- Розетка фаркопа: как выбрать, установить и подключить
- Разновидности
- Особенности подключения
- Стандартный
- Треугольное дышло легкового прицепы: плюсы и минусы
- Универсальный
- Розетки для фаркопов
- Одиночные 7-штекерные розетки
- Спаренные 7-штекерные розетки фаркопа
- 13 штекерные розетки для фаркопа
- Американский тип розетки для фаркопа
- Схема подключения прицепа к автомобилю: стандартная распиновка
- О способах подключения и видах разъёмов прицепа
- Что необходимо для подключения
- Распиновка 7 пиновой розетки
- Распиновка 13 пиновой розетки
- Распиновка 15 контактного разъема
- Пошаговая инструкция подключения
- Зачем нужен электронный блок согласования
- Схемы прямого подключения
- Еще важно знать 5 нюансов о подключении:
- Выводы
Розетка фаркопа: как выбрать, установить и подключить
Здравствуйте, дорогие друзья! Продолжаем тему соединения прицепа с фаркопом автомобиля. Если в прошлый раз я рассказывал о вилке прицепа, то теперь нас интересует розетка фаркопа.
Их работа аналогична тому, как мы включаем вилку от телевизора в розетку, чтобы тот работал. Здесь подключение немного сложнее, поскольку есть дополнительная проводка, особая распиновка, из-за чего обеспечить работу осветительных приборов и вспомогательного электро зависимого оборудования прицепа несколько сложнее.
Разновидности
Установить металлическую составляющую фаркопа, то есть всю эту конструкцию, на машину не сложно. Плюс некоторые авто уже с завода идут с ТСУ, то есть тягово-сцепным устройством (это и есть наш фаркоп, но вы и так знаете).
Но нужно обязательно подключить розетку фаркопа к машине. В противном случае подсоединить прицеп будет невозможно. Точнее механическое соединение специальным замком вы выполните. Только вот фонари прицепа функционировать не смогут. Выезжая в таком состоянии на дорогу, вы рискуете получить серьезный штраф.
Покупая вилку прицепа или розетку фаркопа машины, ориентируйтесь на то, какого типа у них разъем. Приобретая все одновременно, с выбором не возникнет проблем. А при покупке отдельно разъем может оказаться разным.
Вообще розетки фаркопов бывают двух типов:
- 7-ми контактная. Это Европейская стандартная схема, которая широко применяется на отечественных автомобилях и наших прицепах. Подключение довольно простое, из-за чего подобная распайки завоевала такую популярность;
- Розетка на 13 пин или 13-ти контактная. Вариация, рассчитанная на соединение фаркопа машины с прицепами типа дом на колесах. То есть прицепные устройства, которым нужно обеспечить не только подключение осветительных приборов, в отличие от 7-контактных.
Поскольку в большинстве случаев осуществляется установка обычного прицепа для перевозки грузов, то логично использовать 7-контактные разъемы.
Но не пугайтесь, если заводская вилка прицепа или штатная розетка фаркопа отличаются по количеству контактов. Для таких ситуаций предусмотрен специальный адаптер или переходник по схеме 7/13 или 13/7. Соответственно, если распиновка одинаковая, никаких дополнительных переходников использовать не придется.
Особенности подключения
Теперь переходим к тому, как подсоединить прицеп с помощью розетки фаркопа. Обычно при покупке тягово-сцепного устройства для автомобиля вместе с ним идет комплект для подключения.
Но бывает так, что приходится материалы и инструменты покупать отдельно. С их помощью выполняется крепление и соединение вилки с розеткой. Купить набор не сложно, да и цена вполне адекватная. Я прошерстил разные онлайн магазины в Тольятти, СПб, Москве, других крупных и небольших городах. Скажу так, что ценовая политика везде примерно на одном уровне. Ориентировался по розеткам от Bosal, поскольку считаю производителя оптимальным в соотношении цены и качества.
Если вы решили подключить все своими руками, вам не обойтись без:
- крепежной пластины;
- крепежей;
- комплекта проводки;
- розетки;
- набора гаечных ключей;
- дрели и сверла (если на машине нет штатного места для фаркопа и розетки);
- соединительных клемм;
- термоусадки;
- отверток;
- паяльника;
- изоленты.
Приготовьте примерно такой набор, чтобы посреди рабочего процесса не бежать за недостающими элементами.
При отсутствии специального комплекта, старайтесь выбирать качественный кронштейн, прочные крепежные элементы и провод обязательно многожильным с минимальным сечением 1,5 мм2. Берите строго медные провода.
А вот самих способов монтажа есть два:
Про них поведаю отдельно. Фото и видео материалы вам в помощь.
Стандартный
Его актуально использовать, если на фаркопе и прицепе уже заранее предусмотрены соответствующие разъемы. Их соединяют по мере необходимости. Здесь важно понять, какая используется распайка или распиновка. Просто обратитесь за помощью к официальному руководству по эксплуатации вашего автомобиля. Об этом рассказывается как на автомобиле Нива Шевроле, так и на более дорогом и интересном Subaru Forester SH, к примеру.
Все выглядит где-то так:
- изучаете схему розетки, особенности установки и распиновку вилки прицепа;
Треугольное дышло легкового прицепы: плюсы и минусы
Строго следуйте инструкциям производителя. Иначе всю проводку машины ждет гибель. Я не шучу. Это ответственная работа.
Универсальный
Этот метод подходит для современных машин, где стоит ЭБУ. Стандартным путем здесь не обойтись.
ЭБУ отвечает за контроль заднего освещения. Если вмешаться в проводку, бортовой компьютер просто начнет выдавать ошибки или выключит все освещение машины. Это печально, когда свет не работает. И опасно.
Потому купите себе дополнительно блок согласования. Специальное устройство, которое подключают к электросети машины. Он подает на заднюю оптику нужные сигналы, поскольку ЭБУ распознать светотехнику прицепа не способен.
Уже потом следуем по инструкции стандартного метода, соединяя друг с дружкой провода вилки прицепа и розетки фаркопа. Не забывайте тщательно заизолировать провода.
Как видите, самым сложным в самостоятельном подключении является знание схемы подсоединения прицепа и распиновки розетки. Убедитесь, что вилка прицепа и розетка совпадают между собой. Либо покупайте переходники.
Источник
Розетки для фаркопов
Рассмотрим эти два типа розеток по подробнее: Одиночные 7-штекерные розетки читать подробнее
Рассмотрим эти два типа розеток по подробнее:
Одиночные 7-штекерные розетки
7-контактная розетка производится в двух модификациях: стандартные одноместные 12 (N) — устанавливается по умолчанию на большинство фаркопов, и спаренная 7 Pin 12 (S), которая монтируется как дополнительная для буксировки домов на колесах, выпущенных до 2008 года.
Одноместные 7 штекерные розетки также известные как 12 (N) , являются неофициальном стандартом и устанавливается по умолчанию на большинство фаркопов.
Они обеспечивают питание от прицепного устройства к огням на прицеп или дом на колесах. Если вы только собираетесь просто буксировать прицеп, то такая розетка должна полностью вам подойти, в случае дома на колесах все несколько сложнее.
Вы вполне можете использовать такой тип розетки и для дома на колесах, но внутренние функции, такие как холодильник или телевизор, не будет иметь работать. Для активации этих функций Вам потребуется адаптер с 7 на 13 штекеров.
Но даже если вы не собираетесь использовать дом на колесах, то вам может понадобиться расширенный функционал, например при перевозке велосипедов на велокреплении для фаркопов.
Спаренные 7-штекерные розетки фаркопа
Двойная или же Спаренная 7 Pin Электрика , также известная как 12 (S) , устанавливается дополнительно к стандартным 7 -штекерным розеткам, если вы собираетесь использовать фаркоп для буксировки домов на колесах, построенных до 2008 года.
Дополнительный разъем, который устанавливается рядом с первой вилкой обеспечивает питание для работы внутренние функций трейлера, такие как свет внутри, холодильник, а так же заряжают встроенный аккумулятор во время езды.
Новые дома на колесах в настоящее время используют стандартный разъем 13 контактный разъем, показанный ниже.
13 штекерные розетки для фаркопа
13 штекерныые розетки в настоящие время активно внедряются в виде стандарта. Данный тип заменяет 2 отдельных разъема, используемых в настоящее время, мы разобрали их выше. По факту два 7 штекерых разъема объединены в один на 13 pin .
Все дома на колесах, произведенные в Великобритании с 2008 года оснащены контактным разъемом ISO 13 в качестве стандарта. Эта система использует один разъем с 13 контактами внутри, вместо традиционных двух отдельных 7 контактных гнезд.
13 штекеры также используются на некоторых автомобилях, особенно со съемными фаркопами, когда не хватает места для установки двух отдельных гнезда позади бампера.
Американский тип розетки для фаркопа
Так же существуют еще существуют американский типа розеток для фаркопа, они выглядят несколько иначе. Часто данный тип розеток установлен на автомобили, привезенные напрямую из США. Для того, чтобы использовать данную вилку вам понадобиться переходник на 7 pin или же установка другой розетки взамен представленной на фото справа. После приобретения и покупки данного автоаксессуара вы можете пользоваться всеми возможностями присущими стандартной европейской вилке и не беспокоится о возможных проблема. Конечно при условии, что вы купили качественный переходник с американской вилки на европейскую!
Источник
Схема подключения прицепа к автомобилю: стандартная распиновка
О способах подключения и видах разъёмов прицепа
Для транспортировки грузовых прицепов используется специальное тяговое сцепное устройство выполненное из мощной силовой стальной конструкции, крепится сзади на стальную платформу автомобильным механизмом.
Требуется схема подключения фаркопа, которая обеспечит безопасность и соблюдение правил ДТП. Многие автомобили предусматривают в дополнительных опциях к автомашине разъёмный узел: розетку фаркопа и электрические провода соединяющие питание, управление машиной с дополнительным тяговым устройством.
В основном автотранспортные механизмы оснащаются данными устройствами как дополнительный сервис при приобретении авто. Розетка фаркопа может быть подключена самостоятельно к автомобилю, распиновка розетки фаркопа и монтаж электрической проводки выполнить своими руками не представляет большого труда. Рассмотрим схемы подключения прицепа распиновку розетки фаркопа.
Существуют следующие схемы подключения розетки фаркопа:
- Обычный Российский стандарт с розеткой на семь групп соединительных контактов;
- Европейский и Американский стандарт на тринадцать разъемных соединений;
- Специальный разъём.
Кстати, в России и Америке тоже применяют на семь и тринадцать разъёмов способ на подключение фаркопа. Тринадцать соединений применяют в основном присоединении электропроводки в перевозных домах-прицепах.
При проведении монтажа и соединения цепи управления задними габаритными приборами автомашины следует соблюдать правила подключения розетки для прицепа легкового автомобиля, правильность и последовательность операций при включении.
Не следует выполнять такие операции методом «тыка» в контакты световых приборов, может произойти КЗ или срабатывание автоматики защиты блока управления автомобилем. И нельзя соединять проводники методом скрутки, может некачественное соединение создать не верную команду, и устройства будут заблокированы на включение.
Современные схемы автомобиля комплектуются разными электронными приборами, которые в работе использует электронику, модули, блоки согласования. Поэтому в комплектность устройств включается ещё дополнительный особенный разъём.
В распиновке розетки прицепа грузового автомобиля используются проводники из проводников сечением 1,5 или 2мм, точнее по 1,5мм всего будет — 6 проводников, по 2мм будет один провод.
Розетка фаркопа на семь разъёмов имеет состав распиновки следующий:
- сигнал на левый поворот;
- задний ход;
- масса 12В;
- сигнал на правый поворот;
- правый габаритный сигнал;
- Стоп сигнал;
- левый габаритный сигнал.
Разъёмная розетка фаркопа на тринадцать пинов состоит из следующей комплектации:
- указатель левого поворота;
- противотуманные задние фонари;
- масса в цепи 1,2,4-8;
- указатель правого поворота;
- сигнал правый габаритный;
- Стоп сигнал;
- сигнал левый габаритный;
- сигнал заднего хода;
- +12 В постоянно;
- +12В при включении зажигания;
- масса в цепи 10;
- Резервный пин;
- масса в цепи 9.
Для разъёмов из 13 контактов характерно присутствие дополнительных контактов с минусовой и плюсовой полярностью, позволяющие соединять дополнительные приборы к примеру камеры, осветительные приборы и прочее.
Разъёмное подключение электропроводов фаркопа на семь и тринадцать разъёмных соединений состоит из двух соединительных узлов: розетка «мама» и вилка «папа». Розетка фаркопа монтируется на автомобиле рядом с местом крепления фаркопа.
Вилка для прицепа устанавливается с удлинённым жгутом из соединительных проводников на прицепе с целью создания свободной стыковки прицепа и свободного монтажа электропроводки.
В случаях применения специального разъёма в машинах с бортовым компьютером и прочими электронными устройствами, лучше в монтаже электрической части сигнального управления прицепного механизма применять электронный блок согласования, в других же случаях можно провести монтаж ручной электросети для прицепа.
Что необходимо для подключения
Перед подключением розетки прицепа необходимо подготовиться и заранее купить необходимый материал.
В пакет входит следующее оборудование:
- Кожух розетки для фаркопа. Обратите внимание на наличие крышки, оборудованной резиновым уплотнителем. При покупке осмотрите изделие на факт прилегания всех элементов кожуха, отсутствие болтания корпуса или контактных соединений. Особое внимание уделите состоянию резьбового соединения, креплению винтов на клеммах.
- Провод (одна жила) сечением от 1.5 кв. мм и более. При покупке уточните возможность применения в электропроводке транспортного средства.
- Гофра, сделанная из металла или полипропилена. Применяется для изоляции жгутов с проводами и защиты от механических повреждений. Средняя длина — до 2,5-3,0 метров. Сразу возьмите 20-30 пластиковых хомутов для крепления жгутов.
- Соединительные колодки. При выборе отдайте предпочтение модели с гнездами, в которые можно поставить предохранители.
- Инструменты: набор гаечных ключей, дрели и сверла, отвертки, паяльник, изолента.
Указанного оборудования, как правило, достаточно для проведения монтажных работ. Если чего-то не хватает, дефицитные элементы можно докупить отдельно.
Распиновка 7 пиновой розетки
Ниже показан рисунок с распайкой 7-ми пинового разъема (розетка и штекер). Указана типичная расцветка проводов для авто российской сборки (возможно отклонение по цветам). В европейских машинах на разъеме могут быть задействованы не все контакты.
Распиновка 7-пин розетки фаркопа (А) и соответствующего штекера (В) прицепа
Пояснение к рисунку:
- Сигнал управления поворотником левого борта.
- Подключение ПТФ (в иномарках контакт может быть не задействован).
- Масса.
- Сигнал управления поворотником правого борта.
- Габаритные огни левого борта.
- Управление стоп-сигналами.
- Габаритные огни правого борта
На текущий момент 7 контактный разъем в современных иномарках практически не используется, там устанавливаются розетки на 13 пин. Если на прицепе штекер старого типа, подключить его к новому евроразъему можно с помощью специального переходника, что значительно проще, чем менять разъем.
Переходник с 7 на 13 пин
Распиновка 13 пиновой розетки
Преимущество в усиленной электропроводке и количестве разъёмов:
- 1 – жёлтый – сигнал левого указателя поворота;
- 2 – синий – сигнал задних противотуманных фонарей;
- 3 – белый – минусовой сигнал для контактов с 1 по 8;
- 4 – зелёный – сигнал правого указателя поворота;
- 5 – коричневый – сигнал габаритов с правой стороны;
- 6 – красный – стоп-сигнал;
- 7 – чёрный – сигнал габаритов с левой стороны;
- 8 – розовый – сигнал огней заднего хода;
- 9 – оранжевый – постоянный плюсовой контакт;
- 10 – серый – плюсовой контакт при зажигании;
- 11 – чёрно-белый – минусовой сигнал для 10 контакта;
- 12 – бело-синий – резервный контакт;
- 13 – бело-оранжевый – минусовой сигнал для контакта 9.
Распиновка 15 контактного разъема
Данный тип разъема для подключения прицепа и полуприцепа — принятый стандарт для тягачей практически всех производителей, в том числе и американских. Учитывая требования к прицепам данного класса, для питания и управления их электрическим оборудованием стандартный разъем на 13 пин не подходит.
Внешний вид розетки на 15 пин
Таблица согласования 15 контактного разъема.
Номер пина | Окраска | Функция |
1 | Желтая | Поворотник левого борта |
2 | Зеленая | Поворотник правого борта |
3 | Голубая | ПТФ |
4 | Белая | Земля |
5 | Черная | Габаритные огни с левой стороны |
6 | Коричневая | Габаритные огни с правой стороны |
7 | Красная | Управление стоп-сигналами |
8 | Розовая | Сигнал заднего хода |
9 | Оранжевая | +24 V |
10 | Серая | Передача аварийного сигнала от датчиков, установленных на тормозные колодки |
11 | Бело-черная | Сигнал с датчиков давления пружинных тормозов |
12 | Бело-голубая | Управление механизмом подъема моста |
13 | Бело-красная | обмен информационными сигналами |
14 | Бело-зеленая | CAN-H |
15 | Бело-коричневая | CAN-L |
Пошаговая инструкция подключения
Подключение розетки фаркопа к автомобилю своими руками рекомендуется делать без резки штатных проводов, а используя промежуточные соединительные колодки, как при установке заводских переходников.
Нужно приобрести необходимые материалы:
- сам разъем с защитной крышкой;
- электрические колодки подходящей конструкции;
- кабель с цветными жилами сечением не меньше 1,5 мм2;
- хомуты;
- защитная гофра.
- Отрежьте кусок кабеля нужной длины с запасом для обработки концов.
- Очистите от изоляции и залудите хвостовики проводов.
- Пропустите кабель внутри гофрированного рукава.
- Распаяйте контакты в корпусе розетки, сверяясь со схемой розетки фаркопа легкового авто.
- Закрепите провода в соединительных колодках для задних фонарей, также контролируя их порядок.
- Изолируйте все места соединения и подключите колодки к разъемам светотехники машины.
- Проложите жгут к месту установки на фаркопе, закрепите и закройте отверстия в кузове заглушками.
Для изоляции вводов кабеля в розетку и разъемы лучше применять силиконовый герметик.
Зачем нужен электронный блок согласования
Далеко не во всех случаях можно просто соединить розетки фаркопа и прицепа. Если машина имеет сложную электронику, потребуется блок согласования.
Его применение позволяет избежать ошибок при тестировании работы светового оборудования и электрики транспортного средства.
Кроме того, блок согласования — неизменная вещь, когда необходимо передача сигнала с помощью мультиплексной шины.
Схема подключения имеет следующий вид:
- Сигналы с авто поступают на блок согласования.
- Последний обрабатывает информацию.
- При отсутствии конфликтов сигнал передается на прицеп легкового или грузового автомобиля.
Для корректной работы блок необходимо подключить к аккумулятору и правильно соединить провода (с учетом распиновки).
Схема подключения показана ниже.
Схемы прямого подключения
Они проходят в месте фонарей стоп-сигнала. При снятии светоотражающих крышек учитывается минимальное прижимание прокладочного поролона, служащего для предотвращения всасывания пыли в салон. Хотя в интернете есть схемы подключения, самостоятельное выполнение этой процедуры не такое лёгкое. Перед тем как подключать, хорошо бы изучить подступы к проводам. Нюанс: с одной стороны резать проводку лень, с другой – жалко. Поэтому для ленивого способа предусмотрены коннекторы с тремя окончаниями: два со штепселями, которые соединяют штатные приборы, а один конец с оголёнными проводами на розетку фаркопа.
В добавок понадобятся дополнительные материалы:
- Розетка с крышкой.
- Коммутационные колодки. Они бывают с гнёздами под предохранители.
- Провод сечением 1,5-2 мм кв. Применяются изолированные многожильные или одножильные провода.
- Герметик силиконовый автомобильный.
- Жгут. Представляет собой гофрированную трубу 3 метров из пластика или металла.
- Хомуты для фиксации жгута.
Приобрести одним набором не составит труда. Заводское исполнение предполагает сложную коммутацию по следующим причинам:
- Использование меньшей нагрузки исключает оплавления и замыкания;
- Гарантия правильной работы осветительных приборов.
По идее в жгут укладываются 11 жил. Так как правые и левые стороны синхронны, коммутация теоретически уместится в привычные 7 проводов. Но в данной ситуации на одну жилу приходятся три лампы, а это увеличение нагрузки. Есть другой способ разделения тока на правую и левую стороны. Увеличивается число проводов, монтажных гильз, предохранителей. Данная схема соответствует нормам безопасности.
Еще важно знать 5 нюансов о подключении:
Рисунок 4. 5 нюансов о подключении розетки фаркопа
Посмотрите на картинке разъем фаркопа. Выключение не составит особой сложности, особенно если имеется универсальный составляющий элемент, представляющий собой разъем фаркопа. Очень удобно производить соединение в том случае, если вилка и розетка совпадают по разъемам. Соответственно, розетка, состоящая из семи контактов, должна подключаться к семиконтактной вилке . В таком варианте можно будет производить обычное подключение, не забывай совмещать нужные гнезда с соответствующими розетками.
Рисунок 5. 7 пин
Рисунок 6. Крышка
Предварительно ознакомьтесь с расположением всех семи подключаемых разъемов. Если они совпадают визуально, то можно просто попробовать соединить одно к другому. Если розетка фаркопа качественная, то на ней обязательно должна быть крышечка. Она нужна для предохранения от различных внешних воздействий. Такая защита потребуется в тот момент, когда авто фаркоп не соединён с прицепом.
Рисунок 7. Сращивание
Подключить электронику можно более простым способом. Чтобы совершить подобную операцию, необходимо объединить несколько поводков в группу, и создать результативный симбиоз подачи электрических сигналов. Сращивать можно контакты двух фар, заднего хода, стоп-сигналы, противотуманку и габаритные огни. Это объясняется тем, что при эксплуатации автомобиля они будут использоваться синхронно. Крепление обеспечивается при помощи кронштейнов.
Следующий способ предполагает изменение электросистемы автомобиля. Это изменение заключается в объединении нескольких проводов, которые ведутся к задней световой, и сигнальной электрике прицепа. Их необходимо соединить с проводами от сцепного устройства. Если на автотранспортном средстве стоит сложная электросхема, тогда придется потратить чуть больше усилий, чем в предыдущих вариантах. Если сигнальные и световые лампочки автомобиля работают без специального микропроцессора, тогда можно подключить 7-канальный фаркоп разъем. Перед тем как начать операцию, следует убедиться, что проводков хватает. Если есть необходимость, то элементы проводки можно изготовить своими руками, используя медный трехжильный полторамиллиметровый провод. На них должна стоять маркировка «ПВС».
Если подсоединение происходит напрямую, перед глазами обязательно должна находиться схема фаркопа, а также схема розетки автомобиля.
Чтобы правильно произвести соединение, необходимо по одному проводу подать на поворот сигналы, стопы, а также габаритные и противотуманные фары, также туда подключаете освещение номерных знаков. Также потребуется соединение нескольких проводов, которые идут на массу, фару заднего хода, если такая есть. На электронные блоки также устанавливают специальный переходник. Речь идёт о блоке согласования между электрикой, фаркопом и прицепной части автомобиля. При наличии такого соединения, все подключаемые части будут работать бесперебойно и не создавать проблем автомобилисту. Подключение блока согласования фаркопа производится своими руками.
Фото схем подключения схем фаркопа всегда помогут в работе, если возникли трудности.
Подключение розетки для прицепа
Выводы
Теперь осталось одно – правильно подсоединить прицеп к автомобилю и наслаждаться результатом. Если вы заметили новую разновидность розетки или полное исчезновение приведенных здесь моделей с прилавков, сообщите нам. И не забудьте поделиться статьей со своими друзьями!
Источник