Ледокольная проводка судов в порты Азовского моря будет осуществляться с использованием двух ТФК
Такая схема значительно повышает уровень безопасности
В зимнюю навигацию 2020-2021 годов ледокольная проводка судов в порты Азовского моря будет осуществляться с использованием двух точек формирования каравана (ТФК). Такая практика успешно зарекомендовала себя на протяжении последних семи лет, передал корреспондент ИАА «ПортНьюс».
Как пояснил начальник ИГПК морского порта Таганрог Александр Даниленко, прибывшие суда будут ожидать в ТФК-1 в Керченском проливе. После включения в список конкретного каравана сухогрузы получают разрешение на движение на кромку льда – в ТФК-2 для встречи с ледоколом.
«Такая схема позволяет контролировать количество судов в море, и значительно повышает уровень безопасности», — добавил Александр Даниленко во время регионального совещания, посвященного организации ледокольной проводки судов в морские порты Азовского моря и на подходах к ним.
Напомним, по информации начальника Ростовского гидрометцентра ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» Елены Назаровой, продолжительность ледового периода 2020-2021 годов в Азовском море ожидается в пределах 87-90 дней.
Добавим также, для усиления флота в ледовую навигацию в Азовском море в порт Азов из порта Астрахань прибыл ледокол «Капитан Мецайк» Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт».
Ссылки по теме:
Продолжительность ледового периода 2020-2021 годов в Азовском море составит 87-90 дней – прогноз Ростовского гидрометцентра >>>>
В порт Азов из Астрахани прибыл ледокол «Капитан Мецайк» >>>>
Источник
При ледокольной проводке судов в порты Азовского моря используют две ТФК
Такая схема значительно повышает уровень безопасности
В зимнюю навигацию 2021-2022 годов ледокольная проводка судов в порты Азовского моря будет осуществляться с использованием двух точек формирования каравана (ТФК). Такая практика успешно зарекомендовала себя на протяжении последних лет. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом рассказал начальник ИГПК морского порта Таганрог Александр Даниленко во время регионального совещания, посвященного организации ледокольной проводки судов в морские порты Азовского моря и на подходах к ним.
Он пояснил, что прибывшие суда будут ожидать в ТФК-1 в Керченском проливе. После включения в список конкретного каравана сухогрузы получают разрешение на движение на кромку льда – в ТФК-2 для встречи с ледоколом. Такая схема позволяет контролировать количество судов в море, и значительно повышает уровень безопасности.
«Есть один проблемный вопрос, который возник в конце прошлой навигации. Вплотную к рекомендованному пути следования примыкают районы стрельб ВМС. Они временные. Но постоянно переиздаются навигационные предупреждения. И как бы по факту они являются постоянными. В результате практически вся восточная часть моря стала недоступной для судоходства, что крайне затрудняет использование схемы движения с двумя точками формирования», — добавил Александр Даниленко.
В среднестатистические зимы промежуточная точка формирования ТФК-2 находится южнее Косы Еленина, данный район является наилучшим по условиям стоянки.
«Если стрельбы будут продолжаться в заявленных районах, то ее использование будет невозможным и придется начинать движение просто от ТФК-1, караваны будут растягиваться. Ну и такая схема будет менее эффективной», — пояснил докладчик.
Источник
Ледокольный флот в Азовском море работает на пределе своих возможностей – эксперт
В условиях увеличивающегося судопотока ледокольный флот в Азовском море работает на пределе своих возможностей. Как передает региональный корреспондент ИАА «ПортНьюс», такую оценку дал начальник ИГПК СКМП Таганрогского филиала ФГБУ «АМП Азовского моря» Александр Даниленко на расширенном совещании по итогам периода ледокольных проводок судов в российских морских портах Азовского моря, состоявшемся 27 марта 2017 года в Ростове-на-Дону.
По его мнению, для обеспечения стабильности и безопасности ледокольных проводок необходимо осуществить ряд мероприятий. В частности, назрела необходимость увеличения числа как линейных, так и портовых ледоколов, способных эффективно работать в условиях Нижнего Дона, на акваториях портов Азов и Ростов-на-Дону.
Это мнение поддержал капитан ледокола «Капитан Демидов» Владимир Лаврешин, отработавший в эту зиму свою 19-ю навигацию на ледоколе.
«Если сравнивать с прошлыми годами, то этой зимой значительно возрос судопоток. Такого количества судов я, честно говоря, не помню за все время работы на ледоколе. Если раньше водили караваны из 10-15 судов, то сейчас дошло до 40 единиц! И это является обычной рядовой практикой», — рассказал капитан «Капитана Демидова».
Он также отметил, что возраст большинства судов превышает 30 лет, что плохо влияет на качественный состав каравана и значительно усложняет проводку при большом количестве судов в караване.
«Несмотря на то, что Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» ответственно выполняет свои должностные обязанности и содержит линейные ледоколы, которым уже больше 30 лет, и портовые (у некоторых срок службы – 60 лет) в исправном состоянии, необходимо радикальное обновление ледокольного флота с учетом возросшего судопотока в порты Азовского моря», — подчеркнул Лаврешин.
Александр Даниленко напомнил, что, согласно плану расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов 2016-2017 годов, утвержденного Росморречфлотом, в Азовском море были задействованы четыре линейных ледокола («Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», «Капитан Демидов» и «Капитан Крутов»), а также портовые ледоколы и буксиры («Кама» — в порту Таганрог, «Капитан Харчиков» и «Фанагория» — в портах Ростов-на-Дону и Азов, «Техфлотец» и «Колгуев» — в Ейске»).
Кроме того, планом предусматривалось привлечение при необходимости дополнительных ледокольных сил: многофункционального спасательного судна «Спасатель Демидов», находящегося на балансе ФБУ «Морспасслужба Россморречфлота», и двух новых буксиров Азово-Черноморского филиала ФГУП «Росморпорт» («Адмирал Лазарев» и «Адмирал Серебряков»). В зимнюю навигацию 2016-2017 года «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Серебряков» оказали значимую помощь при работе в Керченском проливе, а «Спасатель Демидов» осуществил проводку каравана судов на вход и затем на выход из порта Темрюк.
Среди других мер по оптимизации организации ледокольных проводок Александр Даниленко назвал необходимость «уйти от сомнительной практики подтверждения ледовых усилений, которая является фактически способом обхода установленных обязательными постановлениями ограничений и ведет к допуску к ледовому плаванию субстандартных судов».
Он добавил, что, согласно пункту 172 Общих правил плавания, капитан морского порта может устанавливать ограничения по режиму ледового плавания, в том числе по мощности судовой энергетической установки. Однако на практике реализовать данное право достаточно затруднительно, так как не установлены критерии достаточности мощности СЭУ, ее отношение к дедвейту и ледовым условиям.
«Здесь необходимо провести некоторые научно-исследовательские изыскания с целью обоснования условий и критериев введения таких ограничений и в дальнейшем дополнить обязательные постановления в морских портах соответствующими положениями», — отметил Даниленко.
Источник
Ледокольные услуги
1. Общая информация
Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» оказывает услуги по ледокольной проводке судов в Азовском море и на акватории морских портов Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог в составе каравана, а также на договорной основе осуществляет индивидуальные ледокольные проводки судов.
Услуги по ледокольной проводке судов предоставляются с использованием 6 ледоколов мощностью от 544 до 4815 кВт.
Основные технические характеристики ледоколов
Наименование ледокола | Класс Регистра | Длина наибольшая Х Ширина Х Осадка (м) | Мощ- ность (кВт) | Авто- ном- ность (сут.) | Район плавания |
Капитан Демидов | М-СП 2,5(лед.) | 76,74 х 16,54 х 2,7 | 4 815 | 6 | ВВП разряда «М-СП» с правом выхода в Азовское и Черное моря, районы плавания А1, А2 |
Капитан Мошкин | М-СП 2,5(лед.) | 76,74 х 16,54 х 2,7 | 4 815 | 6 | ВВП разряда «М-СП» с правом выхода в Азовское и Черное моря, районы плавания А1, А2 |
Капитан Чудинов | М-СП 2,5(лед.) | 76,74 х 12,3 х 2,7 | 4 815 | 6 | ВВП разряда «М-СП» с правом выхода в Азовское и Черное моря, районы плавания А1, А2 |
Фанагория | О 2,0(лед.) | 30,0 х 8,7 х 2,7 | 544 | 4 | Внутренние водные пути разряда «0» с правом выхода в Таганрогский залив до морского порта Таганрог, акватория морского порта |
Капитан Зарубин | +М-СП 3,5 (ледокол) | 77,5 х 16,2 х 3,5 | 4 640 | 9 | 50 миль от берега |
Георгий Седов | КМ * Arc5 AUT1 Tug/Supply vessel | 65,1 х 16,4 х 3,0 | 3 900 | 8 | Круглогодичное плавание в замерзающих неарктических морях. В летне-осенний период навигации в Арктике плавание в разреженном однолетнем льду толщиной до 1,3 м. В зимне-весенний период навигации в Арктике плавание в разреженных однолетних льдах толщиной до 0,8 м |
Характеристики всех ледоколов Азовского бассейнового филиала соответствуют условиям работы в ледовых условиях Азовского моря для обеспечения проводок судов, которым в установленном порядке разрешен судозаход в морские порты Азов, Ростов-на-Дону или Таганрог в период зимней навигации.
2. Сведения о районах ледокольной проводки
Районы ледокольных проводок в морских портах Азов и Ростов-на-Дону
Зимняя навигация в морских портах Азов и Ростов-на-Дону начинается со второй половины декабря и длится до начала апреля. В среднем продолжительность зимней навигации составляет 75 суток. В зависимости от погодных условий на основании распоряжения капитанов соответствующих морских портов Азов и Ростов-на-Дону сроки зимней навигации могут быть изменены.
Границы льдообразования – район начала ледокольных проводок – может находиться в северной части Керченского пролива и простираться до акватории морского порта Азов или Ростов-на-Дону.
Средняя протяженность ледокольных проводок в морской порт Азов от северной части Керченского пролива составляет до 195 морских миль в зависимости от ледовых условий, размеров и категорий ледовых усилений проводимых судов.
Средняя протяженность ледокольных проводок в морской порт Ростов-на-Дону от северной части Керченского пролива составляет до 210 морских миль в зависимости от ледовых условий, размеров и категорий ледовых усилений проводимых судов.
Районы ледокольных проводок в морском порту Таганрог
Зимняя навигация в морском порту Таганрог начинается с середины декабря и длится до начала апреля. В среднем продолжительность зимней навигации составляет 75 суток. В зависимости от погодных условий на основании распоряжения капитана морского порта Таганрог сроки зимней навигации могут быть изменены.
Границы льдообразования – район начала ледокольных проводок судов, следующих в морской порт Таганрог – может находиться в северной части Керченского пролива и простираться до акватории морского порта Таганрог.
Средняя протяженность ледокольных проводок в морской порт Таганрог от северной части Керченского пролива составляет до 171 морских миль в зависимости от ледовых условий, размеров и категорий ледовых усилений проводимых судов.
3. Порядок предоставления услуг по ледокольной проводке судов
Порядок предоставления услуг по ледокольной проводке судов в составе каравана
Ледокольная проводка судов в морские порты Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог осуществляется Азовским бассейновым филиалом в соответствии с:
— Обязательными постановлениями в морском порту Азов, утвержденными приказом Минтранса России от 13.12.2012 № 430;
— Обязательными постановлениями в морском порту Ростов-на-Дону, утвержденными приказом от 04.03.2013 № 62;
— Обязательными постановлениями в морском порту Таганрог, утвержденными приказом Минтранса России от 13.12.2012 № 429,
— решениями бассейновой комиссии по организации осуществления ледокольной проводки судов в российских морских портах Азовского моря и на подходах к ним (далее – Комиссия).
Услуги по ледокольной проводке судов в составе каравана в морские порты Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог осуществляются в соответствии с публичным договором на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судов в морских портах Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог и на подходах к ним (далее – Публичный договор). Условия договора и порядок его заключения указаны в разделе «Портовые сборы и тарифы Азовского бассейнового филиала».
В период зимней навигации 2020-2021 гг. распоряжением руководителя ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» от 01.12.2020 № 17 утвержден состав Комиссии и особенности ее работы в зимнюю навигацию.
Комиссия, которую возглавляет руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря», осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о бассейновой комиссии по организации ледокольной проводки судов в российских морских портах Азовского моря и на подходах к ним, утвержденной распоряжением ФГБУ «АМП Азовского моря» от 20.02.2015 № 2.
В соответствии с прогнозируемой ледовой обстановкой по Азовскому морю и на акватории морских портов Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог, капитаны соответствующих морских портов устанавливают начало периода ледокольных проводок, ограничения по режиму ледового плавания в соответствии с обязательными постановлениями в соответствующих морских портах и устанавливают местонахождение точки формирования каравана (далее – ТФК). Уведомления об ограничениях по ледовому плаванию и местонахождению ТФК доводятся капитанами соответствующих морских портов до сведения судов, следующих в морские порты Азов, Ростов-на-Дону или Таганрог, не позднее чем за семь суток до предполагаемой даты введения ограничений по ледовому плаванию и местонахождению ТФК (распоряжение капитана морского порта Азов от 04.12.2020 № 36, распоряжение капитана морского порта Ростов-на-Дону от 04.12.2020 №ДБ-34/р, распоряжение капитана морского порта Таганрог от 04.12.2020 № 9).
Запасы топлива, продовольствия и воды на судне должны обеспечить автономность судна не менее чем на 14 суток с момента подхода судна к ТФК для захода судна в морской порт Азов, Ростов-на-Дону или Таганрог. При нахождении судна в районе ледокольной проводки судов более чем 14 суток с момента подхода судна к ТФК капитан морского порта Таганрог предпринимает неотложные меры по проводке судна в соответствующий морской порт.
Судно для следования в/из морской порт Азов, Ростов-на-Дону или Таганрог в период ледокольной проводки судов должно иметь возможность ручного управления главным двигателем. Суда возрастом 30 лет и более должны иметь подтверждение категории ледового усиления, выданное организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов в соответствии со статьей 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Ледокольная проводка судов, следующих в/из морской порт Азов, Ростов-на-Дону или Таганрог, осуществляется ледоколами Азовского бассейнового филиала путем следования судна в составе ледового каравана от/до ТФК до/от рейдов и к/от причалам соответствующего морского порта и обратно.
Суда включаются в состав каравана на основании заявок от стивидорных компаний/судовладельцев/морских агентов. Заявка с информацией о подходе судна к ТФК передается за 72 часа и подтверждается за 24 часа до ожидаемого подхода к ТФК путем ее передачи капитану морского порта Таганрог в порядке и на условиях работы информационной системы государственного портового контроля по регистрации заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации по адресу в сети Интернет: www.portcal.marinet.ru
Формирование каравана осуществляется капитаном морского порта Таганрог, исходя из:
— наличия причала для приема судна в соответствующем морском порту;
— времени подхода судна к ТФК;
— времени поступления заявки на заход в морские порты или выход из соответствующих морских портов;
— очередности движения судов, установленной Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463;
— ограничения для судов по режиму ледового плавания.
С подходом к ТФК судно устанавливает радиосвязь с ледоколом Азовского бассейнового филиала на 16 канале ОВЧ (позывные ледокола, находящегося в ТФК) и действует на основании его указаний. Суда, включенные в состав каравана, по команде ледокола, осуществляющего ледокольную проводку, переходят на каналы ОВЧ, указанные ледоколом. При необходимости помощь в установлении радиосвязи судна с ледоколом оказывает СУДС Таганрогского залива.
Связь оперативной группы Комиссии с судами в караване и ледоколом Азовского бассейнового филиала на трассе ледокольной проводки осуществляется каждые 12 часов после начала движения каравана на 16 канале УКВ связи и на частоте 2182 ПВ/КВ (позывной «Радио-1»).
Ледокольная проводка судов в составе ледового каравана осуществляется линейными и портовыми ледоколами. В случае невозможности следования в составе ледового каравана судно может запросить индивидуальную ледокольную проводку, которая осуществляется при наличии ледоколов, свободных от ледокольной проводки караванов на договорной основе.
С учетом фактической ледовой обстановки на акватории морских портов Азов, Ростов-на-Дону или Таганрог и своих технических характеристик, с разрешения капитана морского порта Таганрог суда с использованием рекомендаций СУДС Таганрогского залива могут следовать самостоятельно.
Суда, следующие самостоятельно, обязаны информировать СУДС Таганрогского залива о проходе назначенных СУДС Таганрогского залива контрольных точек рекомендованного маршрута и сообщать ледовую обстановку на маршруте движения.
За предоставленные Азовским бассейновым филиалом ледокольные услуги взимаются ледокольные сборы. Информация о ставках ледокольного сбора и порядке их взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Азовского бассейнового филиала».
Дополнительные услуги по индивидуальной ледокольной проводке судов
Азовский бассейновый филиал предоставляет дополнительные услуги по индивидуальной ледокольной проводке судов в соответствии с условиями договора на индивидуальную ледокольную проводку (далее – Договор индивидуальной проводки).
Для заключения Договора индивидуальной проводки судовладелец/морской агент представляет заявку на факс диспетчерской службы Азовского бассейнового филиала: +7 (863) 287-00-13 или в отсканированном виде по адресу электронной почты: dispetcher@abf.rosmorport.ru. Заявка будет рассмотрена в течение одного рабочего дня. При отсутствии технических ограничений по возможности предоставления заявленных услуг и представлении судовладельцем/морским агентом всех требуемых документов Азовский бассейновый филиал направляет судовладельцу/морскому агенту два экземпляра оформленного Договора индивидуальной проводки для подписания. Подписанный со стороны судовладельца/морского агента Договор индивидуальной проводки должен быть возвращен в Азовский бассейновый филиал. В интересах судовладельцев Договор индивидуальной проводки заключается, как правило, до начала зимней навигации.
Услуги по индивидуальной ледокольной проводке оказываются в соответствии с условиями Договора индивидуальной проводки.
По окончании индивидуальной ледокольной проводки судна оформляется акт приемки услуг , который подписывается капитаном судна заказчика и капитаном ледокола. На основании акта приемки услуг заказчику выставляется счет, который должен быть оплачен в течение 30 (тридцати) календарных дней после его выставления.
Информация о тарифах Азовского бассейнового филиала на услуги по индивидуальной ледокольная проводке судов приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Азовского бассейнового филиала».
4. Статистическая информация
Сведения о количестве судов, обеспеченных проводками ледоколами Азовского филиала, осуществивших судозаходы в морские порты Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог в составе караванов судов.
Зимняя навигация | Количество судов, обеспеченных ледокольными проводками, осуществивших судозаходы в морские порты, ед. | ||
Азов | Ростов-на-Дону | Таганрог | |
2009-2010 | — | — | 153 |
2010-2011 | 370 | 1 207 | 243 |
2011-2012 | 636 | 1 366 | 378 |
2012-2013 | 379 | 727 | 189 |
2013-2014 | 557 | 865 | 241 |
2014-2015 | 691 | 1 113 | 220 |
2015-2016 | 377 | 631 | 160 |
2016-2017 | 782 | 1 305 | 303 |
2017-2018 | 749 | 1 140 | 247 |
2018-2019 | 1 079 | 1 939 | 339 |
2019-2020 | 813 | 2 123 | 352 |
2020-2021 | 1 214 | 1 997 | 402 |
Зимняя навигация | Средняя протяженность ледокольных проводок судов, осуществивших судозаходы в морские порты, морских миль | ||
Азов | Ростов-на-Дону | Таганрог | |
2009-2010 | — | — | 85 |
2010-2011 | 100 | 105 | 85 |
2011-2012 | 195 | 210 | 171 |
2012-2013 | 105 | 110 | 189 |
2013-2014 | 175 | 189 | 161 |
2014-2015 | 83 | 98 | 70 |
2015-2016 | 83 | 98 | 70 |
2016-2017 | 195 | 210 | 171 |
2017-2018 | 83 | 98 | 70 |
2018-2019 | 35 | 50 | 22 |
2019-2020 | 30 | 35 | 20 |
2020-2021 | 47 | 60 | 37 |
Сведения о количестве судов, обеспеченных индивидуальными ледокольными проводками, осуществивших судозаходы в морские порты Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог.
Зимняя навигация | Ледокольные проводки | |
Количество судов, обеспеченных индивидуальными ледокольными проводками, ед. | Средняя протяженность индивидуальных ледокольных проводок судов, морских миль | |
2010-2011 | – | – |
2011-2012 | 61 | 40 |
2012-2013 | 9 | 50 |
2013-2014 | 8 | 50 |
2014-2015 | 1 | 40 |
2015-2016 | – | – |
2016-2017 | 18 | 110 |
2017-2018 | 2 | 30 |
2018-2019 | – | – |
2019-2020 | – | – |
2020-2021 | – | – |
5. Контактная информация
Источник