Ледокольная проводка судов что это такое
VIII. Правила ледокольной проводки судов
177. В целях обеспечения навигационной доступности морского порта и обеспечения безопасности мореплавания в условиях льдообразования в морских портах и на подходах к ним осуществляется ледокольная проводка судов.
178. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов, ограничения для судов по режиму ледового плавания в акватории морского порта и на подходах к нему устанавливаются капитаном морского порта в соответствии с обязательными постановлениями.
179. В период ледокольной проводки капитаном морского порта определяется точка формирования каравана или точка начала ледокольной проводки, от которой осуществляется ледокольная проводка судов к местам якорных стоянок в акватории морского порта или к местам постановки судов к причалам, а также в обратном направлении в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту.
180. В период ледокольной проводки капитан морского порта должен сообщать капитанам судов о ледовой обстановке в морском порту и на подходах к морскому порту и объявлять типы судов (в соответствии с ограничениями по режиму ледового плавания), освобожденных от ледокольной проводки и допущенных к ней, а при получении заявки на ледокольную проводку сообщать координаты начала и очередность ледокольной проводки судна.
181. Судно, подлежащее ледокольной проводке, должно иметь ледовый класс, присвоенный классификационным обществом и соответствующий ограничениям по режиму ледового плавания, установленным капитаном морского порта в соответствии с пунктом 178 настоящих Общих правил.
182. Ледокольная проводка судна осуществляется при следующих условиях:
на судне должен находиться достаточный для перехода запас топлива, пресной воды, продовольствия, аварийного снабжения в соответствии с установленными нормами;
судовые водоотливные средства должны быть исправны;
судно должно иметь исправную приемо-передающую радиоустановку, радионавигационные приборы, ледовый (поисковый) прожектор;
судовая энергетическая установка и винто-рулевой комплекс должны находиться в состоянии, обеспечивающем возможность маневрирования судна в ледовых условиях при следовании за ледоколом;
якорное, швартовное и буксирное устройства должны быть исправны и готовы к возможному использованию;
капитан судна должен подтвердить готовность судна и экипажа к ледокольной проводке.
При невыполнении этих условий капитан морского порта вправе отказать судну в ледокольной проводке.
183. Суда, идущие за ледоколом, должны соблюдать место в караване и заданную дистанцию, установленные капитаном ледокола. Суда должны быть готовы дать немедленно полный ход назад. Если судно начинает двигаться назад, руль должен находиться в положении «Прямо».
184. Буксируемое ледоколом судно должно выдерживать режим работы судовой пропульсивной установки, указанный ледоколом, а также должно быть постоянно готово изменить режим работы судовой пропульсивной установки (в том числе дать полный ход назад) или отдать буксир по указанию ледокола.
185. Время и порядок следования судов через лед, а равно и число проводимых одновременно судов определяются капитаном морского порта по согласованию с капитаном ледокола.
Очередность ледокольной проводки устанавливается в соответствии с суточным графиком движения и расстановки судов в морском порту.
186. Капитан судна, следующего во льду за ледоколом, подчиняется указаниям капитана ледокола, относящимся к движению во льду, и действует в соответствии с ними.
187. Суда, следующие за ледоколом во льду, должны руководствоваться сигналами в соответствии с пунктами 188 — 192 настоящих Общих правил, подаваемыми ледоколом звуковыми средствами или по радиосвязи. Указания ледокола, переданные с помощью этих сигналов, выполняются судами немедленно.
Любой сигнал, поданный ледоколом или другим судном, должен дублироваться каждым позади идущим судном последовательно, начиная с судна, ближайшего к ледоколу или к судну, подавшему сигнал.
188. Сигналы, используемые при ледокольной проводке в соответствии с Международным сводом сигналов, приведены в приложениях N 5 и 6 к настоящим Общим правилам.
189. Сигнал «Кило» (тире, точка, тире), передаваемый звуковыми и световыми средствами, может быть использован ледоколом для напоминания судам об их обязанности вести непрерывное наблюдение за радиосигналами.
190. Сигнал «точка, точка, тире, точка, точка», переданный с ледокола, означает: «Прекратите продвижение вперед» и дается только судну, находящемуся в ледовом канале впереди ледокола и приближающемуся или удаляющемуся от него. Этот же сигнал, переданный с судна на ледокол, означает: «Я прекратил движение вперед». Указанный сигнал не должен передаваться по радио.
191. В случае аварийной ситуации и при необходимости срочно изменить режим движения идущих в караване судов переданные по радио команды «Уменьшите ход», «Немедленно остановите судно» и «Мои движители работают на задний ход» обязательно дублируются соответствующими звуковыми сигналами.
192. При ледокольной проводке дополнительно могут применяться двухбуквенные сигналы:
WM «Уиски Майк» — ледокольная проводка сейчас начнется, используйте специальные сигналы для связи между ледоколами и проводимыми судами и ведите непрерывное наблюдение за звуковыми, зрительными и радиосигналами;
WO «Уиски Оскар» — ледокольная проводка окончена, следуйте по назначению.
193. Использование при ледокольной проводке сигналов в соответствии с пунктами 188 — 192 настоящих Общих правил не освобождает суда от выполнения требований МППСС-72.
Источник
Регулируемая деятельность субъектов естественных монополий
Ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути
Услуга по ледокольной проводке судов в акватории Северного морского пути поставляется при условии технической готовности атомного ледокола к выполнению требуемых операций, которая определяется графиком ремонтов, перезарядок ледоколов, присутствием ледоколов в пределах акватории Северного морского пути, выполнением договорных обязательств с контрагентами, в т.ч. в акватории Северного морского пути.
Технические характеристики действующих атомных ледоколов
Длина максимальная, м
Ширина максимальная, м
Пропульсивная мощность, МВт
Количество и номинальная мощность реакторов, МВт
Скорость хода, уз.
Автономность плавания, месс.
Перечень информации и документов, которые должен предоставить контрагент для заключения договора на оказание услуги по ледокольной проводке судов по трассам Северного морского пути:
- устав;
- приказ о назначении руководителя;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство ОГРН;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- уведомление о присвоении статистических кодов;
- карточка предприятия с указанием следующих реквизитов: адресов (юридического и почтового), телефонов, факсов, адресов электронной почты и банковских реквизитов;
Ссылки на нормативные акты, регулирующие оказание услуг по ледокольной проводке на трассах Северного морского пути:
Источник
Правила проводки судов ледоколами.
Общие вопросы, регулирующие ледокольную проводку, изложены в “Правилах проводки судов ледоколами”. Основные положения правил состоят в следующем. Заявки на ледокольную проводку направляются в порту начальнику порта, а в море — капитану ледокола. Они подаются за 48, 24,12 и 4 ч до подхода судна к кромке льда. Судно, подлежащее проводке, должно, как правило, иметь ледовый класс и быть подготовлено к ледокольной проводке. В первую очередь проводятся суда военные, суда почтово-пассажирские и суда с таким грузом, относительно которого сделаны особые указания о срочности, а затем все остальные суда в порядке очередности прибытия их к кромке льда или готовности к выходу из порта. Время , порядок следования судов через лед и число проводимых одновременно судов определяются в порту начальником порта, а в море — капитаном ледокола. Капитан судна, следующего во льду за ледоколом, подчиняется указаниям капитана ледокола. В случае невыполнения распоряжений, капитан ледокола вправе отказать судну в проводке. Суда, идущие за ледоколом, не должны обгонять друг друга и быть готовы дать немедленно полный ход назад. Когда судно начинает двигаться назад, руль должен быть в положении “Прямо”. При буксировках во льдах судно должно строго соблюдать заданный с ледокола режим работы машины и должно быть постоянно готовым к немедленной отдаче буксира, а также дать полный ход назад. Ни ледокол, ни его владелец или фрахтователь не несут ответственности за повреждения и другие убытки, причиненные проводимому судну во время ледовой проводки и связанные с этой проводкой маневрами. В правилах приводятся международные сигналы для связи между ледоколом и проводимыми судами и порядок их использования. Основными сигналами являются:
А ( алфа · — ) — идите вперед ( следуйте по ледовому каналу);
G( голф — — · ) — я иду вперед, следуйте за мной;
J( джулиэт · — — — ) — не следуйте за мной ( следуйте по ледовому каналу);
Р( папа · — — · ) — уменьшите ход;
N ( новэмбэр — · ) — застопорите движители;
Н( хотэл · · · · ) — дайте обратный ход движителям;
L( лима · — · · ) — немедленно остановите судно;
4 ( картэфоур · · · · — ) — стоп, я застрял во льду;
Q( кэбэк — — · — ) — сократите расстояние между судами;
В ( браво — · · · ) — увеличьте расстояние между судами;
5 ( пантафайв · · · · · ) — внимание;
Y( янки — · — — ) — приготовтесь принять ( отдать ) буксир.
Приведенные сигналы подаются звуковыми или иными средствами, в том числе и по радио. Любой сигнал, кроме сигнала 12, поданный ледоколом или другим судном, повторяется каждым позади идущим судном, последовательно, начиная с судна, ближайшего к ледоколу или к судну, подавшему сигнал. Повторение сигнала означает его исполнение ( например, повторение сигнала L означает — я останавливаю судно). В случае аварийной ситуации, когда возникает необходимость срочно изменить режим движения идущих за ледоколом судов, переданные по радио команды “Уменьшите ход”, “Немедленно остановите судно” и “Мои движители работают на задний ход” ( сигналS —сиэра · · ·, в соответствии с МППСС) обязательно дублируются соответствующими звуковыми сигналами.
Использование сигналов для связи между ледоколом и судами не освобождает никакое судно от выполнения МППСС.
Источник
9.4. ПРОВОДКА КОРАБЛЕЙ ЛЕДОКОЛАМИ
Основные принципы построения каравана
Проводка кораблей (судов) ледоколами осуществляется в составе каравана. Различают два вида караванов:
— простой — кильватерная колонна кораблей (судов), следующая за одним ледоколом;
— сложный, в котором проводка осуществляется несколькими ледоколами.
Количество кораблей в караване и их построение зависят от возможностей ледокола в данной обстановке и особенностей каждого проводимого корабля. Общая длина каравана, а следовательно, и количество проводимых кораблей определяются длиной и шириной канала, остающегося за ледоколом. С ухудшением ледовых условий необходимо уменьшить длину каравана за счет уменьшения дистанций между кораблями, а когда это становится невозможным,— уменьшить число кораблей в караване.
В арктических льдах сплоченностью до 5—6 баллов караван, как правило, состоит из трех-четырех кораблей (судов). При сплоченности льда около 7 баллов число проводимых кораблей обычно не превышает двух-трех. При сплоченности свыше 8 баллов ледокол может проводить один, редко два корабля. Увеличение числа проводимых кораблей возможно только при наличии второго (вспомогательного) ледокола путем сформирования сложного каравана.
При проводке в сплошном неподвижном льду, как это имеет место в замерзающих морях средних широт, наиболее целесообразно ставить за ледоколом самый широкий корабль, а последующие — в порядке уменьшения их ширины. При арктических проводках, которые, как правило, характеризуются наличием дрейфующих льдов различной сплоченности и толщины и частыми изменениями ледовой обстановки, сразу за ледоколом обычно ставят корабли со слабым корпусом или маломощные суда. В конце каравана и вперемежку между слабыми судами обычно ставят наиболее мощные и прочные, а тем более приспособленные для ледового плавания суда, которые смогут не только самостоятельно двигаться, но в случае необходимости и оказать некоторую помощь впереди идущим.
При проводке подводных лодок, как правило, формируется сложный караван. Несмотря на наличие широкого канала после линейного ледокола, остающиеся в канале большие льдины представляют опасность для подводных лодок, которые поэтому следует ставить в середине каравана за вспомогательным ледоколом или за судном ледового плавания.
Дистанция до ледокола и между проводимыми кораблями обычно составляет:
— во льдах сплоченностью 4—5 баллов — от 1,5 до 2,5 каб;
— во льдах сплоченностью 5—б баллов — от 1 до 1,5 каб;
— во льдах сплоченностью 7—8 баллов — до 1 каб;
— во льдах сплоченностью более 8 баллов — до 0,5 каб и менее.
Средние скорости проводки колеблются от 4 —6 уз (во льдах сплоченностью 5—6 баллов) до 1—2 уз (во льдах сплоченностью 7—9 баллов). Ледоколы типа «Ленин» и «Москва» в однолетних льдах сплоченностью до 7—9 баллов могут осуществлять проводку со скоростью 8—9 уз, но в этом случае имеется опасность повреждения корпуса идущего за ледоколом корабля крупными льдинами, всплывающими в канале.
Некоторые приемы работы ледоколов
В тяжелых ледовых условиях для расширения канала во льду применяется метод «елочка» (рис. 9.1), когда ледокол наносит удары в лед с небольшим разворотом вправо и влево.
При проводке каравана этапами второй (вспомогательный) ледокол в сложном караване располагается сразу за ведущим ледоколом, который в этом случае не связан непосредственно проводкой каравана и оказывает помощь кораблям на наиболее тяжелых участках.
В случае дрейфа или сжатия льда караван проводится методом «на откол» (рис. 9.2). Ледоколы идут параллельными курсами строем фронта или уступа под ветер в расстоянии 1—2 каб один от другого. Караван следует в кильватер наветренному ледоколу, канал от которого дольше остается чистым.
В случае застревания одного из кораблей каравана ледокол производит его околку. Если застрял корабль, идущий непосредственно за ледоколом, то обычно применяют способ околки кормой (на заднем ходу). При этом маневре, как правило, бывает достаточно, чтобы корма ледокола прошла за середину окалываемого корабля или наиболее широкую его часть.
Околка носом (на переднем ходу) применяется, когда взаимное положение застрявшего корабля и ледокола не позволяет производить околку кормой, а также при необходимости околки кораблей всего каравана. Маневр требует значительно больше времени и представляет большую опасность для проводимых кораблей, так как проход в непосредственной близости от них ледокола создает угрозу навала или повреждения льдинами. Околку как кормой, так и носом обычно производят с подветренной стороны. При этом корабль давлением ветра и льда со стороны наветренного борта сдвигается в пробитый ледоколом канал.
Эффект околки тем выше, чем ближе к борту проводимых кораблей маневрирует ледокол. Окалываемый корабль должен работать винтами, что предохраняет винты и руль от повреждений льдинами.
Правила для судов, проводимых ледоколами через лед
Указанные Правила ежегодно объявляются в выпуске № 1 «Извещений мореплавателям» ГУ МО.
При проводке ледоколом командир корабля в вопросах, касающихся плавания во льду, подчиняется капитану ледокола (§ 5 и 12 Правил). Перед ответственной проводкой капитан ледокола обычно собирает и инструктирует командиров (капитанов) кораблей (судов) каравана. Во время проводки взаимная информация о своих действиях и передача приказаний капитана ледокола производится звуковой и визуальной сигнализацией и по радио (§ 23.6).
При движении во льду проводимый корабль должен следовать строго в кильватер ледоколу (впереди идущему кораблю), не выходя из пробитого канала. При встре-че с крупной льдиной необходимо стопорить ход и принимать ее удар на форштевень. Повороты должны выполняться без выхода из капала, с соблюдением тех же правил и рекомендаций, что и при самостоятельном плавании. Обгон во время проводки запрещен (§ 6 Правил).
Корабли должны удерживать свое место в караване и соблюдать установленные капитаном ледокола дистанции. Малые дистанции между кораблями требуют от командира корабля и всех членов экипажа, участвующих в управлении кораблем (рулевых, машинистов, мотористов и т. д.) повышенной внимательности и предельной слаженности действий. Организация мостика должна обеспечить немедленное принятие энергичных мер для предотвращения столкновения.
Следует предвидеть возможность резкого уменьшения скорости впереди идущего корабля (ледокола) и его застревания во льду. Поэтому каждый корабль всегда должен быть готов немедленно дать задний ход (§ 7 Правил). Если полностью погасить инерцию корабля дачей самого полного хода назад не представляется возможным, следует одновременно направить форштевень в сторону кромки канала во избежание удара в корму ледокола.
При вынужденной остановке каравана, например в случае застревания одного из кораблей, остальные не должны надолго останавливаться, так как канал затягивается льдом и постепенно замерзает. В таких случаях рекомендуется двигаться на небольшом участке канала вперед и назад или работать малым передним ходом на упор.
Источник