Класс физики с розетками

Требования к кабинету физики

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ФИЗИКИ

Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 01.01.01 г. № 44 г. Москва
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 декабря 2002 г. Регистрационный № 000

«О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.2.1178-02″

2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка.

Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические»
и «Стулья ученические»

Номера мебели по ГОСТам 11015

Высота над по­лом крышки края стола, об­ращенного к ученику, по ГОСТув мм)

Высота над по­лом переднего края сиденья по ГОСТув мм)

2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
— между рядами двухместных столов — не менее 60;
— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50—70;
— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50 — 70;
— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске;
— не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,

— не менее 100; а при наличии оборотных классов — 120;
— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;
— от первой парты до учебной доски — 2,4-2,7м;
— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
— высота нижнего края учебной доски над полом — 80 — 90;
— угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступе­ни и не менее 45 градусов для детей 6 — 7 лет.

2.4.4. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики).

2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму

2.5.1.В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 °С.

2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости
от температуры наружного воздуха

Наружная температура, °С

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые перемены

в большие перемены и между сменами

2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
— в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях —18 — 20 °С при их обыч­ном остеклении и 19—21 °С — при ленточном остеклении;
2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воз­духа соблюдаться в пределах 40 — 60 %.

2.6. Требования к естественному и искусственному освещению

2.6.1. Естественное освещение

Учебные помещения должны иметь естественное освещение.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
— для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
— для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
— для классных досок —темно-зеленый, темно-коричневый;
— для дверейгоконных рам — белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
— не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65—70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
— очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

2.6.2. Искусственное освещение

В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими ха­рактеристиками и конструктивным исполнением.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-3 (125). Указанные светильники разме­щаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк.

При использовании ТОО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа — и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует.

2.7. Требования к водоснабжению и канализации

2.7.5. Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

2.8. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании

2.8.6. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.8.7. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
2.8.8. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТОО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 4.

Длительность непрерывного применения на уроках различных
технических средств обучения

Источник

Требования к кабинету физики

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Требования к кабинету физики

Требования к кабинету физики . (источник: журнал «Завуч №7 2001 г)

1. Кабинет оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения лабораторного оборудования для практических и лабораторных работ.
В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования и универсальный стол-верстак.
2. Расстановка мебели в кабинете должна обеспечивать оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния от классной доски до первого и последнего ряда столов.
3. Кабинет оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, инструкцией по правилам безопасности труда для учащихся.
4. Естественный свет должен падать с левой стороны от учащихся, наименьшая общая искусственная освещенность на уровне столов должна быть не ниже 300 лк при люминесцентных лампах.
5. Кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока. Электрооборудование кабинета с напряжением питания свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока заземляют.
6. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящиком с песком, плотной мешковиной, углекислотным или порошковым огнетушите­лем.
7. Химические реактивы, предусмотренные перечнем, хранятся в лаборантской в глухом шкафу под замком, жидкие реактивы — в тонкостенных, твердые — в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд имеет четкую этикетку.
8. Пребывание учащихся в кабинете физики и лаборантской допускается только в присутствии учителя.
9. Кабинеты физики не должны использоваться в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам, сборов.

Оборудование кабинета физики

Оборудование, которым комплектуется кабинет физики, должно обеспечивать два вида физических демонстраций для классов, изучающих физику на базовом уровне:

* демонстрационный эксперимент (оборудование для таких экспериментов определяется из расчета одного комплекта на кабинет и предназначено для использования учителем);

* фронтальный ученический эксперимент, имеющий безусловный приоритет с точки зрения современной методики преподавания естественнонаучных предметов. Приборы и оборудование для таких экспериментов приобретаются из расчета одного комплекта на двух учащихся.

Оборудование для работ физического практикума, который традиционно был одним из наиболее интересных разделов школьного физического образования, предусматривается теперь, к сожалению, только в школах и классах с расширенным и углубленным изучением физики.

Комплект оборудования физического кабинета состоит из следующих позиций:

1. Учебно-методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература).

2. Учебно-методическая литература по астрономии.

3. Технические средства обучения:

4. Комплект электроснабжения кабинета физики.

5. Приборы для демонстрационных опытов:

по молекулярной физике;

по квантовой физике.

6. Компьютерная измерительная система.

7. Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты.

8. Статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели.

9. Печатные пособия:

таблицы; плакаты; раздаточные материалы.

10. Экранно-звуковые средства:

транспаранты для графопроектора;

11. Программное обеспечение для компьютера.

Оборудование астрономического уголка в кабинете физики

В астрономическом уголке должны быть следующие учебные пособия:

оптические инструменты для наблюдения небесных тел

(теодолиты, телескопы, бинокли); модели для демонстрации внешнего вида небесных тел

и их движений (глобусы, теллурии, модели планетной системы и т.п.);

демонстрационные печатные пособия (карты звездного неба, луны, таблицы, портреты);

печатные пособия для индивидуальных занятий (ученические карты звездного неба, звездные атласы, астрономические календари и т.д.);

экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, кино фрагменты).

Требования по технике безопасности и охране труда в кабинете физики

Устройство электрической сети кабинета:

подача на столы учащихся напряжения свыше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока;

защитное зануление оборудования;

наличие протоколов ежегодной проверки изоляции электропроводки и заземляющих устройств;

защита радиаторов и трубопроводов отопительной, газовой и водопроводной систем диэлектрическим ограждением. Соблюдение требований пожарной безопасности. Соблюдение требований безопасности при работе с химическими веществами.

Соблюдение требований безопасности при работе с аккумуляторами.

Соблюдение требований безопасности при работе с проекционной аппаратурой (защитное зануление аппарата, наличие свободных выходов и проходов, наличие у кинодемонстратора удостоверения и талона пожарной безопасности, соответствие проводки требованиям Правил устройства электроустановок ПУЭ).

Наличие химических веществ, приборов и оборудования, применение которых в школе запрещено (металлическая ртуть, бензиновые лампы, генераторы УВЧ, нафталин, асбестированные сетки, дистилляторы с открытой спиралью, реостаты с открытой спиралью напряжением 220 В и т.п.)

Наличие памятки по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях, данные о телефоне и адресе ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана квалифицированная медицинская помощь.

Наличие спецодежды и средств индивидуальной защиты. Соблюдение периодичности испытаний электрозащитных средств. Наличие акта-разрешения на эксплуатацию кабинета. Наличие у заведующего кабинетом, учителей физики и руководителей кружков удостоверения об обучении и проверке знаний по охране труда (1 раз в 3 года), а также удостоверения о проверке знаний по электробезопасности с присвоением не ниже 3-й группы по электробезопасности (1 раз в год).

по технике безопасности для учащихся, проходящих практические занятия кабинетах физики;

по охране труда при работе с химическими веществами;

по охране труда при работе с проекционной аппаратурой;

по охране труда при подготовке и выполнении демонстрационных опытов;

по безопасному обращению с газом;

по охране труда при работе с аккумуляторами.

Инструкции утверждаются приказом по школе и решением профсоюзного комитета.

Журнал учета инструктажа по безопасности учебного процесса. Журнал учета инструктажа учащихся при выполнении внешко льных занятий.

Аптечка первой помощи в кабинете физики

Аптечка первой помощи в кабинете физики. Перечень медикаментов аптечки в кабинете физики.
Материал взят из книги: В. Ф. Шилов Техника безопасности в кабинете физики. М.: Школьная Пресса, 2002, с. 74-75

В кабинете физики обязательно должна быть аптечка (шкафчик) с необходимыми медикаментами для оказания первой помощи.
В аптечке хранят следующие предметы и медикаменты:

1. Индивидуальные асептические пакеты без бинтов и с бинтами, которые применяют для наложения повязок при серьезных ранениях.Обычно пакет вскрывают при помощи нити, конец которой выступает из пакета.

2. Ватно-марлевый бинт, который применяется для бинтования ран и переломов.

3. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранят ее в стеклянной стерильной банке с притертой пробкой или под плотной полиэтиленовой крышкой.

4. Пинцет стерильный для наложения ватных тампонов на рану.

5. Флакон (25—50 мл) клея БФ-6 для обработки микротравм.

6. Йодная спиртовая настойка в ампулах или темном флаконе с притертой пробкой или во флаконе с капельницей; она служит для обработки кожи вокруг раны. Обработку производят с помощью небольшого кусочка ваты, намотанного на чистую палочку, спичку, а не пробкой от флакона с йодом.

7. Раствор (3%-ный) пероксида водорода (25—50 мл); это крово­останавливающее средство, хранят его в темной посуде не более одного года.

8. Водный раствор (10%-ный) аммиака (нашатырный спирт); хранят в плотно закрытых флаконах (50 мл) и применяют при потере сознания (обмороках).

9. Спирт (96%-ный) этиловый гидролизный или винный ( SO — SO мл); необходим для обработки обожженных участков кожи.

10. Глицерин (25—50 мл); необходим для снятия болевых ощущений после ожога.

11. «Винилин», или «Бальзам Шостаковского» (150-200 г); накладывают на обожженное место при любой степени ожога. Срок хранения не более 3 лет.

12. Фурацилин или риванол в растворе; необходим для пропи­тывания повязок, накладываемых на место ожога.

13. Пипетки (2-3 шт.); хранят в футлярах.

14. Стеклянные или пластмассовые палочки для нанесения мази на место ожога.

15. Жгут резиновый для остановки кровотечений.

На дверце аптечки должны быть написаны телефон скорой помощи, адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.

Рядом с аптечкой помещают краткую инструкцию по оказанию первой помощи.

Перечень медикаментов аптечки кабинета физики

1. Индивидуальные асептические пакеты без бинтов и с бинтами

2. Ватно-марлевый бинт

3. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г.

4. Пинцет стерильный для наложения ватных тампонов на рану.

5. Флакон (25—50 мл) клея БФ-6 для обработки микротравм.

6. Йодная спиртовая настойка

7. Раствор (3%-ный) пероксида водорода (25—50 мл).

8. Водный раствор (10%-ный) аммиака (нашатырный спирт)

9. Спирт (96%-ный) этиловый гидролизный

10.Глицерин (25—50 мл)

11.»Винилин», или «Бальзам Шостаковского».

11.Фурацилин или риванол в растворе

12.Пипетки (2-3 шт.).

13.Стеклянные или пластмассовые палочки

Краткое описание документа:

Требования к кабинету физики . (источник: журнал «Завуч №7 2001 г)

1. Кабинет оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения лабораторного оборудования для практических и лабораторных работ.
В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования и универсальный стол-верстак.
2. Расстановка мебели в кабинете должна обеспечивать оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния от классной доски до первого и последнего ряда столов.
3. Кабинет оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, инструкцией по правилам безопасности труда для учащихся.
4. Естественный свет должен падать с левой стороны от учащихся, наименьшая общая искусственная освещенность на уровне столов должна быть не ниже 300 лк при люминесцентных лампах.
5. Кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока. Электрооборудование кабинета с напряжением питания свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока заземляют.
6. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящиком с песком, плотной мешковиной, углекислотным или порошковым огнетушите­лем.
7. Химические реактивы, предусмотренные перечнем, хранятся в лаборантской в глухом шкафу под замком, жидкие реактивы — в тонкостенных, твердые — в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд имеет четкую этикетку.
8. Пребывание учащихся в кабинете физики и лаборантской допускается только в присутствии учителя.
9. Кабинеты физики не должны использоваться в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам, сборов.

Оборудование кабинета физики

Оборудование, которым комплектуется кабинет физики, должно обеспечивать два вида физических демонстраций для классов, изучающих физику на базовом уровне:

* демонстрационный эксперимент (оборудование для таких экспериментов определяется из расчета одного комплекта на кабинет и предназначено для использования учителем);

* фронтальный ученический эксперимент, имеющий безусловный приоритет с точки зрения современной методики преподавания естественнонаучных предметов. Приборы и оборудование для таких экспериментов приобретаются из расчета одного комплекта на двух учащихся.

Оборудование для работ физического практикума, который традиционно был одним из наиболее интересных разделов школьного физического образования, предусматривается теперь, к сожалению, только в школах и классах с расширенным и углубленным изучением физики.

Комплект оборудования физического кабинета состоит из следующих позиций:

1. Учебно-методическая литература по физике (учебники, за дачники, дидактические материалы, справочная литература).

2. Учебно-методическая литература по астрономии.

3. Технические средства обучения:

4. Комплект электроснабжения кабинета физики.

Источник

Читайте также:  Удар током от розетки 220