Провода для радио: какие провода подходят для радиоустановок?
Провода для радио или радиочастотные кабели необходимы для соединения приемных, передающих антенн с приемными, передающими устройствами радиостанций, телевизионных станций. Они необходимы для электросоединения разных радиочастотных установок с межприборными, внутриприборными, монтажными устройствами, которые работают на частотах, превышающих один мегагерц.
Провода для радио или радиочастотные кабели необходимы для соединения приемных, передающих антенн с приемными, передающими устройствами радиостанций, телевизионных станций. Они необходимы для электросоединения разных радиочастотных установок с межприборными, внутриприборными, монтажными устройствами, которые работают на частотах, превышающих 1 МГц.
Особенности проводов для радио
Провод для радио по своему изоляционному исполнению бывает представлен с воздушной, полувоздушной изоляцией. Их особенностями служит сравнительно короткие промежутки, конструктивная гибкость и передача значительной мощности. Радиочастотные кабели обладают коаксиальной конструкцией, внутренними и внешними токопроводящими жилами, которые поделены тем или иным изоляционным видом. При этом внутренний проводник может быть представлен в разной конструкции.
По своей конструкции провод для радио состоит из медной или биметаллической жилы, сталемедной проволоки. Жилы имеют луженую, посеребрянную, однопроволочную, многопроволочную структуру. Изоляция коаксиальных кабелей накладывается концентричным способом. Поверх проводника накладывается ПЭ, ПВХ, резиновая оболочка. На некоторых кабелях представляется защита из стекловоколонной оплетки, кремнийорганического лака.
Применение, классификация провода для радио
Проводом для радио называется коаксиальный кабель. Помимо радио, он применяется в следующей системе:
- антенной;
- сигнализационной, автоматизационной;
- вещательной, связной;
- автоматизированной системе управления;
- системе видеонаблюдения;
- военной технике.
Есть кабели для передачи низкочастотных сигналов. В них оплетка служит экраном. Они обладают ограниченным применением, а волновое сопротивление не нормируется. Дома коаксиальные провода используются для подключения телевидения.
Есть различные классификации коаксиальных кабелей. Проводники делятся на виды по диаметру изоляции, типу экранирования, волновому сопротивлению. По изоляционному диаметру, провода для радиоустановок бывают субминиатюрными (до 1 квадратного миллиметра), миниатюрными (от 1 до 3 квадратных миллиметров), среднегабаритными (от 3 до 11,5 квадратных миллиметров) и крупногабаритными (свыше 11,5 квадратных миллиметров). Экран на таких проводниках может иметь луженую оплетку, металлическую трубку, однослойную оплетку, многослойную оплетку. По волновому сопротивлению есть материалы на 50, 75, 100, 150 и 200 Ом.
Марки
Провода для радиоустановок РПШ , РПШМ , РПШЭ , РПШЭМ необходимы для работы при переменном напряжении в 380-3000 Ватт при температуре от 40 до 60 градусов, 98% относительной влажности. Монтаж их производится без специального прогрева при температуре до -15 градусов. Указанные виды кабелей подходят для различных агрегатов. Они подают электрическую энергию не только к радиоустановкам, но и электрическим двигателям, трансформаторным установкам и электрическим приемникам.
В список других проводов для радио причисляются одножильные проводники с хлопчатобумажной изоляционной обмоткой ПБО, ПБД, ПБТ, с хлопчатобумажной оплеткой ПБОО. Туда входят провода с шелковой обмоткой ПШО, ПШД, нормальной, лакостойкой эмалью и повышенным качеством ПЭ, ПЭЛ, проводники с теплостойкой эмалью ПЭТ. Популярными проводниками для радиоустановок являются провода с эмалированной изоляцией и хлопчатобумажной обмоткой ПЭБО, ПЭБД. Распространенными источниками считаются монтажные провода с виниловой, хлопчатобумажной обмоткой ПВМ, ПМОВ.
Указанные выше проводники переносят температуру в -30-45 градусов, имеют одножильную, многожильную структуру и служат оптимальными для работы источниками. Такие кабели можно прокладывать в грунте, коллекторе, по стене и подвеске. Перед прокладкой владельцу проводника необходимо знать особенности его прокладки. В помещениях нельзя укладывать кабель в один короб со штробой электрификации, поскольку тогда появятся различные виды частотных помех. Выбирая кабель, также следует его отличать от телефонного, смотреть на его свойства и технические параметры. Обязательно изучать способ прокладки, экранирование и показатель сопротивления.
Источник
Как запитать радиостанцию в автомобиле
По просьбам трудящихся выкладываю короткую статью по правилам подключения аппаратуры связи гражданского диапазона (и не только) в автомобиле. Написать этот небольшой обзорный материал нужно было бы раньше, да и информации, в общем-то, достаточно, но все не доходили руки.
В принципе, все просто, но соблюдение нижеописанных правил позволит Вам получить максимум от выбранной и установленной аппаратуры связи. Избежать потенциально возможных проблем, вроде сильного ухудшения связи по причине наводок со стороны бортовой сети автомобиля. Вся информация лично проверена на практике.
Общие принципы
Схематически, способ запитки от бортовой сети рации и усилителя представлен на рисунке ниже (спасибо ci-bi.com ), рисунок я несколько изменил и сделал более общим, но придумывать что-то более подробное смысла нет, иллюстрация отличная.
Красным и черным цветом показаны провода питания рации и усилителя. Голубым – ВЧ кабели соединяющие антенну и усилитель, усилитель и рацию.
- Питание радиостанции должно осуществляться от аккумулятора автомобиля отдельным проводом. Тянем от аккумулятора только один плюсовой провод, минус тянуть не нужно. На протянутый провод рядом с аккумулятором устанавливаем предохранитель, чтобы в случае не запланированного замыкания плюсового провода на массу не произошло его возгорание и соответственно пожар в машине. Штатный предохранитель радиостанции при этом ликвидировать не нужно. Номинал подкапотного предохранителя выбираем из рекомендаций ниже.
- Минус радиостанции подключаем непосредственно к кузову в месте установки проводом минимальной длины. Масса должна быть надежной, это важно. Идеально использовать для этого какие-нибудь шпильки вваренные в кузов.
- Допускается подключение радиостанции и усилителя к аккумулятору двумя проводами (плюс и минус). При этом нужно помнить, что длина проводов в этом случае должна быть одинакова и на минусовую клемму рядом с аккумулятором тоже необходимо установить предохранитель. Плюсовой и минусовой провода необходимо свить вместе, получив витую пару. Но такой метод более трудо- и материально-затратен и если Вы уверены в надежности бортовой сети своего автомобиля и его кузов не представляет собой гнилое, дырявое ведро, то лучше избрать классический способ подключения.
- Усилитель, если планируется его использование необходимо запитывать точно также как и радиостанцию (плюс с аккумулятора, минус с кузова). Можно использовать тот же самый провод от аккумулятора, однако сечение его должно быть больше чем для питания одной лишь радиостанции, конкретные цифры ниже.
- Для управления усилителем, если он установлен в труднодоступном месте, в цепь его питания можно включить реле для оперативного включения/выключения. Для этого можно использовать обычное реле стартера от автомобилей ВАЗ или ГАЗ, рассчитанное на ток 20-40А. Распиновка и способ подключения такого реле показана на рисунке.
Выбор сечения проводов и номиналов предохранителей для питания рации и усилителя
Провода лучше всего использовать медные, многожильные типа ПВ-3 и им подобных.
- Радиостанция, без усилителя. Длина питающего провода менее 2,5 м – 1 мм.кв, если длина более 2,5 м, то – 1,5 мм.кв, подкапотный предохранитель 5-10А.
- Радиостанция, с усилителем 100 ватт (KL203, КП101-12, 747). Длина питающего провода менее 2,5 м – 1,5мм.кв, более 2,5 м – 2,5 мм.кв. подкапотный предохранитель 15-20А
- Радиостанция, с усилителем 150-200 ватт (SG200, KL300, KL400). Длина питающего провода менее 2,5 м – 3 мм.кв, более 2,5 м – 4 мм.кв, подкапотный предохранитель 25-30А.
- Радиостанция, с усилителем 280-400 ватт (SG400, KL500, 797). Длина питающего провода менее 2,5 м – 4,5 мм.кв, более 2,5 м – 6 мм.кв, подкапотный предохранитель 40-50А.
Предохранитель у аккумулятора лучше всего использовать флажковый, как во всех современных автомобилях. Найти их не сложно, равно как и колодки к ним.
В случае использования предохранителей 40-50А, лучше всего использовать предохранители для питания авто акустики. Хорошо зарекомендовали себя предохранители больших номиналов с держателями в виде колб.
Питания радиостанции и усилителя одним или двумя проводами?
Поскольку существует несколько мнений на счет правильности подключения, одним или двумя проводами, то от себя скажу, что, в принципе, возможны оба варианта. Но в каждом конкретном случае нужно принимать решение исходя из особенностей конкретного автомобиля. Иногда проблемы с помехами и саовозбуждениями не удается решить при помощи одной схемы подключения и тут может помочь альтернативная.
Преимущества подключения только одним проводом к АКБ
- Тянем только один провод от аккумулятора.
- Используем только один предохранитель у аккумулятора.
- Нет проблем с отключением массы от АКБ, при таком подключения не образуется петля заземления через антенный кабель.
- Такое подключение не чувствительно к синфазными помехам, а противофазные замечательно давятся встроенным в радиостанцию фильтром.
Недостатки подключения только одним проводом к АКБ
- Иногда, особенно на ржавых кузовах сильно б/у автомобилях и в некоторых других случаях, когда кузов автомобиля не может служить полноценным проводником постоянного тока возможны всякие спецэффекты. В этом случае лучше использовать альтернативную схему подключения минуса непосредственно к АКБ.
Преимущества подключения двумя проводами к АКБ
- Проистекают из недостатков подключения минусового провода к кузову. При использовании двух проводов мы изолируемся от дефектов и особенностей проводимости кузова конкретного автомобиля.
Недостатки подключения двумя проводами к АКБ
- При правильно установленной антенне, на честной массе, и отключении массы, например выключателем массы от АКБ образуется земляная петля, и если забыть включить массу, то при попытке завести двигатель весь стартерный ток потечет через оплетку кабеля антенны.
- Необходимо устанавливать дополнительный предохранитель, на провод, идущий к минусовой клемме аккумулятора.
- Необходимо тянуть второй провод к АКБ
- При таком подключении образуется земляная петля между аккумулятором и радиостанцией, обладающая своей резонансной частотой и при неблагоприятных условиях вполне способная собирать помехи с бортовой сети и окружающего пространства.
И помните, правильное питание – залог корректного функционирования аппаратуры. Некоторые станции очень капризны в отношении правильного и стабильного питания, пример тому MegaJet MJ-555, которая при недостаточном напряжении будет глючить. Кроме того, правильно запитанное оборудование связи в гораздо меньшей степени подвержено помехам которые способна генерировать бортовая сеть автомобиля и прочее оборудование, вроде китайских зарядников, блоков питания дешевых регистраторов и прочий электронный хлам в который китайцы в целях экономии не поставили соответствующие фильтры ради удешевления. Но это тема для отдельной статьи.
Источник
Как выбрать кабель для антенны рации?
Для обеспечения надежной работы автомобильной радиостанции крайне важна ее правильная установка, подключение к антенне и питанию. Решить эти задачи можно лишь с использованием кабеля-волновода.
Кабель для антенны рации должен иметь строго определенную длину, причем эта длина должна быть минимальной для обеспечения соединительной линии от рации до антенны. Чем больше его длина, тем сильнее в нем затухает сигнал. Этот параметр должен быть кратным показателю длины волны, деленному на показатель удвоенной диэлектрической проницаемости изоляции. Стандартная длина – в пределах от 3,6 до 4 метров. Если радиостанция подключается к питанию от прикуривателя, ее необходимо расположить таким образом, чтобы длина кабеля была достаточной.
При монтаже кабель волнами или прямой линией без колец или натяга прокладывают по кабине или под обшивкой. Складывать его вокруг антенны кольцами или в бухту запрещается. Если при присоединении антенны к станции возник избыток кабеля, его можно отрезать, но лишь при условии, что вы сумеете грамотно зачистить и распаять разъем PL 259. Другой вариант – приобрести антенну с уже распаянным разъемом на конце кабеля.
Кабель для раций – это, как правило, коаксиальный высокочастотный кабель RG 58/U. При желании ничто не мешает брать более дорогостоящие кабели 50 Ом, однако особого смысла в этом нет, поскольку при малых длинах на частотах 27 МГц различия в затухании будут практически незаметны. Исключением являются судовые антенны, для которых чаще всего применяется специальный сертифицированный кабель RG 213, отличающийся повышенной влагоустойчивостью и изгибостойкостью.
Важно, чтобы кабель имел хорошую экранировку, в противном случае облучение ВЧ энергией может навредить здоровью пассажиров и внести помехи в электронику автомобиля.
Отдельно скажем несколько слов о подключении антенны к рации. Обязательно обратите внимание, чтобы кабель был оборудован предохранительным элементом с сечением, соответствующим потребляемому току. Если в комплекте со станцией используются мощные усилители, то предохранитель и сечение кабеля должны подбираться в соответствии с величиной потребляемого тока. Подключение в этом случае осуществляется одним кабелем.
Плюсовое питание трансивера берут отдельным кабелем с клеммы аккумулятора. Заземление радиостанции подключается максимально коротким кабелем непосредственно к кузову машины при помощи винта или болта.
Источник