Регулируемая деятельность субъектов естественных монополий
Ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути
Услуга по ледокольной проводке судов в акватории Северного морского пути поставляется при условии технической готовности атомного ледокола к выполнению требуемых операций, которая определяется графиком ремонтов, перезарядок ледоколов, присутствием ледоколов в пределах акватории Северного морского пути, выполнением договорных обязательств с контрагентами, в т.ч. в акватории Северного морского пути.
Технические характеристики действующих атомных ледоколов
Длина максимальная, м
Ширина максимальная, м
Пропульсивная мощность, МВт
Количество и номинальная мощность реакторов, МВт
Скорость хода, уз.
Автономность плавания, месс.
Перечень информации и документов, которые должен предоставить контрагент для заключения договора на оказание услуги по ледокольной проводке судов по трассам Северного морского пути:
- устав;
- приказ о назначении руководителя;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство ОГРН;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- уведомление о присвоении статистических кодов;
- карточка предприятия с указанием следующих реквизитов: адресов (юридического и почтового), телефонов, факсов, адресов электронной почты и банковских реквизитов;
Ссылки на нормативные акты, регулирующие оказание услуг по ледокольной проводке на трассах Северного морского пути:
Источник
Северный морской путь
Атомный ледокольный флот – ключевое звено в обеспечении геополитических интересов России в Арктике
В условиях обострившейся международной конкуренции в борьбе за ресурсы арктического шельфа существенно возрастает значение российского атомного ледокольного флота, как наиболее эффективного инструмента обеспечения транспортной и хозяйственно-экономической деятельности в Арктической зоне. Следует особо отметить, что только благодаря созданию мощных атомных ледоколов атомоходом «Арктика» в 1977 г. впервые в мире в активном плавании была достигнута географическая точка Северного полюса.
С помощью ледоколов типа «Арктика», начиная с 1978 года был осуществлён переход к круглогодичной навигации в Западном районе Арктики. Потребность в переходе к круглогодичной навигации была обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения жизнедеятельности и развития Норильского промышленного района. Учитывая мелководность подходов к расположенному в р. Енисей порту Дудинка, были спроектированы и построены специализированные атомные ледоколы с малой осадкой – «Таймыр» и «Вайгач». Параллельно с этим, для перевозки грузов Норильского комбината строились суда усиленного класса – а/лв «Севморпуть», серии судов типа «Норильск», «Дмитрий Донской»; проводилось переоснащение современным оборудованием системы навигационно-гидрографического обслуживания работы флота, расширение и реконструкция Дудинского порта. На реализацию программы перехода к круглогодичной навигации государством было затрачено примерно 200 млрд. долларов (в ценах 1975 г.)
Параллельно с открытием круглогодичной навигации в западной Арктике, за счёт участия мощных линейных атомных ледоколов, шёл процесс расширения до 6 месяцев продолжительности навигации в Восточном районе Арктики, освоение новых трасс плавания ледоколов и проводки судов по высокоширотным и приполюсным маршрутам, в том числе за пределами исключительной экономической зоны в Российском секторе Арктики.
По заключению специалистов в области макроэкономики, начиная с 40-х годов прошлого столетия, транспортная активность на Северном морском пути служила наиболее чутким индикатором состояния экономики государства в целом. Спад в объёмах грузоперевозок по Севморпути с 6,7 миллионов тонн (1987 г. ) до 1,4 миллиона тонн в 1998 г. подтверждает выводы специалистов. После 2000 г. наметилась тенденция к увеличению объёмов морских перевозок в Арктике, в течение 2005-2007 г.г. эти объёмы превысили 2 млн. тонн. Согласно статистике, общий объем перевозок грузов за 2018 год через порты и пункты в Акватории Северного морского пути (без учета транзита), составил 19,6 млн. тонн. Наибольшую долю в объеме составляют перевозки из Обской губы: п. Сабетта (вывоз СПГ, СГК) и м. Каменный (сырая нефть). В связи с отмечаемым ростом транспортной активности на Северном морском пути востребованность атомного ледокольного флота будет увеличиваться.
Немаловажным фактором увеличения востребованности мощных линейных атомных ледоколов является наметившийся в 2008 г. перелом в ходе климатических процессов формирования ледяного покрова в Арктике. К началу полярной зимы 2008 г. площадь распространения льдов в морях Арктики и центрального арктического бассейна увеличилась на 1 миллион квадратных километров по сравнению с аналогичным показателем 2007 г. Согласно исследованиям ожидаемого состояния морских арктических льдов с использованием передовых методов климатического прогнозирования, до 2050 года общая площадь ледяного покрова Северного Ледовитого океана практически не изменится, имеется лишь слабая тенденция к сокращению площади, изменения в распределении морского льда также не произойдет и условия в арктических морях будут близкими к современным.
С точки зрения потенциальных запасов углеводородов, минерального сырья и других полезных ископаемых значение Арктической зоны для России трудно переоценить. Северный морской путь, как национальная транспортная коммуникация России в Арктике, имеет исключительно важное значение для обеспечения дальнейшего развития экономики северных регионов и государства в целом.. Помимо этого, в перспективе — это высокоширотная транзитная Арктическая судоходная магистраль, которая может служить альтернативой существующим межконтинентальным транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейна через Суэцкий и Панамский каналы.
Трассы Северного морского пути пролегают на акваториях арктических морей и южной части Северного ледовитого океана в пределах исключительной экономической зоны России в Арктике, которая простирается на 200 морских миль к северу от побережья и островов морей Российской Арктики). Помимо этого, Россия претендует на участок арктического морского шельфа площадью 1,2 миллиона квадратных километров в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева в Северном ледовитом океане.
Официальными претендентами на ресурсы арктического шельфа и дна Северного ледовитого океана являются США, Канада, Дания, Норвегия и Исландия. Активный интерес к Арктике проявляют Германия, Япония, Индия и Китай. Многие из этих стран проводят политику пересмотра границ экономических зон в Арктике. На выполнение научных программ по изучению гидрометеорологического режима Арктики, геофизические и геологические исследования страны Европейского союза и США затрачивают ежегодно примерно по 1 млрд. долларов.
Характерно, что для целей производства научных исследований в Арктике привлекаются российские ледоколы и суда. Примером может служить рейс ледокола «Капитан Драницын» с экспедицией Университета Аляски в 2008 году.
В этих условиях Россия, в целях обеспечения своих геополитических интересов, должна постоянно поддерживать активное присутствие в этом регионе. Это присутствие выражается в проведении научных исследований, разведке и добыче полезных ископаемых, обеспечении морских грузоперевозок с использованием ледоколов и специализированных ледокольно-транспортных судов.
В настоящее время Россия является мировым лидером в области применения атомного ледокольного флота для решения транспортных задач в морях Арктики и неарктических замерзающих морях. Одним из наиболее перспективных направлений деятельности Росатомфлота в последние годы стала транзитная навигация по трассам Северного морского пути. Севморпуть имеет исключительно важное экономическое значение как на национальном, так и на международном уровне. Например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль. Через Суэцкий канал – более 12 тыс. миль. Длительность транзита – 18 против 37 дней соответственно.
3 января 2017 года впервые в истории арктической навигации атомный ледокол Росатомфлота «50 лет Победы» успешно завершил сверхпозднюю транзитную проводку каравана из трех судов с различными техническими характеристиками.
Переход от Берингова пролива до Обской губы занял в общей сложности две недели.
«Экипаж атомного ледокола «50 лет Победы» продемонстрировал высокое мастерство в деле обеспечения безопасной ледовой проводки, — говорит директор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов. – Полярная ночь, непростая ледовая обстановка и караван из судов разного типа значительно осложняли проводку. Сверхпоздний транзитный рейс наглядно продемонстрировал, что с вводом в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов Росатомфлот будет готов обеспечить круглогодичную навигацию на всей акватории Северного морского пути.
21 декабря 2016 года в Чукотском море в районе Берингова пролива атомный ледокол Росатомфлота взял под проводку модулевоз «AUDAX», сухогруз «Арктика-1» и танкер «Штурман Овцын». Первые два судна следовали в порт Сабет-та с грузом для строительства завода «Ямал СПГ» по производству сжиженного природного газа, третье — за нефтью ктерминалу Новопортовского месторождения в район мыса Каменный. Рейс продлился две недели и завершился 3 января 2017 года.
Для успешной конкуренции в Арктике России необходимо не упускать этого лидерства и постоянно развивать и совершенствовать атомный ледокольный флот, как ключевое звено инфраструктуры функционирования Северного морского пути.
Для этих целей актуальным является строительство двухосадочных ледоколов нового поколения, способных одинаково успешно работать на морских и речных участках Северного морского пути.
Источник
Почти два десятка судов застряли во льдах на Севморпути
В акватории Северного морского пути (СМП) оказались заблокированы во льдах 18 судов. Все они простаивают в вынужденном дрейфе, ожидая подхода атомных ледоколов, которые должны вывести их из ледового плена.
По данным администрации СМП на 12.00 мск 19 ноября:
В районе Певека дрейфовали «Полар Кинг» (принадлежит «Эко Шиппинг»), «Ямал Ирбис» («Севнор Логистик»), «Юрий Аршеневский» (Мурманское морское пароходство) и «Инженер Трубин» (Северное морское пароходство)
В районе бухты Север (Енисейский залив) находятся «Селенга» (Сахалинское морское пароходство, SASCO), а в районе Карских Ворот — «Михаил Сомов» (Гидрометфлот), «Владимир Русанов» (Хатангский морской торговый порт), «Георгий Ушаков» (Хатангский морской торговый порт), «Механик Пустошный» (Северное морское пароходство), «Арктика-1» (Реском-Тюмень)
В районе мыса Дежнева застряли во льдах Vitus Bering (Мурманский губернский флот), Nordic Nuluujaak, UHL Fusion, Nordic Qinngua
В районе мыса Желания дрейфуют «Северный проект» (Арктическое морское пароходство, ASCO), Kumpula (ESL Shipping, Финляндия)
У острова Диксон стоит судно ПАК (Ленское объединенное речное пароходство)
В соответствии с последним прогнозом, размещенным на сайте администрации Севморпути со ссылкой на данные Росгидромета, на всем протяжении СМП тип ледовых условий заявлен как «легкий». «Ведомости» направили запрос в Росгидромет. «Ведомости» также направили запросы в судоходные компании, Минтранс и администрацию Севморпути.
В действительности сегодня ледовая обстановка не соответствует прогнозам, отмечает источник «Ведомостей», близкий к «Росатому» (оператор СМП). По его словам, суда «встают в лед» и не могут идти самостоятельно. Собеседник «Ведомостей» поясняет, что в прошлые годы в это время ледовая обстановка была простой, поэтому на этот ноябрь ряд судовладельцев не стали заказывать ледокольную проводку. «Но погода резко изменилась, прогноз Росгидромета оказался неточен», – говорит он.
Гендиректор «Атомфлота» (структура «Росатома») Мустафа Кашка отметил, что в 2021 г. процесс ледообразования в определенных районах акватории СМП начался на две недели раньше, впервые за последние семь лет. «Фактически уже с начала ноября на некоторых участках движение без ледокольной проводки невозможно. Несмотря на это, предприятие выполняет свои контрактные обязательства и обеспечивает безопасное мореплавание в акватории Севморпути», – передал он «Ведомостям» через представителя «Атомфлота».
Зачем России Севморпуть
Северный морской путь пролегает вдоль северных берегов России и соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек. Его протяженность составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения. Навигация в восточном секторе СМП зимой сейчас невозможна без ледокольной проводки (толщина льда здесь достигает 3 м).
Проект перехода на круглогодичную навигацию по Севморпути является стратегическим для России. По данным Минвостокразвития, это позволит сделать СМП полноценной альтернативой Суэцкому каналу, сократив более чем на 30% морской путь из Европы в Азию. К 2030 г. Россия рассчитывает создать на базе СМП международный транспортный коридор с грузопотоком в 160 млн т в год против 33 млн т по итогам 2020 г. В сентябре 2021 г. глава «Росатома» Алексей Лихачев говорил, что по итогам года может быть преодолен рубеж в 35 млн т.
Представитель «Росатома» сказал «Ведомостям», что уже создан оперативный штаб для разрешения ситуации на СМП и начались мероприятия по ее исправлению. До конца декабря все проблемы с проводкой судов будут решены, а северный завоз будет выполнен в полном объеме, добавил он.
По данным «Атомфлота», сегодня в акватории СМП работают три атомных ледокола: «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». В начале декабря к ним присоединится атомоход «50 лет Победы», а затем – головной универсальный атомный ледокол «Арктика» (проект 22220; по данным «Ведомостей», ледокол пока находится на Балтике).
По информации «Атомфлота», 20 ноября атомный ледокол «Вайгач» завершит транзитную проводку по СМП каравана, состоявшего из пяти теплоходов: UHL Fusion, Golden Pearl, Golden Suek , Nordic Qinngua, Nordic Nuluujaak. В районе мыса Дежнева суда начнут движение без ледокольной проводки. После этого «Вайгач» проследует к рейду Певека, где будет сформирован караван из трех судов («РЗК Константа», «Турухан», «Григорий Шелихов») для дальнейшей проводки в западном направлении. В районе Новосибирских островов к ним присоединятся теплоходы Kumpula, «Селенга», «Владимир Русанов», «Северный проект», «Механик Пустошный».
Источник «Ведомостей» уточнил схему проводки. Караван, который заберет от Певека «Вайгач», будет доведен до Новосибирских островов. Там атомный ледокол заберет часть застрявших во льдах судов и поведет их на восток. «Ямал» проведет до Певека «Юрия Аршеневского» и потом вернется к Новосибирским островам за оставшимися там судами, чтобы вести их на запад. Кроме того, в Певек будет возвращен с грузом северного завоза атомный лихтеровоз «Севморпуть», который сейчас следует во Владивосток, говорит собеседник «Ведомостей». По его оценке, ситуация на СМП будет разрешена к Новому году.
Сейчас объективно существует достаточно серьезный дефицит ледокольного сопровождения, и в ситуации, когда оно не заказано заранее, оперативно его получить непросто. По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в целом к проходу через СМП уже на этапе подачи заявки не допускаются суда, чей ледовый класс без ледокольной проводки не позволяет безопасно осуществлять проход по СМП. При этом заявка подается за 15 суток до прохода по маршруту. «Тем не менее риски появления блуждающих льдов присутствуют. В этой связи предусмотрена помощь ледокола, но его ожидание может составить от 1 до 12 суток. Кроме того, необходимо будет доплатить за проводку», – пояснил он. Таким образом, если проблема возникает, то решить ее можно, только дополнительно заплатив за услуги ледокольного флота, говорит Гришунин.
Гендиректор мультимодального экспедитора Alltrucks Михаил Мезенцев отмечает, что когда ледовая обстановка на СМП становится нестабильной, возникает дефицит ледокольного сопровождения, и такие ситуации повторяются практически каждый год. На помощь экстренно направят ледоколы и ситуация быстро разрешится, считает он. Мезенцев также пожаловался на неточность прогнозов Росгидромета: «[Точность прогнозов] как и в Москве: обещали дожди, а светит солнце».
По его мнению, если Россия хочет развивать СМП, чтобы контейнеровозы шли не вокруг Африки, не по deep sea (перевозка грузов на дальние расстояния по океану. – «Ведомости») вместо Севморпути, то проводку должно обеспечить большое количество ледокольного транспорта, причем преимущественно именно атомные ледоколы.
По словам генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, предотвратить подобные проблемы в будущем поможет ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Сибирь», приемка которого запланирована до конца 2021 г.
В состав российского атомного ледокольного флота в настоящее время входят пять атомных ледоколов – «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» и «Арктика». Также есть атомный контейнеровоз «Севморпуть». В конце июля замгендиректора корпорации Кирилл Комаров рассказал журналистам, что «Росатом» планирует заказать шесть дополнительных ледоколов, чтобы обеспечить экспорт российских углеводородов и международный транзит на Севморпути к 2030 г. Это атомные ледоколы серии 22220 типа «Арктика» мощностью 60 МВт, еще четыре – ледоколы на сжиженном природном газе.
Как писали «Ведомости», в начале августа «Росатом» подготовил концепцию единой платформы цифровых сервисов для Севморпути стоимостью 2,9 млрд руб., которая позволит более точно прогнозировать ледовую обстановку и строить маршруты для прохода судов. Она включает в себя общую архитектуру системы, определяет основных пользователей и поставщиков информации. К платформе также планируется подключить федеральные органы исполнительной власти – подведомственный Минтрансу Росморречфлот, а также Морспасслужбу, Росгидромет, МЧС и ряд других.
В подготовке статьи участвовала Анастасия Львова
Источник