- Вся правда о проводах (если честно, не совсем вся, но много). Журнал «Автозвук»
- О выборе акустического кабеля для звуковых колонок
- Физические характеристики аудио кабеля, влияющие на качество звуковоспроизведения
- Влияние на звуковой сигнал чистоты меди
- Влияние скин-эффекта
- Об экранирующей оплетке кабеля
- О количестве жил и их диаметре в проводах акустического кабеля
- Влияние шероховатости и покрытия проводов кабеля
- Влияние материала изоляции проводов кабеля
- Вывод
- Расчет сечения акустического кабеля для подключения звуковой колонки
- Факторы влияющие на естественность звучания аудиосистемы
- Задать вопрос автору статьи, оставить комментарий
Вся правда о проводах (если честно, не совсем вся, но много). Журнал «Автозвук»
Сохранить и прочитать потом —
Регулярно посещая несколько аудиофильских интернет-форумов, где идет активное обсуждение различных компонентов, я заметил одну явную закономерность: все, кто активно заявляет о том, что соединительные провода не могут звучать по-разному, если изготовлены из одинакового материала, никогда не опираются на результаты собственных экспериментов. Потому, что их не проводили. Их аргумент — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». А уж тема направленности проводов для них, как красная тряпка для быка. Просто так пройти не могут, обязательно поддержат своим «+1» глумящихся над «замороченными аудиофилами». Зато все защитники другого лагеря неизменно приводят результаты своих сравнительных прослушиваний. Я себя причисляю ко второму лагерю и готов поделиться своим опытом, основанным на сотнях сравнительных прослушиваний и самостоятельном конструировании соединительных проводов. Именно конструировании, потому как при своей кажущейся простоте провода являются сложной конструкцией, а нижеперечисленные элементы конструктива справедливы как для акустических кабелей, так и для межблочных. Это верно даже для питающих кабелей, разве что с небольшой поправкой на специфику применения.
Однажды, еще в то время, когда я занимался установкой аудиосистем в автомобили, зашёл в мой инсталляционный центр наш местный электрик, в советские годы работавший связистом. Увидев силовой провод 2Ga, который мы протянули в багажник автомобиля для подключения усилителя, был реально ошеломлён. Его слова: «Мы таким кабелем подключали радиостанции, вещающие на полмира». С тех самых пор у меня появилась поговорка: нельзя к такой тонкой теме, как звуковоспроизведение, подходить с законом Ома. Вернее, правда, будет сказать так: нельзя только с законом Ома.
Должен отметить, что в последнее время необходимость в качественном питании усилителей понимают даже начинающие свой путь в автозвуке. Это произошло благодаря тому, что на всех автозвуковых форумах даются рекомендации по сечению питающих проводов, а в магазинах есть в наличии комплекты для подключения усилителей с хоть и не очень толстыми проводами, но все же достаточными. А вот использовать толстые акустические провода не желает никто. При этом если новички покупают то, что им предлагают в магазинах, то звуколюбы «в теме» просто считают, что провода сечением 2,5 кв. мм вполне достаточны для любой фронтальной акустики, ведь мощность динамиков намного меньше утюга, который также подключен проводом 2,5 кв. мм. И действительно, если оперировать единственно доступной и понятной простому потребителю величиной — мощностью, то с этим и не поспоришь. Однако я берусь поспорить и даже рассчитываю этот спор выиграть (а иначе бы не брался). И буду в своей доказательной базе использовать электрические параметры, понятные и знакомые гипотетическому электрику, подходящему к звуковоспроизведению с законом Ома. Никакой эзотерики, никаких наездов, типа «раз ты не слышишь этого, значит, ты глухой. »
Итак. Электродинамическая головка по своей сути является электродвигателем переменного тока, который преобразует электрический сигнал в механические движения диффузора с возбуждением звуковых волн. Чем точнее диффузор повторяет электрический сигнал звуковой частоты, тем точнее звук, который мы слышим, будет соответствовать своему эталону, то есть живому звуку, который записали. Это всё теоретически и если не учитывать искажения электронного тракта. Для нашей нынешней темы отправной точкой будет точность механических колебаний. Фактически подвижная часть динамической головки имеет какую-то массу, а значит, имеет инерционность при колебаниях. И для того чтобы точно контролировать движения, усилитель должен иметь достаточный для этого коэффициент демпфирования (КД). Ещё часто применяют термин «демпфинг-фактор». Значение, которое далеко не все производители приводят в технических данных своих изделий. Вычислить значение коэффициента несложно, нужно сопротивление нагрузки разделить на выходное сопротивление усилителя и получить искомую цифру. Нам как раз надо это сейчас проделать. Выходное сопротивление я ни разу не встречал в декларируемых характеристиках усилителей, да и не константа это вовсе, сопротивление меняется от частоты, то есть это импеданс. Но для наших целей это непринципиально, ибо, даже если допустить погрешность в 100%, выводы, к которым мы придём ниже, не изменятся. Давайте возьмём среднестатистическое значение выходного сопротивления транзисторного усилителя — 0,02 Ом, а сопротивление нагрузки 4 Ом. Получаем коэффициент демпфирования, равный 200. Очень хорошее значение, хотя бывает и больше.
Теперь-то можно перейти непосредственно к доказательству необходимости применять толстые акустические провода. Искомый коэффициент мы получили, не учитывая сопротивления соединительных проводов, а оно таково, что его учёт в этой простейшей формуле даёт совершенно другие результаты. Пробежав по сайтам производителей кабельной продукции, я нашел значение сопротивления медного акустического кабеля сечением 2,5 кв. мм — 0,0075 Ом/м. Но это сопротивление одного проводника, а в цепи используются два, значит, умножим на 2. Обычно усилители располагают в багажнике автомобиля, и средняя длина кабеля до фронтальной акустики равна 4 м. Считаем сопротивление акустического кабеля такой длины: 0,0075 х 2 х 4 = 0,06 Ом, то есть в 3 раза больше выходного сопротивления усилителя! С учетом этого фактический коэффициент демпфирования становится равным не 200, а… считаем: 0,02 + 0,06 = 0,08, 4/0,08 = 50. Это уже малый коэффициент, а с учётом того, что современные автомобильные динамики имеют тяжёлую подвижку, становится ясно, что ни о каком разборчивом воспроизведении речь идти не может. Диффузор динамика будет «пролетать» по инерции точку остановки, так как усилитель не сможет контролировать колебания из-за большого сопротивления между ним и динамиком. А попробуем увеличить сечение акустического провода до 10 кв. мм и тем самым снизить сопротивление в 4 раза. Получаем уже совсем другие цифры: 0,06/4 = 0,015, а новое значение КД равно 114, а это в 2,3 раза лучше, чем в первом случае. Теперь понятно, что чем толще акустический кабель и чем он короче, тем лучше звучание. Это касается не только низкочастотного диапазона, на котором происходит большая амплитуда колебаний, но и средних частот, значительно выигрывающих в разборчивости. Толстые провода довольно проблематично протягивать в двери автомобиля, но такая сложность вознаграждается качественным звучанием. Опираясь на проделанные расчеты, сабвуфер просто необходимо подключать толстыми проводами, да и сделать это гораздо проще, чем протянуть провод в двери.
По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.
Самый распространенный материал для звуковых проводов — медь, это известно. Но вот качество меди может быть совершенно разным, и не в наших силах его определить, для этого необходимы дорогостоящие приборы и оборудование. Я только призываю не верить в заявленные характеристики производителями, они часто не соответствуют действительности, именно по причине невозможности проверки. Надо брать и слушать самому. Очень хорошо себя показал проводник из чистого серебра — звучание благородное, богатое обертонами и послезвучиями. Однако цена такого кабеля начинается с сотни долларов за метр, и этот факт сильно ограничивает его использование даже в дорогих системах. Нередко встречается проводник из посеребренной меди, практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток, выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медные духовые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения». Попадается также проводник из лужёной оловом меди, звучание такого провода характеризуется ярко выраженным эффектом шепелявости, звук откровенно грязен. При этом нередки случаи, когда лужёная медь выдается за посеребрённый проводник.
Диэлектриков, которые используют в качестве изоляционного материала для аудиокабелей, огромное множество, это вообще отдельная тема, которая по объёму может потянуть на десятки страниц. Постараюсь кратко охарактеризовать часто применяемые. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.
Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.
Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.
Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками
Источник
О выборе акустического кабеля для звуковых колонок
В многочисленных рекомендациях и отзывах меломанов по выбору акустического кабеля даны советы и озвучены субъективные мнения, не имеющие ничего общего с реальным положением вещей.
По мнению авторов, верящих рекламе производителей кабеля, на качество звука существенно влияет чистота и структура кристаллов меди, внешнее покрытие проводов, шаг скрутки и количество жил, материал изоляции и многое другое, что не подтверждено математическими расчетами. Физика наука точная и голословные утверждения не являются доказательством.
Физические характеристики аудио кабеля, влияющие на качество звуковоспроизведения
Рассмотрим степень влияния на качество аудио кабеля чистоты меди жилы, скин-эффекта, экранирующей оплетки, шероховатости, покрытия жил и изоляции.
Влияние на звуковой сигнал чистоты меди
Согласно ГОСТ 859-2001 для изготовления проводов кабелей используется медь чистотой более 99%, в которой максимальная доля примесей в худшем случае не превышает 1%, что практически не влияет на ее проводимость.
Таблица чистоты электротехнических марок меди | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Марка меди | М00 | М0 | М0б | М1 | М1р | М2 | М2р | М3 | М3р | М4 |
Содержание меди, % | 99,99 | 99,95 | 99,97 | 99,00 | 99,00 | 99,70 | 99,70 | 99,50 | 99,50 | 99,00 |
Присутствующий в меди кислород обладает вентильным эффектом, работает как диод, выпрямляя синусоиду. В бескислородной меди марки М0 количество кислорода не превышает 0,001%. В раскисленной марки М1 – 0,01%, что теоретически может добавлять нелинейные искажения в звуковой сигнал не более, чем на эту величину.
На практике вносимые искажения многократно меньше, так как диоды шунтируются чистой медью. Таким образом, наличие кислорода в меди не влияет на естественность звучания.
Для справки. Ученые В. М. Большов и В. И. Гукин установили, что человеческое ухо не фиксирует нелинейные искажения величиной менее 3%.
Влияние скин-эффекта
При прохождении переменного тока через проводник вокруг него возникает переменное электромагнитное поле, которое создает электрическое индукционное поле, нелинейно взаимодействующее с электромагнитным полем. В результате плотность тока от центра оси провода смещается к его поверхности. Это поведение переменного тока назвали скин-эффектом.
Скин-эффект начинает проявляться на частотах более 100 Гц в проводах сечением более чем 0,75 мм 2 . Таким образом на низкие частоты (басы) влияния не оказывает. С увеличением частоты начинается плавное проявление скин-эффекта, и на частоте 20 кГц потери увеличиваются до 0,25 дБ, что заметить практически невозможно. Но даже если имеется идеальный слух, то всегда можно скомпенсировать потери в высокочастотном диапазоне с помощью эквалайзера.
На проводах сечением менее 0,75 мм 2 скин-эффект в звуковом диапазоне отсутствует. Поэтому, для получения кабеля без скин-эффекта для подключения звуковых колонок к усилителю, например, сечением 1,5 мм 2 , достаточно свить два изолированных провода сечением 0,75 мм 2 . Так делают многие производители аудиокабелей.
Об экранирующей оплетке кабеля
Применяемая в дорогостоящих аудио кабелях экранирующая оплетка из цветных металлов не защищает от низкочастотных электромагнитных полей, а высокочастотные поля, от которых экранирование может защитить, в нормальных условиях создают ЭДС в проводах кабеля величиной несколько микровольт.
Уровень влияния такого поля составляет сотые доли дБ, что услышать, даже когда сигнал на колонки не поступает, невозможно.
О количестве жил и их диаметре в проводах акустического кабеля
Количество и сечение жил в проводах кабеля на качество звука не влияет. Чем больше жил и меньше их диаметр, тем эластичнее будет кабель. Вопрос актуален для случая, если необходимо часто транспортировать аудиосистему и свивать кабель.
Влияние шероховатости и покрытия проводов кабеля
Согласно Закону Ома, сила тока в замкнутой цепи зависит только от ее сопротивления, поэтому даже большая шероховатость проводов снизит на 0,1% сечение провода, что практического влияния не окажет.
Покрытие проводов благородными металлами оправдано только для снижения влияния скин-эффекта на частотах выше 100 кГц. Поэтому для аудио кабеля значения не имеет. Изоляционное покрытие вполне справляется с защитой меди от внешних воздействий. Оправданным может быть покрытие только клемм на концах проводов.
Влияние материала изоляции проводов кабеля
Любые электрические провода, в том числе и для подключения звуковых колонок, для защиты от короткого замыкания и внешних воздействий окружающей среды покрываются изоляцией. Изоляция делается из диэлектрического материала и в прохождении тока по кабелю участия не принимает. Так как напряжение, подаваемое с усилителя на колонки, не превышает сотни вольт, то материал изоляции значения не имеет.
Вывод
Качество акустического кабеля определяется только его поперечным сечением. Чистота и структура кристаллов меди, внешнее покрытие проводов, шаг скрутки, сечение жил в проводе и их количество, материал изоляции – практически не оказывает влияние на естественность воспроизведения музыкальных произведений.
При недостаточном сечении проводов часть мощности будет рассеиваться на них и в моменты максимальной громкости низкие частоты (басы) будут звучать без искажений, но несколько тише, потому что в общей звуковой мощности они составляют более 70%.
Расчет сечения акустического кабеля для подключения
звуковой колонки
Согласно рекомендациям, сопротивление провода для подключения звуковой колонки не должно превышать 5% ее сопротивления. В таблице представлено максимально допустимое сопротивление проводов кабеля в зависимости от величины сопротивления звуковой колонки.
Допустимое сопротивление кабеля для подключения звуковой колонки | |
---|---|
Сопротивление колонки, Ом | Сопротивление проводников, Ом |
1,0 | 0,05 |
2,0 | 0,1 |
4,0 | 0,2 |
8,0 | 0,4 |
16,0 | 0,8 |
При расчете следует учесть, что общее сопротивление кабеля будет в два раза больше, так как он состоит из двух проводников. Чем сопротивление кабеля меньше, тем лучше.
Метр длины медного провода любого сечения имеет известное сопротивление. Поэтому зная допустимое сопротивление кабеля и его длину по таблице можно выбрать подходящий.
Сопротивление медного кабеля звуковой колонки в зависимости от его длины | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Диаметр мм | Сечение мм 2 | Сопротивление, метр×Ом | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
0,25 | 0,05 | 0,35 | 0,70 | 1,05 | 1,40 | 1,75 | 2,10 | 2,45 | 2,80 | 3,15 | 3,50 |
0,50 | 0,20 | 0,09 | 0,18 | 0,26 | 0,35 | 0,44 | 0,53 | 0,62 | 0,70 | 0,79 | 0,88 |
0,80 | 0,50 | 0,04 | 0,08 | 0,12 | 0,16 | 0,20 | 0,23 | 0,27 | 0,31 | 0,35 | 0,39 |
1,0 | 0,79 | 0,022 | 0,04 | 0,07 | 0,09 | 0,11 | 0,13 | 0,15 | 0,18 | 0,20 | 0,22 |
1,5 | 1,77 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,10 |
2,0 | 3,14 | 0,0055 | 0,011 | 0,017 | 0,022 | 0,027 | 0,033 | 0,038 | 0,044 | 0,049 | 0,055 |
2,5 | 4,91 | 0,0035 | 0,007 | 0,011 | 0,014 | 0,018 | 0,021 | 0,025 | 0,028 | 0,032 | 0,035 |
3,0 | 7,07 | 0,0007 | 0,0014 | 0,0021 | 0,0028 | 0,0035 | 0,0042 | 0,0049 | 0,0056 | 0,0063 | 0,0077 |
Например, нужно выбрать кабель длиной 2 метра для подключения звуковой колонки сопротивлением 4 Ома. Из таблицы «Допустимое сопротивление кабеля для подключения звуковой колонки» определяем, что сопротивление проводов кабеля не должно превышать 0,2 Ом. Кабель имеет два провода, значит, значение нужно поделить на два, получается 0,1 Ом. В столбце 2 метра подходящим значением является 0,08 Ом, перемещая взгляд влево по горизонтали видим, что подойдет кабель с сечением провода 0,5 мм 2 (диаметр 0,8 мм).
Как видите, по вышеприведенным таблицам выбирать сечение провода для динамика неудобно. Поэтому обе таблицы были сведены в одну, что позволит быстро и безошибочно выбрать кабель.
Таблица выбора сечения акустического кабеля в зависимости от сопротивления звуковой колонки | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сопротивление колонки, Ом | Сечение провода (мм 2 ) в зависимости от длины кабеля (м) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | 0,68 | 1,36 | 2,04 | 2,72 | 3,40 | 4,08 | 4,76 | 5,44 | 6,12 | 6,8 | 7,5 | 8,2 | 8,8 | 9,5 | 10,2 |
2 | 0,35 | 0,70 | 1,05 | 1,40 | 1,75 | 2,10 | 2,45 | 2,80 | 3,15 | 3,35 | 3,85 | 4,2 | 4,5 | 4,9 | 5,2 |
4 | 0,18 | 0,36 | 0,54 | 0,72 | 0,90 | 1,08 | 1,26 | 1,44 | 1,62 | 1,8 | 2,0 | 2,2 | 2,3 | 2,5 | 2,7 |
8 | 0,09 | 0,18 | 0,27 | 0,36 | 0,45 | 0,54 | 0,63 | 0,72 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
16 | 0,04 | 0,08 | 0,12 | 0,16 | 0,20 | 0,24 | 0,28 | 0,32 | 0,36 | 0,40 | 0,44 | 0,48 | 0,52 | 0,56 | 0,60 |
Теперь достаточно по сопротивлению динамика узнать необходимое сечение провода в столбце длины кабеля. Например, для подключения звуковой колонки сопротивлением 4 Ом, удаленной от усилителя на 3 метра понадобится кабель с сечением провода 0,54 мм 2 .
ГОСТ 22483-2012 предписывает стандартный ряд сечений проводов кабелей для производителей и провод выбранного сечения в продаже может отсутствовать.
Таблица стандартных сечений электрических проводов по ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стандартное сечение жил провода, мм 2 | 0,12 | 0,20 | 0,35 | 0,50 | 0,75 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 4,0 | 6,0 | 10 | 16 | 25 |
Диаметр, мм | 0,39 | 0,50 | 0,35 | 0,67 | 0,98 | 1,13 | 1,38 | 1,78 | 2,26 | 2,76 | 3,57 | 4,51 | 5,64 |
Поэтому решил сделать таблицу, с помощью которой выбор сечения провода для акустического кабеля можно сделать с учетом стандартного ряда сечений.
Таблица выбора стандартного сечения акустического кабеля | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сопротивление колонки, Ом | Стандартное сечение провода (мм 2 ) в зависимости от длины кабеля (м) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | 0,75 | 1,5 | 2,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
2 | 0,35 | 0,75 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
4 | 0,2 | 0,5 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 4,0 |
8 | 0,12 | 0,2 | 0,35 | 0,35 | 0,5 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
16 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,2 | 0,20 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,75 | 0,75 | 1,0 |
Выбирается сечение провода по этой таблице, так же, как и с помощью предыдущей, только в результате вы получите сразу стандартное значение.
Онлайн калькулятор для вычисления сечения провода по диаметру | |
---|---|
Введите диаметр провода, мм: |
Если у вас есть в наличии отрезки медного кабеля достаточной длины, то можно узнать, подойдет ли он для использования в качестве акустического.
Онлайн калькулятор для расчета диаметра провода кабеля по сечению | |
---|---|
Введите величину сечения провода, мм 2 : |
Сечение провода измерять приборами невозможно, но его можно вычислить по диаметру, измеренному штангенциркулем или микрометром.
Онлайн калькулятор для определения сечения многожильного провода | |
---|---|
Введите диаметр одной жилы, мм: | |
Количество жил в проводе: |
Для акустического кабеля подойдет любой многожильный медный провод для электропроводки. Для того, чтобы узнать сечение многожильного провода необходимо определить сечение одной проволочки сосчитать число и умножить сечение одной проволочки на их количество.
Факторы влияющие
на естественность звучания аудиосистемы
Стоит отметить, что акустический кабель является предпоследним звеном в цепи, которое влияет на качество звука.
Если хотя бы одно из устройств в цепи – источник сигнала, усилитель, кабели или звуковые колонки по своим характеристикам не обеспечит Hi-Fi, то параметры других устройств не будут иметь значения.
Качество работы всей аудиосистемы будет определяться устройством с худшими техническими характеристиками.
В заключение о самом главном – помещении для прослушивания музыкальных произведений. Даже имея в распоряжении самую лучшую Hi-Fi или даже Hi-End звуковоспроизводящую аппаратуру невозможно добиться естественного звука в не приспособленном для этих целей помещении.
Звук распространяется волнами за счет изменения плотности воздуха динамиком со скоростью 334 метра в секунду, как и световые волны. От твердых поверхностей, как световой луч от зеркальных, звуковая волна отражается, но хорошо поглощается пористыми.
Если аудиосистема размещена в помещении, в котором большая часть поверхностей твердая (стены, пол, потолок, мебель) то возникают такие явления как реверберация (эхо в горах), резонансные волны (моды), аксиальные резонансы, которые создают пики и провалы в частотной характеристике излучаемого колонками звукового сигнала.
Таким образом получить естественное звучание в помещениях даже значительных по объему, в которых большая часть поверхностей твердая, без покрытия звукопоглощающим материалом невозможно.
Поэтому перед покупкой дорогостоящей аудиотехники стоит задуматься, подходит ли помещение, в котором планируется ее размещение.
Меня всегда удивляют рассуждения о качестве звука в автомобиле. Салон автомобиля объемом пару кубометров на половину состоит из ветровых стекол и пластмассовых панелей, которые отлично отражают звуковые волны. Поэтому естественным звук в салоне автомобиля не может быть по определению. Любая китайская аудиосистема в авто будет работать с таким же успехом, как и брендовая по цене в десятки раз дороже.
То же самое относится и к помещениям в квартире. Существенно можно улучшить звуковоспроизведение, если в комнате будет установлена мягкая мебель, а стены и полы покрыты коврами, окна завешаны плотными шторами.
Истинные аудиофилы и меломаны знают это, и чтобы насладиться естественным звучанием отправляются в концертный зал или оперный театр, где шепот артиста на сцене слышен без усиления в любой точке зала.
Задать вопрос автору статьи, оставить комментарий
Добрый день!
Спасибо за то, что простым языком объяснили как подбирать сечение медного кабеля, на основании длинны и сопротивления катушки динамика.
У меня вопрос: как известно, на разных частотах воспроизведения импеданс катушки динамика разный. Следовательно, чтобы не было потерь на проводах надо учитывать импеданс на максимальном его значении для динамика, или это уже не имеет значения и можно пользоваться табличкой, отталкиваясь от сопротивления катушки в состоянии покоя.
Иными словами, будет ли реактивное сопротивление, возникающее при работе динамика (а оно может доходить и до 50 Ом — это мой опыт, полученный через аудиотестер, программка такая) влиять на проводимость кабеля, или нет?
Если да, то, наверное, целесообразно смотреть кривые импеданса динамика, либо закидывать динамик через шнурок в аудиотестер, либо сразу считать, что импеданс всех динамиков может достигать 50 Ом, следовательно, из этого исходить и кидать на динамики мегапровода.
Спасибо.
Здравствуйте, Александр!
Спасибо за оценку статьи. Сечение провода для подключения акустических колонок к усилителю уже учитывает реактивное сопротивление в достаточной степени и поэтому на это не стоит обращать внимание.
В дополнение, при увеличении импеданса катушки динамика через нее будет протекать ток меньшей величины, поэтому выбранное сечение по активному сопротивлению катушки, которое всегда меньше реактивного, обеспечит качество звука. А потери сигнала за счет индуктивности коротких проводов, с помощью которых подключается звуковая колонка к усилителю, на звуковых частотах близки к нулю.
Добрый день!
В статье нет ни слова о подводимой мощности к динамику. Очевидно, что чем больше мощность, тем большего сечения потребуется кабель. Как соотнести номинальную/пиковую мощность динамика (колонки) с сечением кабеля?
Здравствуйте, Юрий!
Сечение провода зависит напрямую от величины тока, так как величина мощности – это произведение напряжения на величину тока. А величина напряжение на сечение провода никак не влияет.
В таблице приведено сечение для проводов, которое обеспечит допустимые потери тока при максимально возможной мощности динамиков или колонок.
Например, для динамика (звуковой колонки) сопротивлением 4 Ом при длине провода 2 метра по таблице в статье подходит провод сечением не менее 0,5 мм 2 . Такой провод выдержит ток до 5 А и при выходном напряжении усилителя 100 В допустимая мощность составит: 100Вх5А=500Вт. Я сомневаюсь, что на практике на динамик будет подаваться хотя бы половина такой мощности, даже в пиковом режиме.
В дополнение в рассмотренном примере не учтено реактивное сопротивление колонки (сопротивление переменному току), которое будет всегда больше активного и поэтому допустимая передаваемая мощность по этому проводу будет всегда еще большей.
Стоит заметить, что с увеличением длины сечение увеличивается, что позволит подводить при допустимых потерях еще большую мощность.
С учетом того, что подавляющее число меломанов хорошо разбирается в музыке и поверхностно в электротехнике, я не стал в статье широко рассматривать техническую сторону вопроса. Главной моей задачей было доходчиво развеять миф о незаменимости специальных акустических проводов и помочь любителям музыки выбрать дешевый провод для подключения акустических систем.
Источник