Использование грузозахватных приспособлений при монтаже ремонте оборудования

Содержание
  1. Грузозахватные устройства: ⛓ классификация, назначение, технические характеристики.
  2. Так же читают
  3. Общие характеристики грузозахватных приспособлений и их классификация
  4. Что относится к грузозахватным устройствам, их виды и назначения
  5. Требования предъявляемые к съемным грузозахватным приспособлениям
  6. Классификация грузозахватных приспособлений
  7. Классификация по способу крепления грузозахватных приспособлений к грузу
  8. Классификация по степени автоматизация грузозахватных устройств и приспособлений
  9. Классификация по способу поворота грузозахватных приспособлений
  10. Рисунок таблица общей классификации приспособлений ГУ
  11. Техническое освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений
  12. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  13. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
  14. 3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ
  15. 4. ПОРЯДОК ОСМОТРА И БРАКОВКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАР

Грузозахватные устройства: ⛓
классификация, назначение, технические характеристики.

Так же читают

Регистрация кранов КС |
Кто даёт разрешение на работу самоходных кранов |
Кто допускаются к управлению самоходными кранами КС |
Документация используемая при эксплуатации самоходных кранов |

Общие характеристики грузозахватных приспособлений и их классификация

Перемещения строительных грузов

( строительных конструкций, строительных материалов и др. ) при строительно-монтажных работах осуществляются грузоподъемными машинами с помощью различных типов грузозахватных устройств ( ГУ ).

Грузозахватные приспособления предназначены быть связующим звеном между рабочим органом грузоподъемной машины и грузом. К стреле крана обычно с помощью канатов подвешивают крюк, на который груз крепится гибкими стропами, закрепленными на грузе, или удерживается специальными съемными ГУ подвешенными к крюку.

ГУ может жестко соединяться с подвижной стрелой крана. В этом случае кран является манипулятором; обеспечивающий точность установки ГУ в месте взятия груза и установки его в требуемое положение.

Что относится к грузозахватным устройствам, их виды и назначения

К грузозахватным приспособлениям относятся приспособления и механизмы, которые разработаны для поднятия и удержания различных грузов и являются составной частью грузоподъемной машины.

Виды грузозахватных устройств бывают универсальные и специализированные.

ГУ общего назначения, или универсальные, пригодны для подвески любых грузов. К ним относятся универсальные стропы, сетки, грузовые площадки, используемые в сочетании с крюками или петлями.

Назначения специализированных ГУ является в перемещении определенных грузов и конструктивно выполняются с учетом всех основных свойств данных грузов и их особенностей. Особенностями использования данных видов грузозахватных устройств это их широкая номенклатура и области применения при разнообразии грузов ( в основном тяжелых ) и условие их перенесения грузоподъёмными машинами.

Применение специализированных ГУ это механизация труда и автоматизация выполнения отдельных операций для обеспечения значительного сокращения общей продолжительности цикла работы подъемной строительно-монтажной машины что, даёт увеличение рабочих циклов и повышение производительности труда.

Требования предъявляемые к съемным грузозахватным приспособлениям

  • надежность в работе ( полное исключение случайного отрыва груза, поломок и неполадок отдельных деталей и узлов ) ;
  • автоматизация процессов захвата и освобождения груза;
  • обеспечение сохранности захватываемого груза;
  • минимальная собственная масса в сравнении с массой поднимаемого груза;
  • простота конструкции;
  • удобство в обращении;
  • соответствие особенностям технологических процессов и операций СМР.

Особенно необходимо отметить, что важнейшим требованием это полная надежность работы грузозахватных устройств.

Классификация грузозахватных приспособлений

Классификация по способу крепления грузозахватных приспособлений к грузу

Съемные ГУ крепится к грузу различными способами ( рис. ниже )

  • путем подхвата — груз опирается на элементы ГУ и поддерживается ими;
  • путем зажима — груз, зажимается элементами ГУ и удерживается в нем силой трения;
  • путем притяжения — груз удерживается грузозахватным приспособлением за счет, электромагнитного или вакуумного воздействия между ними;
  • путем зачерпывания — груз, обычно сыпучий, зачерпывается элементами ГУ и размещается в нем.

В ряде случаев взаимодействие съемных грузозахватных приспособлений с грузом в процессе его захвата и перенос может происходить несколькими способами: зажим и подхват, притяжение и подхват.

Классификация по степени автоматизация грузозахватных устройств и приспособлений

Особенно большое значение имеет степень автоматизации операций для захвата и освобождения груза.

При автоматическом управлении процесс захвата и освобождения груза от ГУ полностью автоматизирован.

При полуавтоматическом управлении автоматизирован только процесс захвата или освобождения груза.

При дистанционном управлении взаимодействие удерживающего приспособления с грузом обеспечивается специальным устройством, управляемым крановщиком из кабины крана или с выносного пульта.
Конструкции таких устройств бывают различными и часто зависят от привода захватных органов ( гравитационный, электрический, гидравлический, пневматический и т.д. ) .

Классификация по способу поворота грузозахватных приспособлений

По способу поворота различают ГУ свободно поворотные ( вращаются совместно с крюком на его подпятнике под действием усилий стропальщика, инерционных или ветровых нагрузок ) и принудительно поворотные ( вращаются специальным приводным поворотным механизмом, встроенным в ГУ или крюковую обойму ) , управляемые крановщиком.
Для перемещения элементов применяют ручной, механический, гравитационный, гидравлический и пневматический привод.

Рисунок таблица общей классификации приспособлений ГУ

Техническое освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений

Съёмные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи, и т.п.) после изготовления и ремонта подлежат техническому освидетельствованию и испытаны нагрузкой, в 1,25 раз превышавшую их номинальную грузоподъёмность.

Более подробно о техническом освидетельствовании ГУ читайте на странице «Техническое освидетельствование грузозахватных приспособлений»

Источник

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Металлические съемные грузозахватные приспособления и тара используются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин (кра нов, кранов-трубоукладчиков, кранов-манипуляторов, подъемников, вышек и других машин и механизмов). Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузоч ных и других работ с применением грузоподъемных машин про изводятся при помощи съемных грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов использу ется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

1.2. В зависимости от условий производства работ, геометриче ских размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном испол нении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными орга нами различных конструкций. В качестве гибкого несущего эле мента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже — цепи и ленты.

1.3. Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значитель но удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органиче ских растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

1.4. Преимуществами стальных цепей по сравнению со сталь ными канатами являются их высокая гибкость, простота кон струкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

1.5. По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветве вые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехвет вевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы — для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп с крюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата и перемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.

1.6. Многоветвевые стропы используют для подъема и переме щения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для стропов ки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

1.7. Универсальные стропы применяют при подъеме груза, об вязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

1.8. Траверсы используют для подъема и перемещения длин номерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возни кающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк кра на при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчи ваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистан ционное управление).

1.9. Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажи мы для листов, а также другие приспособления.

1.10. Наиболее распространенными видами стальной техноло гической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штуч ных, жидких, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

1.11. В одной инструкции или нормативном документе невоз можно отразить все виды и конструктивные исполнения грузозах ватных приспособлений и тары, как и изложить требования безо пасности, предъявляемые к ним. Поэтому на основании настоящей Типовой инструкции предприятия (организации), эксплуатирующие грузоподъемные машины, грузозахватные приспособления и тару, обязаны разработать и утвердить производственные инструк ции по безопасной эксплуатации металлических приспособлений и металлической технологической тары в соответствии с требова ниями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъ емных кранов , Правил устройства и безопасной эксплуатации кра нов-трубоукладчиков , Правил устройства и безопасной эксплуа тации грузоподъемных кранов-манипуляторов и других правил безопасности и нормативных документов.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Грузозахватные приспособления и тара относятся к разряду наиболее ответственных устройств, на которые распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Гос гортехнадзора России.

2.2. Проектирование грузозахватных приспособлений и тары должны производить специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных ви дов деятельности» и нормативными документами.

2.3. Основными требованиями при проектировании и изготов лении грузозахватных приспособлений и тары являются:

прочность и надежность конструкции грузозахватного приспо собления и тары;

минимальная собственная масса по сравнению с массой под нимаемого груза;

удобство в обслуживании и обращении;

обеспечение сохранности захватываемого груза;

соответствие особенностям технологических процессов и про ектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).

2.4. Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должны производиться в соответствии с требовани ями РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Расчет стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа вет вей канатов и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стро пов, предназначенных для определенного груза, может быть при нят фактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натя жение всех ветвей.

2.5. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные ор ганизации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора, выдан ную в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2.6. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными доку ментами и технологическими картами. В случае применения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

2.7. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта — на предприя тии, на котором они ремонтировались. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию на грузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

2.9. Съемные грузозахватные приспособления должны снаб жаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (приложение 1 к настоящей Типовой инструкции).

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

3.1. Владельцы грузоподъемных машин, тары и съемных грузо захватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем органи зации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзо ра и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

3.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопас ной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособле ний, производственной тары и принимать меры по предупрежде нию нарушений правил безопасности.

3.3. Инженерно-технический работник, ответственный за со держание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозах ватных приспособлений и производственной тары (если содержа ние их в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведения периодических осмотров, технических обслу живаний и ремонтов в установленные графиком сроки, система тического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

3.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кра нами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, обязано не допускать ис пользования немаркированных, неисправных или не соответству ющих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозах ватных приспособлений и производственной тары.

3.5. Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк грузоподъемной машины, за исключением случаев, ука занных в п. 3.6. настоящей Типовой инструкции, согласно требова ниям правил безопасности должны назначаться стропальщики.

3.6 . Для навешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цап фы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или дру гой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтома тическими захватами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе для подготовки стропальщиков.

3.7. Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующи ми организациями должны быть разработаны способы правиль ной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и кранов щикам или вывешено в местах производства работ.

3.8. Владельцем грузоподъемных машин или специализирован ной организацией должны быть разработаны способы обвязки де талей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.

3.9. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные при способления и тара, не прошедшие осмотра и технического осви детельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузо захватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немарки рованной и поврежденной тары.

3.10. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологи ческим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов.

3.11. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъ ему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

3.12. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

3.13. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие прави ла строповки:

при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;

под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, дву тавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскаль зывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах;

не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза кра ном исключалась возможность задевания этими концами за встре чающиеся на пути предметы.

3.14. Для изготовления подкладок под острые углы металличе ских грузов могут быть использованы самые разнообразные ма териалы и отходы производства (рис. 1): дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

3.15. Перемещение мелкоштучных грузов должно производить ся в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.

Рис. 1. Типы подкладок под стропы:

а — из дерева; б — из разрезанных труб;
в — из разрезанных труб и согнутых угольников;
г — из отходов резинотканевых шлангов;
д — из ремней

3.16. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их го ризонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

3.17. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на пред назначенное для этого место, где исключается возможность паде ния, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены со ответствующей прочности подкладки, для того чтобы стропы мог ли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза.

3.18. При работе грузоподъемной машины не допускаются подъ ем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов, цепей.

4. ПОРЯДОК ОСМОТРА И БРАКОВКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАР

4.1. Согласно требованиям правил безопасности стропальщи ки должны производить осмотр съемных грузозахватных приспо соблений и производственной тары перед их использованием для подъема и перемещения грузов с применением грузоподъемных машин.

4.2. Инженерно-технические работники, ответственные за со держание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крана ми-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими гру зоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозах ватных приспособлений в следующие сроки:

стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;

траверс, захватов и тары — каждый месяц;

редко используемых съемных грузозахватных приспособле ний — перед выдачей их в работу.

4.3. При осмотре канатных стропов необходимо обращать вни мание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыка ющих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

4.4. Для оценки безопасности использования канатов приме няют следующие критерии:

характер и число обрывов проволок, в том числе наличие об рывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

поверхностный и внутренний износ;

поверхностная и внутренняя коррозия;

местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сер дечника;

деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавли вания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т.п.;

повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

4.5. Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Стропы из канатов
двойной свивки

Число видимых обрывов проволок
на участке каната стропа длиной

Источник

Читайте также:  Прайс листы монтажа отопления

Испытания грузозахватных приспособлений |
Периодичность испытания переносных грузозахватывающих устройств |
Какие требования предъявляют к статическим испытаниям грузозахватного приспособления |

Виды технического освидетельствования |
Периодичность технического освидетельствования крана |
Какой нагрузкой проводятся статические испытания крана |
Какие Испытательные грузы применяются при освидетельствовании |