Безопасность подземного кабеля. В чём её основа?
В небольшом государстве Сингапур, имеет место наиболее низкая во всём мире частота повреждений подземных кабельных трасс. В случае, если при проведении земляных работ экскаватор порвёт какой-либо кабель, то, по местному законодательству, производителя работ и руководителя фирмы, которой принадлежит экскаватор, могут отправить в тюрьму на 10 лет каждого без вариантов на смягчение наказания. Прочитав эту информацию, хочется задаться вопросом: не слишком ли строго в Сингапуре наказывают нерадивых строителей, и учитывается ли при этом отсутствие либо наличие защиты у самого кабеля от механических повреждений в виде защитных лент, бетонных плит, кирпича, труб? И если таковой защиты у кабеля не было, а была применена сигнальная лента лишь обозначающая, а не защищающая кабель, может быть лицам, повредившим кабель стоило бы дать более мягкое наказание?
Справедливости ради хочется отметить, что в Республике Беларусь тоже строгое законодательство и за порыв кабеля так же не «погладят по головке». Кроме того с началом выпуска нового материала – ленты защитно-сигнальной серии ЛЗС требования к защитным материалам для подземного кабеля поднялись на новую планку, так как для разрушения ленты ЛЗС толщиной 3.5-ой мм. требуется механическое усилие в пять раз большее, чем механическое усилие, разрушающее кирпич. Визуально это может выразить пример с встающим на «дыбы» экскаватором на базе МТЗ-82, захвативший ковшом ленту ЛЗС. Расчёты показывают, что при вылете стрелы подобного типа экскаваторов на расстояние более чем 2,7-х метра, значение усилия необходимого для опрокидывания экскаватора будет меньше, чем усилие на разрыв 50-ти метрового отрезка ленты размерами 250*3.5 мм. При таких условиях экскаватор зацепивший ковшом ленту ЛЗС начнёт приподымать. И это в случае захвата лента режущей кромкой ковша. При перехлёсте через ковш ленты усилие на разрыв будет ещё больше, т. е. при вылете ковша более, чем на расстояние в 1,5-а метра ленту порвать становиться сложнее, чем опрокинуть экскаватор.
В тоже время изучение каталогов иностранных производителей защитных пластиковых лент, а так же стандартов на их производство навело нас на мысли, что энергетики Германии и Великобритании, а так же прочих стран Евросоюза и Британского Содружества (включающего в себя и вышеупомянутый Сингапур), объединяющих десятки государств, а так же Китайской Народной Республики не предъявляют к подобным материалам таких высоких, как в Республике Беларусь, требований по механической прочности. Толщина защитных пластиковых лент для подземного кабеля в этих странах варьируется в пределах от 1.5-а мм. в Германии и Литве до 3 мм. в Австралии. Надо отметить, что в Западной Европе данные ленты пришли на замену кирпича и специальных керамических плиток с начала 80-х годов и в этом смысле наши энергетики отстали от своих зарубежных коллег на белее, чем 30-ть лет. Что интересно, в Великобритании преемственность перехода защитных функций от специальных керамических плиток для защиты кабеля к защитным пластиковым лентам толщиной 2.5 мм. отражается в специальном термине «Tapetile», буквальный перевод которого с английского языка «лента – плитка». По этой аналогии отечественную ленту защитно – сигнальную серии ЛЗС, созданную с целью «вытеснения» кирпича из данной области строительства, следовало бы назвать ассоциативным термином «лентой на смену кирпича».
Вернёмся к примеру в начале статьи с уголовным наказанием нерадивых строителей, получающих в Сингапуре 10-ть лет лишения свободы за порыв кабеля экскаватором. Хочется выразить уверенность, что суровость данного наказания зависит от обстоятельств ещё более важных, чем стоимость этого повреждённого кабеля, наличия либо отсутствия у этого кабеля защиты от механических повреждений, суммы ущерба нанесённого потребителям электроэнергии в результате прекращения её подачи. Несомненно, что не только в Сингапуре, но и в любом ином государстве самыми важными обстоятельствами суровости наказания за порыв кабеля является грубейшее нарушение правил по безопасности строительных работ в охранной зоне кабельной линии.
Охранные зоны над подземными кабельными линиями установлены в целях обеспечения сохранности электрических сетей, надёжного снабжения электроэнергией промышленности и населения, предотвращения несчастных случаев с производственным персоналом при выполнении строительно-монтажных и других видов работ.
Производство работ в охранных зонах линий электропередач или в пределах, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, разрешается по наряду-допуску и только при наличии письменного разрешения органов государственной власти и организации, эксплуатирующей линию электропередач.
Строительно-монтажные работы вблизи и в охранной зоне электропередач разрешается производить только под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ при наличии наряда-допуска и (в охранных зонах) письменного разрешения организации — владельца линии. Наряд-допуск на производство работ в охранных зонах и вблизи линий электропередач выдаёт инженерно-технический работник (лицо, ответственное за электрохозяйство организации), назначенный приказом по организации. Наряд-допуск на производство работ в охранных зонах и вблизи линий электропередач утверждает главный инженер строительно-монтажной организации, после чего его подписывают ответственный руководитель (мастер, прораб) и ответственный исполнитель (бригадир, звеньевой, старший рабочий). Наряд-допуск выдаётся на срок, необходимый для выполнения данного объёма работ.
Охранной зоной трасс электрических кабелей является поверхность земли, расположенная над подземными кабелями плюс по 1 м в обе стороны от крайних кабелей, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами — на 0,6 м в сторону зданий и сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы. В охранной зоне трасс кабельных линий производство каких-либо земляных работ (вскрытие земляных покровов, землеройные работы и т.д.), угрожающих целости кабелей, без согласования с организацией, эксплуатирующей эти кабели, запрещается. На производство земляных работ вблизи и в охранной зоне электрических кабелей необходимо иметь ордер на разрытие и наряд-допуск, подписанный главным инженером генподрядной организации, которая несёт полную ответственность за соблюдение требований безопасности при производстве работ.
Допуск к земляным работам производит представитель организации, эксплуатирующей кабели, который оформляется актом, с эскизом расположения кабелей на обороте, а также при соблюдении следующих условий:
— наличия у ответственного производителя работ на руках ордера на разрытие и выкопировки планировки подземных сооружений;
— получения у представителя эксплуатирующей организации «предупреждения» и разъяснения по технике безопасности, разметке границ безопасного производства работ;
— выполнения в присутствии представителя эксплуатирующей организации контрольного шурфования вдоль всей трассы кабелей, на которой ведутся земляные работы, с расстоянием между шурфами не более 10 м;
— исполнения надёжной защиты коробами и укрепления на прочном основании в горизонтальном направлении обнажённых кабелей и соединительных муфт;
— занесения в бортовой журнал землеройного механизма эскиза расположения кабелей (без наличия в бортовом журнале такого эскиза производство работ землеройным механизмом запрещается).
Расширять намеченную и согласованную зону раскопок без дополнительного согласования с организацией, эксплуатирующей кабели, не разрешается.
При разрытии все кабели напряжением свыше 1000 В должны быть отключены.
При производстве работ вблизи и в охранных зонах электрических кабелей соблюдают следующие требования безопасности:
— контрольные шурфы роют на ширину лопаты на расстоянии не менее 0,5 м от предполагаемой трассы кабеля, постепенно приближаясь к кабелю до его обнажения;
— обнажённые кабели не перекладывают и не скрещивают;
— если раскопки производятся на глубине большей, чем глубина прокладки кабелей, и кабели обнажены на протяжении более 1 м, то их укладывают в заранее изготовленные короба;
— одна из стенок короба должна быть съёмной и закрепляться без гвоздей;
— использовать соседние кабели, трубопроводы для подвешивания кабелей запрещается.
И что самое главное, согласно п. 5.28 ТКП 45-1.03-44-2006 (02250) БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Строительное производство: Не допускается производство раскопок землеройными машинами на расстоянии менее 1-го м. и применение клина-бабы и аналогичных ударных механизмов на расстоянии менее 5-ти м. от кабелей. При выполнении земляных работ над кабелями применение отбойных молотков для рыхления грунта и землеройных машин для его выемки, а также ломов и кирок допускается только на глубину, при которой до кабелей остается слой грунта не менее 0,3 м. Дальнейшая выемка грунта должна производиться лопатами. На эти же требования п. 5.28 ТКП 45-1.03-44-2006 по проведению раскопок ссылается п. 7.14.11 ТКП 427-2012 (02230) Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Аналогичное требование содержат и МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ, РАЗДЕЛ VII, КАБЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ, ГЛАВА 48, ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ. П. 417, которых гласит: «Запрещается применение машин и механизмов ударного действия ближе 5 м от трассы кабелей, а землеройных машин – в пределах охранной зоны КЛ. Применение землеройных машин, пневматических инструментов, ломов и кирок в пределах охранной зоны КЛ допускается только на глубину, при которой до кабеля остаётся слой грунта не менее 0,4 м. Дальнейшая выемка грунта должна проводиться вручную лопатами. Перед началом раскопок кабельной линии должно быть проведено контрольное определение глубины залегания КЛ шурфовкой под надзором работников эксплуатирующей организации – владельца КЛ.»
Весьма широко раскрываются правила ведения земляных работ в охранной зоне кабельных трасс в главе 5.5 Силовые кабельные линии. ТКП 181-2009 (02230) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Согласно этой главы, после получения письменного разрешения органа власти, по территории которого проходит КЛ, и владельца КЛ с обязательным приложением её схемы, реальное местоположение КЛ и глубина залегания определяется контрольным вскрытием под надзором представителей эксплуатирующей организации. Производство раскопок землеройными машинами на расстоянии ближе 1-го метра от кабеля, а также использование отбойных молотков, ломов и кирок на глубину, когда до кабеля остаётся слой грунта менее 30 см. не допускается. Далее работы осуществляются только лопатой и с большой осторожностью. Пункт 22, СТП 34.04.184 (РД 34.04.184). Условия производства работ в пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В. приводит похожую интерпретацию безопасности земляных работ, гласящую, что при производстве земляных работ в непосредственной близости или над кабельными линиями электропередачи должны соблюдаться требования, согласно которым разработка грунта механизированным способом разрешается в местах пересечения действующих подземных коммуникаций на расстоянии не менее 2-х м. от кабеля в стороны и одного метра над кабелем. В случае, если эти условия не могут быть соблюдены, выемка грунта должна производиться лопатами. Запрещается применение ломов и подобных инструментов.
Требования по безопасности работ в охранной зоне подземной кабельной линии имеют вид многоуровневой системы защиты с перекрёстным контролем и чем – то напоминает защиту ядерных реакторов. В подобной системе безопасности любые материалы для защиты кабеля от механических повреждений в виде защитно — сигнальных лент, бетонных плит, кирпича, труб имеют несомненно важное, но не основное значение. Именно строгое и неукоснительное выполнение аналогичных требований в той же Германии позволяет немецким энергетикам использовать для защиты кабеля от механических повреждений более тонкую (1.5 мм.) защитную ленту. Становится очевидным и ответ на поставленный в начале статьи вопрос: строитель, нарушивший все эти требования безопасности, разрушивший механическую защиту кабеля и в итоге повредивший кабель в любой стране хоть в Сингапуре хоть в Республике Беларусь – либо опасный преступник, либо сумасшедший. Несомненно, что ответственность за повреждение кабеля в этом случае должны нести и лица отвечавшие за организацию контроля при проведением работ.
Очевидно и не может не радовать другое, наконец в нашей стране на пути этого горе-строителя последней преградой встанет наиболее надёжный из применяющихся материалов — лента защитно – сигнальная серии ЛЗС.
Специалист по продажам ООО «Интербелтрейд» Ерусланов В. Л.
Источник
Что делать если транспорт задел линию электропередач
Контакт автомобилей, перевозимых грузов и спецтехники с воздушными линиями электропередач может привести к разрушению ЛЭП, а если провода находятся под напряжением, то и к короткому замыканию и электротравмам людей, находящимся в автомобиле и рядом с ним. Подобные ситуации возникают при нарушении правил перевозки грузов, неаккуратном выполнении работ вблизи ЛЭП и других аналогичных ситуациях.
Любую проблему проще предотвратить, чем решить и в этой статье рассказывается о мерах безопасности и правилах выполнения работ и перемещения грузов вблизи воздушных линий электропередач. Если касание ЛЭП автотранспортом всё же произошло, то существуют определённые правила поведения, позволяющие уменьшить вероятность поражения людей электрическим током.
Необходимые действия при контакте транспортного средства с ЛЭП
Если грузовик зацепил ЛЭП то, прежде всего, необходимо остановить транспорт и, по возможности не выходя из кабины, осмотреть место контакта автомобиля и провода и оценить шансы на самостоятельное освобождение.
В том случае, если есть возможность при незначительном перемещении транспорта освободить его от зацепления, то это следует сделать. Это правило относится так же к автокрану или экскаватору, но передвигать следует не автотранспорт, а подвижную часть механизма — стрелу или ковш.
Совет! Для освобождения движение следует производить по той же самой траектории, по которой произошло зацепление, но в обратную сторону.
При неопределённых шансах на разделение проводов и механизма, а тем более в том случае, если есть опасность соприкосновения с другими проводами или их обрыве необходимо:
- Прекратить движение. Двигатель автокрана или экскаватора выключать не следует — при утечке масла в системе гидравлики может произойти опускание стрелы вниз и обрыв провода. Грузовой автомобиль установить на ручной тормоз.
- Исключить прикосновение людей, находящихся в кабине, к корпусу автомобиля. Это может привести к поражению электрическим током.
- Сообщить о происшествии диспетчеру электропредприятия. До получения сведений об отключении линии предупреждать приближающихся людей об опасности. Опасным является не только прикосновение к корпусу, но и «шаговое напряжение» радиусом до 8м.
Необходимые действия людей, находящихся внутри автомобиля, зависят от напряжения линии.
При касании проводов 0,4кВ следует оставаться в кабине. Внутри неё люди находятся в относительной безопасности. Покрышки на колёсах изготовлены из резины, обладающей достаточным электрическим сопротивлением, поэтому корпус транспорта оказывается под напряжением относительно поверхности почвы, поэтому прикосновение к металлическим частям автомобиля, особенно стоя на земле, может быть опасным.
Важно! В кабине разные элементы могут иметь потенциал относительно друг друга, поэтому запрещено дотрагиваться до металлических деталей, находясь внутри транспорта.
При касании машиной линии высокого напряжения есть опасность возгорания колёс. Это связано с появлением тока утечки по влажной или грязной поверхности покрышек. В этом случае необходимо немедленно эвакуироваться из кабины из-за опасности загорания всего автомобиля. Если колёса не горят, то безопаснее оставаться внутри автотранспорта.
При эвакуации из машины, попавшей под высокое напряжение, необходимо соблюдать следующие правила:
- При спуске следует избегать одновременного касания корпуса и земли. Для этого необходимо спрыгнуть с небольшой высоты, коснувшись поверхности обоими ногами одновременно.
- На поверхности земли присутствует «шаговое напряжение». Поэтому отходить от машины на расстояние до 8 метров следует мелкими шагами, каждый из которых должен быть не более 30см, не отрывая ступни друг от друга. Нельзя бежать или прыгать на одной ноге. При таком передвижении велика опасность падения. Нельзя касаться руками или телом посторонних предметов.
Меры безопасности при проведении работ вблизи ЛЭП
При выполнении работ вблизи и под проводами воздушной линии электропередач с использованием автотранспорта необходимо соблюдать определённые правила. Конкретные меры безопасности выбираются в зависимости от ситуации — высоты проводов, их расположения и других факторов.
Необходимой мерой для обеспечения безопасности людей при работе вблизи линий электропередач является отключение линий, расположенных непосредственно над местом проведения работ, а так же на расстоянии, допускающем возможность случайного прикосновения техники к проводам.
Для этого следует выполнить все необходимые технические мероприятия:
- производство отключений производится с вывешиванием плакатов «Не включать, работа на линии»;
- создание видимых разрывов;
- предотвращение возможности случайной подачи напряжения, в том числу путём обратной трансформации;
- наложение переносных заземлений с вывешиванием плакатов «Заземлено».
Значительная часть несчастных случаев вызвано работами, выполняемыми не на рабочем месте, а рядом с ним. Поэтому при необходимости расширить рабочую зону необходимо внести изменения в наряд-допуск и план производства работ.
В этих документах указываются границы рабочего места, необходимые технические мероприятия и схемы передвижения людей, автотранспорта и спецтехники.
Для обеспечения безопасности автокранов и других механизмов необходимо заземлять кузов техники. Эта операция производится при помощи переносных заземлений, один конец которых накладывается на предварительно зачищенное место корпуса автокрана, а другой на заземлённую опору линии электропередач или другой электроустановки.
Это необходимо для предотвращения поражения людей наведённым напряжением или в том случае, если транспорт задел линию электропередач.
При передвижении автомобиля и перевозке грузов под высоковольтными проводами, также необходимо принять меры, позволяющие предотвратить касание ЛЭП автотранспортом:
- изучить маршрут движения автомобиля и отметить места его пересечения с ЛЭП;
- уточнить у обслуживающей электрокомпании правила передвижения в охранных зонах каждой из линий электропередач, пересекающихся с маршрутом следования транспорта;
- по требованию энергослужбы выполнить все технические и организационные мероприятия, необходимые для передвижения рядом с ВЛ.
Важно! Если расстояние от груза или кузова автомобиля меньше допустимого, то провода нужно отключить и заземлить. В некоторых случаях необходим демонтаж и последующий монтаж линий электропередач.
Работа автокрана вблизи линий электропередач
Касание ЛЭП автотранспортом возможно не только при перевозке грузов, но и во время работы автокраном и экскаватором вблизи воздушных линий.
Выполнение любых работ, а так же перевозка грузов в положении, при котором расстояние до линии на земле, находящейся под проводом линии электропередач, менее 30м выполняется только по наряду-допуску. В этом документе указываются необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасность работников.
При отсутствии наряда, например, во время его оформления, крановщик не имеет права не только выполнять какие-либо работы, но и размещать автокран возле ЛЭП.
При выполнении работ по наряду-допуску назначается наблюдающий из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала с группой допуска по электробезопасности не ниже III. При работе возле высоковольтной линии наблюдающий должен иметь допуск «выше 1000В».
Важно! Электромонтёру, осуществляющему наблюдение, запрещается выполнение каких-либо работ.
При работах автокраном стрела не должна приближаться к линии ближе, чем расстояние, указанное в ПТБЭП и ПТЭЭП:
- до 1кВ — 1,5м;
- 1-20кВ — 2м;
- 35-110кВ — 4м;
- 150-220кВ — 5м;
- до 330кВ — 6 м;
- 500-750кВ — 9 м.
При опасности, а тем более необходимости приближения механизмов ближе допустимых расстояний работы производятся с отключением ЛЭП и наложением заземлений.
В некоторых случаях может потребоваться демонтаж и последующий монтаж проводов.
Источник