Соединяем технику: что нужно знать о кабелях
Современные модели телевизоров позволяют подключить одновременно DVD-плееры, видеомагнитофоны, видеокамеры, игровые приставки, декодеры цифрового телевидения, да еще и компьютеры в придачу. Все это соединяется с помощью кабелей, но с развитием электронной техники домашнего развлечения по технической или маркетинговой необходимости производители, на нашу с вами голову, создали множество кабелей и вариантов их соединений.
Многие из кабелей для соединений компонентов электроники стоят очень и очень недешево
Многие кабели, обеспечивая отличное звучание вашей аудиосистемы или превосходную картинку вашего телевизора, стоят при этом очень и очень недешево. А потому не стоит пренебрегать, при расчетах бюджета покупки электроники, стоимостью кабелей для ее соединения. Тем более, что некоторые способы соединения сопоставимы по цене со стоимостью небольшого ЖК-телевизора. Однако, рассказывая о аудио и видео кабелях, мы не будем рассматривать подключение многоканального звука в этой статье подробно, так как считаем, что для качественного описания понадобиться отдельная статья. И так начнем.
Начнем с тех проводов, которые идут в комплекте к практически любому AV-прибору. В технике их называют аббревиатурой RCA, в обиходе мы называем их «тюльпаны». Такое название не случайно, а отражает конструкцию разъема. Центральный контакт окружен, как лепестками бутона, заземляющим контактом. Эта схема защищает сигнальный (центральный) контакт от электромагнитных помех, и в науке называется коаксиальная (от лат. co — совместно и axis — ось, то есть «соосный»). Эти кабели очень распространенные, и могут подключать совершенно разные по качеству интерфейсы.
Кабелями RCA можно организовать два принципиально разных по качеству соединения – композитное и компонентное. Композитное соединение использует один кабель RCA, и передает по оному изображение, смешивая при этом, и цвета, и яркость. Вместе с ним, как правило, подается, по двум другим RCA кабелям аналоговый стереосигнал, левый и правый канал.
Желтый с краю кабель – это композит, впрочем им может быть и любой другой RCA кабель в связке, но надо же их как-то маркировать
Для легкости соединения, их как впрочем, и другие RCA кабели маркируют цветом: композитный видео – желтым, правый аудио – красным, левый – белым цветом. То есть при подключении вы просто смотрите на цвет разъема на DVD-проигрывателе и телевизоре и соединяете их согласно цвета кабеля и разъема. Композитное соединение + стерео можно рекомендовать лишь как проверочное, но не более, тем более, когда речь идет о кабелях, что идут в комплекте поставки.
Компонентное соединение видео передает по трем кабелям, разделяя цвета на две группы и отделяя яркость. Такой подход существенно улучшает картинку, но и увеличивает количество проводов в видеокабеле до трех штук. Но улучшение картинки не сводится только к разделению цветов, поэтому с ростом качества изображения, пришлось изобретать новые интерфейсы.
Это кабель 3RCA-3RCA легко отличить и по тому, что он всегда маркируется в три цвета
Некоторые производители поставляют электронику и с компонентными кабелями, но, зная их качество, мы рекомендуем вам, потратиться на более качественный комплект проводов от известных производителей. Поверьте, прирост качества звука и видео будет существенный. Цветовая маркировка всех трех проводов компонентного кабеля, почти соответствует тем сигналам, которые они и передают, то есть зеленый, красный и синий.
Попытались справиться с плохим качеством французы. Они сделали евроразъем или по-другому SCART (Syndicat des Constructeurs d’Appareils, Radiorecepteurs et Televiseurs). Разработчики этого разъема постарались улучшить то, что уже было наработано, учесть нюансы и предугадать возможное развитие техники. Они заложили в SCART дополнительные возможности, используя 21 контакт в разъеме кабеля, и разделили сигналы, что существенно улучшило изображение. И даже сейчас, когда так выросли диагонали, и претензий к качеству стало больше, этот способ подключения все еще неплохо выручает.
Универсальность SCARTа дала ему определенную популярность, но не в России – у нас любят простые и надежные провода
Помимо аудио и видео контактов в этом кабеле остается еще резерв разъемов, которые позволяют, например, управлять проигрывателем, через телевизор. Плохо приживался SCART в России, но в основном из-за недостатка информации, о нем и засилья недорогой восточной техники, на которой этот разъем встречался гораздо реже, чем на европейской. Можно считать SCART одним из фундаментальных разъемов во всей видеотехнике.
Для кабелей SCART создано немало различных переходников на иные форматы разъемов, этот например «композит + стереоаудио + S-Video»
C начала 90-х годов этот интерфейс вполне удовлетворяет запросы пользователей, да и многие задумки производителей. Будьте внимательны, не все кабели SCART одинаковы. В некоторых шнурах производители ленятся делать все контакты, поэтому, что бы гарантированно подключить все возможности, нужно покупать распайку кабеля только в 21pin.
Digital Visual Interface – цифровой интерфейс, используется в современных мониторах и современных видеокартах ПК. Этот разъем пришел в телевизоры с появлением ЖК-панелей, и заменил собой D-Sub. Сразу цифровой интерфейс DVI, позволяет передавать сигнал без искажений, но имеет ряд особенностей.
Во-первых, существует в нескольких модификациях, и может передавать как аналоговый видеосигнал, так и цифровой и смешанный аналогово-цифровой.
Новый компьютерный кабель DVI все чаще и чаще применяется в современных мониторах и видеокартах
Во-вторых, производители контента, стремясь защитить свои продукты от пиратства, пытаются привлечь к этой проблеме и производителей приборов, как например, всем известный пример с «зонами» в DVD плеерах. А потому, в некоторых интерфейсах DVI в зависимости от исполнения поддерживается технология защиты — HDCP (High-bandwidth Digital Content Protection) – технология, которая проверяет цифровые ключи у источника цифрового сигнала (цифровой плеер компьютер, игровая приставка) и у получателя (HDTV-телевизор или плазменная панель).
Переход с DVI на HDMI можно например, при помощи соответствующего кабеля…
… или через классический переходник
А еще есть, и такие переходники DVI – HDMI
Если с ключами все в порядке, то разрешается передача аудио и видеоданных с высоким разрешением. В случае, когда цифровой интерфейс в телевизоре не поддерживает технологию HDCP, на экран будет выводиться видео с предельно низким разрешением, или даже черный экран. Минус разъема в том, что он не передает звук, а следовательно пользователю придется еще ломать голову решая эту проблему.
Про разъемы HDMI (High Definition Multimedia Interface) в последнее время говорят много, но мы отметим лишь главное. Основную популярность HDMI получил как лучшее решение для соединения телевидения высокой четкости. На сегодняшний день это один из самых продуманных и качественных путей соединить технику. И если домашний кинотеатр планируется не на «один день», то стоит брать технику именно с такими разъемами.
Если DVI-кабель можно найти и 10-метровый…
… то для HDMI 5 метра это уже много
Разъем является близким родственником DVI кабеля, однако в отличии от DVI, HDMI поддерживает передачу звука. Интерфейсы обратно совместимы. Используя переходник можно соединить эти два разъема с потерей лишь звука, который придется передавать отдельным кабелем. Как и DVI HDMI поддерживает защиту контента.
Высокочеткий стандарт 1080р без HDMI кабеля невозможен, потому, что компонентный видеокабель прогрессивную развертку на таком формате не передает
Наряду с тем, кабель пока остается самым дорогим, и может отпугнуть пользователя, но стоит подождать и думаем цены на этот тип соединения сильно упадут. Одно из бесспорных достоинств это малые размеры. Видимо разработчики учли опыт разъема SCART. Уже сейчас некоторые портативные устройства (например, видеокамеры) оснащаются таким разъемом, что лишний раз подтверждает его популярное будущее.
Практически все современные плоскопанельные телевизоры имеют HDMI порт, а многие и по три штуки
Есть правда информация, которая подтверждается и предложениями, что кабели HDMI в отличии от DVI, плохо работают на большой длине и после 5 метров могут вообще не пропустить сигнал. Собственно пятиметровых HDMI кабелей в продаже и не найти, а вот 10 метровый DVI это почти норма, за что этот формат так любят инсталляторы, например проекционного оборудования, когда кабель тянется на потолок по стенам и на большие дистанции.
Компьютерный интерфейс, все реже и реже, встречающийся на телевизорах, так как на смену ему пришел более современный DVI. Ранее использование D-Sub в электронно-лучевых телевизорах было не рационально, так как эти телевизоры создавались, да и до сих пор выпускаются как аналоговая техника, но поскольку ЖК телевизор или плазменный, это уже цифровая техника визуализации, то использование D-Sub или DVI позволяет превращать их в огромный компьютерный дисплей, или монитор для компьютерных игр, или для выхода в Интернет.
Старый добрый компьютерный D-Sub все еще очень распространен, особенно на ноутбуках
Несмотря на то, что D-Sub интерфейс компьютерный, он все равно аналоговый, и телевизору приходилось полученный по нему сигнал приходиться перекодировать, и именно поэтому его сейчас сменяет полностью цифровой DVI.
S-video – это не «супер» видео, как иногда заблуждаются некоторые, S-video – это Separate Video, то есть разделенное. По качеству передачи сигнала находится по средине между композитным интерфейсом и SCART. Используя защиту от помех как в коаксиальном кабеле, он уже разделяет яркость от цвета по четырем контактам (разъем 4-pin), но все еще смешивает цвета.
S-Video кабель Hi-Fi-класса
Этот интерфейс можно рекомендовать, как вариант в безвыходном положении, когда у одного из приборов это самый лучший интерфейс и использовать его не на больших диагоналях, либо когда источник не поставляет высококачественной картинки.
Итак, вернемся к задачам насущным. Если ваша аппаратура не наделена разъемами, передающими звук (HDMI, SCART), то вам еще понадобятся знания про подключения звука. И тут нам снова попадается коаксиальный кабель. Мы уже упомянули о варианте подключения стереозвука тюльпанами. Но нам еще может встретится цифровой интерфейс. Если на вашем телевизоре хорошего качества акустика, то следует прибегнуть к следующим двум способам.
А это уже 2RCA стереокабель Hi-End класса
Цифровой звук можно передавать по цифровому композитному аудокабелю, который даже производители часто называют просто коаксиальным, и оптическому. Композитный (коаксиальный) мы легко узнаем по внешнему виду, он мало отличается от RCA, но его отличительный цвет маркировки черный. Преимущества этого подключения очевидны: от двух до пяти каналов звука – по одному кабелю, плюс защита от помех и шумов.
Оптический цифровой кабель на фоне толстенных аудиокабелей топового уровня смотрится крайне несолидно, а вот работает наверное не хуже их
Как ни странно звучит, но оптический интерфейс для передачи цифрового звука мы тоже сразу узнаем, даже если никогда его раньше не видели – он единственный из всех разъемов, который закрыт крышечкой, и к тому же очень тонкий, так как является на самом деле просто отрезком оптоволокна. Цифровой аудиосигнал поступает в ресивер в виде кодированного лазерного импульса, а потому разъем и закрыт, чтобы даже мельчайшая пыль не помешала прохождению сигнала.
Кабель недорогой, но вам придется покупать его отдельно от техники, в комплект поставки электроники его обычно не кладут. Кабель дает вам гарантию полной защиты звука даже от сильных электромагнитных помех, а также удобство использование одного кабеля для передачи сразу нескольких каналов звука.
Источник
Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре
Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.
Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.
Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».
Для примера приведем ряд наиболее одиозных постулатов, прочно прижившихся в аудиомире:
- «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
- чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
- самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
- выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
- качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
- кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
- серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
- экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.
А вот набор доморощенных «аргументов», предназначенных для повального убиения немногочисленных противников шнурковщины:
- каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
- если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
- влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
- если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
- спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
- влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
- существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
- а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
- вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
- реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).
Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).
Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.
Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100—200 Гц.
Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.
Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.
Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.
Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.
Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».
(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).
Источник