Кабель для джойстика saitek x52
Среди лётных комплектов класса hi-end достойное место заняли джойстики Saitek X45 и Saitek X52, которые, несмотря на ряд недочётов (не всё в мире идеальное) вызывают в основном положительные эмоции у многих вирпилов. Ещё бы, ведь в них реализовано комфортное, подробное управление с концепцией физического разделения на РУС и РУД. Но нет предела совершенству, поэтому уже даже известные и популярные джойстики получили обновление в лице Saitek X52 Pro.
Основные технические характеристики Saitek X52 Pro:
- Производитель: Saitek (www.saitek.com)
- Страничка продукта: www.saitek.com/uk/prod/x52pro.htm
- Интерфейс подключения: USB
- Количество осей: 9
- Количество кнопок/команд на РУС: 13 + 2 шляпки
- Количество кнопок/команд на РУД: 7 + шляпка
- Контроллер газа: да, автономное устройство
- Обратная отдача: нет
- Цена: 4875 руб. ($ 200)
Игры закончились
Первые осязаемые изменения в Saitek X52 Pro, по сравнению с предшественником X52 (на фото — сверху), конечно же, во внешности. Дизайн стал более «взрослым», серьёзным.
Ушли в прошлое серебристые вставки, многие элементы (триггеры, восьмипозиционный переключатель обзора, «чашка» под центральную пружину и др.) выполнены из металла.
В общем, разработчики постарались сделать так, чтобы пользователь представил, что перед ним не игрушка, а вполне себе настоящий штурвал. Впрочем, X52 Pro, как и предшественники, не лишён отверстий под жёсткое крепление к столу, так что лёгкость/тяжесть не играет особой роли.
На ощупь покрытие РУС и РУД — тонкая резина. На X52 Pro приятно руки положить, не говоря уж о том, чтобы «летать».
Вполне удобно управляться практически со всеми кнопками, хэтами и движками. В этом плане для «Ил-2 Штурмовик» (да и для LockOn) он просто идеален. А с учётом самостоятельно изготавливаемых «профилей» (например, «профиль истребителя» и «профиль бомбардировщика», можно вообще перенести всё управление на РУС и РУД — то есть отказаться от клавиатуры и мыши на 99,9%.
Кстати, профилей Х52 Pro под «Ил-2» пока что нет, да может это и к лучшему. Дело в том, что создавая свой профиль, геймер куда как более глубоко постигает логику игры. Чего отнюдь не даёт использование готового — и не всегда оптимального для всех геймеров — профиля.
Отдельно стоит отметить тот факт, что через прилагаемое программное обеспечение можно менять яркость подсветки, а то и вовсе отключать её.
Позабавила фирменная фишка джойстиков «Saitek Xxx» — особая кнопка с крышечкой, которая (кнопка) загорается красным (вместо зелёного), давая понять, что соответствующее оружие (как правило, пользователь «вешает» на эту кнопку самое мощное и/или уникальное оружие) готово к применению.
Двойная пружина
Не только внешне, но и внутренне Pro-версия получила значимые усовершенствования. Так, РУС обзавёлся двойной пружиной.
Опровергнем устоявшееся мнение, что это привело к увеличению срока службы, так как и единственная пружина неплохо справляется со своими обязанностями в течение многих лет. Вторая пружина была использована именно для того, чтобы обеспечить чёткое центрирование и мягкость управления. РУС точно устанавливается в центральное положение, нет присущей некоторым джойстикам некоего порога при прохождении ручки через центральное положение.
В играх отмечаешь, что проблемы «мёртвой зоны» действительно не существует. Стоит сделать лишь небольшое движение рукой, как самолет тебя слушается — волшебное чувство.
Бесконтактная нелинейность
Передвижения РУС по осям X и Y (применительно к самолету, это управление креном и тангажом) обслуживают 4 датчика Холла — два спаренных датчика на каждой оси, всего четыре пластинки в магнитном поле. И это тоже очень хорошо. В обычных джойстиках в качестве датчиков выходного сигнала служат переменные резисторы, имеются дорожки с токопроводящим слоем и ползунок, который «ездит» по этим дорожкам. Ясное дело, что со временем дорожки физически истираются и точность и устойчивость выходного сигнала с резистора падает, резистор, что называется, «шумит». В случае с Х-52 Pro датчики выходного сигнала бесконтактные, они не имеют соприкасающихся частей, и это во многом определяет долговечность манипулятора.
Однако реализация схемы на базе «холлов» в Х-52 Pro не вполне совершенна. Выходные сигналы с датчиков имеют некоторую нелинейность, как это требуется для идеального управления самолетом. Известная многим геймерам программа тестирования джойстиков JoyTester2 при перемещении РУС по кругу, вместо правильной окружности, рисует фигуру, напоминающую ромб.
Чтобы понять, как так происходит, посмотрите на рисунок.
Представьте, что магнитное поле — это «полоска», как показано на рисунке. А теперь мысленно сдвиньте пластинку в направлении по жёлтой стрелке туда-сюда. Что получится? Выходное напряжение с датчика Ен — будет изменяться по величине! Однако при линейном перемещении пластинки выходной сигнал будет меняться не строго линейно, а по некоей функции! То есть выходной сигнал джойстика (если не предусмотреть некие физические особенности в конструкции и некую спецобработку сигнала во встроенном процессоре джойстика, чтобы скомпенсировать эту нелинейность) тоже будет нелинейным! Инженеры Saitek пока ещё работают над этой непростой и нетривиальной задачей.
Эмулятор мыши
Эмулятор мыши на Х45 и на Х52 был программный. По сути, это был хэт на 8 положений, который программно имитировал мышь. Хэт — это 4 кнопки, расположенные «крестом». При этом его можно нажать как в соответствии с «перекладинами креста» (нажимается только одна соответствующая кнопка), так и по диагонали (нажимаются уже две «соседние» кнопки). Сигнал преобразовывается в движение курсора с постоянной скоростью, что несколько искусственно, да и медленно.
Теперь же на Х52 Pro есть «эмулятор мыши» — это микроджойстик (помечен стрелкой на фото) на резисторах — то есть, по сути, мышь.
Понятно, что скорость перемещения курсора (направления взгляда) — пропорциональна скорости отклонения этого микроджойстика от нейтрала. Обзор с помощью эмулятора просто «летает».
Подобный «эмулятор» ранее был реализован на РУДе — устройстве управления тягой двигателя CH Pro Throttle USB фирмы CH Products. С точки зрения опытного вирпила ни обычная мышь, ни эмулятор мыши, ни тем более хэт на 8 положений в качестве устройства управления обзором не сравнятся с известными в вирпильских кругах устройствами UrGear и «Трекир», обеспечивающими управление обзором наиболее естественным образом — поворотом головы. Так что новичкам нужно намотать на ус, что даже такой прекрасный летательный комплект, как Х52 Pro, не способен заменить сразу все устройства управления.
Все аэропорты
Saitek Х52 Pro порадует своего обладателя не только при игре в военные авиасимуляторы.
Например, в грандиозной игре Microsoft Flight Simulator X, где собраны практически все аэропорты мира (причём, чуть ли не с 90% достоверностью), есть возможность проявить себя в качестве штурмана, накрутив частоту некоего радиомаяка, задать маршрут. Или, зная VOR/DME — радиосистему ближней навигации — построить оптимальный заход на посадку.
Красавец РУД обзавелся подсветкой. При оборотах двигателя до 80% она зелёная. А после — красная.
Ещё есть «засечки»: при достижении 20 и 80% рукой тактильно чувствуются барьеры и это, несомненно, поможет в играх ориентироваться, что называет, по ощущениям, а не по взгляду на приборы.
Поворотные ручки (на рисунке они указаны стрелками) теперь имеют вертикальную насечку, что сделало их намного удобнее в работе. Такой тактильный контакт более надёжен — палец не проскользнёт!
А дополнительная подсветка (которая, впрочем, была и в Х52) создаёт эффект настоящего прибора.
Стал более осязаемым и 8-позиционный переключатель на РУДе.
Теперь указательный палец левой руки чётко чувствует две грани, которыми можно смотреть направо и налево, вверх и вниз.
Как мы уже упоминали выше, дисплей МФД демонстрирует не только дату, время, номер mode, но и данные из таких игр, как Microsoft Flight Simulator X. А чтобы читать эту информацию, к традиционным кнопкам настройки экрана добавились два «зубчатых» колёсика прокрутки.
Дисплей на этот раз выполнен под углом, для лучшего обзора. Опять и опять мы удивляется тому, сколько всё же в Pro-версии улучшений!
Итоги
Компания Saitek очень ответственно подошла к улучшению джойстика Saitek X52. Масса мелких и значительных доработок порадуют вирпилов. Приятной новостью станет и тот факт, что на территории России Pro-модель уже можно купить менее чем за 5000 рублей. Это уже не страшная цифра в 9 тысяч, что была в начале года.
Единственное, что нам не понравилось, так это малая длина USB-шнура — всего 1,5 метра, хотя можно воспользоваться удлинителем.
Saitek X52 Pro Flight System — удобный, многофункциональный, красивый, эргономически продуманный джойстик и за все эти и другие уникальные качества мы отдаем этому красавцу первое место.
Вместе с этим рекомендуем вам до покупки устройства протестировать его или сделать приобретение с условием возможной замены. По отзывам некоторых вирпилов, до настоящего времени встречаются отдельные экземпляры Х-52 Pro с производственными дефектами.
Источник
Saitek X52 Flight Control System
Знакомство с продукцией компании Saitek, прекрасно знакомой ценителям качественной игровой периферии (в первую очередь – виртуальным пилотам), но лишь недавно официально вышедшей на наш рынок, мы начинаем с тестирования модели джойстика верхнего уровня – Saitek X52 Flight Control System. Об этом продукте не хочется говорить иначе, как в превосходных тонах, так что сразу же отметим, что ни одного существенного недостатка выявлено не было, хотя есть неоднозначные конструктивные особенности. Но обо всем по порядку.
Спецификации
- бесконтактная технология в осях Х и У на основе датчиков Холла;
- центральная пружина загрузки;
- двухуровневый курок;
- четыре кнопки, включая кнопку пуска ракет, которая прикрыта подпружиненной крышкой-предохранителем;
- удобно расположенная металлическая кнопка под мизинцем, которая выполняет функцию «шифт» и позволяет удвоить команды с кнопок джойстика;
- два восьмипозиционных переключателя видов;
- поворот рукоятки вокруг своей оси (3D Twist);
- трехпозиционный ротативный переключатель режимов со световой индикацией текущего режима;
- 3 подпружиненных кнопочных переключателя на основании для шести положений;
- пять позиций регулировки упора для руки по высоте.
- регулировка усилия движения газа, а так же промежуточные фиксаторы для номинала и форсажа;
- кнопка под большой палец (Fire D);
- дополнительная ротативная ось управления со встроенной кнопкой по типу mouse scroll wheel;
- микроджойстик-эмулятор мыши с кнопкой;
- восьмипозиционный переключатель;
- две дополнительные ротативные оси управления со встроенными кнопками в центре;
- ползунок;
- MFD (Multi Functional Display) на основании, который отображает текущие команды нажатых кнопок, текущий режим, загруженный в данный момент профайл, а так же часы/таймер/дату.
- сенсорные кнопки на основании выполняющие некоторые функции управления MFD.
Упаковка и комплектация
Джойстик Saitek X52 поставляется в большой картонной коробке с цветной печатью и подробной информацией о характеристиках устройства. Упаковка вполне соответствует высокому статусу продукта.
Внутри в пенопласте и полиэтелене обнаруживается следующий набор компонентов:
- РУС
- РУД
- кабель для соединения РУС и РУД
- восемь резиновых ножек-присосок
- руководство по эксплуатации на английском языке
- ксерокопия (либо очень некачественная печать) руководства на русском языке
- лист со списком авторизированных гарантийных центров
- CD с драйверами и ПО
Осмотр и тестирование
Концепцию устройства можно очень вкратце описать как «эргономичный Thrustmaster HOTAS Cougar». Двублочная схема с отдельным рычагом управления двигателем (РУД) для непосвященных выглядит типичной именно для топовых моделей конкурирующей компании, но на самом деле является развитием предыдущего флагманского продукта Saitek – X45. Список улучшений собирался по пожеланиям лучших виртуальных пилотов мира, так что неудивителен высокий класс устройства.
Дизайн сугубо футуристический. Причем следует отметить, что Saitek действительно приложили усилия для того, чтобы их лучший продукт выглядел в соответствии со своим высоким статусом. Алюминиевые вставки, единое эстетическое решение всех компонентов, новаторская для подобных продуктов идея подсветки кнопок и не менее новаторский LCD-экран – конкурентов у X52 в этом плане нет. Апологеты исторической аутентичности, возможно, выскажутся в том духе, что полеты на Ил-2 с использованием джойстика а-ля Star Trek немножко странноваты, но это «общее место» всех современных джойстиков кроме упомянутого HOTAS Cougar, предназначенного для идеальной симуляции истребителя четвертого и пятого поколений. Впрочем, таким эстетствующим брюзгам можно предложить просто взять гораздо более «спокойный» по дизайну Saitek X45 и не мешать остальным пилотам наслаждаться полетами 🙂 Зато, кстати, для создания дополнительной атмосферности в футуристических симуляторах (например, «Шторм» или X2/X3) или играх серии Mechwarrior (боевые роботы, как ни странно, отлично управляются именно джойстиком, а не мышью и клавиатурой) продукт Saitek приходится как нельзя кстати.
Рукоятка управления самолетом (РУС) располагается на массивной платформе с тремя двухпозиционными качающимися кнопками, размещение которых однозначно намекает на привязку к самым редкоиспользуемым функциям, вроде старта двигателей и выпуска шасси.
Крепление РУС и РУД столе реализуется тремя способами:
- резиновые ножки, достаточно эффективно препятствующие скольжению;
- идущие в комплекте присоски;
- истинные фанаты виртуального неба могут просверлить поверхность стола и жестко закрепить X52 винтами (для этого имеются по два сквозные отверстия на основаниях ручек).
Сама ручка необычной формы (с гардой) и огромных размеров, но пятипозиционный механизм подгонки позволяет использовать X52 даже обладателям очень узких ладоней. Курок двухуровневый, так что на него можно «повесить» сразу две функции – очень удобно.
В зоне досягаемости большого пальца размещены: четыре кнопки (включая защищенную подпружиненной крышкой-предохранителем «кнопку пуска ракет»), два восьмипозиционных «хэта» и трехпозиционный переключатель профилей. Все основные кнопки имеют синюю светодиодную подсветку, удобную для ночных баталий и весьма эстетичную. Удивительно, но насыщенность верхней части ручки элементами управления не создает неудобств, все кнопки легко досягаемы (включая оба «хэта») и информативно работают.
Под мизинцем находится еще один курок (pinkie switch), по желанию пользователя исполняющий роль «шифта» или же обычной кнопки. Его наличие стало неожиданной и весьма приятной особенностью X52.
Впечатляет техническая часть РУС – вместо привычных резисторов на осях X и У применены бесконтактные датчики Холла, резко повышающие как точность, так и надежность и долговечность системы. Имеется функция 3D twist для управления по курсу, с возможностью механической блокировки.
Защита механизма от пыли реализована тоже необычно, с помощью движущейся твердой пластины вместо традиционного резинового «пыльника». На наш взгляд, это гораздо более удачное решение, как с технологической, так и с эстетической точки зрения.
Force feedback отсутствует, что соответствует профессиональному статусу устройства. Как известно, современные механизмы силовой обратной связи все еще не способны сравниться по точности и «правильности ощущений» с обычной пружинной конструкцией, а создаваемые ими эффекты не слишком высоко ценятся профессиональными пилотами (для джойстиков предпочтительнее даже простой vibration feedback, нежели полноценная обратная отдача). Так что FF – это для позеров и вообще маркетинговый трюк 🙂 Кстати, ситуация полностью противоположна игровым рулям, где force feedback ведет себя гораздо адекватнее и является, при условии правильной реализации, исключительно положительным фактором.
В целом, ощущения от работы любопытные: джойстик имеет очень большие углы отклонения ручки (что хорошо) и крайне мягкую систему центрирования (на вкус и цвет. ) без возможности регулировки усилия (что плохо). При этом жесткость оси управления курсом (twist) гораздо выше. Теоретически, пользователь может модифицировать джойстик, повысив жесткость осей крена и тангажа – достаточно просто подложить желаемое количество шайб под пружину. Хотя, повторимся, некоторые пилоты предпочитают как раз мягкое управление, это вопрос личных предпочтений.
Еще одна неожиданность – нелинейность характеристик осей (попросту говоря, чем больше отклонение от центра, тем резче реагирует джойстик), идеологически напоминающая включение акселерации у мыши. Опять таки, часть пилотов утверждает, что такая схема позволяет более четко контролировать летательный аппарат. А с учетом мягкого механизма возврата, дополнительной усталости кисти необходимость больших отклонений РУС не вызывает, да и привыкаешь к этой особенности поведения Saitek X52 быстро. Так что снова – не недостаток конструкции, а именно инженерная особенность. Более того, существует рецепт моддинга X52 для придания линейного характера реакциям на отклонения осей, поэтому даже пилоты-«ортодоксы» в данном вопросе найдут для себя выход.
Блок РУД выполнен на основании аналогичных габаритов. На нем размещена собственно рычаг газа и многофункциональный ЖК-индикатор (для отображения информации о загруженном профиле, часов или секундомера) с синей подсветкой и тремя управляющими кнопками.
Количество элементов управления на РУД зашкаливает: три обычные кнопки, две дополнительные ротативные оси, еще одна ось-ползунок, восьмипозиционный «хэт», эмулятор мыши типа track point (аналогичен применяемым в некоторых ноутбуках) и вращающееся колесико с функцией нажатия.
Не хватает только «качалки» управления курсом, вместо которой используется 3D twist на РУС (что также является спорным моментом конструкции). Кстати, и конкурирующие продукты Thrustmaster серии Afterburner, и предыдущая модель Saitek X45 имеют оба типа управления по курсу.
Несмотря на столь внушительный список, все органы управления располагаются весьма удобно – все кнопки, кроме миниджойстика (track point) находятся в досягаемости пальцев без перемещения кисти по рукоятке.
Сам рычаг газа имеет достаточно удачную «обтекаемую» форму, хотя у Thrustmaster Afterburner она все же удобнее – некоторым рычаг X52 покажется слишком большим. В отличие от РУС, усилие для движения РУД как раз поддается регулировке, соответствующий верньер имеется на левой стороне подставки. Диапазон настройки достаточно широк и удовлетворит большинство пилотов. Движение плавное, с ощутимыми промежуточными фиксаторами на 10% (малый газ) и 90% (форсаж).
Программное обеспечение
Еще одной сильной стороной Saitek X52 является программное обеспечение.
Возможность создания различных профилей настроек и мгновенного переключения между ними прямо по ходу игры позволяет «повесить» на и так невообразимое количество органов управления практически неограниченное число команд.
Поддается управлению и светодиодная подсветка, имеющая три режима работы – выключено/низкая яркость/высокая яркость. Среднее состояние пригодится при игре ночью.
Разобраться с функциональностью драйвера под силу даже новичку, но опытные пилоты смогут выжать из Saitek X52 максимум, используя дополнительное ПО Saitek Smart Technology.
Итого
С лидера рынка и спрос «по полной», так что не удивляйтесь достаточно длинному списку недостатков (для продукта, отмеченного наградой ModLabs.net Certified Hardcore) – в него попали все придирки к конструкции. Назвать X52 идеальным джойстиком не выйдет, в нем много спорных моментов. Однако, на фоне всех претензий к остальным моделям нижеперечисленные минусы Saitek X52 кажутся уже несущественными.
- невероятная функциональность
- высокая точность осей
- отличная эргономика, включая подстройку размера ручки
- мощное ПО
- многофункциональный ЖК-экран
- возможность пользовательского исправления двух основных недостатков конструкции
- феерический дизайн
- достаточно высокая цена
- излишняя мягкость осей РУС при тугом 3D twist
- отсутствие «качалки» на РУД
- нелинейность характеристик осей
В итоге, можно с уверенностью сказать, что X52 – это однозначно лучший джойстик на рынке высококачественных устройств. Не обладая эксклюзивностью Thrustmaster HOTAS Cougar, он более чем вдвое дешевле и гораздо удобнее оного в повседневной эксплуатации, а по функциональности наголову превосходит все модели «пользовательского» уровня.
Источник