- Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре
- О выборе акустического кабеля для звуковых колонок
- Физические характеристики аудио кабеля, влияющие на качество звуковоспроизведения
- Влияние на звуковой сигнал чистоты меди
- Влияние скин-эффекта
- Об экранирующей оплетке кабеля
- О количестве жил и их диаметре в проводах акустического кабеля
- Влияние шероховатости и покрытия проводов кабеля
- Влияние материала изоляции проводов кабеля
- Вывод
- Расчет сечения акустического кабеля для подключения звуковой колонки
- Факторы влияющие на естественность звучания аудиосистемы
- Задать вопрос автору статьи, оставить комментарий
Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре
Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.
Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.
Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».
Для примера приведем ряд наиболее одиозных постулатов, прочно прижившихся в аудиомире:
- «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
- чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
- самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
- выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
- качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
- кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
- серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
- экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.
А вот набор доморощенных «аргументов», предназначенных для повального убиения немногочисленных противников шнурковщины:
- каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
- если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
- влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
- если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
- спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
- влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
- существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
- а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
- вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
- реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).
Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).
Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.
Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100—200 Гц.
Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.
Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.
Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.
Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.
Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».
(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).
Источник
О выборе акустического кабеля для звуковых колонок
В многочисленных рекомендациях и отзывах меломанов по выбору акустического кабеля даны советы и озвучены субъективные мнения, не имеющие ничего общего с реальным положением вещей.
По мнению авторов, верящих рекламе производителей кабеля, на качество звука существенно влияет чистота и структура кристаллов меди, внешнее покрытие проводов, шаг скрутки и количество жил, материал изоляции и многое другое, что не подтверждено математическими расчетами. Физика наука точная и голословные утверждения не являются доказательством.
Физические характеристики аудио кабеля, влияющие на качество звуковоспроизведения
Рассмотрим степень влияния на качество аудио кабеля чистоты меди жилы, скин-эффекта, экранирующей оплетки, шероховатости, покрытия жил и изоляции.
Влияние на звуковой сигнал чистоты меди
Согласно ГОСТ 859-2001 для изготовления проводов кабелей используется медь чистотой более 99%, в которой максимальная доля примесей в худшем случае не превышает 1%, что практически не влияет на ее проводимость.
Таблица чистоты электротехнических марок меди | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Марка меди | М00 | М0 | М0б | М1 | М1р | М2 | М2р | М3 | М3р | М4 |
Содержание меди, % | 99,99 | 99,95 | 99,97 | 99,00 | 99,00 | 99,70 | 99,70 | 99,50 | 99,50 | 99,00 |
Присутствующий в меди кислород обладает вентильным эффектом, работает как диод, выпрямляя синусоиду. В бескислородной меди марки М0 количество кислорода не превышает 0,001%. В раскисленной марки М1 – 0,01%, что теоретически может добавлять нелинейные искажения в звуковой сигнал не более, чем на эту величину.
На практике вносимые искажения многократно меньше, так как диоды шунтируются чистой медью. Таким образом, наличие кислорода в меди не влияет на естественность звучания.
Для справки. Ученые В. М. Большов и В. И. Гукин установили, что человеческое ухо не фиксирует нелинейные искажения величиной менее 3%.
Влияние скин-эффекта
При прохождении переменного тока через проводник вокруг него возникает переменное электромагнитное поле, которое создает электрическое индукционное поле, нелинейно взаимодействующее с электромагнитным полем. В результате плотность тока от центра оси провода смещается к его поверхности. Это поведение переменного тока назвали скин-эффектом.
Скин-эффект начинает проявляться на частотах более 100 Гц в проводах сечением более чем 0,75 мм 2 . Таким образом на низкие частоты (басы) влияния не оказывает. С увеличением частоты начинается плавное проявление скин-эффекта, и на частоте 20 кГц потери увеличиваются до 0,25 дБ, что заметить практически невозможно. Но даже если имеется идеальный слух, то всегда можно скомпенсировать потери в высокочастотном диапазоне с помощью эквалайзера.
На проводах сечением менее 0,75 мм 2 скин-эффект в звуковом диапазоне отсутствует. Поэтому, для получения кабеля без скин-эффекта для подключения звуковых колонок к усилителю, например, сечением 1,5 мм 2 , достаточно свить два изолированных провода сечением 0,75 мм 2 . Так делают многие производители аудиокабелей.
Об экранирующей оплетке кабеля
Применяемая в дорогостоящих аудио кабелях экранирующая оплетка из цветных металлов не защищает от низкочастотных электромагнитных полей, а высокочастотные поля, от которых экранирование может защитить, в нормальных условиях создают ЭДС в проводах кабеля величиной несколько микровольт.
Уровень влияния такого поля составляет сотые доли дБ, что услышать, даже когда сигнал на колонки не поступает, невозможно.
О количестве жил и их диаметре в проводах акустического кабеля
Количество и сечение жил в проводах кабеля на качество звука не влияет. Чем больше жил и меньше их диаметр, тем эластичнее будет кабель. Вопрос актуален для случая, если необходимо часто транспортировать аудиосистему и свивать кабель.
Влияние шероховатости и покрытия проводов кабеля
Согласно Закону Ома, сила тока в замкнутой цепи зависит только от ее сопротивления, поэтому даже большая шероховатость проводов снизит на 0,1% сечение провода, что практического влияния не окажет.
Покрытие проводов благородными металлами оправдано только для снижения влияния скин-эффекта на частотах выше 100 кГц. Поэтому для аудио кабеля значения не имеет. Изоляционное покрытие вполне справляется с защитой меди от внешних воздействий. Оправданным может быть покрытие только клемм на концах проводов.
Влияние материала изоляции проводов кабеля
Любые электрические провода, в том числе и для подключения звуковых колонок, для защиты от короткого замыкания и внешних воздействий окружающей среды покрываются изоляцией. Изоляция делается из диэлектрического материала и в прохождении тока по кабелю участия не принимает. Так как напряжение, подаваемое с усилителя на колонки, не превышает сотни вольт, то материал изоляции значения не имеет.
Вывод
Качество акустического кабеля определяется только его поперечным сечением. Чистота и структура кристаллов меди, внешнее покрытие проводов, шаг скрутки, сечение жил в проводе и их количество, материал изоляции – практически не оказывает влияние на естественность воспроизведения музыкальных произведений.
При недостаточном сечении проводов часть мощности будет рассеиваться на них и в моменты максимальной громкости низкие частоты (басы) будут звучать без искажений, но несколько тише, потому что в общей звуковой мощности они составляют более 70%.
Расчет сечения акустического кабеля для подключения
звуковой колонки
Согласно рекомендациям, сопротивление провода для подключения звуковой колонки не должно превышать 5% ее сопротивления. В таблице представлено максимально допустимое сопротивление проводов кабеля в зависимости от величины сопротивления звуковой колонки.
Допустимое сопротивление кабеля для подключения звуковой колонки | |
---|---|
Сопротивление колонки, Ом | Сопротивление проводников, Ом |
1,0 | 0,05 |
2,0 | 0,1 |
4,0 | 0,2 |
8,0 | 0,4 |
16,0 | 0,8 |
При расчете следует учесть, что общее сопротивление кабеля будет в два раза больше, так как он состоит из двух проводников. Чем сопротивление кабеля меньше, тем лучше.
Метр длины медного провода любого сечения имеет известное сопротивление. Поэтому зная допустимое сопротивление кабеля и его длину по таблице можно выбрать подходящий.
Сопротивление медного кабеля звуковой колонки в зависимости от его длины | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Диаметр мм | Сечение мм 2 | Сопротивление, метр×Ом | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
0,25 | 0,05 | 0,35 | 0,70 | 1,05 | 1,40 | 1,75 | 2,10 | 2,45 | 2,80 | 3,15 | 3,50 |
0,50 | 0,20 | 0,09 | 0,18 | 0,26 | 0,35 | 0,44 | 0,53 | 0,62 | 0,70 | 0,79 | 0,88 |
0,80 | 0,50 | 0,04 | 0,08 | 0,12 | 0,16 | 0,20 | 0,23 | 0,27 | 0,31 | 0,35 | 0,39 |
1,0 | 0,79 | 0,022 | 0,04 | 0,07 | 0,09 | 0,11 | 0,13 | 0,15 | 0,18 | 0,20 | 0,22 |
1,5 | 1,77 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,10 |
2,0 | 3,14 | 0,0055 | 0,011 | 0,017 | 0,022 | 0,027 | 0,033 | 0,038 | 0,044 | 0,049 | 0,055 |
2,5 | 4,91 | 0,0035 | 0,007 | 0,011 | 0,014 | 0,018 | 0,021 | 0,025 | 0,028 | 0,032 | 0,035 |
3,0 | 7,07 | 0,0007 | 0,0014 | 0,0021 | 0,0028 | 0,0035 | 0,0042 | 0,0049 | 0,0056 | 0,0063 | 0,0077 |
Например, нужно выбрать кабель длиной 2 метра для подключения звуковой колонки сопротивлением 4 Ома. Из таблицы «Допустимое сопротивление кабеля для подключения звуковой колонки» определяем, что сопротивление проводов кабеля не должно превышать 0,2 Ом. Кабель имеет два провода, значит, значение нужно поделить на два, получается 0,1 Ом. В столбце 2 метра подходящим значением является 0,08 Ом, перемещая взгляд влево по горизонтали видим, что подойдет кабель с сечением провода 0,5 мм 2 (диаметр 0,8 мм).
Как видите, по вышеприведенным таблицам выбирать сечение провода для динамика неудобно. Поэтому обе таблицы были сведены в одну, что позволит быстро и безошибочно выбрать кабель.
Таблица выбора сечения акустического кабеля в зависимости от сопротивления звуковой колонки | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сопротивление колонки, Ом | Сечение провода (мм 2 ) в зависимости от длины кабеля (м) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | 0,68 | 1,36 | 2,04 | 2,72 | 3,40 | 4,08 | 4,76 | 5,44 | 6,12 | 6,8 | 7,5 | 8,2 | 8,8 | 9,5 | 10,2 |
2 | 0,35 | 0,70 | 1,05 | 1,40 | 1,75 | 2,10 | 2,45 | 2,80 | 3,15 | 3,35 | 3,85 | 4,2 | 4,5 | 4,9 | 5,2 |
4 | 0,18 | 0,36 | 0,54 | 0,72 | 0,90 | 1,08 | 1,26 | 1,44 | 1,62 | 1,8 | 2,0 | 2,2 | 2,3 | 2,5 | 2,7 |
8 | 0,09 | 0,18 | 0,27 | 0,36 | 0,45 | 0,54 | 0,63 | 0,72 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
16 | 0,04 | 0,08 | 0,12 | 0,16 | 0,20 | 0,24 | 0,28 | 0,32 | 0,36 | 0,40 | 0,44 | 0,48 | 0,52 | 0,56 | 0,60 |
Теперь достаточно по сопротивлению динамика узнать необходимое сечение провода в столбце длины кабеля. Например, для подключения звуковой колонки сопротивлением 4 Ом, удаленной от усилителя на 3 метра понадобится кабель с сечением провода 0,54 мм 2 .
ГОСТ 22483-2012 предписывает стандартный ряд сечений проводов кабелей для производителей и провод выбранного сечения в продаже может отсутствовать.
Таблица стандартных сечений электрических проводов по ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стандартное сечение жил провода, мм 2 | 0,12 | 0,20 | 0,35 | 0,50 | 0,75 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 4,0 | 6,0 | 10 | 16 | 25 |
Диаметр, мм | 0,39 | 0,50 | 0,35 | 0,67 | 0,98 | 1,13 | 1,38 | 1,78 | 2,26 | 2,76 | 3,57 | 4,51 | 5,64 |
Поэтому решил сделать таблицу, с помощью которой выбор сечения провода для акустического кабеля можно сделать с учетом стандартного ряда сечений.
Таблица выбора стандартного сечения акустического кабеля | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сопротивление колонки, Ом | Стандартное сечение провода (мм 2 ) в зависимости от длины кабеля (м) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | 0,75 | 1,5 | 2,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
2 | 0,35 | 0,75 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
4 | 0,2 | 0,5 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 4,0 |
8 | 0,12 | 0,2 | 0,35 | 0,35 | 0,5 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
16 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,2 | 0,20 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,75 | 0,75 | 1,0 |
Выбирается сечение провода по этой таблице, так же, как и с помощью предыдущей, только в результате вы получите сразу стандартное значение.
Онлайн калькулятор для вычисления сечения провода по диаметру | |
---|---|
Введите диаметр провода, мм: |
Если у вас есть в наличии отрезки медного кабеля достаточной длины, то можно узнать, подойдет ли он для использования в качестве акустического.
Онлайн калькулятор для расчета диаметра провода кабеля по сечению | |
---|---|
Введите величину сечения провода, мм 2 : |
Сечение провода измерять приборами невозможно, но его можно вычислить по диаметру, измеренному штангенциркулем или микрометром.
Онлайн калькулятор для определения сечения многожильного провода | |
---|---|
Введите диаметр одной жилы, мм: | |
Количество жил в проводе: |
Для акустического кабеля подойдет любой многожильный медный провод для электропроводки. Для того, чтобы узнать сечение многожильного провода необходимо определить сечение одной проволочки сосчитать число и умножить сечение одной проволочки на их количество.
Факторы влияющие
на естественность звучания аудиосистемы
Стоит отметить, что акустический кабель является предпоследним звеном в цепи, которое влияет на качество звука.
Если хотя бы одно из устройств в цепи – источник сигнала, усилитель, кабели или звуковые колонки по своим характеристикам не обеспечит Hi-Fi, то параметры других устройств не будут иметь значения.
Качество работы всей аудиосистемы будет определяться устройством с худшими техническими характеристиками.
В заключение о самом главном – помещении для прослушивания музыкальных произведений. Даже имея в распоряжении самую лучшую Hi-Fi или даже Hi-End звуковоспроизводящую аппаратуру невозможно добиться естественного звука в не приспособленном для этих целей помещении.
Звук распространяется волнами за счет изменения плотности воздуха динамиком со скоростью 334 метра в секунду, как и световые волны. От твердых поверхностей, как световой луч от зеркальных, звуковая волна отражается, но хорошо поглощается пористыми.
Если аудиосистема размещена в помещении, в котором большая часть поверхностей твердая (стены, пол, потолок, мебель) то возникают такие явления как реверберация (эхо в горах), резонансные волны (моды), аксиальные резонансы, которые создают пики и провалы в частотной характеристике излучаемого колонками звукового сигнала.
Таким образом получить естественное звучание в помещениях даже значительных по объему, в которых большая часть поверхностей твердая, без покрытия звукопоглощающим материалом невозможно.
Поэтому перед покупкой дорогостоящей аудиотехники стоит задуматься, подходит ли помещение, в котором планируется ее размещение.
Меня всегда удивляют рассуждения о качестве звука в автомобиле. Салон автомобиля объемом пару кубометров на половину состоит из ветровых стекол и пластмассовых панелей, которые отлично отражают звуковые волны. Поэтому естественным звук в салоне автомобиля не может быть по определению. Любая китайская аудиосистема в авто будет работать с таким же успехом, как и брендовая по цене в десятки раз дороже.
То же самое относится и к помещениям в квартире. Существенно можно улучшить звуковоспроизведение, если в комнате будет установлена мягкая мебель, а стены и полы покрыты коврами, окна завешаны плотными шторами.
Истинные аудиофилы и меломаны знают это, и чтобы насладиться естественным звучанием отправляются в концертный зал или оперный театр, где шепот артиста на сцене слышен без усиления в любой точке зала.
Задать вопрос автору статьи, оставить комментарий
Добрый день!
Спасибо за то, что простым языком объяснили как подбирать сечение медного кабеля, на основании длинны и сопротивления катушки динамика.
У меня вопрос: как известно, на разных частотах воспроизведения импеданс катушки динамика разный. Следовательно, чтобы не было потерь на проводах надо учитывать импеданс на максимальном его значении для динамика, или это уже не имеет значения и можно пользоваться табличкой, отталкиваясь от сопротивления катушки в состоянии покоя.
Иными словами, будет ли реактивное сопротивление, возникающее при работе динамика (а оно может доходить и до 50 Ом — это мой опыт, полученный через аудиотестер, программка такая) влиять на проводимость кабеля, или нет?
Если да, то, наверное, целесообразно смотреть кривые импеданса динамика, либо закидывать динамик через шнурок в аудиотестер, либо сразу считать, что импеданс всех динамиков может достигать 50 Ом, следовательно, из этого исходить и кидать на динамики мегапровода.
Спасибо.
Здравствуйте, Александр!
Спасибо за оценку статьи. Сечение провода для подключения акустических колонок к усилителю уже учитывает реактивное сопротивление в достаточной степени и поэтому на это не стоит обращать внимание.
В дополнение, при увеличении импеданса катушки динамика через нее будет протекать ток меньшей величины, поэтому выбранное сечение по активному сопротивлению катушки, которое всегда меньше реактивного, обеспечит качество звука. А потери сигнала за счет индуктивности коротких проводов, с помощью которых подключается звуковая колонка к усилителю, на звуковых частотах близки к нулю.
Добрый день!
В статье нет ни слова о подводимой мощности к динамику. Очевидно, что чем больше мощность, тем большего сечения потребуется кабель. Как соотнести номинальную/пиковую мощность динамика (колонки) с сечением кабеля?
Здравствуйте, Юрий!
Сечение провода зависит напрямую от величины тока, так как величина мощности – это произведение напряжения на величину тока. А величина напряжение на сечение провода никак не влияет.
В таблице приведено сечение для проводов, которое обеспечит допустимые потери тока при максимально возможной мощности динамиков или колонок.
Например, для динамика (звуковой колонки) сопротивлением 4 Ом при длине провода 2 метра по таблице в статье подходит провод сечением не менее 0,5 мм 2 . Такой провод выдержит ток до 5 А и при выходном напряжении усилителя 100 В допустимая мощность составит: 100Вх5А=500Вт. Я сомневаюсь, что на практике на динамик будет подаваться хотя бы половина такой мощности, даже в пиковом режиме.
В дополнение в рассмотренном примере не учтено реактивное сопротивление колонки (сопротивление переменному току), которое будет всегда больше активного и поэтому допустимая передаваемая мощность по этому проводу будет всегда еще большей.
Стоит заметить, что с увеличением длины сечение увеличивается, что позволит подводить при допустимых потерях еще большую мощность.
С учетом того, что подавляющее число меломанов хорошо разбирается в музыке и поверхностно в электротехнике, я не стал в статье широко рассматривать техническую сторону вопроса. Главной моей задачей было доходчиво развеять миф о незаменимости специальных акустических проводов и помочь любителям музыки выбрать дешевый провод для подключения акустических систем.
Источник