Компьютерная диагностика — сложный процесс. Его и сейчас очень многие предпочитают доверять исключительно специализированным СТО с соответствующим сканирующим оборудованием.
Автономные сканеры позволяют выявить все неисправности в электронных и механических системах автомобиля быстро и в полном объёме.
Проблема в стоимости услуги. Она высока и не всем доступна. Подобный сервис оказывали даже не все мастерские, занимающиеся ремонтом авто. Ремонт, таким образом, чаще всего осуществлялся по старинке — методом «научного тыка».
Ноу-хау современной компьютерной диагностики
Это доступность, возможность провести диагностику автомобиля своими руками.
В настоящее время сканирование изъянов в функционировании машины легко осуществить в условиях гаража перед серьёзным рейсом или просто — аварийной остановки на обочине. Например, в случае, если на панели приборов загорается окошечко «check engine».
Спецтехника не обязательна. Для выявления причины неполадки необходимы только определённые навыки, а также:
- транспортное средство,
- ноутбук,
- адаптер,
- кабель для соединения через адаптер компьютера с контроллером автомашины.
Адаптер
На выпускающихся в настоящее время моделях ВАЗ широк спрос на адаптеры (преобразователи уровней) серии KL с соединительным разъёмом USB. Они предназначены для состыковки ноутбука (или стационарного персонального компьютера) с каналами «К» или «L» ЭБУ (электронный блок управления).
Через адаптер производится диагностика автотехники и управление её функциями.
Перед началом работы необходимо установить соответствующие программы для диагностики («софт») и драйвер для адаптации программ с компьютером.
Купить адаптер для диагностики лучше в виде уже смонтированного блока с портом USB для компьютера.
Модели адаптеров:
Практически все адаптеры поддерживают отечественные автомобили, выпускаемые с 1998-го года. Ассортимент моделей велик. Выбор зависит только от ваших пристрастий в технике и дохода.
Самый дешёвый адаптер на ВАЗ — ELM327. Чаще всего применяется универсальный адаптер — BM9213.
ELM 327
Конструкция адаптера:
- печатная плата (материал — стеклотекстолит фольгированный),
- порт стандарта OBD II для подключения кабеля USB в салоне автомобиля,
- корпус (материал — металл или пластик).
OBD II
Технические данные:
Напряжение — 12 В (возможно подключение ноутбука от прикуривателя). Ток — 10 мА. Стабилизатор напряжения для К-линии — 5 В и 12 В. ЭБУ — модели ВАЗ «Январь-4», «Январь-5».
Интерфейс для K-line — ISO-9141. Интерфейс для L-line — ALDL.
Адаптер также можно подключить к «L-линии» ЭБУ автомобилей иностранного производства.
Кабель
Основные различия модификаций:
Купить кабель для диагностики легче всего в интернет-магазинах. В обычных магазинах, реализующих автозапчасти, аксессуары подобного рода автомобилей встречаются редко.
Программы для диагностики автомобилей ВАЗ
В связи с тем, что их много, назовём несколько самых распространённых и продвинутых:
- KWR_D — одна из самых надёжных. Её преимущество в том, что есть много полезных регулировок. Перечислим основные функции:
— управление механизмами (форсунки, катушки, вентиляторы и проч.),
— мониторинг параметров автомобиля. - ICD 1.2.0.1 — то же самое (программа бесплатная).
- Diagnostic Tool vl.31.2 — управление функциями, есть регулировки.
- АВТОВАЗ NEW — самый современный вариант. Преимущества — это управление иммобилизатором и регулировки.
- Sens Diag — комплексная диагностика.
- Мотор-тестер — то же самое.
- My Tester VAZ — то же самое с непосредственной адаптацией к моделям ВАЗ.
Все указанные программы работают с блоками Bosch.
Как провести диагностику автомобиля ВАЗ с помощью ноутбука:
- Скомплектовать оборудование для диагностики (ноутбук, кабель для подсоединения, адаптер),
- Установить на ноутбук соответствующую программу и драйверы,
- При помощи кабеля создать логистическую цепь «ноутбук — адаптер — ЭБУ — компьютер автомобиля»,
- Настройка связи ноутбука с компьютером автомобиля,
- Включение двигателя,
- Диагностика.
Параметры диагностики для инжекторных двигателей ВАЗ
На что обратить внимание:
- На заглушенном двигателе
— датчики температуры (корректность данных);
— дроссельная заслонка (наличие износа дроссельного механизма; предельный износ — не более 2%);
— датчик кислорода (АЦП ДМРВ); наличие износа канала; предельный износ — не более 1, 035 В; - На работающем, прогретом до нормы двигателе (холостой ход)
Проверяются следующие параметры (величина в каждом конкретном случае зависит от модели двигателя и ЭБУ):
— обороты в минуту;
— расход воздуха для 8 клапанного двигателя;
— расход воздуха для 16 клапанного двигателя;
— время впрыска; при необходимости — коррекция впрыска;
— коэффициент коррекции (%);
— мультипликативная составляющая коррекции;
— аддитивная составляющая коррекции;
— цикловой расход воздуха (мг/такт) для 8 клапанного двигателя и для 16 клапанного двигателя. - Скриншоты диагностики двигателя на мониторе (зависимость от модели ЭБУ на примере ВАЗ 2107)
— ЭБУ «Январь 5»
— ЭБУ М73
Объективные показатели
Факторы, определяющие корректность данных:
- модель автомобиля (двигателя),
- модель ноутбука (сканера) и адаптера,
- температурный режим двигателя,
- температура окружающей среды,
- квалификация оператора.
Таким образом, ясно, что выводы при диагностике того или другого автомобиля могут быть не всегда вполне адекватными сложившейся технической ситуации.
Хотя представление о неисправности и стоимости ремонта получить можно.
Как сделать диагностику автомобиля своими руками?
Не так уж и сложно. Особенно обладая качественным современным оборудованием.
Но никакая техника не заменяет знания и опыт. Полагаясь на себя целиком, не забывайте о профессионалах на специализированных СТО. Иногда сверяйтесь и с их данными. Если что-то не получается у самих, пользуйтесь их мастерством.
Ремонт — это всегда расходы. Автомобиль должен быть на ходу — вот что главное!
Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»
Источник
О чем речь.
Большинство автомобилей имеют специальные диагностические разъемы, через которые может быть организован обмен данными между блоками управления автомобиля и специальным диагностическим оборудованием. В качестве оборудования может выступать обычный компьютер, подключаемый через специальный адаптер. Существуют разные компьютерные программы, с помощью которых можно получить сообщения об ошибках, прочесть данные с различных блоков и систем.
Без такой диагностики поиск и устранение неисправностей в современных автомобилях почти невозможен.
Простые диагностические операции может освоить каждый автолюбитель.
Зачем это нужно.
Экономить время, деньги и нервы.
Например, машина стала плохо ехать. Вы втыкаете компьютер, и видите, что расходомер воздуха выдает значения.. ну, скажем 10..40 вместо 10..150. Заказываете новый, и в удобное для себя время меняете его самостоятельно или с помощью любого слесаря. Или, к примеру, выявляете обрыв цепи датчика температуры. За пару минут все исправили.. Не пришлось звонить, записываться, терять полдня в дорогостоящем сервисе. А если учесть, что грамотных диагностов во всяких сервисах очень мало, иногда можно самостоятельно выявить и более сложные неисправности.
Но не все так просто, конечно. Для того чтобы знать, что делать, куда давить, куда смотреть, и что все это означает, нужно знать устройство автомобиля, разобраться с программой, кодами ошибок, процедурами проверки и т.д.
Но все же, даже примитивных операциях чтения ошибок, уже можно выиграть время и деньги.
* Идентификация блока управления автомобиля и его версии
* Диагностика систем: Двигателя, Трансмиссии, Подвески, Кузова, АБС, Подушек безопасности, Панели Приборов, Климат-контроля и т.д.
* Отображение текущих параметров (значения, графическое представление, схема расположения узлов)
* Чтение и стирание текущих и сохраненных кодов ошибок
* Кодирование и программирование блоков управления
* Адаптация компонентов
* Управление исполнительными механизмами
* Сброс сервисных интервалов
* Включение некоторых функций в наших автомобилях, которые заложены и не используются
* Включение новых функций которые можно использовать после проведения необходимых подготовительных работ (замены оборудования, прокладки кабелей, добавления новых блоков)
1) Оригинальный кабель Ross-Tech, с программой VCDS
Описание: Программно-аппаратный сканер VCDS ( ранее поставлялся под торговой маркой VAG-COM ) предназначен для диагностики электронных систем управления , устанавливаемых на автомобилях группы VAG ( Audi , Volkswagen , SEAT, Skoda ). Доступ ко всем системам (Двигатель, АКП, АБС , Климат-контроль, Кузовая электроника и т.п.), используемых на автомобилях VAG. С точки зрения режимов работы , сканер поддерживает все функции , доступные дилерским приборам VAG-1551, VAG -1552 , VASS-5052 , VASS-5051 (считывание и стирание кодов неисправностей, вывод текущих параметров, активация, базовые установки, адаптация, кодирование и т.п.) В настоящее данный прибор можно приобрести в официальной русифицированной версии.
Программу VCDS, можно скачать бесплатно, есть русская версия.
Совместимость: Автомобили с 1995 года, по текущее время.
Обновляется ли прошивка кабеля: Да
Особенности: Оригинальный диагностический кабель, собственно все остальные существующие версии диагностических кабель VAG-COM, это клоны кабеля именно этого производителя.
Цена: $199.00 – $299.00, за самую дешевую версию. Версия за $199.00, на 3 VIN номера, версия за $299.00 на 10 VIN номеров.
Где купить: На Официальном сайте производителя .
2) Вася диагност PRO
Описание: Русский клон кабеля Ross-Tech .Наверное самый качественный русскоязычный клон, который продается в России. По заверению производителя, сделан на качественных компонентах. Обещают поддержку и обновления.
Совместимость: Все современные авто.
Обновляется ли прошивка кабеля: Да
Особенности: Хороший, если не жалко денег. Купил по сути- и забыл о проблемах.
Программа используемая для диагностики- свой русскоязычный клон программы VCDS.
Цена: 6000 рублей. Можно найти со скидкой, за 5000 рублей.
Где купить: Здесь
3) Вася диагност 1.1
Описание: Диагностический KKL-USB адаптер применяется для диагностики по K- L- KL- линиям автомобилей Audi, Volkswagen, Skoda, Seat, ВАЗ, ГАЗ, и др., используя свободно распространяемое программное обеспечение.
Совместимость: Авто определенного года выпуска, а именно:
Audi: A2 (’00-’05); A3 (’97-’03); A4 (’95-’04); A6 (’98-’05); A8 (’94-’03); TT (’99-06′);
Volkswagen: Caddy (’96-’03); Golf (’94-’03); Lupo (’99-’06); Beetle (’98-’10’); Polo (’95-’09); Passat (’94-’05); Phaeton (’02-’06); Sharan (’96-’10); Touareg (’03-’06); Transporter (’96-’09);
Skoda: Fabia (’96-’10); Felicia (’97-’01), Octavia A4 (’97-’11); Roomster (’06-’10); Superb (’02-’07);
Seat: Almambra (’96-’10); Arosa (’97-’04); Ibiza (’96-’09); Inca (’96-’03); Leon (’96-’05).
Обновляется ли прошивка кабеля: Нет
Особенности: Не обновляемый кабель, для диагностики старых моделей авто.
Отдельная версия программы для диагностики.
Существует еще множество клонов KKL кабелей, но по сути, все похожи.
Цена: Около 1200 рублей
Где купить: Здесь
4) Белорусский Вася Диагност
Описание: ВАСЯ диагност 17.12.0 (VCDS 17.12.0) — белорусский аналог лицензионного комплекса ВАСЯ Диагност.
Совместимость: Автомобили группы VAG, произведенные в период с 1988 по 2018 год.
Обновляется ли прошивка кабеля: Нет
Особенности: Качественный не обновляемый кабель, по сути клон Вася Диагноста.
Цена: 3500-3800 рублей
Где купить: Например Здесь
4) Супер VAG
Описание: Прибор предназначен для диагностики автомобилей группы VAG начиная с первых марок и заканчивая автомобилями с шиной данных CAN и современными протоколами UDS, используемыми для диагностики. Работает через USB порт. Полное название – VCDS: это то, во что вырос VAG-COM.
Совместимость: Поддерживаются все автомобили концерна VAG, выпущенные до сегодняшнего дня:
Обновляется ли прошивка кабеля: Да
Особенности: Тоже русскоязычный клон оригинального адаптера, от другой фирмы. Как Вася диагност, только дешевле.
Цена: 4500
Где купить: Здесь
4) Многочисленные китайские клоны VCDS
Описание: Очень много всевозможных версий, разного качества. На мой взгляд, лучше всего покупать те, которые работает с программой VCDS. Если в комплекте, будет китайская программа со своим интерфейсом, то все зависит от того, насколько эту программу правильно «сделали». По отзывам, некоторые функции через такие программы, может не получиться активировать.
Совместимость: Обычно, в описании кабелей подробно написанно. Главное, не перепутать с кабелем которые работают по KKL линии(по принципу работы, аналоги Вася диагност 1.1).
Обновляется ли прошивка кабеля: Нет
Особенности: По сути, эти кабеля, можно сравнить с Белорусским Вася Диагностом. Качество разное бывает.
Цена: Около 1400 рублей, при заказе из Алиэкспресса
Где купить: Например, в этом магазине . На алиэкспрессе, десятки магазинов, торгующий одними и теми же кабелями, даже ставят одну и ту же картинку. Все зависит, от рейтинга магазина.
Приблизительная строка для поиска на алиэкспрессе: VCDS VAG COM VAGCOM HEX CAN USB Interface FOR VW AUDI Skoda Seat VAG
4) Группа адаптеров ELM327
Описание: Функциональные возможности:
— Считывает диагностические коды ошибок и расшифровывает их значение. В базе данных приведено более 3000 кодов различных ошибок;
-Производит очистку ошибок и выключает надпись «Check Engine» на приборной панели;
— Получает данные с различных датчиков в режиме реального времени, что позволяет адаптеру выполнять роль маршрутного компьютера.
Совместимость: Все протоколы OBD II, CAN.
Особенности: Это не VAG-COM, работать через VCDS и включать/ выключать функции в машине, проблематично. Устройство для базовой диагностики, считывания и сброса кодов ошибок, и например, можно писать машрут с оборотами двигателя и другими значениями.
Беспроводную версию, можно вставить в диагностический разьем, вставить и уже не вынимать.
Бывают версии работающие по USB(ПК),WI-FI(Андроид,IOS и ПК), Bluetooth(Андроид и ПК).
Цена: Около 850 рублей
Программа для использования: Программы для использования с ELM327, в отдельной статье
Где купить: Конкретно, адаптер Emitron 0001 проверен в деле, отлично работает. Можно найти еще дешевле, рублей по 400, адаптеры с Алиэкспресса.
Источник