Как сделать крутые монтажи

Как делать видео. Часть 3: съемка и монтаж

Валерий Кропачев подготовил серию публикаций о видеопроизводстве в диджитале. Эти знания помогут сделать видео в YouTube или Instagram, которые действительно зацепят подписчиков. Третья заключительная часть посвящена съемке и монтажу.

В прошлых публикациях я рассказывал, что для низкобюджетных видео не обязательно использовать профессиональное оборудование, достаточно продуманного сценария и смартфона с хорошей камерой. На качество ролика в большей степени влияет работа оператора. Сегодня поговорим об основах съемки, звукового сопровождения видео и монтажа.

Крупность планов и их комбинация

По Кулешову есть шесть видов крупности плана.

  • Деталь нужна для акцента и и чтобы сосредоточить внимание зрителя на нужном вам объекте, например, на дрожащей руке с пистолетом или улыбке.
  • Крупный план — для передачи эмоций и мимики актера.
  • Средние планы подходят для съемки диалогов.
  • Общий — для съемки динамичных сцен, драк, танцев.
  • Дальний — чтобы дать зрителю представление об окружающей обстановке.

Чтобы после монтажа видео не выглядело дерганым, не монтируйте стоящие по соседству планы, а прыгайте как минимум через один. То есть крупный органично монтируется со вторым средним, а общий — с первым средним. Исключения — деталь и дальний план. Они органично монтируются даже с соседними.

Объекты в кадре

Существует несколько общепринятых способов располагать объекты в кадре.

Правило третей. Если размещать объект не в центре, а вдоль вертикальных или горизонтальных линий, а также в точках их пересечения, картинка будет живописнее, как на этой примере:

Читайте также:  От чего таблетки монтажа

По центру. Если разместить объект в центре, внимание зрителя будет приковано именно к этому объекту. Но появится ощущение принуждения, будто оператор говорит: «Смотри вот на это!». Сравните: картинка слева выглядит менее живописной, зато сразу приковывает взгляд к объекту. Используйте оба способа в зависимости от цели.

Вправо = вперед. Если что-то движется в кадре слева направо, мы воспринимаем это как движение вперед, по направлению к чему-то, а если справа налево — как движение назад, возвращение или уход от чего-то.

Воздух в направлении движения. Если объект движется, между направлением его движения и границей кадра должно быть свободное пространство. На примере ниже женщина идет вперед, но в кадре перед ней нет воздуха, из-за чего у зрителя появляется дискомфортное ощущение движения вслепую. На следующей картинке воздух есть, поэтому изображение воспринимается гармонично. Зритель видит не меньше героя и точно знает, что через мгновение в кадре внезапно не появится обрыв, препятствие или что-то еще.

Источник

Секреты монтажа видео для YouTube

Монтаж видео для блога — ответственная задача. Нужно вырезать все лишнее, а оставшиеся кусочки склеить так, чтобы получился интересный, логичный и целостный ролик, в котором нет видимых изъянов. Как этого достичь, мы сейчас и расскажем.

Только представьте: чтобы сделать двухчасовой фильм, съемочная группа работает несколько месяцев, снимая сотни часов видео и делая тысячи дублей. Потом все это волшебным образом превращается в готовую картину. Интересную, последовательную, с законченной мыслью и понятным сюжетом.

Вот удачный пример: для клипа группы Louna «Родина» отсняли около 40 часов видео. Из них впоследствии и смонтировали ролик длиной 3,5 минуты. Колоссальный труд.

Даже для короткого ролика требуется много видеоматериала

Маленький секрет: делайте дубли. Во время съемки не стесняйтесь делать дубли, не удаляйте получившийся видеоматериал. В процессе склейки из этих кусочков получится создать полноценный кадр.

Итак, у вас уже готов видеоматериал. Можно переходить к процессу монтажа. Если говорить упрощенно, то создание видео для YouTube выглядит так:

  • Загрузка материала в видеоредактор
  • Вырезание ненужных кадров
  • Склейка фрагментов
  • Наложение визуальных эффектов
  • Наложение звука
  • Сохранение в нужном формате

В нашей статье вы узнаете о базовых принципах монтажа и получите несколько советов по созданию интересного видео.

Загрузка и работа с материалом

Вы уже выбрали программу, в которой будете работать? Мы рекомендовали некоторые из них ранее, но окончательное решение за вами. Теперь создайте проект в видеоредакторе, после чего загрузите все материалы, отснятые ранее. Не забудьте добавить аудиофайлы, которые планируете использовать в вашем ролике.

Структурируйте получившийся материал. Скомпонуйте похожие эпизоды, дайте им названия. Это нужно, чтобы не запутаться в дальнейшем, к какой части относится тот или иной кусочек видео. Кстати, при необходимости всегда можно добавить новый материал в уже созданный проект.

Маленький секрет: меняйте ракурсы. Некоторые ролики выглядят скучными из-за того, что зритель видит происходящее только с одной точки. Если есть кадры с разных углов съемки, задействуйте их. Это оживит видео. Но не переусердствуйте, смена ракурсов должна быть естественной и ненавязчивой.

Придерживайтесь сценарного плана, чтобы сохранить логику развития событий в итоговом видео. Станьте самым придирчивым зрителем: если что-то в кадре выглядит не очень удачно, то разумнее это убрать или как-то обыграть. Переснять эпизод удается не всегда. Поэтому еще раз подчеркнем важность дублей.

Так выглядит процесс видеомонтажа

Смелее удаляйте неудачные, лишние или не содержащие полезной информации эпизоды. Даже опытные блогеры вырезают фрагменты, которые им не нравятся. Мотив простой: пусть лучше останется меньше материала, зато он будет по-настоящему классный и легкий для восприятия.

Склейка фрагментов

Трудоемкая часть работы, требующая внимательности и усидчивости. Оставшиеся фрагменты нужно собрать в единое целое. И сделать это так, чтобы ролик шел плавно, а смены плана происходили незаметно. Для этого используется склейка.

Маленький секрет: используйте короткий кадр. Одно из важнейших правил видеомонтажа звучит следующим образом: не надо делать длинные кадры, утомительные для глаза человека. Средняя продолжительность кадра — 5 секунд. Она считается комфортной для восприятия.

Существует большое количество способов склейки фрагментов видео. Наиболее распространены следующие:

    Встык (Hard Cut). Самый известный и простой способ, при котором один кадр сразу заменяется другим. Применяется все реже, поскольку при частом использовании в видео резкие переходы начинают раздражать зрителя. Рекомендуем посмотреть необычайно полезное видео по истории склейки:

  • Скачок (Jump Cut). Способ, при котором совершается резкий прыжок во времени. При этом сохраняется последовательность действий. Часто используется при съемке интервью, всевозможных обзоров и музыкальных клипов. Например, здесь
  • L и J-переходы. При первом способе кадр заменяется новым, но звук от него продолжает идти, сохраняя последовательность событий. При использовании второго способа звук слышен до того, как появляется видеофрагмент.
  • Переход во время действия (Cutting on Action). Один кадр сменяется другим, но основное действие продолжает идти. Прием часто используется при съемке экшн-сцен:

  • Параллельный монтаж (Cross-Cut). Попеременная смена кадров дает возможность показать две различные сцены, происходящие в одно время, но в разных местах. Хороший пример такого монтажа можно увидеть тут.
  • Перебивки (Cutaways). Кадр уводится от основного сюжета или персонажа, чтобы показать зрителю, что происходит вокруг, подчеркнуть детали или повысить напряжение:

  • Совмещение (Match cuts). Прием, в котором совмещаются две противоположности, но сохраняется логика и целостность повествования. Если вам интересен данный прием, изучите эту подборку.
  • При работе с видео можно использовать разные виды склейки. Фрагменты также часто соединяются с помощью дополнительных эффектов вроде заставок и других элементов видеодизайна.

    Маленький секрет: не увлекайтесь. Не нужно вставлять в ролик звуковые или видеоэффекты без острой на то необходимости. Чем больше «красивостей» вставлено в видео, тем более убого оно будет выглядеть в итоге. Во всем должно быть чувство меры.

    Структура видеоролика

    Ролик получится динамичным, понятным и увлекательным, если в нем будут три базовые части, необходимые любому видео на YouTube:

      Заставка. Это кадр, который отражает суть происходящего или привлекает внимание аудитории. Фактически заставка — лицо ролика. Она должна вызывать желание посмотреть, о чем же рассказывается в видео. Что именно поместить на заставку, решается индивидуально. Иногда уместно поставить название темы ролика, иногда — яркий кадр из ролика с пояснениями. Популярные блогеры нередко вставляют свое лицо, поскольку оно узнаваемо и работает как бренд.

    Лица как бренд на YouTube

  • Интро. Это вступление к видео, своеобразная выжимка всей информации видеоролика. Стандартная длина для YouTube — 3 секунды. За это время нужно вовлечь аудиторию в просмотр видеоролика. Поэтому вырежьте самые интересные кадры, сделайте для них дополнительную озвучку и пустите в ускоренном режиме слайд-шоу. Это самый простой вариант. Некоторые блогеры создают типовые интро, которые используют во всех своих видео.
  • Заключение. Выводы из показанного, призывы к действию, благодарности и т.д. Все, о чем вы хотите сообщить дополнительно, помещается в заключительную часть видео. Жестких требований к оформлению здесь нет. Просто помните, что чем длиннее заключение, тем хуже его будут смотреть.
  • Рекомендуем обратить внимание и на футаж. Это анимированное или специально снятое видео, которое вставляется в паузах между кадрами. Оно помогает переключить внимание и дать зрителю отдохнуть от полученной информации. В качестве футажа можно использовать все, что угодно. Используйте футаж для разбивки видео на части, и оно станет намного живее.

    Так выглядит футаж в блоге

    Работа с визуальными эффектами

    Визуальные эффекты призваны упростить восприятие видео. Они могут акцентировать внимание, объяснять происходящее в кадре, сглаживать переходы между кадрами. В видеороликах часто используется моушн-графика. По сути, это обычная анимация, которая просто и понятно объясняет обсуждаемое явление или процесс, доносит определенную мысль.

    Маленький секрет: откажитесь от старых видеоэффектов. Драматичные перелистывания страниц, появление шторок и выезд нового кадра отлично смотрелись в конце 90-х годов. Сейчас такие эффекты означают старомодность и непрофессионализм. Если вы не снимаете видео в стиле ретро, избегайте устаревших спецэффектов.

    Если у вас нет опыта в создании моушн-анимации, самостоятельно этим лучше не заниматься. Над созданием хорошей графики работают специалисты. Лучше воспользуйтесь эффектами, которые есть в каждом видеоредакторе.

    Доступные эффекты в одном из видеоредакторов

    Любой графический или другой элемент в кадре, отсутствующий изначально, относят к дополнительным эффектам. В большинстве современных видео используются следующие из них:

      Ускорение/замедление времени. Позволяет осмысленно сжимать нужные промежутки времени, чтобы перейти к финалу развития событий. Или акцентировать внимание и детальнее продемонстрировать интересное действо:

  • Картинка в картинке. Используется, чтобы подчеркнуть параллельность событий, происходящих в разных местах в одно и то же время.
  • Замена фона. Чтобы сделать ролик более интересным и ярким, меняется задний фон. Делается с помощью хромакея и соответствующих инструментов видеоредактора. Обязательно настраивается прозрачность, границы и другие параметра, чтобы новый фон смотрелся естественно и уместно. Наглядный пример — любая серия «Игры престолов»

    Масштабная замена фона

  • Текст в кадре. Вставляются пояснения, восклицания, важные мысли или рекламные сообщения.
  • Цветокоррекция. Когда используется несколько камер, съемка с разных ракурсов или в разное время, то меняется и контрастность видео, а также его цветовая гамма. Цветокоррекция позволяет оживить тусклые цвета, убрать кислотные оттенки и сделать ролик более спокойным и равномерным с точки зрения цвета
  • Маленький секрет: вставляйте кадры с реакциями. Они усиливают эмоции от просмотра, подсказывая зрителю, что он должен чувствовать в определенный момент — смеяться, удивляться, бояться и т.д.

    Работа со звуком

    Будущий ролик должен быть хорошим не только с точки зрения визуального оформления. Озвучка играет не менее важную роль.

    Звуковой ряд обычно монтируется после того, как готов видеоряд. Выбирайте удачные дубли, заменяйте неудачные фрагменты звука более качественными. Иногда можно проговорить нужный кусочек текста еще раз. Лучше потратить чуть больше времени, но получить хорошее звучание.

    Маленький секрет: хлопайте в ладоши. Чтобы проще было свести звук и видео, в самом начале записи видео делайте три громких хлопка в ладоши. В видеоредакторе эти хлопки можно будет найти как в аудиодорожке, так и в видеофрагменте. Останется только обрезать хлопки и синхронизировать обе дорожки.

    Если звук писался вместе с видео, то он присутствует и в кадре. Некоторые видеоредакторы позволяют снять аудиодорожку с имеющегося видео, и работать непосредственно с ней. Что можно сделать со звуком?

    • Убрать фоновый шум и посторонние звуки. Эхо, шум машин за окном, голоса птиц — все это отвлекает от просмотра. Поэтому посторонние звуковые фрагменты нужно удалять. Или подавлять, используя другие аудиофрагменты.
    • Вырезать ненужные участки. Даже при безупречном чтении возможны небольшие дефекты речи. Их вполне можно убрать. Или сохранить, а потом поделиться с друзьями

  • Заменить часть звука. Аудиодорожка разрезается в нужном месте, и в нее вставляется новый фрагмент.
  • Сбалансировать уровень громкости. Прибавить в нужном месте, сделать тише, когда внимание должно переключиться на что-то другое. Сбалансировать звук таким образом, чтобы зрителю было комфортно его слушать.
  • Вставлять звуковые эффекты. Чтобы усилить запоминаемость видео, можно использовать джинглы, фоновые аплодисменты и прочие звуковые элементы.
  • Микшировать. Настроить звук таким образом, чтобы при затухании одного фрагмента начинался другой.
  • Корректировать. Используя звуковые фильтры, можно менять тональность, скорость и другие характеристики звукового файла.
  • Добавить объем. Чтобы звук был не просто стерео, а объемным. И хорошо воспроизводился на современных аудиосистемах:

    Лучше всего создать несколько аудиодорожек под каждую задачу. Например, голос поместить на первую дорожку, фоновую музыку — на вторую, звуковые эффекты — на третью. И так далее. Крайне важно синхронизировать видео и аудио. Нет ничего более раздражающего, чем запаздывание звука. Или наоборот, когда звук опережает события.

    Сохранение видео

    Когда все кусочки видео склеены в одно целое, добавлена заставка, интро и заключение, то можно сохранять и загружать получившееся видео на YouTube в удобном формате (это может быть MPEGPS, WebM, WMV, MOV, AVI, FLV, 3GPP, MPEG4).

    Перед этим несколько раз внимательно просмотрите ролик. Причем один раз — без звука. Задайте себе вопрос: насколько понятно все то, что происходит в кадре? Покажите видео коллегам или друзьям, чтобы они указали на те проблемы, которые вы не заметили. Если все в порядке, загружайте видео на сервис.

    Маленький секрет: используйте возможности YouTube. На YouTube можно редактировать видео, добавлять эффекты, вставлять субтитры. Если видео уже загружено, и в нем обнаружились проблемы, можно сделать небольшие изменения прямо во встроенном редакторе. Выполняется все это в «Менеджере видео»: https://www.youtube.com/my_videos?o=U

    Не удаляйте проект с компьютера!

    Тогда вы сможете быстро внести изменения в ролик, если это понадобится. А небольшие правки, как мы уже говорили ранее, позволяет внести и встроенный видеоредактор YouTube. Когда видео загрузится, вы получите ссылку на него. И можете приступать к продвижению своего ролика. Но это уже совсем другая история.

    Источник