Расчет конструкций на монтажные и транспортные нагрузки
Прочность сборных железобетонных конструкций необходимо проверять на нагрузки, возникающие при транспортировании конструкций и при их монтаже. Часто при транспортировании и монтаже меняется характер работы конструкции, например, колонны (которые обычно работают на сжатие) испытывают изгиб, в изгибаемых конструкциях меняется характер работы арматуры.
При расчете сборных железобетонных конструкций на нагрузки, возникающие при подъеме конструкции, ее транспортировании и монтаже, нагрузку от веса конструкции принимают с учетом коэффициента динамичности. При транспортировании коэффициент динамичности γд = 1,6; при подъеме и монтаже γд = 1,4. Следует также учитывать коэффициенты надежности по нагрузке γf (п. 1.9 Пособие по проектированию предварительно напряженных железобетонных конструкций из тяжелого бетона (к СП 52-102-2004)).
На расчет конструкций на нагрузки, возникающие при подъеме, и монтаже, влияет положение монтажных петель или монтажных отверстий. При транспортировании и складировании, под конструкцию подкладывают деревянные прокладки, которые обычно укладывают в местах расположения монтажных петель. Монтажные петли устанавливают на расстояниях от торцов элемента равных 1/5 – 1/7 длины конструкции.
Примеры расчета к параграфу 3.6.
Пример 3.18. Рассчитать на транспортные и монтажные нагрузки колонну, рассчитанную в примере 3.5 (см. рис. 3.5). Длина колонны l = 7730 мм, сечение b×h = 300×300 мм, колонна армирована четырьмя стержнями (ø 16 мм, А400), удельный вес железобетона γжб = 25 кН/м 3 .
Расчет на транспортные нагрузки
1. Назначаем расстояние от торцов колонны до монтажных петель
l1 ≈ 1/5l = 1/5·7730 = 1546 мм, принимаем l1 = 1500 мм, длина среднего участка l2 = 4730 мм.
2. Определяем нагрузку от веса колонны с учетом коэффициента динамичности и с учетом коэффициента надежности по нагрузке
3. По схеме транспортирования колонны, определяем изгибающие моменты (рис. 3. 45): — опорные моменты Моп = ql1 2 /2 = 3.96·1,5 2 /2 = 4,46 кН м = 446 кН см; — пролетный момент Мпр = ql2 2 /8 – Моп = 3,96·4,73 2 /8 – 4,46 = 6,61 кН м = 661 кН см.
Рис.3.45. Транспортирование колонны. К примеру 3.18:
а – расчётная схема и эпюра моментов: Моп, Мпр – опорные и пролётные моменты;
б – расчётные сечения колонны при её работе на изгиб
4. Определяем рабочую высоту колонны h0 при ее работе на изгиб. По длине колонны меняются местами растянутая и сжатая зоны бетона. Над опорами, растянутая зона бетона расположена в верхней части, а в пролете — в нижней части сечения. Соответственно изменяется положение рабочей высоты h0. Расстояние от края сечения колонны до центра тяжести арматуры а = а’ =2,8 см (см. рис. 3.5) h0 = 30 – 2,8 = 27,2 см.
5. Расчетные сопротивления: Rb = 8,5 МПа = 0,85 кН/см 2 ; Rs = 355 МПа = 35,5 кН/см 2 ; над опорой и в пролете растянутыми оказываются два стержня ø16 мм, площадью сечения Аs = 4,02 см 2 . Из формулы (3.5) определяем относительную высоту сжатой зоны бетона ξ = RsАs/(Rbbh0) = 35,5·4,02/(0,85·30·27,2) = 0,206; ξ 2 = 0,188·0,85·30·27,2 2 = 3547 кН см.
7. Сравниваем момент сечения с действующими моментами:
Моп = 446 кН см 2 /2 = 3.47·0,6 2 /2 = 0,625 кН м = 62,5 кН см;
— пролетный момент Мпр = ql2 2 /8 – Моп/2 = 3,47·7,13 2 /8 – 0,625/2 = 21,74 кН м = 2174 кН см.
11. Сравниваем максимальный пролетный момент с моментом сечения колонны (момент сечения см. п. 6 расчета): Мпр = 2174 кН см 3 . Монтажные петли расположены на расстояниях l1 = 1,3 м от торцов плиты.
Задача 3.30. Рассчитать на транспортные и монтажные нагрузки колонну, Длина колонны l = 11400 мм, сечение b×h = 350×350 мм, колонна армирована четырьмя стержнями (ø 18 мм, А300), удельный вес железобетона γжб = 25 кН/м 3 .
Источник
Коэффициент динамичности при монтаже конструкций
Разъясните положения Пособия к СП 52-101-2003 «Пособие по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения арматуры»:
- В пункте 1.9 указано: «При расчете элементов сборных конструкций на воздействие усилий, возникающих при их подъеме, транспортировании и монтаже, нагрузку от веса элемента следует принимать с коэффициентом динамичности, равным: 1,60 — при транспортировании, 1,40 — при подъеме и монтаже. В этом случае следует учитывать также коэффициенты надежности по нагрузке. Допускается принимать более низкие, обоснованные в установленном порядке, значения коэффициентов динамичности, но не ниже 1,25».
- В пункте 5.49 указано: «Диаметр стержня петли d рекомендуется принимать согласно табл. 5.4 в зависимости от массы изделия, приходящейся на петлю. Масса изделия определяется согласно указаниям п. 2.12. При подъеме плоских изделий за четыре петли масса изделия считается распределенной на три петли».
Учтён ли в таблице 5.4 коэффициент динамичности 1,4 при подъёме и монтаже (по пункту 1.9)?
При пользовании таблицей 5.4 Пособия к СП 52-101-2003 значение массы изделия, приходящейся при его подъеме на одну строповочную петлю, следует определять с учетом коэффициента динамичности, а также коэффициента надежности по нагрузке от собственного веса изделия.
Одновременно сообщаю, что с 2016 г. Пособие к СП 52-101-2003 заменено на «Методическое пособие по расчету железобетонных конструкций без предварительного напряжения арматуры (к СП 63.13330.2012)», в котором указания таблицы 5.4 остались без изменений.
Источник
РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПО ПРЕДЕЛЬНЫМ СОСТОЯНИЯМ
При расчете элементов железобетонных конструкций на динамические нагрузки необходимо учитывать особенность пульсирующих или вибрационных нагрузок, заключающуюся в том, что при совпадении частот свободных и вынужденных колебаний возникает резонанс, сопровождающийся увеличением размаха колебаний. Необходимо считаться с тремя существенно важными факторами: 1) разрушительным действием вибрации на конструкцию, усталостным снижением прочности бетона и арматуры; 2) вредным влиянием вибрации на организм людей, работающих в здании (человек чувствителен к вибрации и реагирует на нее снижением работоспособности, а иногда и болезненными явлениями — вибрационная болезнь); 3) нарушением нормальной работы технологического оборудования — машин, станков, точных измерительных приборов.
Задача динамического расчета состоит в том, чтобы,
Во-первых, определить амплитуды динамических усилий и с учетом усилий от статических нагрузок проверить йесущую способность элементов конструкций; во-вторых, определить амплитуды вынужденных колебаний и установить, являются ли они допустимыми по воздействию на людей и технологический процесс производства, т. е. проверить пригодность к нормальной эксплуатации элементов конструкции.
Для расчета частот и форм свободных колебаний, амплитуд динамических усилий можно воспользоваться различными справочниками, пособиями, а также «Инструкцией по расчету несущих конструкций промышленных зданий и сооружений на динамические нагрузки» (Стройиздат, 1970).
Совместные статические и динамические нагрузки вызывают в конструкциях соответствующие усилия и перемещения. Несущая способность элементов должна быть подтверждена расчетом на прочность и выносливость по первой группе предельных состояний, а пригодность к нормальной эксплуатации — расчетом на трещиностойкость и перемещения по второй группе предельных состояний.
Для железобетонных элементов, подвергающихся действию многократно повторяющейся нагрузки, рекомендуется принимать класс бетона по прочности на сжатие не ниже В15. Для предварительно напряженных элементов минимальные значения класса бетона (в зависимости от класса арматуры) увеличиваются на одну ступень (5МПа). Применение мелкозернистого бетона без специальных экспериментальных обоснований для них не допускается.
Предельные состояния первой группы
Прочность изгибаемых элементов считается обеспеченной, если сумма моментов от расчетных статических нагрузок Mst и динамических нагрузок Md с учетом коэффициентов сочетаний не превосходит момента Мрег, Воспринимаемого сечением с учетом коэффициентов условий работы бетона и арматуры, по условию
Площадь приведенного сечения определяют без учета растянутой зоны бетона.
В элементах, рассчитываемых на выносливость,, не допускается образование начальных трещин при изготовлении, транспортировании и монтаже в зоне, которая впоследствии под действием внешней нагрузки будет сжата.
Коэффициенты условий работы бетона уы и условий работы растянутой арматуры ys, учитывают снижение прочности материалов при многократном приложении нагрузки до соответствующих пределов выносливости (см. гл. I). Коэффициент уы зависит от отношения попе-
Таблица VIM.3. Значения коэффициента условий работы бетона уьі при многократном нрилвжении нагрузки
Состояние по влажности
Характеристика цикла %тЫ]чЬтах
Ременно возникающих максимальных и минимальных нормальных напряжений в бетоне, т. е. от характеристики ДИКЛа Pb==ZOb,Min/Ob,Maxt вида бетона и его состояния по влажности. Выносливость бетонов на пористых заполнителях ниже выносливости тяжелого бетона; в водона — сыщенном состоянии выносливость бетонов снижается. Значения коэффициента уы приведены в табл. VIII.3.
Появление растягивающих напряжений в зоне, проверяемой по сжатому бетону, во время цикла изменения нагрузки не допускается, поэтому рь^О.
Коэффициент условий работы растянутой арматуры Ул зависит от отношения попеременно возникающих максимальных и минимальных напряжений в арматуре вида и класса арматуры. Значения коэффициента Ysi приведены в табл. VIII.4.
Выносливость растянутой арматуры со сварными соединениями в контактных стыковых соединениях, в пересечениях арматуры в каркасах и сетках и др. снижается, так как при многократном приложении нагрузки места сварных соединений становятся концентраторами напряжений. В сварных соединениях расчетное сопротивление растянутой арматуры следует умножать на коэффициент условий работы yS5-
Наклонные сечения элементов рассчитывают на выносливость из условия, что равнодействующая главных растягивающих напряжений, действующая на уровне центра тяжести приведенного сечения, должна быть полностью воспринята поперечной арматурой при напряжениях в ней, равных. расчетным сопротивлениям Rs, умноженным на коэффициент условий работы ул и •
Таблиц. а VIII.4. Значения коэффициента условий работы растянутой арматуры у>і ПРИ многократном приложении нагрузки
Вид и класс арматуры
Го профиля класса:
Проволока периодического про
Филя класса Вр-11
То же, гладкая класса B-II
Арматурные канаты класса
К-7 диаметром, мм:
При армировании элемента хомутами или поперечными стержнями
Где и — амплитуда вынужденных колебаний, определяемая из динамического расчета; «о — предельная амплитуда вынужденных колебаний, устанавливаемая по условиям нормальной работы людей, а также машин, станков, измерительных приборов и т. п.;
«О = а0/4я2п2 (VIII. 24)
Здесь п — частота вынужденных колебаний, Гц; Оо, «о — предельные амплитуды ускорения, мм/с2, и скорости, мм/с, для гармонических колебаний.
В качестве средних предельных параметров можно принимать ускорение ао=^50 мм/с2 при лгС10 Гц и у0= =2,4 мм/с при. п^Ю Гц. Более подробные данные о предельных значениях амплитуд вынужденных колебаний, скорости, ускорений, регламентируемых санитарно- гигиеническими и технологическими требованиями, приведены в упомянутых выше инструкциях.
Если условие (VIII.23) не выполняется, то необходимы конструктивные меры по уменьшению амплитуд вынужденных колебаний элементов. Неблагоприятный результат расчета в этом случае объясняется тем, что частота свободных колебаний элемента ю близка к частоте возмущения 0.
Конструктивные меры по уменьшению вибрации должны быть направлены на возможное перемещение источника вибрации, уравновешивание машины и т, п. или же на изменение частоты свободных колебаний элементов. Последнее может быть достигнуто изменением жесткости элементов, изменением схемы конструкции или размеров пролета. Если требуется увеличение частоты свободных колебаний, то следует повысить жесткость элемента. При этом снижается коэффициент динамичности р и уменьшается статический прогиб. Переход от свободно опертой балки к балке с упругозаделаннымн концами цовышает частоту свободных колебаний почти в 2 раза; добавление новых связей и повышение статической неопределимости всегда влияет на частоту свободных колебаний конструкции и аналогично повышению жесткости. Изменение размера пролета конструкции в меньшую сторону приводит к увеличению частоты свободных колебаний.
Виброизоляция машин и установок является одной из наиболее эффективных мер борьбы с колебаниями конструкций. Активная виброизоляция заключается в изоляции возбудителей колебаний и уменьшении динамических нагрузок, передающихся машиной на конструкцию; пассивная виброизоляция состоит в защите приборов и оборудования, чувствительных к вибрациям, от колебаний несущих конструкций, на которых они находятся. Виброизоляторами служат системы подвесных стержней, стальных пружин, резиновых прокладок и т. п. Расчет и проектирование виброизоляции осуществляется согласно «Инструкции по проектированию и расчету виброизоляции машин с динамическими нагрузками и оборудования, чувствительного к вибрации».
Применение виброизоляций без расчета и неправильный выбор параметров виброизоляции могут привести не к снижению колебаний конструкции, а к их увеличению.
Источник
РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПО ПРЕДЕЛЬНЫМ СОСТОЯНИЯМ
При расчете элементов железобетонных конструкций на динамические нагрузки необходимо учитывать особенность пульсирующих или вибрационных нагрузок, заключающуюся в том, что при совпадении частот свободных и вынужденных колебаний возникает резонанс, сопровождающийся увеличением размаха колебаний. Необходимо считаться с тремя существенно важными факторами: 1) разрушительным действием вибрации на конструкцию, усталостным снижением прочности бетона и арматуры; 2) вредным влиянием вибрации на организм людей, работающих в здании (человек чувствителен к вибрации и реагирует на нее снижением работоспособности, а иногда и болезненными явлениями — вибрационная болезнь); 3) нарушением нормальной работы технологического оборудования — машин, станков, точных измерительных приборов.
Задача динамического расчета состоит в том, чтобы,
Во-первых, определить амплитуды динамических усилий и с учетом усилий от статических нагрузок проверить йесущую способность элементов конструкций; во-вторых, определить амплитуды вынужденных колебаний и установить, являются ли они допустимыми по воздействию на людей и технологический процесс производства, т. е. проверить пригодность к нормальной эксплуатации элементов конструкции.
Для расчета частот и форм свободных колебаний, амплитуд динамических усилий можно воспользоваться различными справочниками, пособиями, а также «Инструкцией по расчету несущих конструкций промышленных зданий и сооружений на динамические нагрузки» (Стройиздат, 1970).
Совместные статические и динамические нагрузки вызывают в конструкциях соответствующие усилия и перемещения. Несущая способность элементов должна быть подтверждена расчетом на прочность и выносливость по первой группе предельных состояний, а пригодность к нормальной эксплуатации — расчетом на трещиностойкость и перемещения по второй группе предельных состояний.
Для железобетонных элементов, подвергающихся действию многократно повторяющейся нагрузки, рекомендуется принимать класс бетона по прочности на сжатие не ниже В15. Для предварительно напряженных элементов минимальные значения класса бетона (в зависимости от класса арматуры) увеличиваются на одну ступень (5МПа). Применение мелкозернистого бетона без специальных экспериментальных обоснований для них не допускается.
Предельные состояния первой группы
Прочность изгибаемых элементов считается обеспеченной, если сумма моментов от расчетных статических нагрузок Mst и динамических нагрузок Md с учетом коэффициентов сочетаний не превосходит момента Мрег, Воспринимаемого сечением с учетом коэффициентов условий работы бетона и арматуры, по условию
Площадь приведенного сечения определяют без учета растянутой зоны бетона.
В элементах, рассчитываемых на выносливость,, не допускается образование начальных трещин при изготовлении, транспортировании и монтаже в зоне, которая впоследствии под действием внешней нагрузки будет сжата.
Коэффициенты условий работы бетона уы и условий работы растянутой арматуры ys, учитывают снижение прочности материалов при многократном приложении нагрузки до соответствующих пределов выносливости (см. гл. I). Коэффициент уы зависит от отношения попе-
Таблица VIM.3. Значения коэффициента условий работы бетона уьі при многократном нрилвжении нагрузки
Состояние по влажности
Характеристика цикла %тЫ]чЬтах
Ременно возникающих максимальных и минимальных нормальных напряжений в бетоне, т. е. от характеристики ДИКЛа Pb==ZOb,Min/Ob,Maxt вида бетона и его состояния по влажности. Выносливость бетонов на пористых заполнителях ниже выносливости тяжелого бетона; в водона — сыщенном состоянии выносливость бетонов снижается. Значения коэффициента уы приведены в табл. VIII.3.
Появление растягивающих напряжений в зоне, проверяемой по сжатому бетону, во время цикла изменения нагрузки не допускается, поэтому рь^О.
Коэффициент условий работы растянутой арматуры Ул зависит от отношения попеременно возникающих максимальных и минимальных напряжений в арматуре вида и класса арматуры. Значения коэффициента Ysi приведены в табл. VIII.4.
Выносливость растянутой арматуры со сварными соединениями в контактных стыковых соединениях, в пересечениях арматуры в каркасах и сетках и др. снижается, так как при многократном приложении нагрузки места сварных соединений становятся концентраторами напряжений. В сварных соединениях расчетное сопротивление растянутой арматуры следует умножать на коэффициент условий работы yS5-
Наклонные сечения элементов рассчитывают на выносливость из условия, что равнодействующая главных растягивающих напряжений, действующая на уровне центра тяжести приведенного сечения, должна быть полностью воспринята поперечной арматурой при напряжениях в ней, равных. расчетным сопротивлениям Rs, умноженным на коэффициент условий работы ул и •
Таблиц. а VIII.4. Значения коэффициента условий работы растянутой арматуры у>і ПРИ многократном приложении нагрузки
Вид и класс арматуры
Го профиля класса:
Проволока периодического про
Филя класса Вр-11
То же, гладкая класса B-II
Арматурные канаты класса
К-7 диаметром, мм:
При армировании элемента хомутами или поперечными стержнями
Где и — амплитуда вынужденных колебаний, определяемая из динамического расчета; «о — предельная амплитуда вынужденных колебаний, устанавливаемая по условиям нормальной работы людей, а также машин, станков, измерительных приборов и т. п.;
«О = а0/4я2п2 (VIII. 24)
Здесь п — частота вынужденных колебаний, Гц; Оо, «о — предельные амплитуды ускорения, мм/с2, и скорости, мм/с, для гармонических колебаний.
В качестве средних предельных параметров можно принимать ускорение ао=^50 мм/с2 при лгС10 Гц и у0= =2,4 мм/с при. п^Ю Гц. Более подробные данные о предельных значениях амплитуд вынужденных колебаний, скорости, ускорений, регламентируемых санитарно- гигиеническими и технологическими требованиями, приведены в упомянутых выше инструкциях.
Если условие (VIII.23) не выполняется, то необходимы конструктивные меры по уменьшению амплитуд вынужденных колебаний элементов. Неблагоприятный результат расчета в этом случае объясняется тем, что частота свободных колебаний элемента ю близка к частоте возмущения 0.
Конструктивные меры по уменьшению вибрации должны быть направлены на возможное перемещение источника вибрации, уравновешивание машины и т, п. или же на изменение частоты свободных колебаний элементов. Последнее может быть достигнуто изменением жесткости элементов, изменением схемы конструкции или размеров пролета. Если требуется увеличение частоты свободных колебаний, то следует повысить жесткость элемента. При этом снижается коэффициент динамичности р и уменьшается статический прогиб. Переход от свободно опертой балки к балке с упругозаделаннымн концами цовышает частоту свободных колебаний почти в 2 раза; добавление новых связей и повышение статической неопределимости всегда влияет на частоту свободных колебаний конструкции и аналогично повышению жесткости. Изменение размера пролета конструкции в меньшую сторону приводит к увеличению частоты свободных колебаний.
Виброизоляция машин и установок является одной из наиболее эффективных мер борьбы с колебаниями конструкций. Активная виброизоляция заключается в изоляции возбудителей колебаний и уменьшении динамических нагрузок, передающихся машиной на конструкцию; пассивная виброизоляция состоит в защите приборов и оборудования, чувствительных к вибрациям, от колебаний несущих конструкций, на которых они находятся. Виброизоляторами служат системы подвесных стержней, стальных пружин, резиновых прокладок и т. п. Расчет и проектирование виброизоляции осуществляется согласно «Инструкции по проектированию и расчету виброизоляции машин с динамическими нагрузками и оборудования, чувствительного к вибрации».
Применение виброизоляций без расчета и неправильный выбор параметров виброизоляции могут привести не к снижению колебаний конструкции, а к их увеличению.
Источник