Грузоподъемные устройства для монтажа

Грузоподъемные машины и механизмы для монтажных работ

К грузоподъемным машинам относятся краны, подъемники и лебедки. В соответствии со своим назначением эти виды машин применяются на строительно-разгрузочных работах, для вертикального перемещения различных грузов. В зависимости от выполняемых работ, составляющих монтажный процесс, машины делятся на монтажные и вспомогательные: монтажные используются для выполнения основных операций монтажа, подъема и установки конструкций в проектное положение; вспомогательные применяются на подготовительных и вспомогательных работах, разгрузке, укрупненной сборке и т. д. По степени мобильности они подразделяются на стационарные и передвижные.

Стационарные монтажные машины характеризуются строго определенной зоной монтажа. К ним относятся монтажные стрелы, мачты, башенные, портальные подъемники и т. д.

Монтажные стрелы — трубчатый или решетчатый металлический стержень, снабженный шарнирной опорой, грузовым и стреловым полиспастами и двухбарабанной лебедкой. Такие машины используют при монтаже конструкций в местах, недоступных для работы кранов. Стрелы прикрепляют к смонтированным конструкциям или мачтам.

Монтажная мачта — металлическая стойка трубчатой или решетчатой конструкции, устанавливаемая с наклоном к вертикали под углом до 20. 30° и раскрепленная за оголовок четырьмя вантами, прикрепляемыми к якорям. Мачта оснащается полиспастом и лебедкой. Грузоподъемность стандартных мачт доходит до 500 т.

Шевр — А-образная опора из двух мачт, соединенных вверху и внизу регелями.

Портальные гидравлические и тросовые подъемники — П-образная металлическая конструкция. Практически могут быть любой грузоподъемности. Подъем груза осуществляется с помощью системы полиспастов или гидравлических систем шагающего принципа.

Читайте также:  Поликарбонат сотовый для теплиц монтаж

Байтовые мачтово-стреловые краны — мачта, к которой прикреплены стрелы. Горизонтальные стрелы крепят в верхней части мачты, наклонные — в нижней. Грузоподъемность таких кранов может доходить до 40 т, высота подъема груза — до 40 м. Их применяют на монтаже высоких сооружений с тяжелыми элементами.

Приставные башенные краны устанавливают возле строящегося здания или сооружения, прикрепляя их башни к возведенным конструкциям; башни наращивают по мере возведения здания или сооружения. Разновидностью такого вида кранов является самоподъемный кран.

Передвижные монтажные краны в зависимости от формы и размеров рабочей зоны действия делятся на ограниченно-мобильные и мобильные.

Ограниченно-мобильные краны — перемещение их сдерживается подкрановыми путями. К ограниченно-мобильным относятся башенные передвижные, козловые, рельсовые самоходные и другие краны.

Башенные передвижные краны выпускают различного назначения и конструктивного исполнения. Для промышленного строительства производятся краны грузоподъемностью от 2 до 75 т с максимальной высотой подъема крюка 96 м и вылетом его до 66 м. Число секций башни может изменяться. Краны оснащаются стрелами различной конструкции и длины. На монтаже могут применяться краны без башни, в стреловом исполнении.

С помощью башенных кранов можно производить подъем элементов, подачу их к месту монтажа путем поворота башни, изменения вылета крюка или маневрируя при перемещении крана по путям.

Козловые краны выпускаются грузоподъемностью до 80 т с пролетом до 74 м и высотой подъема крюка до 31 м.

Рельсовые самоходные краны чаще всего предназначены для монтажных работ при возведении определенных сооружений. Они могут быть оснащены только стрелой или выполнены в башенно-стреловом варианте. Наиболее распространенные модели имеют грузоподъемность 5. 21 т, высоту подъема крюка до 32 м и вылет до 50 м.

Железнодорожные краны перемещаются по рельсовым путям нормальной колеи, это ограничивает их мобильность и позволяет осуществлять монтажные работы лишь на объектах, расположенных в непосредственной близости от железнодорожного пути. Краны характеризуются грузоподъемностью от 16 до 30 т, высотой подъема крюка 19. 26 м и вылетом 15. 23 м.

Мобильные монтажные машины могут свободно перемещаться относительно строящегося объекта. К ним относятся стреловые самоходные краны на гусеничном и пневмоколесном ходу, автомобильные и тракторные краны, краны-трубоукладчики и др.

Стреловые самоходные краны на гусеничном и пневмоколесном ходу широко применяются в промышленном строительстве, обладают большой маневренностью. Грузоподъемность их доходит до 160 т, высота подъема крюка до 56 м, вылет 3. 38 м.

Самоходные стреловые краны могут быть оснащены башенно-стреловым оборудованием с длиной маневренного клюва до 40 м, высотой подъема крюка до 107 м и вылетом до 65 м. Гуськи и клювы, которыми дооборудуются стрелы, способствуют повышению маневренности кранов в процессе монтажа и значительно увеличивают подстреловое пространство.

Автомобильные краны широко применяются на погрузочно-разгрузочных работах, при усилении и укрупнении конструкций, а также при монтаже сравнительно небольших по параметрам рассредоточенных объектов. Разнообразное стреловое оснащение автомобильных кранов придает им большие технологические возможности. Краны выпускаются грузоподъемностью до 16 т, с высотой подъема крюка 6. 27 м и вылетом 6. 20 м.

Разновидностью автомобильных кранов являются краны на спецшасси, отличающиеся высокой грузоподъемностью (до 100 т) и значительной высотой подъема крюка (до 67 м).

К специальным монтажным машинам, предназначенным для монтажа определенных конструкций и сооружений, относятся краны для монтажа градирен, машины для монтажа сооружений из армоцемента, гидравлические подъемники, трубоукладчики и др.

Краны-трубоукладчики — это самоходные гусеничные машины с боковой подвеской стрелы; являются основными грузоподъемными средствами при прокладке сетей водопровода и канализации. Они выполняют работы по сопровождению очистных и изоляционных машин, поддержанию трубопроводов при сварке и непосредственной укладке трубопроводов в траншею. Трубоукладчик может производить погрузочно-разгрузочные работы, а также незначительные монтажные работы при устройстве каналов, колодцев, камер, неглубоких насосных станций и др. Как кран он обеспечивает подъем и опускание груза, изменение вылета стрелы с грузом, передвижение вместе с ним. Трубоукладчики могут оснащаться бульдозерным, рыхлительным, бурильным и сваебойным оборудованием для выполнения соответствующих работ.

По виду привода исполнительных механизмов краны-трубоукладчики могут быть с механическим и гидравлическим приводами. С механическим приводом выпускаются машины: грузоподъемностью 12 и 12,5 т — для монтажа трубопроводов диаметром до 720 мм, грузоподъемностью 15, 20 и 35 т — для монтажа трубопроводов соответственно диаметром до 720, 1020 и 1420 мм. Существенным недостатком кранов с механическим приводом является отсутствие плавного пуска механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы. Трубоукладчики с гидравлическим приводом лишены такого недостатка. Они выпускаются грузоподъемностью 6,3 т для укладки трубопроводов диаметром до 426 мм, а также грузоподъемностью 50 т и выше для выполнения подъемно-транспортных работ на строительстве трубопроводов диаметром 1420 мм и более.

Источник

Классификация и назначение грузоподъёмных устройств.

Механизация грузоподъемных операций не только облегчает труд рабочих, но и делает его производительней. Детали массой: более 18 кг при выполнении слесарных и сборочных работ следует, как правило, перемещать и устанавливать с помощью подъемно-транспортных средств. Сборочные цеха и участки должны оснащаться подъемно-транспортным оборудованием в целях уменьшения ручных трудоемких работ.

Устройства для подъема, опускания и перемещения грузов.

Подъем, опускание и перемещение грузов называют такелажными работами. Для выполнения этих работ используют различное оборудование: подъемные краны, лебедки, тали, тельферы, домкраты, отводные блоки и блочные обоймы, полиспасты, приспосо­бления для размещения грузоподъемных устройств.

Классификация и назначение подъемных кранов.

При выпол­нении сборочных работ наиболее часто применяют консольный настенный поворотный кран и электрическую кран-балку.

Консольный настенный поворотный кран (рис. 1) с пере­менным вылетом и ручным приводом монтируется на специаль­ной стойке — штанге, которая крепится к стене и полу производ­ственного помещения. Основным узлом такого устройства, обе­спечивающим подъем груза, является лебедка 1 с ручным приводом. Изменение вылета стрелы крана достигается за счет перемещения тележки 3 по направляющим горизонтальной балки. Перемеще­ние тележки 3 осуществляется вручную при помощи каната 4. Ка­нат соединен с цепным колесом 2, которое поворачивается также вручную при помощи цепи.

Электрический кран-балка (рис. 2) относится к межопера­ционному внутрицеховому транспорту и предназначен для пере­мещения деталей и сборочных единиц с одного рабочего места на другое. Кран-балка состоит из металлической фермы 2, в центре которой установлен электрический двигатель 3 с редуктором 4, ко­торый соединен с трансмиссионным валом 11. Вал через зубчатые передачи передает вращение на ведущие колеса 1, установленные па рельсы 12 межпролетных железобетонных балок. В нижней ча­сти фермы имеется три силовых электрических провода 5 и дву­тавровая балка 6, по которой на колесиках передвигается тельфер 10. Во внутреннюю часть тельфера установлен барабан, на кото­ром намотан грузоподъемный трос 7 с грузовым крюком 8. При перемещении груза 9 управление кран-балкой осуществляется с дистанционного пульта (на рисунке не показан).

Классификация и назначение лебедок.

Лебедки (рис. 3), при­меняемые для перемещения грузов, могут быть с ручным и меха­ническим приводом. Все лебедки снабжаются тормозными устрой­ствами, предупреждающими самопроизвольное опускание груза.

Лебедка с ручным приводом (рис. 3, а) состоит из станины 1, скрепленной тягами 2. Вращение от рукоятки 5 передается бара­бану 3 через зубчатую передачу 4. Поднятый груз удерживается от самопроизвольного опускания при помощи храпового механизма 6.

Лебедка с механическим приводом (рис. 3, б), чаще всего электрическим, широко применяется в механизмах подъема грузов как самостоятельно, так и в паре с монтажными полиспастами, ко­торые могут входить в комплект такелажных средств (мачт, порта­лов, шевров и др.). Монтажные лебедки снабжены электромагнит­ным тормозом, который включают в цепь электрического двигателя так, чтобы при его пуске тормозные колодки освобождали тормоз­ной диск, а при остановке — затормаживали всю систему передач.

Такая лебедка состоит из барабана 7, редуктора 11, тормоза 10 и электрического двигателя 9. Все механизмы лебедки крепятся на общей несущей раме 8.

Классификация и назначение талей и тельферов.

Тали предна­значены для подъема, опускания и перемещения деталей и узлов небольшой массы. Применяют тали в тех случаях, когда использо­вание подъемных кранов или других грузоподъемных средств за­труднено или невозможно. В зависимости от конструкции приво­дного механизма различают червячные, шестеренные и рычаж­ные тали.

Червячная таль состоит из обоймы, в которой расположен механизм подъема, состоящий из чугунного червячного колеса, отлитого как единое целое с цепной звездочкой. Цепная звездочка обеспечивает вертикальное перемещение грузовой цепи. Движение цепной звездочке передается от червяка. Для талей применя­ют пластинчатые или сварные грузовые цепи, на которые подве­шивают крюк для закрепления поднимаемого груза. Грузоподъем­ность таких талей составляет до 100кг. Высота подъема груза не превышает, как правило, 3 м.

Таль с червячным приводом (рис. 4) устроена следующим образом. Грузовая пластинчатая цепь 8 устанавливается на звез­дочке 2 червячного колеса 4. Таль снабжена дисковым или кониче­ским тормозом 1, который срабатывает от осевого усилия червя­ка 7. Вращение червяка, а следовательно, и червячного колеса со звездочкой осуществляется приводной цепью 6 через цепное при­водное колесо 5. Тали на месте работы подвешиваются при помо­щи крюка 3.

Шестеренная таль состоит из корпуса, в котором размещена звездочка грузовой цепи, планетарный шестеренный механизм привода и дисковый тормоз. На приводном валу установлена тяго­вая звездочка, а на втулке с винтовой нарезкой свободно посаже­на звездочка грузовой цепи и храповое колесо, обеспечивающее удерживание груза от самопроизвольного опускания.

При вращении тяговой звездочки в сторону подъема она сме­щается по винтовой нарезке, входит в зацепление с храповым ко­лесом и заставляет его вращаться. Вращение приводного вала пе­редается через планетарный редуктор на звездочку грузовой цепи. При опускании груза тяговая звездочка смещается по винтовой втулке в обратную сторону и выходит из зацепления с храповым колесом, освобождая его.

У шестеренных талей КПД выше, чем у червячных, они способ­ны обеспечить большую скорость при подъеме груза.

Рычажная таль состоит из силового неподвижного узла, свя­занного с цепью, двух крюков и приводного рычага (рукоятки). Таль на рабочем месте подвешивают за верхний крюк. Подъем или опускание груза производится качанием рукоятки на угол 90°. Переключение тали с подъема на опускание груза осуществляется при помощи специального фиксатора, который смонтирован в корпусе рукоятки.

При необходимости перемещения груза в горизонтальном на­правлении ручную таль подвешивают за крюк (см. рис. 4) к тра­версе 6 на монорельсовой тележке (рис. 5), которая перемещает­ся по рельсу. Тележка снабжена колесами 2, установленными на осях 3, которые крепятся в боковых накладках 4, стянутых шпиль­ками 5.

Тельферы (рис. 6) изготавливают с электрическим приводом. Тельфер состоит из грузового канатного барабана 3, редуктора и фланцевого электрического двигателя 6. Грузоподъемность тель­фера обычно не превышает 5 т. Передвижные тельферы крепятся к механизированной тележке 1, которая имеет отдельный элек­трический привод. Тележка может перемещаться вдоль монорель­сового пути 2. Управление работой тельфера осуществляется с дистанционного пульта 4, который подвешивают на гибком кабеле 5 к корпусу тельфера.

Классификация и назначение домкратов.

Домкраты относятся к группе простейших грузоподъемных механизмов и применяются для подъема на небольшую высоту, опускания и горизонтального перемещения деталей и узлов. В отличие от других грузоподъем­ных устройств домкраты поднимают груз снизу, что создает не­устойчивое равновесие, требующее предохранения от опрокиды­вания.

По принципу действия и конструктивному исполнению дом­краты подразделяются на винтовые, реечные и гидравлические.

Винтовые домкраты (рис. 7, а) надежно удерживают под­нятый груз в любом положении и могут плавно его опускать. Угол подъема резьбы ходового винта домкрата составляет 4…5°, что обеспечивает его самоторможение в процессе поднятия и опуска­ния груза. Винтовые домкраты просты по конструкции и надежны в работе. Домкрат состоит из винта 2 с головкой 4, гайки 3 и кор­пуса 1. Ниже головки на стержне винта находится рукоятка 5, ко­торая обеспечивает вращение винта. Грузоподъемность винтовых домкратов составляет от 1 до 20 т.

Реечные домкраты (рис, 9.7, б) обеспечивают подъем груза за счет зубчатой рейки, которая перемещается внутри домкрата по направляющим. По конструкции различают рычажно-реечные и реечно-зубчатые домкраты. Грузоподъемность реечных домкратов достигает 15 т.

Реечный домкрат имеет корпус 7 из листовой стали, внутри ко­торого находится зубчатая рейка 8, заканчивающаяся вверху вра­щающейся на пальце опорной головкой. При подъеме груза дви­жение от рукоятки 10 передается через ведущий вал и зубчатое колесо 9 к зубчатому колесу 6, которое находится в зацеплении с зубчатой рейкой 8. Поднятый груз удерживается от самопроизвольного опускания при помощи храпового механизма (на рисун­ке не показан).

Гидравлические домкраты (рис. 7, в) работают по принципу нагнетания рабочей жидкости с помощью насоса (с малым диаме­тром поршня) в рабочий цилиндр. Воздействуя на большую пло­щадь рабочего поршня, жидкость создает значительную силу, ко­торая используется для подъема груза. Гидравлические домкраты отличаются большой грузоподъемностью, достигающей 750 т, относительно высоким КПД и плавностью работы.

Поршневой гидравлический домкрат состоит из цилиндра 15, поршня 14 и резервуара 13 для гидравлической жидкости, в кото­рый помещен плунжерный насос 12, приводимый в действие ры­чагом 11. При работе насоса жидкость подается в цилиндр и под­нимает поршень с грузом.

Конструкция и назначение вспомогательных приспособлений для подъема и перемещения грузов.

К таким устройствам отно­сятся отводные блоки, блочные обоймы и приспособления для размещения грузоподъемных устройств.

Отводные блоки и блочные обоймы используют в грузоподъ­емных устройствах для закрепления грузов при их подъеме и пе­ремещении. Отводные блоки позволяют изменить направление движения каната за счет использования одного или двух блоков. Для удобства монтажа каната на блоки их выполняют с откидной щекой (рис. 8, а), со съемной серьгой (рис. 8, б) или со съем­ным крюком (рис. 8, в).

Приспособления для размещения грузоподъемных устройств.

Приспособления применяют в тех случаях, когда при отсутствии стационарных подъемных устройств необходимо произвести ра­боты по сборке крупногабаритного промышленного оборудова­ния. Выбор таких приспособлений зависит от массы перемещае­мых деталей и узлов. Наиболее простыми и распространенными приспособлениями, применяемым для этих целей, являются козлы, треноги и мачты.

Козлы применяют для подъема грузов массой до 12 т и изго­тавливают из деревянных бревен. Козлы состоят из четырех сто­ек, двух поперечин и четырех раскосов. На поперечины уклады­вают балку или рельс, на котором крепят грузоподъемный меха­низм. Размеры бревен и балок для изготовления козел выбирают по справочным таблицам в зависимости от массы поднимаемого груза.

Треноги (рис. 9) используют для подъема грузов относительно небольшой массы, как правило, не превышающей 3 т, на высоту до 2,5 м. Чаще всего треноги изготавливают из металлических труб, реже — из древесины.

Мачты (рис. 10, а) служат для подъема грузов массой до 50 т. Используют мачты в тех случаях, когда при сборке промышленно­го оборудования невозможно или нецелесообразно применение кранов.

В вертикальном или в заданном наклонном положении мачты удерживают с помощью расчалок — вант (рис. 10, б). Число вант определяют исходя из условий работы, но оно не может быть ме­нее трех.

Источник