Аудио кабеля
Качественные кабели сохраняют динамичный, точный звук оригинальной записи. Даже хорошие кабели не могут улучшить или расширить, то качество звука, которое записано на диске. Зато некачественные кабели могут фактически ограничить частоту, вследствие чего звук будет плоским и не живым. Поэтому при покупке аудио кабелей вам подойдут:
— Кабели, центральный проводник которых состоит из бескислородной меди (OFC), так как они почти гарантируют отсутствие потерь сигнала.
— Лучшее экранирование, которое вы сможете найти – это кабели, которые включают в себя два отдельных экрана – один из плетеной меди для защиты от радиопомех, и один из фольги для защиты от электромагнитного поля. Это поможет защитить сигнал от шума и загрязнения.
— Хорошие разъемы, которые обеспечивают постоянный контакт высокого давления с гнездами приемника. Если кабели, которые вы выбираете, имеют металлические штекеры, то стоит обратить внимание на наличие позолоты для предотвращения коррозии и надежной поддержки высококачественного сигнала.
Цифровое аудио соединение
Это соединение должно быть у вас в приоритете, когда речь заходит о звуке. Как правило, оно обеспечивает лучшее качество аудио, в том числе и способность, воспроизводить объемный звук. Ниже мы привели три основных типа цифровых аудио кабелей.
• Что делает HDMI (High-Definition Multimedia Interface)? Этот вид кабеля может проводить видео и аудио высокого разрешения, при этом вся информация переносится всего по 1 кабелю. В нем используется 19-контактный разъем для передачи цифровых аудио и видеосигналов между компонентами, устраняя угрозу потери качества звука, вызванную цифро-аналоговыми преобразованиями и обратными преобразованиями. Этот кабель, способен передавать объемный звук и поддерживает до 8 каналов супер высококачественных звуковых дорожек «без потерь», включая все последние аудио форматы с высокой разрешающей способностью от Blu-ray, например, такие как TrueHD Dolby и DTS HD™ Master Audio.
• Когда его использовать? Всякий раз как вы подключаете источник высокого разрешения к домашнему кинотеатру, например Blu-Ray плеер, кабельное или спутниковое телевидение высокого разрешения, или игровую консоль.
• На что нужно обратить внимание? Плотность кабелей HDMI невероятно велика, поэтому длина каждой скрутки провода должна быть в пределах 1/20,000 дюйма, чтобы гарантировать правильное отображение сигнала. Все кабели созданы с использованием различных материалов и методов, и особенно важно найти сертифицированный HDMI кабель, который будет передавать сигнал гарантированно качественно. Помните, что HDMI за все время своего существования претерпел несколько изменений, в том числе изменения аудио характеристик. Убедитесь, что ваш кабель соответствует стандартам HDMI.
Оптический кабель
• Что он делает? Оптический кабель передает цифровой аудио сигнал, как световой импульс. Также как и коаксиальный (о нем мы поговорим ниже) он проводит объемный звук с поддержкой 5.1 каналов, но не может проводить аудио форматы с высоким разрешением с Blu-Ray дисков. На сегодняшний день аппаратура с оптическим соединением более популярна, чем с коаксиальным.
• Когда его использовать? Оптический и коаксиальные цифровые кабели стоят на втором месте после HDMI. Почти все телевизоры высокой четкости имеют оптический разъем для воспроизведения аудио Dolby Digital с трансляцией выхода на ваш ресивер. Вы также найдете оптические разъемы на проигрывателях компакт-дисков, кабельных\спутниковых модуляторах, DVD-плеерах и проигрывателях домашних кинотеатров.
• На что стоит обратить внимание? Так как они используют импульсы света, вместо электрических импульсов для передачи звукового сигнала, то оптические кабели практически невосприимчивы к помехам. Тем не менее, все еще важно приобрести качественный кабель, так как он может уменьшить «дрожание» — небольшие изменения в синхронизации цифровых сигналов, которые могут вредить качеству звука. Хорошие оптические кабели также обычно имеют более плотные разъемы для дополнительной прочности.
Коаксиальный кабель
• Что он делает? Цифровой коаксиальный кабель напоминает стандартные аналоговые RCA кабели, однако, следует избегать стандартных аудио соединений для передачи коаксиального цифрового сигнала. Этот вид кабелей разработан специально для передачи цифрового сигнала и обеспечивают сопротивление около 75 Ом, более широкий диапазон частот и превосходную передачу сигнала. Как и оптический, он также поддерживает объемный звук и может передать только 5.1-канальное аудио. Качество звука, передаваемое коаксиальными и оптическими кабелями примерно одинаковое, хотя многие любители чистого звука отдают предпочтение коаксиальному кабелю для подключения высокопроизводительных компонентов.
• Когда его использовать? Цифровой коаксиальный кабель, на ровне с оптическим, делят второе место после HDMI. Хотя коаксиальные соединения используются не так часто, как оптические, но, все же, это отличный способ получить объемный звук с DVD-плеера или Кабельного ТВ на ресивер.
• На что стоит обратить внимание? Когда вы будете смотреть характеристики, убедитесь, что у кабеля есть импеданс на 75Ом. Также необходима медная оплетка, а не алюминиевая, так как она лучше проводит сигнал и обеспечит большую производительность, и более безопасна для Вас согласно http://www.medkrug.ru.
Аналоговое аудио соединение
Большинство людей не знакомы с этим типом связи. Как правило, вы будете видеть просто красно-белое стерео соединение с двумя каналами, хотя некоторые компоненты предлагают XLR и многоканальные аналоговые соединения.
XLR кабель
• Что делает XLR? Этот тип соединения используется главным образом с профессиональным звуковым оборудованием, которое требует «сбалансированного» аудио. Разъем имеет три контакта: один для положительного проводника, другой для отрицательного, и последний для заземления или экранирования. Когда усилитель получает сигналы от кабеля XLR, он сравнивает сигналы, получаемые от каждого источника, и отклоняет любые различия, которые указывают на наличие помех. Таким образом, XLR менее чувствителен к внешним источникам шума и оптимален для случаев, когда требуется исключительное качество звука на большом расстоянии. XLR-соединения в основном используются для аналогового аудио звука, но имеются также и цифровые кабели XLR.
• Когда его использовать? XLR подойдет для подключения высокопроизводительных домашний аудио передач, таких как совместимые предусилители и усилители мощности, имеющие XLR разъемы. Они обычно встречаются на профессиональном звуковом оборудовании, особенно микрофонах, которые требуют «фантомное питание» — электрический заряд проходит через заземленный провод и приводит в действие внутренние предусилители микрофона.
• На что стоит обратить внимание? Выбирайте изолированные провода, чтобы препятствовать вмешательству посторонних сигналов. Также важно чтобы кабели имели хорошее экранирование, предотвращающее помехи. А проводники с медным, золотым или серебряным центром обеспечат наилучшую передачу сигнала.
Многоканальный аналоговый аудио кабель
• Что он делает? Многоканальный аналоговый аудио кабель использует от шести до восьми RCA кабелей для передачи 5-7 полнофункциональных каналов и один низкочастотный аудио канал.
• Когда его использовать? Если у вас нет приемника с поддержкой HDMI, то это может быть единственным вариантом для передачи Blu-Ray объемного звука высокого разрешения. Эта установка использует внутренний декодер объемного звука проигрывателя и выводит сигнал как аналог совместимого с домашним кинотеатром проигрывателя. Многоканальные выходы можно найти на DVD-проигрывателях.
• На что нужно обратить внимание? Для хорошего качества звука нужно, чтобы центральный проводник в кабеле был сделан из меди, имел двойную или тройную защиту и позолоченный RCA штекер с повышенным давлением.
Двухканальный аудио кабель
• Что он делает? Это самое основное аудио соединение. Двухканальные аналоговые аудио кабели служат для передачи двух каналов стереозвука. Кабель обычно можно найти в наборе с аудио компонентами, и они, как правило, сделаны из недорогих материалов – два не экранизированных аудио кабеля с красно-белыми RCA штекерами на каждом конце.
• Когда его использовать? Это самый распространенный тип кабеля для создания стерео аудио соединения между компонентами домашнего кинотеатра.
• На что нужно обратить внимание? Выбирайте кабели с медным проводником в центре, двойной или тройной защитой и позолоченным RCA штекером.
Кабель оптический Analysis Plus Toslink Optical Digital Cable
Кабель оптический Supra ZAC
Источник
Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре
Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.
Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.
Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».
Для примера приведем ряд наиболее одиозных постулатов, прочно прижившихся в аудиомире:
- «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
- чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
- самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
- выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
- качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
- кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
- серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
- экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.
А вот набор доморощенных «аргументов», предназначенных для повального убиения немногочисленных противников шнурковщины:
- каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
- если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
- влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
- если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
- спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
- влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
- существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
- а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
- вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
- реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).
Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).
Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.
Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100—200 Гц.
Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.
Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.
Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.
Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.
Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».
(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).
Источник