контактный провод – токоприемник» равно 0,003Ом?

Решение. При решении задачи считаем, что все выделяемое в переходном сопротивлении тепло Q3передается контактному проводу и нагревает его. Теплопроводностью провода и угольной вставки токоприемника пренебрегаем. Тепло, выделяемое в месте контакта контактного провода и токосъемника, определим по формуле:

.

Здесь — ток КЗ через одну вставку, считая, что ток КЗ делится пополам на две вставки.

Количество тепла Q2, которое необходимо сообщить участку медного провода, чтобы нагреть его до температуры плавления ТПЛ определится по формуле:

,

где — разность температур плавления ТПР меди, равная 200 0 Си температуры окружающей среды tОКР, принимаемой равной 40 0 С;

кг — масса медного провода, соприкасающегося с угольной вставкой;

S=0,7∙300мм 2 =0,7∙30 -4 м 2 – сечение провода марки МФ-300 с учетом его максимального износа, равного 30%, l=0,03м – длина провода, соприкасающегося с угольной вставкой, d=8,9∙30 3 кг/м 3 – плотность меди, с=385Дж/(кг∙К) – удельная теплоемкость меди.

Учитывая, что должно соблюдаться равенство , запишем:

.

Отсюда .

Следовательно, чтобы после нагрева до температуры 200 0 С не произошел разрыв контактного провода, необходимо, чтобы защита отключила ток короткого замыкания за время, не более рассчитанного. Обычно на практике это время выбирают равным 0,35с.

Здесь отметим, что при отключении контактной сети все электровозы, питающиеся от нее, остаются без напряжения. Чтобы сделать перерывы в питании минимальными, на подстанциях устанавливают системы автоматического повторного включения (системы АПВ), которые через 0,5-5с после отключения КЗ снова подают напряжение в контактную сеть с расчетом на то, что короткое замыкание в сети исчезло.

Если же короткое замыкание не исчезло, то при повторном включении с помощью устройства АПВ в месте контакта выделится еще такое же количество тепла и при двукратном АПВ может произойти пережог контактного провода. Устранение аварии в результате пережога контактного провода занимает от 3 до 6 часов, а иногда и более. Поэтому вместе с установкой устройств АПВ, повышающих надежность электроснабжения, целесообразно устанавливать и устройства, контролирующие, прошло ли короткое замыкание в контактной сети и только в этом случае, дающие разрешение для работы АПВ.

Алюминий – это серебристо-белый металл, который является вторым по значению (после меди) проводниковым материалом с высокой электро- и теплопроводностью. По электропроводности он занимает третье место после серебра и меди. У алюминия ρ=0,028 мкОм·м. Алюминий дешевле и более доступен, чем медь. Алюминий – самый распространенный в природе металл. Содержание алюминия в земной коре составляет не менее 8%. Среди металлов по распространенности в природе алюминий занимает первое место, а по практическому использованию – второе (после железа). Относительное удлинение перед разрывом составляет 32-34% для твердого неотожженного алюминия и 30-33% для мягкого отожженного.

Алюминий получают путем электролиза глинозема и электролитического рафинирования, с помощью которого можно довести его чистоту до 99,99%. Чем выше требуется чистота алюминия, тем сложнее технология его очистки и тем он дороже. Из слитков алюминия изготовляют алюминиевую проволоку и катанку диаметром от 9 до 23мм. Удельное сопротивление постоянному току алюминиевой катанки не должно превышать 0,02835МкОм∙м.

Алюминий приблизительно в 3,3 раза легче меди. Температурный коэффициент расширения, удельная теплоемкость и теплота плавления алюминия больше, чем меди. Поэтому, чтобы расплавить алюминий, требуется большая затрата тепла, чем для нагрева и расплавления такого же количества меди, хотя температура плавления алюминия ниже, чем меди.

Алюминий обладает пониженными по сравнению с медью свойствами — как механическими, так и электрическими. Для того, чтобы получить алюминиевый провод такого же электрического сопротивления на единицу длины, что и медный, сечение его должно быть в 3,63 раза большим, т.е. его диаметр должен быть увеличен по сравнению с медным проводом в раза. Однако по весу алюминиевый провод окажется легче медного в два раза.

В настоящее время алюминий не только заменил медь в воздушных линиях электропередачи, но внедряется и в производство изолированных кабельных изделий. Его применяют для изготовления токопроводящих жил обмоточных, монтажных и установочных поводов. Изготовляются и силовые трансформаторы с алюминиевыми обмотками. Из алюминия традиционно изготавливаются литые беличьи клетки для асинхронных короткозамкнутых двигателей. В этих беличьих клетках алюминий бездефектно заполняет пазы.

Многопроволочные алюминиевые провода (рис.3.30,б) применяют в качестве несущих и вспомогательных проводов контактной сети. Характеристика этих проводов приведена в табл.3.8.

Маркировка алюминия начинается с буквы А, вслед за которой идет цифра, указывающая сотые доли процента (после 99%) содержание алюминия. Например, особо чистый алюминий марки А999 содержит не менее 99,999% алюминия, остальное – контролируемые примеси. Технически чистый алюминий марки А85 содержит алюминия 99,85%. Особо чистый алюминий марки А3 содержит не менее 99,999% Al.

Многопроволочные алюминиевые провода

Марка провода Число и диаметр проволок, мм Расчетный диаметр провода, мм Расчетное сечение провода, мм Электрическое сопротивление 3 км провода при +20 0 С, Ом Приблизительная масса 3 км провода, кг Строительная длина, км
А-35 7х2,5 7,5 35,3 0,85
А-50 7х3,00 9,0 49,5 0,64 3,5
А-70 7х3,55 30,7 69,3 0,46 2,5
А-95 7х4,32 32,4 93,3 0,34 2,0
А-320 39х2,80 34,0 0,27 3,5
А-350 39х3,35 35,8 0,23 3,2
А-385 39х3,50 37,5 0,37 3,0

Для электротехнических целей используют специальные марки алюминия А5Е и А7Е, в которых содержание железа и кремния находится в определенном соотношении, а содержание титана, ванадия, хрома и марганца не превышает нескольких тысячных долей процента.

Технологические процессы обработки алюминия аналогичны процессам обработки меди. При холодной прокатке получают твердый алюминий (АТ), который имеет повышенные механическую прочность, твердость и удельное сопротивление. После отжига получают мягкий алюминий (АМ). Промышленность выпускает алюминиевую проволоку марок АТП, АТ, АПТ и АМ (соответственно твердая повышенной прочности, твердая, полутвердая и мягкая). Из алюминия может прокатываться тонкая фольга толщиной до 6 — 7 мкм, применяемая в качестве обкладок в бумажных и пленочных конденсаторах.

Алюминий весьма активно окисляется и покрывается тонкой оксидной пленкой Al203 с большим электрическим сопротивлением ( ). Эта пленка предохраняет алюминий от дальнейшей коррозии, но создаёт большое. переходное сопротивление в местах контакта алюминиевых проводов и делает невозможной пайку алюминия обычными методами.

С другой стороны, пленка оксида алюминия, обладая высоким удельным сопротивлением при небольших напряжениях может служить хорошей естественной межвитковой изоляцией. Оксидная изоляция получила широкое распространение в производстве электролитических конденсаторов и микросхем.

В местах контакта алюминия и меди возникает гальваническая ЭДС, вызывающая коррозию металла. Если область контакта подвергается действию влаги, например, на открытом воздухе, то гальваническая ЭДС имеет довольно высокое значение. Полярность этой пары такова, что на поверхности контакта ток идет от алюминия к меди и алюминиевый проводник сильно разрушается коррозией. Поэтому в местах соединения медных проводников с алюминиевыми должны устанавливаться стальные шайбы. Кроме того, места контактов нужно защищать от увлажнения.

Алюминиевые сплавы обладают повышенной механической прочностью и твердостью. Алюминиевые сплавы можно условно разделить на электротехнические и конструкционные. Из электротехнических сплавов наиболее известным является альдрей, содержащий 0,3 — 0,5% Мg, 0,4 — 0,7% Si и 0,2 — 0,3% Fе (остальное Аl). Альдрей в виде проволоки имеет плотность 2,7 Мг/м³, его = 350 МПа, = 6,5%; = , = , =0,037 мкОм·м.

Этот сплав практически сохраняет легкость алюминия при небольшом увеличении его удельной проводимости, а по механической прочности приближается к твердотянутой меди.

Конструкционные сплавы можно разделить на литейные сплавы и сплавы, деформируемые обработкой (деформируемые сплавы). Из литейных сплавов наиболее известны сплавы алюминия с кремнием (с небольшими добавками Mg и Mn). Они называются силуминами.

Из деформируемых сплавов наиболее широко применяются дюралюмины (сплавы системы Al-Cu-Mn) и авиаль, содержащий добавку цинка, который делает этот сплав более пластичным, чем дюралюмины.

В электротехнической промышленности сплавы алюминия широко применяются как конструкционный материал. Например, в новой Российской серии асинхронных машин РА станины для высот вращения от 73 до 332мм включительно выполняются алюминиевыми [33]. Станины, изготавливаемые методом экструзии, имеют горизонтальное оребрение (рис.3.11), что позволяет увеличить теплоотдачу двигателя при снижении его массы.

Рис.3.11. Заготовки экструзионных станин из алюминиевого сплава для асинхронных электродвигателей серии РА

Для изготовления таких станин специалистами Ярославского электромашиностроительного завода совместно с учеными ВИЛС и работниками Каменск-Уральского металлургического завода был подобран достаточно дешевый алюминиевый сплав, поддающийся хорошей деформации в разогретом состоянии и приобретающий в процессе остывания высокие механический свойства. Полученный экструзией профиль нарезается на нужную длину. Обычно процесс набора механической прочности заканчивается на пятые сутки после экструзирования. Сборка обмотанного пакета статора с экструзионной станиной производится тепловым методом. Для этого станина разогревается до 260 0 С, и затем в нее свободно вставляется статор. Такой метод обеспечивает надежное прилегание станины по всей поверхности сердечника статора и гарантирует высокую степень теплоотдачи.

Внедрение профильной экструзивной станины в асинхронных двигателях серии РА позволило:

удешевить механическую обработку станины за счет идеальной чистоты поверхности;

увеличить теплосъем статора за счет его полного прилегания к станине и повышенной степени оребрения;

снизить общую массу двигателя за счет уменьшенной массы станины, так как экструзия позволяет получить минимальную толщину стенок в отличие от литых деталей;

В линиях электропередачи широко применяется сталеалюминиевый провод марки АС (рис.3.12,а), представляющий собой сердечник, свитый из стальных оцинкованных жил и. обвитый снаружи алюминиевой проволокой. В проводах такого типа механическая прочность определяется главным образом стальным сердечником, а электрическая проводимость — алюминием.

Увеличенный наружный диаметр сталеалюминиевого провода по сравнению с медным на линиях передачи высокого напряжения является преимуществом, так как уменьшает опасность возникновения короны вследствие снижения напряженности электрического поля на поверхности провода. Провод марки АС-95/36 имеет номинальную площадь сечения алюминиевой части 95,4 мм 2 , а стального сердечника 35,9 мм 2 . Сталеалюминиенвые провода марки АС начали применяться в качестве несущего троса в контактных сетях электрифицированных железных дорог вместо сталемедных проводов. Основные характеристики этих проводов приведены в табл.3.9.

Марка провода Число и диаметр проволок в мм Расчетное сечение в мм 2 Расчетный диаметр провода, мм Электрическое сопротивление 3 км провода при +20 0 С, Ом Приблизительная масса 3 км провода, кг Строительная длина, км
алюминиевых стальных алюминия стали
АС-35 6х2,8 3х2,8 36,9 6,2 8,4 0,85 3,0
АС-50 6х3,2 3х3,2 48,3 8,0 9,6 0,65 3,0
АС-70 6х3,8 3х3,8 68,0 33,3 33,4 0,46 2,0
АС-95 6х4,5 3х4,5 95,4 35,9 33,5 0,33 3,5
АС-320 28х2,29 7х2,0 335,0 22,0 35,2 0,27 2,0
АС-350 28х2,59 7х2,2 348,0 26,6 37,0 0,23 2,0
АС-385 28х2,87 7х2,5 383,0 34,4 39,0 0,37 2,0
АСУ-320 30х2,22 7х2,2 336,0 26,6 35,5 0,28 2,0
АСУ-350 30х2,50 7х2,5 347,0 34,4 37,5 0,23 2,0
АСУ-385 30х2,80 7х2,8 385,0 43,3 39,6 0,37 2,0

Провода воздушных линий электропередачи независимо от класса напряжений подвержены колебаниям, вызываемым действием ветра. От характера колебаний, их интенсивности и эффективности применяемой защиты зависит срок службы проводов и эксплуатационная надежность воздушной ЛЭП. К числу наиболее распространенных видов периодических колебаний проводов, вызываемых ветром, относится вибрация, которая с течением времени может разрушить провода. Разрушение проводов от вибрации обусловлено усталостью материала и происходит при нагрузке значительно меньшей, чем расчетная нагрузка, вызванная обледенением и низкой температурой.

Периодические колебания натянутого в пролете провода, вызываемые ветром и происходящие в вертикальной плоскости с частотой от 3 до 350Гц и образуют на длине пролета ряд стоячих волн. Размах этих колебаний относительно небольшой. Он не превышает диаметр провода (рис.3.13). Вибрация провода возникает в результате совпадения частоты динамических импульсов от ветра с одной из собственных частот упругой системы, которую представляет собой натянутый в пролете провод.

Опасность повреждения проводов от вибрации можно устранить, если уменьшить вибрацию в пролете до безопасного значения с помощью специальных гасителей вибрации (демпферов или девибраторов), устанавливаемых на проводах. При возникновении вибрации такой гаситель вызывает динамические усилия, противоположные по фазе колебаниям провода и противодействующие им.

Контактная подвеска, как и любые подвешенные провода, проявляет себя как автоколебательная система. Источниками колебаний, вызывающих появление стоячих волн, являются ветер и воздействие токоприемника.

Образование гололеда, как правило, придает контактному проводу аэродинамически неустойчивую форму сечения, что приводит при воздействии ветра к автоколебаниям проводов, поэтому образовавшийся гололед необходимо своевременно удалять.

Что же касается взаимодействия токоприемника и контактной сети, то это взаимодействие неизбежно и оно вызывает сложный колебательный процесс, в котором участвуют разнородные колебательные системы. Возникновение автоколебаний подвесок со значительной амплитудой объясняется малой диссипацией (поглощением) энергии в этой колебательной системе, так как вязкое трение в обычных подвесках незначительное.

Надежность и экономичность электрической тяги во многом зависит от механизма взаимодействия токоприемника и контактной подвески, который оценивается критерием качества токосъема. Критерий качества токосъема – это минимальные приведенные эксплуатационные затраты. Неоптимальные параметры контактной сети могут привести к частым отказам, быстрому изнашиванию проводов, не говоря уже о большом уровне помех в устройствах автоматики и связи.

Увеличение натяжения несущего троса цепной подвески уменьшает амплитуду автоколебаний, но в незначительной степени. Эффективным мероприятием по устранению автоколебаний является монтаж ромбовидной подвески, а также применение рычажного подвешивания струн, скручивающих несущий трос.

Отличительной особенностью пространственно-рычажной подвески, предложенной ВНИИЖТ, является использование сопротивления несущего троса кручению. Конструктивно это достигается с помощью двух близко расположенных на одном уровне несущих тросов с закрепленными на них рычагами, консольные части которых используют для присоединения струн, поддерживающих один или два контактных провода (рис.3.14). При этом консольные части соседних рычагов направлены в противоположные стороны относительно контактной подвески, что и обеспечивает закручивание тросов. Консольные части рычагов в разных частях пролета неодинаковы. Они определяются из условия создания одинаковой эластичности подвески. Более длинные консоли рычагов располагают ближе к опоре, а в середине пролета они отсутствуют. Эластичностью называют величину, равную отношению перемещения контактного провода к величине силы, вызвавшей это перемещение. Коэффициент неравенства эластичности для подвески ПР-2Т-2К составляет 3,05-3,08, в то время как у рессорных подвесок этот коэффициент не удалось получить менее чем 3,2.

Рычажно-пространственная подвеска обеспечивает интенсивную диссипацию (рассеяние) энергии возникающих колебаний, что предотвращает автоколебания подвески. Анализ изнашивания проводов у подвески ПР-2Т-2К (пространственно-рычажная с двумя несущими тросами и двумя контактными проводами), проведенный И.А. Беляевым и Э.З. Селектором на Октябрьской ж.д. , показал, что среднее изнашивание провода марки МФ-300 в ПР-2Т-2К (0,57мм 2 в год) более равномерное и менее интенсивное чем в рессорной компенсированной и полукомпенсированной подвесках в 3,37 и 3,33 раза.

Рис.1.14. Элемент пространственно-рычажной контактной подвески типа ПР-2Т-2К. 1 – несущие тросы; 2 – рычаги; 3 – струны; 4 – контактный провод.

Основываясь на полученных данных по изнашиванию и на установленном по механической прочности допустимом износе контактного провода МФ-300, равном 20мм 2 , был рассчитан срок службы этого провода в подвеске ПР-2Т-2К. Для условий движения поездов на рассматриваемом участке он равен 35 годам. Для сравнения можно отметить, что в рессорных подвесках на Российских железных дорогах постоянного тока срок службы контактных проводов в последнее время составил в среднем 22 года.

За счет чего же контактный провод в подвеске ПР-2Т-2К изнашивается значительно меньше, чем в рессорных подвесках? Как показывают исследования, износ контактного провода зависит от амплитуды вертикальных колебаний полоза токоприемника локомотива. Пространственно-рычажная подвеска позволяет уменьшить размах колебаний токоприемника во-первых за счет того, что эта подвеска практически равноэластичная и во-вторых она обладает хорошими диссипативными свойствами.

Железо Fe (сталь) широко использования в качестве проводникового и конструкционного материала. Чистое железо имеет значительно более высокое по сравнению с медью и алюминием удельное сопротивление ρ (порядка 0,3 мкОм·м), значение ρ стали, т.е.сплава железа с примесью углерода и других элементов, еще выше, но зато эти сплавы обладают высокой механической прочностью.

Поскольку сталь является хорошим ферромагнетиком, то при переменном токе в ней сильно сказывается поверхностный эффект, ввиду которого активное сопротивление стальных проводников переменному току выше, чем постоянному току. Кроме того, при переменном токе в стальных проводниках возникают и потери на гистерезис.

В качестве проводникового материала обычно применяется мягкая сталь с содержанием углерода 0,30—0,35%, обладающая пределом прочности при растяжении =700÷750 МПа, относительным удлинением при разрыве Δl/l= 5 ÷ 8% и удельной проводимостью γ, в 6 — 7 раз меньшей по сравнению с медью.

Такую сталь используют для изготовления проводов воздушных линий при передаче небольших мощностей, когда при малой силе тока сечение провода определяется не столько электрическим сопротивлением, сколько его механической прочностью. В табл.3.30 приведены основные характеристики многопроволочных стальных проводов.

Многопроволочные стальные провода

Марка провода Число и диаметр проволок, мм Расчетное сечение провода, мм 2 Расчетный диаметр провода, мм Приблизительная масса 3 км провода, кг
ПС-35 5х2,5 24,6 6,8
ПС50 7х2,6 34,4 7,5
ПС-70 32х2,3 49,8 9,2
ПС-95 39х2,3 78,9 33,5
ПС-320 37х3,8 94,0 32,6
ПСО-350 3х4,0 38,6 4,0
ПСО-385 3х5,0 39,6 5,0

Сталь как проводниковый материал используется также в виде шин, рельсов электрических железных дорог и трамваев (включая «третий специальный контактный рельс» метро).

На электрифицированных железных дорогах рельсы железнодорожного пути используют в качестве второго провода для передачи тягового тока. Кроме того, по рельсам передается сигнальный ток устройств автоблокировки для контроля целостности рельсового пути и регулирования движения поездов в зависимости от длины свободного участка. Для лучшей передачи тягового и сигнального токов рельсовая линия должна обладать по возможности малым электрическим сопротивлением.

В связи с появлением поверхностного эффекта в рельсовой стали, активное сопротивление рельсов в сильной степени зависит от частоты тока. Для всех типов рельсов удельное сопротивление стали постоянному току составляет при температуре 20 о С ρ=0,23·30 -6 Ом·м.

Сопротивление постоянному току одной рельсовой нити длиной в 3км для рельсов типа Р65 (вес одного метра рельса составляет 65кг) может быть найдено следующим образом:

.

Здесь l=3000м –длина участка, S=82,9см 2 =0,00829м 2 – площадь поперечного сечения рельса типа Р65, ρ=0,23·30 -6 Ом·м – удельное сопротивление рельсовой стали. Значения сопротивления для других типов рельсов приведены в табл. 3.33.

Тип рельса Сопротивление одной рельсовой нити длиной 3км, Площадь поперечного сечения,
Ом м 2
Р75 0,022 0,00953
Р65 0,0253 0,00829
Р50 0,032 0,00658

Температурный коэффициент сопротивления для рельсовой стали равен TKr=0,00463 K -3 . При изменении температуры от -50 о С в зимний период до +50 о С в жаркие летние дни сопротивление рельсовых нитей изменится в

раза.

Сопротивление рельсовой нити переменному току является комплексной величиной, обусловленной наличием активной и индуктивной составляющих. Полное сопротивление рельсовой петли длиной 3км, состоящей из рельсов марки Р50 и Р65 с медными приварными соединителями на частоте 50Гц принимается равным Ом.

Чтобы протекающий по рельсам тяговый ток не влиял на работу устройств автоблокировки, применяют специальные устройства дроссель-трансформаторы (ДТ), работа которых подробно описана в третьей главе. Здесь же только отметим, что для нормальной работы ДТ токи в обоих рельсовых нитях должны быть практически одинаковыми. Разбаланс токов, или асимметрия токов на железных дорогах, электрифицированных на переменном токе, оценивается коэффициентом асимметрии :

. (3.26)

Формулу можно преобразовать, используя закон Ома и, считая, что комплексное сопротивление одной ветви равно , а сопротивление второй ветви –больше на величину активного сопротивления , т.е: . Здесь — разность в сопротивлениях постоянному току одного рельса относительно другого. Тогда коэффициент асимметрии будет равен:

. (3.27)

Абсолютное значение коэффициента асимметрии на железных дорогах, электрифицированных на переменном токе,

(3.28)

должно быть не более 6%.

Возведя в квадрат левую и правую части уравнения, получим:

(3.29)

Окончательно получится следующее квадратное уравнение относительно неизвестного значения :

(3.30)

Подставив значения: ; ; ; ; км, и решая квадратное уравнение (3.30), получим предельное значения =0,022Ом.

Таким образом, при расчетной асимметрии (6%) при длине блок-участка км разность в сопротивлениях постоянному току одного рельса относительно другого должно составлять не более 22миллиом. Если длина блок-участка будет уменьшатся, то по линейному закону будет уменьшатся и величина (рис.3.35). Следовательно, на малых блок-участках труднее обеспечить симметрию токов.

Для постоянного тока коэффициент асимметрии при той же длине блок-участка км будет равен:

. (3.33)

Из приведенного примера видно, что асимметрия в рельсовых цепях на постоянном токе значительно больше, чем на переменном. Возникающая во время переходных процессов в системе «контактный провод-токоприемник» апериодическая составляющая, может вызвать большую несимметрию токов в рельсовых нитях и при малой длине блок-участка вызвать сбой в работе СЦБ.

Рассмотрим, какие мероприятия могут уменьшить асимметрию токов. Сопротивление рельсовой цепи складывается из сопротивления рельсов и переходного сопротивления стыков. Рельсовый стык, где соединяют между собой рельсовые плети (длиной до 800м) или рельсовые звенья (длиной 32,5 или 25м), собирается с помощью стальных накладок. Накладки прикладывают к концам соединяемых рельсов и стягивают болтами. По существующим нормам сопротивление стыка не должно превышать сопротивления трехметрового рельса. Поэтому перед сборкой стыка шейки рельсов и поверхности накладок, контактирующие с ними, зачищают до металлического блеска для уменьшения переходного сопротивления. Однако стальная накладка в процессе работы не всегда создает устойчивый контакт. Переходное сопротивление в стыковых накладках зависит от многих факторов: степени загрязнения, наличия ржавчины, затяжки болтов и метеорологических условий. Поэтому переходное сопротивление стыковых накладок может изменяться в широких пределах. Сопротивление стыков значительно повышает сопротивление рельсовой цепи, что приводит к увеличению падения напряжения в рельсах и токов в земле.

Для обеспечения стабильной проводимости рельсового стыка применяют приварные стальные или медные стыковые соединители. Медный приварной стыковой соединитель состоит из медного гибкого неизолированного (голого) провода марки МГГ площадью поперечного сечения от 50 до 95мм 2 , заваренного по концам в стальные наконечники — манжеты. Манжеты стыкового соединителя приваривают к нерабочей грани головки рельсов на 32-35мм ниже поверхности катания. Стыковой соединитель имеет некоторый запас свободного троса при перемещении рельсовых звеньев. Соединители обеспечивают более надежную работу рельсовых цепей. и более надежный пропуск обратного тягового тока.

Для питания мостовых кранов также используют стальные троллеи. При создании заземляющих устройств используют трубы, уголки и полосы из стали. На станционных путях в районах пониженной коррозионной опасности иногда в качестве несущего троса применяют стальные провода, имеющие площадь сечения 70мм 2 (диаметр 33мм).

Для сердечников сталеалюминиевых проводов воздушных линий электропередачи применяется особо прочная стальная проволока, имеющая = 3200 ÷3500 МПа и Δl/l = 4 ÷ 5%. Обычная сталь обладает малой стойкостью к коррозии: даже при нормальной температуре, особенно в условиях повышенной влажности, она быстро ржавеет. При повышении температуры скорость коррозии резко возрастает, поэтому стальные провода должны быть защищены с поверхности слоем более стойкого материала. Обычно для этой цели применяют покрытие цинком.

Железо имеет высокий температурный коэффициент удельного сопротивления. Его применяют в бареттерах — приборах для стабилизации тока, использующих зависимость сопротивления железной нити от силы тока, нагревающего эту нить. Для защиты железной нити от окисления ее помещают в баллон, заполненный водородом или иным химически неактивным газом при низком давлении, не выше 80мм.рт. ст. За счет изменения сопротивления нити при ее нагревании, бареттер поддерживает постоянную силу тока при колебаниях напряжения.

Биметалл.Чтобы уменьшить расход цветных металлов в проводниковых конструкциях применяют так называемый проводниковый биметалл (рис.3.12,б). Биметаллический провод представляет собой сталь, покрытую снаружи слоем меди или алюминия. Оба металла соединены друг с другом прочно и непрерывно по всей поверхности их соприкосновения. Биметаллический контактный провод для электрифицированного транспорта представляет собой стальную проволоку круглого, овального или прямоугольного сечения, покрытую снаружи слоем меди или алюминия. При такой конструкции стальная сердцевина обеспечивает повышенную прочность на растяжение, а наружный слой обеспечивает хорошую электропроводность. Такой провод позволяет повысить натяжение, имеет меньшую массу и допускает достаточно большие токовые нагрузки. Чем больше натяжение провода и меньше стрела провеса, тем больше эластичность контактной подвески и более устойчивый токосъем при высоких скоростях движения (200 км/час и более).

Прочность биметалла больше, чем меди, но электрическая проводимость меньше. Расположение меди в наружном слое, а стали внутри конструкции, обеспечивает более высокую проводимость всего провода в целом. Кроме того, медь защищает расположенную под ней сталь от коррозии.

Для контактной сети железных дорог применяют биметаллические сталемедные провода марки ПБСМ3 и ПБСМ2 (провод биметаллический сталемедный) сечением 70, 95 и 320мм 2 . Характеристика этих проводов приведена в табл.3.32.

Биметаллические сталемедные провода

Диаметр проволоки в мм Минимальная толщина медной оболочки проволоки в мм Временное сопротивление разрыву в кг/мм 2 Приблизительная масса 3 км проволоки в кг
БСМ3 БСМ2 БСМ3 БСМ2
2,2 0,33 0,08 33,5 33,0
2,5 0,32 0,09 43,0 40,4
2,8 0,34 0,30 50,5 49,7
3,0 0,35 0,33 59,0 58,0
4,0 0,20 0,34 304,4 302,8
6,0 0,20 236,0

Биметаллическая проволока выпускается наружным диаметром от 3 до 4 мм. Значение (из расчета на полное сечение проволоки) должно быть не менее 550 — 700 МПа, а Δl/l не более 2%. Сопротивление биметаллической проволоки постоянному току составляет от 4 до 60 Ом/км при диаметре от 4 до 3мм.

Такую проволоку применяют для линий связи и для стыковых соединителей.

Источник

Читайте также:  Кабель марки ввгнг frls 5х4