- Фонокорректор от А до Я
- Руководство по покупке и эксплуатации
- Фонокорректор от А до Я
- Руководство по покупке и эксплуатации
- Что такое фонокорректор?
- С каким сигналом работает фонокорректор?
- Что делает фонокорректор?
- Какие бывают фонокорректоры?
- Фонокорректор для головок с подвижным магнитом (ММ)
- Фонокорректор для головок с подвижной катушкой (МС)
- Повышающий трансформатор (МС-трансформатор)
- Универсальный фонокорректор (ММ/МС)
- Встроенный или выносной?
- Какой фонокорректор нужен вам?
- Заключение
- Фонокабели.
- Ответы
Фонокорректор от А до Я
Руководство по покупке и эксплуатации
Фонокорректор от А до Я
Руководство по покупке и эксплуатации
Для покупателей проигрывателей винила исключительно важным является вопрос правильного выбора фонокорректора, без которого слушать виниловые пластинки просто невозможно. При этом далеко не все из тех меломанов, что только собираются приобщиться к винилу, понимают, что такое фонокорректор, и для чего он нужен. Разобраться во всем и сделать правильный выбор поможет наша статья.
Что такое фонокорректор?
Почему же нельзя подключать вертушку без фонокорректора напрямую к усилителю, ресиверу или активной акустике? Да просто потому, что вы ничего не услышите в колонках. Фонокорректор, он же phono equalizer или phono stage, необходим для того, чтобы придать слабому сигналу, записанному на грампластинке, линейную амплитудно-частотную характеристику и сделать его достаточным по уровню для того, чтобы с ним могли работать следующие далее по цепи усилители. Ведь изначально сигнал на виниле записывается с существенным искажением тонального баланса, с большим равномерным спадом от высоких к низким частотам. И для того, чтобы не только усилить слабый электрический сигнал, формируемый головкой звукоснимателя, но и сделать его линейным, нужен фонокорректор.
С каким сигналом работает фонокорректор?
На пластинках, издаваемых после 1954 года, записывается сигнал, соответствующий кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America), частотная характеристика которой выглядит примерно так.
До установления единого стандарта на рынке одновременно существовали до сотни (!) различных вариантов кривых, которые использовали звукозаписывающие компании для свои пластинок. Причем даже один лейбл мог одновременно иметь несколько версий для разных скоростей вращения, для каждой из которых требовалась отдельная эквализация. Встречались варианты от Columbia, Victor, Decca и других издателей. Все это создавало невероятную путаницу как для производителей техники, так и покупателей. В студийных фонокорректорах той эпохи были переключатели для нескольких десятков кривых. Поэтому сегодня все виниловые пластинки записаны по единому стандарту RIAA и нужды в приобретении сложного корректора с множеством переключаемых контуров больше нет, если только вы не являетесь обладателем большой коллекции западных пластинок, выпущенных в 1940-50-х годах.
Что делает фонокорректор?
Как уже было сказано, он восстанавливает сигнал в том виде, в котором он был изначально сведен и записан на магнитную ленту или жесткий диск до того, как в него были внесены предискажения для печати винила. От точности этого восстановления зависит то, насколько качественным будет звучание всей системы при воспроизведении виниловых пластинок. Вне зависимости от типа и конструкции корректора, его сердцем является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. Это означает, что восстановление исходной формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.
Какие бывают фонокорректоры?
Фонокорректоры условно подразделяются на несколько видов, в зависимости от того, какая головка звукоснимателя установлена на проигрывателе винила. Несмотря на немного отличающуюся конструкцию головок с подвижным магнитом и с подвижной катушкой, обе этих разновидности работают по принципу электромагнитной индукции и различаются уровнем напряжения и внутреннего сопротивления. Соответственно, для каждого вида понадобится фонокорректор с нужными для правильной нагрузки электрическими характеристиками, а также достаточным коэффициентом усиления. Поэтому сегодня в продаже есть корректоры трех основных разновидностей – для ММ головок, для МС головок и универсальные модели, которые можно настроить для работы с разными картриджами.
Фонокорректор для головок с подвижным магнитом (ММ)
Самая распространенная разновидность фонокорректоров на рынке. Поскольку подавляющее большинство проигрывателей винила начального и среднего уровня оснащаются ММ-головками, то именно такие корректоры массово встраиваются в усилители и в ресиверы, а также выпускаются в виде отдельно стоящих компонентов. С точки зрения характеристик они, как правило, отличаются не самым высоким уровнем усиления сигнала – в среднем от 36 до 46 дБ. Главная их особенность, это установленное на входе сопротивление в 47 000 Ом (47 кОм). Такой высокий уровень позволяет согласовать корректор с ММ-картриджами, у которых внутреннее сопротивление и индуктивность весьма высоки. Обычно такие корректоры предназначены для работы с ММ-головками чувствительностью от 2 мВ. В истории существовали головки с подвижным магнитом с низкой чувствительностью, по своим характеристикам приближавшиеся к МС-картриджам, но большого распространения они не получили. В частности, их выпускала компания Stanton. Еще одна важная особенность хорошего корректора данного типа, это возможность подключать на вход дополнительную емкость. Иногда ММ-головке не хватает емкости соединительных проводов и стандартной емкости на входе для того, чтобы правильно звучать. И такая опция позволяет выровнять тональный баланс картриджа.
Фонокорректор для головок с подвижной катушкой (МС)
В настоящее время фонокорректоров, предназначенных для работы исключительно с МС-головками, выпускается не так много, но они все же существуют. Как правило, это отдельно стоящие аппараты достаточно высокого класса, предназначенные для включения в качественные аудиосистемы. Особенностью таких моделей является тщательный подбор комплектующих с минимальным уровнем собственных шумов. Ведь речь идет об усилении слабейшего сигнала, формируемого катушкой. Вообще, среди головок с подвижной катушкой различают два подвида – с низкой и высокой чувствительностью. Последняя разновидность может иметь на выходе напряжение до 3 мВ, и, по сути, она аналогична ММ-картриджам с точки зрения электрической нагрузки, и ее нужно использовать с ММ-фонокорректором. А вот для головок с низкой чувствительностью – обычно от 0,15 до 0,5 мВ – предназначены МС-корректоры. Они имеют высокий уровень усиления – от 60 дБ и выше, и часто дают пользователю возможность выбрать значение нагрузки сопротивления. Типовое значение составляет 100 Ом, однако оно не всегда подходит для всех картриджей, и тогда важно иметь возможность выбрать другое значение.
Существует еще одна разновидность корректоров для МС-головок, в которых на входе устанавливаются повышающие трансформаторы.
Повышающий трансформатор (МС-трансформатор)
Они позволяют поднять уровень сигнала, поступающего с МС-головки, до значений, которые позволят в дальнейшем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Такое решение особенно хорошо подходит для головок с очень низкой чувствительностью, ведь пассивное усиление сигнала позволяет избавиться от шумов, которые при работе активного каскада с собственным питанием могут становиться слышимыми при последующем усилении сигнала. Обычно встроенные либо отдельные трансформаторы применяются в компонентах или системах достаточно высокого класса.
Универсальный фонокорректор (ММ/МС)
Как следует из названия, такой корректор может работать с любыми головками звукоснимателя. В идеале у него есть два отдельных входа для двух типов головок, а внутри присутствуют два отдельных тракта коррекции и усиления. Однако во многих моделях встречается совмещение цепочки коррекции, а подача сигналов на нее происходит путем переключения входов. В самых продвинутых и дорогих моделях сегодня управление параметрами нагрузки и усиления каждого типа головок происходит автоматически. Корректор сам определяет, какого типа головка к нему подключена, и процессор сам выставляет нужные значения коэффициента усиления, сопротивления и емкости. Однако наиболее распространенные на рынке бюджетные модели имеют фиксированные значения для двух входов. Обычно это 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-картриджей.
Встроенный или выносной?
Логика подсказывает, что отдельный фонокорректор должен обеспечивать лучшее качество звука хотя бы потому, что имеет свой отдельный блок питания и свободен от ограничений, налагаемых на конструкцию встроенных модулей из-за необходимости разместить их внутри того же корпуса, что и множество других каскадов, включая усилители мощности. Особенно если речь идет о бюджетной аппаратуре. Да, в истории аудио были примеры, когда встроенные в предварительные усилители фонокорректоры оказывались на голову лучше тех, которыми аудиофилы пытались «улучшить» звук системы, но они так и остались исключением из правил. Поэтому если вы хотите услышать, на что способен ваши проигрыватель винила, постарайтесь купить ему хороший внешний корректор.
Какой фонокорректор нужен вам?
Выбор фонокорректора зависит от того, как вы планируете использовать проигрыватель винила.
Если для вас вертушка – это просто дополнительный элемент системы, а основным источником сигнала в ней остается «цифра», то встроенного в проигрыватель или усилитель ММ-корректора будет вам вполне достаточно. В крайнем случае, если ни в вертушке, ни в усилителе нет фонокорректора, то можно приобрести самую простую бюджетную модель. Ценовой ориентир – 10 000 – 15 000 рублей.
Если же увлечение винилом у вас грозит перерасти в страсть, то к выбору корректора нужно подойти самым тщательным образом. Сперва нужно решить, какие головки звукоснимателя вы будете использовать. Да, в пределе МС-картриджи с низкой чувствительностью обеспечивают более высокое качество звука, но они и стоят дороже. Кроме того, в них отсутствует возможность самостоятельной замены иглы по мере ее износа. Если же говорить о головках средней ценовой категории, где одновременно встречаются и ММ, и МС, и MI модели, то есть смысл остановиться на качественном ММ-фонокорректоре и использовать вместе с ним головки с высокой чувствительностью. Такой корректор обойдется в сумму от 40 000 до 100 000 рублей.
В том случае, если вы твердо решили выжать максимум из своих пластинок, то вы, скорее всего, сделаете выбор в пользу головок с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. Для того, чтобы раскрыть их потенциал, придется повозиться. Самый популярный вариант, это приобрести отдельный повышающий трансформатор с характеристиками, соответствующими внутреннему сопротивлению вашей головки. Существуют трансформаторы, рассчитанные на работу с «низкоомными» (3-6 Ом) и «высокоомными» (30-40 Ом) МС-головками. В сочетании с качественным транзисторным или ламповым ММ-корректором вы получите близкий к идеальному источник сигнала.
Тем не менее, дорогие и качественные универсальные моноблочные фонокорректоры также обеспечивают выдающееся качество звука, при этом они проще в эксплуатации. Как и всегда в области High End, цена указанных решений может быть любой, однако в среднем есть смысл ориентироваться на расходы в районе 150 000 – 500 000 рублей.
Заключение
Вне зависимости от того, какой проигрыватель винила вы приобрели, фонокорректор во многом определяет то, как он будет звучать. Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в многообразии моделей и сделать правильный выбор.
Александр Чечелёв
23 мая 2020 года
Источник
Фонокабели.
Заинтересовался темой фонокабелей. Но как оказалось, в нете на счет них информация очень скудная.
Где-то прочитал, что обычный межблочный кабель для винила не подходит. Но я что-то не въеду, а в чем разница? Почему нельзя подключить обычный кабель и параллельно ему кинуть провод зазаемления нужной длины (как я понял, это тоже нужно)?
Расскажите, в чем соль или киньте ссылку, где можно подробнее почитать.
Ответы
Почему нельзя подключить обычный кабель и параллельно ему кинуть провод зазаемления нужной длины
Кто Вам подобную ересь сказал? Подключайте на здоровье! Просто обычно производители фонокабелей стараются делать их с минимальной собственной емкостью и именно в этом фишка, а не в заземляющем контакте. Если к Вашим 47 пФ добавится 400 пФ кабеля, а входная емкость фонокорректора не регулируется и выставлена на постоянную величину 100 пФ, то получите паршивый верх, а иногда и некоторый перекос в динамике. Я на слух выставляю по тестовой пластинке, с учетом моих кабелей и картриджей, эта величина лежит обычно в пределах 150-250 пФ.
Вот копипаста с забугорной статьи по этому поводу:
Значение емкости на входе с учетом емкости кабеля и входной емкости входного активного элемента четко ограничено стандартом DINили требованиями изгготовителя «головы” — это, в зависимости от головы, 47. 470пФ, и это с учетом того, что емкость кабеля редко меньше 250пФ.
Подбором конденсатора на входе, с одной стороны определяют fверх с
учетом индуктивности, но в бОльшей степени этот подбор влияет на
добротность системы Q, образуемой системой с Индуктивностью головы,
входной емкости, входного сопротивления и внутреннего сопротивления
головы — это значение также стандартизировано Q 20кГц
P.S. для МС голов значение добротности до 0,71 выполняется практически в
априори, а вот для ММ-головы необходимо подбирать емкость С (применяя
качественные провода, т.е. с меньшей емкостью и т.д.)
А зачем такие подробности? Может просто купить фонокабель и все? Я вот покупал Ортофон,хороший и не дорогой.
Заранее тоже не надо покупать.Они разные бывают. RCA и которые непосредственно к тонарму идут.Тут уж какой проигрыватель будет.
Пришло время покупки проигрывателя))) Надо же проверить как кефы будут давать аналоговый звук.
Сначала надо хорошо подготовиться)
линия (line out) тоже отличется от канало phono по силе раз в 100, на этом различии и строится постановка разных задач для кабеля. Хотя работать , конечно, тоже будет и с кабелем для линии.
Отличаются принципом заземления и качеством проводника.
А можно про принцип заземления подробнее?
Лучше делать так : два сигнальных, экран отдельно со стороны фоника . Земляной провод если нет возможности пустить между двух кабелей то лучше обвить вокруг этих кабелей и сами кабели чуть перекрутить.Смысл в том что бы они не отходили друг от друга . Похоже делает фирма Кузма. Тогда Вы получите минимальные наводки на кабеле Rca-Rca. Сами Rca должны быть качественными с плотным контактом из меди, ну на крайний случай латунь всё позолоченное, припой с серебром или обжим. Rca-Rca межблочный сигналом через экран с натяжкой подойдёт только к ММ головам. Что написал ниже Дмитрий тоже важно.
allkef,Здравствуйте,как раз Вас ждал).Скажите,где можно попросить помощи по Dephile?В обсуждении самой статьи или может по электронке?
Скажите,где можно попросить помощи по Dephile?
Не, какая электронка, давайте здесь, на сайте (мне тоже интересно, а может чего и подскажу, пользуюсь сам)! Только наверное не в этой теме (создайте свою).
Так я и спросил у автора темы,где ему лучше написать
Можете спросить здесь, можете написать на почту allkef(собака)mail.ru
на vpi и thorens с удовольстьвием эксперементирую межблочники
Спасибо всем кто ответил! Ситуация прояснилась.
У меня как раз есть кабель с низкой емкостью (60 Пф) KLOTZ iceRock IR206, буду пробовать подключать им.
Пока нет. Но вот я подумал, куплю вертушку и что с ней делать? Кабеля нет, пластинок нет, прочих аксессуаров тоже. Надо подсуетиться) Но для пробы смотрю в строну Pro-Ject RPM 5 или 5.1 б/у.
Пластинки не проблема.Главное купить антистатическую щетку.Ну а потом уже машинки и т.д.
А какую лучше? Подойдет от pro-ject или такая же с aliexpress?
В брендовых щетинок больше и они явно толще — результат заметен с первого прикосновения к LP во время чистки.
Насчёт кабеля без проигрывателя / фонокорректора рекомендую только читать, купите, использовать поначалу с тем, что под руки попадёт, после этого, привыкнув к звуку, уже подбирать фонокабель, разница будет заметнее.
На счет щеток понятно. Кабель с низкой емкостью как раз уже есть, останется только припаять разъемы, потом можно купить и фирменный, для сравнения. Фонокорректор планирую использовать встроенный в усилитель, но есть возможность взять на просушку авторский, на лампах. Пока отношение к винилу как устройству для ностальгии, а так же создания уюта и атмосферы. А дальше будет видно. Я был так рад, что удалось продать коллекцию CD, которая занимала много места, поэтому коллекция пластинок (которые еще больше!) кажется чем-то невероятным.
А нет рядом никого с виниловым комплектом, чтобы зайти и послушать?
Теоретически есть, вконтакте состою в группе любителей винила своего города, можно кого-то попросить. Но там в основном меломаны, которым пофиг, на чем слушать, у многих даже дешевая вертушка, купленная на алиэкспресс с пьезодинамической башкой, даже у админа) На мой вопрос, а знает ли человек, что такая головка портит пластинки, в ответ было недоумение. Даже договорились провести тест. Во-первых, взвесить тонарм, а во-вторых, взять новую пластинку и проигрывать на таком проигрывателе десятки раз, проверяя, портится ли качество звука. Могу потом выложить статью об этом эксперименте. Но боюсь, тут мало кому это будет интересно.
В любом случае, я привык все проверять сам и у себя дома, в течении периода, исключающего первое (порой неправильное) впечатление и влияние прочих факторов (атмосферное давление, самочувствие, настроение и т.д.).
В любом случае, я привык все проверять сам и у себя дома, в течении периода, исключающего первое (порой неправильное) впечатление и влияние разных факторов (атмосферное давление, самочувствие, настроение и т.д.).
Так и я, но не все готовы себе позволить именно так.
Это на первый взгляд. Но если задуматься, наше увлечение не на короткий период, а на долгие годы. Поэтому, не все сразу. Это нормально, копить на новый аппарат не один месяц или взять в кредит. Не прижился, продать и купить другой. Но даже, если есть деньги на покупку того, что казалось бы, должно заиграть, можно сильно разочароваться, тщательно послушав это дома. И опять долгий процесс изысканий, т.к. все важно, и каждый компонент, и комната, и имеющиеся записи, и раннее полученный опыт, и напряжение в розетке)
Коллекция пластинок пугает не объемом, а ВРЕМЕНЕМ, которое она отнимает! Замена антистатических пакетов, мойка дисков, каталогизация, поиск достойных изданий. Есть во всем этом только два положительных момента:
1. Совершенно не остается времени заниматься всякой фигней, вроде пьянства и т.п. (а я когда-то неплохо закладывал). Исподволь меняется менталитет и возникают другие неожиданные интересы (например построить себе загородный дом мечты, прошвырнуться с винтовкой по заснеженному лесу на снегоходе или пройти на катере от Питера до Баренцева моря. );
2. Ставишь пластинку на проигрыватель и мгновенно осознаешь ради чего все это.
1. Совершенно не остается времени заниматься всякой фигней, вроде пьянства и т.п. (а я когда-то неплохо закладывал).
А я сначала бросил, а потом появившуюся пустоту. появившиеся . вернувшиеся обратно нормальные потребности начал заполнять недеструктивным для здоровья и полезным для головы способом. ))
Согласен, со временем как раз напряженка)
1. Я не практически не пью, поэтому этой проблемы для меня не существует)
2. Вот и хочу попробовать.
А какую лучше? Подойдет от pro-ject или такая же с aliexpress?
пока лучшую цену видел (и покупал) у Таккера — один-в-один такая же, как Pro-Ject, видимо, с одной китайской фабрики, только упаковка своя
Есть во всем этом только два положительных момента
Искренне завидую взаимозависимостям в вашем опыте. Не могу представить, что бы заставило меня не то, чтобы строить дома мечты, но хотя бы секунду помечтать в этом направлении )))
Тут как раз все просто. Нужда мать всех наших решений и поступков, а дальше есть два пути: сдаться и катиться потихоньку вниз или напрячься и попытаться что-то изменить, пока в итоге не получится (а рано или поздно так оно и будет). Я тоже стоял перед таким выбором в начале 90-х, отправленный в отставку из ВС по выслуге лет, с парой детей подростков, нищенской армейской пенсией и полной безнадегой 90-х.
Не очень понял, там с доставкой сколько получается?
Total order value up to 400,00 Euro and under 50g ⇒ Deutsche Post registered Letter: 5,00 Euro (optional DHL: 29,90 Euro)
Total order value up to 400,00 Euro and under 500g ⇒ Deutsche Post registered Letter: 8,00 Euro (optional DHL: 29,90 Euro)
Total order value up to 400,00 Euro and under 1.000g ⇒ Deutsche Post registered Letter: 12,50 Euro (optional DHL: 29,90 Euro)
Total order value over 400,00 Euro or over 1.000g ⇒ DHL: 29,90 Euro.
each additional 1.000g: 5,00 Euro.
Не очень понял, там с доставкой сколько получается?
накидывайте в корзину, смотрите по весу. Если мне не изменяет память, обычной почтой 4-7 евро. Идёт быстро — 8-14 дней в зависимости от города и региона. От цены минусуйте немецкий ДНС 19%. Он автоматически сминусуется в корзине, если вы зарегитесь как пользователь из РФ. На головки и вставки цены очень неплохи. Есть много ремней и всего другого необходимого
да, из стоимости доставки тоже VAT вычитается и получается ещё меньше
Лучшая на мой взгляд- TONAR- покупал в Англии на ибэе.Можно еще электрическую NATIONAL купить в Японии. У меня обе.
Вот думаю кредит точно не надо брать. Вообще кредит брать при таких грабительских процентах можно только на что-то уж совсем необходимое.
А я вот люблю хороший алкоголь.Мне кажется винил,сигара,хороший коньяк или вискарь это все где-то рядышком,в одном ряду.
Но даже, если есть деньги на покупку того, что казалось бы, должно заиграть, можно сильно разочароваться, тщательно послушав это дома.
Ну, так Вы долго еще переминаться на месте будете ))) Всякий первый винилоигратель в доме будет звучать уникально — я после ухода с совка на Dual Cs 731Q был в нирване 25 лет — не поверите ))))
Источник