Академический рисунок розетки
Карандашный набросок орнамента
Обучающимся живописи в обязательном порядке преподают рисование разнообразных архитектурных элементов, в том числе розеток, поскольку розетки имеют точно очерченные объемы и определенную структуру.
Задача в этом случае — выработать у подопечных умение строить геометрические тела и изображать объемы и формы, задействуя светотень.
Построение гипсовой розетки
Изображение орнамента из гипса предполагает, что ученик уже освоил изображение основных фигур и теперь может приступить к сложным формам, которыми обладает большинство реальных предметов. У розетки глубокий объем отсутствует, в то же время из-за ее поверхности обучающемуся живописи будет непросто ее изобразить. Потренировавшись на подобных элементах орнамента, ученик поймет, каким образом изображать фигуры, которые обладают дополнительными деталями.
На начальной стадии обучения розетку рисуют на чистом листе бумаги, а затем можно упражняться во вписании данного элемента в интерьер.
Порядок действий аналогичен тому, которого нужно придерживаться, рисуя геометрические тела. Чтобы облегчить задачу, саму розетку рекомендуется не вешать на стенку, а вертикально разместить на столе.
Рисование розетки карандашом поэтапно
Первая стадия — размещение объекта на листе. В первую очередь выполняют плиту, далее обозначают форму элемента и его каркас, наносят его границы. Когда устанавливается размер плиты и место, где она располагается, изображают центральную ось, по которой в дальнейшем будут ориентироваться. Далее выполняют линии, изображающие непосредственно орнамент, а также вспомогательные, относящиеся к тем или иным элементам. Размер плиты определяет, какие пропорции будет иметь изображение на бумаге.
Все составляющие элементы розетки необходимо изобразить легким штрихом. Далее устанавливают главную выступающую часть украшения, определяют его крупные детали, а следом — детали поменьше. Рисуя мелкие детали, требуется иметь в виду крупные, отдавать себе отчет, каковы пропорции между теми и другими элементами рисунка.
Если форма украшения симметричная, то в первую очередь нужно обозначить элементы, которые располагаются по две стороны от оси. Если форме несимметричная, то изобразить ее на бумаге более сложно. Требуется ориентироваться на характер такой формы. Необходимо также верно соотнести размеры различных компонентов по отношению друг к другу. Величину розетки указывают, используя вспомогательные линии.
После того как форма орнамента очерчена и обозначены ее компоненты, требуется определить тональные границы. Все элементы штриховки должны служить для передачи объема. Если точно передать светотень, то объект в целом будет изображен точным образом.
Если человек лишь учится рисованием, то ему большую пользу принесет передача светотени и ее подчеркивание с использованием объема. В результате ученик в дальнейшем с лучшей четкостью прорисует любой предмет независимо от того, какова его форма.
Как нарисовать розетку карандашом
Сначала имеет смысл изображать орнамент плоской конфигурации, объем которого невелик. После освоения базовых навыков, можно перейти к рисованию более рельефных украшений.
На профессиональных художественных курсах слушатель освоит выполнение описанных выше заданий. В процессе он сначала научится рисовать несложные орнаменты, а далее овладеет искусством отрисовки сложных украшений с заметно выступающим рельефом. В итоге он обретет навык изображения различных предметов с натуры.
Источник
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практической работы по учебной дисциплине «Рисунок»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное профессиональное образовательное учреждение
Рыбинский полиграфический колледж
по выполнению практической работы
по учебной дисциплине «Рисунок»
Тема: «Этапы построения гипсовой розетки»
для студентов специальности
54.02 . 01 Дизайн (Дизайн в культуре и искусстве)
Методические рекомендации по выполнению практической работы по учебной дисциплине «Рисунок». Тема: «Этапы построения гипсовой розетки » для студентов специальности 54.02.01 Дизайн (Дизайн в культуре и искусстве).
Преподаватель: Цветкова Ольга Александровна
Методические рекомендации разработаны к теме « Этапы построения гипсовой розетки » раздела № 4 «Методика работы над изображением гипсовых предметов» учебной дисциплины «Рисунок» и поясняют содержание и последовательность выполнения работы.
Пояснительная записка 3
1 Этапы построения гипсовой розетки «Цветок» 5
2 Критерии оценок 12
Список использованных источников 15
Приложение А – Примеры работ студентов 16
В процессе обучения рисованию с натуры студенты приобретают необходимые практические умения, выполняя постепенно усложняющиеся задания. Одно из таких заданий построение гипсовой розетки. Рисование гипсовых орнаментов и розеток это переход от изображения базовых геометрических тел к более сложным формам. Розеткой называется орнаментальный мотив в виде круглого стилизованного цветка с одинаковыми лепестками. У нее несколько осей, пересекающихся в центральной точке. Основной особенностью построения розетки является необходимость грамотно изобразить в сложных ракурсах и тела вращения, и граненые тела, как единый объём. В данной работе описаны этапы построения восьмилистника — гипсовой розетки, которая отличается невысоким рельефом и отсутствием сложных деталей. Для упрощения понимания студентами принципов построения розетки, её нужно расположить горизонтально. В дальнейшем, подобные объекты можно располагать вертикально или под небольшим наклоном относительно вертикальной плоскости. Выполнению данного задания предшествует рисование простого симметричного орнамента.
По программе на выполнение данного практического задания отводится двенадцать академических часов. В течение этого времени необходимо выполнить линейно-конструктивное построение и тональную проработку — передачу формы и объема при помощи светотени. В процессе выполнения задания формируются следующие профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.
ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.
1 Этапы построения гипсовой розетки «Цветок»
На первом этапе необходимо выделить характерные особенности пропорций розетки «Цветок» (рис.1).
Для точности передачи этих особенностей в последующем процессе построения орнамента в угловой перспективе нужно выполнить небольшой вспомогательный рисунок — схему. На рисунках 2, 3, 4 и 5 показаны этапы рисования данной схемы. В этой же последовательности будет вестись работа и над перспективным изображением. Рисуя схему, следует обратить внимание на следующие моменты:
силуэт цветка вписывается в окружность (рис.3);
размер серединки цветка равен примерно одной пятой диаметра окружности (рис.3);
лепестки можно упростить до формы ромба или пятиугольника, самое широкое место лепестка отмечаем на его середине (рис.4,5).
лепестки, лежащие на осевых направлениях квадрата почти полностью окружают центральную часть розетки (рис.5).
Данный вспомогательный рисунок можно расположить в верхнем углу формата.
Рис. 2. Схема построения Рис. 3. Схема построения
Рис. 4. Схема построения Рис. 5. Схема построения
Второй этап работы начинается с выбора нужного ракурса (обязательно угловая перспектива) (рис.6). Далее необходимо определиться с композиционным расположением розетки на картинной плоскости. Масштаб изображения должен соответствовать размеру листа. Лучше использовать горизонтальную ориентацию формата. Орнамент может быть крупным, но не больше реального размера изображаемого объекта. Работу нужно начать с определения на листе основных габаритных размеров объекта с учётом перспективы. Так как в основе построения розетки лежит цилиндр, то построение плиты можно оставить на завершающий этап, а сначала всё внимание направить на построение цилиндра и наполняющих его объёмов. Построение розетки с учётом перспективы – третий этап работы. Его можно начать как с построения квадрата, затем вписав в него эллипс, так и с построения эллипса, построив после этого квадрат в угловой перспективе. В данном случае рассмотрим второй вариант. Выполняем построение окружности в перспективе с учётом уровня взгляда. Для удобства можно использовать фронтально расположенный квадрат (рис.7).
Рисунок 7. Построение окружности в перспективе
Далее, нужно обратить внимание на направление одной пары осевых лепестков и, определив степень их отклонения от короткой оси окружности, наметить это направление. Это будет осевая нового квадрата с учётом выбранного Вами ракурса(рис.8).
Рисунок 8. Построение квадрата в угловой перспективе
Следующим шагом будет построение сторон квадрата с учётом стремления их в одну точку схода вместе с осевой направляющей. Далее нужно построить две другие стороны квадрата, на них должны попасть точки пересечения осевой и эллипса. Проводим диагонали и вторую осевую линию нового квадрата. Отметьте точки пересечения диагоналей и окружности, соедините их лёгкими линиями – эти направления обязательно должны повторять направления сторон квадрата(рис.9).
Рисунок 9. Построение диагоналей квадрата в перспективе
Теперь необходимо построить цилиндр с учётом высоты рельефа. Также выполняется и построение серединки отмечая её ширину, относительно диаметра большого цилиндра – примерно 1/5 (рис.10).
Рисунок 10. Построение цилиндров
Далее, прямоугольниками, пересекающимися в центре розетки, обозначаем высоту четырех пар лепестков (рис.11).
Рисунок 11. Этапы построения лепестков
Следующим шагом отмечаем ширину лепестков, опираясь на направления диагоналей и осевых квадрата. Далее, используя метод обрубовки, простраиваем форму осевых лепестков (рис.12). Необходимо учитывать, что те лепестки, которые находятся ближе к малой оси овала будут более широмими и короткими. Сначала нужно построить две пары осевых, затем две пары диагональных. Причём и те и другие пока поднимаем на полную высоту цилиндра (рис.13) .
Рисунок 12. Этапы построения лепестков
Рисунок13. Этапы построения лепестков
Основная базовая часть построения выполнена, теперь можно переходить к уточнению формы лепестков, добавив плавности изгибов, убрав лишний объём у диагональных лепестков, обозначив углубления в осевых лепестках. Также необходимо простроить форму серединки цветка (рис.14) .
Рисунок14. Этапы построения лепестков
Теперь, используя диагональные линии, можно достроить плиту (рис.15) и перейти к четвёртому этапу — тональной проработке формы розетки .
Рисунок 15. Построение плиты
Легким тоном необходимо проложить все тени, объединяя собственные и падающие. Этот этап тональной проработки обобщающий, в какой-то степени декоративный, но он позволяет выявить объём всей розетки. Далее нужно положить дополнительный тон на границы светотени, учитывая при этом планы (передний, дальний), отделить тоном падающие тени от собственных. После этого наносятся полутона. Блик выделяется белой, незаштрихованной областью. Светотенью выявляем форму каждой детали. В конце обобщаем рисунок(рис.16). В Приложении А представлены примеры студенческих работ.
Рисунок 16. Тональная проработка рельефа
2 Критерии оценок
Работа выполнена на высоком художественно-техническом уровне в рамках часов, предусмотренных программой.
Выполнено грамотное композиционное размещение гипсовой розетки в формате листа.
Соблюдается пропорциональное соотношение частей рельефа.
Соблюдены правила построения и этапы ведения линейно-конструктивного рисунка гипсовой розетки.
В полной мере использованы контрасты.
Работа выполнена на хорошем художественно-техническом уровне в рамках часов, предусмотренных программой.
Выполнено грамотное композиционное размещение орнамента в формате листа.
Допустимы небольшие нарушения правил построения и ведения линейно-конструктивного рисунка гипсовой розетки.
Представленная работа не полностью соответствует требованиям к выполнению.
Работа выполнена с нарушением сроков.
Композиционное размещение орнамента выполнено с ошибками (слишком большой или маленький размер орнамента, чрезмерное смещение объекта к краям формата).
Присутствуют незначительные пропорциональные ошибки.
Имеются ошибки в изображении перспективы.
Рисунок не достаточно выразителен (отсутствуют контрасты в передаче объёма рельефа).
Представленная работа не соответствует требованиям, предъявляемым к выполнению линейно-конструктивного рисунка с натуры.
Отсутствует правильное композиционное размещение в формате листа.
Значительные нарушения пропорций.
Не выполнено построение с учётом наблюдательной перспективы.
Данные методические рекомендации помогут студентам специальности «Дизайн» поэтапно выполнить линейно-конструктивный рисунок простой гипсовой розетки, опираясь на логическую последовательность описываемых этапов. Текстовая информация сопровождается рисунками, что даёт возможность наглядно продемонстрировать каждый этап работы. Чтобы добиться хорошего результата в построении розетки требуется внимательный анализ формы, обобщение и упрощение объёмов в начале работы и внимательная деталировка в конце. Используя рекомендации к построению, студенты смогут внимательнее изучить изображаемый объект и выполнить грамотное построение гипсовой розетки в пространстве, передав особенности её объёма. Также данные рекомендации помогут студентам, пропустившим урок посвященный данной теме, выполнить практическое задание самостоятельно во внеурочное время.
Список используемых источников
Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник.– М.: Эксмо, 2017. – 480с.
Жабинский, В.И., Винтова,А.В. Рисунок: Учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 256 с.
Основы. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб. завед., Беляева,С.Е, – М.: Академия, 2007.
Крицер, Ю.М. Рисунок и живопись. – М.:Академия, 2000. – 272 с.
Источник