- GPS навигаторы: подключение 3G-модема, дата-кабель, USB-host, зарядка
- Кабель для gps модема
- Какой кабель лучше всего применять для антенн 3G/4G усилителей (так же подходит для Wi-Fi)
- Часто возникает вопрос?
- А вот что говорят про кабель опытные радиолюбители:
- Советы по эксплуатации:
- GPS/GSM-модемы Enfora для систем слежения за транспортными средствами
- Принцип работы систем GPS-слежения
- GPS/GSM-модемы серии Enfora Spider
- Системы GPS-навигации и мониторинга автотранспорта на базе навигаторов Garmin и модемов Enfora
- Система GPS-мониторинга подвижных объектов Garpy
GPS навигаторы: подключение 3G-модема, дата-кабель, USB-host, зарядка
Схемы USB-, OTG-, зарядных и питающих кабелей для GPS-навигаторов.
Для синхронизации с персональным компьютером и заряда встроенного аккумулятора навигатор оборудован гнездом mini-USB. Соединение осуществляется через стандартный дата-кабель, идущий в комплекте к навигатору. Для заряда аккумулятора 5 вольт от зарядного устройства или от компа поступает через дата-кабель в навигатор по двум проводам: красному (+) и чёрному (-) .
К навигаторам, поддерживающим USB-host, можно подключить флеш-накопитель или 3G-модем. Для этого нужен специальный переходник (OTG кабель) с гнездом USB на одной стороне и штекером mini-USB на другой. При работе с таким кабелем навигатор сам выдаёт 5 вольт для питания модема или флешки по тем же двум проводам — красному и чёрному.
Схема OTG кабеля для навигатора приведена ниже. Все разъёмы изображены с их лицевой стороны (не со стороны пайки!):
Можно ли при подключенном 3G-модеме (или флешке) заряжать навигатор? По логике вещей навигатор не должен заряжаться при работе через OTG-кабель, ведь в этом режиме навигатор сам выдаёт напряжение. Но вот навигаторы серии Lexand STA комплектуются Y-образным кабелем, якобы позволяющим этому навигатору подзаряжаться в режиме OTG. Предполагаемая схема кабеля такова:
Чисто для удобства можно сделать кабель с переключателем. Такой кабель позволяет переключаться между режимами «Заряд навигатора» и «Работа с модемом» без передёргивания проводов.
Для питания или заряда навигатора Garmin требуется особый дата-кабель. Просто для питания навигатора через дата-кабель нужно в штекере mini-USB закоротить 4 и 5 контакты. Для подзаряда нужно соединить 4 и 5 контакты через резистор 18 кОм:
Другие статьи по теме:
Источник
Кабель для gps модема
Статьи » Какой кабель лучше всего применять для антенн 3G/4G усилителей, Wi-Fi
Какой кабель лучше всего применять для антенн 3G/4G усилителей (так же подходит для Wi-Fi)
Кабель CommScope RG6, стандарный, с медным центральным проводником, с внешним проводником состоящим из ламинированной алюминиевой фольги, прочно прикрепленной к диэлектрику и луженой медной проволочной оплетки, оболочка белый поливинилхлорид
Волновое сопротивление | 75 Ом |
Постоянная распространения | 84% |
Диаметр центрального проводника | 1,02 мм |
Материал центрального проводника | медь |
Диаметр диэлектрика | 4,57 мм |
Материал диэлектрика | полиэтилен физического вспенивания |
Диаметр внешнего проводника | 4,75 мм |
Материал внешнего проводника | фольга Al+PET+Al и CuSn оплетка |
Материал фольги | алюминий+полипропилен+алюминий |
Материал оплетки | луженая медная проволока |
Плотность оплетки | 50% |
Диаметр оболочки, мм | 6,91 |
Толщина оболочки, мм | 0,76 |
Материал оболочки | белый поливинилхлорид |
Минимальный радиус изгиба | от 28 до 31 мм |
Эффективность экранирования нового кабеля | 85 — 95 дБ |
после 10 000 перегибов | 75 — 85 дБ |
Вес кабеля | 49 кг/ 1 километр |
Упаковка: деревянная катушка | 1000 ft. (305 метров) |
Максимальное затухание в течении всего периода эксплуатации, дБ/100 м:
5 МГц | 1,7 |
50 МГц | 4,89 |
100 МГц | 6,69 |
200 МГц | 9,48 |
400 МГц | 13,5 |
800 МГц | 19,19 |
1000 МГц | 21,49 |
1450 МГц | 25,94 |
1600 МГц | 27,43 |
2150 МГц | 31,99 |
2400 МГц | 33,96 |
Часто возникает вопрос?
» Мне сказали специалисты , что ставить кабель 75 Ом нельзя, так как все разъёмы в модеме 50 Ом. Должен стоять 50 Ом!»
Однако на 10 метрах «хорошего» кабеля RG58 вы теряете в 2-3 раза больше, чем на обычном телевизионном кабеле RG6U (10 метров кабеля RG58 = 25-30 метров кабеля RG6U) .
Попытаемся разобраться.
Достаточно часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда при установке антенн CDMA 8 Дб 14 Дб и 17 Дб у пользователей сигнал увеличивается незначительно , а иногда даже и уменьшается. Связано это со многоми факторами: неправильная установка антенны (например, под шифером , на чердаке, или на уровне окна в зоне слабого сигнала идущего с уровня горизонта), неправильные переходники и применение низкосортного кабеля 50 Ом RG58. На данный момент в нашей стране отсутствует нормальный кабель RG58. Все образцы, которые удалось измерить, имели затухание на частоте 800 мГц в 2-3 раза большее (ориентировочное затухание на частоте 870-900 мГц порядка 58 Дб на 100 метров), чем кабель 75 Ом( про RG58 смотреть тут , применяемый для спутникового телевидения (самым лучшим оказался кабель Finmark RG6U с 60% заполнением, с затуханием 19 Дб на 100 м частоте 870 мГц)
Но как же быть? Ведь модемы CDMA GSM UMTS имеют СВЧ вход 50 Ом? А потери на рассогласование.
А вот что говорят про кабель опытные радиолюбители:
«У коаксиальных кабелей со сплошной полиэтиленовой изоляцией минимум потерь соответствует волновому сопротивлению 50 Ом, с пенистым полиэтиленом — 60 Ом, но все эти различия не ярко выражены и гораздо большее значение имеет качество материалов и тщательность изготовления. Поэтому при выборе волнового сопротивления кабеля достаточно руководствоваться соображениями удобства согласования.
Если выбор конкретных типов кабеля ограничен, имеет смысл просчитать, что выгоднее с точки зрения минимизации потерь: использование кабеля с высокой степенью естественного согласования сопротивлений, но с большим затуханием или менее подходящего по волновому сопротивлению, но более качественного кабеля с дополнительными согласующими цепями (учитывая дополнительные потери в этих цепях!). В ряде случаев может оказаться, что выгоднее согласиться с повышенной величиной КСВ, применив без всяких согласующих цепей имеющийся в наличии высококачественный кабель с волновым сопротивлением, отличающимся от сопротивления нагрузки.
Вот характерный пример: антенна имеет входное сопротивление 50 Ом на резонансной частоте. В нашем распоряжении есть 50-омный кабель, который при требуемой длине имеет собственные потери (при КСВ=1) на рабочей частоте 2 дБ, и 75-омный с потерями 0,5 дБ при тех же условиях.
Используя кабель 75 Ом, получим КСВ=1,5 на резонансной частоте. Дополнительные потери из-за рассогласования не превысят 0,1 дБ. При отходе от резонансной частоты, даже если КСВ поднимется до 4, дополнительные потери не станут больше 0,5 дБ. Таким образом, с этим 75-омным кабелем суммарные потери составят от 0,6 до 1 дБ.
Если с 50-омным кабелем КСВ на краю рабочего диапазона частот поднимется только до 2, то дополнительные потери станут 0,3 дБ. В итоге, с имеющимся 50-омным кабелем суммарные потери будут в пределах 2 — 2,3 дБ.
Выигрыш, благодаря использованию «неправильного» 75-омного кабеля вместо «правильного» 50-омного, в данном случае будет приблизительно такой же, какой могло бы дать, например, удлинение антенны Yagi примерно на треть!
Дополнительная согласующая цепь между антенной и фидером 50/75 Ом вполне может внести потери порядка 0,5 дБ. Если мы с ее помощью попытаемся улучшить КСВ в 75-омном фидере, то получим суммарные потери от 1 до 1,2 дБ (полагая, что так КСВ не поднимется выше 2 на краях диапазона) — то есть не уменьшим, а увеличим потери на 0,2 — 0,4 дБ. Но они будут все же значительно ниже, чем при применении 50-омного кабеля с большими собственными потерями.
Важно только иметь в виду, что при любом рассогласовании, как с одним, так и с другим кабелем, передатчик «видит» на конце кабеля комплексное сопротивление, которое может значительно отличаться и от волнового сопротивления фидера, и от входного сопротивления антенны. Чтобы передатчик смог отдать в фидер расчетную мощность, его выходные цепи должны быть настроены соответствующим образом.
RG 6 это 75 Омный кабель работает до 2 ГГц Коэффициент затухания на 1 м для частот 860 МГц — 0,253 дБ RG 11 это тоже 75 Омный кабель Для антенн WiFi нужен 50 Омный
Советы по эксплуатации:
Кабель с полиэтиленовой изоляцией в течение 10-20 лет может сильно состариться, даже при хранении в идеальных условиях. Старение выражается в значительном увеличении потерь. Иногда также возникают трещины на наружной оболочке. Если планируется использовать кабель, со дня выпуска которого прошло более 5-7 лет, следует предварительно измерить его затухание на рабочей частоте и тщательно осмотреть его наружную оболочку. Кабель, который уже использовался вне помещения (даже недолго), надо проверять обязательно. Время от времени, если есть возможность, полезно проверять потери в фидерах действующих антенн.
Популярно мнение, что кабель с фторопластовой изоляцией имеет меньшие потери, чем с полиэтиленовой. Но достаточно сравнить их паспортные данные, чтобы убедиться, что по погонному затуханию эти два вида кабелей при равных диаметрах практически равноценны. Достоинством фторопластовой изоляции является лучшая термостойкость и стабильность параметров во времени. К сожалению, большинство кабелей с ленточной фторопластовой изоляцией не предназначено для наружной прокладки и уличная влага их быстро портит.
Влага, проникшая внутрь кабеля, увеличивает потери и понижает его волновое сопротивление, а со временем необратимо его портит. Конец кабеля и места его сростки, находящиеся на открытом воздухе, следует тщательно герметизировать силиконовым герметиком (никакая изолента здесь не поможет) и термоусаживаемыми трубками. Около точки присоединения к клемме или разъему антенны кабель следует изогнуть в виде петли так, что его конец приходил бы к месту присоединения не снизу вверх, а сверху вниз, чтобы избежать затекания в него дождевой воды, если нарушится герметизация. Кабель лучше всего прокладывать по северной стороне антенной мачты, здания, и вообще такими путями, где он меньше открыт прямым солнечным лучам. Особенно это важно для кабелей, имеющих оболочку не черного цвета. Солнечный ультрафиолет рано или поздно разрушает наружную оболочку, а как только в ней появилась хоть одна микротрещина — влага проберется внутрь незамедлительно. «
Источник
GPS/GSM-модемы Enfora для систем слежения за транспортными средствами
Принцип работы систем GPS-слежения
В настоящее время системы GPS/GSM-мониторинга (GPS/GSM Fleet Management, сокращенно GPS FM) предлагают огромный спектр услуг как для профессиональных транспортных, торговых и страховых компаний, так и для частного сектора. Использование современных методов контроля и управления позволит оптимизировать систему перевозок, значительно сократить расходы на ГСМ и ремонт транспорта, а также предотвратить угоны и захваты автомобилей и грузов.
По данным одной из ведущих американских статистических фирм “Aberdeen Group”, в США эксплуатируется более миллиона устройств GPS FM. В среднем по стране применение систем GPS/GSM-мониторинга показало следующие результаты:
- увеличение эффективности перевозок на 12,2%;
- увеличение коэффициента использования транспортных средств — 13,0%;
- сокращение времени доставки грузов на 14,8%;
- снижение ошибок операторов на 27,9%;
- снижение последствий от попыток похищения и захвата транспорта и грузов на 32,1%;
- годовая экономия расходов на ремонт единицы транспорта — $1100/автомобиль;
- годовая экономия фонда заработной платы за счет снижения времени перевозок — $1625/чел.;
- годовая экономия фонда заработной платы (за счет внедрения автоматизированной системы управления и сокращения числа диспетчеров) — $1300/чел.;
- годовая экономия расходов на ГСМ за счет оптимизации маршрута — $1700/автомобиль.
Принцип работы систем GPS FM представлен на рис. 1.
Системы GPS-мониторинга подвижных объектов, по существу, представляют собой сложные транспортные АСУ, использующие следящие спутники, наземные базовые станции, мобильные устройства слежения (GPS-tracker), комплекс программного обеспечения, центральный диспетчерский пункт. Вокруг Земли постоянно вращаются GPS-спутники, размещенные на 6 орбитальных плоскостях с орбитами 20 200 км и наклонением 55°. На борту каждого спутника имеются передатчики, непрерывно излучающие сигналы на двух частотах: 1575,42 и 1227,60 МГц. Установленный на контролируемом объекте GPS/GSM-мобильный терминал собирает максимально возможное количество данных со спутников и пересылает их через GPRS на центральный сервер.
Подобные центральные серверы могут поддерживаться как на локальных корпоративных уровнях, так и в региональном или глобальном масштабах. В свою очередь сервер проводит обработку данных со спутников и создает файл текущих расчетов подробной геодезической информации. В общем случае на центральный сервер поступает информация со всех контролируемых объектов, число которых ограничивается только мощностью самого сервера и используемого прикладного ПО. Оператор на центральном сервере может наблюдать точную навигационную информацию обо всех объектах, полученную в реальном масштабе времени от старта до финиша маршрута. Кроме того, в базе данных сохраняются архивные данные о каждом объекте, грузе, транспортном средстве и водителе. Оборудование Enfora и современные программные средства систем GPS/GSM-мониторинга позволяют получать на центральном диспетчерском пункте следующую информацию:
- точные геофизические координаты объекта, обновляемые каждые несколько секунд;
- положение контролируемого объекта на картах местности в реальном масштабе времени;
- скорость движения;
- общие технические сведения об автомобиле, водителе, грузе;
- историю включения и выключения зажигания;
- текущую информацию о давлении в шинах;
- историю расхода топлива за все время движения (дозаправка и слив);
- заданный диспетчером маршрут и реальную траекторию движения;
- пройденное на конкретный момент времени расстояние;
- ожидаемое время прибытия в заданный пункт;
- время непрерывной работы двигателя;
- температура внутри автомобиля и за бортом;
- автомобили, не отвечающие на запрос диспетчера;
- медицинские параметры водителя (пульс, давление, температура).
При необходимости отмеченные функции программного обеспечения могут быть доработаны с учетом индивидуальных особенностей заказчика. Так, например, страховые компании могут вносить в базу данных информацию о страхователе, его грузе и транспортном средстве. Фирмы, торгующие транспортными средствами, имеют возможность контролировать своевременность платежей клиентов. Фирмы, сдающие автомобили в аренду, могут наблюдать своих клиентов в любой точке мира.
Кроме того, оператор может планировать индивидуальные маршруты и отправлять их водителю по GSM/GPRS-сети. Также предоставляется возможность изменения и оптимизации маршрута с учетом дорожной обстановки, ремонта дорог, метеорологических условий. Оператор может сообщать водителю о необходимости внеплановой остановки для отдыха или ремонта, а также координаты наиболее благоприятного места для этих целей. В случае непредвиденных обстоятельств можно оперативно заменить транспортное средство и условия доставки груза. Как один из вариантов системы безопасности, имеется возможность в течение нескольких секунд фиксировать на центральном диспетчерском пункте любое отклонение от заданного маршрута и посылать на телефон, КПК или навигатор водителя соответствующее извещение.
В США при поддержке правительства существует и развивается программа создания глобальной сети, согласованной со службой спасения 911. Если в случае опасности нажать на аварийную кнопку мобильного терминала (телефона, КПК, навигатора), то координаты отслеживаемого объекта в течение нескольких секунд окажутся в ближайшем пункте службы спасения и в центральной диспетчерской. Эти меры приводят к заметной экономии денежных средств и увеличению прибыли компании. Кроме того, они позволяют обезопасить и сделать более эффективным ежедневный труд водителя, а также повысить контроль его работы.
GPS/GSM-модемы серии Enfora Spider
Специально для систем GPS-мониторинга фирма Enfora выпускает серию модемов под общим названием Spider. Основные технические характеристики модемов этой серии приведены в таблице 1. В состав серии входят пять моделей: Spider MT-Gu GSM2338, Spider MT-Gi GSM2354, Spider MT-Gi GSM2356, Spider mini MT GSM2228, Spider AT GSM5108.
Spider MT-Gu GSM2338 | Spider MT-Gi GSM2354 | Spider MT-Gi GSM2356 | Enfora mini-MT GSM2228 | Spider AT GSM5108 | |
GSM/GPRS | 850/E-900/1800/1900 МГц | 850/1900 МГц | 900/1800 МГц | 850/E-900/1800/1900 МГц | 850/E-900/1800/1900 МГц |
GPRS | Класс 10 | ||||
Базовый GSM-модуль | Enfora Enabler IIIG GSM0308 | Enfora Enabler Lite GSM0324 | Enfora Enabler Lite GSM0326 | Enfora MLG0208-w-MT | Enfora Enabler III Low Power Platform (LPP) |
Базовый GPS-модуль | Enfora Enabler L GPS0401 | ||||
Антенны | Разъемы Fakra для внешних GSM- и GPS-антенн | Встроенные GSM- и GPS-антенны | |||
Питание | 7–40 В | 9–40 В | Автономное питание. Встроенный Lithium-ion аккумулятор. Время непрерывной работы 72 часа | Автономное питание. Встроенный Lithium-ion аккумулятор. Время непрерывной работы до трех лет | |
Интерфейс для подключения внешних устройств | Трехпроводной RS232 | Трехпроводной RS232 | USB | Только удаленная отлад- ка через GSM/GPRS | |
Пользовательские вводы/выводы | Два программируемых ввода/вывода, один вывод общего назначения | Нет | |||
Аудио | Цифровой аудиоинтерфейс. Разъем для подключения аудиогарнитуры (2,5 мм) | Нет | Цифровой аудиоинтерфейс. Встроенные динамик и микрофон. Разъем для подключения аудиогарнитуры (2,5 мм) | Нет | |
Резервное питание | Встроенный аккумулятор | Нет | Встроенный аккумулятор | ||
Передача данных (CS Data) | Текст, PDU, MO/MT. Асинхронный, прозрачный и непрозрачный режимы (V110; 300–14 400 bps). USSD | Текст, PDU, MO/MT. | Текст, PDU, MO/MT. Асинхронный, прозрачный и непрозрачный режимы (V110; 300–14 400 bps). USSD | Текст, PDU, MO/MT | |
Перезагрузка | Внешнее управление с центрального сервера через GSM/GPRS с помощью АТ-команд | ||||
Протоколы | TCP/IP-стек, UDP-стек, PAD, PPP, CMUX | ||||
GSM/GPRS-SMS | От точки к точке (МО и МТ) | ||||
Приложения пользователя | Event Engine | ||||
SIM-карта | 1,8/3 В | ||||
Дистанционная блокировка двигателя автомобиля | Управляемый вывод для подключения к ключу зажигания | Нет | |||
Количество каналов GPS-приемника | 12 | ||||
Слежение | –157,5 дБм | ||||
Повторный захват | –157 дБм | ||||
Холодный старт | –144 дБм | ||||
Точность обнаружения (–130 дБм), м | Горизонт, автономный режим, круговое отклонение 50%: 1 | ||||
Точность обнаружения (–150 дБм), м | Автономный режим, круговое отклонение 50%: 7 | ||||
Точность обнаружения (–130 дБм), м | Горизонт, автономный режим, круговое отклонение 95%: 3 | ||||
Точность обнаружения (–150 дБм), м | Горизонт, автономный режим, круговое отклонение 95%: 15 | ||||
«Горячий» старт, с | 5 | ||||
«Холодный» старт, с | 35 | ||||
Повторный захват, с | 3 | ||||
Протокол GPS-приемника | NMEA Message | ||||
Сертификаты | GCF, PTCRB, FCC, RTTE, CE (European Community Certification), IC (Industry Canada) | ||||
Габаритные размеры, мм | 65×61×26 | 100×59×25 | 147×63×20 | ||
Вес, г | 63 | 62 | 136 | 168 | |
Рабочий диапазон температур, С | –30 … +85 |
Spider MT-Gu GSM2338 — это GPS/GSM/GPRS-трекер стационарного типа, предназначенный, в основном, для автомобильного транспорта [1]. Он жестко крепится в салоне транспортного средства. Данная модель выполнена в ударопрочном пластмассовом корпусе в соответствии с международными автомобильными стандартами. Размеры изделия — 65?61?26 мм. Модем предназначен для эксплуатации в диапазоне температур –30…+85 °С. В модеме используются внешние GSM- и GPS-антенны. Для подключения антенн применяются автомобильные радиочастотные разъемы FACKRA RF. Блок GSM/GPRS выполнен на базе модуля Enfora GSM0308. В блоке GPS использован 12-канальный приемник на базе модуля Enfora Enabler L GPS0401.
В модеме поддерживаются протоколы обмена: NMEA, TAIP, Enfora binary. С центральным сервером модем обменивается NMEA-сообщениями в формате: GGA, GLL, GSV, GSA, RMC, VTG. Имеется функция хранения GPS-сообщений в энергонезависимой памяти модуля [2–4]. Для GPS-навигаторов Enfora разработана методика, позволяющая выводить GPS-информацию на различные интерактивные карты. Это позволяет не только получать координаты на центральном сервере, но и наблюдать положение объекта на карте в реальном масштабе времени. В модели GSM2338 поддерживаются PPP, UDP API, TCP API, UDP PAD, TCP PAD, AT-команды через канал GPRS и через SMS. Это позволяет полноценно использовать уникальные преимущества продукции Enfora, прежде всего — PAD и Event Tools.
Из числа других дополнительных функциональных возможностей можно отметить следующие:
- поддержка TCP/UDP-сессии и PPP-соединения во время выполнения других функций;
- дополнительная библиотека служебных сообщений;
- возможность работы с десятью серверами;
- возможность программирования с помощью последовательного интерфейса или через Интернет;
- автоматическое переключение на режим SMS в случае, когда полностью недоступен GPRS;
- сохранение и считывание данных по внешним командам.
Для питания модема GSM2338 используется расширенный диапазон напряжений — 7–40 В. Имеется встроенный Li-ion аккумулятор. Внешний вид GSM2338 показан на рис. 2.
На лицевой панели размещены держатель SIM-карты с автоматическим выталкивателем и три светодиодных индикатора режимов работы. На задней панели размещены антенные разъемы FACRA, разъем Molex 43024-0800 для пользовательских вводов/выводов и разъем для подключения голосовой гарнитуры (2,5 мм Headset). На разъем Molex выведены контакты для подключения питания: от ключа зажигания и от аккумулятора. Кроме того, на этом разъеме есть два программируемых ввода/вывода: один общего назначения и 2-проводной последовательный интерфейс (Tx, Rx). Пользовательские вводы/выводы позволяют подключать к модему различные внешние устройства и конфигурировать их с использованием Event Engine. Программируемый ввод/вывод GPIO1 (контакт 7 разъема Molex 43024-0800) может быть установлен в высокое или низкое состояние соответственно командами: AT$IOPULUP = 1 или AT$IOPULUP = 0.
Аналогично, с помощью АТ-команд программируется ввод/вывод GPIO2 (контакт 8 разъема). К специальному выводу GPIO3 (контакт 6) можно подключать внешние цепи. Максимальный ток нагрузки на этом выводе не должен превышать 250 мА. При перезагрузке модема меняется состояние этого вывода, на GPIO4 (контакт 4) подается минус. Модем программируется с помощью Event engine таким образом, что при отсутствии внешнего питания работа прибора осуществляется от внутреннего аккумулятора При необходимости сообщение об этом событии может быть послано в виде SMS или UDP-сообщения. На GPIO5 подается постоянное питание непосредственно от аккумулятора. При отключении питания на этом выводе происходит перезапуск модема. При этом стираются все GPS-данные. Вводы/выводы GPIO6 и GPIO7 (контакты 2, 3) предназначены для 3-проводного последовательного интерфейса (Tx, Rx, GND). Также они могут быть сконфигурированы для контроля состояния GPS и GSM/GPRS связи. На GPIO8 (контакт 1) подается питание с ключа зажигания. Этот вывод также может быть использован как переключающийся при программировании с помощью Event tools [5–6]. Модем может быть запрограммирован таким образом, чтобы NMEA-сообщения посылались в следующих случаях:
- истекло заданное время;
- превышен заданный километраж движения;
- отмечено превышение заданной скорости;
- зафиксировано нахождение в зоне с заданными координатами;
- произошло изменение состояния пользовательских вводов/выводов;
- произошло включение/выключение зажигания;
- произошло появление/пропадание спутников.
Для отладки оборудования можно воспользоваться тестовым сервером Enfora [9, 29], постоянно открытым для свободного доступа. С его помощью можно контролировать SMS, NMEA-сообщения с модема GSM2338, а также менять его конфигурацию. Модель выпускается в двух модификациях: GSM2338-00 со встроенным аккумулятором резервного питания и GSM2338-01 без аккумулятора.
Spider MT-Gi GSM2354, Spider MT-Gi GSM2356 отличаются от рассмотренной выше модели GSM2338 тем, что имеют встроенные GSM- и GPS-антенны. Кроме того, в этих двух моделях отсутствует голосовой канал. Модель GSM2354 предназначена для работы в американском диапазоне частот 850/1900 МГц, модель GSM2356 — для европейского диапазона частот 900/1800 МГц. Эти модели также выпускаются в вариантах с аккумулятором и без.
Enfora Mini-MT GSM2228 представляет собой переносной, миниатюрный GPS/GSM/GPRS-трекер, предназначенный прежде всего для контроля нахождения человека. Эта модель может быть очень полезна в качестве мобильной «тревожной» кнопки для пожилых людей и детей. Кроме того, эта модель может быть использована также и в качестве съемного транспортного трекера [7]. Внешний вид GSM2228 показан на рис. 3. Модем изготовлен в герметичном пластмассовом корпусе, его размеры: 100×59×25 мм.
Модем имеет универсальное назначение и позволяет вручную и в автоматическом режиме определять текущие координаты и передавать эту информацию по GSM-каналу на заданные телефонные номера или центральный сервер [8]. В модели предусмотрен режим аварийной передачи сигнала на заданный номер при нажатии одной клавиши. Доступ к GPS-данным возможен в форматах NMEA и SUPL. Модем имеет автономное питание от встроенного аккумулятора. В базовой комплектации поставляется аккумулятор 1340 мА/ч Li-ion. Зарядка аккумулятора производится через USB-разъем от автомобильного или сетевого адаптера. Модем управляется с помощью четырех функциональных клавиш.
Кнопка аварийного вызова (Push To Call) позволяет позвонить на заранее запрограммированный номер. Модем Mini-MT может посылать экстренное SMS по 5 разным адресам.
Кнопка границы обнаружения (Set Geo-Fence) предназначена для поиска в заданном радиусе. Границы поиска могут быть изменены пользователем и сохранены в памяти модуля. В случае, когда не виден ни один спутник, GSM2228 вырабатывает звуковой сигнал ошибки, предупреждающий пользователя о необходимости выйти из-под блокирующего укрытия (металлическая крыша, мокрая листва деревьев, толстые бетонные стены и т. д.).
Кнопка программирования функций (User-Defined button) предназначена для выбора необходимой функции GSM2228. Например, можно выбрать следующие функции: позвонить по номеру, отличному от запрограммированного, на кнопку аварийного вызова; вести поиск в радиусе, отличном от заводской установки; послать SMS с текущими координатами на GSM-номер или на центральный сервер и т. д.
Режимы работы контролируются с помощью четырех светодиодных индикаторов. Через USB-порт можно выводить GPS NMEA-данные на ПК для работы с картами и осуществлять программирование GSM2228 [10,11]. Разъем Headphone Jack используется для подключения голосовой гарнитуры в тех случаях, когда не нужна громкая связь. Система голосовой связи позволяет разговаривать с заранее запрограммированным абонентом как по обычному сотовому телефону.
В обычном рабочем режиме GSM2228 будет через заданные промежутки времени посылать на центральный сервер координаты пользователя в стандарте NMEA. Для активации этого режима достаточно прописать несколько команд, определяющих адреса модема и сервера, а также задать режимы передачи. Так же как и в случае с GSM2338, модем GSM2228 можно запрограммировать таким образом, чтобы он посылал SMS или UDP-сообщения при наступлении какого-либо события (заданное время, расстояние, скорость, зона с заданными координатами и т. д.).
Enfora Spider AT GSM5108 — это автономный GPS/GSM/GPRS-трекер, разработанный специально для контроля местонахождения и перемещения различных объектов, поставленных на временное или длительное хранение (грузовые контейнеры, законсервированное оборудование, резервные емкости с топливом или питьевой водой и т. д.). Основным отличием Spider AT от существующих аналогов является рекордно низкое энергопотребление при автономной работе. Эта модель может работать без подзарядки аккумулятора до трех лет [12]!
Модем Spider AT изготовлен на базе микромощного GSM/GPRS-модуля Enabler III Low Power Platform (LPP), который представляет собой совмещенный GSM/GPRS- и GPS-модуль со встроенным микроконтроллером. Следует особо подчеркнуть, что модуль LPP0108 предназначен для работы в ждущем режиме. Он посылает информацию о текущих координатах только в случае аварийного срабатывания или по прямому запросу с центрального сервера. Именно в этом заключается коренное отличие LPP0108 от других совмещенных GSM/GPS-модулей (GPS0401–GSM0308, MLG0208) предназначенных для непрерывного мониторинга движения транспорта и постоянно передающих геофизическую информацию десятки раз в минуту. Поэтому модуль Enabler Low-Power Platform (LPP), LPP0108, не может быть использован в качестве транспортного трекера [13–20].
Для того чтобы свести к минимуму энергопотребление, все управление модемом Spider AT возложено на центральный сервер, расположенный на диспетчерском пункте. При этом настройка параметров и контроль работы Spider AT осуществляется удаленно через Enfora Services Gateway. Для этой цели используется программное обеспечение Provisioner software, предназначенное специально для Spider AT. Модем Spider AT GSM5108 изготовлен в вандалозащитном корпусе, имеет встроенные GSM- и GPS-антены (рис. 4).
Модем Spider AT — это полностью законченное устройство, в состав которого входят:
- базовый модуль LPP0108;
- встроенный микроконтроллер MSP430 Texas Instruments, используемый для управления и обработки данных.
- аккумуляторная батарея BAT-0007-0001, 4200 мАч;
- держатель SIM-карты;
- пылевлагозащитный корпус из ударопрочного полистирола;
- встроенные GSM- и GPS-антенны.
Габаритные размеры — 147×63×20 мм. Вес — 168 г. Модем GSM5108 работает в полностью автоматическом режиме и не требует дополнительного обслуживания. В зависимости от модификации Spider AT оснащается либо встроенным датчиком движения (LPP0108), либо встроенным акселерометром (LPP0118-40). LPP0108 используется для фиксации малейшего движения. При этом его сигналы анализируются микроконтроллером и сравниваются с сигналами GPS. Такой подход позволяет избежать ложного срабатывания тревожного сигнала, соответствующего началу перемещения. Микроконтроллер обрабатывает данные, формирует GPS NMEA-сообщения и посылает их через GSM/GPRS-блок на центральный сервер. С другой стороны, с центрального сервера можно с помощью UDP API-канала передавать на модуль управляющие команды и менять режимы его работы.
Базовый модуль модема Spider AT имеет два пользовательских ввода и два пользовательских вывода. Пользовательские вводы/выводы могут быть запрограммированы с помощью Event Processing на срабатывание герконовых датчиков при вскрытии, датчиков движения, аудиодатчиков, датчиков контроля температуры и т. д. При поступлении сигнала тревоги от внешних датчиков или отклонения измеряемых параметров от заданных модуль вырабатывает сигнал выходного события, например, посылает на центральный сервер SMS или UDP-сообщение через сеть GSM/GPRS. Контроль над работой и конфигурирование параметров Spider AT осуществляется удаленно через сервер управления с помощью сервиса Enfora Services Gateway (ESG). При этом используются стандартные интернет протоколы, что позволяет с одного сервера вести контроль более чем 100 тыс. модемов Spider AT. Сервис ESG осуществляет полную поддержку и обработку GPS-сообщений. Это приложение легко интегрируется в уже существующую IP-сеть. В принципе, ESG предоставляет возможность работы с любыми удаленными устройствами, поддерживающими IP-протоколы. Использование ESG позволяет значительно сократить деньги и время при разработке и эксплуатации систем контроля передвижения удаленных объектов.
Для непосредственного управления модемом используется прикладное программное обеспечение Provisioner Software (PS), разработанное специально для Spider AT [21]. Следует отметить, что Spider AT GSM5108 можно использовать только совместно с PS. Комплект прикладных программ PS позволяет управлять устройством GSM5108 дистанционно, по каналу GSM/GPRS, с использованием сервера поддержки и Enfora Services Gateway.
Пакет программного обеспечения Provisioner поддерживает основные промышленные приложения — такие, например, как MS SQL Server, MySQL, Oracle. Поэтому в случае необходимости введения дополнительных режимов работы можно заказать индивидуальную пользовательскую версию, учитывающую специфику контроля состояния конкретных устройств. Концепция программирования и управления модемом Spider AT основана на объединении отдельных задач в различные логические группы. Такой подход позволяет сортировать определенные события по тематике и быстро находить на них адекватные реакции.
В качестве примера можно привести систему слежения перемещения контейнеров на крупном терминале. Каждый пребывающий на склад контейнер получает свой собственный Spider AT. Информация о грузе, условиях и сроках его хранения заносится в базу данных. В соответствии с этими данными определяются сценарии контроля и ответных действий. Например, необходимо хранить этот контейнер при определенной температуре и отправить его со склада в определенное время. Сравнивая показания модемов Spider AT с других контейнеров, диспетчер выбирает оптимальную группу контейнеров и оптимальное место размещения данного контейнера в определенной группе. В качестве нештатного события можно запланировать, например, следующее:
- вывоз контейнера со склада раньше назначенного срока;
- несанкционированное перемещение контейнера в другую зону;
- падение контейнера с верхнего ряда;
- несанкционированное вскрытие контейнера;
- превышение температуры хранения и т. д.
Ответные действия предпринимаются в соответствии с конкретными сценариями. При наступлении аварийной ситуации Spider AT передает тревожное сообщение, которое через Gateway service поступает на сервер поддержки.
Поступившая информация обрабатывается с помощью Provisioner, сравнивается с информацией из пользовательского приложения и базой данных. В результате пользователю предлагается немедленно выполнить определенные ответные действия. Кроме того, аварийные сигналы могут также параллельно поступать в различные охранные, милицейские и аварийные службы.
Программа Provisioner допускает четыре варианта конфигурации параметров модема, предназначенных для различных режимов эксплуатации GSM5108. Например, в статическом режиме модем посылает сообщения о своем состоянии по заранее заданному графику. В динамическом режиме модем через заранее заданные интервалы времени сообщает о начале и конце перемещения. Этот режим наиболее часто используется в случаях, когда необходимо быстро зафиксировать факт начала перемещения контролируемого объекта (банкоматы, торговые автоматами, офисная техника). В режимах нарушения границ используются различные комбинации перемещения между заданными зонами и учитываются такие события, как, например, выход за пределы зоны, попадание в другую зону, скорость перемещения между зонами.
Программное обеспечение Provisioner поставляется за дополнительную плату в виде лицензионных дисков, рассчитанных на работу с различным количеством контролируемых объектов. Например, Provisioner License EWS0201 рассчитано на одно устройство. Дополнительно можно заказать сервисное обслуживание Enfora Provisioner Support (каталожный номер EWP0201).
Системы GPS-навигации и мониторинга автотранспорта на базе навигаторов Garmin и модемов Enfora
Мировой лидер в производстве GPS-навигаторов фирма Garmin и фирма Enfora заключили в 2008 г. соглашение о поддержке модемами Spider Gu GSM2338 интерфейса Garmin Fleet Management Interface (GFMI) v2 [23]. Объединение в одном устройстве автомобильного GPS-навигатора Garmin и GPS/GSM-трекера Enfora GSM2338 позволило создать замкнутую систему слежения «GPS-спутник – транспортное средство – центральный диспетчерский пункт – службы спасения». Система GFMI позволяет компаниям, занимающимся слежением за транспортным парком, предоставлять интерактивное обслуживание как владельцам автомобильных парков и грузовых компаний, так и частным лицам. С помощью GFMI диспетчеры могут отслеживать транспортное средство в реальном масштабе времени и корректировать режим его работы. С другой стороны, водитель может связываться с диспетчером и запрашивать у него необходимую информацию.
Схема, иллюстрирующая принцип работы GFMI, показана на рис. 5.
Для совместной работы необходимо специальное программное обеспечение с поддержкой GFMI — как для навигатора Garmin, так и для модема Enfora. Версии программного обеспечения Enfora PKG47 и Garmin 6.10 поддерживают GFMI. Для активации функции FMI в GSM2338 необходимо получить у фирмы Enfora дополнительный код доступа для каждого модема. Следует обратить внимание на тот факт, что не все GPS-навигаторы могут работать совместно с модемом Enfora GSM2338. Перечень навигаторов с поддержкой FMI Enfora-Garmin приведен в таблице 2.
Модель навигатора Garmin | Наименование кабеля “Garmin FMI” для подключения модема Enfora GSM2338 | Примечания |
Street Pilot C550 | 010-10865-00 | Версия ПО только FMI V1 |
Street Pilot C340 | 010-10813-00 | |
Nuvi 205 | 010-11232-00 | В период работы протокола “Stop” прерывается передача данных «Ожидаемого времени прибытия» (ETA) |
Nuvi 255 | 010-11232-00 | |
Nuvi 750 | 010-10865-00 | |
Nuvi 760 | 010-10865-00 | |
Nuvi 765 | 010-10865-00 | |
Nuvi 770 | 010-10865-00 | |
Nuvi 5000 | 010-10865-00 |
При работе в паре порт RS232 модема Enfora GSM2338 подключается к порту USB навигатора Garmin с помощью специального кабеля Garmin FMI cable 010, имеющего преобразователь интерфейсов и источник питания 5 В [22]. Управление функциями GFMI реализуется с помощью специальных АТ-команд, разработанных фирмой Enfora. Эти команды посылаются с центрального сервера по протоколу TCP API через GSM/GPRS-канал на модем GSM2338. Получив эту команду, модем вырабатывает FMI message и передает их через порт RS232 навигатору Garmin. Навигатор обрабатывает их и выводит результат на экран дисплея. Одновременно ответ передается через USB-порт навигатора на модем GSM2338, который пересылает его по каналу GSM/GPRS на центральный сервер. В простейшем варианте работу пары Garmin–Enfora FMI можно опробовать с использованием сервера поддержки Enfora. Для того чтобы зайти на этот сайт, достаточно предварительно прописать в модеме GSM2338 параметры APN, UDPIP, Friends, Port. С этого сайта можно посылать команды управления на модем GSM2338 (рис. 6).
Так, например, команда AT$GFMI = 1 транслируется через модем GSM2338 на навигатор Garmin Nuvi 205 и активизирует функцию GFMI. При этом в главном меню навигатора появляется новое окно с надписью «Диспетчер». Главное меню GFMI навигатора Garmin Nuvi 205 содержит четыре основных раздела (рис. 7):
Навигатор Nuvi 205 имеет экран Touch screen (выбор соответствующего пункта меню осуществляется простым прикосновением к соответствующей картинке). Водитель и диспетчер могут обмениваться произвольными сообщениями. Для этого нужно выбрать пункт меню «Сообщения, исходящие» и набрать на появившейся клавиатуре нужный текст (рис. 8).
Получив с сервера команду AT$GFMI=6,0002, «59.50827»,«30.22929»,«TESS NORTH WEST», водитель увидит на экране навигатора координаты (широту и долготу), а также название («ТЭСС Северо-Запад») очередной внеплановой остановки. Плановые точки задаются диспетчером заранее и хранятся в навигаторе в разделе «Мои остановки». Водитель может двигаться по навигатору по маршруту от остановки до остановки. Каждое прохождение или непрохождение заданной точки контролируется диспетчером.
Идеология поддержки GFMI базируется на встроенном программном обеспечении модулей Enfora Event Engine. Все сообщения, вырабатываемые модемом GSM2338 и пересылаемые им на центральный сервер, представляют собой выходные события этого ПО. Например, в случае, когда водитель получил на навигаторе сообщение о необходимости остановки, прочитал его или удалил, на сервер будут посланы команды: AT$EVENT=89,1,89,100,104; AT$EVENT=89,3,40,89,1075864263 // SEND UDP Message to the Server. В настоящее время в списке управления GFMI имеется тридцать одна AT$GFMI-команда и тридцать восемь AT$EVENT-команд. Подробно они описаны в документе [24].
В настоящее время версия 6.0 (FMI V1, FMI V2) программного обеспечения Garmin поддерживает перечисленные ниже сервисы [25]:
-
- текстовые сообщения произвольной формы (128 знаков);
- остановки;
- время прибытия в заданный пункт;
- автоматическое оповещение о прибытии в заданный пункт (или опоздании);
- обновление (изменение) данных о маршруте с диспетчерского пункта;
- подтверждение доставки сообщения (FMI V2);
- стандартные ответы водителя, до 200 сообщений (FMI V2);
- персональные данные о водителе (FMI V2);
- техническое состояние автомобиля;
- ежеминутные сообщения о состоянии транспорта (FMI V2);
- пингование модема GSM2338 (FMI V2);
- дополнительные данные, заполняемые клиентом.
Протоколы Garmin Fleet Management Interface являются открытыми. Имеется их детальное описание и инструкции по разработке соответствующего прикладного программного обеспечения Garmin Fleet Management Interface Control, Specification [25]. Кроме того, Garmin предлагает готовое решение в виде прикладного ПО для центрального сервера GFMI. Пример интерфейса такой программы показан на рис. 9.
Интерфейс этой программы адаптирован для обычного диспетчера, не имеющего специальных навыков работы с системами GPS-навигации. В главном меню размещены функциональные клавиши, соответствующие перечисленным выше протоколам GFMI. Одним нажатием клавиши диспетчер может выбрать соответствующий сервис и задать необходимые параметры (рис. 10). Постоянно на экране высвечиваются основные параметры контролируемого объекта: текущее время, количество зарегистрированных спутников, координаты, скорость движения.
Введение в системах слежения двусторонней связи между диспетчерским пунктом и водителем позволило значительно улучшить систему безопасности транспортных средств. В случае, когда по каким-либо причинам на экране диспетчера пропадают GPS-данные от конкретного автомобиля, то водителю на его навигатор немедленно поступает текстовый запрос. Если ответа нет, то диспетчер может дистанционно заблокировать зажигание, двери и направить тревожное сообщение в службу спасения. Кроме того, в модеме GSM2338 предусмотрена функция «тревожной кнопки». Поэтому водитель в критических ситуациях может сам отправить аварийное сообщение диспетчеру.
Система GPS-слежения Garmin Fleet Management Interface широко используется во всем мире. На сайте [30] приведено около семидесяти крупных партнерских компаний, таких, например, как Trimble Mobile Resource Management, SkyPatrol, Datalink Systems, GPS-Buddy, Beacon Wireless и т. д. Поэтому и транспортные компании, и частные лица могут подобрать систему GPS-слежения, соответствующую их индивидуальным потребностям.
Система GPS-мониторинга подвижных объектов Garpy
В качестве примера использования модемов Enfora в российском GPS-мониторинге можно привести систему слежения Garpy, разработанную компанией «Оликом СПб» [26]. Эта российская фирма продает продукцию фирмы Enfora на условиях VAD (value added dealer). В качестве добавленных сервисных услуг предлагаются технические консультации, поддержка и сопровождение, комплектация аксессуарами, монтаж и наладка оборудования, гарантийное обслуживание. С помощью системы GPS-мониторинга Garpy пользователь может самостоятельно в любой момент времени из любой точки мира контролировать на экране компьютера или PDA текущее местоположение своего транспортного средства (ТС).
Для просмотра информации об объекте нужен любой ПК или PDA с возможностью выхода в Интернет. Никакого специализированного программного обеспечения для работы с системой GPS-мониторинга не требуется, абонентская плата не взимается. Однако следует подчеркнуть, что пользоваться системой Garpy могут только те клиенты, которые приобрели оборудование для GPS/GSM-навигации непосредственно в фирме «Оликом СПб». Доступ к веб-сайту системы мониторинга осуществляется с использованием индивидуального логина и пароля. Поэтому посторонние не могут получить информацию о контролируемом объекте другого клиента. Главный интерфейс системы Garpy показан на рис. 11.
Система слежения Garpy может работать как с обычными растровыми картами, так и с картами OS Maps, Google, Yandex, «Гибридные карты» и др. (рис. 12). Переключение между режимами работы осуществляется с помощью виртуальных клавиш, расположенных в правом углу экрана (рис 11).
В левом углу интерфейса Garpy расположено всплывающее меню. Пользователь имеет возможность наблюдать в реальном времени следующую информацию:
- уникальный логин ТС;
- время последнего отклика ТС;
- адрес места последнего отклика ТС;
- положение ТС в данный момент времени на карте местности;
- текущий баланс счета для используемой в GPS-GSM-модеме SIM-карты.
При нажатии на клавишу «Траектории» на карте местности появится графическое изображение траектории движения ТС за последние двое суток. Также на карте будут отмечены пункты и длительность остановок (рис. 12).
При нажатии на клавишу «Настройки» появится меню со следующими пунктами:
В разделе «Устройства» содержатся данные о транспортном средстве, подключенном GPS/GSM-оборудовании, контролируемых периферийных устройствах автомобиля (зажигание, двери, датчик контроля топлива, датчик температуры, датчик давления в шинах и др). В разделе «Зоны» можно обозначать различные зоны на карте. При нажатии на зону с выбранным названием, например, «Центр Санкт-Петербурга», ее вид сразу появляется на экране монитора. В разделе «События» по желанию пользователя отмечаются определенные инциденты, произошедшие с конкретным ТС. В разделе «Отчеты» хранится архив стоянок ТС с указанием даты, длительности и адресов. Пользователь самостоятельно может удалять устаревший архив стоянок. В режиме «Вид» выбирается формат выводимых на главную страницу меню данных о конкретном ТС. В разделе «Профиль» хранятся персональные контактные данные клиента.
Чтобы подключиться к системе GPS-мониторинга Garpy, необходимо заполнить бланк технического задания, в котором указываются вид и марка ТС (число ТС на одного пользователя не ограничено), тип и марка GPS/GSM-оборудования, подключаемое периферийное автомобильное оборудование. Для корпоративных заказчиков возможна разработка, изготовление и подключение дополнительных модулей управления по индивидуальному ТЗ. Кроме того, имеется возможность размещения сервера системы мониторинга типа Garpy непосредственно на площадке заказчика. Более подробную информацию о работе системы Garpy можно найти на сайтах [26–28]. Для знакомства с демонстрационной версией этой системы нужно зайти на сайт [27] и использовать одно и то же кодовое слово “demo” в качестве логина и пароля.
Источник