- Распиновка разъема для диагностики
- Назначение OBD2 определить:
- Виды разъемов с распиновкой OBD2
- Варианты распиновок
- Как прозвонить розетку мультиметром
- Определение неисправности розетки с помощью мультиметра – замеры параметров и прозвонка питающих линий
- Замеры параметров электросети в розетке
- Замеры напряжения
- Определение фазы, нуля и заземления в розетке
- Как прозвонить розетку
- Как определить КЗ в розетке
- Как прозвонить электрическую линию от розетки до электрощита
Распиновка разъема для диагностики
Сегодня речь пойдет о распиновке разъема для диагностики.
Со временем появления в автомобилях электронных систем управления от микропроцессоров также возникла необходимость проверки параметров работы самих блоков и соединительных электрических цепей. С этой целью изобрели оборудование, получившее название OBD (On Board Diagnostic), изначально он только выдавал только информацию о неисправности, без каких-либо уточнений.
В современных автомобилях с помощью разъема OBD с стандартной распиновкой разъема для диагностики к бортовому компьютеру можно подключить специальный адаптер или сканер и провести полную диагностику самостоятельно практически любому автомобилисту. С 1996 года в США была разработана вторая концепция стандарта OBD2, которая стала обязательной для вновь выпускаемых автомобилей.
Назначение OBD2 определить:
- тип диагностического разъема;
- распиновку разъема для диагностики;
- электрические протоколы связи;
- формат сообщения.
В Евросоюзе принят EOBD, в основе которого лежит OBD2. Он обязателен для всех авто с января 2001 года. OBD-2 поддерживает 5 протоколов обмена данными.
Зная место расположение и стандартную распиновку разъема OBD2, можно провести проверку авто самостоятельно. Благодаря повсеместному внедрению OBD2 при диагностики автомобиля можно получить код ошибки, который будет одинаковым вне зависимости от марки и модели авто.
Стандартный код содержит структуру Х1234, где каждый символ несет свою смысловую нагрузку:
- Х — единственный буквенный символ, позволяющий узнать неисправную систему (двигатель, коробка, электронные блоки и т. д.);
- 1 — представляет собой общий код стандарта OBD2 или дополнительные коды завода;
- 2 — уточнение места неисправности (система питания или зажигания, вспомогательные цепи и т. д.);
- 34 — порядковый номер ошибки.
Распиновка диагностического разъема OBD2 имеет особенный штекер питания от бортовой сети, это позволяет использовать любые сканеры и адаптеры без дополнительных электрических цепей. Если раньше протоколы диагностики показывали лишь общую информацию о наличии какой-либо проблемы, то сейчас, благодаря связи диагностического устройства с электронными блоками автомобиля можно считать более полную информацию о конкретной неисправности.
Каждое подключаемое диагностическое оборудование обязательно соответствует одному из трех международных стандартов:
Расположение диагностического разъема с распиновкой OBD2 для диагностики может сильно отличаться в различных автомобилях. Никакого единого стандарта для местоположения нет, тут вам поможет инструкция по эксплуатации автомобиля или ловкость рук.
Ниже несколько распространенных точек для удобства поиска:
- в прорези нижнего кожуха панели приборов в районе левого колена водителя;
- под пепельницей, установленной в центральной части панели приборов (некоторые модели Пежо);
- под пластиковыми заглушками на нижней части панели приборов или на центральной консоли (характерно для продукции концерна VAG);
- на задней стенке панели приборов за корпусом перчаточного ящика (некоторые модели Лада);
- на центральной консоли в районе рычага стояночного тормоза (встречается на некоторых машинах
- в нижней части ниши подлокотника (распространено на французских автомобилях);
- под капотом вблизи моторного щита (характерно для некоторых машин корейского и японского производства).
Многие автомобилисты также иногда намеренно переносят разъем распиновку OBD2 в другое не всегда стандартное место, это может быть связано с ремонтом электропроводки или с защитой автомобиля от угона.
Виды разъемов с распиновкой OBD2
В начале 2000 годов не существовало строгих требований к наружной форме разъема, и многие автопроизводители самостоятельно назначали конфигурацию устройства. На сегодняшний день есть два типа разъема OBD 2, обозначаемые как Тип А и Тип В.
Оба штекера практически одинаковые внешне и имеют 16-пиновый выход (два рядя по восемь контактов), отличие состоит только между центральными направляющими пазами.
Нумерация пинов в колодке ведется слева направо, при этом в верхнем ряду стоят контакты с номерами 1-8, а в нижнем — с 9 по 16. Наружная часть корпуса выполнена в форме трапеции со скругленными углами, что обеспечивает надежное подключение диагностического переходника. На фото оба варианта устройств.
Разновидности разъема — Тип A слева и Тип B справа
Разъем OBD 2 — распиновка
Ниже представлена схема и назначение контактов в разъеме с распиновкой OBD2, которые определены стандартом.
Нумерация штекеров в разъеме
Общее описание штекеров:
1 — резервный, на данный пин может выводиться любой сигнал, который установит завод-изготовитель автомобиля;
2 — канал «К» для передачи различных параметров (может обозначаться — шина J1850);
3 — аналогично первому;
4 — заземление разъема на кузов автомобиля;
5 — заземление сигнала диагностического адаптера;
6 — прямое подключение контакта CAN-шины J2284;
7 — канал «К» по стандарту ISO 9141-2;
8 — аналогично контактам 1 и 3;
9 — аналогично контактам 1 и 3;
10 — пин подключения шины стандарта J1850;
11 — назначение пина задается заводом-изготовителем автомобиля;
14 — дополнительный пин CAN-шины J2284;
15 — канал «L» по стандарту ISO 9141-2;
16 — положительный вывод напряжения бортовой сети (12 Вольт).
Примером заводской распиновки разъема OBD 2 может служить Хендай Соната, где на пин 1 подается сигнал от блока управления антиблокировочной системы, а на пин 13 — сигнал от блока управления и датчиков надувных подушек безопасности.
Варианты распиновок
В зависимости от протокола работы допускаются варианты распиновок:
При использовании стандартного протокола ISO 9141-2 он активизируется через пин 7, при этом пины 2 и 10 в разъеме неактивны. Для передачи данных применяются выводы с номерами 4, 5, 7 и 16 (иногда может задействоватся пин номер 15).
При протоколе типа SAE J1850 в варианте VPW (Variable Pulse Width Modulation) задействованы пины 2, 4, 5, а также 16. Разъем характерен для американских и европейских автомобилей Дженерал Моторс.
Использование J1850 в режиме PWM (Pulse Width Modulation) предусматривает дополнительное задействование вывода 10. Такой тип разъема используется на продукции концерна Ford. Для протокола J1850 в любом виде характерно неиспользование вывода с номером 7.Начало формы
Конечно, для многих подобные схемы и описания распиновок разъема OBD2 очень сложны и неестественны. Зачастую, автомобилисты предпочитают периодически отдавать свой авто в профильный автосервис и даже не думать о диагностических разъемах и, тем более, об их распиновках. Но все же стоит признать полезность самостоятельной диагностики. Опытные автомобилисты говорят о том, что иметь диагностический сканер в машине необходимо каждому автовладельцу для оперативной проверки своих сомнений в работе машины, проверки ошибок, настроек и подобного, что прежде всего сэкономит значительные деньги.
Очевидные преимущества самостоятельной диагностики через разъем OBD2:
- Экономия средств, СТО берут большие деньги за простую компьютерную диагностику
- Оперативно узнать ошибку и понять неисправность без помощи специалистов, не нужно нервничать в СТО и можно избежать придуманных поломок, как это часто бывает в недобросовестных сервисах.
Удачи вам в дороге и в диагностике автомобиля!
Источник
Как прозвонить розетку мультиметром
В бытовых условиях наиболее эффективный способ выявления причин неисправности электрических розеток – диагностика с помощью мультиметра или тестера. Замерив параметры и прозвонив электрические цепи, можно с высокой точностью выявить поврежденный участок для его оперативного ремонта и восстановления.
Термин ПРОЗВОНИТЬ – означает проверить электрическую цепь на разрыв. Произошёл он из-за звукового сигнала, который издаёт мультиметр в случае, если при тестировании линия не прерывается.
Довольно подробно о том, как прозванивать, что при этом происходит и многом другом – я уже писал, настоятельно советую прочитать. Много времени это не займет, но будет чрезвычайно полезно при диагностике неисправности электросети.
Как вы понимаете, прозвонив электророзетку, вы сможете определить лишь целостность цепей и линий. Это еще не гарантия полноценной работоспособности электроустановочного оборудования, но очень важный этап в диагностике. С учетом того, что физические повреждения составляют большую часть всех поломок и неисправностей, прозвонка наиболее эффективна.
Ниже, я опишу наиболее оптимальный алгоритм тестирования розеток, следуя которому вы наверняка сможете оперативно обнаружить причины их поломки.
Определение неисправности розетки с помощью мультиметра – замеры параметров и прозвонка питающих линий
В первую очередь я советую провести комплекс несложных замеров – наличия напряжения, фазы, нуля или заземления. Это сильно упростит процесс диагностики.
Если же по какой-то причине не имеете возможности или не хотите этого делать – сразу переходите к следующему пункту – прозвонке.
Замеры параметров электросети в розетке
Замеры напряжения
В первую очередь мультиметром определяется наличие напряжение и его величина. По ссылке вам доступна подброная пошаговая инструкция, как измерить напряжение в розетке самому.
— Если мультиметр показывает около 230 Вольт, значит электророзетка исправна. Стоит проверить электрооборудование, которое вы к ней подключали, возможно оно не работает и механизм здесь не при чем. Также нередко контакты разъема могут плохо прилегать к штырям электрической вилки, из-за деформации, окисления или загрязнения.
Здесь достаточно почистить контакты и поджать их. Чтобы всё снова правильно функционировало.
— Если же напряжения нет – переходим к следующему этапу
Определение фазы, нуля и заземления в розетке
Довольно подробно о том, как определить где фаза, ноль и заземление я уже писал. Останавливаться на этом подробно в этой статье я не стану, перейдите по ссылке и проведите комплекс несложных действий, описанных там, прежде чем продолжать диагностику.
Здесь основных варианта, почему может не работать, обычно три:
1. Нет фазы
2. Нет защитного нуля
3. Нет фазы и нуля
Отсутствие защитного нуля – заземления, напрямую на работоспособность не виляет – это лишь элемент безопасности. Но так как оно очень важно, я всегда советую его также проверять. Отсутствие заземления можно заметить лишь по косвенным признакам, вы долгое время не знать, что его нет. Но вы должны помнить, что именно оно может однажды спасти жизнь Вам и вашим близким.
Если в ходе диагностики, вы точно определили какая из линий неисправна, вам будет значительно проще не следующем этапе.
Как прозвонить розетку
Теперь, имея достаточный объем информации о неисправности розетки – можно приступать к прозваниваю проводки. Обычно, на этом этапе вы уже точно знаете, что, например, отсутствует Фаза и вам необходимо локализовать место повреждение электроцепи. Но, как я уже писал ранее, диагностику можно начинать сразу с прозвонки, просто этот метод менее эффективный и, соответственно, более долгий.
Внимание. Прозвонка мультиметром или тестером не требует наличия электрического тока в сети для проведения замеров. Обязательно отключите защитную автоматику, обесточьте контролируемую линию до начала диагностических работ и убедитесь, что напряжения в розетке нет.
Выключайте на тестере режим прозвонки или определения сопротивления (что в принципе одно и то же) и действуем по следующему плану:
Как определить КЗ в розетке
В первую очередь, прозваниваем на наличие короткого замыкания между фазой и нулём.
Для этого действуйте по следующей пошаговой инструкции:
1. Отключается подача электрического тока в месте проверки
2. Выбирается режим Позвонки на мультиметре
3. Красный щуп помещается в левое гнездо розетки, а черный в правое. Можно и наоборот, принципиальной разницы для чистоты эксперимента здесь нет
Дальше возможны два результата:
Вы услышите звуковой сигнал мультиметра и на дисплее значение близкое к «0», любое отличное от единицы. Это означает, что розетка неисправна! Контакты механизма или электропроводка, которая к ним подходит, в каком-то месте замкнуты.
Чаще всего, в таком случае, у вас наверняка сработал и не включался защитный автомат на эту группу, сигнализирующий о коротком замыкании (ссылка на статью). В этом случае необходимо искать место, в котором замыкается нулевой и фазный проводники.
Если же Звукового сигнала не последует, а на экране высвечивается неизменно «1». Это хороший знак, значит параллельные линии проводки не пересекаются и скорее всего, где-то произошёл обрыв одной из них. Переходите к следующему этапу.
Как прозвонить электрическую линию от розетки до электрощита
Далее, проверяется отдельно каждая линия от электророзетки до электрощита. В случае, если вы уже определили, что, например, у вас нет только фазного проводника – проверяете его. Если же вы не делали этого, прозваниваете все цепи.
Обычно, я прозваниваю целиком электрическую цепь от места, где точно известно, что все показатели в норме. Обычно это электрощит квартиры или дома, поэтому здесь в качестве примера используем именно эту схему.
Зачастую, проверяемый механизм находится не рядом с электрическим щитом, чаще в другом помещении, а может и на другом этаже дома. Провода от мультиметра до щупов значительно короче, поэтому для эффективного теста необходимо сделать удлинитель.
Для этого можно использовать бухту любого провода или кабеля, достаточно одной жилы. С одной стороны, он соединяется с токопроводящей частью щупа мультиметра, например, красного, а с другой стороны устанавливается зажим, например, так называемый «крокодил» или аналогиный щуп.
Далее, начинаем прозванивать каждый контакт механизма розетки отдельно:
Фазный – до выходной клеммы автомата, УЗО или дифавтомата
Нулевой – до нулевой шины в электрощите, клеммы узо или дифавтомата
Заземление – до шины заземления в электрощите
Ниже, показана подробная пошаговая последовательность действий при тестировании розетки мультиметром, на примере определения целостности подходящего к ней фазного проводника:
Если прозвонка показала, что фазный проводник поврежден и электрический сигнал не доходит до соответствующего разъема розетки – переходим к следующей части поиска неисправности – локализации места обрыва.
В таком случае, прозванивается сеть до любых промежуточных коммутационных элементов – обычно распределительных коробок. Там находится соединение фазного проводника – цепь прозванивается сначала от него до электророзетки, затем от него до электрощита.
В нашем случае, мультиметр покажет, что от электрического щита до распределительной коробки – контакт есть, а вот от коробки до розетки – он пропадает. Если на данной ветке, между этими двумя точками больше нет коммутационных аппаратов – других розеток или распаячных коробок, значит повреждение находится где-то на пути прохождения кабеля от данной коробки до электророзетки – обычно это вертикальный участок между ними.
Зная это, вы уже можете достаточно точно найти место разрыва, например, увидев, что недавно здесь устанавливалась картина – в тот момент и была поврежденаь фазная жила подходящего к розетке кабеля.
Помните: Довольно часто, проблемный узел – это место подключения жил питающего кабеля к механизму электроустановочного устройства. Клеммы ослабляются, проводники обгорают, выпадают из зажимов и т.д. – обязательно проверьте эти контакты. При этом вы также можете воспользоваться мультиметром, прозвонив соответствующие цепи.
Как видите, прозвонить розетку достаточно просто. Необходимо иметь простейший мультиметр или тестер, с функцией прозвонки и, кусок провода, для изготовления удлинителя.
Если жк вы знаете еще способы эффективного тестирования розеток используя лишь тестер и мультиметр – обязательно напишите. Также, как обычно, с удовольствием отвечу на все ваши вопросы, конструктивную критику и приму дополнения.
Источник