Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре
Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.
Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.
Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».
Для примера приведем ряд наиболее одиозных постулатов, прочно прижившихся в аудиомире:
- «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
- чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
- самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
- выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
- качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
- кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
- серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
- экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.
А вот набор доморощенных «аргументов», предназначенных для повального убиения немногочисленных противников шнурковщины:
- каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
- если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
- влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
- если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
- спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
- влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
- существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
- а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
- вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
- реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).
Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).
Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.
Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100—200 Гц.
Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.
Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.
Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.
Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.
Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».
(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).
Источник
Как построить Hi-Fi-систему и не запутаться в проводах. Развенчиваем мифы и подтверждаем легенды о кабелях
Даже в беспроводной системе найдется место кабелям. Действительно ли они так влияют на звук, что им можно поручить доводку аудиотракта до желаемого уровня качества? И сколько денег на это разумно потратить?
Сохранить и прочитать потом —
Начнем с заявления: кабели действительно влияют на звучание системы. Если бы это было не так, то не процветало бы по всему миру столько компаний, разрабатывающих и выпускающих этот вид Hi-Fi-продукции, кстати, весьма высокомаржинальной. Как говаривал Авраам Линкольн, можно долго обманывать немногих, можно недолго обманывать многих, но нельзя бесконечно обманывать всех…
К слову, Hi-Fi длительное время не обращал внимания на кабели, соединяющие компоненты системы. Если считать, что этот, с одной стороны бизнес, а с другой – страсть для любителей музыки и аудиоаппаратуры, ведет свое начало с конца 50-х годов, когда появился формат стерео, то 20 лет владельцы стереосистем обходились обычными электрическими проводами. И только в 1976 году Боб Абрахам, основатель компании QED, догадался предложить особый продукт для передачи звукового сигнала, выпустив акустический кабель QED 79 как раз с таким числом жил. Многими именно г-н Абрахам признается отцом-основателем «кабелеплетения» как Hi-Fi-отрасли.
Поэтапно и без суеты
Так как же относиться к этим аксессуарам, сколько денег выделять на их приобретение, и как много усилий тратить на выбор наилучших для вас и вашей системы?
Начнем с того, что кабели можно условно разделить на качественные и аудиофильские. Первые – честно проводят сигнал, стараясь как можно меньше его исказить по дороге. Многие из второй категории при этом еще и умудряются придать некий оттенок или «аромат» звучанию. Как нетрудно догадаться, последние стоят дорого, часто неоправданно дорого, но вот с их помощью как раз и создается легенда о том, что правильным подбором электрических соединителей компонентов можно существенно улучшить или поправить звучание системы.
Итак, чтобы получить максимально качественный звук у вас дома, прежде всего следует позаботиться об акустических свойствах того помещения, где вы планируете получать удовольствие от прослушивания музыки.
Далее самое сложное – определение формата системы (классическая, беспроводная с сетевым источником, «все в одном», с телевизором и т.д.) и подбор компонентов. Если у вас уже сложился ее образ – по советам и примерам друзей или обзорам в профильных изданиях – то может получиться так, что аппаратуру придется покупать в разных магазинах или заказывать через Интернет. Тогда подбор кабелей целиком ляжет на ваши плечи.
Проще, если все найдется в одном Hi-Fi-салоне, располагающем комнатой прослушивания и грамотными продавцами. Они предложат необходимые кабели по разумным ценам – как правило, суммарно не превышающим 10% от стоимости системы.
Хайли-лайкли, как нынче говорится, в подготовленном помещении у вас дома вы с нею получите вполне качественный звук, соответствующий ее ценовому сегменту. Если же он не совсем такой, как вы ожидали, то последнее дело пытаться что-то поправить путем замены кабелей.
Прежде всего, стоит подвигать колонки для определения их наилучшего местоположения и подыскать для себя точку оптимального прослушивания, затем, и это ближе к нашей теме, обратить взор на подачу электропитания. Даже Hi-Fi-система бюджетного уровня наверняка станет играть лучше, если между стенной розеткой и ею поместить доступный сетевой фильтр или более солидный и функциональный сетевой фильтр/кондиционер – для более дорогого аудиотракта.
Стоит также посмотреть, какой музыкальный контент вы используете для прослушивания. Возможно, в вашей фонотеке не столь же качественные записи, как в салоне – к примеру, какой-нибудь плоский Uriah Heep образца 1978 года, а не тестовые диски, в выгодном свете представляющие любую аппаратуру – или вы наскоро включили интернет-радио, тогда как в шоуруме вам демонстрировали работу системы с использованием Hi-Res-аудио.
Если же опять что-то не нравится, значит, ошибка носит системный характер. К примеру, колонки слишком велики и «басовиты» для вашей комнаты. Тогда стоит воспользоваться законом и в течение двух недель вернуть неудачную покупку продавцу.
Десять процентов и хорошие отзывы
В случае, когда вы собираете систему, не имея возможности предварительно прослушать ее, то при покупке кабелей следует ориентироваться на те же 10% общей стоимости. Выбрать торговую марку помогут обзоры в прессе и отзывы в Интернете, а у крупных и известных производителей, как правило, есть линейки продуктов на всякий кошелек, да и качество гарантировано.
Бюджетные электронные компоненты порой поставляются с проводами «нонейм» в комплекте. Не бросайтесь сразу в магазин, чтобы их заменить, однако найдите способ взять «на примерку» что-то брендовое. Вполне возможен существенный прирост качества изображения и/или звука; особенно это касается цифровых кабелей.
Колонки могут располагать двумя парами клемм, то есть быть готовыми для двухкабельного подключения к усилителю (по схеме bi-wiring). Этот вариант тоже стоит опробовать, прежде чем покупать специальный кабель, поскольку улучшение звучания не гарантировано.
В целом же очень важно, чтобы все соединения были надежными, как в механическом, так и в электрическом планах. Это значит, что разъемы должны быть хорошими и правильно подсоединенными к проводу, а если используется неразделанный акустический кабель, то его концы стоит залудить или обжать. Звучание системы не должно меняться при замене правого кабеля на левый – и наоборот. Если это происходит, значит какой-то из них проблемный. Наконец, как и компоненты системы, эти аксессуары требуют некоторого времени на прогрев.
Действительно, улучшают
Все вышесказанное относится к бюджетному и чуть выше сегментам Hi-Fi, в которых разумно использовать просто качественные кабели. Если же Hi-Fi-система стоит дороже, то и 10% выливаются в солидную сумму, за которую можно приобрести более высококлассные модели.
Пока сверхпроводники не стали доступными для аудиовидеотехники, компоненты продолжат соединять обычными кабелями, в которых, как никто не будет спорить, происходит деградация сигнала. Производители этой продукции разработали множество технологий, позволяющих снизить потери и уменьшить искажения. А слух человека, тем более тренированный – настолько тонкий инструмент, что способен замечать разницу в звучании при совсем мизерных отличиях в сигналах.
Особенно хорошо она заметна на более дорогих, а значит, как правило, и высококлассных компонентах, способных демонстрировать более высокую детальность, лучшую динамику и безупречную тональную сбалансированность. Соответственно, и аудиосигнал должен проходить по кабелям, связывающим аппаратуру и АС, не теряя музыкальную информацию и не напитываясь шумами и помехами. Более технологичные модели лучше обеспечивают беспрепятственный транзит, но и стоят они дороже. Так что в каком-то смысле кабели могут улучшить звучание и изображение, а точнее вывести его на тот уровень качества, который заложен в самой аудио- и видеоаппаратуре.
Просто фантастика
Ну и наконец, мы поднимаемся на тот фантастический уровень Hi-Fi-мира, где деньги не играют своей сдерживающей роли при подборе системы. Здесь давать советы не имеет особого смысла: этим делом занимаются либо профессионалы, нанятые ее будущими владельцами, либо люди, одержимые аудиофильской страстью, которые руководствуются только собственными предпочтениями.
В ход идут не только кабели, но и многие другие аксессуары: дорогостоящие стойки, опоры под компоненты, кондиционеры и регенераторы сетевого электропитания, разнообразные «очистители» для цифровых сигналов и т.д. И все это в большинстве случаев работает, а многочисленные обзоры в прессе вполне адекватно отражают их влияние на звук.
Так что вполне возможно, заменив один из имеющихся комплектов кабелей на другой, получить иной, более подходящий под настроение или жанр музыки оттенок звучания. В итоге довольны все: и аудиофилы, которые вообще-то слушают не музыку, а звук, находя в этом истинное наслаждение, и бизнесмены от Hi-Fi, пожалуй, самые безобидные из всех, продающие чистое удовольствие без побочных вредных последствий.
Несколько полезных советов
Кабели влияют на звук, позволяя вывести его качество на уровень, заложенный в компоненты системы, но бесполезно с их помощью пытаться поправить какой-то серьезный недостаток, к примеру, неровный тональный баланс
Правило «десяти процентов» рекомендуют даже производители кабелей. В нашем мире качество определяется ценой; в ряде случаев дорогие модели могут улучшить звучание бюджетных компонентов (довести его до кондиции), но стоит ли это затраченных денег? Лучше заменить что-то в самой системе
Музыкальный контент в форматах Hi-Res-аудио становится все доступнее. Именно на его воспроизведение и стоит ориентироваться при формировании аудиотракта. Даже очень хорошие кабели не обеспечат аналогичного прироста качества звучания
Аудиофилам советов не даем – они руководствуются только своими пристрастиями. Однако очень дорогие кабели, действительно, способны порадовать новыми оттенками и нюансами в звучании
Источник