Марка кабеля для аккумулятора

Марка кабеля для аккумулятора

В процессе подбора проводов, которые используются для монтажа автомобильной проводки, чрезвычайно важно учесть ключевые факторы влияния на них внешней среды. Во время эксплуатации автопровода будут подвергаться вибрационным воздействиям, загрязняться топливом и машинными маслами, а также функционировать в условиях температурных колебаний. Именно поэтому изоляционный слой автомобильного провода должен быть устойчивым к агрессивным средам, выдерживать как мороз, так и аномально высокий нагрев. Еще один критерий, по которому подбирается автопроводка, — удобство монтирования, то есть достаточный показатель гибкости.


Обзор наиболее популярных марок автомобильных проводов

Ниже мы приведем основные технические параметры и характеристики, которыми отличаются автопровода производства отечественных заводов-изготовителей:

Марка ПВА

ПВА относится к низковольтным кабелям и имеет высокий 5-й класс гибкости. Эта марка специально сконструирована для применения при промышленном производстве автомашин. ПВА прекрасно выдерживает нагрев до +105 С, при этом предельная температура его эксплуатации может достигать +135 С, но не более 96 часов. Марка хорошо выдерживает воздействие автомобильных нефтепродуктов, включая дизеля, бензины и масла. Минимальный период службы ПВА — 10 лет.

Малогабаритное исполнение данной марки, провод ПВАМ, отличается меньшей толщиной изоляционного слоя и, соответственно, массой. При этом ощутимых различий в процедуре прокладки не наблюдается. Основная сфера применения марки — монтаж бортовой сети легковых и грузовых транспортных средств.

Марки ПВА и ПВАМ полностью отвечают евростандартам.

Марка ПГВА

Марка ПГВА также относится к типу низковольтных проводов и отличается неплохими показателями гибкости (класс 3). Ее диапазон эксплуатационных температур несколько ниже, чем у ПВА: -40/+70 С. Данная марка хорошо зарекомендовала себя при монтировании бортовых сетей грузовиков, сельскохозтехники и пассажирского транспорта. Если возникает необходимость защиты передаваемого электросигнала от EMI-помех, то используется исполнение с экранированием — марку ПГВАЭ.

Читайте также:  Кабель кввг с экраном

Вышеназванные марки относятся к разновидности автотракторных проводников и выпускаются с цветовым маркированием изоляции. Это облегчает монтаж и последующую идентификацию проводов при их замене.

Марки НВ, НВМ

Марки НВ и НВМ — это универсальные монтажные проводники, которые применяют для межприборного, в основном фиксированного, монтажа. Провода отличаются классом гибкости, рассчитаны на эксплуатацию при 600/1000 В переменного и 840/1400 постоянного электронапряжения. НВ и НВМ легко паять, ведь их моно- или мультипроволочная токопроводящая жила изготовлена из луженой меди. Рабочий нагрев проводов — до + 105 С.

Для прокладки автопроводки можно применять и некоторые другие марки, например, ПВ3, ПВ4, ПуГВ. Однако следует учитывать особенности их конструкции и технические параметры. Изоляционный слой данных марок не содержит особых пластификаторов и не обеспечивает надежную защиту от нефтепродуктов, поэтому потребуется дополнительная защита. Эксплуатация проводов допускается до +70 С. Возможная сфера использования — запитывание автомобильной акустики.

Отличный вариант — негорючий гибкий провод SiHF производства немецкой компании. Он оснащен силиконовой изоляцией, выдерживает нагрев до +180 С и удобен для монтажных работ. Единственный недостаток — высокая стоимость.

Сечение проводов для автопроводки

Правильный расчет проводного сечения автомобильной проводки важен для бесперебойной работы узлов, механизмов и приборов машины. Чтобы предельно точно подсчитать необходимые параметры потребуется знать:

максимальные величины электротока, которые потребляет подключаемое электрооборудование автомашины;

длину провода, которая требуется для запитывания оборудования от аккумулятора;

номинальное напряжение электротока, выдаваемого источником питания.

Для оперативного подбора оптимального проводного сечения можно воспользоваться готовыми таблицами, которые учитывают максимальную силу электротока для каждого стандартного диаметра жил с поправкой на температуру окружающей среды. Важно: эти таблицы справедливы только для коротких электроцепей.

Сечение провода, мм 2 Сила допустимого тока (А) в зависимости от температуры окружающей среды, С
20 30 50 80
0,5 17,5 16,5 14 9,5
0,75 22,5 21,5 17,5 12,5
1 26,5 25 21,5 15
1,5 33,5 32 27 19
2,5 45,5 43,5 37,5 26
4 61,5 58,5 50 35,5
6 80,5 77 66 47

Помните, что на каждые 1 мм 2 сечения — подключаемая нагрузка 10 А.

При подборе сечения также необходимо учитывать предельную длину проводника, который проложен от 12 В аккумулятора.

Ток, А Сечение кабеля, мм 2
1 1,5 2,5 4 6 10 16 25 35 50 75 100
1 7 10,91 17,65 28,57 42,86 70,6 109,1 176,5 244,9
2 3,53 5,45 8,82 14,29 21,4 35,3 54,5 88,2 122,4 171,4
4 1,76 2,73 4,41 7,7,14 10,7 17,6 27,3 44,1 61,2 85,7 130,4
6 1,18 1,82 2,94 4,76 7,1 11,7 18,2 29,4 40,8 57,1 87 117,6
8 0,88 1,36 2,2 3,57 5,4 8,8 13,6 22 30,6 42,9 65,25 88,2
10 0,71 1 1,76 2,86 4,3 7,1 10,9 17,7 24,5 34,3 52,2 70,6
15 0,73 1,18 1,9 2,9 4,7 7,3 11,8 16,3 22,9 34,8 47,1
20 0,88 1,43 2,1 3,5 5,5 8,8 12,2 17,1 26,1 35,3
25 1,14 1,7 2,8 4,4 7,1 9,8 13,7 20,9 28,2
30 1,4 2,4 3,6 5,9 8,2 11,4 17,4 23,5
40 1,8 2,7 4,4 6,1 8,5 13 17,6
50 2,2 3,5 4,9 6,9 10,4 14,1
100 1,7 2,4 3,4 5,2 7,1
150 2,3 3,5 4,7
200 2,6 3,5

Например, для подключения магнитолы на 15 А электроток и длину в 2 м оптимальным будет сечение 6 мм 2 .

Более точные расчеты для подбора сечения автопровода Вам помогут произвести наши специалисты.

Источник

Марка кабеля для аккумулятора

Наибольшая нагрузка на автомобильную аккумуляторную батарею и провода, соединяющие её с бортовой сетью, приходится на момент запуска двигателя. Кратковременные пики потребляемого стартером тока могут достигать нескольких сотен ампер, в зависимости от температуры и вязкости масла в системе смазки. Жёсткие условия эксплуатации проводов для аккумулятора предъявляют к ним определённые требования, в числе которых:

  • достаточное сечение, обеспечивающее малое падение напряжения при протекании стартерного тока;
  • надёжные клеммные зажимы для присоединения проводов к АКБ с малым переходным сопротивлением;
  • гибкость, исключающую возникновение изломов провода вследствие вибрации и периодического отключения АКБ;
  • устойчивость изоляции к высокой температуре под капотом и воздействию смазочных материалов.

При замене штатных проводов АКБ, а также проводов для «прикуривания» авто возникает вопрос — использовать ли готовые провода, купленные в магазине запчастей или изготовить их самостоятельно, отдельно купив кабель, наконечники и клеммные зажимы.

Второй вариант вполне доступен автомобилистам, имеющим некоторый навык электромонтажных работ, а с учётом риска приобретения некачественных готовых изделий, он может оказаться более предпочтительным.

Типы провода для аккумулятора

Провода, предназначенные для подключения непосредственно к выводам АКБ, могут быть стационарными или переносными. Стационарные являются частью системы электрической бортовой сети автомобиля, переносные служат для «прикуривания» или подключения сторонних потребителей: компрессора, вулканизатора, переносного светильника и т.п.

Стационарные провода АКБ относятся к стандартным изделиям, предназначенным для конкретной модели автомобиля. Они делятся на три типа:

  • провода для подключения к плюсовому выводу АКБ;
  • минусовые провода или провода «массы»;
  • перемычки для соединения АКБ между собой в автомобилях с 24-х вольтовой бортовой сетью.

Особенности конструкции проводов для АКБ

Провода для аккумулятора представляют собой жгуты определённой конфигурации с напрессованными клеммами и наконечниками.

Каждый из жгутов (плюсовой и минусовый) состоит из двух проводов различного сечения. Провода, предназначенные для соединения со стартером обычно выполняются сечением не менее 16 мм 2 и оборудованы медными наконечниками. Плюсовой провод, питающий остальных потребителей бортовой сети, может иметь площадь сечения 6 – 8 мм 2 и подключается к блоку предохранителей. Второй провод минусовой клеммы (также 6 – 8 мм 2 ) соединяется с кузовом автомобиля, то есть «массой».

При самостоятельном изготовлении, сечение стартерных проводов лучше увеличить до 35 мм 2 , а проводов «массы» и питающих блок предохранителей – до 10 мм 2 . Благодаря такому запасу уменьшится величина падения напряжения в проводах и облегчится запуск двигателя. При изготовлении комплекта особое внимание следует уделить монтажу клемм и наконечников. При некачественном обжатии, в местах их соединения с проводами может появиться значительное переходное сопротивление, которое вызовет локальный перегрев и оплавление изоляции. При большом сопротивлении проводов двигатель может и вовсе не завестись, так как напряжение на обмотке стартера будет слишком низким.

Для монтажа наконечника конец провода зачищают от изоляции и удаляют окисел с жилы при его наличии. Для опрессовки лучше использовать специальный пресс, но при его отсутствии можно использовать слесарные тиски. После обжатия в тисках гильзу наконечника можно накернить для улучшения контакта. Наконечники лучше взять медные лужёные, они не подвергаются окислению, как чистая медь. Гильзу наконечника плюсового провода следует защитить изоляционной трубкой, лучше термоусаживаемой. Это предотвратит от его случайного соприкосновения с корпусом автомобиля и короткого замыкания.

Провод АКБ — обзор марок

Рассмотрим наиболее распространённые марки проводов российского производства, использующиеся при монтаже автотракторной проводки.

ПВА. Данный тип провода предназначен для монтажа электрических цепей автомобильных транспортных средств. Медная токопроводящая жила высокой гибкости покрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, рассчитанной на напряжение до 48 вольт. Провод не распространяет горение при условии одиночной прокладки и устойчив к воздействию автомобильного топлива и масел.

Допустимый диапазон температуры при эксплуатации ПВА составляет от -40°С до +105°С. В ходе заводких испытаний провод выдерживает воздействие температуры +135°С в течение 96 часов.

ПГВА. Специализированный автомобильный провод. Медная многопроволочная жила имеет класс гибкости 3.

Менее устойчив к воздействию высокой температуры, допустимый диапазон которой от -50°С до +70°С. Поливинилхлоридная изоляция рассчитана на напряжение до 48 вольт.

КГ. Кабель КГ 1х35 мм 2 может применяться для изготовления аккумуляторных проводов для питания стартера автомобиля. Токопроводящая медная многопроволочная жила 5-го класса гибкости.

Наружная оболочка из резины РТИШМ обеспечивает работоспособность кабеля при напряжении до 660 вольт.

Особенности подключения проводов АКБ

При самостоятельном монтаже аккумуляторных проводов нелишней будет их дополнительная защита от механических повреждений с помощью пластиковой гофрированной трубки.

Не во всех моделях автомобилей минусовый провод непосредственно соединяется со стартером. В этом случае предполагается, что ток стартера к минусовой клемме протекает по деталям корпуса машины.

При переделке проводов лучше предусмотреть прямое подключение минуса к двигателю стартера. Это обеспечит наиболее надёжный контакт, наименьшее сопротивление стартерной электрической цепи, и как следствие более лёгкий запуск автомобиля.

Источник