Как нарисовать розетку карандашом поэтапно с вилкой

Академический рисунок розетки

Карандашный набросок орнамента

Обучающимся живописи в обязательном порядке преподают рисование разнообразных архитектурных элементов, в том числе розеток, поскольку розетки имеют точно очерченные объемы и определенную структуру.

Задача в этом случае — выработать у подопечных умение строить геометрические тела и изображать объемы и формы, задействуя светотень.

Построение гипсовой розетки

Изображение орнамента из гипса предполагает, что ученик уже освоил изображение основных фигур и теперь может приступить к сложным формам, которыми обладает большинство реальных предметов. У розетки глубокий объем отсутствует, в то же время из-за ее поверхности обучающемуся живописи будет непросто ее изобразить. Потренировавшись на подобных элементах орнамента, ученик поймет, каким образом изображать фигуры, которые обладают дополнительными деталями.

На начальной стадии обучения розетку рисуют на чистом листе бумаги, а затем можно упражняться во вписании данного элемента в интерьер.

Порядок действий аналогичен тому, которого нужно придерживаться, рисуя геометрические тела. Чтобы облегчить задачу, саму розетку рекомендуется не вешать на стенку, а вертикально разместить на столе.

Рисование розетки карандашом поэтапно

Первая стадия — размещение объекта на листе. В первую очередь выполняют плиту, далее обозначают форму элемента и его каркас, наносят его границы. Когда устанавливается размер плиты и место, где она располагается, изображают центральную ось, по которой в дальнейшем будут ориентироваться. Далее выполняют линии, изображающие непосредственно орнамент, а также вспомогательные, относящиеся к тем или иным элементам. Размер плиты определяет, какие пропорции будет иметь изображение на бумаге.

Читайте также:  Умная розетка legrand что это

Все составляющие элементы розетки необходимо изобразить легким штрихом. Далее устанавливают главную выступающую часть украшения, определяют его крупные детали, а следом — детали поменьше. Рисуя мелкие детали, требуется иметь в виду крупные, отдавать себе отчет, каковы пропорции между теми и другими элементами рисунка.

Если форма украшения симметричная, то в первую очередь нужно обозначить элементы, которые располагаются по две стороны от оси. Если форме несимметричная, то изобразить ее на бумаге более сложно. Требуется ориентироваться на характер такой формы. Необходимо также верно соотнести размеры различных компонентов по отношению друг к другу. Величину розетки указывают, используя вспомогательные линии.

После того как форма орнамента очерчена и обозначены ее компоненты, требуется определить тональные границы. Все элементы штриховки должны служить для передачи объема. Если точно передать светотень, то объект в целом будет изображен точным образом.

Если человек лишь учится рисованием, то ему большую пользу принесет передача светотени и ее подчеркивание с использованием объема. В результате ученик в дальнейшем с лучшей четкостью прорисует любой предмет независимо от того, какова его форма.

Как нарисовать розетку карандашом

Сначала имеет смысл изображать орнамент плоской конфигурации, объем которого невелик. После освоения базовых навыков, можно перейти к рисованию более рельефных украшений.

На профессиональных художественных курсах слушатель освоит выполнение описанных выше заданий. В процессе он сначала научится рисовать несложные орнаменты, а далее овладеет искусством отрисовки сложных украшений с заметно выступающим рельефом. В итоге он обретет навык изображения различных предметов с натуры.

Источник

Как рисовать розетку поэтапно

Рисуя натюрморты, надо не забывать про рисование частей гипсового орнамента и розеток. Эти уроки рисования карандашом существенно облегчат переход рисования от простейших геометрических форм к рисованию более сложной формы обычных вещей. Розетка и орнамент не обладают таким объемом, как геометрические тела, но они более сложны в отношении своей поверхности, и поэтому работа над ними дает опыт для начинающих к умению изображать форму с многочисленными и сложными деталями. Эти модели сначала лучше рисовать отдельно от других предметов, затем вместе с драпировкой. Урок рисования выполняется карандашом на бумаге формата А2. Стоит отметить, что на художественных курсах New Art Intention обучение рисованию гипсового орнамента и розеток проходит как уроках рисования карандашом, так и на уроках живописи в разных техниках: живопись акварелью, живопись акрилом и живопись масляными красками.

Рисунок розетки или орнамента ведется в той же последовательности, как и рисунок геометрического тела. Их лучше не вешать на стену, а поставить на стол, что упростит начало работы: ведь до сих пор художнику всегда приходилось строить форму с основания.

Приступая к рисунку, прежде всего, намечается как бы общий каркас модели — конструкция всей ее формы. Так, рисуем основание гипсовой плашки, к которой прикреплена розетка, возводим грани этой плашки, учитывая законы перспективы, и относительно их находим центр розетки, что и позволяет построить всю форму гипсовой отливки целиком. В начале урока над рисунком орнамента художник прорабатывает конструкцию формы, таким образом создавая основу для дальнейшей работы.

Найдя конструкцию розетки и определив основные составляющие ее части, следует наметить тональные разницы, то есть отметить объемы, получающие прямые лучи, и объемы, не получающие прямых лучей, а затем повести рисунок как построение формы тоном. Иными словами, и здесь каждый штрих должен помогать уточнять общую форму всей розетки, то есть ее рисовать, и чем точнее становится решение светотени, тем точнее получается рисунок.

В ходе выполнения подобного задания – рисование карандашом гипсовой розетки — начинающему художнику важно привыкнуть к тому, что построение формы не ограничивается решением ее конструкции и что весь процесс рисунка — это построение и уточнение формы, где тон является одним из средств выявления объема и конструкции этой формы. Практически приходя к подобному выводу, начинающий рисовальщик лучше поймет смысл самого метода рисования, который заключается не столько в простом изображении реальных предметов, сколько в изучении их формы, чтобы с помощью приобретаемых знаний уметь в дальнейшем научиться рисовать, воспроизводя любой предмет. Именно поэтому рисунок — это всегда и прежде всего изучение — изучение конструкции, изучение характера формы, а не рисование ради рисования.

В рисунках розеток и орнаментов, как и в любых других заданиях, особое значение имеет последовательность работы. Если при начальном обучении рисунку в качестве первых моделей следовало брать плоский орнамент, розетку с малым рельефом, то на следующих уроках рисования можно взять орнамент более объемный, как и розетки с большим рельефом. Такая последовательность помогает лучше разобраться в процессе построения формы — как в отношении конструкции, так и поверхности последней.

После орнамента с ярко выраженным объемом можно перейти к рисованию розетки и ткани. Задача здесь усложнится не только тем, что художнику придется передавать разные по фактуре и по своим качествам предметы. Первостепенное значение для него приобретет точная передача натуры, ее внешнего облика и фактурных особенностей.

Сама по себе проблема передачи материала уже ставилась перед начинающим художником в натюрморте, когда он добивался белизны простейших гипсовых форм или рисовал предметы из домашней утвари (кружки или крынки). Но если в первых натюрмортах основная задача сводилась к тональному решению разницы между гипсовой отливкой и кувшином и умению сохранить эту тональную разницу в светах и тени, то теперь это составит только начало работы над рисунком. Главное здесь — передать фактурные особенности каждого предмета, причем важным средством для достижения подобной цели будет тон, который и позволяет произвести отличие гипса от ткани: твердого от мягкого, гладкой поверхности от шероховатой и т. д.

Поэтому, уловиив тональное отличие ткани от гипсовой отливки и построив форму, как розетки, так и складок, начинающему художнику важно учиться рисовать, уделяя основное внимание тональному характеру формы. Постоянно сравнивая особенности формы розетки, ее белизну, жесткость материала, четкость тональных отношений с мягкостью формы и тонкостью теней на ткани. Выверяя тоном и драпировку, и отливку, можно добиться очень полного воспроизведения фактурных особенностей предметов, как мы видим их в натуре.

На художественных курсах New Art Intention подобных уроков рисования выполняется несколько. В процессе обучения рисованию простейших предметов и натюрмортов надо не бояться повторять одно и то же упражнение, поскольку оно позволяет научиться рисовать и приобрести тот фундамент для последующих занятий, который ничем нельзя заменить. Не зная простейшей формы и не умея строго и последовательно ее изображать, художнику будет очень трудно перейти к рисунку более сложных предметов, а затем головы и фигуры человека.

Передача фактурных качеств натуры, с которой начинающий художник познакомился на первых уроках рисования и уроках живописи, отныне становится для него ведущей. Поэтому все последующие натюрморты следует ставить, преследуя конкретную цель — научиться, как можно лучше рисовать, передавая материальный характер предметов. До сих пор в натюрмортах с гипсовыми отливками и вещами из домашней утвари, на уроках рисунка розеток рисовальщик передавал главным образом тональные отличия предметов. Он постепенно учился видеть вещь в реальной обстановке, с фоном, разбирался в самом методе построения формы предмета. Теперь ему предстоит обратиться к натюрмортам из одних обиходных вещей и одновременно решать новые задачи.

Поэтапное построение гипсовой розетки выполнено учеником нашей школы рисования в мастерской Артинтент.

Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum — украшение. Основная функция орнамента — декоративная. Он может служить украшением предметов прикладного искусства, часто применяется в книжной графике, архитектуре, коврово-ткацкой промышленности и других отраслях. Орнаментальное искусство несет в себе общие стилистические особенности, присущие различным национальным культурам, признаки стиля определяются различиями изобразительной культуры каждого народа, которые были устойчивы на протяжении некоторого исторического периода. В. Дембовецкий писал: «Орнаментное искусство, как и всякое искусство вообще, с одной стороны, воспроизводило, а с другой — создавало то, что художественный инстинкт народа склонен был принимать за проявление возвышенного и прекрасного».

Закономерности построения каждого орнамента зависят от материала, формы и назначения того предмета, который он украшает. Широко распространены следующие разновидности орнамента: ленточные, розетки и сетчатые. По изобразительным элементам, входящим в орнамент, он может быть: геометрическим, растительным, тератологическим (от греч. teras — чудовище, т. е. звериный стиль в орнаментике) и эпиграфическим, т. е. включающим различные надписи (что характерно для орнаментики Средней Азии и Ближнего Востока). Известный американский эстетик и психолог искусства Рудольф Арихейм писал: «Можно ли определить его (орнамент. — примеч. авт.) лишь как зрительно воспринимаемую модель, которая не изображает объект? Очевидно, нельзя, потому что в большинстве случаев орнамент образуется не из одних лишь чистых форм: для его создания используют изображения животных, растений, человеческих фигур, различные узлы и ленточки. Вряд ли найдется в мире объект, который не воспроизводился бы в орнаменте».

Остановимся подробнее на применении орнамента в архитектуре. Известно, что главным принципом построения архитектурной композиции является ее архитектоника, в которой и проявляются все художественные достоинства сооружения. Архитектоника здания должна выражать единство его конструктивной и художественно-образной формы. «Подлинная цельность композиции, ее ясность, убедительность, сила эмоционального воздействия достигаются синтезом логики разума и логики чувств», — пишет известный архитектор Ф.А. Новиков. Наиболее сильное эмоционально-эстетическое воздействие на человека архитектурное сооружение оказывает лишь в синтезе с живописью и скульптурой, садово-парковым и декоративно-прикладным искусством. «Во все времена в числе активных средств композиции особо ценилось монументально-декоративное искусство, способное обогатить архитектуру, дополнить ее изобразительным или декоративным сюжетом» (Ф.А. Новиков).

В истории архитектуры можно найти множество примеров удачного применения орнаментов. На Руси основным материалом при сооружении построек различного назначения было дерево. Истоками деревянного зодчества является народное творчество. Орнамент — язык тысячелетий. Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Деревянная архитектура всегда украшалась резьбой, основным элементом которой являлся орнамент. Деревянные узоры древних восприняли архитекторы последующих времен, да и сейчас можно найти множество примеров применения орнамента в украшении построек в деревнях и поселках.

Кроме резьбы по дереву обогащают архитектуру резьба по камню и лепнина, декоративный бетон и чеканка, витражи и литье из металла, художественная керамика и декоративное стекло, и в каждом из этих видов художественно-декоративного искусства орнамент занимает достойное место. Е.М. Осетров пишет: «Я думаю о том, что орнамент — это путеводная нить от прошлого к нашим дням».

Архитектурный образ, созданный в сознании человека, складывается не только из формы, но и из декора, истоками которого когда-то являлись скульптура и живопись. Слияние этих компонентов и образует в первую очередь тот синтез искусств, который всегда связан с социальным содержанием и функциональным назначением архитектуры. Эстетические взгляды людей разных эпох, уровень развития технических средств, освоение новых материалов порождали различные архитектурно-конструктивные формы с присущими только им художественными приемами.

Декоративное убранство здания чаще всего выполняется в барельефных или горельефных скульптурных изображениях. Барельеф выступает от плоскости стены менее чем на половину своего объема, а горельеф — более чем на половину. Барельеф обычно используют как орнаментальный фриз или в виде отдельных декоративных вставок, горельеф — для заполнения больших и глухих поверхностей, чаще как тематическую скульптуру. Барельеф делается с расчетом на близкое его разглядывание, а горельеф воспринимается на значительном удалении от зрителя.

Орнаментальные композиции в архитектуре могут быть как реалистичными, так и стилизованными. Часто в архитектурных постройках прошлого встречается меандр — плоский геометрический орнамент в виде пересекающихся и изогнутых прямых или закругленных линий — греческая стилизация морской волны. Из растительных орнаментов архитекторы прошлого использовали акантовый лист, пальметку.

Орнамент в архитектурно-декоративных композициях может располагаться как фриз и как розетка, розетки часто встречаются на потолке в кессонах — элементах, образуемых пересекающимися балками.

Все эти типы орнаментов отливают из гипса для учебных практических работ по рисунку.

Кроме того, богато орнаментированы такие архитектурные детали, как ионик, кронштейн (модульон), капитель колонны, которые также рекомендованы для рисования.

Последовательность построения рисунка гипсового орнамента

Изучение, последовательный анализ с помощью рисунка формы гипсового орнамента как архитектурной детали, разгадывание его конструктивно-художественной логики приносят огромную пользу. Рисуя гипсовые слепки декоративного убранства архитектурных сооружений, ученик осваивает законы перспективного построения сложной формы, изучает пластические основы и пропорции ее художественного выражения, конструктивную логику, а также совершенствует свои графические навыки.

Остановимся подробнее на основных этапах работы над рисунком гипсового орнамента.

Первый этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Визуальное наблюдение, изучение и анализ формы гипсового орнамента, компоновка изображения в листе.
  2. Нахождение пропорций и прорисовка плиты орнамента на основе законов наблюдательной перспективы.
  3. Для симметричного орнамента нахождение на плите геометрического центра.
  4. Нахождение следа центрального луча и пометка его на рисунке.

Прежде чем приступить к рисунку, необходимо изучить объект для рисования и провести анализ формы орнамента. Художник-график П.Я. Павлинов писал: «Чтобы понять конструкцию фигуры, надо представить ее вне точки зрения, мысленно со всех сторон, как мы осязаем косточку оливы во рту».

Анализируя форму каждого конкретного орнамента, необходимо понять ритмику его чередующихся элементов, схему их движения. «Конечно, не в момент выполнения надо накладывать мерку, применять отвес и пр.; следует уже заблаговременно овладеть точностью, которая перед лицом природы сама собой придет на помощь неудержимому желанию отобразить ее», — писал Эжен Делакруа.

Композиция на листе складывается не только из изображения предмета, но и из тех промежутков и полей, которые предмет окружают. При передаче пропорциональной аналогии общей формы и ее составных частей надо помнить, что площади светлого и темного в рисунке должны уравновешивать друг друга. Рисуя плиту, определите ее пропорции, а затем наклон (наклон плиты лучше определять по отношению к вертикали). Далее точно установите уровень зрения. В процессе всей работы над рисунком нужно следовать перспективным изменениям в соответствии с исходными данными.

Второй этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Изучение и пропорциональный анализ профильного сечения орнамента.
  2. Пометка характерных точек и направлений, определяющих движение основных масс орнамента.

Сущность конструкции орнамента познается через основные направляющие линии в узловые опорные точки, а для этого необходимо увидеть и расчленить сложную форму на простые геометрические фигуры. «Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, — это контраст основных линий. Надо хорошо запечатлеть это в воображении, прежде чем прикасаться карандашом к бумаге», — писал Э. Делакруа. Изображая гипсовую розетку, необходимо нарисовать множество эллипсов. Для этого нужно четко представлять расположение большой и малой осей каждого из них. Наметив исходный эллипс, лежащий в плоскости доски, все другие эллипсы необходимо сравнивать с ним.

Третий этап. Рисование гипсового орнамента

Выделение в общей форме и построение основных частей орнамента через их узловые пункты.

Каждый объем приведенной в примере розетки делится на пять равных частей. Узловые пункты основных частей как раз и будут лежать на линиях или кривых, соответствующих этому членению. Я.П. Павлинов писал: «Надо форму понимать от осей как направления и в количественном распределении по ней, а не от контуров».

Четвертый этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Анализ объемных и линейных отношений конструкции орнамента, перспективных сокращений.
  2. Внесение исправлений в рисунок.
  3. Прорисовка мелких форм и деталей и завершение линейно-конструктивного рисунка гипсового орнамента.

Учебный рисунок должен содержать как можно больше информации о форме. Все построение ведется так, чтобы можно было изучить не только внешнюю, но и скрытую от глаза наблюдателя оболочку предмета. «В рисовании нужно достигнуть того, чтобы форму строить в пространстве бумаги так, как бы я строил ее в натуре, в скульптуре, архитектуре, как строит вещь столяр, как макетчик», — писал П.Я. Павлинов.

Рисунок строится от плоскости доски, как бы «изнутри», и выстраиваемые объемы двигаются по направлению к зрителю. Оправданность такого подхода к построению рисунка доказывал еще Уильям Хогарт в XV1I1 в. Он писал: «Но обычно, когда смотрят на любой непрозрачный предмет, часть пространства, которая непосредственно противостоит глазу, целиком поглощает наше внимание, а противоположная или даже рядом лежащая часть в этот момент не занимает нашу мысль. Малейшая попытка ознакомиться с любой другой стороной предмета разрушает наше первое представление из-за отсутствия связи между этими двумя представлениями, которую мы, безусловно, могли бы установить, познав весь предмет в целом, если бы в самом начале подошли к нему».

Пятый этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Анализ геометрии теней с учетом перспективных сокращений.
  2. Построение границ собственных и падающих теней.
  3. Выявление больших тоновых отношений.
  4. Уточнение построения форм орнамента.

Надо помнить, что светотень возникает от освещения предмета источником света. Строя геометрию теней, нужно точно выяснить направление лучей света. Необходимо, пусть визуально, находить проекции основных крайних точек на поверхности орнамента, создающих границы светотени. Прямой свет, т.е. свет под углом 90 градусов к поверхности орнамента, будет создавать впечатление резкого светлого силуэта на темном фоне. Светотеневые нюансы почти отсутствуют. Собственных теней почти нет. Форма засвечивается и кажется плоской и даже большей по размеру.

Высокий свет, направленный на гипсовый орнамент под углом 45 градусов, особенно хорошо выявляет объем и фактуру формы. Мы очень четко можем увидеть свет, полусвет, полутень, тень, т. е. все светотеневые градации. Хорошо читается краевой или пограничный контраст на собственной и падающих тенях. Необходимо помнить, что при приближении к источнику света контрастность возрастает, и стараться увидеть это в натуре. Скользящие лучи света создают полутона, поэтому доска орнамента будет несколько темнее, чем выступающие элементы.

Шестой этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Уточнение тональных отношений.
  2. Углубленная проработка светотеневых отношений.
  3. Выявление полутонов и рефлексов.
  4. Проработка орнамента в освещенных местах, выявление бликов.
  5. Проработка тоном мелких деталей.
  6. Гармоничное соподчинение света, полусвета, рефлекса и теней.
  7. Завершение светотеневого рисунка. Обобщение его.

Переходы между тенью и светом надо особенно тщательно прорабатывать штрихом, выявляя фактуру материала. Рефлексы, т. е. отраженный свет, на гипсе будут восприниматься как дополнительный источник света, если их не подчинять освещенным местам. Тени и рефлексы желательно прорабатывать мягче, без штрихов, чтобы они «отходили вглубь».

Заканчивая рисунок, надо чаше смотреть на него издали, стараясь добиться гармоничности, обобщенности, более четкого выявления пространственных и фактурных особенностей орнамента. А. Дейнека писал: «Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изучения, но и постоянным “фоном”, на котором познается каждая часть в отдельности».

Подчинение тональных градаций происходит тогда, когда ученик работает по тональному масштабу, выявляя самое темное и самое светлое места.

Остальные тональные градации необходимо строить, сравнивая с самым темным и самым светлым, четко выстраивая отношения тона на рисунке.

В законченный учебный рисунок гипсового орнамента ученик должен вложить все свои навыки, знания, возможности — все то, что он приобрел на предшествующих занятиях. «Нам же кажется, что в штудированном рисунке вполне допустимо и целесообразно оставаться на таком пределе, который дает полное представление о сложном характере фигур и освещения», — писал Дейнека.

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

В художественных училищах обязательно обучают созданию гипсовых розеток и других архитектурных деталей, т.к. они обладают четкой структурой и объемом.


Цель рисования – это развитие навыков построения геометрических тел и передача формы и объема при помощи светотени.
Рисование гипсового орнамента – переход от изображения базовых геометрических фигур к более сложным формам различных предметов. Хотя у розетки нет такого глубокого объема, их изображение представляет определенную трудность за счет своей поверхности, что создает новый опыт для начинающих художников. Такой орнамент учит передавать форму фигур с дополнительными деталями. На первом этапе модель рисуется отдельно в пространстве, после чего можно приступать к рисованию орнамента в интерьере.

Первый этап — расположение модели на листе бумаги. Рисование начинается с плиты, после чего обозначается общая форма и каркас, и видимые границы. После определения размера и расположения плиты, намечается центральная ось, которая послужит ориентиром для всей работы. После проводятся линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательные, которые обозначают отдельные элементы. От верного определения размера плиты будут зависеть пропорции самого рисунка.


Чтобы проследить ход выстраивания рельефа и его высоту, нужно наметить легкими, еле заметными штрихами все формы составляющих элементов. После определения основной выступающей части орнамента можно переходить к выявлению самых крупных деталей, а затем переходить к более мелким. При изображении малых элементов орнамента не стоит упускать из вида крупные детали, учитывая пропорцию между всеми составляющими.

Если орнамент симметричной формы, то первоначально нужно разметить детали по обе стороны от центральной оси. Несимметричные орнаменты более трудны в исполнении. Отталкиваться следует от характера формы. Следует также правильно соотносить размеры составляющих элементов между собой. Вспомогательными линиями обозначаются размеры орнамента.
Определив конструкцию формы орнамента и ее составляющие, можно приступать к определению тональных границ. Каждый штрих должен помогать в передаче объема. Чем точнее будет передана светотень, тем точнее получится работа.

Для начинающего рисовальщика передача светотени и выделение с ее помощью объема – ценный опыт, который поможет в более четком изображении реальных предметов любой формы.

На начальном этапе лучше выбрать плоский орнамент с небольшим объемом, по мере повышения мастерства, в качестве модели уже выбираются более рельефные орнаменты.

На художественных курсах К.Э. Арутюновой вы научитесь выполнять подобного рода задания. По мере совершенствования навыков рисования, вы постепенно перейдете от простых орнаментов до сложных рисунков ассиметричной формы с выступающим рельефом. Занятия помогут в короткие сроки освоить необходимые навыки рисования объектов с натуры.

Источник