Кембрики для разделки акустического или межблочного кабеля

Кембрики для разделки акустического или межблочного кабеля

Разделка акустических, межблочных и силовых кабелей

Для тех, кто сомневается в необходимости разделки медных проводов, проведу небольшой ликбез. Если бы акустические кабели делали из серебра, золота, платины или нержавейки, то вопрос об их защите растаял бы как папиросный дым на сквозняке.

Но подавляющее большинство Speaker Cable изготовлены из бескислородной меди высокой степени очистки. А, как нам известно, из школьного курса неорганической химии медь, т.е. Cu, на открытом воздухе помимо кислорода реагирует с влагой и СО2, образуя на поверхности темную оксидную пленку, ухудшающую электропроводимость. Процесс этот – неизбежный и в зависимости от активности окружающей среды, занимает от нескольких дней до нескольких месяцев.

Для тех, кто в школе прогуливал уроки химии, предлагаю небольшой эксперимент. Возьмите отрезок акустического кабеля и зачистите от оплетки один конец. Для ускорения процесса, лучше положить отрезок на открытый воздух, например, на балкон. Через полгода внимательно разглядите испытуемый отрезок. Зачищенный конец покроется пятнами и потускнеет, как и проходящий через него звуковой сигнал, а защищенный оплеткой, останется таким же розово-блестящим как и был. Вывод: медные провода надо защищать от воздействия открытого воздуха.

Теперь неприятная новость для тех, кто прикрутил винтиками к зачищенному проводу позолоченную лопатку и упаковал все это изолентой или термоусадкой. Подавляющее большинство конструкций лопаток, бананов и перьев имеют технологические отверстия. Через эти отверстия воздух беспрепятственно пробирается к оголенному концу и делает свое грязное, окислительное дело. Не верите? Разберите свою конструкцию и посмотрите, какого цвета зачищенный конец.

Настало время развенчать некоторые древние мифы и городские легенды. Во-первых, чтобы не говорили официальные дилеры, как бы не были красноречивы и убедительны продавцы в аудио салонах – нельзя улучшить звучание системы какими бы то ни было акустическими коннектами.

Читайте также:  Сварочные аппараты оптоволоконного кабеля

Хорошими проводами улучшить звучание можно и нужно. А хорошими бананами нельзя! Парадокс? Отнюдь! Побегав в салочки на перемене, переходим из класса химии в класс физики. Чем больше соединений и контактов в электроцепи, тем больше ее сопротивление, т.е. хуже электропроводимость!

Что это означает в практическом смысле? Каким бы прекрасным, модным и дорогим ни был акустический коннект, в самом лучшем идеальном случае, он всего лишь не ухудшит звук.

Ведь акустические разъемы на усилителях и колонках – это уже своего рода компромисс. В активных мониторах, используемые профессиональными звукорежиссерами, ничего такого нет и в помине! Там акустический кабель от выходного каскада усилителя, без всяких разъемов и разрывов, напрямую идет к клемме динамика.

Во-вторых. Если б Вы только знали, из какой дряни изготавливают бананы, перья и лопатки. Я не имею ввиду порядочных производителей, типа CMC или WBT. Я о тех дешевых подделках, что продаются в наших интернет-магазинах за весьма и весьма недурные деньги. Попробуйте как-нибудь молотком разбить такой банан. Вам станет нехорошо, а особо чувствительных, может даже стошнить!

Как правило, это алюминий, но бывают варианты и похуже. Тестируя как-то перья трех разных производителей мне пришло в голову померить их толщину. Взглянув на микрометр, я не поверил своим глазам! У всех трех коннектах она была 0,25мм. Но помилуйте, из чего же они тогда сделаны? Если бы это была чистая медь, то при такой толщине их можно было бы раздавить пальцами. А они жесткие настолько, что с трудом влезают в акустическую клемму. Рука у меня сама собой потянулась к магниту. Нет, они не прилипли к магниту, но явно на него реагировали, т.е. если положить перья на стол и провести магнитом, они начинают за ним катиться. Похожие магнитные свойства проявляют некоторые сорта нержавеющей стали. А электропроводимостью нержавейка, как Вы понимаете не блещет. Не передумали еще покупать акустические коннекторы? Нет? Ну тогда возьмите с собой магнит, пригодится.

Так что же, спросите Вы, акустические коннекты придумали чтобы выманивать из нас деньги? Это не совсем так. Бананы, перья и лопатки используют, в первую очередь, профессионалы, т.е. те, кому по несколько раз в месяц приходится подключать и перекоммутировать компоненты.

Например, почти все акустические кабели на нашем тестовом стенде разделаны коннектами. Но сделал я это не для улучшения звука. А для чего, спросите Вы. Во-первых, это удобно. Вставить банан намного быстрее, чем прикручивать провод. Во-вторых, это красиво. Еще можно было бы добавить – что это модно, престижно, круто и т.д., но я этого добавлять не стану.

Так, в конце концов, нужны или не нужны акустические коннекты? Запутал я Вас? Сейчас попробуем разобраться. Если Вы часто, по несколько раз в год, как я, меняете аппаратуру, акустические кабеля необходимо разделать бананами, перьями или лопатками. А если у Вас одна стерео система и ничего менять в ней Вы не планируете, то навешивать на кабель акустические коннекты, однозначно ни к чему.

Рискуя навлечь на себя гнев и проклятия производителей аксессуаров, к коим, кстати, вскоре присоединится дизайн-студия NewArtVinyl, заявлю крамольную вещь. Если во главу угла Вы ставите качество звучания – не используйте акустические коннекты, лучше на сэкономленные деньги купите кабель поприличнее. Лишний электромеханический контакт, а тем более два – один банан к усилителю, другой к колонке, гарантированно снизит проводимость кабеля. Ненамного. Может быть Вы этого, даже, и не услышите, но это факт. Не верите? Померяйте сопротивление кабеля до и после подсоединения бананов омметром.

Переходим к вопросу защиты медного проводника. Есть несколько надежных и испытанных способов, но объективно выделить из них лучший вряд ли возможно. Приведу их в порядке своих личных симпатий.

Метод 1 – золочение. Зачищенный конец медного кабеля покрывается тонким слоем чистого золота. Точно также золотятся акустические разъемы и коннекты. Правда, делается это из разных соображений. Добросовестные производители, изготавливающие бананы из меди, золотят их с той же целью что и мы — для предотвращения окисления и, кстати, не для лучшей проводимости, как некоторые думают. По электропроводности золото отстает от меди. А не добросовестные производители, золотят свои изделия, чтобы скрыть ту гадость, из которой они изготовлены. И, кстати, в их случае позолота действительно немного улучшает проводимость.

На мой взгляд, золочение самый простой и эффективный способ. Преимущества: Вы не делаете лишних контактных соединений, не усложняете и не удлиняете электрическую цепь. Кабель прикручивается непосредственно к клемме компонента. Зачищенный конец медного проводника надежно защищен от воздействия окружающей среды. Позолоченные концы прекрасно выглядят. А так как клеммы на усилителе и акустике тоже позолоченные, электро-механический контакт золото-золото способствует лучшей проводимости.

Недостатки: Оголенные концы многожильных кабелей распушиваются и при многократной перекоммутации неизбежно будут ломаться. Вывод – идеальный способ для долгосрочного подключения, но для тестового стенда он не подходит.

Расценки: золочение 4 конца – 2000 руб., 8 концов – 3500 руб.

Метод 2 – обжим серебряной трубой. Принцип действия. На свежезачищенный конец провода надевается отрезок серебряной трубы и обжимается специальным инструментом. При этом, труба удлиняется и уменьшается в диаметре, выталкивая из зазора воздух и плотно примыкая к медному проводнику. Весьма достойный способ, хотя и более хлопотливый, чем золочение.

Преимущества: Надежная защита медного проводника. Так как серебро не реагирует с кислородом, электрическая проводимость Вашего кабеля не ухудшится никогда. Серебряная труба плотно обжимает многожильный проводник, не давая ему разлохмачиваться и обеспечивая многократную, качественную перекоммутацию.

Недостатки: Между акустической клеммой компонента и кабелем, появляется еще один, хотя и очень хороший, но посредник. Вообще-то, так как серебро по проводимости стоит на первом месте, правильнее будет назвать этого посредника не очень хорошим, а самым лучшим.

Вывод: опрессовка серебряными трубами — прекрасный способ защитить свои кабели вне зависимости от того, насколько часто Вы собираетесь их перекоммутировать.

Расценки: опрессовка серебряной трубой 2,5 мм2 – 500 руб. штука, 4 мм2 – 700 руб. штука.

Метод 3 – облуживание серебряным припоем.

В 2015 году ювелиры дизайн-студии NewArtVinyl, специально для пайки акустических кабелей разработали оригинальный, мягкий, безсвинцовый припой, с содержанием чистого серебра 20%. Я лично участвовал в сравнительных тестах и могу с полной ответственностью заявить: звучание проводов, облуженных припоем NewArtVinyl, выгодно отличается и от WBT 0825 Silver и от CHEMET Gmbh с содержанием серебра 4%.

Достоинства: Недорогой способ качественно защитить свои кабели от воздействия окружающей среды. Облуженные провода не разлохмачиваются и не обламываются при многократной перекоммутации.

Недостатки: Как ни хорош припой NewArtVinyl, его проводимость все же хуже чем у чистой меди.

Расценки: облуживание серебряным припоем 2,5 мм2 – 150 руб., 4 мм2 – 200 руб., 6 мм2 – 250 руб.

Если Вы все же решили разделать свои кабели бананами, перьями или лопатками – я Вам настоятельно рекомендую не прикручивать коннекты, а припаивать. И хотя некоторые доморощенные теоретики, на форумах размахивая таблицами электропроводимости, категорически против пайки, подавляющее большинство профессионалов поступают именно так.

И у них есть веские аргументы! Во-первых, оголенный проводник в банане по причинам, описанным выше, рано или поздно окислится, сведя на нет мнимые преимущества теоретиков. А во-вторых, при пайке многократно увеличивается площадь контакта проводника с коннектом, компенсируя низкую, по сравнению с чистой медью, электропроводимость припоя.

Расценки: распайка коннекта припоем CHEMET Gmbh – 150 руб. штука, припоем NewArtVinyl – 250 руб. штука.

И в заключении статьи, вернусь к тому с чего я ее начал. Если бы акустические провода были серебряными, то ни кому бы и в голову не пришло их паять. Коннекты бы просто обжимали, и это был бы самый лучший, надежный и простой способ. Но с медью все не так. Присоединяя коннект, профессиональный техник обязан думать о защите оголенного проводника. И пайка прекрасно решает эти вопросы.

Если Вы все же категорически против пайки, хочу дать Вам два совета. Во-первых, не используйте стандартные коннекты с креплением проводника двумя винтами. Для этого существуют коннекторы с креплением под обжим. Кстати, именно такие и производят NewArtVinyl. И, во-вторых, прежде чем зажимать медный провод позолотите его. В таком случае, разделку кабеля можно будет назвать идеальной!

Источник

Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре

Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.

Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.

Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».

Для примера приведем ряд наиболее одиозных постулатов, прочно прижившихся в аудиомире:

  • «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
  • чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
  • самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
  • выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
  • качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
  • кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
  • серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
  • экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.

А вот набор доморощенных «аргументов», предназначенных для повального убиения немногочисленных противников шнурковщины:

  • каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
  • если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
  • влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
  • если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
  • спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
  • влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
  • существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
  • а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
  • вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
  • реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).

Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).

Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.

Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100200 Гц.

Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.

Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.

Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.

Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.

Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».

(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).

Источник