Кабели для морских судов

Кабель для морских и речных судов — виды, характеристики и применение

Подписка на рассылку

На речных и морских судах в силовых и осветительных линиях применяется кабель судовой. Он может быть использован также для соединения элементов сигнализации и управления. Такие кабели предназначаются для неподвижной прокладки, но могут быть применены и для подсоединения к подвижным источникам тока. Они могут оснащаться как медными, так и алюминиевыми жилами. Производство с приемкой и выдачей сертификата морского и речного регистра осуществляется для всех видов данных кабелей.

Конструкция судового кабеля

Кабель судовой состоит из следующих частей:

  • токопроводящей жилы;
  • изоляции, выполненной обычно из резины;
  • внутренней оболочки;
  • защитного экрана (пленки);
  • наружной оболочки.

Сферы применения судового кабеля

Кабель судовой предназначается для использования:

  • на речных и морских судах;
  • на судах неограниченного района плавания;
  • в плавучих и береговых сооружениях;
  • в сетях управления;
  • в осветительных сетях;
  • в цепях межприборного соединения;
  • для прокладки непосредственно в морской воде.

Эксплуатация судовых кабелей

Надежная эксплуатация кабеля такого типа возможна в диапазоне температур от –45 градусов по Цельсию до +40 градусов. Если температура не меньше –15 градусов, то прокладывать кабель разрешается и без предварительного нагрева.

Когда происходит монтаж судовых проводников в труднодоступных местах, следует обращать особое внимание на то, чтобы радиус изгиба составлял как минимум три наружных диаметра. Если же осуществляется неподвижная прокладка, то следует убедиться в том, что радиус изгиба составляет как минимум пять наружных диаметров.

Читайте также:  Подбор силового кабеля для автозвука

Особенностью кабелей, применяемых на судах, является то, что они устойчивы к повышенной относительной влажности — гарантируют надежное функционирование при 100%-й влажности и температуре воздуха +35 градусов по Цельсию. Кроме того, кабель судовой способен выдержать воздействие больших ударных, вибрационных нагрузок, морской воды, дизельного топлива и смазочных масел, а также не распространяют горение.

Судовые кабели КНР

Рисунок 1. Судовой кабель КНР Существует большое разнообразие видов судовых кабелей, которые отличаются своими функциями и конструкцией.

Судовые кабели КНР (рис. 1) используются на судах речного и морского судоходства, а также на береговых сооружениях. Они эксплуатируются при напряжении до 690 В (переменного тока) до 1200 В (постоянного тока). Кроме того, они способны осуществлять передачу маломощных электрических сигналов управления, быть частью осветительных сетей, сигнализации, цепей управления и применяться для межприборного соединения. Важным эксплуатационным условием кабеля является необходимость осуществлять стационарный монтаж с гарантированной защитой от ультрафиолетовых лучей и радиации.

КНР способны выдержать гидростатическое давление до 1,96 МПа и устойчивы к негативному воздействию морской воды. Обладают огнеупорными свойствами, тем самым не распространяют горение при прокладке в пучках.

  • температура эксплуатации –40 — +45 градусов;
  • выдерживают влажность воздуха 100 %;
  • сопротивления изоляции — 100 МОм/км;
  • допустимая температура жил кабеля во время эксплуатации — не более +65 градусов;
  • срок гарантии — 5 лет;
  • время эксплуатации — не менее 25 лет.

Судовой кабель МРШМ

Рисунок 2. Судовой кабель МРШМ Кабели судовые марки МРШМ (рис. 2) могут эксплуатироваться при переменном напряжении 380 В и постоянном до 500 В. Данный вид кабельно-проводниковой продукции необходим для осуществления гибкого токоперехода и способны выдержать многократные закручивания и изгибы. Обладают хорошей устойчивостью к вибрации, акустическому шуму, одиночным механическим ударам и повышенному атмосферному давлению. Они могут выдержать продолжительное воздействие солнечного излучения, низких температур, инея, плесени, пыли и иных агрессивных сред, поэтому могут эксплуатироваться открыто на палубе или в машинном отделении.

  • выдерживают влажность воздуха 98 % при 35 градусах;
  • допустимая постоянная температура при эксплуатации не более 65 градусов;
  • допускается осуществлять монтаж при температуре не ниже –20;
  • радиус монтажного изгиба — не менее 8 диаметров;
  • сопротивление изоляции — 100 МОм/км;
  • гарантийный срок службы — 15 лет.

Судовые кабели КСОПЭнг-LS и КСОПЭПнг-HF и их характеристики

Кабели КСОПЭнг-LS и КСОПЭПнг-HF используются для стационарного монтажа на различных судах и береговых сооружениях. Они не распространяют горение, обладают пониженным выделением токсичных веществ и не образуют значительной задымленности при тлении и горении. Кабель может выдержать кратковременное погружение в смазочные масла, дизельное топливо и морскую воду. Данные кабели устойчивы к агрессивному воздействию окружающей среды и плесневых грибков. Могут выдержать давление до 20 МПа. Изоляция кабеля КСОПЭПнг-HF выполнена из безгалогенной композиции, кабеля КСОПЭнг-LS из ПВХ пластиката пониженной пожароопасности.

Источник

Кабели и провода специального назначения

Кабели судовые

В данную группу входят кабели, предназначенные для силовых и контрольных цепей на судах морского флота неограниченного района плавания, речного флота, береговых и плавучих сооружениях.

  • Кабели силовые повышенной гибкости
    КПГУ, КПГУТ
  • Кабель-трос
    КГР-7-1,2М
  • Кабели судовые с изоляцией из этиленпропиленовой резины
    КРВН-БГ, КРВЭН-БГ, КРРН, КРРЭН, КРВН, КРВЭН, НРШМ-2М
  • Кабели и провода силовые и контрольные судовые герметизированные
    КРНГ-60, КРНЭГ-60, КВДН-100, КВДНЭ-100, КЭВДН-100, КЭВДНЭ-100, КВДН-630, КВДНЭ-630, КЭВДН-630, КЭВДНЭ-630, КВДГ-250, КВДГ-630
  • Кабель судовой телевизионный с полиэтиленовой изоляцией, герметизированный
    КСТ-9Г
  • Кабель телевизионный камерный с полиэтиленовой изоляцией в поливинилхлоридной оболочке, судовой
    КТСГМ-40
  • Кабели судовые с пластмассовой изоляцией и оболочкой герметизированные
    СМПВГ-60, СМПВЭГ-60, СМПЭВГ-60, СМПЭВЭГ-60, СМПВГ-100, СМПЭВГ-100
  • Кабели судовые с изоляцией из облученного полиэтилена
    СПОВ, СПОВ-1, СПОВЭ, СПОВЭ-1,СПОЭВ, СПОЭВЭ, СПОЭВ-1, СПОЭВЭ-1
  • Кабели судовые с изоляцией из сшитого методом радиационного модифицирования полиэтилена
    СПОВН, СПОВЭН, СПОЭВН, СПОЭВЭН, СПОВ-1М, СПОВЭ-1М, СПОЭВ-1М, СПОЭВЭ-1М, СПОВН-БГ, СПОВЭН-БГ, СПОЭВН-БГ, СПОЭВЭН-БГ
  • Кабели судовые парной скрутки с изоляцией из сшитого методом радиационного модифицирования полиэтилена
    СПпОВЭН, СПпОЭВН, СПпОЭВЭН, СПпОВЭН-БГ, СПпОЭВН-БГ, СПпОЭВЭН-БГ
  • Кабели пожаростойкие
    КРКЭ-FRHF-Г-У-Ц, КРПКЭ-FRHF-Г-У-Ц, КРПЭКЭ-FRHF-Г-У-Ц

Марки, элементы конструкции и области применения

Конструктивные параметры

Кабели с резиновой изоляцией предназначены для эксплуатации при температуре окружающей среды от -40 °С до +45 °С, кабели с пластмассовой изоляцией от -50 °С до +65 °С.

Марка ГОСТ, ТУ Конструктивные особенности Область применения

Сечения жил кабелей управления, мм 2

Марка кабелей Число жил
1 2 3 4-10 4-12 4-37

В случае, если Вы не нашли информации по интересующей Вас продукции, обращайтесь на форум и Вы непременно получите ответ на поставленный вопрос. Либо воспользуйтесь формой для обращения к администрации портала.

Для справки: Раздел «Справочник» на сайте RusCable.Ru предназначен исключительно для ознакомительных целей. Справочник составлен путём выборки данных из открытых источников, а также благодаря информации, поступающей от заводов-изготовителей кабельной продукции. Раздел постоянно наполняется новыми данными, а также совершенствуется для удобства в использовании.

Список использованной литературы:

Электрические кабели, провода и шнуры.
Справочник. 5-е издание, переработанное и дополненное. Авторы: Н.И.Белоруссов, А.Е.Саакян, А.И.Яковлева. Под редакцией Н.И.Белоруссова.
(М.: Энергоатомиздат, 1987, 1988)

«Кабели оптические. Заводы-изготовители. Общие сведения. Конструкции, оборудование, техническая документация, сертификаты»
Авторы: Ларин Юрий Тимофеевич, Ильин Анатолий Александрович, Нестерко Виктория Александровна
Год издания 2007. Издательство ООО «Престиж».

Справочник «Кабели, провода и шнуры».
Издательство ВНИИКП в семи томах 2002 год.

Кабели, провода и материалы для кабельной индустрии: Технический справочник.
Сост. и редактирование: Кузенев В.Ю., Крехова О.В.
М.: Издательство «Нефть и газ», 1999

Кабельные изделия. Справочник
Автор: Алиев И.И., издание 2-е, 2004

Монтаж и ремонт кабельных линий. Справочник электромонтажника
Под редакцией А.Д. Смирнова, Б.А. Соколова, А.Н. Трифонова
2-е издание, переработанное и дополненное, Москва, Энергоатомиздат, 1990

Источник

Кабели для морских судов

В судопроектировании и судостроении закладывается не менее 1-2 % от всех затрат на судовой кабель, поэтому к выбору кабеля для судов нужно подходить ответственно с соблюдением требований морского и речного регистров и соответствующих ГОСТов.

Кабели для судов имеют свои конструктивные особенности в связи со спецификой их использования: возможность попадания морской воды, повышенная влажность, соляные туманы, давление, воздействие масел и топлива, пониженные температуры и т.д.

Конструктивно большинство марок кабеля для судов достаточно похожи: многопроволочные медные жилы, чаще всего резиновая изоляция и оболочка, разделительная синтетическая пленка. Тем не менее используемые в изоляции и оболочке материалы дают судовому кабелю определенные технические параметры и возможности эксплуатации. Согласно ГОСТ Р 54585-2011 («Электрооборудование судовое») в качестве изоляции допустимо использовать различные материалы: ПВХ, полиэтилен, этиленпропиленовой смеси, натуральную и синтетическую резину, кремний-органическую резину, фторопласт, изоляция из минералов.

В России кабели для судов продолжают производиться по ГОСТ 7866.1(2)-76, несмотря на то, что этот ГОСТ устарел и не в полной мере соответствует международным стандартам, в частности в действующем ГОСТ не заложены марки безгалогенных и огнестойких кабелей.

Проведем обзор наиболее часто используемых марок кабеля для судов

КНР – кабель для судов, используемый:
-для сетей освещения
-для силовых сетей
-для соединений в приборах
-в цепях сигнализации, управления

Категория использования: неподвижная прокладка снаружи и внутри судна.

Похожие марки: КНРУ, КНРК, КНРЭ, КНРнг-HF (безгалогенное исполнение кабеля),КНРкнг-HF

КМПВ–малогабаритный кабель для судов, имеет меньший наружный диаметр и вес по сравнению с КНР, применяется также как КНР (см. выше)

Категория использования: неподвижная прокладка снаружи и внутри судна.

НРШМ — кабель для судов неограниченного района плавания.

Используется как и КНР (см выше)

Категория использования: подключение к подвижным токоприемникам снаружи и внутри судна. Допустима неподвижная прокладка непосредственно в морской воде

Похожие марки: НГРШМ, НРШМ-Т, НРШМЭ, МРШМ, НРШМнг-FR(HF), МРШНнг-FR(HF) (огнестойкое, безгалогенное исполнение кабеля)

СПОВ — кабель для судов, предназначен для использования в тропическом климате, обладает более шиокими температурным диапазоном использования.

Используется как и КНР (см выше)

Категория использования: неподвижное подключение

СМПВГ— малогабаритный герметизированный кабель для судов.

Категория использования: для прокладки как внутри судна, так и за бортом корабля. Выдерживает гидростатическое давление до 10 МПа

Похожие марки: СМПВЭГ-60 (100), СМПЭВЭГ-60 (100)

КСТ-9Г-герметизированный кабель для судов. Используется: — для питания и передачи высокочастотных сигналов (подключение цифровой аппаратуры)
— в цепях управления и сигнализации для связи с подводными объектами судна

Категория использования: нестационарная прокладка как внутри судна, так и за бортом. Выдерживает гидростатическое давление до 63 МПа

Похожие марки: КСТГМ-40, СПВ-50 (для стационарной проклажки)

Источник

Судовые кабеля и провода: отличия от стандартных

Судовые кабеля служат для подвижной, стационарной прокладки на речном, морском флоте без ограничения плавания по береговой, плавучей конструкции в осветительной, силовой сети, связной цепи. Они отличаются от стандартных кабелей конструкцией, классификацией, базовым набором параметров, свойством и маркировкой.

Классификация судовых кабелей

Судовые кабеля делятся на виды по климатическому исполнению, конструкции, назначению, номинальному показателю рабочего напряжения и материалу изоляционной оболочки. По климатическому исполнению судовые кабеля и провода создаются для макроклиматического морского, сухопутного региона, тропического, умеренно холодного климата, влажного, сухого тропического климата. По конструкции проводники делаются из бронированных лент, панцирной оплетки, общего экрана и экрана по жилам. По назначению кабели бывают связными, контрольными, силовыми и комбинированными. По номинальному показателю рабочего напряжения есть модели постоянного, переменного тока. По конструктивному, изоляционному материалу, источники бывают фторопластовыми, полиэтиленовыми, из ПВХ или резиновыми.

Параметры и обязанности

Судовые кабеля с номинальным сечением токопроводящих жил до 400 квадратных миллиметров, количеством жил до 74 штук и кабельным парам до 38 штук. В судовых электрических сетях применяются проводники разных марок с эксплуатационными условиями, назначениями, местами прокладки.

Судовые кабеля должны отвечать технологическим условиям. Они должны быть устойчивыми в соленой воде, масле, нефтяном продукте, механически прочными при ударном сотрясении, вибрации и тряске. Проводники должны выдерживать температурное воздействие в 50 градусов, сохранять изоляционное свойство во время увеличенного уровня влажности и выдерживать ряд существенных механических воздействий с многократными резкими изгибами.

Изготовления судовых кабелей происходит из токопроводящих жильных источников, которая создается из тонких, гибких, механически прочных проволок. Жилы имеют изоляцию с синтетической, натуральной резиной. Она обладает отличной тепловой стойкостью, которая обеспечивает показатель высокого изоляционного электрического сопротивления и допускает продолжительное нагревание до 65 градусов. Защитные виды оболочек, а именно хлопчатобумажные, свинцовые, маслостойкие, резиновые источники, предотвращают механические повреждения со влажностью, попаданием влаги на изоляционные кабельные оболочки.

Судовые кабеля, которые используются в осветительной, силовой сети, выдерживают показатель напряжения до 1000 ватт постоянного с переменным током. Защитные виды оболочек, которые выполняются из резины, покрывают оплетками из меди или стали. Они необходимы от механического действия. Оплетки, сделанные из меди, обеспечивают радиоприемное экранирование.

Маркировка

Судовые кабеля имеют следующую расшифровку маркировки:

  • М — морской тип кабеля;
  • С — свинец в составе оболочки, изоляции;
  • Г — гибкость проводника;
  • Ш — тип кабеля шланг;
  • Т — телефонный проводниковый тип;
  • Э — экранированный тип кабеля;
  • П — панцирный тип оплетки из стали;
  • Р — резина в составе оболочки, изоляции;
  • Н — негорючий тип проводника;
  • К — кабель.

Судовые сети включают в себя кабели, которые имеют разное количество жил. Судовые кабеля бывают одножильными, многожильными. Вторые используются для электрических установок слабого тока. Первые применяются в более мощных установках. При трехфазном токе применяются трехжильные кабели, а при однофазном токе используются одножильные, двухжильные источники.

Популярные марки

Морские кабели, подобно другим проводникам, имеют свою маркировку. Популярными источниками являются модели КНР, КНРТ, СПОВ, НРШМ, КМПВ. КНР — проводники, не поддерживающие горение во время одиночной прокладки. КНРТ — источники, которые используются для неподвижных установок как на судах с прибрежной территорией. СПОВ — судовые кабеля, имеющие облученную полиэтиленовую оболочку и пластификатную изоляцию. Они применяются для сигнализации, управления и освещения. НРШМ используются в цепях управления, они боятся ультрафиолетовых лучей. КМПВ предназначаются для использования в сетях управления, сигнализации, имеют повышенный срок эксплуатации, стойкость к механическому воздействию.

Источник

Марка кабеля Число жил Сечение